- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
"Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
Эскадренные миноносцы проекта "Z/41"
Уже в ходе войны командование немецким флотом отказалось от концепции крейсеров-разведчиков (Spahkreuzer). В связи с этим три корабля, первоначально заказанные как эсминцы "Z.40", "Z.41" и "Z.42", а позже перезаказанные как крейсера- разведчики "SP.1", "SP.2" и "SP.3", были вновь перепроектированы в эскадренные миноносцы. По новому проекту "Z/41" они имели водоизмещение на 2000 тонн меньше, чем "Spahkreuzer", а по размерами были схожи с проектом "Z/36.A(Mob)". Из проекта "Spahkreuzer" осталась только эшелонное размещение энергетической установки, сделавшее проект "Z/41" уникальным среди немецких эсминцев. Другой интересной особенностью было применение в проекте только четырех котлов. Мощность и расположение генераторов не должны были отличаться от последних эсминцев проекта "Z/36.A(Mob)", но генераторный отсек (с дизель- генераторами) был перенесен в нос и расположен перед носовым машинным отсеком.
Были подготовлены четыре варианта основного проекта "Z/41", имевших одинаковые размеры корпуса. Варианты обозначались литерами от "А" до "D". В целом различия вариантов были незначительны, но все же они были. Водоизмещение их было различно: 2995 тонн у двух первых вариантов и 2805
тонн у двух других. Проектная мощность механизмов равнялась соответственно 80.000 SHP и 70.000 SHР. Дальность плавания и запасы топлива у всех четырех вариантов различались в больших пределах: проект "Z/41.D" имел запас топлива на 57 % больший, чем проект "Z/41.A". Соответственно и расчетная дальность плавания у "Z/41.D" была больше на 60 %.
Внешне эти эсминцы мало отличались от предшественников, за исключением того, что иное вооружение несколько изменило силуэт. "Z/41" должны были иметь на вооружении три 2-орудийные башни LC/38 с 127-мм. орудиями, из которых одна находилась в носовой части, а две располагались в корме возвышенно одна над другой.
По этому проекту предполагали построить четыре корабля "Z.48", "Z.49", "Z.50" и "Z.51". 16 июня 1941 года для них были заказаны турбины, однако заказы на корпуса верфи "Germaniawerft", где их предполагали строить, так и не были выданы. Это произошло потому что морское командование не одобрило проект, отдав предпочтение эсминцам "Z/36.C" с гораздо лучшей системой управления огнем, новыми 128-мм. орудиями и обычным расположением главных механизмов. В конце концов 12 июня 1943 года все четыре эсминца были перезаказаны концерну "Deschimag" по проекту "Z/36.C". На воду эти эсминцы спущены не были. В ноябре 1944 года их постройка была полностью прекращена.
Проект разработан проектным бюро морского ведомства на базе "Z/36.A". Появление проекта было вызвано отказом от строительства разведывательных крейсеров "Spahkreuzer", в связи с чем появилась необходимость в проекте современного эсминца. Было разработано четыре варианта проекта, обозначенные литерами от "А" до "D". Тем не менее морское командование отказалось от проекта "Z/41" в пользу более лучшего "Z/36.C".
Предполагалось построить на верфи "Fr.Krupp A.G. Germania Werft" в Киле четыре эсминца этого проекта "Z.48" - "Z.51", причем окончательный вариант выбран не был вплоть до момента отказа от проекта. Строительство кораблей не начиналось, заказы на верфи не выдавались.
Несмотря на то, что прототипом проекта "Z/41" был выбран "Z/36.A" готовый проект достаточно сильно отличался от прототипа. Основные отличия заключались в составе и размещении артиллерии. Другим важным отличием было применение эшелонного расположения энергетической установки. Различия в силуэте были менее заметны и объясняются иным расположением артиллерии.
Водоизмещение стандартное:
"Z/41.A" и "Z/41.B" 2995 ts
"Z/41.С" и "Z/41.D" 2805 ts
Водоизмещение нормальное:
"Z/41.A" 3410 тм
"Z/41.B" 3555 тм
"Z/41.C" 3220 тм
"Z/41.D" 3395 тм
Водоизмещение полное:
"Z/41.A" 3705 ts
"Z/41.В" 3975 ts
"Z/41.С" 3515 ts
"Z/41.D" 3840 ts
Длина наибольшая 129,0 м.
Ширина наибольшая по КВЛ 12,7 м.
Осадка:
"Z/41.A" 4,12 м
"Z/41.B" 4,25 м
"Z/41.C" 3,90 м
"Z/41.D" 4,10 м
Двойное дно на протяжении МКО
Турбозубчатые агрегаты и паровые котлы МО (ЛБ) - КО - МО (ПБ) - КО
2 усовершенствованных турбозубчатых агрегата "Wagner-Deschimag"
2 трехлопастных винта
4 водотрубных двойных котла "Wagrier"
Мощность механизмов проектная:
"Z/41.A" и "Z/41.B" 80.000 ВЛС
"Z/41.C" и "Z/41.D" 70.000 ВЛС
Скорость по проекту при 40 % топлива:
"Z/41.A" 38,2 уз.
"Z/41.B" 37,4 уз.
"Z/41.C" 37,1 уз.
"Z/41.D" 36,4 уз.
Скорость по проекту при 75 % топлива:
"Z/41.A" 36,5 уз.
"Z/41.B" 35,3 уз.
"Z/41.C" 34,9 уз.
"Z/41.D" 33,7 уз.
Запас жидкого топлива полный:
"Z/41.A" 700 т.
"Z/41.B" 1050 т.
"Z/41.C" 700 т.
"Z/41.D" 1100 т.
Дальность плаванья при скорости 19 узлов:
"Z/41.A" 2150 миль
"Z/41.B" 3150 миль
"Z/41.C" 2300 миль
"Z/41.D" 3450 миль
2 балансирных руля параллельно.
6 127-мм/45-кал. орудий "SKC/34" в трех орудийных башнях "LC/38";
4 37-мм.автоматов "SKC/30" на двух двухствольных установках "С/30";
8 20-мм.автоматов "С/30" 4 - на счетверенных установках "L/38", 4 - на двухствольных лафетах;
8 533-мм. торпедных труб в двух четырехтрубных аппаратах, 8+4 торпед "G.7а" длиной 6,84 м.;
3 прожектора.
2 мотобота (1 катер и 1 моторный ял);
2 шлюпки (вельбот и двойка).