Линкоры и авиация

Современный линейный корабль прошел три фазы развития
а) Эпоху неограниченного превосходства над кораблями других классов, когда артиллерия являлась единственным средством нападения а защита корабля ориентировалась лишь на противодействие артиллерийскому огню. Эта фаза заканчивается периодом 1890-1895 годов.
б) Эпоху артиллерии и торпеды, как средств нападения и обеспечения защиты кораблей против этих двух видов оружия, длившуюся примерно до 1920 года.
в) Последний этап, далеко еще не нашедший своего технического завершения, характеризующийся, с одной стороны, использованием артиллерии, торпеды и самолета для нанесения удара, и с другой - разработкой соответствующих систем защиты.

Оба последних периода отличаются от первого тем, что новым, опасным для линкора видом оружия являются малые и сравнительно дешевые самолеты, которые легко и быстро могут быть изготовлены в необходимом количестве.

Вследствие договорных и иных ограничений водоизмещения перед корабельными инженерами при проектировании линкора возникает опасность, что при чрезмерном развитии пассивной защиты линкор может утратить способность нанесения достаточно сильного удара. Возникают даже сомнения, сохранит ли линейный корабль, при сосредотачивании в его конструкции всех средств зашиты против авиабомб свою функцию "абсолютного" боевого корабля. Проблему жизнеспособности во всех современных флотах линкоров, как основных боевых сил флота, можно рассматривать лишь относительно, так как тактично-техническое задание не может быть ими полностью осуществлено. Поэтому и понятие линкора, как "абсолютного" боевого корабля, тоже необходимо трактовать только применительно к конкретным условиям. Вопрос заключается в следующем: может ли линкор в нормальной боевой обстановке в настоящее время продолжать выполнение возложенных на него функций? При рассмотрении этого вопроса особое внимание следует обратить на взаимодействие пассивных и активных средств защиты, так как только последние обеспечивают первым живучесть и эффективность действия. Артиллерия, бронирование. разделение на водонепроницаемые отсеки и надлежащая остойчивость дополняют друг друга, позволяя линкору выдерживать воздушное нападение. Особое значение активных средств выдвигает вопрос о специальных кораблях противовоздушной обороны с соответствующим артиллерийским вооружением.

Прежде чем перейти к обсуждению содержания доклада английской правительственной комиссии об уязвимости линейных кораблей при воздушных атаках, следует остановиться на замечаниях, сделанных по поводу доклада рядом специалистов.

Корабельный инженер Феа (Fea) утверждает, что доклад не представляет ничего нового и его главная ценность состоит в том, что в нем излагаются существенные практические основания проблемы без рассуждений общего и теоретического характера. Он приходит к следующим выводам.

Линейные корабли выполняют такие боевые задачи. которые не могут быть разрешены ни воздушным оружием, ни кораблями других классов.

Линейный корабль в состоянии отразить воздушное нападение с таким же успехом, как и атаку торпедных сил. Однако, следует признать, что при особо благоприятных условиях и при достаточном скоплении торпедных кораблей и самолетов, они могут атаковать линкор с тяжелыми для него последствиями.

Но при этом необходимо учесть, что постройка такого числа самолетов, которое было бы опасно для линкора, стоит дороже, чем равноценный ему по мощи линкор, поэтому воздушное оружие не есть лучшее средство борьбы с линкорами. Таким средством будет линкор, обладающий тем и же или более мощными характеристиками. По сравнению с прочими боевыми средствами, большой военный корабль является наименее уязвимым.

Разнообразие задач морской войны требует для своего разрешения различных средств, поэтому флот всегда будет состоять из кораблей различных классов, от эсминца до крейсера и от самолета до линкора включительно, то есть из кораблей различной уязвимости.

Наличие самолетов не обусловливает исчезновения линкора, а существование последнего, в свою очередь, не означает исчезновения авиации. Самолеты и линкоры должны существовать во взаимодействии друг с другом.

В первой части доклада английской правительственной комиссии обсуждается действие авиационных бомб на конструкцию корабля по данным опытов. Испытывались бомбы, снабженные взрывателями мгновенного действия, взрывающиеся вблизи цели ("близкий взрыв"), а также бомбы, снабженные замедленными или гидростатическими взрывателями, дающими подводный взрыв. В докладе приводятся результаты проведенных американским флотом в широком масштабе опытов воздушной бомбардировки боевых кораблей различных типов, как собственной постройки, так и полученных по Версальскому договору от Германии, и подробно излагается разработка этой проблемы в английском флоте.

