• Главная
  • Моделист Конструктор
  • Морская Коллекция
  • Гангут
  • Бриз
  • Морская Кампания
  • Судостроение
  • Тайфун
  • Журналы
  • Журналы
  • 01-12
  • 13-24
  • 25-33
  • 37-45
  • 01 - 1995 / 01
    • Первые программы броненосного флота
      • Часть первая Создание в Англии мореходного броненосного флота
      • Часть вторая Мореходный броненосный фрегат "Warrior"
      • Схемы
    • "Британские крейсеры типа "Arethusa">
      • Часть первая Проектирование и постройка
      • Схемы
    • Морская мощь Японии. Расцвет и падение
    • Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
      • Линейные корабли
      • Авианосцы
      • Схемы
      • Крейсера
      • Схемы
  • 02 - 1995 / 02
    • Британские крейсеры типа "Arethusa"
      • Часть вторая Годы Службы
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Эволюция Французких линейных кораблей
      • Артиллерийское вооружение
      • Предшественники Французских дредноутов
      • Линейные корабли типа "Courbet"
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
      • 1.1 Предварительные проекты первой мировой войны.
      • 1.2 Проект крейсера разведчика 1916-го года.
      • 1.3 Проект крейсера-разведчика 1918-го год
      • 1.4 Проект крейсера-разведчика 1921-го год
      • 1.5 Экспериментальный крейсер "Yubari
      • Таблицы
      • Примечания
      • Схемы
  • 03 - 1995 / 03
    • Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
      • Часть I. Предвоенные проекты эсминцев "Z/34", "Z/34.A" и "Z/36"
      • Описание
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 2. Линейные корабли типа "Bretagne"
      • Судьбы кораблей
      • Схемы
    • "Стратегия Японии"
    • "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
      Часть вторая
      • Эскадренные миноносцы
      • Эскортные миноносцы и охотники за подводными лодками
      • Минные и сетевые заградители, минные тральщики
      • Подводные лодки
      • Наступательные средства
      • Десантные средства и корабли поддержки армии
      • Вспомогательный флот и реквизированные суда
      • Схемы
  • 04 - 1995 / 04
    • Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
      • Часть первая Проектирование и постройка
      • Техническое описание линейного крейсера "Kongo"
      • "Kongo" в боевом строю
      • Схемы
    • Французские контр-миноносцы межвоенного периода
      • Часть 1. Контр-миноносцы типа "Jaguar"
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 3/1. Линейные корабли типа "Normandie"
      • Техническое описание линкоров
      • Схемы
    • Список и описание кораблей японского флота
      • Часть 1
      • Корабли
  • 05 - 1995 / 05
    • Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
      • Примечание автора
      • Учебные бомбометания
      • Заключение
      • Примечания
      • Литература
    • Линкоры и авиация
      • Результаты испытаний в Американском флоте
      • Результаты испытаний в Британском флоте
      • Опыты в Датском флоте
      • ***
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 3/2 Линейные корабли типа "Normandie"
      • История авианосца "Bearn"
      • Схемы
    • Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
    • Список и описание кораблей японского флота Часть 2
  • 06 - 1995 / 06
    • "Российский Черноморский Флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годов"
      Часть 1. "Победы Ушакова на Черном море".
    • "Японский и китайский флоты в последнюю китайско-японскую войну"
    • "Линейные корабли "Nelson" и "Rodney"
      • Особенности проекта
      • Дискуссия
      • Схемы
    • "Немецкие линейные корабли типа "Н".
      Часть 1

  • 07 - 1996 / 07
    • "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
      Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море".
    • "Первые программы броненосного флота.
      Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance"
    • "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
      • Часть 4. "Линейные корабли типа типа "Lion"
      • Описание
      • Заключение
      • Схемы
    • "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
    • "Немецкие линейные корабли типа "Н".
      Часть 2
  • 08 - 1996 / 08
    • "Архангельские винтовые клиперы".
      Часть 1. Проектирование и постройка
    • "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
      • Часть 5. "Неосуществленные проекты быстроходных линкоров Франции
      • Дипломные работы выпускников военно-морской академии
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
      • 1. Общие сведения
      • 2. Характеристики корпуса крейсеров
      • 3. Защита
      • 4. Вооружение
      • 5. Авиационное вооружение
      • 6. Энергетическая установка и мощность
      • 7. Экипаж и обитаемость
      • Примечания
  • 09 - 1996 / 09
    • "Архангельские винтовые клиперы".
      Часть 2. Устройство клиперов
    • "Линейные корабли типа "Советский Союз".
      Часть 1. Появление проекта.
    • "Нарвик. Апрель 1940 года"
  • 10 - 1996 / 10
    • "Архангельские винтовые клиперы".
    • "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
      • Артиллерийское вооружение линейных кораблей
      • Линейные корабли - До-Дредноуты типа "Deutschland".
      • Линейный корабль "Nassau".
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      • Часть 2 Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
      • Часть 3 Крейсера класса "А" типа "Аова"
      • Схемы
  • 11 - 1996 / 11
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проектов "Z/34" и "Z/34.A"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36"
      • Судьбы кораблей
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A"
      • Проекты эскадренных миноносцев "Z/37" "Z/38.Ac" и "Z/38.Ad"
      • Судьбы кораблей
  • 12 - 1996 / 12
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/38.B"
      • Разведывательные крейсеры проектов "Spahkreuzer 1938-1940"
    • "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A (Моb)"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.B"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.C"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/41"
      • Дизельные эскадренные миноносцы проекта "Z/42"
    • Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
      • Проект эскадренного миноносца "Z/42.C" ("Z/44")
      • Проект эскадренного миноносца "Z/43"
      • Проект эскадренного миноносца "Z/45"
    • "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"

+ Описание корпуса эсминцев проектов "Z/34", "Z/34.A" И "Z/36"

Эсминцы этих проектов были почти одинаковы, отличаясь лишь в некоторых деталях. Конструкция корпуса во многом напоминала корпуса немецких крейсеров и тральщиков постройки 30-х годов. Набор собирался по поперечной системе. Основную продольную нагрузку несли шесть стрингеров и продольные ребра жесткости бульбовидного профиля. Шпангоуты собирались из тавровых профилей и устанавливались в зависимости от их местоположения на различном расстоянии друг от друга (шпация равнялась 1.0 - 1.5 м.). На эсминцах все соединения конструкций набора и листов обшивки делались сварными.

Основные несущие нагрузку связи, изготовлялись из судостроительной стали "N.52", важнейшие характеристики которой равнялись:

временное сопротивление разрыву 52-64 кг/кв.мм.

предел текучести 34 кг./кв.мм.

удлинение  22-24 %

Толщины листов наружной обшивки брались с большим запасом и составляли от 5 до 11 мм. (ширстрек 11 мм.). Учитывая суммарную толщину продольных переборок и наружной обшивки они могли противостоять осколкам близкорвущихся снарядов. Также можно предполагать. что толщина листов верхней палубы (до 13-17 мм.) рассчитывалась с учетом защиты от пулеметного обстрела с самолетов.

