Минные и сетевые заградители, минные тральщики.

В начале войны японский флот имел один старый броненосец "Tokiwa". переоборудованный в 1922 году в минный заградитель. Он брал на борт 300 больших мин. Имелось четыре подводных минных заградителя l.121 - l.124 (по 42 мины), несколько легких минных заградителей типа "Sokuten" водоизмещением 750 тонн и скоростью хода 20 узлов постройки 1933 года (по 120 мин), а также одиннадцать минзагов типа "Ashizaki" постройки 1911-26 годов (по 120 мин). К этому количеству можно добавить шестьдесят реквизированных торговых судов, большинство которых небольшого тоннажа, и которые были переоборудованы в сетевые заградители. Во время войны планировалось построить новые минзаги типа "Sokuten", но многие из предполагавшихся даже не были заложены. Из двадцати кораблей этого типа, находившихся в строю, из которых два были упрощенной конструкции и оттого менее быстроходны (16 узлов), девять погибли. В 1939-41 годах в строй вступили три минных и сетевых заградителя водоизмещением 1890 тонн и скоростью хода 20 узлов (6000 л.с. две турбины) типа "Hatsutaka", внешне похожие на эсминцы. Они брали на борт 360 мин и 24 стандартных противолодочных сети. В 1942 году были построены четыре вспомогательных минных заградителя водоизмещением 297 тонн (брали на борт по 40 мин). Кроме того в конце войны заканчивались работы по переоборудованию в минный заградитель (на 380 мин) грузового судна "Mindo" стандартного типа "2-D-T" (5200 тонн. 11 узлов). Известно также что корабль "Nisshin", строившийся как минный заградитель и транспорт гидроавиации, позже был использован в качестве корабля базы для карликовых подводных лодок. Когда в конце войны потребовалось приступить к минированию прибрежных вод и в частности Цусимского пролива, к этим работам привлекали минзаг "Tokiwa", а также наспех переоборудованное грузовое судно "Eijo Maru".

К 1941 году имелось двадцать быстроходных тральщиков (700-755 тонн. 19-20 узлов). В ходе войны были построены еще 21 тральщик и прибавились также два английских тральщика, захваченных на верфях Гонконга (580 тонн. 15.8 узлов). Из этих кораблей 24 тральщика были потоплены. Быстроходные тральщики по своему водоизмещению и скорости приближались к эскортным кораблям и потому часто использовались в этом качестве, при этом принимая на борт до 36 глубинных бомб. Кроме этих кораблей, с начала декабря 1941 года японцы переоборудовали добрую сотню мелких торговых судов в минные тральщики, а в ходе войны заказали большое количество вспомогательных тральщиков двух типов (222 и 135 тонн), происходящих от траулеров. 135-тонные тральщики были подобны вспомогательным сторожевым кораблям с деревянным корпусом. Все описанные тральщики имели дизельный двигатель.