- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Примечания
Концепция "Флот 8-8" ("8-8 Fleel Completion Program" - "8-8 Kantai Kansei Keikaku), принятая 4 апреля 1907 года была разработана вице-адмиралом Гонно- хио Ямамото (Vice-Admiral Yamamoto Gonnohyoe). предложившего еще в 1895 году программу пополнения флота "Флот 6-6" ("6-6 Fleet Completion Program" - "6-6 Kantai Kansei Keikaku), предусматривавшую шесть линейных кораблей и шесть броненосных крейсеров со сроком службы не более 8 лет. Эта программа была осуществлена после японо-китайской войны. Развитием трудов Ямамото, называемого часто японским Мэхеном, стал "Трактат по национальной обороне" ("Imperial Defence Treatise" - "Teikoku Kokubc Shiron") капитан-лейтенанта Тецутаро Сато (Lieutenant-Commander Sato Tetsutaro), подготовленный под влиянием германского закона о флоте от 14 июня 1906 года. Особое внимание трактата было уделено усилению русского и американского флотов. Переизданный после русско-японской войны и откорректированный по ее урокам документ в апреле 1907 года получил название "Трактат г.о имперской обороне" ("Imperial Defence Treatise" - "Teikoku Kokubo Shiron"). Основной особенностью этого документа были различные доводы и доказательства, что Япония к 1920 году наряду со "вспомогательным флотом" второй линии должна обладать линейным флотом 1-й линии состоящим из трех эскадр линкоров (8 единиц), двух эскадр броненосных крейсеров (по 4 единицы) и трех эскадр крейсеров 2-ю класса (по 4 единицы).
В октябре 1906 года Императором было дано указание фельдмаршалу Аритомс Ямагата (Field Marshall Yamagata Aritomo) сформулировать оборонную политику с точки зрения политических уроков русско-японской войны и растущих интересов США на Тихом океане и на Дальнем Востоке. Итогом этих указаний и явился принятый 4 апреля 1907 года акт об оборонной политике "Оборонная политика Империи" ("Imperial Defence Policy" - "Teikoku Kokubo Hoshin"). В его согласовании приняли участие в январе-апреле 1907 года премьер- министр Сайондзи Кинмочи (Prime Ministr Saionji Kin- mochi), начальник МГШ Хейхатиро Того (Chief of the Naval General Staff Admiral Togo Heihachiro). морской министр вице-адмирал Минору Сайто (Navy Minister Vice- Admiral Saito Minory), военный министр генерал Масата- ке Тераучи (War Minister General Terauchi Masatake) и начальники штабов Флотскзя часть "Имперской оборонной политики" была основана на основе упоминавшегося трактата Сато
Японские морские министры периода 1898- 1927 годов.
С 8.11.1898 по 6 1.1906 - Вице-адмирал Гоино- хиоЯмамого (Vice-Admiral Yamamoto Gonnohyoe) (1852- 1933).
С 7.1.1906 no 16 4.1914 - виие-адмирал барон
Минору Сайто (Vice-Admiral Sa :о Minory) (1858-1936)
С 16.4.1914 по 10 8 1915 - Вице-адмирал Мицуро Ясиро (Vice-Admnal Yashno Mi- tsuioi (1360-1930;.
С 10.8.1915 no 15 5 1923 - Вице-адмирал Тсмо- собуро Като (Vice-Admnal Kato То- mosab jio) М861- 1923).
В период нахождения Като на Вашингтонской конференции с 10.10 1921 по 10 3 1522 года его обязанности исполнял премьер-министр
Программа пополнения флота ("New Fleet Replenishment Piogram - Shir, Kaigur Juiitsu Ке'Кзки» предложенная 15 мая 1910 года поедусматривала постройку в 1914-1918 финансовых годах 51 нсвои единицы в числе которых:
7 линейных кораблей.
3 крейсера 1-го класса;
4 крейсера 2-го класса.
1 крейсер "специального назначения.
26 эскадренных миноносцев,
10 подводных лодок.
По прогнозам, с учетом построенных и строящихся кораблей, к 1 апреля 1919 года мог быть создан боевой флог из кораблей со сроком службы менее 8 лет в следующем составе
8 линкоров (7 + "Fuso"),
8 крейсеров 1-го класса (3 + "Kurama" + 4 типа "Kongo");
8 крейсеров 2-го класса (3 + 1 "специальный" + "Tone" + 3 типа "Chikuma").
