- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Развитие крейсеров класса "А" Японского Императорского флота. Часть 2 Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
(Продолжение. Начало см. Бриз N9.)
8. Изменения, проведенные перед модернизацией 1936-1937 годов
(A) Осенью 1926 года над крышками больших вентиляторов в носовой части надстройки установили постоянные щиты.
(B) В период с декабря 1926 года по февраль 1927 года увеличили высоту дымовых труб, а их козырьки отклонили в корму для снижения воздействия дыма и горячих газов на мостик. Сделали выше и кормовую прожекторную площадку правого борта с тем, чтобы уменьшить возможность рассеивания луча, когда он направлен на один борт.
(C) Весной 1928 года в опытном порядке, на носовой трубе "Како" установили круглый козырек для предохранения от тропических дождей, но уже через несколько месяцев его демонтировали.
(D) В 1930 году удалены взлетные платформы.
(E) В 1931-1932 годах на "Како", а в 1932-1933 годах на "Furutaka" на верфи в Куре (Kure Kaigun Kosho) проведены следующие работы:
Замена зенитных 40 калиберных 80-мм. орудий "3 Nendo Shiki" на четыре 45 калиберных 120-мм. зенитных орудия "10 Nendo Shiki". Это орудие было разработано инженером С.Хада (Engineer C.Hada) на базе 45-калиберного 120-мм. орудия "3 Nendo Shik ", устанавливающегося (установка модели "G-Gata") на эсминцах и принятого на вооружение в 1914 году- . Разработка зенитного орудия началась в 1921 году- . Принято на вооружение в 1926 году. Орудие имело - встроенный ствол (то есть, ствольная труба в казенной части скреплялась с кожухом, в казенный конец - которого ввертывался казенник, с которым и сцеплялся поршень затвора) со скользящим затвором горизонтального типа.
Характеристики орудия "10 Nendo Shiki"
Калибр ствола 120-мм.
Конструкция ствола марки IX.2
Наибольшая длина 5,604 м.
Вес (с казенной частью) 2980 кг.
Число нарезов 34
Длина каморы 0,656 м.
Объем каморы 10,77 литров
Начальная скорость снаряда 825 м/сек.
Наибольшее давление в канале ствола 26,60 кг/кв.м.
Живучесть ствола 700-1000 выстрелов
Наибольшая дальность стрельбы... 15,6 км.
Досягаемость по высоте 10,065 км.
Эффективная досягаемость 8,45 км.
Максимальный угол возвышения... +75 град.
Максимальный угол снижения -10 град,
Вес снаряда 20,45 кг.
Общий вес выстрела в сборе (снаряд-гильза) (с фиксированной латунной гильзой) 32,5-34 кг.
Орудия "10 Nendo Shiki" монтировались на палубных одноорудийных установках модели "В.2 Gata" с электрогидравлическим приводом (в качестве наполнителя использовалось масло) (см, прим.44). Наибольшая скорость разворота 10 градусов в секунду, подъема и снижения - 6,5 градусов в секунду. Снаряд (унитарный) поднимался цепным подъемником до верхней палубы (на каждую установку свой подъемник), темп подачи около 10 снарядов в минуту. Переноска и заряжение осуществлялись вручную на всех углах возвышения орудия. Взрыватель ставился непосредственно перед заряжением. Прислуга орудия прикрывалась от небольших осколков и непогоды тонким (1.6- 3.2 мм.) стальным щитом. Общий вес установки - 10.0 тонн.
После установки 120-мм.орудий на крейсерах использовались пять типов снарядов - все длиной 41.4 см. за исключением снаряда-цели длиной 38 см.(см.прим.22,23,35). Эти боеприпасы оставались на вооружении "Како" и "Furutaka" до их гибели в 1942 году.
- Общий снаряд (Tsujodan - Common Shell) (высо- ковзрывчатый) с заполнителем из 1,7 кг пикрата свинца. Принят на вооружение в 1929 году как "общий снаряд марки "4" ("Common Shell 4 Go" - "Tsujodan 4 Go") с головным взрывателем "88 Shiki". 6 июля 1932 года переаттестован в "общий снаряд" (без маркировки) ("Т- sujodan" - "Common Shell") и снабжен временным взрывателем "91 Shiki". Головная часть снаряда окрашивалась белым цветом.
