- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Часть 1. Предвоенные проекты эсминцев "Z/34", "Z/34.A" И "Z/36"
Огромное количество задач, выполняемых эсминцами во время Первой мировой войны, их универсальность, поставила перед конструкторами морских держав множество трудноразрешимых проблем. В результате анализа боевых действий, после войны выделились важнейшие задачи этого класса кораблей:
Противолодочная оборона эскадры (и конвоев):
Противовоздушная оборона эскадры (и конвоев);
Отражение торпедных атак миноносцев противника:
Торпедные атаки вражеских сил;
Разведка, поиск и дозор при эскадре.
Лишь одна из этих основных задач требовала наличие торпедного вооружения, для решения остальных требовались орудия и глубинные бомбы. В результате появилось мнение о необходимости мощной артиллерии на эсминцах. Но успех торпедной атаки все так же напрямую зависел от мощи торпедного оружия. Совмещение достаточно мощной артиллерии и торпедного вооружения оказалось возможным лишь при резком увеличении водоизмещения. Но наряду с этим не отпала необходимость в миноносцах меньших размеров для действий вблизи побережья. На них приходилось делать предпочтение одному из видов этих вооружений. Поэтому проектирование велось в нескольких направлениях, среди которых были такие, как создание эсминцев с достаточной мореходностью для действий в составе эскадры и миноносцев с меньшей дальностью плавания для прибрежного использования. Не было никакого сомнения в необходимости обоих видов кораблей; дискуссии и споры вызывал лишь вопрос об их оптимальном соотношении в составе флота. Для каждого конкретного государства этот вопрос решался в соответствии с ее географическим положением и военной доктриной. К середине 20-х годов теоретические разработки были закончены и началось их практическое воплощение.
В отличие от других стран Германия в этом процессе участвовала лишь теоретически. Ограниченная условиями Версальского договора Германия могла строить лишь так называемые "большие миноносцы" в 800 тонн водоизмещения. В 1926-1928 годах было построено двенадцать таких кораблей, заменивших находившиеся в строю миноносцы программ Первой мировой войны.
Однако ограничения договора не мешали немецким конструкторам вести работы по проектированию крупных эсминцев. Одновременно морское командование разработало оперативно-тактические основы их использования, считая главной задачей для них содействие крупным кораблям флота в их рейдерских операциях, а также охрану собственных коммуникаций. При этом новые эсминцы должны были иметь возможность выполнять все те разнообразные задачи, предъявляемые к данному классу кораблей. На основе этих положений были разработаны тактико-технические задания, послужившие основой для проекта 38-узлового 1500-тонного эсминца 1932 года, вооруженного четырьмя 130-мм.орудиями и двумя 3-трубными торпедными аппаратами. Интересно отметить, что некоторое влияние на проект оказало получение подробных данных о высокоскоростных французских лидерах, было обращено очень большое внимание на энергетическую установку проекта для получения высоких скоростей и наиболее возможной ее экономичности. Позже это привело к применению на немецких эсминцах турбокотельных установок высокого давления.
Несмотря на то что воплотить проекты в реальное "железо" не имелось никакой возможности работы над проектом не прекращались. С переходом в 1933 году власти к Гитлеру немецкое Верховное командование приступило к разработке захватнической военной доктрины, немаловажное место в которой отводилось военно-морским силам. В связи с этим резко увеличились ассигнования на вооружение, и в том числе - на флот.
Предполагавшийся в ближайшее время отказ от условий Версальского договора позволил бы Германии резко увеличить свои морские силы. Нужны были новые корабли всех классов и хотя официально новые программы расширенного кораблестроения не принимались, закладка на стапелях новых кораблей состоялась задолго до подписания англо-германского морского соглашения 1935 года. Это коснулось и новых эсминцев.
В 1934 году был утвержден проект эсминца, получившего обозначение "Z/34". разработанного на основе проекта 1932 года. Основное его отличие от прототипа - применение силовой установки с повышенными параметрами пара. Они были испытаны в Германии на гражданских судах и несмотря на то, что до полного окончания исследовательских работ было далеко немецкое морское командование приняло решение о переходе на вновь строящихся кораблях на новый тип энергетической установки, перспективной в отношении экономичности и эффективности. Хотя официально это решение было утверждено в 1935 году, его воплощение началось раньше.
