- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Немецкие линейные корабли в 1907 - 1945 годах
В 90-х годах прошлого столетия во всех флотах мира при проектировании новых кораблей стали придавать особое значение наличию на броненосцах средней артиллерии. "Град попаданий" от большого количества скорострельных орудий среднего калибра по мнению специалистов мог стать определяющим для решительного воздействия на противника. Но уже в ближайшее время общепринятый калибр средней артиллерии 152 мм. оказался недостаточным, главным образом, из-за сравнительно небольшой эффективности воздействия на цель, а также в связи с ожидавшимся увеличением дистанций боя. Поэтому на кораблях появился еще один калибр орудий, получивший наименование промежуточного и применяемый либо совместно, либо взамен артиллерии противоминного калибра Первым кораблем, на котором была введена эта концепция вооружения, стал итальянский броненосец "Regina Margherita".
В германском флоте этому примеру не последовали. Хотя на кораблях типа "Braunschweig" калибр средней артиллерии был увеличен с 150 до 170 мм., на этих броненосцах также сохранили соотношение между главной и средней артиллерией, так как одновременно был увеличен и калибр главной артиллерии с 240 мм. до 280 мм. Таким образом, преимущество в средней артиллерии, явно выраженное на кораблях типа "Kaiser Friedrich III" и "Wittelsbach", было ликвидировано в пользу более уравновешенного соотношения артиллерии на кораблях типа "Braunschweig". Все остальные морские державы приняли на вооружение принцип "промежуточной артиллерии", калибр которой в разных флотах отличался - 194, 203, 234 и 254 мм., а количество орудий колебалось от четырех до двенадцати. Орудия устанавливались в одно- или двухорудийных башнях и частично в казематах.
Прошло несколько лет, и эта концепция оказалась несостоятельной. Определилось, что промежуточный калибр является не усилением средней артилерии, а частью главной артиллерии, причем, далеко не лучшей частью, так как при одновременной стрельбе двумя калибрами появлялись большие трудности в управлении стрельбой, особенно в процессе пристрелки и при стрельбе на больших дистанциях. Метод пристрелки на больших дистанциях посредством наведения орудия через прорезь прицела уступил место постоянно улучшающейся системе управления артиллерийским огнем. Это, в свою очередь, привело к появлению новой концепции артиллерийского вооружения кораблей, известной как "all big gun one calibre battleship". В 1900 году к таким соображениям пришел Первый Морской лорд британского адмиралтейства адмирал Фишер, а чуть позже подобные выводы были сделаны и в американском флоте. В 1903 году известный итальянский кораблестроитель Куниберти в порядке обсуждения предложил проект, основные идеи которого выразились в статье "Идеальный броненосец для английского флота",- хотя главные боевые и технические характеристики подобного корабля - двенадцать 305-мм. орудий, броня до 305 мм. на ограниченной площади, скорость 24 узла - вряд ли могли быть воплощены в указанном водоизмещении 17.000 тонн, разве что пришлось бы пойти на сильное ограничение бронирования по площади.
Таким образом, считать, что постройка "Dreadnought" была вызвана опытом русско-японской войны можно только относительно. Более правильным следует считать, что полученные уроки лишь подтвердили правильность уже существовавших рассуждений.
Постройка английского "Dreadnought" произвела сенсацию в кораблестроительных кругах. Этот корабль заставил пересмотреть не только проекты строящихся и планируемых к постройке кораблей, но внес также своим появлением громадные изменения в кораблестроительных программах основных морских держав. Увеличение водоизмещения на 2000 тонн не являлось неожиданностью - прогресс в кораблестроении неизбежно привел бы к этому, а абсолютная величина прироста водоизмещения (2000 тонн составляют только 10 %, исходя от кораблей в 18.000 тонн, строящихся в то время в нескольких странах). Гораздо важнее был переход к единому калибру главной артиллерии и отказ от промежуточного калибра. Однако, следует отметить, что с позиций истории военной техники приоритет этой концепции принадлежит другому кораблю - американскому линкору "Michigan", проект которого был разработан еще в 1904 году. В том, что целая эпоха военного кораблестроения была названа именем английского корабля, признавалось сильное влияние, которое оказала "владычица морей" более ранним вводом в строй линейного корабля "Dreadnought".
Постройка этого корабля, проведенная в рекордно короткие сроки (закладка 2 октября 1905 года, спуск на воду 10 февраля 1906-го, готовность к ходовым испытаниям 3 октября 1906 года), оказалась возможной благодаря важным организационным мероприятиям, принятие и проведение которых велось самым решительным образом. Это и сосредоточение большого числа рабочих, и заблаговременное размещение заказов на материалы и устройства, и изготовление многих элементов корабля до его закладки. Значительное сокращение сроков постройки обеспечилось также использование для нового корабля 305-мм. орудий, ранее предназначавшихся для установки на линкорах более старых проектов. Строительство корабля велось в обстановке строгой секретности, но все-таки некоторые сведения просочились в печать и стали доступны общественности. Тем не менее его появление произвело должное впечатление, продемонстрировав мощные производственные возможности английской кораблестроительной промышленности.
Для Британии постройка "Dreadnought" имела не только лучшие, но также и свои теневые стороны. Вызов, брошенный Англией другим странам, был немедленно принят. Появление кораблей, подобных "Dreadnoughf, в других странах ставило многочисленные английские броненосцы во второй ряд, а потому многие страны, до этого и не мечтавшие о соперничестве с британским флотом, могли позволить себе теперь такую роскошь, так как Англии приходилось как бы вновь создавать свою морскую мощь, основавшуюся ранее на большом флоте "до-дредноутов". Требовались новые обширные и одновременно дорогостоящие кораблестроительные программы, и здесь приоритет "Dreadnought" давал Британии большие преимущества. Появилась возможность осуществить такой громадный скачек в размерах кораблей, который для других стран в ближайшее время был бы непреодолим, несмотря на то, что уже строились коммерческие суда и больших размеров. Не следует забывать, что английская промышленность могла при необходимости обеспечить свой флот достаточным количеством крупных орудий и качественной брони, что в других странах становилось бы достаточно серьезной проблемой, причем для большинства развитых стран - проблемой скорее количественной, чем качественной. Большое значение имела и громадная стоимость подобных работ, поэтому существовала возможность того, что некоторые морские державы не примут участия в "дредноутской гонке". Для ряда других стран строительство подобных кораблей было делом политического престижа.
В то время финансовые вопросы для Германии имели громадное значение. Деньги тратились очень экономно, и в отношении военно-морских сил особенно наглядно это демонстрировалось в периоды, когда требовалось строить корабли с большим увеличением размеров. Например, в случае с "Nassau" прирост водоизмещения составил 43 % - в сравнении с предшествующими линкорами типа "Deutschland". До "Nassau" в Германии строились корабли ограниченной величины, что диктовалось как экономическими, так и внешнеполитическими взглядами. Большое значение имело и то, что размеры существующих доков и шлюзов каналов не могли обслуживать очень крупные корабли.
