- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
1.5 Экспериментальный крейсер "Yubari".
"Yuban" был опытной единицей ВМС. построенной в соответствии с довольно амбициозными требованиями МГШ по части огневой мощи новых кораблей. В соответствии с этими требованиями капитан 2 ранга Хирага разработал проект корабля, в конструкции которого он совместил тяжелое вооружение, высокую скорость и минимальное водоизмещение. В сравнении с 5500- тонными крейсерами "Yuban" имел всего 58 % их водоизмещения, обладал той же проектной скоростью (35 узлов), радиусом действия (5000 миль 14 узловым ходом) и имел тот же бортовой артиллерийский (6 140- мм. орудий) и торпедный (4 610-мм) залпы. Корпус корабля при высоких скоростях хода подвержен опасности деформации. Высокая же скорость диктовала и большое соотношение длины к ширине. Помещенная ниже таблица представляет характеристики "Yuban" и 5500- тонного крейсера для сравнения в этом отношении. Можно без труда заметить, что корпусные конструкции составляют 31,3 % веса "Yuban" по сравнению с 38,3 % у 5500-тонника. Подобное сокращение достигнуто без ущерба для прочности корпуса включением броневых элементов в конструкцию корабля. Как видно из конструктивного миделя "Yuban", стальная броня NVNC толщиной 38 мм бортового пояса включена в конструкцию корпуса выполненную из стали высокого сопротивления толщиной 19 мм. Следует, в частности, отметить, и наклон броневого пояса внутрь на 10 градусов. Нижняя кромка пояса соединена с верхней частью второго дна, а верхний край пояса состыкован с плоской броневой палубой толщиной 25,4 мм. из стали NVNC. И бортовой пояс и броневая палуба протянувшаяся на 58,5 м. (42 % длинны корабля), вместе со своими соединениями обеспечивали большую часть продольной прочности корпуса
И все же, несмотря на столь малые водоизмещение и вес корпуса, защита "Yubari" была лучше чем у 5500-тонника как по абсолютным, так и по относительным понятиям. Детали системы защиты 5500-тонных крейсеров (см конструктивный мидель-шпангоут) изготовлялись из стали высокого сопротивления "НТ" (High- Tensile steel) Двухслойный бортовой пояс, прикрывающий машинно-котельные отделения, состоял из листов 38-мм толщины снаружи и 25,4-мм внутри Поверх пояса, на уровне верхней палубы, над этими отсеками укладывались защитные листы толщиной 28,6 мм, доходящие от верхней кромки пояса до линии, расположенной в 5.15 м от борта. Далее толщина палубных листов равнялась только 6.3 мм из такой же стали. Таким образом. палубная защита машинно-котельных помещений была неполной
Систему защиты "Yubati" можно хорошо рассмотреть на схеме конструктивного мидель-шпангоута: она состояла из листов высокопрочной стали "НТ" (наружный борт) и броневой стали "NVNC" (внутренний борт), причем бортовая защита имела общую толщину 58,5 мм. Верхняя палуба настилалась броневыми листами из стали "N\/NC", за исключением участка над двойным бортом, соединявшим оба бортовых листа по верхним кромкам, где палуба имела толщину 22 мм и была выполнена из высокопрочной стали "НТ" Под этим участком палубы. между наружной обшивкой и внутренним поясом (в междубортном пространстве) располагались топливные цистерны. Кроме тоге на "Yuban" листами "NVNC" были защищены дымоходы и вентиляционные шахты (толщина листов 32 мм.) до уровня на 0.62 м. выше бронированной верхней палубы. Снаружи место стыка этих каналов с палубой было усилено листами высокопрочной стали "НТ" толщиной 16 мм К тому же на "Yuban" броневая защита распространялась на 3 метра далее в нос от машинно-котельных помещений. Броней также был укрыт и нижний пост управления огнем, расположенный под мостиком.
Несмотря на то, что "Yubari" имел на одно 140- мм. орудие и на две торпедные трубы меньше, чем у 5500-тонника. он имел такой же бортовой залп благодаря расположению двух спаренных 140-мм установок в диаметральной плоскости Основной характеристики вооружения приведены ниже и даны в сравнении с 5500- тонным крейсером, исключая уже указанное.