Первоначально для успешного действия флота командование посчитало нужным иметь 16 новых эсминцев. Постройка первых четырех началась в 1934 году, а остальных двенадцати чуть позже - по несколько измененному проекту "Z/34.A". Строились эти корабли четырьмя судостроительными фирмами.
Заключение англо-германского морского соглашения 18 июня 1935 года дало возможность немецкому флоту отбросить путы Версальского договора. С учетом существующих кораблей Германия обязалась не превышать тоннаж своего флота более чем в 35 % от общего тоннажа британских надводных кораблей. Это правило распространялось и на отдельные классы боевых судов. Исходя из этого немецкий флот мог иметь тоннаж 183.750 тонн, из которых на эсминцы и миноносцы отводилось 65.260 тонн. С учетом уже готовых 12 миноносцев и запланированных 16 эсминцев, оставалось еще 29.650 тонн - на 18 подобных эсминцев будущих программ. Следует напомнить, что германское правительство в официальных сообщениях занижало водоизмещение своих строящихся кораблей. Так новые эсминцы оказались гораздо крупнее (при объявленном проектном водоизмещении 1625 тонн).
В 1936 году началось перевооружение английского флота. Это послужило Гитлеру поводом к ускорению строительства флота. В такой обстановке командующий немецким флотом Эрих Редер легко добился принятия 6 июня 1936 года нового плана строительства немецких кораблей. Всего он предусматривал иметь к 1943 году 42 эсминца, из которых 22 должны были вступить в строй до 1 октября 1938 года.
В соответствии с этим планом в 1936 году началась постройка еще шести эсминцев по проекту "Z/36" - слегка переработанному прототипу "Z/34" с увеличением водоизмещения до 1800 тонн. Хотя их строительство началось на два года позже, чем предыдущие корабли, закончилось оно одновременно. Последний эсминец первого типа вступил в строй за два дня до нападения до Польшу (Z.13), а последний эсминец второго типа (Z.22) - в первый месяц войны.
Наряду с собственными наименованиями (большинство кораблей были названы в честь немецких офицеров. погибших в последнюю войну, или в честь выдающихся личностей, как например. "Hans Lody". эсминцам были присвоены литерные обозначения с порядковым номером. И. кроме того, по мере вступления в строй эсминцы сводились в несколько флотилий и в зависимости от этого до начала военных действий они имели нанесенные на бортах тактические номера (исключая головной "Lebereht Maas". который являлся флагманским кораблем). В зависимости от соединения, к которому причислялся каждый конкретный корабль, эти номера изменялись. Через два месяца после начала войны от них решили отказаться и в соответствии с приказом от 7 ноября 1939 года они исчезли с бортов кораблей (а на Z.2 - Z.7 - еще раньше).
Имя |
Проект |
Место постройки |
Стоимость за ед. |
Z.1 - Z. 4 |
"Z/34" |
