Развитие крейсеров класса "А" Японского Императорского флота. Часть 2 Крейсера класса "А" типа "Furutaka"

5. Авиационное вооружение.

7500-тонные крейсера предполагалось использовать в основном как корабли поиска и разведки (scouting or reconaissance = teisatsu), а также прикрытия линейного флота (protection = bogo), поэтому особо подчеркивалась необходимость приема на корабль как минимум одного самолета. Важнейшей задачей бортового разведчика должен был быть поиск кораблей противника по курсу движения своего флота.

Во время проектирования этих крейсеров в 1921- 1922 годах корабельная катапульта в иностранных флотах была в самой начальной стадии развития, поэтому японцы решили подождать дальнейшего прогресса в этой области, а тем временем оборудовать на крейсерах "взлетную" площадку (Take-off platform = Kassodai) (см. прим.39). Она представляла собой сооружение рельсового типа (модифицированная модель фирмы "Heinkel").

Платформа имела длину 27 метров и составлялась из двух частей: 10-метровая кормовая часть установлена на крыше башни главного калибра N.4 и поворачивалась вместе с башней; 17-метровая носовая часть платформы располагалась полукругом на рельсах в нос от башни. В собранном положении конструкция, при 5-градусном наклоне с кормы в нос, поворачивалась на 45 градусов от оси башни так, что носовая часть могла перемещаться на любой из бортов. При ходе корабля на полном ходу против ветра гидросамолет с работающим на полную мощность мотором скатывался по рельсам на небольшой тележке. Платформа оказалась весьма сомнительной в использовании и даже опасной, поэтому ее использовали крайне редко, в исключительных случаях и испытательных целях. В 1930 году она была снята с кораблей.

Оба крейсера вошли в строй без 17-метровой носовой платформы, которую установили лишь к концу 1926 года. В 1927 году "Furutaka" принял в качестве эксперимента первый "Heinkel HD-25", а позже гидросамолет "Heinkel HD-26" (см. прим.40). Двухместный "2 Shiki"("HD-26") в 1928 году был принят на "Како", а в 1928-29 годах на "Furutaka". Несмотря на наличие взлетной платформы они в подавляющем большинстве случаев спускались на воду установленной на грот- мачте стрелой (самолеты размещались либо на платформе, либо в ангаре позади дымовой трубы ).