Вооружение легких крейсеров.
+ Главный калибр характеристики орудия.- 140-мм.орудие, устанавливаемые на японских крейсерах описываемого периода было разработано накануне Первой мировой войны в качестве стандартного орудия среднего калибра, для замены ранее применявшегося 152-мм., снаряд которого сочли слишком тяжелым (45,4 кг.) для ручного заряжения средним японским матросом. Оно было принято на вооружение 24 апреля 1914 года как "5.5-дюймовое орудие в 50 калибров длиной типа "3 Nendo Shiki" 5 октября 1917 года реклассифицировано в 140-мм 50-калиберное орудие типа "3 Nendo Shiki".
Конструкция казенника
|
полуприводная (Mk.III) с винтовой подачей. |
Длина орудия наибольшая Вес орудия |
7235 мм. 5600 кг. |
Число нарезов |
42 |
Длина нарезки |
5968 мм. |
Длина зарядной каморы |
942 мм. |
Объем зарядной каморы |
23 л. |
Вес снаряда |
28 кг. |
Вес заряда (общий заряд в отдельном шелковом картузе) |
10,33-10,97 кг. |
Начальная скорость снаряда |
850 м/сек |
Максимальное давление в канале ствола |
29 кг/кв.мм. |
Живучесть ствола |
500-600 выстр. |
Скорострельность (зависит от быстроты ручной подачи) |
6-10 выстр./мин. |
Дальность стрельбы при максимальном угле возвышения: |
|
На 5500-тонных крейсерах |
|
типов "Kuma" и "Nagara" |
17.500 м. |
На "Yubari" и на 5500-тонных крейсерах типа "Naka" Максимальный угол возвышения: |
19.100 м. |
Максимальный угол возвышения: |
|
На 5500-тонных крейсерах типов "Kuina" и "Nagara" |
+25 град. |
На "Yubari" и на 5500-тонных крейсерах типа "Naka" |
+30 град. |
Максимальный угол снижения -7 град. |
140-мм.орудия на всех 5500-тонниках. а также установки N-1 и N-4 на "Yubari" были смонтированы на одноствольных лафетах, прикрытых броневыми щитами. Все эти орудия наводились и заряжались вручную.
Спаренные орудийные установки N-2 и N-3 на "Yubari" представляли собой башенноподобные лафеты (Ноshitsu) типа "A" ("A-type" - "Ко shiki"). Вес такой установки составлял 36,48 тонн. Лобовой лист бронезащиты имел толщину 10 мм. Установка наводилась на цель силовым приводом, но было возможно и ручное наведение, для чего требовалось усилие двух человек Скорость разворота установки с механическим приводом 4 град е секунду в горизонтальной плоскости, скорость возвышения 6 граде секунду.
Башенноподобная установка была разработана специально для крейсеров-разведчиков проектов 1916 и 1918 годов. Кроме "Yubari" они установливались на плавбазы подводных лодок "Jingei" и "Chogei". а также на минный заградитель "Okinoshima".
Именно эта установка послужила прототипом для башенных орудий эскадренных миноносцев "Special type''-проекта (впоследствии тип "Fubuki").
Подача боевых припасов к одноствольным орудийным установкам производилась посредством независимых от орудийных установок цепных подъемников совкового типа, подающих как снаряды, так и заряды, из погребов на верхнюю палубу.
Спаренные установки, хотя и не были башнями (turrets-hoko) в полном значении этого слова, но имели центровую подачную шахту для снарядов и зарядов, однако непосредственно к подъемным лоткам шахты боезапас подавался такими же цепными подъемниками.
Все перемещения снарядов от и к подъемникам и орудиям, как и заряжание последних осуществлялось вручную. Орудия заряжались на любом угле возвышения - от -7 до +25 или +30 градусов. .
