- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Вспомогательный флот и реквизированные суда.
Морской ежегодник 1940 года говорит о вспомогательных судах японского флота, построенных и вошедших в состав флота до этого года и с условием что многие из них (как. например. "Taigei" и оба типа "Takasaki") в дальнейшем будут переоборудованы в легкие авианосцы. Было предусмотрено реквизировать большое количество крупных торговых судов и еще большее количество небольших транспортов. В декабре 1941 года японский флот увеличился на перечисленные ниже 823 единицы, часть из которых, и в частности вспомогательные крейсера, принимали участие в военных действиях с сентября 1941 года
|
ед.изм. |
SB-C |
Shuhotsu |
LB-D |
(*) |
N.LB-D |
Nr.l ([2]) |
Водоизмещение |
т. |
6,5 |
15,5 |
20,6 |
17,0 |
33/37 |
80,0 |
Корпус |
|
сталь |
сталь |
сталь |
дерев. |
сталь |
сталь |
Длина наибольшая |
м. |
20,6 |
13,0 |
14,6 |
15,0 |
17,6 |
33,0 |
Ширина |
м. |
2,44 |
2,9 |
3,35 |
3,6 |
3,7 |
5,0 |
Осадка |
м. |
0,6 |
0,8 |
0,75 |
0,55 |
0,98 |
2,0 |
Механизмы |
|
бенз. |
бенз. |
бенз. |
бенз. |
дизель |
бензиноый |
Мощность |
л. с. |
60 |
60 |
60-80 |
80 |
120-300 |
2 по 400 |
Скорость |
узлов |
7,5 |
8,0 |
7,5 |
8,0 |
8 - 10 |
23,0 |
Десантников |
чел. |
35 |
60 |
70 |
80 |
100 |
j |
Снаряжения |
т. |
3,3 |
10 |
10 |
8 |
16 |
23 |
Откидные ворота и |
|
нет |
есть |
есть |
есть |
есть |
нет |
сходни |
|
|
|
|
|
|
|
10 вспомогательных крейсеров
3 крейсера-минных заградителя
12 минных заградителей, из них 5 береговой охраны
6 сетевых заградителей:
50 малых сетевых заградителей
15 транспортов для перевозки самолетов и заправщиков для гидросамолетов
заправщика для эсминцев
5 заправщиков для подводных лодок
3 заправщика для тральщиков
46 вспомогательных конвойных эсминцев
31 вспомогательных эсминцев оборудованных в малые минные заградители
111 вспомогательных охотников за подводными лодками.
105 вспомогательных тральщиков
211 мелких сторожевых судов
2 плавучие мастерские
2 гидрографических судна
2 обслуживающих судна
2 ледокола;
26 транспортов для перевозки продовольствия (из них 6 крупных и 20 небольших)
117 других транспортных судов из них 12 для перевозки личного состава.
8 водоналивных судов;
31 танкер
6 угольщиков.
9 грузовых судов для перевозки угля и мазута.
3 госпитальных судна:
2 спасательных судна
1 корабль-цель
Вспомогательные крейсера почти никогда не использовались для выполнения своих непосредственных задач, а чаще всего - как транспорты. За исключением четырех крупных судов водоизмещением 9-10 тысяч тонн, японцы предпочитали суда среднего тоннажа - 4700-7400 тонн, со скоростью хода 18-21 узел. Все они, кроме одного, были оборудованы дизельным двигателем и имели большую дальность плавания. Соответственно своему тоннажу их вооружение состояло из четырех-восьми 120-мм орудий (как у старых эсминцев) или 140-мм орудий (как крейсера типа "Kitakami"), иногда 152-мм орудий старого образца. Многие из них имели по одному двухтрубному торпедному аппарату калибром 533 мм, а некоторые - по одному гидросамолету. Все имели зенитную артиллерию, первоначально очень слабую, включающую несколько пулеметов калибров 12,7 и 7.7 мм. Те суда, которые были переоборудованы в минные заградители, могли брать на борт 400-500 мин. Из этого видно, что мысли немцев и японцев об использовании вспомогательных крейсеров совпадали. Все эти корабли были потоплены, так же как, впрочем, и 70 % судового состава вспомогательного флота, перечисленного выше.
