- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
1.4 Проект крейсера-разведчика 1921-го года.
"Программа 8-8", принятая в июне 1919 гора, намечала ежегодную постройку в течение четырех финансовых лет (с 1920/1921 по 1925/1924 гг.) по одному крейсеру в 8000 и 5500 тонн (14). Остальные четыре 5500 тонника предполагалось заказать в 1924/25 и 1925/26 годах соответственно. При этом последний корабль "Программы 8-8" предполагалось сдать флоту к 1 апреля 1928 года. Однако при голосовании в парламенте по всей программе (несмотря на общее ее одобрение) заказ на постройку был отложен на год. Финансирование переносилось на 1921/22 год и более того, теперь уже и 8000- тонные крейсера планировалось перезаказать как 5500- тонные (15). Такой поворот красноречиво подтвердил тот факт, что МГШ и морское министерство все еще не определились с проектом 8000-тонного крейсера, особенно в вооружении. Новые корабли с этого момента официально обозначались как "Крейсеры большой модели" ("Large Model Corsets' - "Dai gata Junyokan") и относились к кораблям 1-го класса (в "Программе 8-8").
Тем временем в Японии стало известно, что американский флот решил усилить вооружение уже заложенных 10 крейсеров типа "Omaha" (CL 4 - CL.13). Впервые этот вопрос обсуждался Главным Управлением кораблестроения США (ГУК) (The U.S.Navy General Board) в конце 1919 года, а в октябре-ноябре 1920 года было принято решение увеличить главный калибр крейсеров до 12 стволов установкой двух спаренных 152-мм.башенных орудий в носу и в корме. В этом случае водоизмещение кораблей возросло до 7500 тонн, а скорость снизилась до 33.75 узлов, но зато удвоился бортовой залп, так как башни располагались в диаметральной плоскости. Вес залпа составил 8 снарядов по 47.67 кг. или в целом 381 кг. на борт. А дальность плавания достигала 8000 миль 15 узловым ходом.
Сильное впечатление на японское военно-морское руководство произвел британский крейсер "Hawkins", законченный постройкой 25 июля 1919 года и присоединившийся к английским восточно-азиатским силам в октябре того же года, (флагман китайской станции). В 1920 году он посетил Японию с визитом. Этот 9750-тонный крейсер имел скорость 29-30 узлов и вооружение из 7 190-мм./50-калиберных орудий "Mk.V" в одинарных установках. Большинство из которых располагалось в диаметрали, обеспечивая крейсеру 6-орудийный бортовой залп 90,7-кг.снарядами с общим весом залпа 544 кг. Орудия главного калибра имели угол возвышения 30 градусов и центральную наводку. Корабль имел наклонный бортовой пояс толщиной 51 мм. из стали высокого сопротивления и главную палубу в 25 мм. из той же стали, а кроме того бортовые були в подводной части борта (16). Дальность плавания британского крейсера составляла 5400 миль 14 узловым ходом.
Новые японские проекты по сравнению с современными им зарубежными крейсерами значительно уступали последним. Крейсера 5500-тонного типа, из которых головной "Kuma" вступил в строй 31 августа 1920 года, а еще четырнадцать либо находились в постройке, либо были заказаны, оказались заметно слабее своих зарубежных аналогов, их 7 140-мм./50-калиберных орудий типа "3" ("3 Nendo Shiki") располагались в одинарных установках, причем бортовой залп из 6 орудий 38-кг.снарядами составлял всего 228 кг. Орудия имели максимальный угол возвышения в 25 градусов, что соответствовало дальности стрельбы 17.500 м. Бортовой же залп намеченных к постройке 8000-тонных "скаутов", согласно проекта, должен был состоять из 10-12 140- мм./50-калиберных орудий и иметь общий вес бортового залпа 380-456 кг. Поэтому МГШ дал указание о немедленном повышении главного калибра 8000-тонных крейсеров до 180-190 мм. или перевооружение их на новые 200-мм./50-калиберные орудия, разрабатывавшиеся в арсенале Куре.