На 5500-тонниках подача боезапаса к орудиям, особенно к бортовым у носовой надстройки и орудию N- 5 в диаметральной плоскости, была затруднена удалением подъемников от установок, что безусловно сказывалось на темпе стрельбы. На "Yubari" этих недостатков удалось избежать концентрацией всех орудий в двух батареях в носу и корме
Обычный снаряд (Capped Common Shell):
Тип снаряда |
13 Nendo Shiki l.Go |
Тип взрывателя |
3 Nendo Shiki l.Gq |
Тип заряда |
обычный (COMMON) |
(порох) |
50C.2; 40C.2; 37DC |
Учебный снаряд (Exercise Shell):
Тип снаряда |
? |
Тип взрывателя |
? |
Тип заряда (порох) |
мелкий (Reduced) 50С.2; 40С.2; 35С.2} 37DC |
|
Осветительный снаряд (Star Shell):
Тип взрывателя |
двойного действия на 30/50 сек. |
Тип заряда легкий (Light) |
(порох) 20С.2 |
Система центральной наводки ("Follow the Pointer" system) для угла возвышения и поворота 140-мм.орудий и на "Yubari" и на 5500-тонниках была одинакова. В состав системы входил пост центральной наводки (Central Fire Director) типа "13" ("Hoiban 13 Nendo Shiki"), который располагался наверху треногой мачты. Съемные 2.5-метровые дальномеры могли устанавливаться в передней части мостика и на его крыльях на крейсере "Yubari", а на 5500-тонниках - над рулевой рубкой и между второй и третьей дымовыми трубами.
80-мм.артиллерийская система была разработана в 1914-1915 годах для использования против аэропланов. Орудие было принято на вооружение 4 февраля 1916 года, как "40-калиберное 3-дюймоиое орудие с большим углом возвышения" ("High elevation gun" - "Dai gyokaku ho"). 5 октярбя 1917 года оно было реклассифицировано в "80-мм. 40-калиберное орудие с большим углом возвышения" ("High angle gun" - "Kokaku ho". Еще раз орудие было переклассифицировано 29 марта 1920 года и получило обозначение "80-мм./40-калиберное орудие типа "3 Nendo Shiki kokaku ho".
Конструкция |
Моноблок (Mk/VIII) с вертикальным скользящим затвором. |
Длина наибольшая |
3,2 м. |
Вес орудия |
600 кг. |
Число нарезов |
21 |
Длина зарядной каморм |
0,39 м. |
Объем зарядной каморы |
2,1 л. |
Вес снаряда |
5,99 кг. |
Вес снаряда с зарядом в латунной гильзе |
9,43-10,22 кг. |
Начальная скорость снаряда |
670 м/сек. |
Максимальное давление в канале ствола |
23 кг/кв.мм. |
Живучесть ствола |
1200-2000 выстр |
Скорострельность по |
проекту 13-18 выстр,/мин. |
Скорострельность максимальная |
13-18 высхр./мин. |
Максимальноя дальность стрельбы по горизонту |
10.800 м. |
Максимальная досягаемость по высоте |
6800 м. |
Оптимальная досягаемость по высоте |
5300 м. |
Максимальный угол возвышения |
+75 град. |
Максимальный угол снижения |
-5 град |
80-мм.зенитные орудийные установки имели одноствольную палубную конструкцию. Прислуга орудия щитом не прикрывалась. Общий вес установки с орудием - 3,4 тонны.
Орудие обслуживалось вручную, в том числе вертикальное и горизонтальное наведение, а также заряжание. Максимальная скорость возвышения вручную - 7 град/сек ; Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости вручную - 11 град/сек.
Заряжение производилось при любом угле возвышения ствола, при этом установка взрывателя снаряда производилась в момент заряжания.
Снаряды.
Имелось несколько видов снарядов (патронов) для 80-мм.орудий. Их можно разделить на две группы: - Обычный (Common shell) типа "3 Go": - Учебный (Exercise shell) типа "3 Go"; - Трассирующий (Tracer shell) Эти три типа снарядов снабжались порохом 20С.2. Снаряд обычного типа имел головной взрыватель типа "5 Nendo Shiki'," - Шрапнель (Shrapnel shell), - Пристрелочный (Marker shell); - Учебный (Exercise shell). Эти три типа снарядов снабжались порохом ЮС.2. Они имели временной взрыватель на 30 сек. двойного действия.