В ноябре 1911 года было предложено в 1SH2- 1919 финансовых годах заказать 52 новых корабля, в том числе:
7 линейных кораблей:
2 крейсера 1-го класса.
5 крейсеров 2-ю класса.
2 крейсера "специального назначения".
26 эскадренных миноносцев.
10 подводных лодок
В этом случае, к 1 апреля 1920 года флот мог иметь в своем составе 8 линкоров, 6 крейсеров 1-го класса и 8 крейсеров 2-го класса. "Anegawa" - бывшее судно русского Добровольного флота "Москва", построенное в 1898 году фирмой "J.Biown" в Клайдбэнке (полные технические элементы смотрите в журнале "Engineering" от 28 апреля и 5 мая за 1905 год. "О российском Добровольном флоте") Полный тоннаж - 7267 тонн, нормальное водоизмещение 11.700 тонн В декабре 1903 года в Порт-Артуре переоборудовано во вспомогательный крейсер "Ангара", но 14 февраля 1904 юда возвращено Доброфлоту как госпитальное судно о прежним названием "Москва". 16 октября 1904 юла после попадания 280-мм снаряда судно село на грунт в гавани Порт-Артура 12 мая 1905 года поднято японцами 3 июня того же года переименовано в "Anegawa" и 8 марта 1903 года зачислено в списки японского флота как посильное судно. 22 августа 1911 года списано, и возвращено Доброфлоту. В ноябре 1916 года вновь под названием "Москва". Позже использовалось как плавбаза миноносцев под названием "Печенга" Вероятно пошло на слом во Владивостоке в 1924 году.
Утвержденная 24 февраля 1916 года программа сокращенного строительства получила название "Новая кораблестроительная программа 1916 года" ("1916 New Naval Shipbuilding Programm" - "1916 Shinzokan Ke ikaku"). Она включала строительство линейного корабля "Nagato". легких крейсеров "Tenryu" и "Tatsuta", эскадренного миноносца "Tanikaze" и подводных лодок N.14, N19 и N 20, а также танкера "Sunosaki".
Проектирование и анализ переоборудования кораблей японского императорского флота с 1900 года осуществлялся Департаментом морского министерства (Department of the Navy Department - Kaigunsho).
19 мая того же года был образован Технический департамент ВМФ Технический департамент ВМФ (The Navy Technical Department - Kaigun Kansei Honbu), сменивший действовавшее с января 1886 года Техническое бюро (The Technikal Bureau - Kansei Kyoku).
21 сентября 1915 года название департамента заменено на "Технический департамент ВМФ" (The Navy Technical Department - Kaigun Gijutsu Honbu), a 1 октября 1920 года "Технический департамент ВМФ" (The Navy Technical Department - Kaigun Kansei Honbu).
Кораблестроительная секция (Shipbuil- ding section - Zosen) технического департамента. имевшая "Отделение технического проектирования" (Basic Design - Kihon Keikaku) была известна как 3-я или 4-я секция: с 19.5 1900 по 21 9.1915 это третья секция (Shipbuilding Section (Thud Section) of the Navy Technical Department) а затем четвертая (Shipbuilding Section (Fourth Section) of the Navy Technical Department). С апреля 1927 года по апрель 1933 года - вновь 3-я, после чего окончательно утверждена как 4-я
Технический совет ВМФ (иногда его называли Техническое Управление) (The Navy Technical Council - Kaigun Gijutsu Kaigi) помогал МГШ готовить тактико-технические задания на проектирование новых кораблей. Он состоял из заместителя начальника МГШ (Vice-Chief of ihe Naval General Staff), заместителя морского министра (Vice Navy Minister), начальников 1-го и 2-го отделов МГШ (Chiefs of Fust and Second Divisions of the N.G.S.), начальника отдела морских дел в морском министерстве (Chief ol Naval Affairs Division of the Navy Department), начальника Технического департамента ВМФ (Chief of Navy Technical Department), начальника кораблестроительной секции (3-й или 4-й) (Head of Shipbuilding Section). начальника штабного колледжа (President of Naval Staff College) и опытных проектировщиков. Совет был создан 21 апреля 1889 года и действовал как отдельный орган, исключая период с 10 ноября 1903 по 30 января 1935 года, когда он входил в Технический департамент ВМФ
Согласно данных капитан-лейтенанта Сицуо Фукуи (Lieutenant-Commander Fukui Shizuo), приведенных в статье Ясуо Абэ Все о легких крейсерах ВМФ США типа "Omaha" ("All About "Omaha' -Class Light Cruisers in US Navy" by Abe YasuO) в журнале "Ships of the World", стр. 48-61 за 1967 год
В течение июля-сентября 1916 года была предложена Программа пополнения флота "Флот 8-4" ("8-4 Fleet Completion Program" - "8-4 Kantai Kansei Keikaku"). однако 25 января 1917 года ее исполнение было отложено 38-й сессией парламента сроком на один год - до опубликования в США "Акта о трехлетнем кораблестроении" (от 29 августа 1916 года). Этот заокенский документ стал необходимым ориентиром для японских политических кругов в давлении на парламент.
