- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Ниже в таблицах указаны основные данные об авианосцах, начиная с первого японского авианосца "Н-osho". В хронологическом порядке дается время вступления авианосцев в строй и параллельно дата их гибели. Из этой таблицы можно подсчитать, как коротка была жизнь многих из них. Так например, "Shinano" существовал всего лишь несколько часов, "Taiho" - три месяца, "Shoho" и "Unryif- четыре месяца, "Chuyo". "Chiyoda", "Shinyo" и "Chitose" - менее года.
Накануне внезапного нападения на Перл-Харбор в Атлантическом и Тихом океанах Япония имела десять, а Америка семь авианосцев; один авианосец проходил испытания, два других достраивались. В начале кампании за Соломоновы острова, в мае 1942 года, японцы имели тринадцать этих ценнейших кораблей. Тремя месяцами позже шести из них уже не было: четыре ави-носца были потоплены за один день - 6 июня (при Мидуэе). В это время был построен только один новый авианосец. Япония теперь уже не могла возместить эти потери. Боеспособность оставшихся авианосцев сократилась в связи с тем, что не хватало палубных самолетов и летчики были плохо подготовлены.
Необходимо подчеркнуть, что за исключением "Када", "АкадГ и двух американских "Lexington'HOB", бывших линейных кораблей или переоборудованных крейсеров, в 1941 году японский флот имел, включая два авианосца типа "Zuikaku" водоизмещением более 30.000 тонн, самые крупные и самые быстроходные авианосцы в мире. Кроме "Hosho'" и "Ryujo", все их авианосцы имели большее водоизмещение, чем это предполагали другие. Авианосцы "Soryu" (15.300 тонн) и "Hiryu" (17.300 тонн) были известны как корабли, имеющие водоизмещение 10.050 тонн. По данным Второго отдела американского военно-морского управления в октябре 1942 года авианосец "Zuikaku" имел водоизмещение 15.000 тонн. Большое количество авианосцев являлись переоборудованными кораблями различных классов. В период между январем 1940 года и концом войны было переоборудовано тринадцать таких кораблей.
Японцы считали .что авианосец "Taiho" являлся авианосцем самой лучшей конструкции. Он был заложен в июле 1941 года и во многом отличался от своих предшественников - двух авианосцев типа "Zuikaku". Одной из отличительных черт этого авианосца являлось то, что взлетная палуба между подъемниками была покрыта броней толщиной в 95 мм., считающейся достаточной, чтобы выдержать удар 500-кг.бомбы. На авианосце было всего два подъемника и их постарались разместить в наибольшем отстоянии друг от друга; один как можно ближе к носу, другой - к корме. Расстояние между ними составляло 150 м. каждая из их платформ имела 5-мм.броню и весила 100 тонн. Для того, чтобы снизить центр тяжести корабля, взлетная палуба "Taiho" находилась на высоте 12,5 м. над ватерлинией, то есть почти на такой же высоте, что и у авианосца "Hiryu" с водоизмещением всего 17.300 тонн. Палуба Taiho" была несколько меньших размеров, чем у "Zuikaku", и к тому же "Taiho" имел меньшую самолетовместимость. Тщательно продуманная система защиты подводной части корабля состояла из большого количества переборок и двух бронированных переборок толщиной 25 мм. и расположенных в 3 м. за обшивкой борта. На "Taiho" отказались от низких и наклоненных труб, которые были установлены на его предшественниках, заменив их одной высокой трубой, имеющей небольшой наклон (26 градусов) от борта. Форштевень корабля, поднимавшийся до уровня верхней палубы, был лучше защищен от волн, чем на предыдущих проектах. Однако одной торпеды, выпущенной 19 июня 1944 года подводной лодкой "Albakore", оказалось достаточно для гибели корабля. К его несчастью взрывом были повреждены бензопроводы и носовой самолетоподъемник в тот момент, когда его платформа находилась внизу. Вследствие этого повреждения подъем самолетов сразу же был приостановлен, хотя скорость хода корабля и его маневренность не изменились. Между тем пары бензина распространились в ангар и через поврежденные вентиляционные трубы попали во многие отсеки. Через несколько часов в результате сильного взрыва "Taiho" закончил свое существование.