Немаловажное значение имели также ограничения, накладываемые размерами существующих доков и шлюзов каналов. Историческая военно-морская литература довольно часто не обращает должного внимания на значение для Германии инфраструктуры промышленных предприятий и водных акваторий, а между тем для немецкого морского командования, планировавшего значительный прирост флота, становилось ясно, что без кардинальных и дорогостоящих работ по расширению мест строительства и базирования флота не обойтись. Поэтому многие работы начались гораздо раньше появления первого дредноута, что позволило растянуть требовавшиеся крупные финансовые вложения на более длительный срок. Еще в 1901 году в Вильгельмсхафене на казенной верфи началось удлинение и расширение эллинга N-2, а также строительство трех сухих доков N-4, N-5, N-6. Одновременно с этим обновлялось и увеличивалось портовое оборудование, строился новый третий входной канал в порт. Большинство этих мероприятий закончили до 1909 года, а кое-что и раньше. 15 октября 1909 года третий входной канал впервые использовался линкорами "Nassau" и "Westfalen". Значительное замедление работ на различных строительных объектах возникло из- за тяжелого грунта. Особенно это сказалось при расширении эллинга N-2, на котором строился "Nassau". Работы там были окончательно закончены лишь незадолго до спуска корабля на воду. Не мешает упомянуть, что такая же ситуация сложилась в 1936-1937 годах - при дальнейшем расширении этого эллинга, когда на нем уже строился линкор "Tirpitz". Кроме того, финансовые трудности не позволили ранее 1907 года выделить средства на углубление и расширение участков канала "Kaiser-Wilhelm". Все работы там были закончены только к началу войны 1914 года.
Таким образом судостроительная инфраструктура военно-морского флота Германии, благодаря своевременному и предусмотрительному планированию военно-морского ведомства во главе с Тирпицем, каждый раз росла и совершенствовалась в соответствии с поставленными задачами. Иначе обстояло дело с частными верфями, на которых для строительства больших военных кораблей требовалось новые различные сооружения, включая эллинги, которых не хватало даже для строительства крупных торговых судов. К тому же их размеры не позволяли строить дредноуты.
Первый большой немецкий линкор, технические характеристики которого как и в случае с линкором "Dreadnought" держались в строгом секрете, строился в ускоренном темпе. Правда, выделенные средства не позволяли форсировать строительство настолько же быстро, как в Англии, но все же время постройки было значительно сокращено, что для Германии было не совсем обычно. Стапельный период постройки заложенного в Вильгельмсхафене линкора "Nassau" составил только 7,5 месяцев, а достроечный период - неполных 19 месяцев. То есть общее время постройки округленно равнялось 26 месяцев. Частным верфям, строившим однотипные корабли потребовалось 27, 35 и почти 36 месяцев. Уже одним этим фактом, как и многими другими, можно опровергнуть довольно распространенное мнение о низкой производственной мощности немецких казенных верфей.
Германия оказалась вполне подготовленной также и в отношении разработки проектов кораблей такой величины. В 1904-1906 годах морским ведомством был проработан ряд предварительных проектов линкоров, благодаря чему с достаточной очевидностью можно было выяснить какой тип линкора может быть принят основными морскими державами, но ещё не стал достаточно зрелым для постройки. Развитие этого проекта явилось логическим шагом от броненосца "Braunschweig" до линкора "Nassau".
Первый замысел такого рода появился в начале марта 1904 года, когда на рассмотрение был предложен проект линкора "10.А". При проектном водоизмещении 13.779 ts. длине по конструктивной ватерлинии 130.0 метров и ширине 23,2 метра, корабль должен был углубляться в воду только на 7,3 метра - меньше, чем "Deutschland". Его вооружение соответствовало господствовавшей концепции "промежуточного" калибpa - двенадцать главных орудий, из которых четыре 280-мм./40-калиберных в двух башнях в оконечностях корабля и восемь 240-мм./40-калиберных в четырех башнях в средней части побортно. Противоминный калибр состоял из шестнадцати 88-мм. пушек, разнесенных по всей длине корабля на батарейной и верхней палубах. Дополняли вооружение шесть торпедных подводных аппаратов. Главный пояс, толщиной 240- 100 мм., прикрывал почти всю ватерлинию корабля. Главная броневая палуба в плоской части имела толщину 30 мм., на скосах - 40 мм. Барбеты башен главной артиллерии прикрывались 230-200-мм.броневыми плитами, сами башни - 250-мм.плитами. Боевая рубка имела вертикальную броню 400 мм. Двухвальная энергетическая установка включала паровые машины, от использования которых немцы не отказались и на "Nassau", и двенадцать паровых котлов. При мощности 20.000 IHP предполагаемая скорость должна была равняться 19,5 узлам. Нормальный запас топлива составлял 787 ts угля. Проект был рассмотрен и в целом одобрен, но морское командование потребовало исключить двухкалиберную главную артиллерию.
В результате доработок в октябре 1905 года на рассмотрение был предложен новый проект "С". Его основным отличием было полное изменение вооружения. Восемь 280-мм./40-калиберных орудий размещались в двух 2-орудийных и четырех 1-орудийных башнях, причем в бортовом залпе могли участвовать шесть из восьми пушек. 170-мм/40-калиберные орудия размещались в казематах в центральной батарее и предназначались в основном для противоминной обороны. Их дополняли двадцать 88-мм. пушек, основная масса которых также была сосредоточена в средней части. При рассмотрении проекта было отмечено, что в оконечностях плотность противоминного огня явно недостаточна. Имелись также подводные торпедные аппараты. Замена калибров расположения артиллерии повлекло некоторые изменения в схеме бронирования.
Но энергетическая установка практически не изменилась. Водоизмещение возросло до 15.452 ts. но уменьшение длины по КВЛ до 123 метров и увеличение ширины изменило соотношение L7B настолько, что позволило ограничить увеличение проектного углубления корабля только до 7,8 метров.
Но и в этом виде проект не устроил моряков. Бортовой залп из шести орудий они посчитали недостаточным. Работа над проектом продолжалась, и в 1906 году был предложен новый проект "G.7.b", который и стал основой для окончательного проекта "Nassau".
К этому времени становилось ясно, что германские гавани смогут в ближайшее время обеспечить базирование гораздо более крупных кораблей, а требовавшееся увеличение числа орудий без этого нельзя было осуществить. Водоизмещение "G.7.b" было резко увеличено до 18.405 ts. Длина между перпендикулярами (в германском флоте она исчислялась от перпендикуляра из точки пересечения носового шпангоута с форштевнем до перпендикуляра-оси баллера руля) равнялась 136,0 метрам, длина по конструктивной ватерлинии - 145.0 метрам. Ширина также увеличилась до 26.5 метров. Осадка теперь уже превышала таковую на "Deutschland" и равнялась 8,6 метра.
Главную артиллерию составляли двенадцать 280- мм./40-калиберных орудий в шести башнях, расположенных, как и на прежних проектах, по углам шестиугольника. Бортовой залп при этом включал восемь орудий - треть от общего числа. Противоминную артиллерию заменили на двенадцать 150-мм./40-калиберных орудий, расположенных в казематах на батарейной палубе, и те же двадцать 88-мм. пушек в казематах и палубных установках. Размещение батарей противоминной артиллерии было более рациональным - их разнесли более или менее равномерно на большей длине корабля. Энергетическая установка, как и прежде, почти не изменилась. Те же паровые машины, те же 20.000 IHP. Но количество винтов увеличили до четырех. Конструкторы считали, что благодаря изменению L/B, а также проработкам по теоретическому чертежу, проектную скорость не только удастся сохранить, но даже увеличить до 19,8 узла. При нормальной нагрузке корабль принимал бы на борт 920 ts угля, при максимальной - 2657 ts угля. Как уже говорилось, именно на основе этого варианта был разработан окончательный проект "Nassau".