Вскоре на специальной сессии была утверждена программа постройки в течение 7 лет (с 1917 финансового года) наряду с 9-ю крейсерами трех линейных кораблей ("Mut- su", "Kaga" и "Tosa"), двух линейных крейсеров ("Amagi" и "Akagi"), 27 эскадренных миноносцев, 18 подводных лодок и 3 вспомогательных судов.
Крейсера в 5500 тонн известны как "Промежуточная модель программы 1917 года N.1-8" (1917
"Program Medium Model (Chu Gata) Cruisers No.1 to 8) Из них:
по ассигнованиям 1917/18 года: "Kuma" (N.1) и "Tama" (N.2) - названия присвоены 20 августа 1917 года;
по ассигнованиям 1918/19 года: "Kitakami" (N.3), "Ooi" (N.4) и "Kiso" (N.5) - названия присвоены 24 января 1918 года;
по ассигнованиям 1919/20 года: "Nagara" (N 6). "Isuzu" (N.7), "Natori" (N.8) названы 17 июля 1919 года.
Программа пополнения флота "Флот 8-6" ("8- 6 Fleet Completion Program" - "8-6 Kantai Kansei Keikaku"), наряду с тремя 5500-тонными крейсерами, предусматривалась постройка двух линейных крейсеров ("Ashitaka". переименованный 26 марта 1920 года в "Такао", и "Atago"), 27 эскадренных миноносцев, 48 подводных лодок и 6 вспомогательных судов. Закладка трех 5500-тонных крейсеров "Программы 1918 года", названных "Suzuka", "Minase" и "Otonase" были отложены к постройке на 1919 год, финансирование их строительства перенесенала 1920/21 год. Были изменены и их названия. 26 марта 1920 года первый переименован в "Yura", остальные 1 октября 1920 года - соответственно в "Abukuma" и "Kinu".
Согласно данных капитан-лейтенанта Сицуо Фукуи, приведенных в статье Ясуо Абэ "Все о легких крейсерах ВМФ США типа "Omaha" ("Ships of the World", стр. 48-61 за 1967 год).
Программа пополнения флота "Флот 8-8" ("8- 8 Fleet Completion Program" - "8-8 Kantai Kansei Keikaku") наряду с двенадцатью крейсерами, в числе которых были четыре - "большой модели" (large model - dai) и восемь - "промежуточной модели" (medium model - chu), узаконила строительство 4 линейных кораблей (No.9-12), 4 линейных крейсеров (No 13-16), 32 эскадренных миноносцев. 28 подводных лодок, 5 канонерских лодок и 18 вспомогательных судов
Японский финансовый год начинался 1 апреля и заканчивался 31 марта следующего года. Таким образом 1920 финансовый год длился с 1 апреля 1920 года по 31 марта 1921 года, соответствуя ассигнованиям на 1920/21 финансовый год
Четыре крейсера "промежуточной модели" (medium model - chu) в 5500 тонн программы 1920 года (доработанный проект, известный под обозначением "С-33" - "Basic Design No.C-33") были утверждены постройкой no финансированию на 1921/22 год (вместо ранее предполагавшегося финансирования двух кораблей по ассигнованиям 1920/ /1921 года и двух - по ассигнованиям 1921//1922 года). 19 марта 1921 года новые крейсера получили наименования "Sendai", "Jintsu", "Naka" и "Kako", доведя таким образом число, 5500-тонников. заказанных в соответствии с условиями Вашингтонской конференции в целом до 15 единиц.
