- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
С 1935 года постройку новых кораблей японский флот хранил в строгой тайне. В то время Японии надоело находиться в строгих рамках навязанного ей в 1922 году Вашингтонского соглашения о сокращении военных флотов. Она решила освободиться от этой кабалы и в 1934 году односторонне денонсировала договор о разоружении. Нельзя сказать, чтобы никто не знал, что по крайней мере один крупный корабль уже был спущен на воду и что было заложено двенадцать новых эсминцев, но точных тактико-технических данных этих кораблей не было известно. Специальные службы были информированы не лучше, чем издательства немецких, английских и французских справочников. Мне это известно, так как я в 1939-40 годах являлся офицером связи при английском адмиралтействе.
Имелись подозрения, что Япония не придерживалась установленных для нее норм постройки кораблей, но совсем не было известно, что там занимались переоборудованием некоторых кораблей с целью сделать из них авианосцы, что переоборудовались легкие крейсера типов "Mogami" и "Топе" в тяжелые, что строилось большое количество карликовых подводных лодок. Ничего не знали о достижениях в области усовершенствования торпедного оружия: о стандартизации торпед калибра 610 мм., о появлении торпед нового типа со скоростью 50 узлов и работающей на кислороде и многом Другом.
Таким образом, Япония вступила в войну с хорошо обученным (в частности для ведения ночного боя) и значительно более мощным флотом, чем это предполагали. Для истории морских войн представляет интерес знание кораблей японского флота, участвовавших в этой войне, и данные о том, как Япония развивала строительство нового флота в этот период. Эта задача и была поставлена при написании данной статьи и мы хотим прежде всего выразить свою признательность Хаджиме Фукайя (Hajime Fukaya), без помощи которого мы не могли бы ее написать. Он с большой любезностью предоставил нам свои материалы и дал справки по интересующим нас вопросам.
Ниже в таблицах можно найти необходимые данные для того, чтобы дать оценку японским планам военно-морского строительства. В этих таблицах имеются различные программы строительства за период с 1937 по 1944 годы. Любопытно сравнить эти планы и особенно первоначальный план строительства на 1942 год и окончательный план, утвержденный на этот год. При их сравнении становится ясным, как работали умы японского адмиралтейства, учитывавшие уроки войны и своевременно откликавшиеся на нужды флота.
К началу войны Япония имела сильный наступательный военно-морской флот, что дало ей возможность наносить мощные удары и обеспечить себе господство с самого начала боевых действий. Премьер-министр Каное, пользовавшийся доверием Императора и решавший судьбу Японии в 1940 году записал в своих мемуарах следующее высказывание командующего флотом адмирала Ямамото: "Если мне прикажут начать боевые действия, то при любых обстоятельствах первые шесть месяцев или год я буду наносить сильные удары противнику, но я не знаю, что будет, если война затянется на два или три года". Ямамото чувствовал, что после первых морских боев перевес будет на стороне Японии. Он хорошо знал о непрочности японского тыла, о том, что его страна не обладает такими ресурсами, какими обладают США и что даже пустив в ход всю свою военную машину, Япония не сможет долго противостоять Соединенным Штатам.
В окончательно утвержденном плане военно-морского строительства на 1942 год мы видим, что японский флот отказался от постройки новых линкоров, также было сокращено количество подлежащих закладке крейсеров и, напротив, в значительной мере увеличилось количество авианосцев. Но события развивались очень быстро и почти весь план 1942 года остался нереализованным. У Японии не было достаточно мощной промышленности для того, чтобы она могла удовлетворять все возникающие потребности. Планы последующих лет говорят о том, что с каждым днем обстановка становилась все более сложной. Приходилось откладывать или прекращать постройку самых необходимых кораблей. Строительство же эскортных миноносцев и прочей "мелочи", необходимой в военное время, встало на первый план. С 1943 года Япония, военно-морской флот которой понес уже значительные потери, не могла строить то количество боевой техники, которое было ей необходимо для противостояния американским силам, находившимся в стадии расцвета. Штаб принимает срочные меры, чтобы любыми средствами сохранить свои дивизии, с каждым днем несущие все большие потери. В последние месяцы особо остро встал вопрос о строительстве карликовых подводных лодок и человеко-торпед, то есть крайних средств японцев, которые не ослабили победного шествия противника.