Известно, что "Ersatz Bayern" и "Ersatz Sachsen" квотировались уже по бюджету 1906 года, а два других линкора "Ersatz Wurtemerg" и "Ersatz Baden" - по бюджету 1907 года. Само строительное название говорило о том, какие корабли должны были выводиться из состава флота при вступлении в строй новых кораблей. Несмотря на это выделение средств на строительство всех четырех линкоров началось только в 1907 году. Закладка на стапелях состоялась почти одновременно, но строительство велось разными темпами, причем длительность обсуждения проекта корабля и его конструкции при решении ряда сложных проблем сильно затягивали сроки постройки двух первых кораблей.
"Nassau" | "Kaiserliche Werft" (Вильгельмсхафен) | стр.номер Nr.30 | |
"Westfalen" | "A.G.Weser" | (Бремен) | стр.номер Nr.132 |
"Rheinland" | "A.G.Vulkan" | (Штеттин) | стр.номер Nr.287 |
"Posen" | "F.Krupp Germania Werft'' | (Киль) | стр.номер Nr. 163 |
"Nassau" | 22.7.1907 | ("Ersatz Bayern") | - 7.3.1908 | - 1.10.1909 |
"Westfalen" | 12.8.1907 | ("Ersatz Sachsen") | - 1.7.1908 | - 16.11.1909 |
"Rheinland" | 1.6.1907 | ("Ersatz Wurtemerg") | - 26.9.1908 | - 30.04.1910 |
"Posen" | 11.6.1907 | ("Ersatz Baden") | - 12.12.1908 | - 31.5.1910 |
После спуска на воду, в период достройки "Nassau", в один из дней слесарь случайно отвинтил временную заглушку на трубе диаметром 450 мм., ведущей за борт. Проникшая вода затопила часть трюмов корабля, поскольку двери в водонепроницаемых переборках не были задраены. Корабль лег кормой на грунт. За три дня работы удалось заделать отверстие в трубе, а затем осушить и поднять корабль.
Когда "Nassau" и "Rheinland", при окончательной готовности на верфях в Бремене и Штеттине, должны были покинуть их, возникла проблема, которая уже возникала на верфях при постройке крупных кораблей - реки Везер и Одер обмелели. Установив с обеих бортов линкоров кессоны и откачав из них воду, уменьшили осадку кораблей и обеспечили таким образом их проводку к морю.
1 октября на "Nassau" был поднят вымпел, корабль был принят в казну и вступил в кампанию, а 15 октября 1909 года "Nassau" вышел на официальные испытания. Меньше чем через месяц за ним последовал "Westfalen". Два других корабля были готовы весной следующего года. 27 февраля заводские испытания начал "Rheinland". 30 апреля на корабле подняли вымпел и он вступил в кампанию. 31 мая вступил в кампанию "Pozen" , официальные испытания он провел 18 июня 1910 года.
"Nassau" | 37.399 тысяч золотых марок |
"Westfalen" | 36.920 тысяч золотых марок |
"Rheinland" | 36.916 тысяч золотых марок |
"Posen" | 37.615 тысяч золотых марок |
(Подробные чертежи линкора "Westfalen" (боковой разрез и планы палуб) можно найти в издании "Боевые корабли Германии", изданном СПб-секцией любителей истории флота. СПб, 1994)
Корпус новых линкоров выполнялся гладкопалубным и был сравнительно широким. Отношение L/B составило 5,41 против 5,65 у "Deutschland". Конструктор этих кораблей, главный строитель имперского флота, тайный советник Бюркнер (Burkner), выполняя требование сильно увеличить водоизмещение корабля при сохранении прежней осадки и учитывая необходимость действенной подводной защиты против торпед и мин, были вынуждены значительно увеличивать ширину корабля, поскольку конструкция противоминной защиты (пространство ниже главной броневой палубы между противоминной переборкой и наружной обшивкой), чтобы быть достаточно эффективной, требовала определенной глубины внутри корпуса. Помимо прочего, это также значительно улучшало остойчивость.
Относительно предыдущих проектов высота корпуса была увеличена для улучшения мореходности в штормовых условиях Северного моря и Атлантики.
Конструктивные особенности линкора были довольно обычными для кораблей современного немецкого флота. Котельное отделение было разделено средней диаметральной переборкой. Тогда это считалось вообще хорошим способом для локализации поступления воды в случае течи. Такие перегородки имелись, например, как в машинных отделениях всех предшествующих линкоров и броненосных крейсеров, так и у многих быстроходных пароходов. В действительности же затопления отсека одного борта были довольно опасным, так как появлялся опрокидывающий момент. Позже это привело к опрокидыванию крейсера "Yorck" в 1914 году в заливе Яде после подрыва на мине. Все три машинных отделения линкора "Nassau", благодаря большой ширине корабля и незначительным размерам основания паровых машин, удалось расположить рядом друг с другом, в то время как на "Deutschland" средняя паровая машина стояла позади бортовых. С точки зрения проектирования, это схема является довольно удобной, так все три валопровода начинаются из одного отсека и практически являются одинаковыми (средний вал ненамного длиннее).
Принимая во внимание большие поперечные нагрузки корпуса корабля (вследствие большой ширины и далеко расположенных от диаметральной плоскости высоколежащих грузов) для докования на "Nassau" было установлено три доковых киля, вместо одного среднего киля, имеющегося на всех кораблях. Дополнительные кили стояли по бортам ниже противоторпедных переборок (IV-й стрингер). Так же было сделано и на броненосном крейсере "Blucher". Это нововведение несомненно было обосновано, но вызвало определенные неудобства при доковании, поскольку эти три прямые линии должны были находиться в одной плоскости, что на практике было едва ли выполнимо как при постройке корабля, так и при постановке его в док на клетки. Местные перенапряжения так же не позволяли этого.
Конструкции корпуса изготовлялись из мягкой судостроительной стали Сименс-Мартена (Siemens- Martin-Flusseisen). иногда называемой литым железом Сименс-Мартена.
Набор корпуса включал 121 шпангоут (от -6-го до 114-го, включая шпангоут "0" по оси балера руля, 6 минусовых и 114 плюсовых шпангоутов). Шпация равнялась 1,20 метра. Продольную прочность обеспечивали помимо вертикального киля семь продольных связей, из которых стрингеры II, IV и VI были водонепроницаемы. Стрингеры устанавливались на расстоянии 2,1 - 2,125 метра друг от друга.
Форштевень имел таранную форму, изготовлялся из мягкой мартеновской стали и был усилен для возможности нанесения таранного удара. Выше батарейной палубы он представлял собой стальной лист.
Имелось следующие горизонтальные уровни - нижняя и верхняя платформы, броневая (вне цитадели промежуточная) палуба, батарейная и верхняя палубы, палуба надстройки, а также ярусы мостиков.
Внутреннее пространство корпуса делилось на шестнадцать водонепроницаемых отсеков. Как и на всех немецких кораблях, нумерация отсеков (а также переборок и шпангоутов) шла из кормы к носу. Все водонепроницаемые переборки доходили до главной броневой палубы, а часть из них - до батарейной или верхней палуб.
Помимо этого, ниже броневой палубы внутри каждого из отсеков имелись отдельные водонепроницаемые помещения различного объема, количество которых на каждом из кораблей было практически одинаково. На "Nassau" их имелось 319, на "Pozen - 314 и др. В число этих помещений входили отсеки двойного борта и двойного дна (72+62), коридоры валопроводов (16), боевые погреба (20), угольные бункеры и коффердамы (от 59 до 54). помещения рулевых машин и сопутствующие им (13 или 14), а также различные бытовые или служебные помещения на нижней (35 или 37) и верхней (41 или 40) платформах.
