- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки
В двадцатые годы стратегическое положение Германии оставалось в основном тем же, что и в 1914 году. Главное отличие состояло в потере всех колоний. Территориальные потери в метрополии были либо временными, либо не имели стратегического значения. Что касается действий на море, в начале 30-х годов основными противниками считались Франция и Польша. Таким образом, стратегические горизонты Морского штаба в этот период ограничивались Северным и Балтийскими морями, хотя рассматривались и крейсерские операции в океанах и подводная война. Поэтому требования к проекту эсминца устанавливали дальность плавания не менее тысячи морских миль и сравнительно небольшие размеры.
Понимая, что не сможет обогнать Францию по числу боевых кораблей (а Британию тем более), Германия решила строить сбалансированный флот с большим отношением числа эсминцев к числу линкоров, который, по мнению адмирала Редера (Roeder), был бы универсальным (all-round force), а непредназначенным для боя с определенным флотом противника. При выборе необходимого числа кораблей германский штаб определенно брал в расчет равновесие флотов Франции и Италии.
В 1920-е годы основным фактором, определяющим стратегические планы германского флота, были финансы.
На тактическом уровне германский штаб предполагал использовать эсминцы как обычно - в завесе главных сил, для чего требовалась высокая скорость, соизмеримая со скоростью линкоров типа "Scharnhorst". Скорость также требовалась для быстрых постановок активных минных заграждений, что считалось важной частью боевых действий в мелких водах южной части Северного моря и особенно на Балтике. Не менее важна была скорость и в условиях наличия у немцев меньшего числа эсминцев, чем у противника. Что касается вооружения, артиллерийский отдел требовал установки орудий, равных по числу и мощи орудиям французских эсминцев, при хорошем торпедном вооружении, что вместе с высокой скоростью давало грозную комбинацию. Но эти эсминцы не могли действовать в суровых условиях Атлантики, так как при определении требуемой мореходности рассматривались в основном условия Балтики.
Проект любого боевого корабля является компромиссом между размерами, стоимостью, числом кораблей, скоростью, защитой, вооружением, дальностью плавания и остойчивостью. Ни один проект любой нации не достигал идеала; наилучшим решением является то, которое отвечает большинству требований при минимуме упущений. То, что германские кораблестроители ошиблись во многих аспектах проектов своих эсминцев, может быть связано с тем, что в период 1918-1933 годов не разрабатывалось ни одного подобного проекта и не проводилось соответствующих морских испытаний. А когда корабли были заложены, немцам пришлось быстро догонять современную практику, пытаясь компенсировать недостаточное число кораблей техническим превосходством. Они стали пионерами в новой технике, но их проекты, хорошие на бумаге, обладали рядом недостатков. Немецкие эсминцы на бумаге имели высокую скорость, мощное вооружение и хорошую дальность плавания, но на практике вес вооружения вызвал проблемы остойчивости и прочности корпуса, что заставило брать минимум топлива и сильно уменьшало радиус действия.
До 1935 года Германия не имела права строить эсминцы большие, чем миноносцы проектов "Т/23" и "Т/24", а после подписания Англо-Германского соглашения в 1935 году тоннаж германских эсминцев был ограничен 52.000 тонн. К тому же, в эту категорию были отнесены легкие крейсера. После этого договора Германия была вынуждена строить эсминцы такого же размера, что и остальные страны, то есть не более 1850 тонн, вооруженные орудиями не более 130-мм. калибра. Это были условия Лондонского договора 1930 года, которые также гласили, что на эсминцы водоизмещением 1850 тонн (лидеры) должно было приходиться не более 16 % от общего тоннажа, а остальные эсминцы не должны были превышать 1500 тонн.
(Для удобства чтения здесь и далее проекты эсминцев и миноносцев обозначаются через дробь (напр. "Z/34" или "Т/23"). Конкретные корабли обозначаются через точку (напр. "Z.34"). Следует отметить, что в немецком флоте того времени проекты эсминцев и миноносцев обозначались двумя цифрами года (напр. "34" или "23"))
Планы германского морского командования включали не только безопасность европейского побережья, но и простирались далеко на юг - до Перинеев, чтобы достичь Атлантических портов Франции, и аналогично на север - вдоль Норвежского побережья до Норд-Капа. Поэтому состав будущих легких сил германского флота определялся в соответствии с этой концепцией. В ноябре 1932 года было решено установить состав миноносных сил из 6 полуфлотилий эсминцев и миноносцев, а в феврале 1933 года началось проектирование резервных эсминцев (разрешенных по условиям Версальского договора), закладка которых была намечена на 1934 год.
На первоначальных стадиях планирования предполагалось, что еще до завершения постройки новых кораблей могут появиться новые морские договоры. Иначе говоря, предполагалось, что существующие соглашения могут быть пересмотрены или расторгнуты, что и произошло вскоре на самом деле. Поэтому было необходимо поднять водоизмещение этих кораблей до уровня, на котором могут остановиться при подписании этих договоров. Сначала выбрали водоизмещение 1500 тонн. Другие требования были таковы:
- максимальная прочность корпуса;
- хорошая мореходность;
- высокая продолжительная скорость в море;
- высокая дальность плавания;
- приоритет артиллерийского вооружения над торпедным.