По внутреннему расположению корпус делился на 15 отсеков (нумерация отсеков начиналась с кормы, причем кормовой отсек (ахтерпик) не нумеровался и по-существу был шестнадцатым). Все переборки были водонепроницаемы и доходили до верхней палубы, а в носовой части - до полубака. Толщина листов переборок доходила до 5 мм. внизу и до 8 мм. вверху.

Двойное дно было устроено только на протяжении машинно-котельных отделений (47 % длины корабля). Высота междудонного пространства в районе диаметрали корабля 1,1 м.. толщина листов второго дна от 5.5 до 8 мм. Интересно отметить, что второе дно на эсминцах не было новинкой, но многие страны на это шли. Например, англичане как до войны, так и в период боевых действий строили эсминцы без него. Между тем, скопление машинных масел и льяльных отходов в опустошенных или пустых отсеках двойного дна, а также поверх настила второго дна способствовали высокой пожароопасности эсминцев. Так, например, только из-за этого при столкновении двух эсминцев, пожар, охвативший Z.37 распространился на 5-6 прилегающих отсеков.

Большие толщины конструкций набора и листов обшивки и настила палуб, а также массивные надстройки (хотя они и выполнялись из легких сплавов) сильно увеличили удельный вес корпуса, который составил более 45 % от водоизмещения (на эсминцах других стран он редко превышал 42 %). Независимо от того, какие цели при этом преследовались и что было принесено в жертву, такой тяжелый корпус не мог быть ничем оправдан и именно этому обстоятельству эсминцы были обязаны многим своим неудовлетворительным качествам - в первую очередь скорости и мореходности.

Внешне корпус имел полубачную схему (длина полубака 46 м.) с ровной палубой. Возвышение носовой части первоначально не предусматривалось, но опыт эксплуатации первых кораблей серии показал необходимость изменения формы форштевня, что и было сделано на всех эсминцах, причем на многих (и в том числе на всех эсминцах проекта "Z/36") еще в ходе строительства.

Корма транцевая, слегка закругленная к бортам и с типичным для немецких кораблей тонельным образованием в подводной части.

Все надстройки изготовлялись из легких сплавов. На носовой располагался ходовой мостик, небронированная закрытая ходовая рубка, рядом с ней штурманская рубка и походная каюта командира.

Корабль имел две трубы и две мачты. На эсминцах проекта "Z/36" грот-мачта располагалась дальше в корму, чем на предыдущих, но в ходе модернизации на некоторых эсминцах ее место изменили. В 1940 году на всех кораблях этих проектов фок-мачты были переделаны в треногие с установкой к ним двух подпор с кормы. Все последующие эсминцы строились также с треногой мачтой.

В средней части вдоль диаметральной плоскости был устроен возвышенный кожух котельных отделений, соединяющий полубак, среднюю и кормовую надстройки. На нем были установлены торпедные аппараты.

+ Размеры

 

D станд.

D норм.

D полн.

Z.1 - Z. 4

2223 ts

2619 ts

3156 ts

Z.5 - Z.8

2171 ts

2574 ts

3110 ts

Z.9 - Z.13

2270 ts

 

3190 ts

Z.14 - Z.16

2239 ts

2619 ts

3165 ts

Z.17 - Z.22

2411 ts

2806 ts

3415 ts

 

 

"Z/34"

"Z/34.A"

с Z.17

с Z.20

Длина по KBJ1

114,0

114,0

120,0

120,0

(после модерн.)

(114,4)

(114,4)

(121,0)

(120,6)

Длина наибольшая

119,0

119,0

123,0

125,1

(после модерн.)

(119,3)

(120,0)

(123,4)

(125,1)

Ширина наибольшая

11,3

11,3

11,8

11,8

Осадка по КВЛ

3,82

3,82

3,77

3,77

Осадка наибольшая

4,23

4,23

4,50

4,50

Высота борта

6,40

6,40

6,60

6,60

+ Поворотливость, мореходность и остойчивость

Опыт эксплуатации эсминцев показал, что общие во всех странах для судов этого класса требования - хорошая мореходность и маневренность, а также достаточная дальность плавания - на кораблях этих проектов выполнены не были. С первых выходов в море от командиров эсминцев стали поступать жалобы на недостаточную остойчивость и мореходность. В немалой степени этому способствовали большие веса нагрузок окончательной конструкции корпуса, уменьшившие высоту надводного борта и остойчивость настолько, что приходилось уменьшать запасы топлива во время боевых выходов. Количество недобираемого топлива доходило до 30 % от общего запаса. На эсминцах проекта "Z/36" увеличение проектного водоизмещения позволило слегка изменить обводы подводной части и немного уменьшить строительную перегрузку. При этом была увеличена общая высота корпуса с 6.40 до 6.60 м.. однако осадка эсминцев в полном грузу также увеличилась, поэтому высота надводного борта не изменилась.

Неожиданно большой проблемой стали носовой бурун и брызги. Первоначально ровный и недостаточно острый форштевень на полных ходах поднимал мощную волну, достаточно высокую, чтобы создавать помехи для использования носовой артиллерии. При этом брызги воды достигали ходового мостика. В начале 1938 года в виде опыта на "Georg Thiele" вдоль бортов были устроены специальные полосы, проходящие сразу от якорей и изгибающиеся вниз до главной палубы сразу за орудием N.1. После нескольких выходов в море летом того же года полосы в передней части были сильнее загнуты вверх, но и в этом, как и в предыдущем виде они оказались малополезны. Так как себя они не оправдали, то перед началом войны их сняли. Для устранения влияния брызг пришлось ограничиться переделкой ходового мостика и рубки.

Другим серьезным недостатком было то, что эсминцы на высоких скоростях в свежую погоду и зыбь из-за недостаточной плавучести носовой части и массивной носовой надстройки прорезали волну и зарывались носом, набирая много воды на палубу. При этом появлялась довольно сильная вибрация кормы. Подобный эффект наблюдался и во время исполнения крутых поворотов. В связи с эти было произведено изменение формы носовой части. Палубу бака приподняли, а форштевень удлинили вверх на полметра, отчего общая длина корабля увеличилась на 0.3 метра. Переделка несколько увеличила плавучесть носовой части. Следует отметить также, что на эсминцах Z.5 - Z.8 форштевень изначально имел наклон к ватерлинии несколько больший, чем у первых четырех эсминцев, а в 1939-40 годах это же было сделано и на остальных восьми эсминцах Z.9 - Z.16. а также на следующих Z.17 - Z.19. Три следующих эсминца Z.20 - Z.22 получили клиперные образования носовой части еще при постройке. Во время переделок на всех эсминцах носовая часть была несколько подкреплена усилением шпангоутов. которые к тому же получили в надводной части несколько больший развал. Это расширило палубу и увеличило плавучесть носа. Позже, уже в конце войны на "Richard Beitzen" и "Paul Jacobi" носовая часть была вторично переделана по типу более поздних немецких эсминцев - форштевень в надводной части получил довольно сильный уклон вперед, увеличив длину корабля на метр от первоначальной.

