- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Техническое описание линейного крейсера "Kongo"
Водоизмещение нормальное |
27.500 тонн |
Водоизмещение стандартное |
26.330 тонн |
Водоизмещение полное |
27.900 тонн |
Длина максимальная |
215,18 м |
Длина по ватерлинии |
212,14 м |
Ширина наибольшая |
28,04 м |
Осадка максимальная |
8,24 м |
Основной проект "Kongo" отвечал требованиям японского флота и был согласован с проектом "Vickers" - "усовершенствованный "Lion", причем проект в немалой степени считался и достижением японских инженеров, так как разработка его была проведена в Морском Техническом департаменте Японии.
Результатом всех усовершенствований стало увеличение водоизмещения до 27.500 тонн - на 1000 тонн больше, чем у "Lion", и на 6500 тонн больше, чем у строившихся в то время на японских верфях линкоров "Kavachi" и "Settsu".
Корпус "Kongo" был весьма схож с корпусом "Lion", однако носовая оконечность японского корабля заканчивалась форштевнем клиперного типа. Большим, чем на британских кораблях был и развал бортов, что соответствовало правилам японского флота применять при постройке наилучшие из возможных решений для обеспечения высокой мореходности. В дополнение к этому, подводная часть форштевня "Kongo" была сделана прямой в отличие от высовывающейся вперед на "Lion". Это уменьшило длину японского крейсера почти на 1,5 метра, в то время как ширина его оказалась на 1,65 метра больше, чем у британского собрата. Большая ширина определялась иным расположением котлов и механизмов, о чем будет сказано ниже.
Корабль имел треногие фок-мачту и грот-мачту, причем расположение фок-мачты оказалось лучше, нежели на "Lion", и тем не менее это не спасало мостик "Kongo" от задымления и теплового воздействия газов из дымовых труб.
Четыре 2-орудийные башни (на "Kongo" и "Hiei" они были выполнены многогранными, на "Haruna" и "Kirishima" - округленными) с 356-мм/45-калиберными орудиями, с наибольшим углом возвышения 25 градусов, размещались все в диаметральной плоскости корабля - две в носовой части, одна за третьей дымовой трубой и одна в корме. Причем средняя башня располагалась между котельными и машинными отделениями. Английский "Lion", как известно, также имел четыре башни со сходным расположением - две в носовой части, одна между второй и третьей дымовыми трубами и одна в корме. Различие заключалось в том, что на "Lion" третья башня разбивала котельные отделения на две группы: одна в носовой части корабля и две в корме. Это привело к тому, что сама башня располагалась между дымовыми трубами и в результате этого углы ее обстрела были ограничены, а пороховые газы при выстрелах наносили серьезные повреждения надстройкам. Определенные неудобства создавало на "Lion" и расположение катеров и шлюпок двумя группами в носовой и кормовой частях корабля, вызванное этими же обстоятельствами.
Для достижения высокой скорости новые линейные крейсера нуждались в достаточно объемных помещениях в средней части корпуса для установки котлов и машин. На "Lion" отдать наиболее широкую среднюю часть корабля для котлов (наиболее громоздкая часть машинной установки) было весьма затруднительно поскольку требовалось выделить еще и место для размещения артиллерийских погребов средней башни.
"Kongo" же имел расположение третьей башни между машинными и котельными отделениями, и, таким образом, все три дымовые трубы были сконцентрированы в одном месте. Следовательно, он имел и гораздо большие углы обстрела для орудий третье башни. Такое расположение орудий главного калибра и несомненные его преимущества, послужило причиной изменения первоначального проекта при постройке британского линейного крейсера "Tiger". Однако, следствием этого, стала большая ширина корабля по сравнению с "Lion".
Таким образом, стремление японского военно-морского руководства устанавливать на своих линкорах наибольшую из существующих калибров артиллерию, проявившееся впервые при разработке проекта "Kongo", привело впоследствии к появлению "Nagato", а через четверть века и "Yamato", и, в конце концов, подчеркнуло превосходство японского флота в этом вопросе над другими флотами.
Интересной особенностью японских крейсеров, и в то же время существенным для них недостатком, было отсутствие командно-дальномерного поста (на момент вступления в строй), хотя многие корабли других флотов мира имели такие приборы значительно раньше.
В качестве вспомогательного калибра "Kongo" японцы выбрали шестнадцать 152-мм орудий с наибольшим углом возвышения 15 градусов, и размещением их в казематах - японцы сочли, что принятые в английском флоте 102-мм.пушки, были недостаточно эффективны для отражения атак неприятельских миноносцев, размеры которых росли вместе с ростом дредноутов. Позднее британский флот также перешел на 152-мм орудия.
