- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
В 1939 году японский флот насчитывал двенадцать тяжелых крейсеров 1-го класса (орудия, калибром 203 мм.) и двадцать три крейсера 2-го класса, из которых семнадцать были вооружены орудиями 140 мм. и шесть более новых с проектным водоизмещением 8500 тонн, которые должны были иметь 15 или 12 орудий калибром 155 мм., установленных в трехорудийных башнях. Фактически эти корабли (типов "Mogami" и Tone") имели водоизмещение, как и восемь тяжелых крейсеров из серии "Atago" и "Муоко", равное 11.000 тонн, а их пять трехорудийных башен калибром 155 мм. были заменены двухорудийными калибром 203 мм. Таким образом японцы начали войну, имея восемнадцать тяжелых крейсеров. Кроме того, они усовершенствовали в большей или меньшей степени все крейсера, вступившие в строй в период между 1926 и 1932 годом.
Так, например, четыре крейсера типа "Aoba" постройки 1926-27 годов получили орудия новейшей конструкции калибром 203 мм. и два четырехтрубных торпедных аппарата калибром 610 мм. вместо бывших двенадцати 533-мм. труб. Два более старых крейсера "Aoba" и "Furutaka", главная артиллерия которых располагалась в шести осевых башнях, получили три двухорудийные башни. На четырех крейсерах типа "Atago" были установлены пушки нового образца, перестроен блок-мостик (biok passerefle) и установлены шесть 610-мм.тор-педных труб вместо восьми 533-мм.
Ниже в таблице приведены тактико-технические данные крейсеров типа 'Топе", которые являются максимальным достижением в развитии японского тяжелого крейсера и считаются весьма успешным типом. По сравнению с крейсерами типа"МодаглГ, усовершенствованным образцом которых они являются, на них улучшена прочность конструкции и увеличена остойчивость. Артиллерия главного калибра была размещена на носу, полностью освободив корму для шести (вместо трех на "Mogami") гидросамолетов. Перестановка торпедных аппаратов на корму уменьшила опасность взрыва для командных помещений на носовой надстройке. Система противоторпедной защиты устроена внутри корпуса.
Напомним, что после битвы за о.Мидуэй крейсер "Mogami" был переоборудован в "корабль-гибрид" - полукрейсер-полуавианосец. Две кормовые башни были сняты и заменены полетной площадкой.
В 1939 году японцы решили, что большая часть их легких крейсеров постройки 1919-25 годов устарела и что для сопровождения их многочисленных флотилий эсминцев и подводных лодок необходимо было построить крейсера более новой конструкции. В кораблестроительную программу 1939 года были включены шесть новых крейсеров "Agano", "Yahagi", "Sakawa" и "Nostiiro" - для сопровождения эсминцев, "Oyodo" и "Niyodo" - для сопровождения подводных лодок. Корабли первого типа были обычной конструкции, но крейсера типа "Oyodo", наоборот, имели много особенностей. На них было предусмотрено принятие на борт шести разведывательных самолетов с повышенной скоростью полета. Они размещались в просторном ангаре, расположенном на корме, за трубой. Самолеты могли подниматься в воздух с помощью катапульты на юте. Главная артиллерия из четырех 155-мм.пушек была сосредоточена на баке. При вступлении в строй в феврале t943 года крейсер "Oyodo" вследствие нехватки авиационной техники, получил только одну катапульту обычного типа и два гидросамолета серийного производства. Несколько месяцев спустя эта установка была удалена, а ангар был оборудован для расположения в нем штаба командующего соединением. С весны 1944 года "Oyodo", прекрасно оборудованный средствами связи, официально становиться флагманским кораблем "разнородного соединения". Однако во время битвы за Лейте адмирал Одзава находился на авианосце "Zuikaku", который был хуже оборудован средствами связи и перенес свой флаг на "Oyodo" лишь когда его авианосец получил серьезные повреждения и потерял управление.
Эти крейсера были единственными новыми кораблями этого класса, построенными Японией во время войны. Программой 1941 года было предусмотрено строительство двух тяжелых крейсеров водоизмещением 12.000 тонн типа усовершенствованного "Mogami", но после спуска на воду в мае 1943 года первого из них -"Ibuki" - было решено переделать его в легкий авианосец. Что касается второго крейсера, то его постройка была остановлена вскоре после закладки первого листа железа (июнь 1942 года), и его сразу же переделали в авианосец, получивший позже наименование "Amagi". По программе 1942 года намечалось заложить два легких крейсера водоизмещением 8500 тонн, но ход событий и нехватка материалов не дали возможности осуществить эту программу.