Авианосцу "Shinano", который был заложен как линкор типа "Yamato". не повезло еще больше. Он был потоплен через двадцать часов после того как впервые вышел в море торпедами подводной лодки "Archerfish". Надо признать, что если бы корабль был полностью достроен, а его экипаж был бы хорошо обучен, корабль можно было бы спасти. Но авианосец шел из Йокосуки в Куре, где его должны были достроить. Он шел с неукомплектованной командой, всего 1400 человек, из которых было много заводских рабочих, плохо знающих корабль. На корабле не были полностью доделаны переборки; не были установлены многие герметичные двери, не были закончено много электропроводки и трубопроводов, а их проходы в переборках не были заделаны. Через семь часов после получения торпедных попаданий "Shinano" медленно затонул, увлекая за собой всю команду, которая отказалась покинуть корабль.
"Shinano" сохранил под своей полетной палубой (ее толщина 102 мм.) все средства защиты, которые были на линкорах типа "Yamato", включая толстый броневой пояс в 203 мм., а также широкие були и тройное дно. Ангар был расположен над главной палубой и сверху защищен полетной палубой, бронированной по всей длине. Ангар делился на две части переборкой, защищавшей от осколков. На первых двух третях длины ангар закрывался металлическими решетками, а кормовая часть была закрыта и защищена броней в 52 мм. 102-мм.броня полетной палубы состояла из трех слоев: первые 20 мм.стальная броня, затем промежуточная броня толщиной 76 мм. и, наконец, противоударный слой, сделанный из материала, в состав которого входили древесные опилки, цемент и каучук. Все это держалось на 80-мм.стойках-пиллерсах. Бензобаки и емкости с мазутом были хорошо защищены. Погреба, которые вначале предназначались для 457-мм.снарядов, были переоборудованы в бензохранилища и защищались броней 178 мм. с водяным промежутком. Мазут хранился во внутренних отсеках, в наиболее возможном удалении от обшивки. Отсеки защищались броней от 25 до 76 мм. и были ограждены водяной и цементной перегородками. Все бортовые вентиляционные трубы были также защищены броней в 37 мм. В общей сложности защита "Shinano" включала 17.964 тонн брони и 2000 тонн воды. В дополнение ко всему этому с корабля было удалено все деревянное, возгораемое. Покраска была произведена невоспламеняющимися красками. Применены новые виды огнетушителей. То есть на корабле были учтены все уроки войны и особенно боя за Мидуэй.
ад. | Ibuki | Shoho | Ryuho | Chitoae | |
Кол-во спущенных/достроенных | - | 1 / - | 2 / 2 | 1 / 1 | 2 / 2 |
Водоизмещение: | |||||
стандартное | т. | 14 800 | 11 200 | 13 360 | 11 440 |
на испыт-ях | т. | - | 13 950 | 15 300 | 13 649 |
Длина: | |||||
наибольшая | • м. | 200,60 | 215,60 | 192,50 | |
по ватерлинии | м. | 198,35 | 201,43 | 212,00 | 183,00 |
между перпендикулярами | м. | 187,80 | 197,30 | 174,00 | |
Ширина | м. | 21,20 | 18,00 | 19,78 | 23,00 |
Осадка | м. | 6,30 | 6,44 | 6,64 | 7,50 |
Котлов/Турбин | - | 4 / 2 | ? / 2 | 4 / 2 | 2 / 4 |
Винтов | - | 2 (а) | 2 | 2 (b) | 4 (с) |
Мощность | WPS | 72 000 | 52 000 | 52 000 | 56 800 |
Скорость хода | узлов | 29,0 | 28,0 | 26,2 | 29,0 |
Вооружение | |||||
127-ми.универсальные | - | 8 | 8 | 8 | |
80-мм.зенитные орудия | 4 | - | . - | - | |
25-мм.зенитные автоматы | 48 | ? | 61 | 30 | |
в том числе ЗАУ | (16 х 3) | (10 х 3) | (10 x 3) | ||
127-мы.ракетные установки | 4 х 30 | - | - | - | |
Глубинные бомбы | 30 | - | - | ||
Самолетов: всего | 27 | 30 | 31 | 73 | |
(в резрерве) | (-) | (3) | (7) | (16) | |
Длина ВПП | - | 180,00 | 185,00 | 180,00 | |
Ширина ВПП | - | 23,00 | 23,00 | 18,00 | |
Само летоподъ емни к ов | 2 | 2 | 2 | 2 |
(a)' - Ha "Ibuki" была оставлена 50 % дизелей, предусматривавшихся на нем по проекту крейсера.