Таблицы строительных программ имеют свой недостаток в том, что не дают полного представления о развитии военно-морского строительства Японии. В них не отображены усилия японцев в деле переоборудования кораблей. Некоторые сведения по этому поводу читатель найдет в этой статье.
Таблицы строительных программ имеют свой недостаток в том, что не дают полного представления о развитии военно-морского строительства Японии. В них не отображены усилия японцев в деле переоборудования кораблей. Некоторые сведения по этому поводу читатель найдет в этой статье.
|
1937 |
1939 |
1940 |
1941 |
1942 |
Линейные корабли |
2 |
2 (d) |
|
|
3 |
Боевые крейсера |
|
|
|
|
2 |
Тяжелые авианосцы |
2 |
1 |
|
|
2 |
Легкие авианосцы |
|
|
|
1 |
1 |
Тяжелые крейсера |
|
|
|
2 (с) |
|
Легкие крейсера |
|
6 (1) |
|
|
9 |
Эсминцы |
15 |
22 |
|
26 (11) |
32 |
Эскортные эсминцы |
6 |
|
|
30 |
7 |
Подводные лодки |
14 |
25 |
16 |
33 (7) |
46 |
Минные заградители |
8 |
11 (1) |
4 |
14 (13) |
11 |
Тральщики |
. 6 |
6 |
6 |
44 <17) |
|
Охотники за пл |
9 |
4 |
23 |
120 (1) |
189 |
Прочие корабли |
18 (а) |
16 <Ь) |
10 |
23 (10) |
28 |
В скобках даются корабли, которые не были построены вследствие вступления Японии в войну и внесенные в программу изменений. Указанная здесь программа на 1942 год вскоре была заменена другой (см.таблицу ниже).
(а) - включая три корабля, из которых два учебных крейсера, вступившие в строй в 1939 году;
(b) - включая 12 кораблей;
(c) - в процессе постройки эти тяжелые крейсера были переоборудованы в авианосцы, но в строй так и не вошли;
(d) - один из этих линкоров стал авианосцем, другой недостроен.
|
Бюджет |
Бюджет |
Бюджет |
|
|
1942 |
. 1942/43 |
1943/44 |
1944/45 |
Тяжелые авианосцы |
5 (5) |
|
|
|
Легкие авианосцы |
15 (10) |
|
|
|
Легкие крейсеры |
2 (2) |
|
|
|
Эскадренные миноносцы |
31 (31) |
|
20 (10) |
42 (11) |
Эскортные эсминцы |
37 (18) |
|
376 (207) |
|
Подводные лодки |
139 (127) |
32 (21) |
121 (81) |
10 |
Минные заградители |
12 (12) |
|
11 (7) |
|
Сетевые заградители |
36 (36) |
|
|
|
Тральщики |
30 (27) |
|
100 |
|
Охотники за ПЛ |
|
|
280 (223) |
|
Сторожевые корабли |
|
|
|
|
Десантные баржи 1 кл. |
|
|
46 (24) |
|
Десантные баржи 2 кл. |
|
|
103 (27) |
|
Прочие хорабли |
59 (43) |
1 |
1600 (а) |
<Ь) |
В скобках указаны корабли, которые не были построены. Из таблицы видно, как ход войны и потребности вынудили флот отказаться от постройки большого количества кораблей, включенных в программу 1942 года. Он был в значительной мере изменен в связи с событиями первых недель войны. Можно отметить то громадное значение, какое придавали японцы эскортным эсминцам и сторожевым кораблям.
(a) - включая большое количество торпедных или подрывных катеров; фактически их было построено значительно больше.
(b) - точные цифры, предусмотренные для карликовых подводных лодок и "Kaitwen'oe" точно не известны. *