Летом 1921 года главный конструктор флота капитан 2 ранга Юцуру Хирага (Naval Constructor Captain Hiraga Yuzuru), руководитель отдела разработки технических проектов (The Fundamental Design - Kihon Keikaku) в кораблестроительной секции (4 секция) технического департамента ВМФ. предложил новый проект крейсера-разведчика. удовлетворявший требованиям МГШ и превосходивший тип "Omaha" в общих чертах. Новый проект представлял следующее: при нормальном водоизмещении 7500 тонн и проектной скорости 35 узлов корабли должны нести 6 новых 200-мм./50-калиберных орудий в одиночных установках. Тяжелый орудия планировалось установить пирамидально в носу и в корме, обеспечивая бортовой залп шестью 115,2 кг.снарядами общим весом 691 кг. - почти вдвое больше чем у "Omaha". Новый японский проект имел также бортовой торпедный залп из шести 610-мм.торпедных труб по сравнению с 2-мя (позднее доведено до 5) 533-мм.на кораблях США.
Хирага впервые предложил такие принципы конструкции корабля, которые позволили бы иметь подобное вооружение: броневые листы бортов и палубы входили как в защиту, так и в обеспечение общей продольной прочности корпуса, а непрерывная палубная линия от носа до кормы делала продольные связи неразрывными.
Отстаивая свои взгляды на данный проект Хирага в августе 1921 года, после долгих обсуждений и споров, склонил МГШ заменить проект 8000-тонника 1918 года на свой новый 7500-тонный. К лету 1922 года техническая и рабочая документация нового корабля были разработаны.
Постройку опытных "малых" крейсеров МГШ утвердил в октябре того же 1921 года, в дополнение к "Программе 8-4" 1917 года Один такой крейсер, спроектированный под руководством капитана 2 ранга Ю. Хирага и его помощника капитан-лейтенанта Кикуо Фудзимото (Lieutenant Commandei Fu|imoto Kikuo) имел те же конструктивные особенности, что и у 7500-тонного проекта. Первоначально этот корабль получил название "Ayase", но 23 декабря 1921 года он был переименован в "Yubari". После окончания разработки проекта он был построен менее чем за 14 месяцев - с июня 1922 по июль 1923 года.
В пору принятия всех решений по новым крейсерам-скаутам в августе-октябре 1921 года обстановка на международной арене изменилась 27 июля 1921 года японское правительство приняло приглашение президента США Хардинга (Harding) на участие в Вашингтонских переговорах по военно-морским разоружениям, а также по проблемам, касающимся Восточной Азии и Тихого океана.
Подписание Вашингтонского договора 6 февраля 1922 года и его ратификация 17 августа 1923 года остановило постройку всех линейных единиц Программы "Флот 8-8". Постройка же крейсеров, как части сил обеспечения линейных кораблей, не ограничивалось, за исключением водоизмещения (10.000 английских тонн или 10.160 метрических тонн стандартных по статье 11) и главного калибра артиллерии. (8-дюймов или 203-мм. по статье 12) (17). Не было ограничений и по количеству кораблей в постройке, их скорости, защите, числу орудий, дальности плавания и прочих характеристик.
За день до подписания соглашения - 5 февраля 1922 года японцы издали приказ об остановке с этого момента строительство линейных кораблей, начиная с "Kaga" и "Tosa". Строительство же единиц не ограничиваемых договором, так называемых "вспомогательных судов", было ускорено, чтобы обеспечить загруженность верфей, строивших ранее линкоры. В феврале-марте 1922 года было заказано сразу 18 кораблей предусмотренных ранее по программам "Флот 8-6" и "Флот 8-8" (18). Средства на их постройку взяли из ассигнований, предназначенных ранее на линкоры. В эти заказы были включены и два новых 7500-тонных крейсера. Кроме того, чуть позже, 3 июля 1922 года, наряду с другими 53 единицами утвердили постройку еще двух таких крейсеров и четырех по 10.000 тонн (максимальное разрешенное договором водоизмещение» (19)
"Kuma" - Казенная верфь в Сасебо
"Tama" - Верфь "Mitsubishi" в Нагасаки
"Kitakami" - Казенная верфь в Сасебо
"Oi" - Верфь "Kawasaki" в Кобе
"Kiso" - Верфь "Mitsubishi" в Нагасаки
"Kuma" - .1918 - 14.7.1919 - 31.8.1920
"Tama" - .1918 - 10.2.1920 - 29.1.1921
"Kitakami - .1919 - 3.7.1920 - 15.4-1921
"Oi" - .1919 - 15.7.1920 - 3.10.1921
"Kiso" - .1919 - 14.12.1920 - 4.5.1921
Водоизмещение стандартное 5100 ts.