Необходимо сказать несколько слов о кораблях-мишенях. Перед войной в корабль-мишень был переоборудован первый японский дредноут "Settsu". Он подвергся переоборудованию (с 1937 по 1940 год) в радиоуправляемую цель, команды передавались со специально оборудованного старого эсминца "Yakaze" постройки 1920 года. Во время войны, несмотря на трудности в поставках материалов, было построено еще три корабля-мишени, предназначенные исключительно для обучения личного состава морской авиации. Два последних из них вступили в строй только в самом конце войны. Головной корабль этой серии был "Hakashi" водоизмещением 1900 тонн и ходом 19 узлов. В случае необходимости он мог использоваться в качестве конвойного эсминца. Два последних по размерам и скорости приближались к описанным ранее японским "сверх-эсминцам" (2670 тонн, в полном грузу 3050 тонн. 32.5 узла). Эти корабли имели тонкую горизонтальную броневую палубу.
Заканчивая обзор по военному кораблестроению Японии в последней мировой войне, нужно сделать несколько замечаний.
В противоположность тому, что наблюдалось в других флотах конструкция японских кораблей становилась все более простой и более прочной. Штаб не в силах был обеспечить все заявки - не было стали. Производственные мощности страны снизились настолько что не могли уже удовлетворять потребности армии и флота. Известно насколько низко было производство самолетов в конце войны. В последней фазе войны часто не было возможности обеспечить флот необходимым количеством требующихся ему самолетов. Во время боя за Лейте четыре авианосца ударно-диверсионной группы адмирала Одзава получили вместо полагавшихся им 180 самолетов только 106, причем с плохо обученными летчиками. Два же линкора, которые должны были иметь по 22 самолета, не получили ни одного.
С 1943 года Япония, также как и Англия, должна была крепко задуматься над вопросом охраны своих морских сообщений. Она должна была поддерживать связь с разрозненными гарнизонами, раскиданными по самым отдаленным участкам захваченным в 1941-42 годах, а в данное время атакуемых или окруженных американцами, и обеспечить их всем необходимым. Это был вопрос первостепенной важности, поэтому было необходимо уделить особое внимание строительству эскортных эсминцев и подводных лодок-транспортов. Необходимо было пополнять соединения, понесшие потери. Из-за нехватки металла в 1944-45 годах целые серии мелких боевых судов тральщики сторожевики и даже эскортные эсминцы, не говоря уже о многочисленных спасательных судах для летчиков и десантных баржах, строились из дерева Японская техника конца войны была значительно ниже по качеству по сравнению с американнской, в особенности в части электроники. До весны 1945 года даже удачные образцы многих видов техники и вооружения не могли быть использованы из-за отсутствия подготовленного персонала.
Разумеется, что для облегчения работы конструкторских бюро и ускорения темпов производства морская боевая техника была по возможности стандартизирована. Один и тот же тип турбинного двигателя (152 000 л.с. на четырех валах) устанавливался как на тяжелых крейсерах так и на авианосцах типа "Taiho" и "Unryu". Такой же двигатель только на двух валах, с теми же котлами и такими же турбинами, был установлен на авианосце "Ibuki". Стандартный двигатель мощностью 52 000 лс. принятый на эсминцах типа "Asashio". "Kagero" и "Akizuki", устанавливался также и на кораблях-мишенях и на многих легких авианосцах типа "Unryu" (104 000 лс на четыре вала). То же самое происходило и с дизельными установками. Они выпускались трех видов 2100 950 и 400 лс. первый использовался для крупных эскортных эсминцев, второй для эскортных эсминцев типа "С", легких минных заградителей, тральщиков буксирных и спасательных судов и др. Что же касается эскортных эсминцев типа D" и транспортов типа LST, на них устанавливался тот же турбинный двигатель мощностью 2500 л.с., которым Япония оснащала часть своих грузовых судов выпуска военного времени