Все эти переделки носовой части несколько улучшили мореходность кораблей, но никак не повлияли на волнообразование у штевня. Эсминцы по-прежнему страдали от брызг и немцы до самого конца войны придумывали способы избавиться от этого недостатка. В подтверждение этого служит тот факт, что на "Hans Lody" во время ремонта 1944/45 годов были установлены аналогичные брызго-отражатели из железных полос, но они уже по длине не доходили до якорей.

Примерно в это же время на эсминцах проводилась переделка кормовой части, которая была вызвана особенностями поведения кораблей на ходу; в режиме полного хода эсминцы начинали зарываться носом в воду, а при снижении хода до среднего начинали уваливаться на корму. Кроме этих причин переделка кормы вызывалась весьма посредственными характеристиками маневренности кораблей. Уже после первых выходов командиры эсминцев отмечали рыскливость почти на всех режимах ходов. Диаметр полной циркуляции оказался очень велик и не отвечал современным требованиям. Желая хотя бы частично исправить эти недостатки немцы решились на устройство под кормовым подзором специальной клинообразной в сечении наделки, называемой "staukeil". Наделка изгибала линию киля вниз и создавала подпор воды для балансирного руля, имеющего угол поворота на оба борта до 40 градусов. Первые четыре эсминца получили эту наделку уже в ходе службы, на остальных она была установлена во время достройки. Эффективность ее оказалась весьма сомнительной, и на последующих эсминцах. включая шесть кораблей проекта "Z/36" от наделки отказались, решившись на изменение обводов кормы.

Кроме этого, в 1938/39 годах на части эсминцев, начиная с "Hermann Schoemann", была предпринята попытка улучшить поворотливость путем удлинения дейдвуда, но как и предыдущие попытки сколько-нибудь ощутимых результатов это не дало и остальные корабли этого типа переделывать не стали. Однако на кораблях проекта "ZJ 36" дейдвуд несколько удлинили, одновременно, как уже говорилось, изменив подводные обводы кормы и транца. Благодаря этому поворотливость несколько улучшилась, но все-таки полученные результаты были далеки от желаемых. На испытании маневренности одного из эсминцев они составили: на скорости 21.4 узла полный диаметр циркуляции равнялся 580 м.(4.83 длин корпуса), на скорости 22,4 узла соответственно 595 м.(4.96 L) и на скорости 35 узлов - 855 м.(7.1 L). На следующих проектах конструкторы вернулись к аналогичным переделкам, при этом с учетом изменения формы обводов и установки двух рулей были получены гораздо лучшие результаты.

Остойчивость новых эсминцев даже по признанию самих немцев желала много лучшего. Вследствие больших высокорасположенных весов и тяжелого корпуса метацентрическая высота оказалась явно недостаточной. Для эсминцев проекта "Z/34" и "Z/34.A" она равнялась 0.79 м с полной нагрузкой и 0.60 м. с половинной нагрузкой. Увеличение проектного водоизмещения на "Z/36" благоприятно повлияло на остойчивость. Замеры, проведенные на "Dieter von Roeder" показали метацентрическую высоту 0.95 м. при полной нагрузке и 0.75 м. при стандартном водоизмещении. В среднем же для эсминцев "Z/36" при половинной нагрузке метацентрическая высота равнялась 0.81 м., а при полной 0,95 м.

Вполне умеренная бортовая качка эсминцев обеспечивалась только обводами корпуса, так как проведенные испытания показали, что установленные на эсминцах активные успокоители никакого эффекта не давали, и позже они были заменены на боковые кили.

Вооружение эсминцев проектов "Z/34", "Z/34.A" И "Z/36"

+ 127-мм. Артиллерия

Вооружение эсминцев по проекту было сравнительно одинаковым с современными кораблями этого класса других стран, но учитывая разницу в водоизмещении многие специалисты считают эти проекты эсминцев недостаточно вооруженными.

Штатное артиллерийское вооружение включало пять 127-мм.орудий, четыре 37-мм. и шесть 20-мм.автоматов. В ходе войны состав вооружения изменялся.

Размещение 127-мм.орудий позволяло сосредоточить наиболее мощный огонь по траверзу и близких к нему курсовых углах. На более острых углах эффективность огня резко снижалась, особенно на предельных дистанциях. когда защитные козырьки уменьшали орудиям N.1 и N.5 углы возвышения. Например на КУ 40 град, орудие N.5 поднималось лишь до угла 19 град., в то время как орудие N.4 - до наибольшего. Наиболее слабый огонь эсминцы сосредотачивали на острых курсовых углах, особенно носовых.

127-мм.орудия "12.7-cm.SK.C/34" универсального огня были спроектированы в 1930-32 годах и производились с 1932 года заводами "Rheinmetall-Borsig" в Дюссельдорфе. Морские испытания орудий проводились на миноносцах "Leopard" и "Luchs". Официально орудия были приняты на вооружение в 1934 году.

Орудия устанавливались на поворотных лафетах центрально-штыревой системы "С/34" в небронированных (толщина 8 мм.), открытых сзади щитах, которые прикрывали прислугу только от брызг и непогоды. Против пулеметно-пушечного огня штурмовой авиации щиты служили слабым прикрытием, но некоторую защиту прислуге орудий N.1 и N.5 создавали газо-защитные козырьки. Щит коробчатой формы имел в лобовой части две амбразуры - по сторонам от орудия - для прицелов вертикальной и горизонтальной наводки.

Основной боезапас составляли фугасные снаряды без бронебойного колпачка, имеющие донный и головной взрыватели, а также временные взрыватели. Запас снарядов хранился в четырех погребах (два в корме, два - в носу), имеющих автономные системы затопления, орошения и осушения. Общий запас выстрелов составлял 600 боевых (по 120 на ствол) и 100 осветительных. Дополнительно эсминцы могли брать по 100 снарядов в торпедный погреб.