Эти корабли должны были не только противостоять французским и польским эсминцам 1378... 1540-тонного типа, но также быть заменой отсутствующим легким крейсерам. Первый эскизный проект, подготовленный Конструкторским бюро (Construction Office), имел всего 1100 тонн, но был отвергнут Редером на том основании, что был слишком похож на проект "Т/24", хотя и с превышением 800- тонного лимита. Следующие проекты:
- 1100 тонн, 35 узлов (модифицированный)
- 1500 тонн, 38 узлов;
Оба имели радиус действия 2200 миль на скорости 19 узлов. Вскоре мнение склонилось в пользу 1500-тонного эсминца с четырьмя 127-мм. орудиями и двумя 3-трубными торпедными аппаратами, но с радиусом действия 3000 миль 17...19-узловым ходом.
Адмирал Редер 9 марта 1933 года решил продолжить работы по 1500-тонному проекту - то есть, за 2,5 года до реального отказа Германии от соблюдения условий Версальского договора. Через семь недель Редер приказал увеличить водоизмещение до 1850 тонн с добавлением пятого 127-мм.орудия и установкой двух 4-трубных торпедных аппаратов вместо двух 3-трубных. Постройка четырех первых "резервных" эсминцев была утверждена 1 апреля 1934 года, первый корабль должен быть готов через два года, а остальные в каждый следующий месяц. Из политических соображений об их постройке публично объявлено не было. Энергетическая установка новых эсминцев включала турбины, работающие на высоком давлении пара. На совещании между проектным отделом (Design Section = K.I.e) и отделом кораблестроения (Development Office = А. IV) летом 1934 года было решено вес, сэкономленный от установки современных механизмов высокого давления, пустить на увеличение дальности плавания (5400 миль на 18 узлов ) и скорости свыше 36 узлов.
К началу 1934 года число предполагаемых эсминцев было увеличено до 48, из которых только шесть были по 1850 тонн. Проекты для кораблей меньшего водоизмещения долго обсуждались, окончательное решение привело к созданию миноносцев проекта 1935 года (Тип "Т/35"). Окончательно в марте 1935 года Редер решил, что "большие эсминцы останутся проекта "Z/34", так как этот тип отвечает всем требованиям, предъявляемым к кораблям этого класса. Весь отведенный на эсминцы тоннаж следует отдать под корабли проекта "Z/34". Когда уже шла постройка этих эсминцев, были подняты вопросы относительно слабостей проекта. Некоторые специалисты требовали увеличения дальности плавания, а что касается корпуса, критиковались его обводы и носовой набор, особенно отсутствие возвышения палубы к форштевню. После некоторой дискуссии решили изменить форму носа на пятом и последующих кораблях, чтобы улучшить мореходность. Аналогичная критика высказывалась и позже в отношении проекта "Z/36.A".
Эсминцы типа "Z/34" имели мощное вооружение, но, за исключением энергетической установки, в их проекте не было особенных новшеств. Первые четыре корабля были обозначены "Z/34", следующие двенадцать "Z/34.A", а все шестнадцать кораблей за границей были известны как тип "Leberecht Maas". Следующие шесть "Z/36" - как тип "Dieter von Roeder".
Первые четыре корабля, заказанные в апреле 1934 года заводу "Deutschewerke" в Киле, были построены в сухом доке. Остальные строились концерном "Deschimag" в Бремене ("Jacobi", "Riedel", "Schoemann" и "Heinemann"), верфью "Germaniawerft" в Киле ("Zenker", "Lody", "von Arnim", "Giese", "Koellner") и заводом "Blohm und Voss" в Гамбурге ("Ihn", "Steinbrinck", "Eckholdt"). Все последующие эсминцы, кроме "Z.37" - "Z.39", были построены концерном "Deschimag".
Во второй половине 30-х годов началось массовое строительство кораблей, и все верфи были загружены. "Germaniawerft A.G." строила, кроме эсминцев, крейсер "Prinz Eugen", второй авианосец, эскортные корабли "F.1" - "F.6" и 25 подводных лодок ("U.7" - "11.12"; "U.17" - "U.24"; "U.33" - "U.36"; "U.45" - "U.55"). Верфь "Deshimag" была занята проектированием и подготовкой к постройке линкора "J", крейсера "Seydlitz" и 16 ПЛ ("U.25" - "U.32" и "U.37 - U.44"). Верфь "Deutschewerke" строила надводные корабли "Graf Zeppelin", "Gneisenau", "Blucher" и 10 ПЛ ("U.1" - "U.6" и "U.13" - "U.16"). Фирма "Blohm und Voss" строила линкоры "Bismarck" и "Н", крейсер "Hipper", эскортные корабли "F.7" - "F.8". Из-за этого постройка некоторых эсминцев проектов "Z/34" и "Z/34.A", особенно заказанных "Germaniawerft", сильно затянулась. Так, первые восемь были построены за 24..29 месяцев, на "Blohm und Voss" - за 33..36 месяцев, а на "Germaniawerft" - за 40..46 месяцев. Немаловажными причинами задержки были также нехватка материалов и поздняя поставка на верфи механизмов для кораблей. Следует также заметить, что офицеры некоторых подводных лодок постройки завода "Germania" были недовольны качеством их постройки, поэтому возможно, что задержка с постройкой эсминцев была вызвана техническими трудностями и недостатком рабочей силы на этой верфи. Это может быть, так как первый эсминец она укомплектовала в январе 1937 года, а последний, "Erich Koellner", вошел в строй всего за шесть дней до начала войны. Недостаточная мощность верфей была одной из причин, из-за которых не удалось реализовать грандиозный план "Z".
