- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Крымская война показала всему миру мощь новой разрушительной артиллерии, одновременно открыв и способ противоборства. И все-таки, несмотря на несомненный боевой успех броненосных батарей у Кинбурна, эти новые в военном отношении корабли оказались настолько немореходными, что не смогли вызвать большого интереса у лордов Адмиралтейства. Построенные уже в ходе войны английские плавучие батареи с броневым бортом, не участвуя в боях, тихо и мирно сгнили в портах за несколько лет и английские моряки не проявили особого беспокойства по этому поводу. Но для Франции идея бронирования бортов кораблей показалась достойной внимания как средство, способное поколебать могущество Британии на море.
Сразу после окончания войны, в 1856 году, главный строитель французского флота Дюпуи де Лом предложил разработанный им проект дальнейшего развития флота и программу военного кораблестроения, в соответствии с которой в ближайшее время предполагалось заложить 15 броненосцев, в числе которых вошли:
2 броненосных фрегата 1-го класса;
4 броненосных фрегата 2-го класса;
4 броненосных фрегата 3-го класса;
5 броненосных лодок.
Весной 1858 года морское министерство Франции утвердило проект программы, которая вскоре была одобрена правительством, и уже в мае 1858 года началась постройка первых фрегатов "La Gloire", "L'Invincible" и "Le Normandie", а начале следующего года еще одного - "La Couronne". Появившиеся в Англии сведения о предполагаемом французском строительстве вызвали бурную реакцию общественности. В 1857 году печать начинает призывать к строительству мореходных броненосцев. Один из наиболее ярых сторонников нововведений капитан Мурсом пытается обосновать все выгоды такого изменения военно-морской доктрины. Этой же точки зрения придерживались известные английские кораблестроители Скотт-Рассел и Айзек Уоттс, высказавшиеся в пользу железного и броненосного кораблестроения. Такие колебания в морских и общественных кругах не могли не заставить лордов Адмиралтейства обратить внимание на броненосцы, но не более того - дальше простого любопытства их внимание не распространилось. В это время морское командование "владычицы морей" было озабочено совсем другим.
После окончания Крымской войны темпы пополнения британского флота новыми кораблями несколько снизились. Построив в самом конце войны громадное количество канонерских корветов и лодок для действий в шхерах мелководного Балтийского моря, и израсходовав на них немалые средства, Адмиралтейство, в конечном итоге, получило несколько сотен малопригодных в мирное время небольших вооруженных судов. В то же время количество крупных боевых кораблей увеличилось незначительно. К началу 1859 года соотношение британского и французского флотов почти уравнялось, причем далеко не все британские корабли были новой постройки. Наглядно это видно из следующего сравнения:
Класс кораблей |
Англия |
Франция |
Линкоров и фрегатов |
84 |
86 |
Пушек на них |
5974 |
5294 |
Суммарная мощность механизмов |
47.740 |
46.890 |
Кроме указанных в английской береговой страже числились девять 60-пушечных блокшивов, а во Франции в различных стадиях постройки находились четыре броненосных фрегата. |
Такое состояние британского флота сильно обеспокоило Адмиралтейство. 25 февраля 1859 года Первый лорд Адмиралтейства Сэр Джон Пакингтон изложил Парламенту правительственную программу усиления флота, согласно которой в течение 1859 года предполагалось построить и спустить на воду (в том числе достроить ранее начатые) 6 линкоров и 5 фрегатов, а также переоборудовать из парусных в винтовые еще 5 линкоров и 4 фрегата. Кроме того, предполагалось заказать на частных заводах 2 броненосца. Парламент одобрил программу и выделил из государственного бюджета средства на ее осуществление. Начавшиеся работы велись достаточно быстрыми темпами и флот заметно обновлялся. Уже 13 февраля 1860 года секретарь Адмиралтейства в докладе о состоянии флота привел следующие данные:
На воде - 48 линкоров и 34 фрегата, а также 9 блокшивов (линкоров со старыми корпусами);
Готовы к спуску - 2 линкора;
Отстраиваются и переделываются - 11 линкоров и 9 фрегатов;
На стапелях в готовности к спуску на воду - 4 броненосных фрегата.