(b) - Авиатранспорт "Taigei" (перестроен в авианосец "Ryuho") первоначально имел дизельную установку. Замена ее на турбинную, подобную установленным на крупных эсминцах и на авианосце "Shoho" позволила увеличить скорость с 20 до 26 узлов.
(c) - Бывшие гидроавиат-ранспорты "Chitose" и "Chiyoda" при их перестройке в авианосцы сохранили свои прежние дизели на двух валах = 12.800 лс. Два других вала вращались турбинами = 44.000 лс.
ед. | Taiyo | Shiniyo | Kaiyo | Akitau | Кшпапо | Shimane | Yamashiro | |
(АНЭ) | (АНЭ) | (АНЭ) | Maru | Маги | Маги | Маги | ||
Количество | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | |
Водоизмещение: | ||||||||
стандартное | т. | 16 748 | 17 500 | 13 600 | 11 800 | 8 000 | 14 500 | 16 000 |
на испытаниях | т. | 20 900 | 16 700 | 20 469 | 22 048 | |||
Длина: | ||||||||
наибольшая | м. | 173,70 | 189,36 | 159,59 | ||||
по ватерлинии | м. | 143,00 | 141,96 | 153,00 | 148,00 | |||
между пп | м. | 173,70 | 189,36 | 159,59 | ||||
Ширина | ||||||||
максимальная | м. | 23,50 | 25,60 | 21,30 | 19,50 | 19,58 | 20,00 | 20,40 |
Осадка | м. | 8,00 | 8,18 | 8,25 | 7,86 | 7,00 | 9,10 | 9,00 |
Котлов / Турбин | - | 2 TU | 2 TU | 2 TU(*) | 4 / 2 | 4/2 | 1 TU/ 2 | 1 TU / 2 |
Винтов | - | 2 | 2 | 2 | 1 | |||
Мощность | WPS | 25 200 | 26 000 | 52 000 | 7 500 | 10 000 | 8 600 | 5 000 |
Скорость | узлов | 21,8 | 21,0 | 23,8 | 20,0 | 19,0 | 15,0 | 15,0 |
Дальность | миль | 8300/18 | 6000/17 | 10000/15 | 8000/13 | |||
Вооружение: | ||||||||
127-ым.унив. | - | 4 | 4 | 4 | 2 75-мм. | 8 75-мм. | 2 | 2-4 100-мм.. |
25-ми.зен. | - | 54 | 30 | 30 | 6 | 52 | 8 | |
Самолетов! всего | - | 27 | 24 | 24 | 20 | 37 | 12 | 8 |
(в резерве) | - | (4) | 20 дес. ботов | 25 дес. ботов | ||||
Длина ВПП | м. | 180,00 | 180,00 | 123,0 | 110,0 | |||
Ширина ВПП | м. | 24,50 | 23,00 | 22,5 | 21,5 |
(*) - Замена дизелей на паровые турбины увеличила скорость на 3 узла;
Танкеры и транспорты с взлетной площадкой по назначению и по конструкции сходны с английскими "MAC".