- Практический снаряд с временным взрывателем (Timed Exercise Shell - Jigen Enshudan), принятый на вооружение в 1926 году, с установкой взрывателя на 50 и 30 секунд. С 1929 года на этих снарядах применялись взрыватели либо временные (на 30 секунд), либо двойного действия. С 1932 года использовался взрыватель "91 Shiki". Снаряд окрашивался черным цветом с белым наконечником.
- Практический снаряд (Exercise Shell - Enshudan), принятый на вооружение в 1932 году, без взрывателя. Окрашивался черным цветом с желтым наконечником.
- Снаряд, обозначающий место взрыва (маркерный) (Marker shell - Mokuhyodan), принятый на вооружение в 1926 году, со взрывателем двойного действия на 50 и 30 секунд, а с 1929 года - со взрывателем двойного действия на 30 секунд. С 1932 года применялся временной взрыватель на 30 секунд. Снаряд окрашивался зеленым цветом.
- Осветительный снаряд кратковременного освещения (без парашюта), (Star Shell - Seidan, иначе Hoseidan), принятый на вооружение в 1929 году. Снабжался временным взрывателем на 30 секунд. С 30 марта 1938 года обозначался как "осветительный снаряд A" ("ILLuminating Shell А" - "Shomeidan А"). Окрашивался серо-голубым цветом.
Для всех снарядов применялись общий, уменьшенный или легкий заряды в латунных гильзах (см. прим. ЗЗ). Исключение составлял только маркерный снаряд, использовавшийся только с легким зарядом. Вес общего заряда составлял 5,06 кг. (порох 35.С2) или 5,50 кг.(порох 30.DC). - Общий заряд (Common charge - Jo Soyaku) - порох 35.C2 или 30 DC). - Уменьшенный заряд (Reduced charge - Jaku Soyaku) - порох 35.C2 или 30.DC или 20.T2). - Легкий заряд (Light charge - Gen Soyaku) - порох 20.C2 или 20.C3.
Установка по бортам от носовой дымовой трубы постов управления огнем (High-Angle Firing Installation - Kosha sochi) типа "91 Shiki" образца 1931 года для зенитных установок с 120-мм. орудиями (см прим. 45).
Побортно от носовой надстройки, ниже компасной платформы, смонтированы спонсоны для двух спаренных установок с 13,2-мм. пулеметами. Эта система пулеметов изготовлялась в Англии фирмой "Ноtchkiss". В Японию они попали из Франции под обозначением (от 4 февраля 1933 года) "спаренная пулеметная установка калибра 13-мм" ("Но Shiki 13-mm.twin mount machine gun"). Оба ствола монтировались на металлической тумбе на свободной подвеске, то есть наведение на цель производилось вручную, без каких- либо механических приспособлений. Охлаждение стволов воздушное, У дульного среза крепился пламягаситель конической формы.
Общий вес спаренной установки.... 313 кг.
Вес ствола 37 кг.
Длина ствола 1,0 м.
Длина ствола с замком 1,4 м.
Количество нарезов 8
Начальная скорость пули 800 м/сек.
Вес пули (обычной и трассирующей) 52 г.
Общий вес патрона (гильза + пуля) 120 г.
Емкость магазина 30 патронов
Темп стрельбы максимальный 450 выстр./мин.
обычный 250 выстр./мин.
Наибольшая дальность стрельбы при возвышении 50 градусов 6400 м.
Досягаемость по высоте при возвышении 85 градусов 4500 м.
Дистанция огня по воздушной цели:
наибольшая ок.2500 м.
эффективная ок.1000 м.
По сторонам от прожекторной платформы по правому и левому борту установили две небольшие башенки с 2-хметровыми дальномерами для определения дистанции во время стрельбы по воздушным целям. Эти дальномеры известны под обозначением 2-метровый дальномер средних углов возвышения"
типа "BU Shiki" ("BU Shiki" 2 meters semi-high angle range-finder") (см.прим.38,45).