Управление огнем 127-мм.артиллерии осуществлялось с двух постов, расположенных на носовом верхнем мостике и на средней надстройкой ниже уровня козырька второй трубы. Каждый пост был оборудован визиром центральной наводки (носовой визир был стабилизирован для определения величины изменения пеленга на цель с передачей этой величины в центральный пост): 4-хметровым стереодальномером; автоматом ВИР с датчиками прицела и целика, снабженными корректорами, позволяющими управлять огнем упрощенным способом - без центрального поста; комплексом приборов управления цепью стрельбы и контроля готовности орудия к выстрелу. Кроме этих постов управление огнем было возможно из центрального поста, расположенного в носовой части на палубе платформы. Приборы центрального поста могли подключаться к любому из визиров

В 1939 году на эсминце "Bruno Heinemann" испытывалась возможность вооружения эсминцев 150-мм.артиллерией. Опыт установки подобных орудий немцы получили еще в Первую мировую войну, построив знаменитые S.113 и V.116 с четырьмя 45-калиберными 150-мм. орудиями. Теперь они повторили опыт, создав новые 150- мм. орудия облегченной конструкции "15-ст.ТВК.С/36" на лафетах "LC/36". При сохранении зенитного и иного вооружения четыре таких орудия были установлены в небронированных коробчатых щитах, по два в носу и корме. После проведения испытаний эсминец получил штатное вооружение, но полученный достаточно успешный опыт был использован при постройке эсминцев военных программ проекта "Z/36.A" и других. Об этих кораблях и орудиях будет сказано позже.

+ Характеристики 127-мм. орудий и установок.

Калибр  127 мм.

Тип ствола  лейнер

Тип затвора .... вертикальный (клиновой),

скользящий, ручного действия

Длина ствола  5,76 м.(45 кал.)

Вес ствола с затвором  3645 кг.

Количество нарезов    40

Заряжание  раздельное

Подача снаряда  ручным прибойником

Подача гильзы     вручную

Вес снаряда    28 кг.

Вес заряда (порох RPC.32)    8,5 кг.

Начальная скорость снаряда ... 830 м/сек.

Вес установки "С/34" 10,4 тонн

Наведение  эл.привод или ручное

Углы возвышения  +30 / -10 град.

Скорострельность     от 12 выстр./мин.

Дальность стрельбы  17,5 км.

Углы обстрела

ПБ

ЛБ

 

N. 1

0-150

210-360

град.

N. 2

0-140

220-360

град.

N. 3

27-159

203-339

град.

N. 4

27-180

180-333

град.

N. 5

30-180

180-330

град.

+ Зенитное вооружение

Зенитное вооружение немецких эсминцев по сравнению с кораблями этого класса других стран было относительно сильнее, но опыт боевых действий показал, что и оно было явно недостаточно - следствие недооценки военными специалистами того времени роли авиации в морской войне.

Стрельба по самолетам из 127-мм.орудий считалась малоэффективной из-за малого угла возвышения этих орудий. Они могли создавать лишь дальний заслон для атакующих самолетных групп.

ПВО эсминцев включало две установки "С/30" с двумя 37-мм. автоматами "3.7-cm. SK.C/30" в каждой, а также четыре или шесть 20-мм. автоматов "2-ст.С/30" на одинарных лафетах "LV30".

Зенитное вооружение рассчитывалось на защиту от штурмовой и пикирующей авиации, создавая огневой заслон на высоте не более 4 км. и в основном было сосредоточено в средней части корабля Такое размещение уже в то время признавалось неудачным, хотя бы потому, что на носовых курсовых углах атакующие самолеты были бы встречены лишь двумя - четырьмя 20-мм. зенитными автоматами, огня которых явно могло не хватить. При атаке самолетами с борта в большинстве случаев им мог противодействовать лишь один из спаренных 37-мм. автоматов, и лишь на некоторых КУ ему помогал автомат противоположного борта.

37-мм автоматы "3.7-cm SK.C/30" производства фирмы "Rheinmetall" размещались в средней части корабля - каждый на специальной платформе Их низкое положение сильно уменьшало сектор действия, особенно на противоположный борт, сектор которого закрывался постом УАО и дымовой трубой. На эсминцах проекта "Z/36" этот недостаток был учтен - платформы автоматов были приподняты, а высота поста УАО несколько снижена. Это резко увеличило возможности ведения огня автоматами на противоположный борт.

Общий запас снарядов составлял 4000 выстрелов в нагрузку и 4000 выстрелов в перегрузку. Снаряды исполнялись унитарными - фугасные или трассирующие. Весь боезапас хранился в двух погребах.

Из четырех 20-мм. автоматов "2-ст.С/30" два располагались на полубаке и два на кормовой надстройке. Часть эсминцев имела еще два 20-мм. автомата на палубе полубака у носовой дымовой трубы. Запас патронов - по 4000 выстрелов на каждую пару автоматов. В середине 1942 года эсминцы этого типа получили еще по два таких же автомата с соответствующим запасом боеприпасов.

На эсминцах проекта "Z/36" были произведены некоторые изменения в расположении 20-мм.автоматов. Пара на полубаке была отнесена ближе к трубе (то есть в корму), а на кормовой надстройке из-за переноса грот-мачты автоматы установили побортно от рубки. Еще два автомата были установлены на огневых площадках у кормовой трубы - рядом с 37-мм. автоматами.

"2-ст.С/30" производства фирмы "Rheinmetall" устанавливались на одинарных лафетах "L/30" конической формы. Лафеты крепились к палубе, а орудия и затворы можно было снять и установить на другом лафете. В отличие от большинства подобных иностранных автоматов со свободным вращением немецкие имели механическое горизонтальное и вертикальное наведение (привод вручную через штурвальчики)

Опыт войны заставил обратить особое внимание на ПВО эсминцев и в ходе боевых действий зенитное вооружение неоднократно изменялось - всегда в сторону увеличения стволов и установки более совершенных автоматов. Разработка новых автоматов "2-ст.С/38" велась заводами "Mauserwerke" и в 1940 году они были приняты на вооружение. Их производство было налажено заводами "Rheinmetall", однако на эсминцы их стали устанавливать только с 1941 года. Эти автоматы отличались большей скорострельностью (от 220 выстрелов в мин.), суммарным весом ствола и затвора (57.5 кг.). Очень важным оказалась надежность системы - количество сбоев в стрельбы было гораздо меньше, - а так же то, что характеристики боезапаса и баллистические данные оставались без изменений. Весной 1941 года на "Bruno Heinemann" и "Friedrich Ihn" было установлена по три таких одинарных автомата - перед орудием N.1 (позже перенесен почти в самый нос) и два других под стволами орудий N.2 и N.4 на палубах надстроек.

С конца 1941-1942 годов на эсминцах Z.5. Z.6. Z.10. Z.14. Z.15, Z.16 и Z.20 было произведено существенное усиление ПВО - на кормовой надстройке вместо двух одинарных автоматов были установлены по одной 20-мм.зенитной установке "2-cm.Flak.35" на лафетной установке "L/38". Причем на Z.20 пришлось для этого несколько изменить положение грот-мачты Каждая установка включала четыре автомата "2-ст.С/38". Установка была разработана той же фирмой "Mauserwerke" и производилась на "Rheinmetall". Вес установки составлял 2.15 тонн. Плотность огня установки составила до 880 выстрелов в минуту.

Наряду с увеличение количества стволов увеличивался так же и боевой запас - по 2000 патронов на каждый ствол.