"Akitsu Maru" и "Nigitsu Maru" - бывшие пассажирские суда компании "Nippon Kaiun Со." Корабли были куплены армией (японская армия имела собственные корабли и флотилии) еще на верфи. О них, а также о построенном в конце войны почти таком же "Kumano Maru" будет сообщено позже - при описании судов, принадлежащих армии.
Планировалось построить для флота четыре корабля типа "Shimane Maru". Первый спущен на воду 17.12.1944 и в феврале 1945 остановлен постройкой при почти полной готовности. Второй спущен на воду 14.1.1945, но его в феврале было решено вновь переоборудовать в танкер.
Транспорты типа "Yamashitfd Maru" были начаты постройкой по типу "Shimane Maru", но с более простой конструкцией. Головной закончен в январе 1945, и сразу же после этого было решено переоборудовать его в грузовое судно с угольным отоплением, однако спустя несколько недель это решение отменили. Такая же история произошла и со вторым кораблем, но еще в период его постройки. К августу 1945 второй корабль еще не был спущен на воду.
ед. изм-я | Akagi | Kaga | Shokaku Zuikaku | Junyo Hiyo | Taiho | Shinano | |
Водоизмещение: | |||||||
стандартное | т. | 36 500 | 38 200 | 25 675 | - | 28 564 | 62 000 |
на испытаниях | т. | 41 300 | 42 541 | 29 800 | 26 949 | 34 200 | 66 059 |
Длина: | |||||||
наибольшая | м. | 260,66 | 247,65 | 257,50 | - | 259,69 | 266,00 |
между пп | м. | 250,36 | 240,30 | 250,00 | 215,30 | 252,37 | 256,00 |
по ватерлинии | м. | 235,00 | 217,93 | 238,00 | 206,00 | 237,95 | 244,00 |
Ширина: | |||||||
по ватерлинии | м. | 31,78 | 32,50 | 26,00 | 26,70 | 27,61 | 38,30 |
максимальная | м. | - | 43,59 | - | - | - | - |
Осадка | м. | 8,70 | 9,48 | 8,87 | 8,02 | 9,60 | 10,30 |
Котлов | _ | 19 | 8 | 8 | 6 | - | 8 |
Турбин | - | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 |
Винтов | - | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 |
Мощность | WPS | 133 000 | 127 400 | 160 000 | 56 250 | 160 000 | 150 000 |
Скорость | узлов | 31,2 | 28,3 | 34,0 | 25,5 | 33,1 | 27,8 |
Дальность плав-я | миль | 8200/16 | 10000/16 | 9700/18 | - | 10000/18 | 10000/18 |
Вооружение: | на 1941 | ||||||
203-мм.орудия | - | 6 | 10 | - | - | - | - |
127-мм.унив. | - | 12 | 16 | 16 | 12 | 12-100 | 16 |
25-мм.зан. | 28 | 22 | 36 | 76 | ' 51 | 145 | |
в том чисг'в ЗАУ | - | (15 x 3) | (35 x 3) | ||||
ракетн.уст-вок | - | 6 ПУ | |||||
Самолетов: всего | _ | 91 | 90 | 96 | 53 | 52 | 48 |
(в резерве) | - | (25) | (18) | (24) | (5) | (6) | |
Длина ВПП | м. | 249,74 | 248,76 | _ | _ | 257,06 | 256,00 |
Ширина ВПП | м. | 30,48 | 30,48 | - | - | 26,97 | 39,40 |
Число подъемников | — | 3 | 3 | 3 | — | 2 | 2 |
Авианосцы "Junyo" и "Hlyo" также представляют некоторый интерес. Оба они были заложены в 1939 году как торговые суда тоннажем 27.000 тонн. Их переоборудование было предпринято в тот момент, когда уже давно шла сборка их корпусов. Установленные первоначально четыре цилиндрических котла были заменены водотрубными, что давало возможность довести скорость хода корабля до 25,5 узлов. Жизненные части корабля были защищены броней в 25 мм. Вид корабля с носа и кормы никак не говорил, что раньше это было торговое судно. Получив сильные повреждения от двух торпед и одной бомбы "Junyo" все же оставался в строю в течение всей войны. Во время ремонта на верфи авианосец был несколько усовершенствован. Так, например, его бензоналивные баки защищены дополнительно бе-тонированой перегородкой. С. корабля были удалены все возгораемые материалы, были усилены зенитные средства корабля.