В диаметральной плоскости, между ангаром и башней N 4, установили катапульту типа "Kure Shiki 2 Go Shashutsu 1 Gata" (Kure type No.2 catapult Model 1) (см. прим. 46). Катапульта имела длину 19,4 м.(при эффективной пусковой дистанции 15,4 м.) и ширину 1,2 м. Летательный аппарат весом до 2000 кг запускался посредством заряда пороха "DC" со стартовой скоростью 26 м/сек.(см. Прим. 23).
Обеспечена возможность несения на борту двухместного гидросамолета-разведчика "Kaigun 90 Shiki 2 Go" весом 1800 кг. (см.прим.47).
На публикуемых схемах видны также следующие изменения:
- Расширение мостиков;
- Установка наблюдательной башенки в корму от центрального артиллерийского поста;
- На "Furutaka" сняты громадные по размерам воздузхозаборники с левой стороны мостика;
- Изменена конфигурация паровых трубок на носовой дымовой трубе.
Важнейшие эпизоды службы крейсеров до их кардинальной модернизации 1936-1937 годов
+ Важнейшие эпизоды службы крейсеров до их кардинальной модернизации 1936-1937 годовВ день своего вступления в строй оба крейсера были приписаны к военно-морскому округу Йокосука (Yokosuka Naval District - Yokosuka Chinjufu). Несколько позже место их базирования изменили на Куре (Kure Chinjufu) - "Како" с 1 октября 1931 года, a "Furutaka" с 1 февраля 1932 года. На эту базу оба крейсера были приписаны вплоть до своего исключения из списков флота в 1942 году (15 сентября - "Како" и 10 ноября - "Furutaka"). 1 апреля 1926 года, на следующий день после вступления в строй, крейсер "Furutaka" стал флагманом соединения "Sentai.5", в которое входили также крейсера "Naka" и "Jintsu" (см. прим. 48). В это же соединение 1 августа 1926 года (через 10 дней после вступления в строй) вошел и второй крейсер серии "Како", сменив своего собрата в роли флагмана ("Furutaka" стал вторым кораблем в строю. В течение осени 1926 года и зимы 1926/27 года оба крейсера прошли частичную реконструкцию, обозначенную ранее в тексте как "А" и "В".
Периоды компаний в "Sentai.5" (позже "Sentai.6", а для "Furutaka" и "Sentai.7") перемежались с периодами нахождения в резерве (= yobi).
На испытаниях артиллерии в августе 1927 года "Како" выпустил из одного орудия 15 бронебойных снарядов с наконечником марки "5 Go" по исключенному из списков крейсеру "Chiyoda" и оказавшемуся в роли цели. Этого оказалось достаточно для потопления крейсера. 1 декабря 1927 года в "Sentai.5" включили новые крейсера "Aoba" и "Kinugasa". В результате этого "Како" стал третьим, a "Furutaka" четвертым кораблем в линии. В этот же период оба крейсера получили авиационное вооружение, приняв на борт по одному 2-местному гидросамолету "Kaigun 2 Shiki". Эти самолеты сохранялись на кораблях до конца 1928 года (на "Како") и до ноября 1929 года (на "Furutaka") (см.прим.40). В 1930 году с обоих крейсеров сняли взлетные платформы (модификиция обозначена ранее в тексте "D"). В этом же году на "Како", а в 1931 году на "Furutaka" оборудовали место хранения для самолетов. запуск которых в воздух теперь осуществлялся только с воды. Самолеты хранились либо в специальном ангаре, либо на площадке между ангаром и орудийной башней N.4. Спуск на воду и подъем гидросамолетов осуществлялся посредством грузовой стрелы, устроенной на грот-мачте.
С 1 декабря 1930 года по 30 ноября 1932 года "Како" числился в резерве и в этот же период (с 15 мая по 29 сентября 1931 года) прошел докование в Йокосуке. в ходе которого на крейсере увеличили производительность конденсаторов. 10 ноября 1931 года корабль вновь установили в док (на этот раз в Куре). Корабль прошел новую модернизацию (см.ранее в тексте "Е"), завершившуюся 31 мая 1932 года. С 1 декабря того же года "Како" стал четвертым кораблем линии соединения "Sentai.5".