Двойное дно высотой в среднем 1,20 метра простиралось почти по всей длине корабля, в пределах шпангоутов от 6-го до 108-го. Двойное дно после IV- го стрингера переходило в двойной борт, заканчивающийся броневым шельфом, на который опирался скос броневой палубы. Листами конструкций набора, часть из которых были водо- и нефтенепроницаемы, двойное дно и двойной борт делились на большое число водонепроницаемых отсеков.
На линкорах типа "Nassau" имелось два полубалансирных, параллельных руля. Это позволяло, несмотря на большой момент инерции массы корабля, достичь
хорошей маневренности. Преимущества большой площади рулей дополнялись расположением рулей в струе винтов - такую особенность имели все последующие немецкие линкоры вплоть до линкора "Bismark" (1934 год). Для привода каждый руль имел собственную рулевую машину. Действовать рулями можно было совместно или по отдельности. До "Nassau" два параллельных руля применялись также на британском линкоре "Dreadnought". Они находились непосредственно позади внутренних винтов (всего корабль имел четыре винта).
Проектное водоизмещение "Nassau" превышало "Dreadnought" всего на 700 тонн. Распределение веса обеих кораблей в процентах было следующее:
'Nassau" | "Dreadnought" | |
Корпус и оборудование | 36,71 | 37,74 |
Бронирование | 36,0% | 28,04 |
Машинная установка | 8,04 | 11,34 |
Вооружение | 13,04 | 17,34 |
Проектный и строительный резерв | 1,24 | 0,64 |
Нормальный запас топлива | 5,14 | 5,04 |
У линкора "Dreadnought" весовая часть вооружения и машинной установки была выше, весовая часть бронирования ниже. Строительный резерв был запланирован небольшой, что было характерно для проектирования кораблей того времени во всех странах. Естественно, он оказался недостаточным для компенсации возникающего перерасхода веса при постройке, поэтому корабль в конце концов имел осадку больше запланированной.
Водоизмещение нормальное 18.873 тонн
Водоизмещение полное 20. 535 ts
Водоизмещение на испытаниях 18.864 - 18.883 тонн
Вместимость по проекту 10.351 BRT; 6379 NRT
Длина по конструктивной ватерлинии 145,65 м. ("Nassau" - 145,67 м.)
Длина между перпендикулярами 137,70 м.
Длина наибольшая: "Nassau" 146,15 м.
"Westfalen" и "Posen" 146,25 м.
"Rheinland" 145,72 м.
Ширина наибольшая по КВЛ (без противоминных сетей)!
(52-й шпангоут) "Nassau" и "Westfalen" 26,88 м.
"Rheinland" 26,93 м.
"Posen" 26,94 м.
Осадка носом/кормой при полном водоизмещении 8,57 / 8,76 м.
Осадка при нормальном водоизмещении:
"Nassau" и "Rheinland 8,100 м.
"Westfalen" 8,080 м.
"Posen" 8,067 м.
Высота борта по миделю (52-й шпангоут): 13,245 м.
12 280-мм. орудий SKL/45 в тести орудийных башнях
12 150-мм. орудий SKL/45 в казематах
16 88-мм. орудий SKL/45 в батарее и на надстройках
2 60-мм.десантные пушки SBtsKL/21
2-4 8-мм.пулемета
6 450-мм.подводных торпедных аппаратов
При обсуждении проекта главный калибр новых кораблей не вызвал споров. И представители морского командования, и конструкторы остановились на 280 мм. Вопрос об увеличении калибра до 305-мм. обсуждался только в отношении требуемого времени для создания подобного орудия. Было ясно, что строительство кораблей нельзя откладывать из-за неготовности достойного 305-мм. орудия и башенной установки, тем более, что сравнительные артиллерийские испытания показали - новое германское 280-мм. орудие "28-cm.SKL/45" образца 1907 года (SK - Schnellfeuer Kanone; L - длина ствола в калибрах) линкоров типа "Nassau" (как и линейного крейсера "Von der Tann") с длиной ствола 45 калибров (вместо 40 калибров на броненосцах типа "Deutschland") по характеристикам и эффективности лишь незначительно уступает британскому 305-мм. орудию. 280-мм. снаряд весом 305 кг развивал начальную скорость 820 м/сек. и при возвышении орудия 20 градусов достигал дальности стрельбы 18,9 км. Позже, с принятием на вооружение нового снаряда, дальность стрельбы увеличилась до 20,4 км. По официальным немецким данным пробивная способность орудия у дульного среза составляла для стальной плиты 889 мм.
Орудия размещались на спаренных лафетах с возможностью раздельного вертикального наведения в башенных установках новой конструкции. Важным нововведением было применение на них башенных дальномеров. Установки обеспечивали угол возвышения орудий +20 градусов, угол снижения для бортовых башен -6 градусов, а для башен в оконечностях -8 градусов, поскольку на кораблях были установлены башни двух незначительно различающихся типов. Башни, установленные в диаметральной плоскости, носили литерное обозначение "Drh.L.C/06" (Drehscheiben Lafette - вращающийся лафет; С - год принятия на вооружение), бортовые башни назывались "Drh.L.C/07". Но основные различия были вызваны тем, что бортовые башни, несмотря на большую ширину корабля, из- за недостатка места пришлось устанавливать так, что барбеты почти касались бортов корабля. Вследствие этого нельзя было расположить существующие до сих пор транзитные элеваторы между пороховым погребом и башней, поскольку элеваторы и загрузочная камера попали в район противоминной защиты. Вместо этого были предусмотрены бронированные элеваторы, которые проходили из находящегося за противоминной переборкой порохового погреба в расположенную под погоном башни батарейную палубу. Там боеприпас выгружался из элеватора и из нее использовался для стрельбы. Таким образом была создана перегрузочная камера. Такая же конструкция была использована для 280-мм. орудийных башен линейных крейсеров и более поздних 305-мм. орудийных башен. Но здесь перегрузочная камера имела другую конструкцию и расположение, позволяющие обеспечить несколько большую скорострельность, но зато, как выяснилось в бою у Доггер-банки на "Seydlitz", и более опасную. Дальнейшие изменения в этом отношении были сделаны на орудийных установках "Baden", где не имелось бортовых барбетов.
Относительно "Nassau" нужно добавить, что для него и "Westfalen" были выбраны в соответствии с вышеуказанными требованиями бронированные элеваторы так же и для концевых башен, чтобы иметь одинаковый тип башен на корабле. Однотипные с ними линкоры "Rheinland" и "Posen" получили концевые башни уже с подвешенными к погонам элеваторами и перегрузочными отделениями. Точно такие же бортовые башни смогли установить на следующем за ними линкоре "Ostfriesland", но уже дальше от борта вследствие большей ширины корабля.
Позиция | Высота осей орудий | Борт | Сектора обстрела |
|||
Носовая башня | А | 7,815 м. | ПБ-ЛБ | 280 | град. | 220 - 0 - 140 |
Носовая башня | В | 7,725 м. | ПБ | 160 | град. | 355 - 155 |
Кормовая башня | С | 7,715 м. | ПБ | 160 | град. | 25 - 185 |
Кормовая башня | D | 7,745 м. | ПБ-ЛБ | 280 | град. | 40 - 180 - 320 |
Кормовая башня | Е | 7,715 м. | ЛБ | 160 | град. | 175 - 335 |
Носовая башня | F | 7,715 м. | ЛБ | 160 | град. | 205 - 5 |
Боевой запас артиллерии главного калибра составлял 900 выстрелов. Штатный боезапас включал 720 бронебойных снарядов "L/3,2" (Psgr
Panzersprenggranaten) и 180 фугасных снарядов "U 3" (Stvg - Stahvollgeschossen), а также 900 метательных зарядов (Pulverladung) к ним. Каждый заряд состоял из основного полузаряда (Hauptkartus) и добавочного (Borkartus). Важной особенностью было применение металлических гильз для главных полузарядов. Для добавочных полузарядов по-прежнему применялись двойные шелковые картузы и пеналы, из которых заряды вынимались только перед заряжанием. Снаряды обоих типов весили по 305 кг. Общий вес полного метательного заряда равнялся 144,6 кг, включая 99 кг. пороха марки "RPC/06" (Rohrenpulver).