Однако вскоре для немецких конструкторов стало ясно, что 20-мм.зенитная артиллерия исчерпала свои возможности. На флоте появились новые зенитные автоматы "3.7-cm.SK.C/42" и "3.7-cm.SK.C/43.M" на установках "Flak.LM/42" и "Flak.43/M". разработанные фирмой "Rheinmetall-Borsig". На этих установках впервые из зенитных автоматов немцы применили защитные металлические щиты. Все эти установки имели ручное наведение.

В конце 1944 года была начата программа кардинального перевооружения немецких кораблей, получившая название "Barbara". В ходе этой программы эсминцы получили на вооружение новые 37-мм. зенитные автоматы "3,7-cm.Flak.M/42" на установках "LM/42".

+ Характеристики 37-мм. зенитных автоматов

Калибр  37 им.

Тип орудия    полуавтоматическое

Тип ствола  моноблок

Тип затвора .... вертикальный, скользящий

Длина ствола  3,075 м.(83 кал.)

Вес ствола с затвором  243 кг.

Количество нарезов    16

Заряжание  обоймы

Снарядов в обойме  8

Вес снаряда    0,745 кг.

Вес патрона  2,1 кг.

Начальная скорость снаряда .. 1000 м/сек.

Вес установки "С/34" 3,67 тонн

Углы возвышения  +85 / -9 град.

Скорострельность     от 80 выстр./мин.

Дальность стрельбы  8,5 км.

Досягаемость по высоте  до 6,8 км.

+ Характеристики 20-мм. зенитных автоматов.

Калибр  20 мм.

Тип орудия    автоматическое

Тип ствола  моноблок

Тип затвора .... вертикальный, скользящий

Длина ствола  1,3 м.(65 кал.)

Вес ствола с затвором  64 кг.

Заряжание  магазин

Патронов в магазине    20

Вес снаряда    0,134 кг.

Вес патрона  0,32 кг.

Начальная скорость снаряда ... 835 м/сек.

Вес установки    420 кг.

Углы возвышения  +85 / -11 град.

Скорострельность     от 120 выстр./мин.

Дальность стрельбы  4,9 км.

Досягаемость по высоте  до 3,7 км.

+ Характеристики 37-мм. зенитных автоматов "3,7-cm.SK.C/42".

Калибр  37 мм.

Тип ствола  моноблок

Тип затвора  байонет

Длина ствола  2,568 м.(69 кал.)

Число нарезов  16

Вес ствола с затвором  109 кг.

Заряжание  обоймы

Снарядов в обойме  8

Вес снаряда    0,610 кг.

Вес патрона  1,3 кг.

Начальная скорость снаряда ... 850 м/сек.

Углы возвышения  +85 / -10 град.

Скорострельность     от 180 выстр./мин.

+ Проект перевооружения эсминцев

Был составлен типовой проект перевооружения эсминцев. Они должны были получить по семь спаренных установок с новыми автоматами: две - на носовом шельтердеке рядом с орудием N.2, две - на средней надстройке (вместо старых 37-мм. автоматов) и три - на кормовом шельтердеке вместо 127-мм. орудия N.3. Вместо одинарных 20-мм. установок "L/38" предполагалось установить спаренные установки "LM/44" (в носу, на шканцах и на крыльях мостика). 20-мм. счетверенка на корме должна была остаться. Кроме этого, программа перевооружения предусматривала неуправляемое зенитное ракетное оружие, которое так и не было установлено. Перевооружение намечалось совместить с капитальными ремонтами эсминцев. Однако на всех эсминцах программу полностью выполнить не удалось. В конечном итоге на уцелевших эсминцах вооружение составляло:

"Paul Jacobi"

- 4 127-мм.; 10 37-мм.; 13 20-мм.

"Hans Lody"

- 4 127-мм.; 12 37-мм.; 13 20-мм.

"Erich Steinbrinck"

- 4 127-мм.; 14 37-мм.; 10 20-мм.

"Friedrich Ihn" прошел перевооружение по программе, на нем было снято 127-мм.орудие N.3. но из новых автоматов он получил только 20-мм., правда в большом количестве - в сумме получилось восемнадцать стволов (оставались также две 37-мм. спарки).

Другие эсминцы этой серии прошли программу не полностью. На "Theodore Riedel" число 20-мм.автоматов увеличило до четырнадцати стволов, а на "Richard Beitzen" до двенадцати. На них обоих также оставлены 37-мм.спаренные автоматы. На "Karl Galster", кроме двенадцати новых 20-мм. автоматов, два старых на средней надстройке были заменены на 37-мм. одинарные автоматы.

+ Минно-торпедное и противолодочное вооружение.

Торпедное вооружение немецких эсминцев было сравнительно одинаковым с иностранными современными эсминцами. Два 4-трубных аппарата для 533-мм.торпед "G.7a" с весом заряда 430 кг.ТНТ. Торпеды имели пневматический двигатель (электрические торпеды типа "G.7e" с эсминцев не использовались). Скорость торпед 45 узлов на дальности 4,5 км. и 30 узлов на дальности 15 км.

Аппараты были установлены поверх кожухов машинно-котельных отделений. Сектора стрельбы аппаратами составляли 50-130 и 50-135 градусов на каждый борт без расстворения торпедных труб. Залповая секторная стрельба осуществлялась последовательным пуском торпед с одновременным поворотом аппарата.

Зарядные отделения торпед хранились в специальном погребе, оборудованном системой затопления и осушения. Кроме восьми торпед, хранившихся в аппаратах без зарядных отделений предусматривались еще четыре торпеды (проект предполагал восемь, но фактически их брали только четыре). Они должны были храниться в специальных контейнерах рядом с аппаратами, но зачастую вместо них брался дополнительный запас снарядов или зенитных патронов.

Погрузка торпед осуществлялась кран-балкой с помощью специальной рельсовой тележки, расположенной у аппаратов. Для этой цели минные рельсы по левому борту были продолжены до среза полубака, а по правому борту до кормовой дымовой трубы. Однако в боевых условиях перезарядка аппаратов была очень затруднительна и практически не производилась.

Стрельба из аппаратов управлялась с двух специальных постов на носовой надстройке, расположенных побортно. Каждый пост был оборудован торпедными визирами с бинокулярами, указателями данных о цели (скорость, расстояние, пеленг), приборами контроля положения аппаратов и устройством передачи команды пуска торпед. Дистанция до цели передавалась от артиллерийских стереодальномеров или от 3-метрового дальномера на верхнем мостике.

Осенью 1941 года на всех эсминцах место командира торпедного расчета было оборудовано плексигласовыми щитами.

Как и большинство эсминцев других стран немецкие были оборудованы оборудованием для постановки мин. Эсминцы могли брать на палубу по 60 мин (часть эсминцев - по 74 мины). Из-за проблем с прочностью корпусов часто бралось меньшее количество мин (около 40). На палубе мины устанавливались на специальных съемных рельсах. Фактически же эти рельсы снимались только на юте. а в районе торпедных аппаратов находились почти постоянно.