В апреле 1933 года "Како", вместе с "Aoba" и "Kinugasa", вели учебную стрельбу по списанному крейсеру "Топе" (корабль-цель N.2 - Haikan No.2),
20 мая 1933 года все корабли соединения "Sentai.5" были переданы в соединение "Sentai.6", а с 15 ноября 1933 года "Како" стал резервным кораблем охранной эскадры военно-морской базы Куре (Kure Guard S- quadron = Kure Keibi Sentai). После этого до начала модернизации корабль дважды проходил докование: в Сасебо (с 10 ноября 1934 года до 25 февраля 1935 года) и в Куре (с 20 мая по 30 июля 1935 года). В этот период на крейсере произвели замену паровой рулевой машины на гидравлическую с масляным наполнителем.
4 июля 1936 года крейсер "Како" поставили на кардинальную реконструкцию в Сасебо (Sasebo Kaigun Kosho).
"Furutaka" после докования в Йокосуке (с 29 мая по 29 сентября 1931 года) был выведен в резерв с базированием на Куре. С 1 декабря 1931 года до 14 ноября 1933 года крейсер находился в Куре, где прошел докование (с 23 февраля по 30 апреля 1932 года) для очистки и ремонта днища. В этот же период на корабле провели ряд модернизационных работ, аналогичных "Како" (модернизация "Е"). С 15 ноября 1933 года до 14 ноября 1935 года "Furutaka" входил в состав соединения "Sentai.6" в качестве 3-й единицы линии, причем в сентябре 1934 года крейсер доковался в Майдзуру для частичного ремонта обшивки корпуса. 15 ноября 1935 года "Furutaka" был выведен в резерв и стал резервным кораблем охранной эскадры военно-морской базы Куре (Kure Keibi Sentai), но 15 февраля 1936 года вновь выведен в действующий флот для участия в больших маневрах флота. Крейсер был зачислен в состав соединения "Sentai.7" как 3-я единица линии. 1 декабря 1936 года корабль вернулся в Куре (соединение Kure Keibi Sentai) и прошел докование до 6 марта 1937 года. 1 апреля того же года "Furutaka" был поставлен на большую модернизацию в Куре (Kure Kaigun Kosho).
Примечания
+ (44)120-мм. 45-калиберная зенитная пушка "10 Nendo Shiki" устанавливалась на различных японских кораблях и имела несколько компоновочных вариантов.
Первоначально использовалась одноствольная установка "B-Gata", без щита с ручным приводом (7,8 тонн). В таком виде орудия были установлены на крейсерах типов "Aoba" и "Myoko". минном заградителе "Yaeyama" и сетевом заградителе "Shirataka" (до 1935 года).
Одноорудийный вариант с электрогидравлическим приводом и с щитовым прикрытием, известный как "B.2-Gata", (10 тонн) принят спустя три года на крейсерах типов "Такао" и "Furutaka" (как замена 80-мм орудий), а также на крейсерах типов "Aoba" и "Myoko" (замена установки "B-Gata").
Спаренные установки типа "A.2-Gata" (20,3 тонны) с электрогидравлическим приводом, без щитов прикрытия, создавались для тяжелых кораблей и устанавливались в 1927-1928 годах на авианосцах "Kaga" и "Akagi".
Одноствольные установки типа "C-Gata" (6,7тонны) с ручным приводом и типа "E-Gata" с электрогидравликой производились во время Второй мировой войны и устанавливались соответственно в береговой обороне и на эскортных кораблях (Kaibokan).
До конца 20-х годов в Японском Императорском флоте управление зенитным огнем производилось тем же постом "14 Shiki Hoiban", что и управление стрельбой главным калибром по горизонту (см.прим.14). По настоянию Технического Департамента ВМФ в середине 1920-х годов начались исследования по специальным системам управления зенитным огнем. К 1929 году фирма "Aichi Clock & Electric Motor Су" (Нагойя) разработала специальное счетное устройство для решения задач зенитного огня (High- Angle firing computer), которое вскоре было принято на вооружение под обозначением "89 Shiki Kosha S- hagekiban", Устройство могло рассчитывать вертикальное и горизонтальное упреждение для стрельбы из 80-мм. и 120-мм. зенитных орудий. Вскоре подобные устройства установили на крейсерах типа "Myoko".