Дополняли противоминную артиллерию шестнадцать 76-мм/40-калиберных пушек, установленные на "Kongo" частью поверх башен главного калибра (по две пушки на каждой из четырех башен) и частью побортно в средней части корабля на открытой палубе поверх батареи. Интересно отметить, что три однотипных с "Kongo" крейсера имели только по восемь таких пушек, установленных побортно на палубе - от их установки на крышах башен отказались.
Имелось также на каждом из этих крейсеров по семь пулеметов на специальных лафетах.
Все эти пушки и пулеметы были сняты с кораблей в 1918 году.
По сравнению с "Lion", имевшим два 533-мм торпедных аппарата, на "Kongo" явно было сильнее и торпедное вооружение - он имел восемь торпедных аппаратов такого же калибра.
Уменьшив толщину броневого пояса по ватерлинии на 1 дюйм (25,4 мм) по сравнению с "Lion" японские конструкторы надеялись компенсировать это ослабление брони увеличением дальности огневого контакта с неприятелем. По их расчетам снаряды противника при этом должны были попадать в броню "Kongo" под большими углами встречи, чем когда-либо ранее.
Главный броневой пояс "Kongo" имел толщину плит по ватерлинии 203 мм. Выше главного пояса борт прикрывался 152-мм броней, причем плиты верхнего пояса доходили до верхней палубы, прикрывая в том числе и батарею противоминного калибра.
Толстая часть главного броневого пояса занимала среднюю часть корабля в пределах барбетов концевых орудийных башен. Далее пояс продолжался к оконечностям, лишь немного не доходя до штевней. Эта часть пояса уменьшалась в толщине до 76 мм. Высота плит пояса составляла 3,8 м, распределяясь примерно одинаково выше и ниже ватерлинии. В пределах толстой части пояса ниже главного пояса был устроен узкий (всего 0,65 м) дополнительный пояс толщиной 76 мм.
Верхний пояс прикрывал среднюю часть корпуса в районе батареи. Промежуток борта выше главного пояса между кормовыми башнями позади батареи броней не прикрывался.
Главный пояс замыкался по краям броневыми переборками, причем носовая была сделана траверзной (то есть под прямым углом к диаметрали) и имела толщину 152-127 мм. Кормовая переборка, начинаясь от толстой части пояса в корме шла к диаметрали под углом, смыкаясь позади кормового барбета. Она имела толщину 203-152 мм. Носовая и кормовая 76-мм части пояса по ватерлинии также оканчивались броневыми переборками такой же толщины.
Верхний пояс тоже имел траверзные переборки. Носовая толщиной 254-152 мм в районе барбета первой башни и кормовая толщиной 152 мм позади барбета третьей (возвышенной кормовой) башни.
Такие важные районы корабля, как артиллерийские погреба, машинные и котельные отделения прикрывались 19-мм плитами, настеленными по нижней палубе. Кроме того, их защиту дополняли 38-мм плиты верхней броневой палубы. Подобная защита считалась нормальной для линейных крейсеров в то время, но позднее такое бронирование обнаружило свою слабость против авиабомб и снарядов попадающих в палубу с большой высоты.
Следует отметить, что до настоящего времени так и не опубликовано абсолютно достоверных данных о первоначальном палубном бронировании "Kongo". Так, например, "Jane's", Brassey и Watts указывают толщину главной палубы в 2,75" (60 мм), а Breyer говорит о 2" (51 мм). Сейчас, основываясь на сравнении "Kongo" с "Lion" и "Tiger" многие зарубежные специалисты считают, что данные, сообщенные Chihaya и Abe, наиболее вероятны.
Вызывают споры и сообщаемые иногда толщины брони барбетов. Говоря о толщине плит в 229 мм (9") они не уточняют какому уровню палубы они соответствовали. Можно предполагать, что толщина барбетов 229 мм (по "Jane's", Breyer и Oscar Parkes - 254 мм (10") соответствует уровню выше верхней бронированной палубы (у Chihaya и Abe она соответствует палубе над батареей). Ниже толщина плит барбетов вряд ли превышала 63-76 мм (2,5"-3"). Представленная схема бронирования основана на сообщениях Chihaya и Abe.
Помещение привода рулевого управления имело отдельную защиту, представленную 25,4-мм и 38-мм броневыми палубными плитами.
Плиты барбетов башен главного калибра и самих башен имели толщину 229 мм. Крыши башен имели толщину 76,2 мм. Защита орудийных башен в целом была мощнее, чем на "Lion", но в общем слабое бронирования линейных крейсеров оказалась присущим и для "Kongo".
