- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Линейные корабли типа "Lyon"
Темой отдельного обсуждения стала энергетическая установка новых кораблей, хотя документ датировался тем же 19 сентября 1913 года. В ней Дойер высказывал мнение, что в качестве энергетической установки можно использовать комбинированную (как на Normandie) или только турбинную (как на I-11, тогда еще не получившем наименования Bearn), При этом Дойер допускал, что возможна также установка турбозубчатых агрегатов, добавлял, что в отношении их изготовления "кажется, наметился значительный прогресс".
Замечание это было вызвано тем, что использование на кораблях зубчатой передачи во многом зависит от развития промышленности в стране, так как эффективность того или иного механизма неразрывно связана с качеством исполнения, а это в свою очередь зависит от совершенства производственной базы. Так, например, турбозубчатые агрегаты Парсонса изготовлялись совершенными режущими станками, обеспечивающими в числе прочего геометрическую точность нарезки зубьев шестерен. Во Франции же, всегда стремившейся обходиться собственной промышленностью, сравнительно долго не могли добиться подобной точности, отчего зубчатые агрегаты получались менее эффективными и подверженными вибрации и повышенному износу. Это послужило одной из причин, почему французский флот перешел к массовому применению турбозубчатых агрегатов несколько позже, чем в других странах.
Применение ТЗА обещало громадные преимущества, основными из которых были:
Уменьшение потребления топлива на небольших режимах хода.
Выигрыш в весе механизмов.
Уменьшение пространства, занимаемого механизмами. Это освобождало полезные объемы для других целей, а также позволяло разместить механизмы более удобно для обслуживания и необходимого ремонта.
Произведенный предварительный расчет показывал, что при увеличении остроты обводов корпуса по сравнению с Normandie 27 500 тонный линкор мог бы сохранить такую же скорость без изменения энергетической установки. Но при увеличении водоизмещения до 29 000 тонн мощность установки должна была вырасти до 38 000 или даже 40 000 лс.
На деле вопрос о главном вооружении оказался не таким простым. После предварительного обсуждения артиллерийский отдел 20 октября 1913 года предложил на выбор три варианта вооружения:
45-калиберное 340 мм орудие модели С. Оно имело такую же длину ствола, что и орудия образца 1912 года дредноутов типов Bretagne и Normandie, однако стреляло усовершенствованными удлиненными снарядами (1,30 метра) и имело улучшенные баллистические характеристики большую дальность стрельбы, лучшую бронепробиваемость и, самое важное, большую длину подводной траектории при падении в воду, которая доходила до 100 метров.
50-калиберное 340 мм орудие модели В, стрелявшее еще более тяжелыми (630 кг против 590 кг) и длинными (1,46 метра) снарядами, чем орудие марки С. Кроме этого, у этого снаряда был больший вес взрывчатого вещества 25 кг против 21,6 кг.
45-калиберное 380 мм орудие модели А, стрелявшее гораздо более тяжелыми 800 кг снарядами. Длина снаряда равнялась 1,27 метра при весе взрывчатого вещества 40 кг.
Эти варианты сравнительно быстро были рассмотрены главным морским командованием, которое в решениях от 22 и 31 октября согласилось с этими вариантами и утвердило их, приняв за основные. Окончательное решение оставалось за Верховным Морским советом, которому одновременно были поданы на утверждение варианты размещения орудий и башен.
24 ноября 1913 года Верховный Морской совет принял окончательное, как считалось советом, решение по вооружению новых кораблей. Оно гласило:
Линкоры 1915 финансового года, при водоизмещении 29 000 тонн, должны иметь шестнадцать 340 мм орудий.
Орудия должны быть модели С.
Орудия и башенные установки необходимо оборудовать гидравлической системой наведения, предполагая, что находящаяся в стадии испытаний система окажется подходящей.
Вскоре, однако, это решение пришлось пересмотреть. Уже через несколько дней морской министр Пьер Баудин, высказавшийся против такого решения, решил найти поддержку в Генеральном морском штабе.