Во время войны японское Адмиралтейство решило построить несколько авианосцев типа "Taiho" и "Hiryu", которые им больше всего подходили; первый как тяжелый авианосец, второй как легкий авианосец. В программу 1941 года было включено строительство авианосца
"Unryu" и усовершенствование "Hiryu". В пересмотренную программу 1942 года было включено строительство пяти авианосцев типа "Taiho" и пятнадцати новых авианосцев типа "Unryu". Все авианосцы первого типа и девять второго так и остались на бумаге, a "Unryu" и два однотипных корабля - "Katsuragi" и "Amagi" вступили в строй перед самой капитуляцией. Три других однотипных корабля - "Kasagi", "Ikoma" и "Aso" были спущены на воду только перед концом войны. Для "Unryu" был взят упрощенный проект "Hiryu", причем количество подъемников было сокращено до двух. Все авианосцы, за исключением двух, предполагалось оснастить установкой мощностью 152.000 лс. так же как и прототип этой серии кораблей 'Taiho"* и современные тяжелые крейсера. На двух других кораблях была установлена двойная установка эсминца, мощностью только 104.000 лс и позволяющей развить скорость вместо 34 только 32 узла. Два первых корабля этого типа "Unryu" и "Amagi" вступили в строй в августе 1944 года, но они так и не приняли участия в последних боях войны. Их использовали только в качестве транспортных средств. 19 декабря, выполняя задачу по перевозкам, "Unryu" был торпедирован подводной лодкой "Redfish" и затонул
Броневая защита авианосцев: (вертикальная / горизонтальная)
тип "Zuikaku" | тип "Taiho" |
корпус 215 им./ 167 ии. машинное отделение 46 ни./ 90 ии. цистерны авиатоплива 50 мм. | поясная броня 55 мм.(МО), 152 мм.(трюм) палубы (кроме ВПП) 127 им. переборки ПТЗ 37 мм. |
ед.изм. | "Ноауо" | "Ryujo" | "Soryu" | "Hiryu" | "Unryu" | |
Кол-во спущенных/достроенных | _ | 1 / 1 | 1 / 1 | 1 / 1 | 1 / 1 | 6 / 3 |
Водоизмещение: | ||||||
стандартное | т. | 7470 | 8000 | 15 900 | 17 300 | 17 150 |
на испыт-ях | т. | 10 500 | 10 150 | 18 800 | 20 250 | 20 400 |
Длина по ватерлинии | м. | 165,00 | 175,39 | 222,00 | 222,00 | 223,00* |
Ширина | м. | 18,00 | 20,32 | 21,30 | 22,32 | 22,00 |
Осадка | м. | 6,20 | 5,56 | 7,62 | 7,74 | 7,76 |
Котлов/Турбин | _ | 8/2 | - | 8 / 4 | 8 / 4 | 8/4 |
Винтов | - | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 |
Мощность | WPS | 30 000 | 65 000 | 152 000 | 152 000 | 152 000 |
Скорость хода | узлов | 25,0 | 29,0 | 34,0 | 34,0 | 34,0 |
Радиус действия | миль | - | - | - | - | 8000/18 |
Вооружение | ||||||
140-мм.орудия | 4 | - | - | - | - | |
127-мм.универсальные | - | 12 | 12 | 12 | 12 | |
25-мм.зенитные автоматы | 8 | г | ? | 89 (22 х 3) | ||