Эсминцы проекта "Z/34" ("Z.1" - "Z.4") имели стандартное водоизмещение 2232 тонны, полное водоизмещение 3150 тонн. Длина между перпендикулярами равнялась 114 м. Четыре первых корабля из следующей группы "Z/34.A" ("Z.5" - "Z.8") были несколько меньше - водоизмещение стандартное 2171 тонна при той же длине. Следующие "Z.9" - "Z.13" имели водоизмещение стандартное 2270 тонн, а "Z.14" - "Z.16" - 2239 тонн. Их длина оказалась больше (116 т.), в основном из-за изменения формы носа. "Z.1" - "Z.4" были достроены с прямым форштевнем и скругленным местом перехода на срезе полубака, но последующие имели подъем полубака к носу без скругленного профиля на шир-стреке; все корабли имели наклонную транцевую корму.
Эсминцы "Z/34" и "Z/34.A" по классическим канонам оказались сравнительно тяжелыми кораблями, имея большую носовую надстройку (все надстройки изготовлялись из легких сплавов), массивную носовую дымовую трубу с характерным козырьком. Кормовая труба была меньше, но с аналогичным козырьком, и она была в комплексе с кормовой надстройкой. Характерной особенностью были также большие воздухозаборники вентиляторов котельного отделения у основания обеих труб. Орудия N.1 и N.2 располагались на полубаке и шельтер-деке, причем орудие N.2 было выше всех остальных, имея сектора обстрела по 145 градусов от диаметрали на оба борта. Сразу за орудием N.2 шел мостик. Первые пять эсминцев имели скругленный спереди верхний мостик, но во время ремонта в 1938 году его заменили плоским. Такой же он оставался и на всех последующих кораблях этого типа. Из чертежей ,!Z.14" - "Z.16" видно, что эти эсминцы также должны были получить скругленные мостики, но от этого отказались, так как прямая форма мостика давала более просторную рулевую рубку и лучшие условия для размещения устройств управления. В носовой надстройке размещались рулевая рубка, радиорубка, шифропост, походная каюта для отдыха, большая штурманская рубка и перегрузочное отделение подачи боезапаса. Вместо штурвального колеса для рулевого управления имелся горизонтальный рычаг, расположенный поперек корабля. Управление рулем было электрическим - путем опускания того или иного конца рычага (левый конец вниз - лево руль и т.д.). Машинный телеграф и индикатор числа оборотов были объединены вместе, что облегчало управление машинами. В лобовой части рулевой рубки имелось пять больших квадратных окон, некоторые из которых имели круглые экраны (clear-view screens), а над окнами располагались броневые ставни, которые в бою опускались.
В передней части верхнего мостика стоял нактоуз директора. По сравнению с большинством современных эсминцев других флотов директор был самым незаметным и состоял просто из стабилизированного бинокулярного прицела, установленного на цоколе площадью около одного кв. метра, не имея никакой защиты или прикрытия от непогоды. В бою его обслуживали три человека: справа находился наводчик вертикали, слева - горизонтальный наводчик, а сзади - офицер управления артиллерийским огнем. Команду на огонь подавал вертикальный наводчик, у которого возле рта был прикреплен микрофон, чтобы обе руки были свободны для удержания цели на линии прицела. Было также еще дополнительное устройство команды на огонь (ревун) - в виде рычага на штурвале вертикальной наводки. Сразу за директором в корму стоял оптический стереоскопический 4- метровый дальномер на открытой стальной тумбе. Он был стабилизирован от качки только по линии прицела и обслуживался тремя людьми (вертикальный и горизонтальный наводчики и дальномерщик). На крыльях мостика стояли прицелы-директоры управления торпедной стрельбой и прожекторы.
На кормовой надстройке находились второй 4-метровый дальномер, главный прожектор, спаренные установки 37-мм. зенитных автоматов и второй пост управления рулем. Для уменьшения веса в конструкциях надстроек широко применялись легкие сплавы. По бокам от первой трубы на палубе -полубака размещались два моторных катера, которые спускались и поднимались тяжелыми кранами, установленными напротив кормовой кромки сигнальной палубы. Гребной катер висел на радиальных шлюпбалках с правого борта у средней надстройки, из-за чего площадка со спаркой 37-мм. автоматов правого борта была сдвинута немного в нос относительно площадки левого борта. Наконец, небольшая шлюпка- "двойка" хранилась слева от этой надстройки. Во время войны на этих эсминцах, где позволяло место, размещались многочисленные типичные немецкие спасательные плотики квадратной формы, а также несколько плотов Карлея (Carley). Обычно они крепились сверху и с боков щитов 127-мм. орудий, на стойках под крыльями мостика и на стойках платформы кормового дальномера, а также на торпедных аппаратах.
