- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Если сравнить корпус дредноутов типа Normandie с корпусами предыдущих линкоров, то становится заметно некоторое удлинение с небольшим сокращением осадки. Это удлинение, оказавшее частичное влияние и на форму подводной части корпуса, было вызвано увеличением водоизмещения для получения более высокой проектной скорости (больше на 1 узел). Размеры существующих французских доков не позволяли увеличить ширину новых кораблей, а увеличение водоизмещения стало необходимым.
Размерения французских дредноутов |
|||
|
Courbet |
Bretagne |
Normandie |
Водоизмещение с полными запасами, т |
23.467 |
23.549 |
25.231 |
Длина наибольшая, м |
166,00 |
166,00 |
176,40 |
Длина между перпендикулярами, м |
165,00 |
165,00 |
175,00 |
Ширина наибольшая по ватерлинии, м |
27,00 |
27,00 |
27,00 |
Длина горизонтальной части киля, м |
131,00 |
131,00 |
138,00 |
Ширина плоской части днища, м |
14,86 |
14,86 |
14,80 |
Углубление от верхней кромки киля, м |
8,70 |
8,70 |
8,65 |
Осадка фактическая максимальная, м |
9,01 |
8,97 |
8,84 |
Площадь ватерлинии в полном грузу, кв.м |
3190,77 |
3190,77 |
3467,10 |
В новом проекте была изменена форма кормовой части с тем, чтобы установить два руля.
Оконечности корпуса в новом проекте были менее нагружены, чем в проекте Bretagne. Основные веса, и в частности носовая орудийная башня, были больше сдвинуты к середине корабля. Это обещало улучшить мореходность, так как по опыту плаваний Bretagne выяснилось, что он сильно зарывался носом в воду и плохо всходил на волну из-за большой нагрузки на носовую оконечность. Наконец, на новых линкорах была улучшена остойчивость, а метацентрическая высота достигла 1,45 метра.
Весовые нагрузки проекта |
|
Статья |
Тонн |
Корпус |
6969,610 |
Броневая защита |
7637,365 |
Постоянное оборудование |
5213,844 |
Переменные грузы |
5222,038 |
Резерв |
187,909 |
Всего |
25.230,766 |
Экипаж по штату предполагал 1200 человек, из которых было 43 офицера и 120 унтер-офицеров.
Вооружение
+ Артиллерия главного калибраГлавное вооружение линкоров составляли двенадцать 340 мм/45 орудий в трех четырехорудийных башнях. Вес снаряда составлял 540 кг. Начальная скорость снаряда 800 м/сек. В 1912 году для французских адмиралов максимальная дистанция видимости, на которой можно было вести уверенную стрельбу, представлялась 10 000 метров. На этом расстоянии скорость снаряда составляла 473 м/сек. Скорострельность по расчетам предполагалась два выстрела в минуту одним стволом. Боевые запасы на каждое орудие составляли 100 выстрелов, из которых 10 считались добавочными.
Расположение башен было достаточно удобным, при стрельбе они не создавали помех дульными газами. Высота оси стволов носовой башни равнялась 11,10 метров (на 2 метра больше, чем на Bretagne), средней башни 9,80 метров, кормовой 7,75 метра. Башни приводились в движение электроприводом и наводились на цель посредством аппаратов Дженни.
Интересно сопоставить веса и размеры орудийных башен. Счетверенная башня с 340 мм пушками весила 1500 тонн против 1030 тонн веса спаренной башни. Ширина их также сильно отличалась 10,85 метров против 7,91 метра. Учитывая, что в бою башня обращена к противнику фронтом можно сказать, что ширина башни как цели для снарядов противника увеличилась на 37%. Кроме этого, экономия веса позволила усилить защиту башен. Фронтальная броня могла быть увеличена до 300 мм. При этом плиты опирались на 40мм листы (два слоя по 20 мм) конструкций башен, и, таким образом, общая толщина брони достигла бы 340 мм. Толщина плит крыш могла быть 100 мм против 72 мм на Bretagne.
