- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Линкоры и авиация
Результаты испытаний в Американском флоте
Неподвижная цель - линкор "Indiana", спущен на воду в 1893 году (10.240 тонн: 110x21 м.) Радиус зоны "близких взрывов" - 25 м. Высота бомбометания 1800 м. Сброшена 281 бомба, из которых 55 попало в корабль и 50 упало вблизи цели.
Подвижная цель - управляемый по радио корабль- мишень "Iowa", спущен на воду в 1896 году (11.400 тонн 110x22 м.; скорость хода 15 узлов). Имелась возможность некоторого уклонения от атаки маневрированием Высота бомбометания неизвестна. Сброшено 80 бомб, отмечено два попадания.
Неподвижная цель - линкор "Alabama" постройки 1898 года (11.750 тонн; 112x7.2 м.: бортовая защита главный броневой пояс толщиной 419 мм. и верхний пояс 152 мм., горизонтальная защита: нижняя броневая палуба с толщиной брони горизонтальной части 75 мм и скоса 102 мм.; верхняя броневая палуба в средней части корабля толщиной 38 мм.: подводная защита: междудонное пространство. доведенное до броневого скоса, и бортовые угольные ямы; противоторпедных переборок не было, имелась лишь продольная переборка в диаметральной плоскости в районе машинного и котельного отделений; были ли наполнены угольные ямы во время испытаний - сведений не имеется).
Опыты производились с зажигательными (фосфорными), слезоточивыми, химическими и фугасными бомбами. причем высота бомбометания не сообщалась.
Результаты:
Двумя самолетами было сброшено 8 зажигательных (фосфорных) бомб по 11 кг. веса: достигнуто одно попадание. Весь корабль закрылся густым белым дымом, частицы фосфора горели в течении нескольких минут на всей верхней палубе.
Из нескольких сброшенных слезоточивых бомб весом по 11 кг. попало в цель 3 бомбы. Через 45 минут после газовой атаки на корабль можно было войти лишь в противогазах.
Двумя самолетами было сброшено 8 слезоточивых бомб по 23 кг. Число попаданий не указано. Через два часа после газовой атаки весь корабль оставался полностью зараженным. Буксир, посланный для осмотра, смог пристать лишь к носу с наветренной стороны.
Двумя самолетами было сброшено по одной фугасной бомбе в 907 кг., снабженной взрывателем замедленного действия. Обе бомбы пробили в носу все палубы до броневой и затем взорвались. Давлением газов верхняя палуба была повреждена на 9 метров в длину и на протяжении 6 метров поднята и загнута кверху, что создало препятствие для наведения носовой башни.
Из нескольких бомб по 450 кг. (по другим данным - 500 кг.), сброшенных с высоты 1.5 км. и не попавших в цель, две взорвались под водой приблизительно на расстоянии 7 метров от корабля, который получил сильные повреждения подводной части и лег на мелком месте на борт. Сделанные после подъема корабля снимки показали многочисленные вмятины и пробоины наружной обшивки в средней части корабля.
Одна фугасная бомба в 907 кг., сброшенная с самолета, попала в носовую надстройку с мостиками. Надстройка, решетчатая мачта и дымовые трубы были совершенно разрушены, мачта и трубы сбиты, причем отдельные их части были сброшены за борт. Кроме того, были отмечены крупные повреждения внутри корабля. По окончании испытаний корабль был потоплен взрывом большой бомбы в воде близи подводной части корабля.
Неподвижная цель - поставленная на якорь бывшая германская подлодка U.117 в разоруженном состоянии. Топливная цистерна, повидимому, не была заполнена.
Три самолета сбросили 12 бомб по 80 кг. Высота бомбометания 370 метров. Отмечено одно попадание за боевой рубкой. Повидимому, нижняя часть прочного корпуса была пробита прямым попаданием или осколками. Подлодка затонула через 16 минут после повреждения.
Неподвижная цель - поставленный на якорь бывший германский эсминец G.102 в разоруженном состоянии. Топливная цистерна, повидимому, не была заполнена.
29 самолетов сбросили совместно 91 бомбу по 12. 45 и 136 кг. Отмечено 22 попадания. Легкие бомбы заметных повреждений не причинили. Эсминец затонул через 20 минут после получения двух прямых попаданий бомбами по 136 кг.
Неподвижная цель - поставленный на якорь бывший германский крейсер "Frankfurt" в разоруженном состоянии (5300 тонн; осадка - 5,0 м.: горизонтальная защита: броневая палуба со скосом толщиной 20 мм., на большей части длины в оконечностях горизонтальная броневая палуба. В средней части корабля под броневой палубой - угольная яма. Подводная защита: бортовые угольные ямы, которые во время опытов, видимо, не были заполнены). Высота бомбометания от 500 до 5500 м.