Четырехтрубные торпедные аппараты стояли на возвышенных кожухах машинного отделения спереди и сзади средней надстройки и могли управляться дистанционно, с помощью локального привода или вручную. Углы обстрела были ограничены до 30-150 градусов на каждый борт для скоростей до 28 узлов и до 45-135 градусов для более высоких скоростей хода (из-за силы удара торпеды при входе в воду). 127-мм.орудие N.3 стояло в носовой части кормового шельтер-дека и имело отчасти ограниченные углы обстрела (30-150 градусов на оба борта), а орудия N.4 и N.5 (последнее под N.4 на палубе) имели углы обстрела до 60 градусов за траверз в нос (то есть 300 градусов). Между стоящими на шельтер-деке орудиями N.3 и N.4 размещалась небольшая надстройка (в ней камбуз и буфет), на которой находилась платформа с двумя одноствольными 20-мм. автоматами. Обычно носовой и кормовой шельтер-деки имели парусиновые обвесы, прикрепленные к леерам, что издали выглядело как легкая стальная обшивка. На квартер-деке, за орудием N.5 имелся большой брашпиль, а прямо на транце кормы - две решетчатых кран-балки.
Эсминцы имели сварной корпус из стандартной немецкой судостроительной стали "N.52", содержащей 0,2 % углерода. Предельное напряжение (ultimate tensile stress (UTS)' равнялось 52-61 кг/кв.мм., что в английской системе означало 33-39 т/кв.дюйм (Корпуса британских эсминцев собирались из хорошо известной стали "D" (37-42 т/кв.дюйм). Корпус "Зетов" имел поперечный набор (Transverse framed) со шпацией на большей части длины 1,5 м., в носовой же части 1 м., а в форпике и в корму от орудия N.5 - только 0,5 м. С каждого борта полубака шло шесть продольных связей, а на главной палубе они шли с промежутком 0,4 м. По тому, что все соединения конструкций набора и листов обшивки делались сварными можно судить насколько широко сварка применялась немецкими кораблестроителями. Все палубы настилались стальными листами, а в открытых местах на них были наварены дополнительные листы для укрепления корпуса. Противоскользящая мастика не использовалась. В целом принятое решение не было удачным полностью, особенно для бурных северных вод.
Сам корпус был разделен на 15 водонепроницаемых отсеков (N.I-XV, их нумерация начиналась от кормы в нос, как для шпангоутов). Самые большие и важные отсеки - два машинных (МО) и три котельных (КО) отделения (IV-X отсеки, включая отделения вспомогательных механизмов силовой установки). В каждом КО стояли по два котла высокого давления, дымоходы двух передних КО были сведены в носовую трубу. Кормовое КО было меньшего размера и отделялось от носовых промежуточным отсеком VIII, в котором размещались пост стабилизации, отделение дизель-генераторов и отделение трансформаторов. Дымоход этого КО выводился в заднюю трубу. Несмотря на две дымовые трубы, энергетическая установка на этих кораблях не была эшелонированой, но наличие двух отдельных МО, а также промежуточные отсеки между МО и кормовыми КО уменьшало риск потери хода в результате одного попадания.
Два турбинных отделения, каждое содержащее отделение турбо-генераторов были отделены друг от друга небольшим водонепроницаемым отсеком V, в котором находился погреб боезапаса N.6, вспомогательные механизмы, гиро-управляющий пост стабилизации качки, а также цистерны стабилизации качки, заполненные жидким топливом. Правая турбина находилась в носовом МО, отчего правый гребной вал оказался длиннее левого. Всего на машинно-котельные отделения корабля приходилось около 48 % длины корабля, и на этом участке корпус имел двойное дно. Высота междудонного пространства в районе киля 1,1 м. В отсеках двойного дна находились цистерны с топливом, смазочным маслом и бракетные отделения с, запасом котельной воды. Остальной запас топлива хранился в бортовых цистернах между наружной обшивкой и переборками МКО. Общий запас жидкого топлива составлял 752 тонны, обеспечивающих дальность плавания 4400 миль на скорости 19 узлов. Однако, опыт эксплуатации в море вскоре показал необходимость сохранения на корабле не менее 30 % запасов топлива (иначе могли возникнуть проблемы с остойчивостью), что значительно снижало полезный радиус действия. Недостаточная дальность была одной из причин отвода всех эсминцев типов "Z/34" и "Z/34.A" с севера к концу 1943 года. Сохранение части топлива в бортовых цистернах МКО было общим признаком для германских эсминцев.
Интересной особенностью конструкции был "staukeil" - клиновидная конструкция под днищем корпуса кормы, сразу за пером руля и винтами, который образовывал обратный изгиб линии киля вниз, очевидно для того, чтобы отклонять струю воды от винтов вниз, вызывая реактивную силу на корму вверх. Так что на высоких скоростях корма корабля не сильно оседала.
Однако, на практике оказалось, что на любом волнении это поднятие кормы приводило к погружению носа в воду, из-за чего брызги достигали мостика, затрудняя работу у орудия N.1 и делая опасным перемещение людей по верхней палубе. Этот эффект усугублялся перегрузкой носовой оконечности (орудия и мостик) и отсутствием подъема палубы к форштевню. Другим и более серьезным
недостатком этой идеи были продолжительные изгибающие напряжения в корпусе при плавании даже на тихой воде, поскольку в носовой части при погружении ее в воду возникала значительная подъемная сила. Вскоре сочли необходимым наварить дополнительные плиты в средней части корпуса для увеличения его жесткости, но трещины в корпусе продолжали появляться, и "staukeil" был сначала уменьшен в размерах, а потом убран вовсе.
Первоначально на эсминцах были установлены активные стабилизаторы качки с гиро-управлением, но вскоре их убрали и установили скуловые кили. Похожая ситуация возникла и с британскими эскортными эсминцами типа "Hunt", на многих их которых некоторое время стояли активные успокоители качки.