Для управления стрельбой имелось пять дальномеров с базой 3,36 метра, из которых два были установлены над боевой рубкой и не имели броневой защиты, а три других размещались внутри орудийных башен. Кроме основных постов управления стрельбой каждая башня сама по себе могла быть использована как запасной пост управления огнем.
Двадцать четыре 138,6 мм/55 орудия размещались в восьми трехорудийных самостоятельных батареях. Из них две носовых батареи (высота оси стволов над ватерлинией 8,15 метров) могли вести не только погонную стрельбу, но даже и перекрестный огонь. Запас снарядов составлял 275 выстрелов на ствол.
На новых линкорах предполагалось установить по шесть подводных торпедных труб для торпед калибром 450 мм. Они устанавливались двумя группами по три трубы. Из трех труб носовой группы две располагались на правом борту, а третья на левом. В кормовой группе расположение торпедных труб было обратным.
Корпус новых дредноутов прикрывался по ватерлинии 300 мм броневым поясом (на Bretagne только 270 мм). По длине пояс простирался между внешними кромками концевых башен. Далее пояс продолжался к штевням, но с уменьшением толщины. По высоте плиты пояса поднимались на 2,35 метра над ватерлинией. Борт над главным поясом и казематы противоминной артиллерии защищались 180 мм броней. Дополнительную защиту бортов создавали угольные бункера.
Горизонтальное бронирование состояло из двух палуб, расположенных на уровне главного бронепояса и примыкающих к его нижней и верхней кромке. Назначение горизонтального бронирования заключалось только в защите механизмов и котлов, а также боевых погребов.
Боевая рубка была сделана гораздо более просторной, чем на предыдущих линкорах и защищалась вертикальной 300 мм броней. Крыша рубки состояла из 100 мм броневых плит.
Конструктивная подводная защита от подводных взрывов, в отличие от предыдущих французских дредноутов была сделана более совершенной. Принятые меры против повреждений от подводных взрывов включали разделение на водонепроницаемые отсеки, защиту бортовыми угольными бункерами, противоторпедные сети, а также специальные бортовые переборки на протяжении наиболее важных частей корабля, включая специальную противоторпедную переборку толщиной 30 мм. Эта переборка состояла из трех слоев, соединенных подобно рессорам. Один из этих слоев был гофрированным. Такая конструкция переборки по замыслу конструкторов обещала придать ей большую гибкость и упругость. Переборка в средней части отстояла на 3 метра от наружней обшивки, а в оконечностях на 2 метра. Между противоторпедной переборкой и наружней обшивкой, на расстоянии примерно 1,6 метра от борта была устроена еще одна переборка, образующая две бортовые камеры. Наружная из них представляла собой камеру расширения при взрыве торпеды или мины, а внутренняя (вплоть до противоторпедной переборки), была поперечными переборками разделена на угольные бункеры, представляя собой камеру разрушения.
Специалисты отмечали недостаточность этой защиты, особенно в районе боевых погребов, но, тем не менее, она представляла собой некоторый прогресс по сравнению с Bretagne и, в особенности, с Jean Bart, на которых подводная защита по-существу отсутствовала.
Энергетическая установка
+ МеханизмыПервые четыре корабля (исключая Bearn, о котором сказано ниже) имели смешанную силовую установку. Ее применение было вызвано желанием снизить большой расход пара (и соответственно угля), присущий турбинам того времени при их работе в режимах среднего хода наиболее употребительных при обычной рутинной службе. Две вертикальные 4-цилиндровые поршневые машины (цилиндры высокого, среднего и по два низкого давления) работали с прямой передачей вращения на внешние валы установки.
Диаметр цилиндров ВД - 1,16-1,18 метров
Диаметр цилиндров СД - 1,66-1,73 метров
Диаметр цилиндров НД - 1,98 метров
Ход поршня - 1,15 метра
Внутренние валы вращались напрямую от турбинных агрегатов системы Parsons (на Normandie и Flandre), Rateau-Bretagne (на Gascogne) и Schneider-Zoelly (на Languedoc). Турбины подключались только на полных ходах и в форсированном режиме). Каждый агрегат состоял из двух турбин высокого и низкого давления, расположенных в ряд. Общая мощность турбинной установки составляла 32 000 лс на полной 21-узловой скорости. При форсировании мощность можно было увеличить до 40 000 лс (при скорости 21,5 узла) и даже до 45 000 лс (при скорости 22,5 узла).
