- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Перед вступлением в войну Япония уделяла внимание этому классу кораблей не больше, чем другие страны. В декабре 1941 года для эскортирования и охраны морских сообщений Япония могла выставить только 12 эсминцев, сотню старых миноносцев, охотников и других мелких судов, а также 210 траулеров и мелких торговых судов. С 1941 года потребность в эскортных кораблях значительно возросла, корабли стали играть важнейшую роль. Именно с этого года началась закладка большинства океанских эскортных миноносцев. По техническим данным они соответствуют корветам и фрегатам или современным им конвойным эсминцам типа "DE" английского и американского флотов. Первоначальный тип представлен четырьмя кораблями типа "Shimushu", заложенными в 1940 году как сторожевые корабли и тральщики. По окончании постройки они были вооружены тремя 120-мм. орудиями, снятыми со старых эсминцев, четырьмя 25-мм. пулеметами и 12 глубинными бомбами. В 1942 году тралы с кораблей убрали, за счет чего было увеличено число глубинных бомб до 24. В конце года они были оснащены аппаратурой активного подводного поиска, подобно британской "Asdic", а количество глубинных бомб увеличено до шестидесяти. Изменения в ходе войны претерпели также и четырнадцать кораблей типа "Etoforu", являющиеся почти точными копиями предыдущих кораблей.
Количество построенных едениц .... 4 + 14
Годы постройки 1940-1944
Потоплено в ходе б/действий 7
Водоизмещение стандартное 860 тонн
полное 1020 тонн
Длина наибольшая 77,70 м.
по ватерлинии 76,20 м.
между перпендикулярами ... 72,50 м.
Ширина 9,10 м.
Осадка 3,05 м.
Тип двигателя дизели
Количество винтов 2
Мощность механизмов 4200 лс
Скорость полная 19,7 узла
Дальность плавания 8000 (16) миль
Вооружение (1945) 3x1 120-мм.унив.
15 25-мм.ЗА; 60 ГБ
Количество построенных едениц .... 8 + 29
Годы постройки 1943-1945
Потоплено в ходе б/действий 19
Водоизмещение стандартное 940 тонн
полное 1020 тонн
Длина наибольшая 78,27 м.
по ватерлинии 77,50 м.
между перпендикулярами ... 72,50 м.
Ширина 9,10 м.
Осадка 3,05 м.
Тип двигателя дизели
Количество винтов 2
Мощность механизмов 4 200 лс
Скорость полная 19,5 узла
Дальность плавания 5000 (16) миль
Вооружение (1945) 3x1 120-мм.унив.
14-20 25-мм.ЗА; 120 ГБ
Следующие сторожевики типа "Mikura" с самого начала строились как конвойные эсминцы ПВО и ПЛO. Артиллерия на них была исключительно зенитная. На них были установлены микрофоны, аппаратура "Asdic", имелось 120 глубинных бомб. Большая потребность в эскортных кораблях требовала ускорения строительства и срок постройки новых корабле оказался очень небольшим. Он колебался в пределах 5-6 месяцев ("Mokuto" строился всего 105 дней).