Экипаж состоял из 10 офицеров и 315 нижних чинов, лидер флотилии имел на 4 офицера и 19 прочих больше. Основная часть экипажа размещалась в носу на верхней палубе и твиндеке (2-хярусные койки), а остальные - в корме, на обеденной палубе, под орудием N.5. Большинство спальных полок располагались поперек корабля. Все жилые помещения имели электрорадиаторы для обогрева, а не паровое отопление.
По проекту эти эсминцы несли высокую однодеревную фок-мачту с двумя реями и "вороньим гнездом" над ними, а на уровне козырька передней трубы имелась большая платформа для носового прожектора, окруженная парусиновым обвесом. Короткая грот- мачта неожиданно была установлена на экране от дульных газов на носовой оконечности кормового шельтер-дека, сразу перед орудием N.3, где ванты мачты должны были ограничивать углы его обстрела. Между мачтами была натянута радиоантенна.
Первоначально по внешнему виду корабли проектов "Z/34" и "Z/34.A" почти не отличались, но после достройки у них были небольшие различия, например, в расположении паровых трубок на дымовых трубах - тонкие и толстые в различных комбинациях. Корабли, построенные заводом "Germaniawerft", имели среднее окно мостика чуть выше остальных четырех. Четыре корабля постройки "Deschimag" имели другую форму обшивки на срезе полубака. На этих кораблях в этом месте обшивка фальшборта вместо пологого перехода от полубака в главную палубу имела меньший радиус закругления, а затем вертикально шла вниз. Эта особенность была отчасти скрыта, когда во время войны вдоль бортов провели размагничивающие обмотки.
С началом войны внешний вид этих эсминцев почти не изменился, даже камуфляж появился только в 1940 году после Норвежской кампании; все эсминцы, погибшие в Нарвике, в основном сохранили первоначальный внешний вид, хотя "Riedel" в Тронхейме имел трехцветный камуфляж, который ни на одном эсминце, как известно, больше не применялся. Когда маскировка получила широкое распространение на немецких эсминцах применялся камуфляж образца "blocky" и "barred" - зачастую с окраской оконечностей в темный цвет, чтобы создать эффект более короткого корабля. Обычно использовались двухцветные схемы (темно-серый и светло-серый), также не менее часто - фальшивый нос и кормовые буруны белого цвета. В немецком флоте проводились широкие исследования лучших методов камуфляжа, но личный состав кораблей не считал камуфляж эффективным средством. Например, в июле 1943 года капитан 1-го ранга Макс-Экхарт Вольф (Kapitan zur Zee Мах- Eckhart Wolff) говорил, что для эсминца лучше всего чисто светло-серая окраска, так как присутствие темных пятен более явно подчеркивает размер корабля. К 1944 году большинство (если не все) германских эсминцев не имели камуфляжа.
Главным недостатком проекта "Z/34" и последующих типов эсминцев была энергетическая установка. Эти эсминцы имели два турбо-агрегата мощностью 70.000 лс, два вала, шесть котлов высокого давления в трех отсеках. Предшествующие миноносцы типов "Raubtier" и "Raubvogel" имели котлы с рабочим давлением пара 18,5 ат., в то время как британские современные эсминцы - 21 ат. Первые германские эсминцы имели рабочее давление 70 ат., эсминцы последующих типов 110 ат. (для сравнения можно отметить, что французские эсминцы имели рабочее давление пара 27 ат., а американские - 46 ат.).
В конце 20-х годов фирма "Blohm und Voss" купила в Англии патент на производство котлов с высоким давлением пара типа Benson. Один из таких котлов был установлен на грузовом судне "Ukermark", построенном для линии HAPAG. Лицензии на производство котлов высокого давления приобрели и другие верфи. Например, "Deutschewerke" стала выпускать котлы системы "La Mont". Использовались также котлы системы "Wagner", тогда как от котлов системы "Velox" после недолгих испытаний отказались. Германский флот был заинтересован в уменьшении размеров котлов, чему соответствовали котлы высокого давления, но сам флот сначала не стал заниматься их проектами, а отдал это дело частным фирмам, ограничившись только выбором схем расположения паровых трубок и котлов, которые поставляли конкурирующие фирмы. Ни флот, ни кораблестроители не провели сколько-нибудь стоящего исследования работы этих котлов, полагаясь в основном на работы университетских профессоров для улучшения проектов, хотя условия для проведения полномасштабных испытаний на верфях были.
Летом 1934 года программа береговых испытаний котлов с высоким давлением пара была свернута, а вместо этого испытания были проведены на борту эскортного корабля - яхты "Grille", укомплектованного 10 мая 1935 года (четыре котла "Benson" с рабочим давлением 80 ат.). Далее, котлы системы "La Mont" с давлением 70 ат. были установлены на сторожевиках "F.1" - "F.6" и "F.9 - F.10", а на "F.7" - "F.8" установили котлы "Benson" с давлением 110 ат. Эти корабли использовались не только для испытаний котлов, но и корпуса, обводы которого в подводной части были такими же как и у новых эсминцев. Первым же кораблем, вышедшим в море с котлами систем "Wagner", был учебный корабль "Brummer" в 1934 году.