Главные механизмы "Kongo" включали четыре паровые турбины "Parsons" общей мощностью 64.000 SHP. Они вращали четыре винта. Пар для турбин вырабатывали 36 котлов "Yarrow" смешанного отопления. Имея такую энергетическую установку "Kongo" был способен развить ход в 27,5 узлов. Наибольший запас топлива составлял 4200 тонн угля и 1000 тонн мазута, что давало дальность плавания в 8000 миль на экономической 14-узловой скорости.
Корабль имел два параллельных руля.
|
По готовности |
После первой модернизации |
После второй модернизации |
Ввод в строй |
август 1913 г. |
март 1931 г. |
январь 1937 г. |
Водоизмещение нормальное |
27.500 т |
- |
- |
Водоизмещение стандартное |
26.330 т |
29.330 т |
32.156 т |
Водоизмещение полное |
27.900 т |
31.788 т |
36.610 т |
Длина наибольшая |
215,18 м |
215,18 м |
222,50 м |
Длина по ватерлинии |
212,14 м |
212,14 м |
219,45 м |
Ширина |
28,04 м |
29,33 м |
29,33 м |
Осадка наибольшая |
8,24 м |
8,54 м |
9,47 м |
Отопление котлов |
смешанное |
смешанное |
нефтяное |
Котлов |
36 "Yarrow" |
6 уг.+ 4 нефт. |
8 нефтяных |
Механизмы |
4 ПТ "Parsons" |
4 ПТ "Parsons" |
ТЗА |
Винтов |
4 |
4 |
4 |
Мощность наибольшая |
64.000 SHP |
64.000 SHP |
136.000 SHP |
Скорость |
27,5 узлов |
28,9 узлов |
30,3 узла |
Дальность плавания |
8000 (14) миль |
9600 (14) миль |
10.000 (18) миль |
Топливо (уголь + мазут) |
4200 + 1000 т |
2661 + 3292 т |
6330 т мазута |
8 356-мм/45-кал.орудий |
+ 25 град. |
+ 43 град. |
+ 43 град. |
16 152-мм/50-кал.орудий |
+ 15 град. |
+ 15 град. |
14 орудий; + 30 град. |
Зенитная артиллерия |
- |
7 - 80-мм/40-кал. |
8 - 127-мм стволов |
Зенитные автоматы |
- |
- |
20 - 25-мм стволов |
Торпедные аппараты |
8 ТА |
4 ТА |
сняты |
Гидросамолеты |
отсутствуют |
3 |
3 |
Офицеры + матросы |
1221 (*) |
69+1118 (*) |
78+1364 (*) |
Весовые нагрузки (**) |
|
|
|
Броневая защита |
6502 т |
10.478 т (*) |
10.311 т |
Вооружение |
3812 т |
3962 т |
5443 т |
Энергетическая установка |
4750 т |
3943 т |
2737 т |
* - Данные приведены по кораблю "Haruna", однотипном с "Kongo". |
Корабль |
Заложен |
Спущен на воду |
Принят в казну |
"Kongo" |
17.1.1911 |
18.05.1912 |
16.08.1913 |
"Hiei" |
4.11.1911 |
21.11.1912 |
21.11.1914 |
"Haruna" |
16.3.1912 |
14.12.1913 |
19.04.1915 |
"Kirishima" |
17.3.1912 |
01.12.1913 |
19.04.1915 |
Киль "Kongo" был заложен 17 января 1911 года на стапеле верфи "Vickers" в Барроу. В это время на верфи полным ходом шло строительство "Princess Royal" - второго корабля типа "Lion", который был спущен на воду три месяца спустя после закладки японского крейсера. 18 мая 1912 года "Kongo" был спущен на воду и в течение нескольких месяцев достраивался борт о борт с "Princess Royal". Однако строительство японского крейсера шло даже быстрее, чем английского и уже через десять месяцев после передачи британского корабля флоту - 16 августа 1913 года был достроен и передан заказчику и японский линейный крейсер. Достройка "Kongo" прошла ровно, без препятствий, отчасти и потому, что японские морские офицеры принимали участие в достроечных работах на "Princess Royal".
Сразу же после передачи японской стороне, "Kongo" перешел в Плимут, где был подготовлен к дальнейшему переходу на родину. 28 августа 1913 года крейсер покинул Плимут и 5 ноября того же года прибыл в Йокосуку значительно усилив боевую мощь японского флота.
"Kongo" стал последним японским крупным боевым кораблем, построенным за пределами Японии и головным в серии из четырех линейных крейсеров, три из которых строились на японских верфях, причем "Hiei" строился на казенной верфи в Йокосуке, а "Haruna" и "Kirishima" были построены частными заводами - первый в Кобе на верфи "Kawasaki", а второй - фирмой "Mitsubishi" в Нагасаки.