|
"С" |
"D" |
Количество построенных единиц |
53 |
63 |
Годы постройки |
1944-1945 |
1944-1945 |
Потоплено в ходе б/действий |
24 |
19 |
Водоизмещение стандартное |
745 тонн |
740 тонн |
полное |
820 тонн |
900 тонн |
Длина наибольшая |
67,50 м. |
69,50 м. |
по ватерлинии |
66,00 м. |
68,00 м. |
между перпендикулярами |
63,00 м. |
65,00 м. |
Ширина |
8,40 м. |
8,60 м. |
Осадка |
2,90 м. |
3,60 м. |
Тип двигателя |
дизели |
турбины |
Количество винтов |
2 |
1 |
Мощность механизмов |
1900 лс |
2500 лс |
Скорость полная |
16,5 узла |
17,5 узла |
Дальность плавания |
6500(14) миль |
4500(14) миль |
Вооружение (1945) |
2x1 120-мм.ун. |
2x1 120-мм.ун. |
|
12 25-мм.ЗА |
12 25-мм.ЗА |
|
120 ГБ |
120 ГБ |
Развитием этого типа стали корабли типа "С". Они также были хорошо вооружены и оснащены средствами обнаружения, но они были более упрощенной конструкции и меньших размеров. Конвоирование, реорганизованое в ноябре 1943 года, с каждым днем требовало все большего и большего количества кораблей. Теперь речь уже не шла о тщательной отделке кораблей, как в мирное время. При строительстве кораблей типа "С" широко применялась электросварка. Корабли типа "D" являлись вариантом сторожевиков типа "С". Будучи не в силах увеличить выпуск дизельных моторов, корпус эскортного миноносца пришлось несколько изменить, приспособив его к другому типу двигателя - турбине. Было решено применить турбины, принятые для грузовых судов "Standart" типа "2-А". Корабли типа "D" оказались более быстроходными, но зато радиус действия у них оказался меньше. В конце 1944 года, когда флот испытывал острый недостаток нефти, корабли типа "D" были быстро переделаны на угольное отопление. Хотя на строительство каждого корабля предполагалось тратить не более месяца реально время постройки составило от четырех до девяти месяцев. Наиболее короткие сроки постройки составили 75 дней (несколько сторожевиков). Построенные корабли этих типов не имели наименований, а получали только бортовые номера. Сторожевики типа "С" имели нечетные номера, типа "D" - четные.
|
"N.13" |
"N. 1" |
Количество построенных едениц |
49 |
203 |
Годы постройки |
1940-1944 |
1940-1944 |
Потоплено в ходе б/действий |
28 |
81 |
Водоизмещение стандартное |
? |
130 тонн |
полное |
460 тонн |
135 тонн |
Длина наибольшая |
51,0 м. |
29,20 м. |
по ватерлинии |
49,0 м. |
? |
между перпендикулярами |
46,5 м. |
26,00 м. |
Ширина |
6,70 м. |
5,67 м. |
Осадка |
2,70 м. |
2,00 м. |
Тип двигателя |
дизели |
дизели |
Количество винтов |
2 |
1 |
Мощность механизмов |
1700 лс |
400 лс |
Скорость полная |
16 узлов |
11 узлов |
Дальность плавания |
? |
1000(10) миль |
Вооружение (1945) |
1 100-мм.ун. |
|
|
3 25-мм. ЗА |
1-2 25-мм. ЗА |
|
36 ГБ |
20-22 ГБ |
До 1939 года в Японии было построено только двенадцать охотников за подводными лодками. Во время войны к ним прибавились пятьдесят кораблей типа N13, а также 203 небольших вспомогательных охотника с деревянным корпусом типа N.1. Последние предназначались для выполнения задач по охране прибрежных вод в Японском море, однако многие из них посылались и на более дальние расстояния, например, до Новой Гвинеи.
Для того, чтобы оценить значение программы строительства эскортных миноносцев и охотников, надо сказать, что было запланировано построить еще сто девять кораблей типа "Mikura", триста кораблей типа "С", двести типа "D". В 1944-45 годах была начата постройка двухсот сторожевиков водоизмещением 250 тонн с деревянным корпусом, из которых только 56 были заложены, а 26 из них успели войти в строй до капитуляции. В эти же годы началась постройка легких конвойных эсминцев с дизельным двигателем, водоизмещением 270-290 тонн и скоростью хода 12-15 узлов. Эти корабли могли быть легко приспособлены для перевозки человеко-торпед. Нехватки листового железа заставили построить несколько таких кораблей из дерева. Для Японии, также как и для Англии, безопасность морских сообщений, серьезно угрожаемых со стороны подводных лодок противника, стала основным фактором успешного продолжения войны.