К сожалению, все эти корабли с новыми котлами были достроены слишком поздно, чтобы успеть провести полномасштабные испытания до достройки новых эсминцев. Фактически, некоторые эсминцев уже были спущены, так что замена новых котлов была слишком сложным делом. Отказ от постройки экспериментального эсминца для проверки новой системы котлов и установления необходимых характеристик для службы был еще большей ошибкой. На эсминцах устанавливались котлы систем "Wagner" и Benson, но в конце концов все последующие эсминцы проектировались под котлы "Wagner", которые имели меньше недостатков, чем другие. Эсминцы "Z. 1" - "Z.8" имели котлы "Wagner", a "Z.9" - "Z.16" - котлы "Benson".
Котел системы "Wagner" с давлением пара 70 ат. и температурой 460 градусов по Фарренгейту имел следующие особенности: предварительный подогрев воздуха (но без экономайзера), естественная циркуляция воды. Первое время имели место значительные трудности с котельными трубками, так как замена их была довольно сложным делом из-за изгиба. Длина трубок равнялась почти половине размера котла. Изготовление опорных трубок из сплава "Sicromal 10" помогло мало - они крошились. Во избежание этого пришлось применять опоры трубок с водяным охлаждением. Супер-подогреватели U-образного типа, устанавливался с каждой стороны котла в середине главного набора трубок. Он позволял помимо подогрева воды удалять из нее кислород и другие раставоренные газы, однако невозможность полного дренажа суперподогревателя приводила в конце концов к сильной коррозии.
Котел "Benson" был спроектирован на рабочее давление 110 ат. и температуру 510 градусов по Фарренгейту. Как оказалось, этот котел требовал значительных доработок прежде чем его можно было использовать на кораблях. Предусматривался предварительный подогрев воздуха и экономайзеры системы "Benson". Вертикальный паровой коллектор- сепаратор для стабилизации испарения, которое приводило к сильному образованию накипи. Для циркуляции воды в этом коллекторе он был включен во второй контур главного питательного насоса, но это привело к значительным трудностям, так что потом установили отдельный питательный насос. В этих котлах наблюдались коррозия супер-подогревателей и течи в трубках из-за плохой циркуляции в гнездах трубок. Для равномерной циркуляции в параллельных гнездах были установлены специальные сопла, но они были склонны к засорению, что еще больше ухудшало дело.
Котлы имели автоматический контроль за сгоранием топлива - сложную систему, с которой персонал справлялся с трудом. Оказалось, что если не поддерживать большой расход воздуха, при увеличении скорости неизбежно было усиление дыма из труб, а в случае выхода из строя автоматической системы управлять котлами при маневрировании было очень сложно.
Питательная вода для котлов была очищена, но солевые отложения в районе супер-подогревателей были проблемой, особенно в системе "Benson", где очистку труб можно было провести только химическим способом. Имелись цистерны для деаэрации котельной воды, но они работали при атмосферном давлении. Главным местом коррозии были соединения верхушки парового коллектора и главной трубы, проходящей параллельно и над ним.
Окончательный анализ с очевидностью показал, что теоретические преимущества котлов высокого давления на практике реализовать не удалось. Невозможно было предсказать, когда тяжелый крейсер или эсминец может вдруг оказаться неоперационноспособным. Если бы такие котлы прошли серию морских испытаний на борту экспериментального эсминца, то положение вещей могло быть другим.
Надеялись, что котлы ВД будут иметь высокий КПД, но оказалось, что у котлов "Benson'a" он равнялся 77 %, а у котлов "Wagner'a" - 78 %, тогда как британский трех-коллекторный адмиралтейский котел имел 76 %, а современные американские - около 80 %.
С точки зрения контроля повреждений, желание уменьшить размеры и вес котлов также не было полностью реализовано. Германские эсминцы проекта "Z/34" и британские типа "G" имели по три котельных отделения почти одинаковых размеров с той лишь разницей, что у немцев в каждом отделении стояли два котла, а у англичан - один. КО на немецких эсминцах поэтому были тесными, что неоднократно отмечалось после войны инспектирующими офицерами английского и американского военных флотов. Наличие шести котлов уменьшало потерю мощности в случае выхода из строя одного из них, но отсутствие продольных переборок в котельных отсеках означало, что при попадании в одно из КО корабль терял 1/3 мощности, как и британский ЭМ типа "G". Котельная установка германских эсминце была "ахиллесовой пятой" и значительно ограничивала их активность в годы войны. В этом отношении показателен список выходов из строя эсминца "Steinbrinck" (вступил в строй 31 мая 1938 года).