С эсминцев ставились якорные мины типа "ЕМС" с ударным взрывателем (вес заряда 300 кг.) и якорные мины типа "EMF" с магнитным взрывателем (вес заряда 350 кг.), а также некоторые модификации магнитной мины.

Для борьбы с подводными лодками в корме эсминцев были установлены по два бомбосбрасывателя (сброс бомб без риска повреждения кормы был возможен на скоростях не менее 17 узлов), а по бортам от кормовой надстройки - четыре бомбомета (дальность стрельбы 100-120 метров). На носовом мостике находился пост дистанционного управления бомбометанием. В мирное время носимый запас глубинный бомб составлял 18 штук типа "WBF" и "WBG". Но в ходе боевых действий он был увеличен до 36 штук. Половина из них постоянно хранилась рядом с установками на специальных стеллажах.

Вес глубинных бомб 180 Kr.fWBF') и 139 Kr.fWBG"). Вес заряда - по 60 кг Взрыватели на бомбах гидростатические и временные (часовой механизм). По глубине взрыва бомбы делились на две группы с поясами: 15-25-35- 45-60-75 м. и 20-35-50-70-90-120 м. Минимальный интервал сбрасывания 30 м.

На эсминцах имелось два комплекта параванов-охранителей. Устанавливались они на специальный шпирон - выдвижной стержень в форштевне на глубине 2-2,5 метра. Внутри стержня проходил специальный трос с скобой снаружи. При помощи гака скоба ловилась с палубы и к ней крепился трос паравана. Такая неудобная техника требовала для установки паравана самого малого хода или полной остановки. Ширина протраленной полосы составляла 20-25 м. на каждый борт. Как средство противоминной обороны в 1939-1940 годах на всех эсминцах в носовой части на уровне ширстрека укрепили петли размагничивания.

Из осветительных средств имелось два прожектора - 90-см. боевой на специальной площадке на средней надстройке и 60-см. сигнальный на площадке фок-мачты. Их расположение изменялось в ходе войны, а на части эсминцев площадка на мачте была перенесена или вообще убиралась для освобождения места при размещении антенн радиолокационной аппаратуры.

Радиолокационного оборудования на эсминцах первоначально не имелось. Его установка началась в середине 1940 года, когда поверх ходовых мостиков большинства эсминцев была устроена специальная рубка с установленной поверх нее радиолокационной антенной. Туда же перенесли и носовой дальномерный пост. На эсминцах описываемых проектов устанавливали антенны РЛС типов "FuMo.21. 24 и 25" (в том числе на "Karl Galster" - системы "FuMo.24"). В 1944 году на эсминцах Z.5, Z.6. Z.10 и Z.20 за кормовой трубой вместо прожекторного поста была установлена рубка с радиолокационной антенной типа "FuMo.63".

Гидроакустическое оборудование эсминцев включало пассивную систему прослушивания (36 гидрофонов, расположенных побортно вдоль всего корабля), позволяющую обнаруживать торпеду с 2000 метров, а подлодку в подводном положении на большой скорости с 0.5-0.7 км. Кроме этого, в начале войны (начиная с 1940 года) на эсминцы стали устанавливать активную систему поиска подводных целей типа "S-Gerat", технические данные которой были близки к английской системе "Asdic".

Энергетическая установка эсминцев

+ Котельная установка.

Уникальность этих эсминцев по сравнению с иностранными состояла в применении турбокотельных установок высокого давления. Сами по себе такие установки не являлись технической новинкой, но все другие страны в отношении применения их на флоте не пошли дальше их опытных образцов.

Еще в 1928-1931 годах англичане на эсминце "Acheron" попробовали механизмы с паром перегрева 400 градусов при давлении 35 атмосфер. Первые же результаты оказались выше ожидаемых. Удельный расход топлива на полной скорости составил всего 276 г/лс в час, а расход пара - 3.52 кг/лс в час. Это на 20 % меньше, чем на однотипном эсминце "Amazone" с обычной установкой. При этом явно уменьшились габариты и вес установки. Однако, как оказалось, все преимущества "покупались" ценой столь малой надежности, очень сложного устройства и неудобного обслуживания, что установка дальнейшего развития не получила и осталась единственной в английском флоте.

Одновременно в Германии проводились испытания в морских условиях прямоточных котлов высокого давления. И как полагали немецкие конструкторы их применение должно было резко повысить эффективность судовых установок.

Главным отличием новых котлов от обычных водотрубных с естественной циркуляцией было то, что воде не приходилось совершать до своего испарения несколько ходов по контуру циркуляции. Подаваемая насосом питательная вода, пройдя через экономайзер, испарительную и пароперегревательную секции котельной трубки, превращалась в пар заданных параметров в течение только одного хода. Подача воды под давлением позволила делать котельные трубки сложной конфигурации, что позволило улучшить габаритные характеристики котла, но сильно усложнило их обслуживание, в частности смену трубок. Однако благодаря этому удалось обойтись минимальной нагревательной поверхностью и устранить массивные паро-водяные коллекторы.

Между тем уже первые испытания на гражданском судне "Ukermark" показали очень важные недостатки новых котлов. Оказалось, что питать их нужно исключительно чистой водой, приготовление которой на корабле оказалось почти невозможным. Кроме того, небольшой объем воды в котлах высокого давления требовал при изменении режима работы (что для корабля являлось обычным явлением) мгновенного изменения и восстановления равновесия в количествах подаваемой питательной воды, сжигаемого топлива и воздуха для горения. Если равновесие нарушалось котел начинал производить влажный или, наоборот, слишком перегретый пар. Это грозило многими неприятностями, вплоть до выхода котла из строя. Такое равновесие можно было поддержать только с помощью автоматики, однако в корабельных условиях, при частом изменении нагрузки в широких диапазонах, обычные устройства не годились, а более или менее надежной системы немцам создать так и не удалось. Им даже пришлось позже согласиться на установку вертикального коллектора-сепаратора пара для образования паро-водяной смеси, в результате чего часть воды, не превратившейся в пар в течение одного хода, приходилось подавать в котел вновь, что уже нарушало принцип прямоточности.

Кроме того, котлы можно было питать только особо чистой водой, устройства для надежного приготовления которой в судовых условиях немцы так и не смогли придумать до конца войны. Различные системы химической обработки, термохимические деаэраторы и другие устройства так и не решили проблемы.

На пути уменьшения массогабаритных характеристик и повышения экономичности немцы, еще не получив требуемой надежности, пошли на установку на эсминцах котлов Benson а - в принципе тех же прямоточных котлов, но с более повышенными параметрами, за счет чего вода, поданная под давлением нагревалась до критической температуры и в результате превращалась в пар, минуя режим вскипания. При этом давление пара перед входом в пароперегреватель снижалась до необходимой величины. Однако сложность такой установки поставила проблему надежности котлов настолько серьезно, что вскоре от этих котлов пришлось отказаться. Еще больше неудобств причиняли пароперегреватели, конструкция которых также оказалась очень ненадежной.