Подробные данные этих крейсеров, включая поперечные сечения корпуса, по типу "усовершенствованный "Bnmingham"-"Haw- kins" и однотипных с ним достаточно известны: они опубликованы в технической литературе и среди прочих изданий смотрите журнал "Engineering" от 24 сентября 1920 года, стр. 410 и 418- 419.
Стандартное (или вашингтонское) водоизмещение включало в себя массу корабля готового к плаванию с полными запасами, боекомплектом и экипажем, но без топлива, запаса питательной воды и смазочного масла. До Вашингтонского договора японский флот принимал нормальное водоизмещение (в английских тоннах по 1016 кг.) - как соответствующее водоизмещению готового к плаванию корабля, но всего при 1/4 запаса топлива, 3/4 боезапаса и 1/3-2/3 запасов масла, при отсутствии питательной воды. С 1920 года корабли проектировались к испытаниям в метрических тоннах, что на треть меньше полного водоизмещения (другими словами при 2/3 полного запаса топлива, питательной воды, масла и прочих запасов).
Среди них два крейсера по 7500 тонн, три эсминца (No. 11, 13 и 15), шесть подводных лодок (No 48, 64.72-75), плавбаза "Chogei", четыре транспорта ("Ortdo". "Mamiya". "Hayatomo" и "Naruto") и два авианосца ("Amagi" и "Akagi").
Среди них сразу 6 крейсеров, 21 эсминец. 22 подводных лодки и 10 вспомогательных судов Корабли утвержденные в феврале-марте 1922 года, а так же в июле того же года составляли "Новую кораблестроительную программу 1923 года" ("1923 New Replenishment Shipbuilding Programm" - "1923 Kantei Seizo Shinnoiu Keikaku"), принятую 46-й сессией парламента в марте 1923 года.
Сталь NVNC означает сокращенно "новая не- цемментированная Виккерса" (New Vickers non- cemented) и известна также как "упроченная хромистая сталь" (Hardened chrome steel = nitsukeri kuromu ко). Это гомогенная нецементиро ванная упроченная сталь, созданная в конце Первой мировой войны по образцу стали марки VH - "Виккерса. упроченная" (Vickers Hardene- d) для использования в виде броневых плит Она имела следующий химический состав (аналогичный стали VH и цемментироэанной стали Виккерса VC):
Никель Ni = 3,7-4,2 % Хром Сг = 1,8-2,2%
Углерод С = 0,43-0,53 % Медь Си = 0.2 %
Марганец Мд = 0,30-0,45 % В зависимости от толщины плит сталь NVNC имела следующие механические свойства: Толщина плиты - свыше 180 мм.
Предел упругости = > 40 кг/кв.см
Предел прочности = 75+10 кг/кв.см Удлинение (растяжение; = > 20 % Толщина плиты - 75 - 180 мм. Предел упругости = > 45 кг/кв.см Предел прочности = 80+8 кг/кв.см Удлинение (растяжение* = > 19 % Толщина плиты - менее 75 мм. Предел упругости = > 50 кг/кв.см Предел прочности ' = 85+6 кг/кв.см Удлинение (растяжение; = > 18 % С 1932 года плиты NVNC стали заменяться плитами CNC (Ni-Cr-Cu) или омедненная нецемментирован- ная сталь (Copper Non- Cemented Steel). Сталь высокого сопротивления НТ (Hign Tensile) применялась наряду с мягкой сталью MS (Mild Steel). Обе марки являлись в японском императорском флоте обычным конструктивным материалом, а также использовались как защита кораблей Химический состав стали НТ (помимо незначительного процента некоторых других элементов):
Углерод С =0,35-0.40% Кремний Si = 0,15% Марганец Мд = 0,8-1,2% Механические качества: Предел угругости = > 32 кг/кв см Предел прочности = 54-60 кг/кв.см Удлинение (растяжение) = > 20 %
Для обозначения вооружения кораблей в японском флоте было принято указание года приемки на вооружение (орудий, торпед, снарядов, дальномеров и т.п.) первого образца. До правления Императора Хиро- хито (Empeior Нпо Hoto). то есть до 1927 года, даты шли по нумерации лет царствования с указанием года (Nendo) почти до 1921 года (10-й год Taisho). после чего приставка "Nendo" в большинстве случаев отсутствует: Годы правления
МЕЙДЗИ (MEIJI) - Император Муцухито (Emperoi Mutsu Hito):
первый год ( 1-й) - 1868 г последний год (45-й) - 1912 г. ТАЙСО (TAISHO) - Император Есихито (Emperor Yoshi Hito):
первый год ( 1-й) - 1912 г последний год |15-й) - 1926 г СЕВА (SHOWA) - Император Хирохито (Emperoi Hiro Hito):
первый год ( 1-й; - 1Э26 г последний год (15-й) - 1926 г
Следователоно. "3 Nendo Shiki" фактически означает "Taisho 3 Nendo Shiki" или "Тип от 3 года Тайсо". то есть образца 1914 года. В правление императора Хирохито японские календарные годы были привязаны к году основания империи - 660 году. В связи с этим предметы вооружения обозначались двумя последними цифрами календарного года, без последующего добавления "Nendo". Так, образец с обозначением "88 Shiki" - "Тип 88-го года" (по японскому календарю 2588 года). Для определения по христианскому календарю новой эры надо вычесть 660: 2588-660=1928 год. "95 Shiki" означает образца 1935 года, "00 Shiki" - образца 1940 года.