ПРИЧИНА | ПЕРИОД | СУТОК | |
Вода в жидком топливе | 12.12.1939 - | 18.12.1939 | 5 |
Поврежден при столкновении | 23.12.1939 - | 01.01.1940 | 8 |
Ремонт ("Blohm und Voss") | 23.01.1940 - | 05.05.1940 | 96 |
Испытания, тренировки и т.д. | 06.05.1940 - | 26.05.1940 | 20 |
Поломка механизмов | 08.06.1940 - | 10.06.1940 | 2 |
Починка ("Blohm und Voss") | 23.06.1940 - | 23.08.1940 | 52 |
Испытания и доводка | 14.08.1940 - | 29.08.1940 | 14 |
Повреждение турбины | 05.09.1940 - | 17.09.1940 | 12 |
Кап. ремонт ("Blohm und Voss") испытания, поломки | 26.10.1940 - | 29.03.1941 | 150 |
Поломка механизмов | с 25.05.1941 | ок.10 | |
Столкновение и ремонт ("Blohm und Voss") | 25.08.1941 - | 22.03.1942 | |
Тренировки и ходовые испытания | 23.03.1942 - | 12.05.1942 | |
Повреждение механизмов (установка новой турбины) | 12.05.1942 - | 05.08.1942 | |
Посадка на мель | 03.09.1942 | 90 | |
Починка ("Deschimag", Бремен) | 27.09.1942 - | янв. 1943 | |
Доводка | 06.01.1943 - | 10.01.1943 | 10 |
Дальнейшие повреждения в ЭУ | 10.01.1943 | ||
Ремонт гребных валов | 30.01.1943 | ||
Протаранил "Hans Lody" | 21.11.1943 | ||
Протаранен пароходом | 26.11.1943 | 50 | |
Починка | 02.12.1943 - | 17.01.1944 | |
Ремонт ("Blohm und Voss") | 27.04.1944 - | апр. 1945 | 360 |
Поставлен на прикол (нехватка топлива) | апр. 1945 - | май 1945 | 150 |
Тяжелые условия военной службы с длительным пребыванием под парами, частыми переходами на высокой скорости и менее тщательный уход уменьшали срок службы кораблей всех флотов, поэтому после окончания воины многие корабли сразу шли на слом. Не удивительно, что новые и не испытанные котельные установки германских эсминцев часто выходили из строя.
Главные турбины для первых шестнадцати эсминцев поставили фирмы "Deschimag" ("Z.1" - "Z.8") и "Blohm und Voss" ("Z.9" - "Z.16"). Первые четыре эсминца имели отдельную турбину крейсерского хода, которая работала на шестерню турбины ВД через зубчатую передачу и гидравлическое сцепление фирмы "Vulcan". Однако, береговые испытания турбогенераторов головного корабля, когда пар вырабатывался котлом ВД морского типа, показали, что трение в гидросцеплении, даже рассоединенном, очень велико. Были обнаружены и другие недостатки. В результате, по приказу морского командования, крейсерские турбины были сняты, и турбозубчатые агрегаты установили на "Z. 1" - "Z.4" без них. По этой же причине следующие эсминцы "Z.5" - "Z.8" тоже не имели крейсерских турбин.
В целом турбозубчатые агрегаты (ТЗА) оказались массивными, отчасти из-за устройства роторов турбин ВД, СД и НД в отдельных корпусах. Из-за этого на ТВД и ТСД пришлось ставить паразитные шестерни, чем обеспечивалось достаточное место для громоздкой, расположенной в середине ТНД, совмещенной с компрессором. Турбина заднего хода имела на кормовом конце ротора ТНД единственный ротор, колесо которого имело два ряда лопаток (система Кертиса). Гарантированная мощность заднего хода была 7500 лс на каждый вал, максимальна проектная - 9500 лс. Все зубчатые редукторы были одноступенчатые, типа double-helical.
Корабли с турбинными агрегатами фирмы "Blohm und Voss" имели совершенно другое расположение корпусов турбин. ТВД переднего хода стояла на одной оси с ТНД и передавала вращение на главное зубчатое колесо без паразитной шестерни. Аналогично, с другой стороны главного зубчатого колеса располагался ротор ТСД, коаксильный со второй ТНД. ТВД заднего хода располагалась сверху, передавая вращение на главное зубчатое колесо через отдельную шестерню. Турбины крейсерского хода не было, отчего работа установки в режиме небольших мощностей была неэффективна. К тому же из-за этого возникало больше проблем с лопатками.
Электроэнергию вырабатывали два главных турбогенератора по 200 кВт (напряжением 220 В.) - по одному в каждом МО. Во время стоянки в базе с холодными котлами работали три дизель-генератора, установленные в отдельном отсеке (два по 60 кВт и один в 30 кВт; на "Z.9" - "Z.16" все три - по 50 кВт). Таким образом, общая энергопроизводительность корабельной установки равнялась 550 кВт, что намного больше, чем, например, у английских эсминцев типа "Tribal", имевших только 190 кВт). Это определялось тем, что на немецких эсминцах предполагалось гораздо больше силовых приводов для обслуживания различного оборудования. На английских же кораблях любое оборудование, для которого имелась возможность ручного разворота, силовой привод не предусматривало. Только на эсминцах проекта 1944 года (типа "Weapon") англичане впервые превысили энергопроизодительность немецких эсминцев.
Некоторые недостатки эсминцев проекта "Z/34" и "Z/34.A" стали очевидны еще до окончания их постройки. Уже вскоре после закладки первых кораблей проекта "Z/34" конструкторы начали работы по улучшению этого проекта и в программу 1935 года вошли шесть новых "Зетов". Новые эсминцы проекта "Z/36" получили улучшенную мореходность. Не исключается возможность, что проект был изменен уже в ходе постройки, но точных подтверждений этого нет. При больших длине и ширине новые эсминцы получили иную форму обводов кормовой части - в районе винтов. Удлинив дейдвуд конструкторы рассчитывали улучшить маневренность. Кроме того, уменьшился верхний вес - за счет уменьшения размеров клинкерных экранов, снижения высоты труб и некоторой переделки мостика. Наряду с этим была увеличена погибь палубы вверх в носовой части, а три последних эсминца ("Galster", "Heidkamp" и "Schmidt") имели клиперный нос.