Не удалось обеспечить на эсминцах и высокую экономичность, на которую так рассчитывали немцы и которая должна была обеспечить высокую дальность плавания. Произошло это потому что в установках высокого давления значительно возрос обязательный для всех паротурбинных двигателей излишек отработанного пара, сбрасываемого на конденсатор. И по мере снижении скорости хода (то есть мощности) этот излишек увеличивался, отчего терялось большое количество теплоты, получался перерасход пара и соответственно топлива. Для сравнения можно показать результаты замеров, проведенных на эсминце "Karl Galster" на полной скорости:

В целом получалось, что на полных ходах расход топлива был несколько ниже, чем в обычных установках, но на средних и малых ходах он становился больше. Однако известно, что специфика службы боевых кораблей такова, что абсолютное большинство времени механизмы работают не в полную мощность. В результате получался громадный перерасход топлива. Положение усугублялось еще и тем, что из-за перегрузки эсминцы не могли брать полный расчетный запас топлива (715 тонн), иначе угроза потери остойчивости становилась слишком реальной. Фактически эсминцы брали не больше 600 тонн нефти, и хотя это количество считалось достаточно большим, недостатки механической установки сводили на нет даже эти, казалось бы, удачные показатели.

Каждый эсминец имел шесть водотрубных котлов, размещенных попарно в трех отделениях. Между вторым и третьим КО был устроен промежуточный отсек, в котором размещались гировертикаль, два дизель-генератора и вспомогательный котел.

Эсминцы Z.1 - Z.8 имели котлы системы "Wagner" с параметрами пара 70 атм и 450-460 градусов. Следующие восемь эсминцев Z.9 - Z.16 получили злополучные котлы "Benson" с параметрами 110 атм. и 510 градусов. На шести эсминцах проекта "Z/36" установили двойные котлы "Wagner" с параметрами 70 атм и 450-460 градусов.

Механическая установка эсминцев проектов "Z/34". "Z/34.A" и "Z/36" была почти одинаковой. Она состояла из двух турбинных агрегатов "Wagner" мощностью по 35.000 лс с зубчатой передачей вращения на гребные валы и два 3-лопастных винта диаметром 3.25 м Турбины располагались в двух МО, при этом носовая турбина работала на правый вал. а кормовая, соответственно,- на левый вал Турбинные отсеки разделялись между собой небольшим промежуточным 4-метровым отсеком, в котором находились мастерская, боевой погреб 20-мм патронов, гирокомпас, компрессоры и др.

Агрегаты для первых восьми эсминцев изготовила фирма "Deschimag". Каждый агрегат представлял собой три турбины активного типа в трехкорпусном исполнении и работавшие на один редуктор. Такая компоновка вызывала необходимость паразитных шестерен для ТВД и ТСД, отчего агрегат получался громоздким и очень шумным. К тому же паразитные шестерни пожирали часть мощности. Эсминцы Z.1 - Z 4 первоначально имели крейсерскую турбину, подключение которой при необходимости осуществлялось через передачу "Vulcan". Однако эта турбина не оправдала себя и ее позже убрали. Остальные эсминцы ее не имели.

Агрегаты восьми следующих эсминцев были изготовлены фирмой "Blohm und Voss" и имели иную компоновку

ТВД и ТСД размещались на одной оси с собственными ТНД. что позволило убрать паразитные шестерни

На Z 17 - Z.22 были установлены агрегаты фирмы "Deschimag" на которых вновь была изменена компоновка - ТВД и ТСД в отдельных корпусах, а поверх них ТНД и ТЗХ с общим валом В этих агрегатах вновь вернулись к паразитным шестерням, но несмотря на это немцы признавали, что этот тип агрегата оказался наиболее удачным из всех, включая последующие эсминцы.

Количество оборотов в нормальном режиме для турбин высокого давления - 7100 в минуту, турбин среднего давления - 5760 в минуту, турбин низкого давления - 2826 в минуту.

Четвертая турбина - заднего хода - подключалась при необходимости (частота вращения на полном заднем ходу

220 оборотов в минуту)

Неприятным сюрпризом для немецких моряков оказался низкий КПД винтов Решившись на высокую частоту вращения винта (450-475 оборотов в минуту на наибольших ходах и 427 - на скорости 36 узлов) немецкие инженеры, кроме неудовлетворительных характеристик и величин коэффициентов скольжения и пропульсивности винтов, столкнулись еще с таким, новым для них явлением как кавитация. По свидетельствам немецких механиков даже непродолжительное плавание на полном ходу вызывало необходимость смены винтов из-за угрозы перелома лопастей. Способ борьбы с кавитацией немецким инженерам найти не удалось, так как на достаточно серьезные исследования не было времени, и на следующих проектах пришлось пойти на снижение числа оборотов винта до 390 в минуту на полной скорости.

Энергетическая установка располагалась на эсминцах линейным способом - когда все машинные отсеки находились позади котельных. В то время такое размещение считалось более опасным для эсминцев, чем эшелонное (чередование машинных и котельных отсеков), однако опыт боевых действий показал, что и те, и другие эсминцы гибли одинаково быстро, и эшелонное расположение силовой установки (с конструкторской точки зрения более сложное) в случае достаточно серьезных повреждений не спасало эсминец от гибели или потери хода.

Строительная перегрузка, неэкономичность установки. низкий КПД винтов - эти пожиратели мощности обеспечивали новым эсминцам дальность плавания всего 1825 миль 19-узловым "экономическим" ходом - вместо 4000 миль по проекту. Такие грубые просчеты немецких конструкторов во время войны достаточно сильно повлияли на эффективность боевых действий, а для многих эсминцев оказались роковыми. Известная участь десяти эсминцев в Нарвикской операции в апреле 1940 года, когда после 2000-мильного перехода у эсминцев осталось лишь по 30-50 тонн топлива, и они стали сравнительно легкой добычей британского флота, не является единственным примером.

В том же 1940 году вышедшее из Киля 4 июня оперативное соединение немецких кораблей утром 6 июня нанесло удар по британскому конвою, потопив три судна. Однако после столкновения только "Scharnhorst" и "Gneisenau" могли продолжить операцию (вечером следующего дня они потопили "Glories" и два эсминца), а четыре эсминца и "Admiral Hipper" (крейсер также имел механизмы высокого давления) ушли в Тронхейм из- за недостатка топлива.

В начале марта 1942 года три эсминца участвовали с линкором "Tirpitz" в операции против конвоя "PQ.12" и после 2-суточного перехода с ним 7 марта вынуждены были уйти в Тромсе для пополнения запасов топлива. Имелись проблемы с машиной эсминцев и в ходе боевых действий против конвоя "PQ.17".