Результаты:
Незначительные повреждения прямыми попаданиями бомб по 136 кг.
Ни в одном случае броневая палуба не была пробита даже бомбами по 326 кг. Спардек в средней части корабля был пробит и давлением газа при взрыве загнут кверху..
Близкое падение бомбы в 326 кг. у правого борта в носовой части корабля сопровождалось сильным подводным взрывом и выбрасыванием вверх над кораблем массы воды. Наружная обшивка и внутренние переборки, вероятно, получили вмятины на большом протяжении. Через 20 минут после этого взрыва крейсер затонул.
Неподвижная цель - поставленный на якорь бывший германский линкор "Ostfriesland" в разоруженном состоянии (спущен на воду в 1909 году: 22.800 тонн 166.5x28.5x8.2 метров. Защита борта: главный броневой пояс толщиной 300 мм. и верхний пояс 130 мм. Горизонтальная защита: нижняя броневая палуба цитадели с толщиной горизонтальной части 40 мм. и на скосах - 60 мм.: верхняя броневая палуба (батарейная), расположенная на две палубы выше, в средней части толщиной 40 мм., а в носовой и кормовой оконечностях 30 мм. Между броневой и батарейной палубами устроена верхняя угольная яма. Подводная защита: противоторпедная переборка (толщина не указана) на расстоянии около 4.5 м. от наружной обшивки: между последней и бортом -угольная яма шириной около 1.8 м. и камера расширения шириной около 2,7 м. Во время опытов угольная яма. вероятно, не была заполнена). Высота бомбометания от 500 до 5500 метров.
Результаты:
На линкор было сброшено 50 бомб малого и среднего калибра (от 112 до 275 кг.), причинивших ему лишь незначительные повреждения.
Из шести сброшенных бомб по 326 кг одна упала вне цитадели. Верхняя палуба была пробита и взрыв произошел над броневой палубой, которая, однако, оказалась непробитой.
Пять самолетов сбросили 5 бомб по 450 кг. с высоты 450 м. Серьезных повреждений отмечено не было, но, повидимому, вследствие близкого подводного взрыва, корабль получил пробоину, в результате которой на следующий день он сел. примерно, на 0.6 м (приняв 700 тонн воды за 14 часов).
Шестью самолетами было сброшено 6 бомб по 907 кг. с высоты 500 метров. Отмечено два падения у кормы с левого борта, причем была выброшена вверх большая масса воды. Корма была разрушена на длине около 30 метров. Линкор быстро сел кормой с креном на левый борт. Через 15 минут крен достиг 75 градусов. Линкор перевернулся и затонул через 20 минут после взрыва последней бомбы.
Дальнейшие опыты
Следующая серия опытов проведена в 1924 - 1925 годах. Они особенно интересны тем. что в последней стадии их впервые был атакован и потоплен современный военный корабль с защитой соответствующей конструкции.
+ Линейный корабль "Virginia"Цель - линкор "Virginia": спущен на воду в 1904 году, нормальное водоизмещение 15.200 тонн: 134.5x23.2x7.2 м.; бронирование: бортовой пояс в средней части 280 мм и в оконечностях 102 мм.: казематная броня 152 мм., нижняя броневая палуба со скосом, примыкающим к бортовому поясу; толщина брони горизонтальной части 38 мм. и скосов 76 мм. Во всю длину корабля тянется кофердам, наполненный целлюлозой. Каземат разделен средней продольной броневой переборкой в 64 мм. и поперечными противоосколочными переборками толщиной 38 мм . толщина батарейной палубы (верхней броневой) не указана. - повидимому. не более 38 мм. Система подводной защиты и разделения на водонепроницаемые отсеки, вероятно. та же. что и у линкоров последующего типа "Connecticut". По Hovgard'y. линкоры типа "Connecticut", водоизмещением 16.000 тонн, принадлежали к увеличенному типу "Virginia", имея в основном ту же конструкцию. Приведенный Hovgard'ом поперечный разрез линкора "Connecticut" показывает, что подводная защита его состояла из коридоров шириной около 1.2 метра и бортовых угольных ям шириной примерно по 4.5 метра в районе машинных и котельных отделений. Противоторпедные переборки отсутствовали. Для разделения внутренней части корабля характерным является установка средней продольной переборки в районе машинного и котельного отделений; последние были размещены попарно в трех последовательно расположенных отсеках.