Кроме того, для обозначения разных модификаций одного образца приняли следующие символы: "Shiki" - образец, "Gata" - модель (имеются ввиду большие изменения в конструкции), "Kai" - модификация (сравнительно небольшие изменения от исходного образца).
"Go" - часто используемый номер.
Японские взрыватели для снарядов (shell fuzes = Shinkan) можно разделить на 3 категории:
1) Ударные взрыватели (Chakahatsu shinkan):
А). Основные ударные взрыватели (Dantei Chakahatsu shinkan).
После опытов с ударным взрывате/юм "Higo" в 1884 году (принят 9 января 1834 года) первым основным взрывателем собственно японской разработки стал созданный капитан-лейтенантом Горо Идзуни (1858-1921 гг.) (Lt-Commander ljuin Goro) "Основной ударный взрыватель "IJUIN" (ljuin base percussion fuze), принятый на вооружение 2 июля 1900 года. Его модифицированные модели приняты на вооружение 22 июня 1906 года как "взрыватель нового типа (= Shin Shiki) "IJUIN No.1" (New type ljuin fuze No.1) и 15 июня 1907 года - как "взрыватель нового типа "IJUIN No.2" (New type ljuin fuze No.2).
Указанные выше взрыватели заменил в Первую мировую войну взрыватель нового типа "No.1 3 Nendo Shiki 1 Go shinkan".' принятый к использованию 24 агуста 1914 года.
Новые образцы основного взрывателя были созданы во время Первой мировой войны и приняты 29 августа 1919 года ("2 Go") и 19 декабря 1919 года ("1 Go" и "3 Go") как взрыватели "8 Nendo Shiki 1-3 Go Shinkan".
После взрыва в сентябре 1920 ода снаряда 360- мм.калибра в правом стволе носовой башни ГК линейного крейсера "Наги- па" использование этих взрывателей в Феврале 1921 года было прекращено, а 15 сентября гоал этот тип взрывателей был окончательно снят с прои^ойства и заменен взрывателем "13 (Nendo) Shikt"
3 это время капитан 3-го ранга Гито Кавасэ (Commander Kawase Gicnc) разработал ноеый тип основного взрывателя для бронебойных снарядов, принятый на вооружение в 1924 году под обозначением "13 Nendo Shiki shinkan" (позже "13 Shiki shinkan"). Он применялся на протяжении всей Второй мировой войны. Существовало несколько его моделей:
"13 (Nendo) Shiki 1 Go" - принят на вооружение 26 июля 1924 года. Являлся основным вставным взрывателем;
"13 (Nendo; Shiki 2 Go" - принят на вооружение 5 октября 1925 года - основной взрыватель с кратковременной (0,03 сек.) задержкой, на дымном порохе;
"13 (Nendo) Shiki 3 Go" - принят на вооружение 5 октября 1925 года - основной взрыватель с кратковременной (0,08 сек ) задержкой, на дымном порохе;
'13 (Ne:Tdo; Sniki 4 Go" - принят на вооружение 6 января 1932 года - основной взрыватель с задержкой (0,4 сек), на дымном порохе Модифицированный (модификация "1") вариант поиняг 9 июня 1932 года.