Заряды.
Латунные гильзы, снаряженные порохом 20С.2 (обычный заряд - Common) или 10С.2 (легкий заряд - Light) для всех типов снарядов
5500-тонные крейсера типа "Kuma" имели спаренные аппараты для торпед 533-мм калибра. Торпеды обозначались "6 Nendo Shiki" и были приняты на вооружение в 1917 году. Торпеды выстреливались из аппаратов сжатым воздухом. Сами же аппараты имели ручной и электроприводы для поворота в горизонтальной плоскости и возможность ручного заряжения.
Более поздние 5500-тонные крейсера типа "Nagara" и "Naka", а также крейсер "Yubari" получили на вооружение новые аппараты для торпед 610-мм.калибра.
На крейсерах описываемых типов применялись спаренные торпедные аппараты без щитового прикрытия - так называемого типа "8 Nendo Shiki". Эти аппараты были приняты на вооружение в 1919 году
Стрельба производилась сжатым воздухом. Поворот в горизонтальной плоскости мог осуществляться посредством электропривода, но с возможностью ручного разворота. Это же можно сказать и о заряжании - оно было возможно также вручную или с помощью специального механизма с электроприводом.
На "Yubari" благодаря расположению аппаратов в диаметральной плоскости была возможно стрельба на оба борта, а поворот соответственно на 360 градусов.
610-мм.торпеда была принята на вооружение 27 марта 1920 года как тип "8 Nendo Shiki 61-cm.gyorai" первая модель (1 Go) Торпеды этого типа производились в Сасебо. Вскоре их сменили усовершенствованные торпеды (модель 2 Go), изготовление которых было налажено в Куре.
Сравнительные данные Японских торпед описываемого периода.
Тип торпед |
"8 Nendo Shiki" 610 мм. |
"6 Nendo Shiki" 533 мм. |
|
Модель |
1 Go |
2 Go |
|
Принята |
1920 |
1921 |
' 1917 |
Длина общая |
8,415 м. |
8,415 м. |
6,840 м. |
Вес общий |
2215 кг. |
2362 кг. |
1432 кг. |
Вес боевой части |
300 кг. |
346 кг. |
203 кг. |
Механическая установка |
4-цилиндровая радиальная (вариант Шварцкопфа) |
2-цилиндровая двойн.действие (вариант Уайтхеда) |
|
Давление в системе сжатого воздуха |
181 кг/кв.см. |
195 кг/кв.см. |
|
Дальность хода при указанной скорости |
18.000(27) миль |
20.000(27) миль |
15.500(27) миль |
? |
15.000(32) миль |
10.000(32) миль |
|
10.000(37) миль |
10.000(38) миль |
7.000(37) миль |
Сравнительные данные Японских торпед описываемого периода.
Тип торпед |
"8 Nendo Shiki" 610 мм. |
"6 Nendo Shiki" 533 мм. |
|
Модель |
1 Go |
2 Go |
|
Принята |
1920 |
1921 |
' 1917 |
Длина общая |
8,415 м. |
8,415 м. |
6,840 м. |
Вес общий |
2215 кг. |
2362 кг. |
1432 кг. |
Вес боевой части |
300 кг. |
346 кг. |
203 кг. |
Механическая установка |
4-цилиндровая радиальная (вариант Шварцкопфа) |
2-цилиндровая двойн.действие (вариант Уайтхеда) |
|
Давление в системе сжатого воздуха |
181 кг/кв.см. |
195 кг/кв.см. |
|
Дальность хода при указанной скорости |
18.000(27) миль |
20.000(27) миль |
15.500(27) миль |
? |
15.000(32) миль |
10.000(32) миль |
|
10.000(37) миль |
10.000(38) миль |
7.000(37) миль |
Благодаря меньшему водоизмещению крейсер "Yubari" был способен развить ту же наибольшую скорость что и 5500-тонники, хотя мощность нового крейсера составляла всего лишь 65 % от мощности его предшественников. Силовая установка "Yuban" имела в своей основе установку эскадренной? миноносца типа "М- inekaze" (проект "F-41") Эсминцы этого типа имели по 4 котла. Мощность механизмов (2 турбоагрегата) составляла 38 500 л.с. на двух валах.