ракетные установки | - | - | - | - | б ПУ | |
Самолетов* всего | 21 | 48 | 73 | 73 | 64 | |
| (в резрерве) | («) | (12) | <16) | (16) | (7) | |
Длина ВПП | _ | 156,50 | 216,90 | 216,90 | 216,90 | |
Ширина ВПП | - | 23,00 | 26,00 | 27,00 | 27,00 | |
Самблетоподъемников | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
класс | примечания | спущен на воду | вступил в строй | перестраивался с .. | погиб |
||
"Новho" | АН Л | 13.11.1921 | дек. 1922 | ||||
"Akagi" | АНТ | бывший лин.крейсер | 22. 4.1925 | март 1927 | до спуска | 6. | 6.1942 |
"Kaga" | АНТ | бывший линкор | 17.11.1921 | март 1928 | после спус. | 6. | 6.1942 |
"Ryujo" | АН Л | 2. 4.1931 | май 1933 | 24. | 8.1942 | ||
"Soryu" | АН Л | 23.12.1935 | 1938 | 6. | 6.1942 | ||
"Hiryu" | АНЛ | улучшенный "Soryu" бывш. т/к "Takaaaki" | 16.11.1937 | 1939 | 6. | 6.1942 | |
"Zuiho" | АНЛ | 19. 6.1936 | дек. 1940 | янв. 1940 | 25. | 10.1944 | |
"Shokaku" | АНТ | 1. 6.1939 | авг. 1941 | 19. | 6.1944 | ||
"Zuikaku" | АНТ | типа "Shokaku" | 27.11.1939 | сент.1941 | 25. | 10.1944 | |
"Taiyo" | АНЭ | бывш. тр. "Казида Маги" | 19. 9.1940 | сент.1941 | нояб.1940 | 18. | 8.1944 |
"Shoho" | АНЛ | бывш. т/к "Tsurugisaki" | 1. 6.1935 | янв. 1942 | янв. 1941 | 8. | 5.1942 |
"Uhiyo" | АНЭ | бывш. тр. "Yavata Маги" | 31. 7.1940 | май 1942 | янв. 1942 | 17. | 9.1944 |
"Juniyo" | АНТ | бывш.тр."Каahivara Maru" | 1940 | май 1942 | осень 1940 | ||
"Hiyo" | АНТ | бывш. тр. "Izuroo Maru" | 1940 | июль 1942 | осень 1940 | 20. | 6.1944 |
"Chiyo" | АНЭ | бывш. тр. "Nitta Maru" | 23. 3.1940 | нояб.1942 | май 1942 | 3. | 12.1943 |
"Ryuho" | АНЛ | бывш. т/к "Taigei" | 16.11.1933 | нояб.1942 | дек. 1941 | ||
"Chiyoda" | АНЛ | 19.11.1937 | окт. 1943 | дек. 1942 | 25. | 10.1944 | |
"Kaiyo" | АНЭ | бывш.тр."Argentina Маги" | 31. 5.1939 | нояб.1943 | дек. 1942 | (1) | |
"Shiniyo" | АНЭ | бывш.герм."Scharnhorst" | 1938 | дек. 1943 | сент.1942 | 17. | 11.1944 |
"Chitoae" | АНЛ | бывш. авиатр. | 29.11.1936 | янв. 1944 | янв. 1943 | 25. | 10.1944 |
"Taiho" | АНТ | 7. 4.1943 | март 1944 | 19. | 6.1944 | ||
"Unryu" | АНЛ | упрощенный "Hiryu" | 1943 (*) | авг. 1944 | 19. | 12.1944 | |
"Araagi" | АНЛ | типа "Unryu" | 1943 (*) | авг. 1944 | |||
"Katauragi" | АНЛ | типа "Unryu" | 1943 (*) | окт. 1944 | |||
"Shinano" | АНТ | бывший линкор | 6.10.1944 | нояб.1944 | 29. | 11.1944 | |
"Kasagi" | АНЛ | типа "Unryu" | 19.10.1944 | (3) | |||
"Ikoroa" | АНЛ | типа "Unryu" | 17.11.1944 | (4) | |||
"Aso" | АНЛ | типа "Unryu" | 1.11.1944 | (4) | |||
"Ibuki" | АНЛ | бывший легкий крейсер | 5.1943 | (4) | нояб.1943 |
О - Корабль строился и спущен на воду в сухом доке.