Не возникло особенных вопросов и в отношении размещения башен. Все предшествующие проекты предполагали одинаковое расположение главной артиллерии - как тогда говорили "шесть башен по углам шестиугольника". Немецким адмиралам казалось, что ничто иное не должно приниматься во внимание. Все вопросы возникли несколько позже - до настоящего времени обсуждаются возможные достоинства и недостатки принятого на "Nassau" расположения башен.
В Англии при проектировании "Dreadnought" и следующих за ним линкоров при расположении орудийных башен большое внимание уделялась направлению действия дульных газов при стрельбе. Конечно, в любой стране этот фактор принимался во внимание, но для Англии он имел особенно важное значение, так как конструкция и месторасположение башенного колпака для установки прицела английских орудийных башен оказалось очень неудачным из-за воздействия на него дульных газов от орудий соседних башен. Это явилось основанием для знаменательного, но малоизвестного факта, отмеченного Парксом. "До линкоров типа "Queen Elisabeth" на английских линкорах не смогли применить линейно-возвышенное расположение башен. При этом были упущены громадные выгоды подобного расположения" (Parkes "British Battleships").
Иначе к этому вопросу подошли в Соединенных Штатах. В ходе разработки проекта линкоров типа "Michigan" здесь был проведен ряд опытовых стрельб, в результате которых выяснилось, что существовавшее до этого специальное прикрытие колпаков не выдержало испытаний. Был предпринят ряд специальных мер, направленных на ликвидацию этого недостатка, включая экранирование башенных колпаков по боковым стенкам. Это позволило создать корабль, ставший первым в мире линкором с классическим расположением двух попарно-возвышающихся орудийных башен по оконечностям корабля.
Немецкий флот также смог провести подобные испытания, но несколько позднее, когда было решено применить возвышающиеся башни на дредноутах типа "Kaiser" (Следует отметить, что эти испытания были проведены специально для линкоров типа "Kaiser", - в это время в строю Флота Открытого моря уже почти год числился линейный крейсер "Moltke" с возвышенным расположением башен). Опыты проводились на полигоне Меррен (Merren), где уже была смонтирована башенная установку с двумя 280-мм. орудиями для испытания брони последующих башенных установок и именно на ней провели всевозможные испытания. Во время проведения стрельб были проведены замеры влияния дульных газов на давление внутри башенных помещений в момент выстрела, а также давление газов на амбразуры башни и их воздействие на броневые листы и металлические конструкции различной толщины. В результате выяснилось, что стрельбу поверх крыши находящейся впереди башни можно вести без всяких опасений.
Выбранное для "Nassau" шестиугольное расположение орудийных башен неоднократно и достаточно жестко критиковалось. Нередко при этом в пример приводилось линейно-возвышенное расположение башен на первом американском дредноуте "Michigan". Однако, не следует забывать, что причиной для такой установки башен на "Michigan" послужили факторы, имеющие отдаленное отношение к военно-морскому новаторству того времени. Главной причиной было не стремление получить наибольшие возможные углы обстрела и мощный бортовой залп, а всего лишь жесткое ограничение в водоизмещении (16.000 тонн), разрешенные Конгрессом США для новых броненосцев. Конструкторам пришлось исхитриться, создавая при минимальном водоизмещении корабль с техническими данными дредноута, при этом некоторые характеристики, например, скорость, приближались к ним лишь с большой натяжкой. Не случайно, что подобное расположение башен стало классическим для линкоров гораздо позже, но еще до этого были опробованы различные промежуточные решения - диагональное размещение средних башен, возвышенные башни в корме и другие.
Тем не менее, нельзя не признать, что расположение орудийных башен на "Nassau" оказалось явно неудачным. В линейном бою могли использоваться только четыре башни из шести, причем бортовые башни имели ограниченный сектор обстрела - 160 градусов. По признаниям самих же немцев, сильную огневую мощь на оба борта, которую имели корабли с шестиугольным расположением башен, можно с таким же успехом получить и при их ином расположении.
В обоснование шестиугольного расположения башен часто приводятся два основных довода - обеспечение одновременной эффективной стрельбы на оба борта или в оконечности (по словам Тирпица, когда "корабли противника смешались или производится удар по их линии"), а также создание "огневого резерва". В отношении первого из них выдвигались серьезные возражения - две попарно-возвышенные башни могут создать такое же огневое воздействие на носовых или кормовых курсовых углах, как три башни при шестиугольном расположении. Другое достоинство, сильное огневое воздействие в оконечности корабля, также не оправдывало принятого расположения башен. Сосредоточение огня шести орудий возможно только при стрельбе по цели, находящейся прямо по носу или по корме. Даже небольшое смещение цели на какой- либо борт исключало одну из бортовых башен, так как стрельба через оконечность на другой борт очень ограничена. Не говоря уже о том, что стрельба в оконечности требовала иного эскадренного построения (например, строй фронта), в то время как основным положением всех тактических соображений того времени был бой на дальней дистанции в линии.
Едва ли можно согласиться и с таким фактором, как создание так называемого "огневого резерва". Вряд ли флот, чьи корабли получили повреждения с одной стороны, не долго думая может развернуться и подставить противнику неповрежденный борт. Сделать это во время перестрелки не так просто, а выход из боя может оказаться невыгодным или даже невозможным. Этого может не позволить тактическая обстановка, а также множество иных причин. Кроме того, вследствие значительного угла падения снарядов повреждения также будут нанесены и башням неподбойного борта.
Установка же дополнительных бортовых башен требует определенных весовых затрат, а также увеличения личного состава, ослабляет защиту погребов бортовых башен, так как их приходится размещать гораздо ближе к борту, создает некоторую угрозу увеличения крена при повреждениях корпуса и множество иных неприятных факторов. Помимо этого, затребованные для бортовых башен веса можно было использовать с иной пользой, например, увеличение скорости или усиление бронирования.
Вызывает спорность и многократно выраженное мнение, что расположению попарно-возвышающихся башен на линкорах типа "Nassau" и "Ostfriesland" препятствовали большие габариты паровых машин. Это утверждение неверно. Известно, что линкор "Michigan", при сравнительно небольшой длине корабля, получил паровые машины, а немного позднее из двух пар американских однотипных линкоров одни имели паровые машины, а другие турбины, причем заметного изменения общего проекта не наблюдалось. В самом деле, применяемые тогда турбины занимали по меньшей мере точно такую же площадь фундамента, как и паровые машины. Правда вскоре обнаружились различия в весе, но не имеет отношения к выбору главной артиллерии. Незначительная высота турбинных установок для линейного корабля тогда также не играла никакой роли - положение броневой палубы определялось другими требованиями и высота помещений под ней была достаточной для паровых машин.