Но на деле, как оказалось, состояние флота было не так благодушно. Если Франция планомерно усиливала свой флот броненосцами (а в 1859 году было заложено еще несколько кораблей, и в том числе оказавшиеся единственными в мире двухдечные батарейные броненосцы "Magenta" и "Solferino"), то Британия строила в большом количестве деревянные линкоры и всего лишь только начинала развертывать броненосное кораблестроение. Дело усугублялось тем, что это состояние Адмиралтейство не пыталось и не хотело изменять. Пополнение флота деревянными кораблями продолжалось. Всего за 1859-1860 годы на британских верфях были заложены новые или продолжалось строительство ранее заложенных 52 деревянных линкоров и фрегатов. На их фоне закладка первых броненосцев с железным корпусом выглядит любопытным исключением, тем более, что строились они без какой бы то ни было определенной идеи, так как авторы проектов первых броненосцев при их создании придерживались тех же тактико-технических задач, что и при разработке проектов деревянных линкоров. Это же можно сказать и о французских конструкторах, (так же как и о всех других), так как еще не существовало разработанной и проверенной тактики броненосцев), однако французы заведомо создавали свои броненосцы для борьбы с английскими деревянными линкорами. Английские же адмиралы, основываясь на опыте парусников и первых паровиков, считали, что броненосцы должны отвечать всем требованиям морской службы, а не только для уничтожения себе подобных кораблей. Они хотели, чтобы новые корабли годились как для обычной рутинной службы в мирное время, так и для одиночного крейсерства в военное время и для эскадренного линейного боя. При этом - совмещая мощную артиллерию, могущую пробить любую защиту противника, и броню, выдерживающую попадания снарядов любого калибра.
А между тем, превосходство броненосцев над обычными линкорами становилось очевидным. Специально учрежденная в Англии комиссия по изучению возможности использования брони в военном флоте ("Iron Plate Comittee") провела серию опытных обстрелов по броненосной батарее "Trusty". Результаты, подтвердившие огромные возможности брони, не стали для Адмиралтейства неожиданными и тем более ошеломляющими. Сюрпризом для них, и довольно неприятным стало то, что история повторялась. Как после Крымской войны в британском флоте оказалось несколько сотен ненужных ему канонерских лодок, так и сейчас новейшие многопушечные линкоры оказались бесполезны и беспомощны перед уже готовыми французскими броненосцами. Общее настроение тех лет хорошо выразила газета "Thimes" в начале 1861 года:
"...Мы находим, что Франция имеет 35 винтовых линейных кораблей на воде и 2 - на стапелях, у нас же 53 - на воде и 14 строится вновь или переделываются из старых, то есть почти вдвое больше, чем у наших соседей. Если броненосный корабль есть единственный корабль, способный для сражения, то наше превосходство заключается только в совершенно лишнем бремени. После двухлетних громадных усилий, мы успели наполнить наши гавани неспособными судами вдвое больше против французов. Вот результат наших недавних расходов,- вот следствие перестройки нашего флота..."
Из истории известно, что англичане всегда быстро реагировали на свои просчеты. Так и в данном случае они смогли в короткий срок развернуть собственное броненосное кораблестроение. Уже в начале 1861 года британский флот имел на плаву в достройке фрегат "Warrior" и еще три броненосных фрегата подготавливались к спуску. Была подготовлена программа кардинального усиления флота, предусматривавшая в 1861 году начало строительства и переоборудования в броненосцы 11 кораблей. Предусматривалось, что новые корабли будут строиться частными верфями, которые могли обеспечить кратчайшие сроки строительства, а работы по переоборудованию будут вестись на казенных заводах.