"Deutsche Werke Kiel A.G." (Киль) |
54.749 тыс.марок |
Z.5 - Z.8 |
"Z/34.A" |
"Deschimag" (Бремен) |
50.749 тыс.марок |
Z.9 - Z.13 |
"Z/34.A" |
"Fr.Krupp A.G.Germania Werft" (Киль) |
67.249 тыс.марок |
Z.14 - Z.16 |
"Z/34.C" |
"Blohm & Vos3" (Гамбург) |
42.249 тыс.марок |
Z.17 - Z.22 |
"Z/36" |
"Deschimag" (Бремен) |
77.248 тыс.марок |
Наименование |
Заказан верфи |
Заводск. номер |
Заложен на стапеле |
Спущен на воду |
Готовность |
|
Z.1 |
"Leberect Мааэ" |
7.7.1934 |
К.242 |
10.10.1934 |
18.8.1935 |
14.1.1937 |
Z.2 |
"Georg Tiele" |
7.7.1934 |
К.243 |
25.10.1934 |
18.8.1935 |
27.2.1937 |
Z.3 |
"Max Schultz" |
7.7.1934 |
К.244 |
2.1.1935 |
30.11.1935 |
8.4.1937 |
Z.4 |
"Richard Beitzen" |
7.7.1934 |
К.245 |
7.1.1935 |
30.11.1935 |
13.5.1937 |
Z.5 |
"Paul Jacobi" |
9.1.1935 |
W.899 |
15.7.1935 |
24.3.1936 |
29.6.1937 |
Z.6 |
"Theodore Riedel" |
9.1.1935 |
W.900 |
18.7.1935 |
22.4.1936 |
2.7.1937 |
Z.7 |
"Hermann Schoemann" |
9.1.1935 |
W.901 |
7.9.1935 |
16.7.1936 |
9.9.1937 |
Z.8 |
"Bruno Heinemann" |
9.1.1935 |
W.902 |
14.1.1936 |
15.9.1936 |
8.1.1938 |
Z.9 |
"Wolfgang Zenker" |
4.8.1934 |
G.535 |
22.3.1935 |
27.3.1936 |
2.7.1938 |
Z.10 |
"Hans Lody" |
4.8.1934 |
G.536 |
1.4.1935 |
14.5.1936 |
13.9.1938 |
Z.11 |
"Bernd von Arnim" |
4.8.1934 |
G.537 |
26.4.1935 |
8.7.1936 |
6.12.1938 |
Z.12 |
"Erich Giese" |
4.8.1934 |
G.538 |
3.5.1935 |
12.3.1936 |
4.3.1939 |
Z.13 |
"Erich Koellner" |
10.11.1934 |
G.539 |
12.10.1935 |
18.3.1937 |
28.8.1939 |
Z.14 |
"Friedrich Ihn" |
19.1.1935 |
В.503 |
30.5.1935 |
15.11.1936 |
6.4.1938 |
Z.15 |
"Erich Steinbrinck" |
19.1.1935 |
В.504 |
30.5.1935 |
24.9.1936 |
31.5.1938 |
Z.16 |
"Friedrich Eckoldt" |
19.1.1935 |
В.505 |
4.11.1935 |
21.3.1937 |
28.7.1938 |
Z.17 |
"Dieter von Roeder" |
6.1.1936 |
W.919 |
9.9.1936 |
19.8.1937 |
29.8.1938 |
Z.18 |
"Hans Ludemann" |
6.1.1936 |
W.920 |
9.9.1936 |
1.12.1937 |
8.10.1938 |
Z.19 |
"Hermann Kunne" |
6.1.1936 |
W.921 |
5.10.1936 |
22.12.1937 |
12.1.1939 |
Z.20 |
"Karl Galster" |
6.1.1936 |
W.922 |
14.9.1937 |
15.6.1938 |
21.3.1939 |
Z.21 |
"Wilhelm Heidkamp" |
6.1.1936 |
W.923 |
15.12.1937 |
20.8.1938 |
20.6.1939 |
Z.22 |
"Anton Schmitt" |
6.1.1936 |
W.924 |
3.1.1938 |
20.9.1938 |
24.9.1939 |
Эсминец |
Такт.NN |
"Bruno Heinemann" |
63 |
61 |
|
|
"Dieter von Roeder" |
51 |
|
"Wolfgang Zenker" |
61 |
62 |
63 |
|
"Hans Ludemann" |
53 |
|||
"Leberect Maas" |
- |
||||||||
"Georg Tiele" |
13 |
"Hans Lody" |
62 |
81 |
|
|
"Hermann Kunne" |
52 |
|
"Max Schultz" |
12 |
"BeVnd von Arnim" |
|
|
62 |
81 |
"Karl Galster" |
42 |
|
"Richard Beitzen" |
11 |
"Erich Giese" |
|
82 |
|
82 |
"Wilhelm Heidkamp" |
43 |
|
"Paul Jacobi" |
21 |
"Erich Koellner" |
|
|
61 |
83 |
"Anton Schmitt" |
41 |
|
"Theodore Riedel" |
22 |
"Friedrich Ihn" |
32 |
33 |
|
|
|
|
|
"Hermann Schoemann" |
23 |
"Erich Steinbrinck" |
31 |
32 |
|
|
|
|