Существует, правда, иное предположение о причинах, по которым был сделан именно такой выбор расположения башен на "Nassau". Оно основано на объяснениях инженера Бурхардта о конструкции корпуса (см. выше). Исходя из выбранных для линкоров типа "Nassau" главных размерений, относительно размещения артиллерии главного калибра можно указать следующее. Для диагонального расположения четырех башен, как на линейном крейсере "Von der Tann", не хватало длины корабля. К линейно-возвышенному расположению немцы, как и все другие страны кроме Соединенных Штатов, еще не перешли. Принятая же для проекта большая ширина корабля вполне позволяла разместить башни как это было сделано - так или примерно так размещались башни главного и промежуточного калибров на большинстве кораблей во всех флотах мира. Если исходить из этих соображений, размещение орудийных башен на линкоре типа "Nassau" можно хоть как-то объяснить, хотя оно несомненно означало нерациональное увеличение веса и личного состава. Несколько иначе выглядела ситуация на следующих за "Nassau" дредноутах типа "Ostfriesland", но об этом будет сказано позже.
Однако, если рассмотреть иные варианты, то становится очевидным, что немцы выбрали явно не лучший вариант. Так, например, можно было расположить четыре 280-мм. двухорудийные башни, как на линкоре "Michigan", без дальнейшего удлинения корпуса. Такое расположение вооружения экономит вес и не сильно увеличивает ширину корабля, позволяя иметь возможность установки даже четырех 305-мм. двухорудийных башен, вес которых оказался бы все же легче, чем шести 280-мм.двухорудийных башен. Попарное линейно-возвышенное расположение четырех 280- мм. двухорудийных башен в оконечностях корабля могло привести к удлинению цитадели приблизительно на 5-6 метров. Башни пришлось бы передвинуть ближе к оконечностям корабля. На линкоре "Michigan" это привело к увеличению длины корабля на 8 метров, а ширина противоминной защиты как раз в области арт-погребов оказалась недопустимо малой.
Помимо этого, возражением для версии инженера Бурхардта является тот факт, что барбеты бортовых башен из-за недостатка места пришлось устанавливать почти у бортов корабля.
Таким образом, сами немцы, признавая неудачное расположение башен на "Nassau", в дальнейшем пришли к выводу, что каждой орудийной башне необходимо создавать максимально допустимый сектор обстрела, и всем башням обеспечить возможность ведения огня на оба борта. На артиллерию среднего калибра этот принцип не распространялся, поскольку небольшие потребности в весе и личном составе позволяли устанавливать их на корабле в значительном количестве.
Управление из боевой рубки как артиллерийским огнем, так и самим кораблем ко времени появления дредноутов стало создавать большие трудности. Централизованное управление огнем потребовало наличия значительно большего чем раньше количества приборов управления и личного состава. Управление кораблем и артиллерией мешало друг другу. Поэтому уже
у броненосцев типа "Deutschland" оба поста были разделены. В то время как головной корабль и линкор "Pommern" получили двухэтажный пост управления, на трех остальных кораблях пост управления артиллерией был расположен несколько позади капитанского мостика. Так же было сделано на броненосном крейсере "Blucher", линкоре "Nassau", а затем на всех крупных кораблях кайзеровского флота, включая, в конце концов, и легкие крейсера типа "Coln-ll".
В литературе неоднократно подчеркивалось, что в немецком флоте, благоразумно рассудив, при переходе к строительству дредноутов сохранили артиллерию среднего калибра. В Великобритании и США, напротив, на линкорах "Dreadnought" и "Michigan" поступили радикальным образом, установив кроме артиллерии главного калибра в большом числе только орудия калибра 76-мм., несомненно ослабляющие общую боеспособность этих кораблей. При постройке следующих линкоров все, кроме несколько задержавшейся Англии, перешли на больший калибр орудий и, в конце концов, вернулись к орудиям калибра 152-мм. Тем самым, учитывая изменение в относительном значении артиллерии главного и среднего калибра, можно считать, что немцы выиграли за счет введения противоминной артиллерии большей эффективности.
На "Nassau" были установлены двенадцать 150- мм. орудия новой модели "15-cm.SKL/45" с длиной ствола 45 калибров вместо 170-мм. орудий на предшествующих типах броненосцев. Орудия устанавливались на одинарных лафетах типа "MPL.C/06" (Mittel Pivot Lafette). Установка обеспечивала угол возвышения орудия от -8 до +20 градусов, однако на определенных углах наведения (приближающиеся к диаметральной плоскости) они ограничивались углами от -4 до +15 градусов. При возвышении +20 градусов орудие стреляло 45-кг. снарядом на 13,5 км., но в принципе орудие могло стрелять и дальше, так как во время обстрела на полигоне при возвышении 25 градусов дальность стрельбы составила 14,8 км. После принятия на вооружение нового типа снаряда дальность стрельбы увеличилась до 16,8 км. Скорострельность орудия составляла 7 выстрелов в минуту, хотя некоторые немецкие источники говорят о 10 выстрелах.
Артиллерию противоминного среднего калибра дополнили еще легкой противоминной артиллерией из шестнадцати 88-мм. орудий так же новой модели "88-cm.SKL/45", с длиной ствола 45 калибров. Орудия устанавливались на одинарном лафете типа "MPL.C/06". Установка обеспечивала угол возвышения ствола от - 10 до +25 градусов. Наибольшая дальность стрельбы равнялась 10,7 км. при возвышении ствола 25 градусов. Орудийная установка позволяла производить до 20 выстрелов в минуту. Размещались орудия частично в казематах на батарейной палубе (по четыре в оконечностях). частично открыто на палубе надстройки за легкими щитами стандартной формы.
Корабли могли принять на борт боеприпасов на 1800 выстрелов противоминным 150-мм. калибром (150 выстрелов на ствол). Штатный боезапас включал 600 бронебойных снарядов "L/3,2" (Psgr - Panzersprenggr- anaten) и 1200 осколочно-фугасных снарядов "L/3,2" (Spgr - Sprenggranaten), а также 1800 основных полузарядов (Hauptkartus). Снарядов обоих типов весили по 45 кг. Вес зарядов равнялся 22,6 кг, включая 13.25 кг. пороха марки "RPC/06" (Rohrpulver).
Боевой запас 88-мм. артиллерии был рассчитан на 2400 выстрелов - по 150 на каждое орудие. Половину из них составляли унитарные осколочно-фугасные снаряды (Sprenggranaten-Patronen) "Spgr.K.Z.". вторую половину - унитарные осколочно-фугасные снаряды "Spgr.J.Z ". Вес снаряда с зарядом в гильзе равнялся 15,5 кг, из которых сам снаряд весил 10 кг, метательный заряд 2,325 кг.поооха "RPC/06".
