- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Развитие крейсеров класса "А" Японского Императорского флота. Часть 2 Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
3. Защита
Из-за ограниченного водоизмещения "Како" его бронирование не обеспечивало надежной защиты от 200-мм. снарядов. Японцы рассчитывали на противостояние защиты крейсера лишь прямым попаданиям и близким разрывам 150-мм. снарядов на дистанции боя 12.000-15.000 метров. Помимо этого, как бортовая, так и палубная броня были включены в конструкцию корпуса для обеспечения продольной прочности (см. часть 2, п.2.2). Главный пояс был расположен в пределах с 15-го по 241-й шпангоут, имел длину 80 метров (262,5 фут) и высоту 4,115 метра (13,5 фут). Плиты устанавливались с наклоном в 9 градусов от средней палубы вниз до верхней кромки скулы, прикрывая машинные помещения на большой площади борта. По проекту крейсер должен был иметь 3,277 метра (10,75 фут) высоты пояса выше ватерлинии, однако вследствие перегрузки фактическая высота над водой сократилась до 2,213 метра, при водоизмещении на испытаниях в 9540 тонн. Броневые плиты пояса изготовлялись из стали NVNC и имели одинаковую толщину 76 мм. (3" или 120 lbs) (см.прим.20).
Средняя палуба, соединенная с верхней кромкой пояса и имея стрелку погиби в 0,255 метра, была выполнена из стальных листов NVNC толщиной 35 мм.(1,25" или 50 lbs).
Дымоходы защищались 38-мм. стальными листами из такой же стали до высоты около 1,5 метров над уровнем средней палубы.
Носовые и кормовые погреба боезапаса, помимо бортовой брони, внутри корпуса прикрывались 50- мм. броней (2" или 80 lbs), а их подволок на уровне палубы хранилищ - 35-мм. стальными листами NVNC.
Дополнительную защиту создавала верхняя палуба, двухслойный настил которой состоял из листов стали НТ (см.прим.20). Общая толщина настила составляла 48 мм. Верхний слой толщиной 28,6-мм.(45 lbs) ложился на 19-мм. (30 lbs) листы. Как видно из схемы конструктивного шпангоута, листы из стали НТ были также уложены вдоль борта средней палубы над поясом (за ним).
Боевая рубка защиты практически не имела.
Румпельные помещения закрывались сверху, по бортам и оконечностям тонкими листами из высокопрочной стали.
Ниже ватерлинии подводная защита была ограничена булями, шедшими от нижней кромки бортового пояса и немного неперекрывавшими его по длине. Первоначально японцы намечали поставить наклонную броневую переборку впритык к нижней кромке пояса в качестве дополнительной подводной защиты от мин, торпед и подводных разрывов снарядов, так как это было сделано в "Техническом проекте А-102" ("Basic Design А-102" - линкоры "Nogato" и "Mutsu"). Однако ввиду высоких ограничений и лимитированной ширины от этой идеи отказались. Более того, испытания при проектировании "Nogato", а позже опыты с корпусом "Tosa" в 1924 году показали, что защита от торпедных попаданий с весом заряда в 200-250 кг. может быть обеспечена расположением переборки в 5-6 метрах от борта, а следовательно, установка броневой переборки из листов НТ была расценена как неэффективное во всех отношениях излишество.
Наряду с классическим разделением корпуса поперечными переборками, косвенная система защиты включала установку продольной переборки в диаметральной плоскости в энергетических отсеках. Было выявлено, что без продольной диаметральной переборки попадание в каждое машинное отделение (которые вместе составляют более 30 метров длины) или даже в единичном случае при повреждении борта вблизи поперечной переборки, разделяющей машинные отсеки, вызовет их затопление и потерю хода. При этом, что естественно, увеличится количество принятой воды, а это в свою очередь вызовет большую осадку и потерю плавучести, не говоря уже о полученных разрушениях конструкций корпуса.
Установка переборки в диаметральной плоскости ограничила бы общий объем затоплений - одно или два машинных отделения с одного борта. Естественно, что при этом в рабочем состоянии сохранялась часть энергетической установки - незатопленными оставались 50 или 75 % площади. Вдобавок, переборка увеличивала продольную прочность и жесткость корпуса. Но, с другой стороны, такая переборка имеет серьезный недостаток - при повреждениях с одного борта происходит прогрессирующее затопление, а значит быстрый и опасный крен с риском опрокидывания, причем меры контрзатопления могут оказаться неэффективными или запоздалыми. Гибель многих линейных кораблей и броненосных крейсеров в Первую мировую и другие войны, включая гибель японского броненосца "Yashlma" в русско-японскую войну была вызвана именно этой причиной (см. прим.30).
Хотя капитан 2-го ранга Хирага возражал против установки диаметральной переборки, командование флота посчитало, что недостатки этой переборки могут быть устранены принятием эффективных мер по контрзатоплению - таких как перекачка воды между отсеками противоположных бортов, а также применение устройств, обеспечивающих быстрое затопление бортовых отсеков. В результате, по проекту "Furutakа", диаметральная переборка все-таки была установлена в машинных отсеках; первоначально переборку провели через машинное и оба кормовых котельных отсека, образовав в сумме шесть отделений; №1 - два котла (без переборки): №2 - четыре котла (без переборки); №3 - два котла по левому борту: №4 - два котла по правому борту: №5 - один котел по левому борту; №6 - один котел с правого борта. Однако в ходе постройки переборку провели через котельное отделение №2, образовав 7-е отделение (см. часть 2, п.6.2.).
Установка диаметральной переборки в машинных отсеках была распространена и на последующие проекты крейсеров класса "А", а также на более поздние проекты, как крейсеров и авианосцев, так и крупных минных заградителей и даже (касательно машинных отделений) эскадренных миноносцев, например "Special type" (тип "Fubuki").