После нескольких совещаний с представителями морского командования, 29 ноября 1913 года Техническому отделу было высказано пожелание разработать альтернативный эскизный проект, предусматривающий вооружение из более мощных орудий модели В. Технический отдел добросовестно выполнил это указание, В результате выяснилось, что с более легкими орудиями модели С конструкторы могли обеспечить кораблю водоизмещение 29 000 тонн, однако, как бы они не ухищрялись, водоизмещение корабля с орудиями модели В не могло быть ниже 31-32 тысяч тонн. При этом стоимость корабля возрастала с 87 миллионов франков до 93-96 миллионов. Основной прирост водоизмещения предполагался из-за утяжеления четырехорудийных башен почти на 20% факт, вызывающий у конструкторов немалую тревогу. Поэтому Технический отдел, представляя 12 января 1914 года свой новый проект с орудиями модели В на рассмотрение командованию флота и морскому министру (с 9 декабря 1913 года им стал сенатор Монис), одновременно посчитал нужным выяснить взгляды на изменение вооружения и у Верховного Морского совета.
В результате обсуждения совет не поддержал претензии морского командования. В своем решении совет объявил, что "...не удовлетворен и не убежден преимуществами и качественными свойствами орудий моделей А и В". Отметив, что ранее имел место "...разговор о дальности стрельбы на 15 000 метров в России и Соединенных Штатах ... и испытание стрельбой на эту дистанцию линкором Republique дало приемлемое рассеивание снарядов", решил, что за дистанцию открытия огня (то есть, начало перестрелки) следует принять 15 000 метров. Расстояние 12 000 метров следует считать нормальной боевой дистанцией, так как именно в этих условиях боя 340 мм орудие модели С имеет наибольшую эффективность, пробивая снарядами 290 мм броневые плиты при углах падения снарядов 30°.
Окончательное решение, поддержанное почти всеми членами Верховного морского совета (против высказались только двое), было принято только 2 февраля 1914 года. В соответствии с ним линкор постройки 1915 финансового года должен иметь шестнадцать 340 мм орудий образца 1912 года в 4-орудийных башнях, имеющих гидравлический привод. Орудия должны стрелять усовершенствованными удлиненными снарядами с большой протяженностью подводной траектории. Заряжание орудий должно осуществляться при любых углах возвышения.
Одновременно совет высказал пожелание провести разработки орудия для кораблей будущего французского флота. Цели подобной разработки состояли в том, чтобы выяснить калибр и образец орудия, способного эффективно поражать любые системы броневой и конструктивной подводной защиты, существующие в настоящее время на готовых, строящихся или проектируемых кораблях. Орудие должно стрелять снарядами с большим количеством взрывчатого вещества, вес которого должен определяться эффективностью орудия на различных дальностях стрельбы. Предполагалось, что снаряды должны были пробивать броневые плиты толщиной 40 мм с расстояния 6000 метров, 250 мм плиты с 12 000 метров при углах падения 30°, и, по крайней мере, 200 мм плиты с расстояния 15 000 метров.
В первой половине 1914 года, уже после принятия решения о вооружении, конструкторы продолжали доводку проекта, причем главное внимание теперь уделялось не вооружению, а защите.
В решении Верховного Морского совета, принятом 2 февраля 1914 года, наряду с принятие окончательного решения о вооружении линкоров, отмечалось также, что все новые линкоры будущего французского флота должны иметь системы защиты против снарядов, способных после падения в воду сохранять опасную для корабля траекторию движения и поражать борт корабля ниже броневого пояса или в нижней, наименее тонкой, части броневых плит. Для кораблей 1915 года это отразилось в требовании иметь броневые плиты с толщиной нижней кромки не менее 250 мм.
Сейчас уже трудно сказать, какую бы защиту имели новые корабли, Первоначально предполагалось, что она будет соответствовать защите линкоров типа Normandie. Эта же точка зрения была отражена и в докладной записке, датированной 17 июня 1914 года. В указаниях Технического отдела говорилось, что система защиты корпуса линкоров типа Normandie, задуманная на противодействие торпедным повреждениям, основывалась на результатах испытаний, проведенных ранее а Лориэне. В ходе опытов был изготовлен специальный кессон, имитирующий конструкцию борта линкора. В ходе опытов были произведены взрывы, показавшие, что "...самые желательные результаты" могут ожидаться от внутренней противоторпедной переборки, известной во французском флоте как "трехслойная мастичная переборка" она состояла из трех слоев, соединенных подобно рессорам, причем один из слоев был сделан гофрированы.