Позиция |
Высота осей орудий | Борт | Сектора | обстрела | Борт | Сектора | обстрела | |||
Каземат | Nr. | 1 | 4,2 м. | ПБ | 120 | град. | 357 - 117 | ЛБ | 120 град. | 243 - 3 |
Каземат | Nr. | 2 | 4,2 м. | ПБ | 120 | град. | 6 - 126 | ЛБ | 120 град. | 234 - 354 |
Каземат | Nr. | 3 | 4,2 м. | ПБ | 120 | град. | 9 - 129 | ЛБ | 120 град. | 231 - 351 |
Каземат | Nr. | 4 | 4,2 м. | ПБ | 120 | град. | 48,5-168,5 | ЛБ | 120 град. | 191,5-311,5 |
Каземат | Nr. | 5 | 4,2 м. | ПБ | 120 | град. | 50 - 170 | ЛБ | 120 град. | 190 - 310 |
Каземат | Nr. | 6 | 4,2 м. | ПБ | 120 | град. | 62 - 182 | ЛБ | 120 град. | 178 - 298 |
Позиция | Высота осей орудий | Борт | Сектора | обстрела | Борт | Сектора | обстрела | ||||
Ниже бака Nr. | 1 | 6,00 | м./* | ПБ | 119 | град. | 357 - 117 | ЛБ | 120 | град. | 243 - 3 |
Ниже бака Nr. | 2 | 6,00 | и./* | ПБ | 120 | град. | 6 - 126 | ЛБ | 120 | град. | 234 - 354 |
Hoc.HaflCTp.Nr. | 3 | 8,50 | м. | ПБ | 120 | град. | 9 - 129 | ЛБ | 120 | град. | 231 - 351 |
Нос.надстр.Nr. | 4 | 8,50 | м. | ПБ | 120 | град. | 48,5-168,5 | ЛБ | 120 | град. | 191,5-311,5 |
Кор.надстр.Nr. | 3 | 8,50 | м. | ПБ | 120 | град. | 9 - 129 | ЛБ | 120 | град. | 231 - 351 |
Кор.надстр.Nr. | 4 | 8,50 | м. | ПБ | 120 | град. | 48,5-168,5 | ЛБ | 120 | град. | 191,5-311,5 |
Каюты Nr. | 5 | 5,10 | м./* | ПБ | 120 | град. | 50 - 170 | ЛБ | 120 | град. | 190 - 310 |
Каюты Nr. | 6 | 5,10 | м. /* | ПБ | 120 | град. | 62 - 182 | ЛБ | 120 | град. | 178 - 298 |
* - на "Nassau" высота над ватерлинией осей этих орудий одинакова и равняется 4,25 метра.
Зенитное вооружение первоначальным проектом не предусматривалось, но в ходе Первой мировой войны были установлены по две 88-мм. пушки. Одновременно снимались противоминные, 88-мм. орудия.
Помимо орудий главного и противоминного калибров на борту имелись также два десантных орудия, два ("Nassau" и "Rheinland") или четыре ("Pozen" и
"Westfalen") пулемета, а также личное стрелковое оружие.
Две 60-мм. десантные пушки "6-cm.SBtsKL/21" (Schnellfeuer Boots Капопе) с длиной ствола 21 калибр, были предназначены для использования в десантных партиях. Орудия устанавливались на колесных лафетах "BLL.C/00" (Boots und Landung Lafette). Их можно было использовать также и с катеров или баркасов. Орудие на лафете могло стрелять на дистанцию 4,3 км. при максимальном возвышении ствола 19,25 градуса, Боевой запас составлял 250 выстрелов на ствол.
8-мм. пулеметы "Masch.Gew." могли быть установлены на специальных тумбах на палубе или на корабельных плавсредствах. Дальность стрельбы пулемета составляла 2400 метров, скорострельность 250 выстрелов в минуту. Боекомплект на каждый ствол составлял 10.000 патронов. Поднос патронов производился вручную.
В оружейных комнатах корабля хранились также 355 винтовок образца "Mod/98" (42,6 тысяч патронов) и от 98 до 128 пистолетов "Mod/04" (24,5 тысячи патронов).
Торпедное вооружение новых линкоров состояло, как и у предшествующих типов кораблей, из шести 450- мм. торпедных аппаратов. Имелось шестнадцать торпед типа "G". Все торпедные отсеки размещались вне цитадели, ниже броневой палубы, непосредственно под помещениями приводов кормового и носового шпилей: по одному у ахтерштевня и форштевня (отсеки I и XVI) и четыре бортовых - два в корме (отсек III) и два в носу (отсек XIII).
У следующих линкоров типа "Ostfriesland" калибр торпед был увеличен до 500-мм. В отношении калибров торпед "Nassau" не был особенным. Большинство иностранных флотов тогда имело калибр 450-мм., только в Соединенных Штатах применялись 533-мм. торпеды. Число аппаратов варьировалось от двух до шести.
Торпедное вооружение линкоров всеми морскими державами рассматривалось как оружие для любого подходящего случая. Оно считалось удобным в ближнем бою или при внезапной угрозе боя. Однако, эти ожидания за всю Первую мировую войну так ни разу не исполнились. Тяжелые немецкие корабли за всю войну не добились ни одного попадания торпедой. Большие затраты оказались полностью бесполезными. Выразилось это как в излишней весовой нагрузкой, так и в занимаемом объеме помещений корпуса. Последнее было особенно ощутимо, так как торпедные отсеки, особенно бортовые, должны были отвечать условиям возможности разворота торпеды при перемене борта стрельбы, а это требовало очень много места. Поскольку большей частью торпедные отсеки располагались по концам цитадели и в сужающихся частях корпуса корабля, их защита от подводного попадания была очень несовершенной. Затопление этих отсеков постоянно означало серьезное нарушение плавучести корабля.
По сравнению с предшествующими кораблями бронирование было еще более усилено. Причем защита корабля была явно сильнее первого английского линкора нового типа. В схему бронирования первых немецких дредноутов входили:
- забронированная цитадель с броневой палубой выше ватерлинии и расположенным выше броневым казематом для орудий противоминного калибра:
- легкая бортовая броня в оконечностях с броневыми палубами ниже ватерлинии;
- бронированная верхняя палуба;
-защищенные толстой броней барбеты и орудийные башни, а также боевые рубки для управления кораблем в бою.
- противоминная переборка, входящая в конструктивную подводную защиту.
"Dreadnought" имел толщину броневого пояса по конструктивной ватерлинии 279 мм, выше 203 мм. Бронирование цитадели между броневым поясом и верхней палубой отсутствовало, поскольку там не имелось артиллерии среднего калибра.
На "Nassau" главный броневой пояс был расположен между 21-м и 86-м шпангоутами (отсеки IV - XII), прикрывая бортовые и концевые барбеты, боевые погреба и машинно-котельные отделения. По высоте главный пояс начинался у скоса броневой палубы (1,6 метра ниже ватерлинии) и доходил до уровня главной броневой палубы. Плиты главного пояса имели толщину 290 мм. и утоньшались в нижней кромке до 170 мм. Они были изготовлены из закаленной цементированной стали Круппа и укладывались на подкладку из тикового бруса, толщиной около 50 мм. Толщина обшивки под броней равнялась 10 мм. (Зачастую эти 10 мм. прибавляют к 290 мм. брони, получая, таким образом, 300 мм.). E.Strohbusch в своей статье в "Marine Rundschau", основываясь на архивных данных, указывает, что головной корабль "Nassau", в отличие от остальных, вообще имел только 270-мм. броневые плиты.
Выше главного пояса, на таком же протяжении, навешивались плиты верхнего пояса, по высоте доходившего до уровня батарейной палубы. Плиты изготовлялись тем же методом, имели толщину 170 мм. и навешивались также на тиковую подкладку. Верхняя кромка плит этого пояса находилась на высоте 2,97 метра от конструктивной ватерлинии.
Оконечности главного и верхнего поясов замыкались траверзными броневыми переборками. Эти переборки находились на 21-м (кормовая) и 86-м (носовая) шпангоутах. Они состояли из броневых плит толщиной 200 мм., изготовленных из цементированной стали.
Выше батарейной палубы размещалась батарея средней артиллерии, защищенная 160-мм.броней (орудийные амбразуры - 80 мм ). В носу и корме броня батареи заворачивалась к диаметрали и образовывала угол, острие которого упиралось в барбеты орудийных башен. Внутри батарея разделялся на отдельные казематы противоосколочными продольными и поперечными переборками толщиной (соответственно) 15 и 20 мм. Вертикальная броня батареи изготавливалась из закаленной цементированной стали, плиты амбразур - из никелевой броневой стали, а внутренние переборки - из мягкой судостроительной стали.