Многие из четырнадцати старых легких крейсеров проектов 1919-1922 годов были модернизированы перед войной или уже после ее начала. В качестве примера можно рассказать о переоборудовании, которому в ходе войны подвергся "Kitakami". Еще в 1941 году с корабля были сняты три 140-мм.кормовых орудия и четыре двухтрубных торпедных аппарата калибром 610 мм. Вместо них установили десять четырехтрубных торпедных аппаратов такого же калибра (по пяти на каждом борту). Зимой 1942/43 года восемь аппаратов были сняты с тем, чтобы иметь возможность брать на борт несколько 14-метровых десантных плашкоутов. Одновременно усилена зенитная артиллерия. Через некоторое время "Kitakami" получил торпедное попадание и ушел на ремонт. В январе 1944 года он вновь появился в районе боевых действий, но уже переоборудованный в базу-носитель человеко-торпед "Kaiten". Восемь таких торпед размещались в два ряда и спускались на воду через кормовую аппарель. На борт их поднимали с помощью 20-тонной стрелы, снятой с авиатранспорта "Chitose", после его переоборудования в легкий авианосец. Во-время этой модернизации с крейсера сняли две из четырех турбин, тем самым скорость крейсера сократилась до 28 узлов (35.000 лс). Было полностью изменено вооружение корабля и состояло теперь из четырех 127-мм.у-ниверсальных орудий (в спаренных установках) и 67 зенитных 25-мм.автоматов (двенадцать строенных установок, остальные одинарные). Вооружение дополнялось • 18 глубинными бомбами. "Kitakami" был единственным из четырнадцати крейсеров этой серии, которому удалось выжить в течение всей войны.
ед. | Tone | Agano | Oyodo | Ibuki | |
изм-я | 2 ед. | 4 ед. | 2 ед. | 2 ед. | |
Вступила в строй | год | 1938- | 10.1942 | 2.1943 | -(Ь) |
-1939 | 12.1944 | ? | |||
Водоизмещение: | |||||
стандартное | т. | 11 213 | 6 650 | 8 168 | 12 200 |
наибольшее | т. | 14 070 | 7 710 | 10 470 | 15 000 |
Длина: | |||||
наибольшая | и. | 201,60 | 174,50 | 192,00 | 200,60 |
по ватерлинии | м. | 198,75 | 172,00 | 189,00 | 198,35 |
между пп . | м. | 190,30 | 162,00 | 180,00 | 187,80 |
Ширина: | |||||
максимальная | м. | 19,40 | 15,20 | 16,60 | 20,20 |
Осадка | м. | 6,48 | 5,63 | 6,10 | 6,10 |
Котлов | _ | 8 | 6 | 6 | 8 |
Турбин | - | 4 | 4 | 4 | 2 |
Мощность | WP8 | 152 000 | 100 000 | 110 000 | 144 000 |
Скорость | узлов | 35,86 | 35,0 | 35,0 | 35,0 |
Дальность плав-я | миль | - | 6300/18 | 10600/18 | - |
Вооружение: ГК | 8 203 | 2x3 155 | 2x2 155 | 5x2 203 | |
СК | - | 4x2 127 | 2x2 80 | 4x2 100 | ? 127 |
25-мм. зен.автом. | - | 12x3 25 | 10x3 25 | 12x3 25 | ? 25 |
» | - | 4x2 25 | 31 25 | 14 25 | |
» | - | 20 45 | |||
торпедных аппар. | - | 4x3 610 | 2x4 610 | нет | ? 610 |
Самолетов | б (а) | 2 | 6 | ? | |
Катапульты | — | 2 | 1 | 1 | ? |
(а) - После Филиппинского сражения (июнь 1944-го) с крейсера сняты четыре гидросамолета из шести, а вместо них на юте установлены шесть сдвоенных 25-мм. а вто мата.
(b) - "Ibuki" после спуска начали перестраивать в авианосец. Второй такой же крейсер, заложенный в июне 1942 года, сразу же был прекращен постройкой, а вместо него тут же началось строительство авианосца "U-nryu".
Нужно отметить также роль учебных крейсеров типа "Katori", два из которых были построены по программе 1937 года, а третий - "Kashii" - по программе 1939 года. В течение почти всей войны они служили в качестве флагманских кораблей различных тактических групп. На них было усилено зенитное вооружение: установлены три спаренных 127-мм.установки и тридцать восемь зенитных 25-мм.автоматов. Четвертый крейсер этого типа - "Kashiwara" - был заложен в августе 1941 года, но его постройка была остановлена перед нападением на Пирл-Харбор, так как пришлось переключиться на строительство кораблей более необходимых.