Линейные корабли типа "Lyon"

Предпосылки к появлению проекта

Принятая 30 марта 1912 года программа строительства военного флота предусматривала постройку четырех новых линейных кораблей, которые стали бы развитием дредноутов типа Normandie и, как и предыдущие линкоры, составили бы полноценное соединение из четырех кораблей. В навой программе корабли были обозначены как I-12, I-13, А-14 и А-15. Их постройка должна была начаться в 1915 году на частных (литера I) и казенных верфях (литера А  военно-морской арсенал), К моменту принятия программы взгляды на величину крупных боевых кораблей во Франции изменились, и парламент, наконец, разрешил сооружение крупных доков. Этим устранялся главный фактор, сдерживающий увеличение водоизмещения. В марте 1915 года должны были полностью закончиться работы по строительству крупного сухого дока в Бресте, еще через месяц, в апреле 1915 года в Тулоне, а в июле 1916 года в Лориэне. Если бы эти сроки были выдержаны, то проблемы с докованием новых линкоров отпадали. Одновременно с этим решались вопросы и построечными местами достаточно быстро продвигались работы по удлинению больших стапелей, необходимых для новых кораблей. Их готовность определялась также к 1915 году. Наиболее энергичные усилия предпринимались в отношении своевременного ввода в строй нового построечного дока в Лориэне, известного как La Fosse aux Mats. В отношении его приемлемой считалась задержка не более, чем на два месяца. Этот док мог быть использован для строительства или докования крупных боевых кораблей водоизмещением 27-28 тысяч тонн, без опасения каких-либо ограничений, если, конечно, не считать финансовых.

Все это позволило более свободно отнестись к величине будущих кораблей. На новый проект не накладывались жесткие ограничения в размерах, существовавшие при разработке линкоров типа Normandie, а это означало, что в итоге линкоры программы 1912 года должны были сильно отличаться от них. Это могло сильно затянуть конструкторские работы, в то время как для создания полноценного проекта отводилось не очень-то много времени.

Началом истории проектирования этих кораблей можно считать 19 сентября 1913 года, когда начальник Технического отдела главный конструктор флота Дойер направил в морское министерство докладную записку, в котором изложил свои взгляды на возможности строительства крупных кораблей, а также просил сообщить общие технические задания на проект.

Приведя доводы в пользу увеличения водоизмещения (о которых уже говорилось), Дойер в этой же записке коснулся вопроса о главном вооружении кораблей, но какого-либо определенного решения в этот раз он не предлагал, отметив только, что возможны варианты вооружения кораблей 340 мм и 380 мм орудиями. По его мнению можно было сохранить 340 мм калибр, так как орудие образца 1912 года уже достаточно хорошо зарекомендовало себя, прошло все стадии испытаний и считалось вполне надежным. С другой стороны, 380 мм орудие, которое как выразился Дойер они "кратко обсудили", обещало резко повысить наступательную мощь корабля, но само орудие находилось только лишь в стадии предварительных разработок. В случае принятия этого варианта на проведение серьезных конструкторских работ требовалось не менее двух лет, прежде чем артиллерийская система могла быть предъявлена к испытаниям.

Расчеты, проведенные Техническим отделом, показывали, что предполагаемый вес двухорудийной 380мм башни составил бы примерно 1700 тонн. В этом случае, считая скорость, радиус действия, броневую и конструктивную защиту, а также второстепенное вооружение таким же, как на Normandie, водоизмещение четырехбашенного линкора равнялось бы 27 500 тонн, а пятибашенного 30 000 тонн.

Альтернативным вариантом, по мнению Дойера, мог стать проект корабля водоизмещением 27 500 тонн, вооруженный четырнадцатью 340 мм орудиями в трех 4-орудийных и одной 2-орудийной башнях. В этом случае огневая мощь оказалась бы несравненно выше, чем такого же по водоизмещению линкора с восемью 380 мм орудиями. Дополнительным фактором в пользу этого варианта Дойер считал большую эффективность 340 мм орудия на дальностях стрельбы 12 000 метров.