В районе цитадели на немецких кораблях обычно имелся коффердамовый пояс, заполненный пробковым материалом. Однако ко времени строительства "Nassau" выяснилась его почти полная бесполезность, и на новых линкорах обошлись без коффердамов.
Не остались открытыми и оконечности корабля. Их защита была необходима, так как обширное затопление оконечностей могло вызвать нежелательный дифферент. Это могло привести к тяжелым последствиям или даже создать угрозу для корабля. Плиты для защиты бортов корабля изготавливались из закаленной никелевой стали и укладывались на тиковую подкладку толщиной 50 мм.
В кормовой части бортовая броня начиналась от - 5-го шпангоута и продолжалась до начала цитадели. Над ватерлинией плиты находились на одинаковой высоте 2,1 метра, то есть не доходили до уровня батарейной палубы примерно на 0,9 метра. Это позволяло в междупалубном пространстве иллюминаторы. Ниже ватерлинии броневые плиты опускались на разную глубину - от 0,88 метра на -5-м шпангоуте до 1,24 метра на +4-м шпангоуте и 1,52 метра на +14-м шпангоуте. Далее плиты уравнивались с плитами главного пояса. Толщина плит по высоте была неодинаковой и равнялась 120/90 мм.
В носовой части бортовая броня начиналась от носового траверза и продолжалась до форштевня. От 86- го до 111-го шпангоутов плиты на 0.75 метра не доводились до штрека батарейной палубы - как и в корме для размещения иллюминаторов. От 111-го шпангоута верхняя кромка плит опиралась на штрек палубы. Ниже ватерлинии плиты шли на том же уровне, что и главный пояс, но в районе шпангоутов 104-105 (немного не доходя до клюзов) нижние кромки плит опускались гораздо ниже и в конечном итоге доходили до глубины примерно 2,8 метра.
Горизонтальное бронирование включало две броневые палубы - верхнюю и главную броневую. Обе они были двухслойные - нижний слой настилался 20-25 мм. листами из мягкой судостроительной стали, поверх которой укладывались броневые плиты из никелевой стали (с ограниченным содержанием никеля).
Верхняя палуба имела толщину 25 (судостроительная сталь) + 20 (никелевая сталь) мм.
В немецком флоте того времени главная броневая палуба имела буквальное значение, располагаясь на разных уровнях. Внутри цитадели корабля броневая палуба обычно находилась выше ватерлинии, но вне цитадели этот уровень палубы назывался уже промежуточной палубой. А сама броневая палуба опускалась ниже ватерлинии и, начинаясь от броневых траверзов, шла к оконечностям корабля, обычно постепенно еще более углубляясь особенно в носовой части. В иностранных флотах этот уровень палубы чаще всего называли верхней платформой (или карапасной палубой), так как внутри цитадели этот уровень мог прерываться над машинными или котельными отделениями.
Главная броневая палуба имела различную толщину. но на всем ее протяжении слой судостроительной стали равнялся 20 мм. В пределах цитадели слой никелевой стали (в плоской части палубы) состоял из 35- мм. плит, а на скосах от 35 до 60 мм. Вне цитадели броневая палуба опускалась ниже ватерлинии. В носовой части слой никелевой стали равнялся 35 мм., в кормовой части так же, но над отделениями рулевой машины и румпельным (от -1-го до 16-го шпангоутов) несколько утолщалась. От продольного огня с кормы помещение торпедного аппарата и рулевые машины прикрывались поперечной броневой переборкой, расположенной на -5-м шпангоуте. Толщина плит этой переборки равнялась 90-120 мм.
Батарейная палуба не бронировалась. Она настилалась листами из судостроительной стали толщиной 8-16 мм. Но в оконечностях корабля, в уступах корпуса где казематы поворачивали к барбетам, укладывались броневые плиты из никелевой стали толщиной 25- 35 мм.
Бронирование главной артиллерии включало подвижную и неподвижную защиту (в весовых нагрузках первая из них включалась в пункт "артиллерийское вооружение"). Толстые плиты изготавливались из закаленной цементированной брони Круппа. тонкие и круто гнутые плиты - из нецементированной брони. Лобовые плиты башен имели толщину 280 мм., бортовые плиты - 250 мм. Броня крыши состояла из 90- мм. плит, а палуба башен - из 50-мм. плит. Наиболее толстые плиты барбетов башен имели толщину 280 мм.
Носовая боевая рубка защищалась плитами из цементированной брони толщиной 400 мм. в верхнем ярусе и 250 мм. в нижнем. Кормовая рубка - 200-мм. Крыши рубок имели толщину соответственно 80 мм. (нецементированная броня) и 50-мм. (никелевая сталь с ограниченным содержанием никеля). Палуба рубок имела одинаковую толщину 50 мм., но если в носовой рубке она состояла из однослойной никелевой брони, то в кормовой - из двухслойной (25+25 мм.) мягкой судостроительной стали.
Быстрое развитие различного рода подводного оружия, появление эффективных торпед и мин, вынуждало немецких адмиралов обратить особое внимание на развитие подводной конструктивной защиты. Отсутствие серьезного боевого опыта в отношении этого рода защиты немцы попытались компенсировать проведением натуральных опытов. Для определения оптимальной конструкции подводной защиты был построен специальный отсек водоизмещением 1500 тонн. В течение девяти лет он использовался для экспериментов с подрывом боевых зарядов у борта. Результаты экспериментов были использованы и при создании проекта "Nassau". В конце концов, корабли типа "Nassau" получили достаточно хорошую внутреннюю противоминную защиту, гораздо более надежную, чем на кораблях других стран. Важным ее достоинством была сравнительно большая глубина, которую, по мнению немецких проектировщиков, приходилось даже ограничивать в определенных размерах, так как разрушение обшивки и затопление отсеков подводной защиты могло вызвать тем больший крен, чем больше была глубина защиты.
Уже упомянутые противоминные переборки прикрывали внутренние помещения корабля на всем протяжении цитадели (на "Dreadnought" противоминные переборки располагались только рядом с пороховыми погребами, сами англичане называли их ширмами или экранами). Но хотя это и было явным улучшением подводной защиты эффективность переборок из судостроительной стали толщиной 30 мм была очень низкой. Лишь на линкорах типа "Kaiser" поставили переборку из броневой стали толщиной 40 мм.
В процессе постройки на кораблях были предусмотрены противоторпедные сети. Попытки их установки предпринимались в немецком флоте и раньше, но от них отказывались. Повторное введение сетей было безрассудным мероприятием, которые время от времени случались в немецком флоте. С другой стороны, при хорошей внутренней подводной защите от торпедного попадания посредством противоминной переборки сети были не только излишни, но и вредны. Их можно было использовать только при стоянке корабля на якоре. Якорные стоянки немецкого флота, например рейд Шиллинг, были хорошо защищены от миноносных атак. На ходу сети нельзя было использовать, потому что они создавали попутный поток и кроме того увеличивали сопротивление движению корабля. Сети были тяжелые и нуждались в постоянном уходе. Самым опасным было то, что сети в бою могли быть разорваны попаданием снаряда и грозили намотаться на винты. что однажды и произошло с линейным крейсером "Derfflinger" в бою у Скаггерака. Тотчас же после этого случая, к облегчению команды, сети с бортов сняли.
(Продолжение следует)