(1) - Сильно поврежден авиабомбами 24.7.1945, но не потоплен.
(2) - Был подготовлен к испытаниям, но постройка не закончена, потплен через десять дней после предъяв-
ления к испытаниям.
(3) - Постройка остановлена 1.4.1945.
(4) - Постройка остановлена в начале 1945 года. Все усилия верфей брошены на изготовление карликовых лодок и "Кайтенов".
Имя и классификация |
СБ | Cffl | СИ | CP | резерв | |
(по амер. | - US.Navy) | CT | ||||
"Akagi" | AHT - CV | 19 | -35 | 12 | _ | 25 |
"Kaga" | AHT - CV | 24 | 36 | 12 | - | 18- |
-Shokaku" | AHT - CV | 24 | 24 | 12 | 12 | - • |
"Juniyo" | AHT - CV | 18 | 18 | 12 | - | 5 |
"Shinano" | AHT - CV | - | 18 | 18 | 6 | 6 |
"Unryu" | АНЛ - CVL | - | 16 | 12 | 18 | 7 |
"Ibuki" | АНЛ - CVL | - | 15 | 12 | - | - |
"Taiyo" | АНЭ - CVB | - | 14 | 9 | - | 4 |
"Kaiyo" | АНЭ - CVS | 6 | - | 18 | - | - |
"Shiniyo" | АНЭ - CVE | 6 | - | 18 | - | - |
самолеты:
СБ - бомбардировщики; CD - итурмовики; СТ - торпедоносцы; СИ - истребители; CP - разведчики.
Разумеется, состав авиакрыла не всегда был постоянным и изменялся в зависимости от предполагаемой задачи. Так, например, во время боя в Коралловом море "Zuikaku" имел на борту 21 истребитель, 21 торпедоносец и 21 бомбардировщик; a "Shoho" имел 12 истребителей и 9 торпедоносцев. Во время сражения у
Мидуэя, по сообщению бывшего командира авиаслужбы на "Када" кап.2-го ранга Амагай, все четыре авианосца "Када", "Akagi", "Soryu" и "Hiryu" имели одинаковые авиагруппы в составе 21 истребителя, 27 бомбардировщиков и 28 торпедоносцев.
"Katsuragi" и "Atago" (типа "Unryu") имели по два двигательных агрегата эсминцев по 52.000 WPS. Скорость 32 узла. Остальные авианосцы этого типа имели двигательную установку крейсера в 152.000 WPS, как "Soryu" и "Hiryu".
Радиус действия "Kasagi" 10000 миль 18-узло-вым ходом.рость 32 узла. Остальные авианосцы этого типа имели двигательную установ- ку крейсера в 152.000 WPS, как "Soryu" и "Hiryu".
"Hosyo", принимавший участие в сражении у Мидуэя, затем использовался как учебный и его полетная палуба была увеличена до наиболее возможного предела.
В августе 1945 года к испытаниям был подготовлен легкий авианосец "Ibuki", оставшийся в единственном числе из кораблей данного типа. Он был заложен в апреле 1942 года в качестве крейсера, а летом 1943 года, через несколько недель после его спуска на воду, было решено переоборудовать его в авианосец. "Ibuki" подобен американским авианосцам типа "Independens". На нем оставили только половину двигательной установки, предусмотренной для крейсера. 72.000 лс сообщали авианосцу скорость 29 узлов.