Здесь следует внести некоторые пояснения. После того, как Средиземное море было признано основным операционным театром для линейных сил, во французском флоте сложилась доктрина их использования, которая не допускала возможность ведения боя в Средиземном море на дальностях свыше 15-16 тысяч метров даже в прекрасную погоду в этих условиях вооружение кораблей 340 мм орудиями вполне оправдало бы себя. И если для Атлантики или туманного Северного моря подобные дистанции в начале боя и дальнейшее сближение можно было бы объяснить погодными условиями и плохой видимостью, то для Средиземного моря французские адмиралы нашли иные причины. По их мнению, на больших дистанциях противники вряд ли бы рискнули впустую разбрасывать свой ограниченный запас крупных снарядов, и поэтому бой достаточно быстро должен был перейти на дистанции 8-10 тысяч метров, так как именно эти расстояния позволяли достаточно эффективно вести огонь из главного калибра, и, в то же время, оставаться вне досягаемости торпедного оружия линкоров.

Основываясь на этих рассуждениях, Дойер предложил четыре возможных варианта проекта нового корабля:

27.500 тонн, 14*340 мм орудий

28.580-29,000 тонн, 16*340 мм орудий

27.500 тонн, 8*380 мм орудий

29.500-30.000 тонн, 10*380 мм орудий

При этом предпочтение Дойер отдавал проектам с 340 мм калибром, так как до готовности 380 мм орудий хотя бы к испытаниям было очень далеко.

Для полноты картины следует сказать о примечании Дойера к докладной записке, в которой указал, что водоизмещение 29 000 тонн позволяет также разместить двадцать 305 мм орудий в пяти четырехорудийных башнях.

В этой же записке приводились возможные размерения предпочтительных вариантов, сравниваемые с кораблями типа Normandie:

  Normandie проект проект
Вооружение 12*340 мм 14*340 мм 16*340 мм
Размещение ГК 3*4 3*4, 1*2 4*4
Длина между перпендикулярами, м 175,70 185,00 190,00 *
Ширина наибольшая, м 27,00 28,00 29,00
Осадка в боевом состоянии, м 8,65 8,65 8,65
Водоизмещение, т 25.200 27.500 29.000
Объем погруженной части, м3> 24.561 26.803 28.265
Отношение LВ 6,48 : 1 6,61 : 1 6,55 : 1
Коэффициент полноты 6,02 6,18 6,23

* - Длина наибольшая 194,5 м

В обоих указанных случаях дополнительная башня (в сравнении с Normandie четвертая) располагалась бы между двумя котельными отделениями, "разделенными необходимым количеством пространства". Размещение же четырехорудийных башен и вспомогательного вооружения было оставлено таким же, как на Normandie, за исключением того, что средняя четырехорудийная башня была несколько сдвинута в корму. Это придавало кораблю приемлемый дифферент, так как в противном случае четвертая башня сильно перегружала нос. Кроме того, смещение башни в корму позволило более удобно разместить корабельные шлюпки.

Все эти предположения и расчеты могли иметь место при условии, что на новых кораблях сохраняться 340 мм и 138,6 мм орудия тех же образцов, что и на Normandie. Однако Дойер считал, что на новых кораблях необходимо применить более совершенный 1,30 метровый снаряд вместо старого 1,08 метра для главного калибра, а также новые 138,6 мм полуавтоматические пушки, которые находились в стадии разработки и предполагались к принятию на вооружение в 1914 году. В этом случае рост веса по статье вооружения составил бы 800-1000 тонн и расчеты пришлось бы пересмотреть. Однако, по его мнению, даже в этом случае можно было бы найти приемлемое решение.

Подводя итог предварительным выкладкам, Дойер высказывал мнение, что в окончательном виде можно получить мощный и достаточно хорошо защищенный корабль, который с четырнадцатью или шестнадцатью 340 мм орудиями вполне мог бы соперничать с наиболее современными линкорами, строящимися за границей, включая корабли с 380 мм главным калибром британские Queen Elizabeth и немецкие Bayern.