Во время испытаний корабль стоял на якоре. Были ли заполнены бортовые отсеки подводной части - неизвестно Точная высота бомбометания не сообщалась, но по
вались бомбы весом 500 кг. Количество сброшенных бомб неизвестно. Достигнуто прямое попадание четвертой бомбой, повидимому, в надстройку над казематами, не имевшую брони. Линкор получил сильные повреждения: все три дымовые трубы и обе мачты были сбиты, надстройки и прочие установки, находившиеся на палубе, почти совершенно разрушены. Из всех сброшенных бомб только несколько упали на расстоянии, превышавшем 90 метров от цели. Бомба, решившая участь корабля, упала рядом с ним. произведя сильный взрыв, линкор затонул через 6 минут 35 секунд после этого попадания и через 20 минут после первого прямого попадания.
Цель - линкор "New Jersey" (однотипен с "Virginia"): спущен на воду в 1904 году. Линкор стоял на якоре; чем были заполнены помещения подводной защиты - неизвестно.
Результаты:
Атака производилась шестью самолетами, сбросившими бомбы по 907 кг. Точность бомбардировки была снижена плохим дейсвием бомбосбрасывателей. Почти все бомбы упали в воду в одно и то же место, рядом с кораблем, причем отмечено близкое попадание одной бомбы Корабль получил легкий крен, который в течение четырех часов не увеличился. Одно или два отделения, повидимому, были затоплены.
Были сброшены бомбы по 500 кг. Высота бомбометания 3000 метров (?). Число сброшенных бомб неизвестно. Отмечено одно близкое попадание, не давшее особого эффекта. Линкор был потоплен, повидимому, прямым попаданием.
Цель - линкор "Washington", типа "Maryland", спущенный в 1920 году. Три линкора этой серии - "Maryland", "Colorado" и "West Virginia"- находятся в строю, и один, согласно Вашингтонскому соглашению, подлежал сдаче на слом. Главные элементы: нормальное водоизмещение 33.800 тонн; 190.2x29.65x9.3 м. Бронирование бортовой пояс 343 мм.: верхняя горизонтальная броневая палуба, на уровне кромки поясной брони - 89 мм., нижняя горизонтальная броневая палуба, находящаяся на одну палубу ниже. 37-51 мм.: надводная часть корабля не защищена. Подводная защита: с каждого борта три противоторпедных переборки по 19 мм. и бортовая наделка, выполняющая функцию камеры расширения (общая ширина на каждый борт 5.25 метров). Внутренняя часть корабля разделена двумя бортовыми продольными и большим числом поперечных переборок. При этом между двумя продольными переборками находились турбогенераторные установки, а по бортам - котельные отделения, рассчитанные каждое на один котел, и три помещения для гребных моторов - линкор имел четыре винта.
К моменту испытания на линкоре имелись все механизмы и установки, кроме артиллерии.
Во время испытания линкор стоял на якоре. Цистерны противоторпедной защиты были заполнены нефтью или водой. Опыты закончились 25 ноября 1924 года потоплением линкора.
Результаты:
1) Первый день опытов. Цель обстреливалась линкором "Texas" из 356-мм. орудий, дистанция не указана. Малое число снарядов пробило броню; в результате обстрела линкор получил течь и накренился на несколько градусов.
2) Второй день опытов. Испытывалось действие взрывов, для чего было использовано пять разрывных зарядов. Сведения о типе их различны. По некоторым данным были использованы самые тяжелые бомбы (907 или 1950 кг.), взорванные на большой глубине у наружной обшивки соответственно близкому падению, или две головные части торпед, взорванные в непосредственной близости у наружной обшивки. Во всяком случае, бомбы не были сброшены с самолетов, а закреплены на подвесе или на другом приспособлении и взорваны у корпуса. Действие взрыва оказалось сравнительно слабым. Корабль остался на плаву, причем пробоины не были заделаны и водоотливные средства не применялись.
Цель обстреливалась 356-мм. орудиями, с дистанции 22.900 метров. Броня была несколько раз пробита, и тяжелые броневые плиты сорваны. Некоторые снаряды, по- видимому, пробили корпус корабля насквозь (вероятно, в незабронированной подводной части). Судя по более поздним данным, с самолета сбрасывались фугасные снаряды калибром 356 мм.
Испытания должны были показать эффективность вертикальной, горизонтальной и подводной защиты против трех видов оружия. Самые тяжелые повреждения линкор, повидимому, получил в результате обстрела из крупных орудий.
Линкор "Washington" принадлежал к самым новым и совершенным американским большим линейным кораблям, при постройке которых был учтен опыт войны. Поэтому производившиеся испытания имеют первостепенное значение, но, к сожалению, сведения об опытах с ним чрезвычайно скудны и частично противоречивы, результаты их держатся в секрете. На основании ограниченной информации, опубликованной об этих испытаниях, выводов сделать нельзя, если не считать того, что морское ведомство США не внесло после опытов никаких изменений в устройство линкоров типа "West Virginia" и, повидимому, при модернизации линкоров более ранней постройки применило конструктивные идеи этого линкора.