Водоизмещение полное 5500 т.
Длина между перпендикулярами ... 152,40 м.
Длина наибольшая 158,53 м.
Ширина наибольшая 14,17 м.
Осадка при норм.водоизмещении .... 4,80 м.
Броневой пояс по КВЛ 51 мм.
Броневая палуба 63/51 мм.
Боевая рубка 51 мм.
Механизмы ..4 ТЗА "Gihon"
Котлы . 12 "Kampon"
(в том числе 12 угольных и 2 нефтяных)
Количество винтов 4
Мощность механизмов 90.000 SHP
Полная проектная скорость 36,0 уз.
Запасы угля/нефти (норм.)... 350 / 700 т.
Полный запас жидкого топлива .... 1150 т.
Дальность плавания 9.000 (10) миль
Вооружение первоначальное .. 7 140-мм/50;
2 76-мм/40;
6 пулеметов;
4x2 533-мм.надв.ТА (16 торпед);
53 ГБ.
В конце 20-х годов на крейсерах установили по 1 катапульте и 1 гидросамолету.
В 1938 году они были убраны с крейсеров "Kitakami", "Oi" и "Kiso", . а в начале войны и двух других.
Экипаж 4 39 чел.
Крейсер "Kuma" с 1927 года:
7 140-мм/50; 2 76-мм/40; 2 80-мм.зен.; 2 7,7-мм.зен.пулемета; 4x2 533-мм.надв.ТА (16 торпед); 53 ГБ; Крейсер "Kieo" с 1927 года:
7 140-мм/50; 2 76-мм/40;.2 80-мм.зен.;
2 7,7-мм.зен.пулемета;
4x2 533-мм.надв.ТА (16 торпед); 53 ГБ;
Крейсер "Kuma" и "Oi" с 1938 года:
7 140-мм/50; 2 80-мм.зен;
2x1 7,7-мм.зен.пулемета;
4x2 533-мм.надв.ТА (16 торпед);
Крейсер "Kieo" с 1938 года:
7 140-мм/50; 2 80-мм.зен.;
1x2 12-мм. и 2x1 7,7-мм. зен. пулемета;
4x2 533-мм.надв.ТА (16 торпед);
Крейсер "Tama" с 1938 года:
7 140-мм/50;
2x2 13-мм. и 2x1 7,7-мм.зен.пулемета;
4x2 533-мм.надв.ТА (16 торпед);
Крейсер "Kitakami" с 1938 года:
140-мм/50; 2 80-мм.зен.;
2x1 7,7-мм.зен.пулемета;
2x2 533-мм.надв.ТА (? торпед);
Крейсер "Kitakami" с 1941 года:
4 140-мм/50;
4x2 25-мм. зен. авт.;
10x4 610-мм.надв.ТА (40 торпед),
в 1942/43 оставлены только 8x4 610-мм. надв. ТА (32 торпед);
оборудован для несения 14-тонных десантных ботов;
Крейсер "Oi" с 1941 года:
4 140-мм/50;
4x2 25-мм. зен. авт.;
10x4 610-мм.надв.ТА (40 торпед);
Крейсер "Oi" с 194 3 года:
4 127-мм/50;
36 25-мм. зен. авт.;
10x4 610-мм. надв. ТА (40 торпед);
Крейсер "Kitakami" с января 1944 года:
127-ММ/50; 10 25-мм.зен.авт.; 2x2 13-мм.зен.пулемета;
человеко-торпед "Kaiten"
6x4 610-мм. надв. ТА (24 торпеды); 18 ГБ;
Крейсер "Tama" с 1944 года:
140-мм/50;
1x2 127-мм.унив.;
4x3, 2x2 в 4x1 25-мм.зен.авт.;
4x2 533-мм. надв. ТА (16 торпед);
Крейсеры "Tama" и "Kiso" с июля 1944 года:
5 140-мм/50;
1x2 127-мм. унив.;
44 25-мм. и 6 13-мм. зен. авт.;
4x2 533-мм. надв. ТА (? торпед);
Крейсер "Kitakami" с января 1945 года:
4 127-мм/50;
67 25-мм. зен. авт.;
2x2 13-мм. зен. пулемета;
18 ГБ; 8 человехо-торпед "Kaiten";
установлен 20-тонный кран.