Корабли |
Кол-во |
Пушек |
Годы постройки |
Водоизм. |
Длина |
Ширина |
Осадка |
Мощность машин |
Скорость (уз.) |
Запас угля |
Деревянные винтовые линкоры |
||||||||||
"Howe", "Victoria" |
2 |
121 |
1861 |
6000 |
90,9 |
18,2 |
7,45 |
1000 |
13,2 / 11,5 |
5 |
"Marlborough", "Wellington" |
2 |
131 |
1855 |
5800 |
74,0 |
18,5 |
7,95 |
800 |
11,8 / 10,8 |
5 |
"Donegal", "Gibraltar" и др. |
2 |
101 |
1855-1861 |
5600 |
71,8 |
16,7 |
7,52 |
800 |
11,0 / 10,0 |
5 |
"Duncan", "Defence" и др. |
6 |
101-91 |
1858-1862 |
5800 |
86,9 |
17,4 |
7,83 |
800 |
13,0 / 11,5 |
5 |
"Agamemnon", "James Watt" и др. |
8 |
91 |
1852-1859 |
5000 |
72,2 |
17,6 |
7,39 |
600 |
до 11 / до 10 |
6 |
"Nile", "Neptun" и др. |
11 |
90 |
1854-1859 |
4400 |
60,3 |
16,3 |
7,33 |
500 |
7-11 / 6,5-10 |
6 |
"Caesar", "Princess Royal" и др. |
5 |
90 |
1853-1858 |
3300 |
63,6 |
17,2 |
6,55 |
400 |
10,5 / 9,5 |
6 |
"Brunshwick", "Centurion" и др. |
11 |
80 |
1856-1862 |
3600 |
57,8 |
17,0 |
6,80 |
400 |
8,5 / 7,8 |
6 |
"Blenheim", "Ajax" и др. |
4 |
60 |
1848-1859 |
3000 |
54,8 |
14,8 |
6,36 |
450 |
8,0 / 7,2 |
6 |
"Russel", "Hastings" и др. |
5 |
60 |
1855 |
2800 |
52,2 |
14,5 |
6,38 |
200 |
6,7 / 6,2 |
6-7 |
Броненосные фрегаты |
||||||||||
"Caledonia", "Royal Oak" и др. |
5 |
51 |
1861-1862 |
6500 |
83,2 |
17,6 |
6,80 |
800 |
... |
6-7 |
"Warrior", "Bl.Prince", "Achilles" |
3 |
40 |
1861-1862 |
9000 |
115,8 |
17,5 |
8,00 |
1250 |
14,0 / 11,2 |
6-7 |
"Defence", "Resistance" |
2 |
22 |
1861 |
6000 |
85,3 |
16,2 |
7,50 |
600 |
12,0 / 10,0 |
6-7 |
"Hector", "Valiant" |
2 |
32 |
1862-... |
6400 |
85,4 |
17,0 |
7,50 |
800 |
... |
6-7 |
Паровые фрегаты |
||||||||||
"Mersey", "Orlando" |
2 |
40-50 |
1859 |
5400 |
93,5 |
15,6 |
6,86 |
1000 |
13,3 / 12,3 |
6-7 |
"Shannon", "Dartmouth" и др. |
17 |
51-36 |
1856-1861 |
3000 |
70,5 |
15,0 |
5,55 |
600 и 500 |
12,0 / 11,0 |
6-7 |
"Doris", "Ariadna" |
5 |
32-26 |
1859-1860 |
4000 |
84,0 |
15,0 |
6,15 |
800 |
15,0 / 13,5 |
6-7 |
"Imperieuse" |
8 |
51 |
1852-1858 |
3400 |
64,5 |
15,0 |
6,60 |
400 |
10,6 / 10,0 |
6-7 |
"Termagant", "Curacoa" и др. |
5 |
31-25 |
1848-1854 |
2200 |
65,0 |
13,0 |
5,60 |
350-300 |
10,8 / до 9 |
6-7 |
Паровые корветы |
||||||||||
"Pearl", "Ganymede" и др. |
20 |
21-22 |
1850-1861 |
2000 |
56,0 |
12,0 |
4,92 |
400 |
11,3 / 10,8 |
6-7 |
"Hyghflayer", "Brisk", "Esk" и др. |
14 |
21-12 |
1848-1854 |
1200-1800 |
50,0 |
до 11,5 |
5,17 |
250-200 |
до 9,4 / до 9 |
6-7 |
Паровые шлюпы |
||||||||||
"Flyingfish", "Pioneer" и др. |
4 |
6 |
1856 |
1000 |
60,7 |
9,2 |
3,60 |
350 |
11,6 / 10,6 |
6-7 |
"Myrmidon", "Coquette" и др. |
32 |
17-4 |
1856-1861 |
800 |
53,5 |
8,5 |
3,32 |
200 |
11,0 / 10,0 |
6-7 |
Тихоходные авизо |
22 |
17-9 |
от 1848 |
1000-550 |
до 50 |
до 9,7 |
до 4,2 |
150-60 |
до 8 / до 7,5 |
... |
Бомбардирские корабли |
3 |
12 |
1855-1857 |
1800 |
46,6 |
12,6 |
5,42 |
200 |
9,0 / 8,0 |
... |
Броненосные батареи |
7 |
14-16 |
1854-1860 |
1600 |
51,3 |
13,5 |
2,57 |
200-150 |
5,0 / 4,5 |
... |
Канонерские лодки |
220 |
2-4 |
1854-1856 |
до 800 |
разн. |
разн. |
разн. |
до 800 |
... |
... |
Колесные фрегаты |
23 |
28-6 |
до 1850 |
разное |
разн. |
разн. |
разн. |
800-400 |
до 12 / до 11 |
12-14 |
Колесные корветы |
13 |
6 |
до 1850 |
разное |
разн. |
разн. |
разн. |
350-300 |
до 12 / до 10 |
10 |
Колесные авизо |
59 |
6-1 |
до 1850 |
разное |
разн. |
разн. |
разн. |
280-100 |
7-12,5 / 5,0 |
5 |
Яхта "Victoria and Albert" |
1 |
6 |
1856 |
... |
... |
... |
... |
600 |
7,0 / 5,0 |
5 |