Модификации с замедлением 0,4 сек.: "13 Shiki 5 Go", принятая в т941 году, и "13 Shiki 5 Go" с колпачком. принятая в 1924 году.
В). Головные ударные взрыватели. (Danto Chakuhatsu shinkan).
Приняты для фугасных снарядов (включая зенитные) калибром от 80 до 140 мм. Существовали две основные модели. 1) "5 Nendo Shiki Danto shinkan" - принят 11 ноября 1918 года - весьма удачная модель, разработанная в 1916 году (получила развитие в трех модификациях): "5-1" принят 6 января 1932 года; "5-2" принят а июне 1936 года; "5-3" принят в декабре 1941 года. Все три модели варьировали содержание трех компонентов заряда: свинца и тетрила как инициируемых веществ и шимозы-мелинита как взрывчатки 2) "88 Shiki Danto shinkan". принятый 7 ноября 1928 года - менее удачный взрыватель (как инициирующее вещество использован ртутный фулминат, а как взрывчатка ши- моза-мелинит). Его модифицированная модель "88-1" принята в декабре 1941 года с зарядом из трех компонентов, в том числе инициирующие азид свинца и тетрил). Упрощенная модель "88-2' этого взрывателя была принята на вооружение в феврале 1943 года.
Оба типа ударных головных взрывателей ("5 Nendo Shiki" и "88 Shiki") были вставными
2) Временные взрыватели (Jigen shinkan)
Наряду с более старыми временными взрывателями (Kayaku jigen shinkan) японский флот после Первой мировой войны ввел механические временные взрыватели (Kikai jigen shinkan). В том числе головные, с трех- компокентным инициатором и заменителем из дымного пороха с часовым механизмом Хаттори (Hatiori) для Фугасных и учебных снарядов, а также для осветительных, дымовых, обычных и зенитных снарядов калибром от 80 до 200 мм. (а во Вторую мировую войну и свыше 200 мм ).
В 1924 году, после исследования временного механизма германского взрывателя "Rheinmetall". японцы начали разработку собственной экспериментальной модели, которую закончили в 1929 году и приняли на вооружение 8 июля 1930 года под индексом "89 Shiki Jigen shinkan". За нею последовал принятый 6 января 1$32 года более мощный и более совершенный тип "91 Shiki Jigen shinkan".
На его основе приняты модели: в июне 1942 года - "98 Shiki", в феврале 1943 года "0 Shiki" и в 1944 году - "4 Shiki".
3) Взрыватели двойного действия
(Fukudo shinkan) Комбинация временного (на 30 сек или на 50 сек.) и вставного головного взрывателей. Взрыватель, подобный предыдущему принят на вооружение 11 ноября 1918 года.
Бездымный порох принят японским флотом на вооружение 17 февраля 1893 года как порох "Jinjo Cliujo kayaku" (Common cordike powder .= порох общего назначения, кордовый), под обозначением "кордит" (common cordite), сокращенный индекс Порох О").
После изменения содержания соединения нитро- глицерин-интроцеллюлоза япойцы в 1908 году ввели для орудий всех типов улучшенный порох "MD" (MD kayaku = Modified pow- der): сначала в трубках (кап или kuda) (MOT = Modified Tuibite), затем в кордах (chu илисто) (MDC = Modified Cordite)
Добавка нафтол-метила (у японцев его называли уага-уага) в качестве стабилизатора к пороху "MD" (примерно в 1912 году) привела к принятию 12 сентября 1917 года пороха образца 1913 года ("2 Nendo Shiki kayaku" - сокращенно "порох С 2" (кордит) и порох "Т 2" (турбит), заменившему пороха MDC и MDT.
В 1920 году японцы позаимствовали в Германии новый желатинизатор "Centralite" ("Централит"), а 19 декабря 1924 года приняли порох образца 1924 года ("13 Nendo Shiki kayaku"), иначе называемый "порох DC" (германский кордит = German Cordite), а также "порох DT" (германский туобит - German Tubite).
В 1928 год/ состав порохов "2 Nendo Shiki" ("С.2" и "Т.2") модифицировали, и вскоре - 1 мая 1930 года - на вооружение был принят порох образца 1929 года "89 Shiki