Следует напомнить также о переоборудовании японцами двух линкоров и одного крейсера с тем, чтобы использовать их как корабли смешанного типа. После боя за остров Мидуэй линкоры "Ise" и "Hyuga" в течение года подверглись некоторым изменениям. На месте двух кормовых башен главного калибра был построен обширный ангар с подъемником, вмещающий 22 самолета. Они могли быть подняты в воздух с помощью двух катапульт за 20 минут. Планировалось такие же работы провести и на кораблях "Fuso" и "Yamashiro", но они еще до этого погибли в проливе Суригао во время боев за остров Лейте в октябре 1944 года. Нехватка самолетов не дала возможности снабдить ими оба переоборудованных корабля и в боях за Лейте они участвовали только как линкоры, без всякой авиации. Необходимо добавить, что на этих кораблях была изъята артиллерия вспомогательного калибра (восемнадцать 140-мм,орудий) и установлена зенитная артиллерия (шестнадцать 127-мм.орудий в восьми спаренных установках, шесть тридцатиствольных 120-мм.ракетных установок и 104 25-мм.зенитных автомата, из которых 93 были смонтированы в строенных установках).
Тяжелый крейсер "Mogami" через два года после Мидуэя, в котором он получил серьезные повреждения, снова вступил в строй. Во время ремонта он подвергся большим изменениям: две кормовые башни были заменены полетной палубой. Несколько недель спустя, 25 октября 1944 года, во время боя в проливе Суригао крейсер был потоплен. Сначала он был обстрелян корабельной артиллерией, а затем добит авиацией.
Японцы, так же как и англичане, считали, что в конвои необходимо включать большие торговые суда, обо-рудованые полетными палубами. Но ни одно из заказанных флотом таких судов не вступило в строй как транспорты; обстановка заставила их переделать в торговые суда, но у японцев имелись три других корабля с взлетно-посадочной палубой, заказанные армией, о которых будет рассказано ниже, при описании кораблей, заказанных армией для собственных нужд.
Токийское Адмиралтейство имело в своем распоряжении большое количество транспортных судов и су-. дов заправщиков для авиации. Одни из них были специальной постройки, другие были переоборудованы из торговых судов. "Mizuho", спущенный на воду 25 февраля 1939 и потопленный 1 мая 1942 года, являлся однотипным "Chitose" и "Chiyoda", впоследствии переоборудованным в легкие авианосцы. Водоизмещение "Mizuho" равнялось 11.500 тонн, силовая установка из четырехх дизелей (15.200 лс) сообщала ему скорость 22 узла.
Корабль "Nisshin", спущенный на воду 30 ноября 1939 года и перевооруженный 27 февраля 1942 года, был построен как крупный минный заградитель (700 мин), но имел обширную палубу, две катапульты и четыре мощные стрелы. Он мог брать на борт двенадцать разведывательных гидросамолетов. При стандартном водоизмещении 11.317 тонн скорость его достигала 28 узлов. Впоследствии этот корабль был использован как плавбаза карликовых подводных лодок, но при этом на нем было сохранено авиационное оборудование.
Кроме этих кораблей в транспорты авиации или заправщики для самолетов были переоборудованы 18 торговых судов водоизмещением от 5800 до 8600 тонн и скоростью хода от 15 до 19 узлов. Как правило они могли брать на борт 12 самолетов, для которых они служили базой.
Японский флот использовал также определенное количество кораблей,, подобных французскому "Commandante Rober Jiro" (бывший немецкий). Самым крупным из них был "Akitsushima", вооруженный в апреле 1942 года. Водоизмещение 4670 тонн. Дизельная установка в 8000 лс сообщала кораблю скорость в 19 узлов. Другие были значительно меньших размеров, часть из них - с деревянным корпусом. Служили они спасательными судами для самолетов. Переоборудование началось с тральщика с очень длинным ютом, на корме которого был установлен поворотный кран, поднимающий от 3 до 5 тонн. Таких судов, конструкции 1933 года, к началу войнь! насчитывалось 15 единиц (100-200 тонн). В ходе войны было заложено 30 кораблей подобного класса водоизмещением 300 тонн. Большая часть из них была построена. Каждое судно могло перевозить по два гидросамолета. Имея длину 46,50 м, осадку 2,25 м и скорость хода 14 узлов при работе двух дизелей в 400 лс, эти ремонтно-аварийные суда обладали большой мореходностью и поворотливостью. Каждое из авиационных соединений флота имело несколько таких мелких судов.