Крейсера до начала Второй мировой войны прошли ряд модернизаци. Участвовал в боевых действиях Второй мировой войны.
"Kuma" - Потоплен 11.1.1944 в 10 милях от Пенанга торпедами британской подлодки "Tally Но".
"Tama" - 25.10.1944 поврежден американской авиацией с авианосцев "Lexington" и "Еssех" в бою у мыса Энгано. В этот же день он был добит торпедами американской подводной лодки "Jallao" и затонул в 320 милях сев.-вост.Энгано.
"Kitakami" - В 1941 году вооружен большим количеством торпедных аппаратов. В 1942- 1943 переоборудован в носитель десантных ботов. В январе 194 4 прошел новое переоборудование (5870/7041 ts, 78.000 SHP = 31,7 уз.). В начале 1945 закончил переоборудование в корабль-носитель человеко-торпед, при этом наряду с перевооружением сняты 2 ТЗА (оставшиеся 35.110 SHP « 23 узла). В сентябре 1945 года в Кагосиме попал к американцам как трофей. По условиям перемирия подлежал уничтожению. 10.8.1946 исключен из списков флота и 31 марта 1947 передан на разборку в Нанао.
"Oi" - В 1941 году вооружен большим количеством торпедных аппаратов. 19.7.194 4 потоплен торпедами американской подводной лодки "Flasher" в 570 милях южнее Гонконга.
"Kiso" - 13.11.1944 потоплен американской авиацией у входа в бухту Манилы.
"Naka" |
- Верфь "Mitsubishi" в Иокогаме |
"Sendai" |
- Верфь "Mitsubishi" в Нагасаки |
"Jintsu" |
- Верфь "Kawasaki" в Кобе |
"Minase" |
- Верфь "Uraga" в Токио |
"Otonase" |
- Казенная верфь в Сасебо |
"Ayase" |
- Казенная верфь в Сасебо |
"Naka" |
- .1922 - |
24.3.1922 |
- 30.11.1925 |
"Sendai" |
- .1922 - |
30.10.1923 |
- 29.4.1924 |
"Jintsu" |
- .1922 - |
8.12.1923 |
- 31.7.1925 |
"Minase", "Otonase", "Ayase" - |
не заложены |
Водоизмещение стандартное 5195 ts.
Водоизмещение полное 5595 т.
Водоизмещение полное до 7355 т.
Длина между перпендикулярами ... 152,40 м.
Длина наибольшая 158,53 м.
Ширина наибольшая 14,17 м.
Осадка при норм.водоизмещении .... 4,91 м.
Броневой пояс по KBJI 63/51 мм.
Броневая палуба 51 мм.
Боевая рубка 51 мм.
Механизмы 4 ТЗА "Gihon"
на "Jintsu" 4 ТЗА "Curtis''
Котлы 16 "Kampon"
Количество винтов 4
Мощность механизмов 90.000 SHP
Скорость полная проектная 35,25 уз.
Скорость полная с 1938 до 33,3 уз.
Запасы угля/нефти (норм.).. 300 / 1200 т.