Во внешнем виде эсминцев проекта "Z/36" имелись некоторые различия, в основном по размещению прожекторов. Три эсминца с клиперными носами имели прожекторные платформы на фок-мачте, на полпути до рея, но только "Galster" имел второй прожектор у основания грот-мачты. Три других - "Roeder", "Kunne" и "Ludemann" - имели передний прожектор на фок-мачте, чуть выше передней трубы, и второй прожектор - на уровне мостика. Законченные последними "Heidkamp" и "Schmidt" имели заметно более толстые фок- мачты.
По сравнению с предыдущими эсминцами также имелись незначительные отличия: симметрично расположенные по бокам от второй дымовой трубы платформы 37- мм. автоматов и уменьшение размеров кормовой надстройки, на которую была перенесена грот-мачта. Платформы под орудиями NN.2, 3 и 4 были расширены почти до круговой формы оси поворота орудия, что давало больше места для прислуги. Были значительно уменьшены размеры кронштейнов-охранителей гребных винтов. В результате, последние шесть эсминцев получили более приятный внешний вид, и, хотя фортуна не была к ним благосклонна, единственный уцелевший после разгрома 1940 года эсминец "Karl Galster" заслужил хорошую репутацию.
Энергетическая установка была аналогична уцелевшим кораблям, но, возможно, в ней были сделаны некоторые улучшения или, что более вероятно, были улучшены условия и правила обслуживания установки. Это видно из того, что "Galster" гораздо меньше страдал от поломок и подолгу находился в строю. Все шесть эсминцев имели котлы системы "Wagner" (70 атм.), а общая мощность генераторов была повышена до 600 кВт за счет установки более мощных дизель-генераторов (два по 80 кВт и один 40 кВт). Была увеличена и емкость топливных цистерн, правда незначительно. Однако радиус действия все-таки увеличился.
Новым было и расположение турбин. Турбина крейсерского хода и турбина ВД были скомбинированы. Пар на них подавался посредством соплового подковообразного бокса, расположенного в середине корпуса турбины. Три сопла были для турбины крейсерского хода, еще два включались при работе установки на полной мощности. Ротор турбины, скомбинированный таким образом, передавал вращение на вал через паразитную шестерню, как и турбина среднего хода. Поверх главного зубчатого колеса располагалась шестерня от комбинированной турбины заднего хода и турбины НД. Также как и на предыдущих эсминцах все редукторы были одноступенчатые. Единственный известный двухступенчатый редуктор в германском флоте стоял на "Gneisenau". Эти ТЗА фирмы "Deschimag", с удельной мощностью 12,3 кг/лс и расходом топлива 0,33 кг/лс, считались у немцев самыми удачными. Как оказалось, установки для эсминцев "Z.23" - "Z.36", модифицированные по требования командования флотом, оказались менее экономичными.
Вооружение в основном было тоже, что и на эсминцах проекта "Z/34" и "Z/34.A", но уменьшение размеров кормовой надстройки в кормовой части шельтер-дека привело к переносу 20-мм. автоматов с нее на платформу 37- мм. автоматов. Это расположение осталось и на последующих типах эсминцев военной постройки. Конструкция корпуса была усилена, что позволило избежать работ по подкреплению корпуса в ходе службы. Все шесть эсминцев были заказаны концерну "Deschimag" 6 января 1936 года. Головные эсминцы "Roeder" и "Ludeman" были заложены 9 сентября того же года. Время постройки всех эсминцев составило 22 месяца в среднем, но для предпоследних "Galster" и "Heidkamp" - только 18 месяцев. Последний эсминец этой серии "Schmitt" вступил в строй уже в ходе войны - спустя три недели после нападения на Польшу.
"Galster" в феврале-мае 1940-го года проходил ремонт в Вильгельмсхафене и поэтому не участвовал в Норвежской компании, которая стала роковой для его пяти собратьев.
Во время ремонта его фок-мачта до прожекторной платформы была утолщена, к "вороньему гнезду" протянули длинные опоры, а вдоль среза палубы полубака и главной палубы уложили обмотки размагничивания. Эмблема нацистского орла с передней части мостика была снята, но летом 1941 года ее установили вновь. Грот-мачта эсминцев была перенесена на газовый экран орудия N.3. Когда на флот стали поступать новые счетверенные 20-мм. зенитные автоматы, один из них установили на кормовой надстройке - как и на эсминцах проекта "Z/34".
В ходе последующих ремонтов задняя часть мостика была расширена и повышена, что позволило установить рубку для радиолокационного оборудования, антенну РЛС установили на крышу этой рубки.
На "Galster" в течение всей войны сохранили неизменным главный калибр, но зенитное вооружение было усилено еще несколькими 37-мм. и 20-мм. автоматами:
- кроме упомянутой счетверенной 20- мм.установки на средней платформе разместили два одинарных 37-мм.автомата (вместо 20-мм.);
- на крыльях мостика установили два спаренных 20-мм.автомата;
- по бокам от орудия N.2 установили два одинарных 20-мм.автомата;
- на шельтер-деках, под стволами орудий N.2 и N.4 еще два одинарных 20-мм. автомата;
- один 20-мм.автомат съемного типа часто устанавливался в носовой части корабля.
После капитуляции Германии "Carl Galster" в процессе раздела немецкого флота достался советскому флоту как трофей.