Пятый дредноут программы, Bearn имел иную силовую установку. Еще при проектировании этих кораблей Морской Генеральный штаб некоторое время настаивал на применении полностью турбинной установки, и даже турбозубчатых агрегатов. Однако в этой области французский флот еще не имел никакого опыта. Первый ТЗА, спроектированный и построенный во Франции, предназначался для заказанного в 1913 году эскадренного миноносца Enseigne Gabolie. Сейчас абсолютно точно известно, что на Bearn предполагалась установка паровых турбин с прямой передачей на валы.
На линкорах в трех кочегарках предполагалось установить узкотрубные котлы с вертикальным расположением трубок. Рабочее давление 20 атмосфер.
Котлы предполагались разных систем. На Normandie, Gascogne и Bearn должны были установить по 21 котлу, причем на Bearn типа Niclausse, а на двух других кораблях типа Guyot du Temple-Normand. На Languedoc и Flandre предполагалось разместить 28 котлов типа Belleville, имевших трубки несколько большего диаметра.
Во время приемных 10-часовых испытаний на скорости 21 узел по расчетам сгорание топлива не должно было превысить 180 кг угля или 135 кг нефти на каждый метр площади колосниковой решетки и 22 кг на 3-часовых испытаниях на полной мощности.
Внешние четырехлопастные винты имели диаметр 5,20 метров со средним шагом 6,37 метров. Скорость вращения при полной скорости составляла 115 оборотов в минуту. Внутренние трехлопастные винты диаметром 3,34 метра со средним шагом 3,10 метра вращались с такой же скоростью.
Бортовая электростанция на новых кораблях должна была быть относительно мощной для своего времени. Помещение электростанции находилось в средней части корабля, возле основания центральной башни. Четыре турбогенератора, каждый по 400 кВт, имели собственные приводы и вырабатывали переменный ток напряжением 220 В.
К сказанному не будет лишним добавить, что несмотря на достаточно хорошие характеристики новых кораблей типа Normandie, проект подвергся сильной критике. В немалой степени это произошло из-за личных качеств руководителя Управления кораблестроения Дойера, который в конце 1911 года сменил на этом посту Лиазье, и с которым, кстати говоря, он не был в большой дружбе. Достаточно разумный, но с очень критическим складом ума, всегда недоброжелательный до всех проектов, кроме своих собственных, он рассматривал проект Normandie как свое персональное дело, особенно во всем, что касалось броневой и, в наибольшей степени, подводной защиты.
Многие из критикующих считали, что он слишком мало сделал, другие высказывали сожаления о том, что французский флот оставил себе калибр главной артиллерии всего 340 мм в то время как в других странах перешли уже к 356 и даже 381 мм. Рассуждения о том, что недостаток времени не позволял вести разработку более мощных орудийных систем они считали несостоятельными или, по меньшей мере, слишком деликатными. Но несмотря на частичную правильность их суждений, следует отметить, что двенадцать 340 мм орудий, размещенных на корабле в 25 000 тонн водоизмещения, можно считать более чем удовлетворительным решением поставленных задач. Более того, именно благодаря этому калибру, по некоторым показателям таким как сектора обстрела, плотность и скорострельность огня, высота осей орудий над ватерлинией и другие корабли типа Normandie превзошли многие современные им линкоры.
Много критики было высказано и об энергетической установке дредноутов. Высказывалось сожаление, что на столь современных кораблях применили архаичную смешанную установку, и считалось, что решением всех проблем при проектировании (уже упоминалось о недоброжелательном отношении в тот момент к турбинным установкам) было бы применение турбозубчатых агрегатов. Однако в ответ можно возразить, что применение турбозубчатых агрегатов в то время было делом настолько новым, что конструкторы могли вновь попасть в ситуацию, подобную той, что возникла ранее, когда на додредноутах типа Danton установили паровые турбины, имея только лишь опыт их применения на трех номерных миноносцах водоизмещением по 100 тонн. А о последствиях установки турбин на Danton уже говорилось.