Полный запас жидкого топлива .... 1500 т.
Дальность плавания 7.800 (10) и
1300 (33) миль
Вооружение первоначальное ... 7 140-,мм/50;
76-мм/40; 6 пулеметов;
4x2 610-мм.надв.ТА (16 торпед);
80 мин.
Начиная с 1934 года йа крейсерах начали установку по 1 катапульте и 1 гидросамолету.
В 1934 катапульта перенесена на ют.
С началом боевых действий авиационное вооружение с крейсеров снималось.
На вооружении появилось до 53 ГБ.
Экипаж 450 чел.
Вооружение "Sendai" с 1934 года
6140-мм/50;
2 80-мм.зен.авт.;
2x1 7,7-мм.зен.пулемета;
4x2 610-мм.надв.ТА (16 торпед);
1катапульта и 1 гидросамолет.
Вооружение "Sendai" с 1938 года
7140-мм/50;
1x4 и 2x2 13-мм.зен.авт.;
2x1 7,7-мм.зен.пулемета;
4x2 610-мм.ТА (16 торпед);
1 катапульта и 1 гидросамолет.
Вооружение "Jintsu" с 1941 года
7 140-мм/50;
1x2 25-мм.зен.автомата;
1x4 13-мм.зен.пулемета;
2x4 610-мм.ТА (12 торпед);
1 катапульта и 1 гидросамолет.
Вооружение "Naka" с 1943 года
5 140-мм/50;
1x2 127-мм.унив;
2x3 и 4x2 25-мм.зен.автомата;
1x4 13-мм.зен.пулемета
2x4 610-мм.ТА (16 торпед).
1 катапульта и 1 гидросамолет.
Все крейсера прошли ряд модернизаций перед войной. Активно участвовали в боевых действиях во время войны.
"Naka" - Потоплен американской авиацией с авианосцев "Bunker Hill" и "Cowpens" 17.2.1944 в 35 милях от о.Трук.
"Sendai" - Потоплен американскими кораблями (4 крейсера, 8 эсминцев) 2.11.1943 в бухте Кайзера Августа.
"Jintsu" - Потоплен американскими кораблями (3 крейсера, 10 эсминцев) 13.7.1943 в 14 милях от Коломбангара
"Nagara" |
- Казенная верфь в Сасебо |
"Ibuzu" |
- Верфь "Uraga" в Токио |
"Yura- |
- Казенная верфь в Сасебо |
"Natori" |
- Верфь "Mitsubishi" в Нагасаки |
"Kinu" |
- Верфь "Kawasaki" в Кобе |
"Abukuma" |
- Верфь "Uraga" в Токио |
"Nagara" |
- .1920 - |
25.4.1921 - |
21.4.1922 |
"Ibuzu" |
- .1920 - |
29.10.1921 - |
15.8.1923 |
"Yura" |
- .1921 - |
15.2.1922 - |
20.3.1923 |
"Natori" |
- .1920 *- |
16.2Л922 - |
15.9.1922 |
"Kinu" |
- .1921 - |
29.5.1922 - |
10.11.1922 |
"Abukuma" |
- .1921 - |
16.3.1923 - |
26.5.1925 |
Водоизмещение стандартное 5170 ts.
Водоизмещение полное 5570 т.
Водоизмещение полное с 1938 .. до 6460 т.
Водоизмещение станд. с 1944 .. до 6050 т.
Водоизмещение полное с 1944 .. до 7199 т.
Длина между перпендикулярами ... 152,40 м.
Длина наибольшая 158,5 3 м.
Ширина наибольшая 14,17 м.
Осадка при норм.водоизмещении .... 4,80 м.
Броневой пояс по КВЛ 51 мм.
Броневая палуба 63/51 мм.
Боевая рубка 51 мм.
Механизмы 4 ТЗА "Gihon"
Котлы 12 "Кашроп"
(в том числе 4 угольных и 8 нефтяных)
Количество винтов 4
Мощность механизмов 90.000 SHP
Скорость полная проектная 36,0 уз.