Крейсер "Yuban" имел 8 котлов и 3 турбоагрегата, каждый из которых развивал мощность на валу 19 250 л.с. Турбины проекта "Kansei Honbu" были скопированы с турбин Парсонса. Они состояли из одной турбины высокого и одной низкого давления (турбины экономического хода не было). Крейсерская скорость обеспечивалась двух-ступеньчатым устройством главной турбины.
На испытаниях 5 июля 1925 года "Yubari" достиг максимальной скорости 34,8 узлов, (вместо 35,5 узлов по проекту) при мощности 57.990 л.с. Недобор скорости объяснили превышением нормального водоизмещения на испытаниях на 420 тонн.
8 котлов располагались парами в трех котельных отделениях, при этом носовая пара имела смешанное отопление, остальные - нефтяное. Первоначальным замыслом предусматривались две дымовые трубы, по одной на каждые 4 котла. Однако, по совету капитан-лейтенанта Фудзимото, для уменьшения завихрения газов и сажи вокруг мостика носовую трубу отогнули в корму и соединили со второй. Вскоре после окончания постройки корабля эта общая труба была увеличена на 2 метра в высоту, чтобы избавиться от воздействия горячих газов на пост центральной наводки на больших скоростях..
Проект "Yubari" впервые имел ряд характерных отличительных черт, неоднократно повторенных на всех последующих проектах японских крейсеров: - Изогнутая линия форштевня с сильно подрезанным основанием. - Объединенная со вторым дымоходом носовая труба. - Отсутствие наружной обшивки за броневым поясом, а также включение бортовой и палубной брони из стали NVNC в общую конструкцию корпуса, что существенно увеличило продольную прочность корабля. Каюты офицеров размещены под носовой надстройкой и в носу корабля. На всех предшествующих проектах (например на 5500-тонных,1 каюты комсостава размещались в корме. Кубрики личного состава, которые на 5500-тонных крейсерах располагались в носовой части и над котлами (слишком жарко?), на "Yubari спущены вниз - ниже кладовых, вследствие чего в носу появилась третья нитка иллюминаторов в отличие от двух на 5500-тонниках. Однако эта нижняя жилая палуба отнюдь не способствовала нормальному обитанию из-за постоянно присутствующей сырости. - Броневые колосники над броневой палубой. - Башенноподобная конструкция надстройки для сосредоточения средств кораблевождения, связи и управления огнем. Помещения командира и каюты старших офицеров, а также их служебные помещения были размещены в нижнем ярусе надстройки.
Эффективность внедрения конструктивного принципа Хирага в отношении прочности корпуса и мореходности корабля выявилась в ходе испытаний "Yuban". Фактическое водоизмещение готового корабля превысило проектное нормальное на 419 тонн, что составляло около 14%. В практике проектирования японских малых кораблей перегруз по водоизмещению до 5 % считался нормальным и в большинстве случаев он оставался в пределах этого лимита. Например, на крейсерах в 5500-тонн типа "Kuma1 перегрузка составляла 80»тонн (5580 вместо 5500 тонн) или, всего 1.5 %. но уже на (кресерах типа "Naka" сна достигла 305 тонн (5900 тонн против 5595 проектных) или 5.5 %. На "Yubari" 419 тонн перегруза в нормальном водоизмещении (при 1/4 запаса топлива; привели к росту осадки почти на 0.3 м При 273 запаса топлива она еще более возрастала, уменьшая надводный борт (если измерять от ватерлинии) приблизительно с 3.66 метра до 3.05 метра Это приводило к тому, что иллюминаторы третьего ряда (кубриков команды) оказывались на уровне ватерлинии. Кроме того большая осадка погружала транец кормы ниже ватерлинии, увеличивая тем самым сопротивление и уменьшая скорость корабля.