Устройство "91 Shiki Kosha Sochi" могло рассчитывать различные элементы, необходимые для ведения зенитного огня. Оно состояло из прицельного или на- правлящего механизма (Aiming or Director Mechanism - Shojun Kiko) и решающего устройства (Computer Mechanism - Keisan Kiko), совмещенных в едином блоке. Технические характеристики прибора следующие:
- Для его обслуживания требовалось 11 человек.
- Аппарат оказался довольно громоздким: высота установки составляла 2 метра, вес - около 3 тонн, занимаемая площадь - 1 кв. метр.
- Наводка осуществлялась вручную со скоростью 6 градусов в секунду на возвышение и 6,5 градусов в секунду на нормальный разворот (в ускоренном режиме - 16 градусов в секунду).
- Дальность действия колебалась от 1000 до 13.500 метров.
- Предел слежения за изменением дальности цели составлял максимум до 90 метров в секунду.
Предназначался прибор, в основном, для управления зенитной стрельбой (орудия 120-мм. и 127-мм. с большим углом возвышения), но, так как, основные данные о цели он получал от отдельного двухкоординатного дальномера, то мог использоваться и для стрельбы по горизонту, но с определенными ограничениями, так как указатель стрельбы (Director), используемый в приборе, был трехкоординатным (уровень и поиск), а это создавало некоторые трудности во взятии дистанции до одной и той же цели, что и по целеуказателю.
К октябрю 1929 года, компания "Nippon Optical Су" (Нагойя) закончила разработку специального поста управления зенитным огнем (High-Angle firing Installation - Kosha Sochi), первый вариант которого начали испытывать с июня 1931 года на "Yamashlro". Эта установка была принята на вооружение 11 июня 1932 года под обозначением "91 Shiki Kosha Sochi" и вскоре довольно быстро распространилась во флоте: сначала ее установили на линейном крейсере "Haruna", затем на авианосцах и остальных линкорах, а с 1933 года - и на крейсерах класса "А". "Японская оптическая компания" ("Nippon Optical Су") успела произвести 50 таких установок, после чего появилась более совершенная модель поста "94 Shiki Kosha Soshi", принятая на вооружение 9 октября 1934 года и устанавливающаяся на кораблях с 1937 года.
Исследования корабельных катапульт (Catapult - Shashutsu) начались в Японии в 1924 году, при этом внимательно изучался зарубежный опыт. В октябре 1926 года конструкторское бюро "Kure Kaigun Kosho" по требованию морского генерального штаба разработало 19-метровую катапульту, испытанную в мае 1928 года на вспомогательном судне (бывший броненосец) "Asahi". Эта конструкция работала на сжатом воздухе и получила обозначение "Kure Shiki 1 Go Shashutsu". Сразу после запуска в серийное производство эти катапульты устанавливались на крейсерах типов "Kinugasa"n "Aoba", а позже на "Myoko". Позже был разработан другой вариант с пороховым зарядом. На флоте он появился под обозначением "Kure Shiki" 2 Go Shashutsu". 30 января 1930 года первый вариант катапульты (воздушного действия) переобозначен в "Kure Shiki 1 Go Shashutsi 1 Gata", а второй (порохового действия) - в "Kure Shiki 2 Go Shashutsu 1 Gata". Обе катапульты могли запустить самолет весом до 2 тонн, обеспечив ему стартовую скорость 26 метров в секунду. Поскольку гидросамолет "Navy 2 Shiki" (HD-25) оказался слишком тяжел для данных катапульт, японцы использовали более легкие типы летательных аппаратов "15 Shiki" и "90 Shiki 2 Go" (см. прим. 40 и 47).
В результате эксплуатации от пневматических катапульт отказались, сохранив воздушный привод только на катапультах подводных лодок, и несколько позже на 45-метровой катапульте легкого крейсера "Оу- odo". Пороховые же катапульты "2 Go" (в пусковых зарядах использовался порох DC) стали стандартными в японском флоте. В 1930 году катапульты "1 Go" на "Aoba" и "Kinugasa" заменили на "2 Go", а в 1935 году такую же замену провели на тяжелых крейсерах типа "Myoko".