Однако известно, что еще до этого Технический отдел некоторое время занимался вопросами улучшения защиты. Изменения конструкции были вызваны тем, что военно-морские специалисты того времени считали вероятным появление артиллерийских снарядов, специально предназначенных для поражения корпуса под водой при их падении перед бортом с небольшим недолетом. Этому фактору французы придавали большое значение, о чем можно судить хотя бы потому, что он оказал немалое влияние на выбор артиллерийской системы главного калибра. Воздействие этих снарядов (тип Р бронебойные или полубронебойные снаряды с баллистическим наконечником и модифицированной оживальной головкой) французы разделяли на два вида. В первом случае (принцип торпеды) снаряд взрывался при контакте с наружным бронированием, во втором снаряд пробивал борт и проникал внутрь корпуса. Более опасным считался второй тип снарядов. Для защиты от них кораблю требовалась дополнительная подводная защита под нижней бронированной палубой и ниже броневого пояса. Это требовало дополнительного веса, а получить его можно было только за счет какой-либо другой статьи нагрузки, так как окончательно утвержденное проектное водоизмещение 29 600 тонн позволяло разместить только четыре 4-орудийные башни и защиту по типу Normandie. Уменьшить вес вооружения вряд ли бы удалось, так как выбор главного вооружения сам по себе потребовал увеличить водоизмещение на 600 тонн (от первоначальных 29 000 тысяч), на что Верховному Морскому совету пришлось согласиться. Не позволили конструкторам также уменьшить толщину броневого пояса по ватерлинии, так как ставило под угрозу жизненно важные для корабля помещения. Не удалось также получить согласие снизить проектную скорость, следовательно, энергетическую установку требовалось оставить без изменений. Выход был найден в уменьшении толщины бронирования казематов артиллерии противоминного калибра, которая состояла из 160 мм броневых листов, уложенных на двухслойной обшивке толщиной 10+10 мм.
После проведения расчетов Технический отдел в докладной записке Верховному Морскому совету сообщал, что установка подводной защиты ниже броневого пояса без увеличения водоизмещения возможна только в случае если толщину брони казематов уменьшить с 160 мм до 100 мм, то есть, с учетом толщины обшивки, до 120 мм. В этом случае можно было разместить дополнительную защиту толщиной 80 мм (включая листы обшивки) на протяжении между концевыми башнями, включая их. По высоте этот подводный пояс начинался от кромки бронированной палубы и постепенно уменьшалась до 3 мм по нижней кромке на глубине 6 метров в носовой части и 4,5 метра в кормовой части, то есть его высота по длине корпуса была неодинакова.
Размерения:
Водоизмещение проектное - 29.600 т
Длина между перпендикулярами - 190,00 м
Длина наибольшая - 194,50 м
Ширина наибольшая - 29,00 м
Осадка при нормальном водоизмещении - 9,20 м
Механизмы:
Четырехвальная энергетическая установка (ПТ, ПТЗА или ПМ+ПТ)
2 параллельных руля.
Мощность механизмов - 44.000 лс
Скорость по проекту - 23 узла
Вооружение:
16*340 мм/45 орудий
24*138,6 мм/45 орудий
7*40 мм (или 47 мм) салютных пушек
6 бортовых подводных торпедных аппаратов
Экипаж - 1085 - 1108 человек
Бронирование:
Пояс по ватерлинии:
в средней части - 300 мм
в корме - 120 мм
в носу - 180 мм
Казематы ПМК (верхний пояс) - 120 мм
Переборка ПМЗ - 10+10+10 мм
Палубы:
верхняя броневая - 50 мм
нижняя броневая - 50 мм
скосы нижней броневой - 70 мм
Барбеты главного калибра - 284 мм
Башни ГК:
лобовые плиты - 340 мм
боковые плиты - 250 мм
плиты крыши - 100 мм
Орудия ПМК (казематы) - 120 мм
Носовая боевая рубка - 300 мм