Скорость полная с 1938 до 34,5 уз.
Скорость полная с 1944 до 33,4 уз.
Запасы угля/иефти (норм.)... 350 / 700 т.
Полный запас жидкого топлива .... 1260 т.
Дальность плавания .. 9.000 (10) и 1500 (33) миль
Вооружение первоначальное ...
7 140-мм/50;
2 76-мм/40;
6 пулеметов;
4x2 610-мм. надв. ТА (16 торпед);
мины.
Начиная с 1927 года на крейсерах начали установку по 1 катапульте и 1 гидросамолету.
В 1934 катапульта перенесена на кл С началом боевых действий авиационное вооружение с крейсеров снималось.
На вооружении появилось до 53 ГБ.
Экипаж 438 чел.
Вооружение "Nagara" и "Kinu" с 1938 года
140-мм/50;
1x4 и 2x2 13-мм.зен.авт.;
2x1 7,7-мм.зен.пулемета;
4x2 610-мм.надв.ТА (16 торпед);
1 катапульта и 1 гидросамолет.
Вооружение "Abukuma" с 1941 года
7 140-мм/50;
1x2 25-мм.зен.автомат;
1x4 13-мм.зон.автомат;
2x4 610-мм.ТА (16 торпед);
катапульта и 1 гидросамолет.
Вооружение крейсеров с 1943 года
5 140-мм/50;
2 127-мм/50 унив.;
до 22 25-мм.зен.авт. (с июня 1944 число 25-мм.автоматов увеличено до 36);
13-мм.зен.пулемета;
до 6x4 610-мм. надв. торп. аппарата .
Вооружение "Nagara" с 1944 года
5 140-MM/50;
1x2 127-мм.унив;
2x3, 6x2 и 4x1 25-мм.зен.автомата;
1x2 13-мм.зен.пулемета
4x2 610-мм.ТА (12 торпед);
18 ГБ.
Вооружение "Natori" с 1944 года
5 140-мм/50;
1x2 127-мм.унив;
2x3, 2x2 и 2x1 25-мм.зен.автомата;
1x4 13-мм.зен.пулемета
4x2 610-мм.ТА (12 торпед).
Вооружение "Abukuma" с начала 1944 года
5 140-мм/50;
1x2 127-мм.унив;
4x3, 2x2 и 4x1 25-мм.зен.автомата;
1x2 и 3x1 13-мм.зен.пулемета
2x4 610-мм.ТА.
Вооружение "Abukuma" с лета 1944 года
5 140-мм/50;
1x2 127-мм.унив;
4x3, 2x2 и 14x1 25-мм.зен.автомата;
1x2 и 8x1 13-мм.зен.пулемета
2x4 610-мм.ТА.
Вооружение "Isuzu" с 1944 года
140-мм.орудия сняты;
3x2 127-мм.унив;
11x3 и 5x1 25-мм.зен.автомата;
2x4 610-мм.ТА.
Все крейсера прошли ряд модернизаций перед войной. Активно участвовали в боевых действиях во время войны.
"Nagara" - Потоплен американской подводной лодкой "Croaker" 7.8.1944 в 35 милях от Нагасаки.
"Isuzu" - В 194 4 году крейсер перевооружен в корабль ПВС. Потоплен торпейами американских подводных лодок "Charr" и 'Gabi- lan" 7.4. 1945 в Яванском море.
"Yura" - Тяжело поврежден американской авиацией 25.10.1942 у Гуадалканала и в этот же день затоплен эсминцами "Нагиьа- те" и "Yudachi" в 30 милях от о.Саво.
"Natori" - Потоплен торпедами американской подводной лодки "Hardhead" 18.8.194 4 в 250 милях от Суригао.
"Kinu" - Потоплен американской авиацией 26.10.1944 сев.-восточнее Масбате.
"Abukuma" - 25.10.1944 тяжело поврежден американским торпедным катером РТ.137 южнее Суригао. 26.10.1944 добит американской авиацией у побережья о.Негрос.