Воздушная бомбардировка военных кораблей во время мировой войны, вследствие небольшого веса применявшихся в то время бомб, оказалась мало эффективной. Вес сбрасывавшихся с самолетов бомб, повидимому, не превышал 50 кг. Процент попадания был также мал. Например, за время многократных бомбардировок линейного крейсера "Goeben", попавшего на мель в Дарданеллах, из сброшенных 300 бомб в цель попало лишь 10, и те не причинили ему особого вреда.

Палубная броня кораблей, защищавшая их от артиллерийского огня, была более чем достаточной для защиты от авиабомб того времени. Горизонтальная защита линкоров эпохи мировой войны состояла из двух броневых палуб в средней части корабля - верхней, толщиной 30 - 40 мм., служившей как бы крышей казематов средней артиллерии, и нижней, с броней такой же толщины в горизонтальной части, являвшейся завершением подводной защиты корабля.

Как видно из доклада, сразу же после войны английское адмиралтейство предусмотрело неминуемое в будущем увеличение размеров и разрушительного действия авиабомб и развитие методов атаки с воздуха. Не имея в то время возможности произвести опытную бомбардировку корабля, адмиралтейство решило провести опыты способом, аналогичным тому, который применяется при испытаниях сопротивляемости брони артиллерийским снарядам.

Предварительные опыты начались в 1920 году. Согласно опубликованным данным, речь, повидимому, шла об опытной бомбардировке смонтированных на суше частей корабельной защиты.

Следующий этап опытов состоял в определении пробивной способности бомб различных типов и необходимой толщины брони, способной противостоять удару. Эти опыты начались в 1921 году и продолжались до настоящего времени. В итоге имеется возможность точно рассчитать необходимую толщину палубы, способную выдержать удар различных по типу и весу бомб, сброшенных с разных высот. Полученные результаты были использованы для внесения изменений в конструкцию защиты построенных кораблей.

Однако, задача определялась не только установлением пробивной способности бомб. Необходимо было разрешить и другие существенные вопросы, например, разрушительное действие взрыва бомб с замедленным и взрывателями и действие их осколков после пробития броневой защиты. Адмиралтейство и министерство авиации провели ряд опытов для установления видов конструкции, способных ограничить действие взрыва. Оба ведомства пришли к выводу, что новейшие линкоры снабжены достаточной защитой от бомб различного калибра. Для установления эффекта действия бомб с высокочувствительными взрывателями на палубы, мостики и надстройки. были предприняты дополнительные опыты. С этой целью на определенном расстоянии от этих частей корабля взрывались бомбы различного веса, и адмиралтейство сообщало комиссии результаты воздействия этих взрывов на боеспособность корабля.

Соответственные опыты производились также для выяснения действия подводного взрыва вблизи от корпуса корабля, которое, по мнению некоторых лиц, должно было быть исключительно эффективным. Комиссия адмиралтейства ссылалась при этом на американские опыты 1921 - 1925 годов, вызвавшие в свое время большой интерес и отчасти приведшие к выводу об отсутствии надобности в линкорах. Однако, она считает вопрос еще недостаточно выясненным. Заслуживает внимания тот факт, что американское правительство, лучше всего информированное о результатах этих испытаний, не нашло нужным отказаться от постройки больших кораблей. Адмиралтейство занялось значительно более глубокой проработкой вопроса сопротивляемости кораблей авиабомбам, по сравнению с опытами, проведенными в США.

Комиссия была хорошо осведомлена о всех опытах, проводившихся адмиралтейством в тесном контакте с министерством авиации, и отметила, что результаты опытов и испытаний были успешно использованы при постройке новых линкоров.

В связи с первой частью доклада комиссии, интерес представляет обзор опытов бомбардировки кораблей, производившихся в США в 1921 году. Совместные опыты морского ведомства и военно-воздушных сил США вначале заключались в бомбардировке прицельными бомбами управляемого по радио корабля-мишени "Iowa" и объекта, находившегося на суше и соответствовавшего по своим размерам линкору "Indiana", с целью установления общего процента попадания и соотношения между прямыми попаданиями и ожидаемым действием взрывной волны и промахами. В дальнейшем бомбардировка производилась по нижеуказанным американским и бывшим германским кораблям для определения процента попаданий, действия прямых попаданий и взрывов в воде близ корпуса корабля.