Морской разведывательный гидросамолет "15 Shiki" (обозначение E2.N1) был принят на вооружение 25 мая 1927 года как корабельный самолет катапультного старта. Создан по заказу флота в 1924 году фирмой "Nakajima". Всего изготовлено 77 машин. Это был двухместный, двухпоплавковый биплан со следующими характеристиками:
Мощность мотора 300 лс
Максимальная скорость 172 км/ч.
Продолжительность полета на
крейсерской скорости 5 часов
Общий вес машины 1950 кг.
Вооружение один 7,7-мм пулемет
С 1932 года эти гидропланы постепенно вытеснялись более совершенными самолетами "90 Shiki".
Морской разведывательный гидросамолет "90 Shiki 2 Go 2 Gata" (тип "90-2-2") представлял собой 2-местный однопоплавковый биплан, принятый на вооружение 1 декабря 1931 года в качестве гидросамолета катапультного старта. Разработка самолета заказана флотом в 1928 году фирме "Nakajima". Создавался он на базе американского "Corsair" фирмы "Vought". Самолет получил обозначение "E4.N2" (Е - гидросамолет-разведчик. N - Nakajima). Всего было построено 152 гидросамолета "90 Shiki". Его технические характеристики следующие:
Мощность мотора 450 лс
Максимальная скорость 232 км/ч.
Продолжительность полета на
указанной скорости 2,2 часа
Общий вес машины 1800 кг.
Вооружение два 7,7-мм пулемета
две авиабомбы по 30 кг,
В Японском Императорском флоте линейные корабли (и линейные крейсеры) с 28 декабря 1903 года сводились в соединения "Sentai" (Sen = боевой, Tai = образование, группа), что по западным меркам соответствовало эскадре. Нумерация велась с номера 1 ("No.1 Sentai" - "Dai ichi Sentai").
С 18 августа 1914 года число кораблей в соединениях "Sentai" ограничивалось четырьмя единицами. Это обосновывалось концепцией капитан-лейтенанта Тецутаро Сато о составе боевого флота. Для крейсеров оно появилось еще в апреле 1907 года, так как считалось, что таким числом кораблей легче маневрировать на больших скоростях (см. прим. 1).
С 1 декабря 1922 года наименования соединений "Sentai-1 и 2" были традиционно зарезервированы для линкоров, "Sentai-4" - для линейных крейсеров, a "Sentai-З и 5" и далее для крейсеров. Однако с 30 ноября 1926 года "Sentai-4" передан крейсерам класса "А", а с 1 декабря 1936 года "Sentai-З" включал в себя модернизированные быстроходные линкоры типа "Kongo". Следовательно в состав "Sentai-1", "Sentai-2" и "Sentai-З" теперь зачислялись только линкоры, а начиная от "Sentai-4-го" и далее - крейсера. Нахождение крейсеров в соединениях "Sentai" регулярно менялось и для их опознавания на носовой и кормовой трубах наносились полосы-марки. Эти марки соответствовали положению корабля в линии соединения "Sentai". Они наносились на кормовую дымовую трубу - 1-й корабль (флагман) - одна полоса, 2-й - с двумя полосами, 3-й - с тремя. 4-й - с одной широкой и одной узкой полосами.
Эскадры "Sentai" объединялись в "Kantai" (Kan = боевой корабль. Tai = образование, группа), что соответствовало западным флотам. "Kantai-1" собрал весь линейный флот. "Kantai-2" - разведывательные силы (сначала из линейных крейсеров и крейсеров, а с 30 декабря 1929 года только из крейсеров класса "А"). Прочие "Kantai" формировались по мере необходимости.
"Kantai-1 и 2" в свою очередь (а в военное время и все прочие) объединялись в "Rengo Kantai" (Объединенный флот). Его состав ежегодно менялся. Изменения осуществлялись морским генеральным штабом. С 1909 года они производились осенью и вступали в силу с ноября-декабря. Состав оставался неизменным (независимо от чрезвычайных ситуаций) до того же периода следующего года.