В декабре 1943 года пять эсминцев сопровождали "Scharnhorst" в его последнем походе, но из-за сильного волнения, угрожавшего остойчивости эсминцев и вызвавшего перебои в работе механизмов, им пришлось утром 26 декабря покинуть линкор, который вечером того же дня был потоплен при активном участии британских эсминцев, действовавших вдали от своих баз в ту же самую штормовую погоду.

К сожалению немецких моряков, это далеко не полный перечень подобных конфузов и моральное состояние личного состава от этого отнюдь не повышалось.

Испытания новых эсминцев подтвердили невысокие ходовые качества. В то время во всех странах установилась практика рассчитывать проектную скорость 36-37 узлов, хотя еще на стадии проектирования конструкторы обещали получение 39-40 миль в час. В этом отношении Германия не явилась исключением, указав проектную скорость в 36 узлов. На испытаниях все эсминцы превысили эту скорость, но если зарубежные эсминцы достигали 40 узлов при мощности 50-60 тысяч л.с., то немецким эсминцам для этого потребовалась мощность более 70 тысяч л.с., причем с переводом установки в форсированный режим работы (то есть использовался проектный запас мощности). Например эсминец "Dieter von Roeder" через два месяца после вступления в строй. 9 ноября 1939 года, развил скорость 40.45 узла при мощности в 74.462 л.с. При этом его осадка соответствовала конструктивной (водоизмещение 2735 тонн).

При всем этом наибольшей скоростью эсминцев при полном водоизмещении считался 38,7-узловой ход, но фактически в боевых условиях эсминцы почти никогда не могли развить своей полной мощности и реальной скоростью полного хода в морских условиях стали 36 узлов.

Таким образом, новейшие немецкие эсминцы получили энергетические установки еще далеко не доведенные до требуемого совершенства. Сложные в обращении и эксплуатации, подверженные гораздо большему износу и повышенной корродийности, чем обычные, ранее применявшиеся, - эти ненадежные установки очень сильно снижали боеспособность кораблей и нередко ставили под угрозу выполнение боевой задачи. Спешка, с которой внедрялись в военный флот установки с повышенными параметрами пара привела к тому, что приходилось вводить улучшения и усовершенствования, вызывавшие настолько сильные различи, даже между кораблями одной серии, что буквально для каждого эсминца во время небольших ремонтов приходилось решать самостоятельные и настолько сложные задачи, что ремонт зачастую растягивался на неоправданно большое время. Из немецких документов, полученных после войны, стало известно, что уже в 1941 году немецкий морской штаб признавал боеготовность соединений эсминцев в наиболее благоприятных случаях лишь в 40 %. Из всей службы эсминцы 27-28 % времени проводили у стенок верфей в ремонтах, иначе говоря, постоянно каждый четвертый эсминец был небоеспособен.

Почти все тяжелые аварии на эсминцах происходили из-за неполадок в механизмах. Серьезную проблему вызывала также повышенная пожароопасность эсминцев, у которых к тому же по признанию самих немцев не имелось надежной системы пожаротушения.

+ Характеристики

 

"Karl Galster"

"Acheron"

Удельный расход пара

3,22 кг/лс в час

3,52 кг/лс в час

Удельный расход топлива

327 г/лс в час

276 г/лс в час (*)

Вес ЭУ при норм. мощности

14,4 кг/лс

15,85 кг/лс

Рабочее давление пара

70 атм.

35 атм.

Температура пара

450-460 град.

400 град.

На серийных эсминцах (пар 21 ат. и 315 град.) удельный расходтоплива составлял 368 г/лс в час

+ Характеристики котлов немецких эсминцев.

 

Ед.изм.

Wagner

Wagner

Benson

Admiralty

Нормальная производительность

т/час

54.659

47.628

59.875

56.700

Давление рабочего пара

атм.

70

70

110

21

Темп, на выходе перегревателя

град.

450

450

510

335

Темп, питательной воды

град.

175

175

100

7

Коэф. полезного действия

%

78

78

77

76

Поверхность нагрева

кв. м.

394

345

497

722

Поверхность перегревателя

кв. м.

100

86

62

121

Площадь топки

кв.м.

31,22

28,60

?

?

Объем топки

куб.м.

16,81

14,18

18,68

28,05

Расход топлива в форс.режиме

кг/кв.м.

157,26

150,37

?

217,22

Вес сухого котла

т.

41,3

38,6

40,0

46,25

Длина

м.

6,4

6,4

7,01

4,3

Высота

м.

5,65

5,4

7,0

4,3

Ширина

м.

3,65

3,5

4,25

6,25

Вид форсунок

-

2 двойн.

2 двойн.

2 двойн.

9

Производитель котлов

-

"Saake"

"Saake"

"В.& V"

-

Расход топлива

кг/час

4853

4246

8750

8900

Котлы "Wagner" большой и малый.

Английский адмиралтейский котел, установленный в 1934 году налидере "Faulknor"

+ Электроэнергетическая установка.

Электро-энергетические установки эсминцев включали по три электростанции, с одинаковым расположением помещений. Однако состав самих станций не был одинаков. Все эсминцы имели по два турбо-генератора мощностью по 200 кВт. в отношении же дизель-генераторов имелись различия. Эсминцы Z.1 - Z.8 были снабжены каждый двумя дизель-генераторами по 60 кВт и одним в 30 кВт. Следующие эсминцы Z.9 - Z.16 получили по три дизель-генератора по 50 кВт. а эсминцы проекта "Z/36" имели по два дизель-генератора по 80 кВт и один - 40 кВт. Таким образом общая энерго-вооруженность первых шестнадцати эсминцев равнялась 550 кВт. последующих шести - 600 кВт. Эта величина считалась достаточно крупной для эсминцев того времени. Напряжение в корабельной сети 220 Вольт. В состав электро-потребителей входили все палубные механизмы и частично вспомогательные механизмы главной энергетической установки.

Водоотливные средства включали специальные отливные помпы, но для этой цели могли быть также использованы и главные циркуляционные помпы Суммарная производительная мощность водоотливных средств равнялась 2100 тонн в час и считалась для того времени достаточно большой величиной, но, как показал опыт боевых действий, отнюдь не лишней.

+ Экипаж эсминцев.

Жилые помещения эсминцев были рассчитаны на 12 офицеров, 11 унтер-офицеров и 269 матросов. В военное время экипаж эсминца был больше и доходил до 325 человек, в том числе 10 офицеров. На эсминцах, оборудованных как флагманы, количество людей на борту увеличивалось еще на 23 человека, включая 4 офицеров. Заметное уменьшение числа офицеров можно объяснить только их нехваткой на других кораблях, в первую очередь - на подводных лодках.

Спасательные средства включали два мотобота и один катер.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ СЕКЦИЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ ФЛОТА "БРИЗ - СПб"