- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Развитие крейсеров класса "А" Японского Императорского флота. Часть 2 Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
1. Общие сведения
Крейсера-разведчики в 7500 тонн, известные позже как тип "Furutaka", были спроектированы главными конструкторами японского флота, капитаном 2-го ранга Юцуру Хирага (Naval Constructor Captain Hiraga Yuzuru - см. прим. 28) и капитан-лейтенантом Кикуо Фуд-зимото (Lieutenant Commander Fujimoto Kikuo). Основная задача при проектировании этих крейсеров преследовала цель превзойти и американские крейсера типа "Omaha", и британские типа "Hawkins" (см. часть 1, п.1.4 ) - проект рассматривался как альтернатива крейсеру-разведчику 1918 года, разработанному Техническим Департаментом ВМФ (Navy Technical Department) (см. часть 1, п.1.3).
В своем новом проекте Хирага хотел получить корабль, несущий орудия главного калибра 200 мм. - более крупные и мощные, чем британские 190-мм,орудия. Максимальная скорость крейсера по проекту предполагалась не менее 35 узлов. Кроме того, крейсер должен был обладать надежной защитой и достаточным радиусом действия, имея при этом минимально возможное водоизмещение. Общие положения проекта были рассмотрены руководством ВМФ в августе 1921 года, за шесть месяцев до подписания и за два года до ратификации Вашингтонского договора. В свете договорных ограничений эти 7500-тонные крейсера были фактически до-договорными, так как и по водоизмещению, и по главному калибру они были ниже лимитных пределов.
Поскольку проектное (нормальное) водоизмещение этих крейсеров превышало 7000 тонн, их официально классифицировали как крейсера 1-го класса (Itto Juniokan), в соответствии с "Положением о классификации боевых кораблей и миноносцев", утвержденным морским министерством в протоколе N 34 от 21 марта 1898 года. В официальных документах они были также известны как "крейсера класса "А" или серии "А" ("A-Class" или "A-Grade" - "Ko-kyu Junyokan"). До появления наименований японские моряки неофициально именовали их "крейсерами большой модели" или "тяжелыми крейсерами" ("Large Model Cruisers" - "Dai gata Junyokan" или "Heavy Cruisers" - "Juryo Junyokan").
Постройка 18 кораблей, не ограниченных договором, была утверждена в феврале-марте 1922 года с целью компенсации остановки строительства тяжелых кораблей (остановленных постройкой 5 февраля 1922 года, за день до подписания договора) и загрузки освободившихся верфей (см. прим.18). Заказы на два корабля по 7500 тонн водоизмещения разместили 20 июня 1922 года: один - на верфи "Mitsubishi" (где прекратили постройку линейных кораблей "Tosa" и "Такао"), другой - на верфи "Kawasaki" (где также остановили постройку "Kaga" и "Atago"). Строительство обоих крейсеров началось в ноябре-декабре 1922 года, еще до того как Парламент утвердил их постройку и финансирование. Официально же их строительство было узаконено только в марте 1923 года на текущей 46-й сессии (Diet-session, 27.12.1922 - 27.3.1923) как корабли "Новой кораблестроительной программы 1923 года" ("1923 New Replenishment Shipbuilding Programm" - "1923 Kantei Seizo Shinhoju Keikaku"), принятой в соответствии с Вашингтонским договором (The W- ashington Treaty - Taisho 12 Nendo Washington joyaku niyoru) (см.прим.18,19).
Стоимость постройки каждого корабля составляла около 15 миллионов иен. Деньги были выделены из уже отпущенных ранее на достройку линейного флота средств по статье "Расходы на военное кораблестроение" в части "Расходов на пополнение вооружений" (Чрезвычайных расходов ВМС) (см.прим.25).
"Како" | "Furutaka" | |
Утверждение финансирования | март 1922 г. | март 1922 г. |
Заказ на верфи | 20 июня 1922 г. | 20 июня 1922 г. |
Верфь-строитель | "Kawasaki Dockyard Co.Kobe works" | "Mitsubishi Shipbuilding & Engineering Co. Nagasaki works" |
Строительный номер | No.540 | No.390 |
Присвоение наименования | 9 октября 1922 г. | 11 августа 1922 г. |
Закладка на стапеле | 17 ноября 1922 г. | 5 декабря 1922 г. |
Спуск на воду | 10 апреля 1925 г. | 25 февраля 1925 г. |
Вступление в строй | 20 июля 1926 г. | 31 марта 1926 г. |
В 1923 году строительство обоих крейсеров из-за забастовок и общественных беспорядков практически не велось. Кроме того, намеченный на 23 ноября 1925 года ввод в строй "Furutaka" не состоялось из-за неготовности турбин, а сдача флоту "Како" была сорвана падением на крейсер тяжелого подъемного крана, повредившего корпус корабля.
"Yubari" построен на казенной верфи в Сасебо июнь.1922 - 5.3.1923 - 31.7.1923
Водоизмещение стандартное проектное 2890 t
Водоизмещение стандартное фактич. 3387 t
Водоизмещение на испытаниях 4075 t
Водоизмещение нормальное в 1943 году 3500
Длина между перпендикулярами 132,59
Длина наибольшая 138,90
Ширина наибольшая 12,04
Осадка при нормальном водоизмещении 3,86к
Осадка на испытаниях 4,20
Броневой пояс по констр. ватерлинии 19+38
Броневая палуба 25,4
Механизмы 3 ТЗА "Kansei-Honbt
Котлы 8 котлов "Kansei-Honbc
(6 нефтяных и 2 смешанного отопления
Количество винтов 3
Мощность механизмов проектная 57.760 л.с
Мощность механизмов фактическая 57.990 л.с
Скорость проектная 35,5 уз
Скорость фактическая 34,8 уз.
Скорость с 1943 года 33,0 у;
Нормальный запас угля/нефти 100/210 т.
Максимальный запас топлива 100/830 т.
Дальность плавания 5500(10), 5000(14), 1400 (33) миль
Первоначальное вооружение:
6 140-мм./50-кал.орудия
80-мм./40-кал. зенитное орудие
спаренных 610-мм. торп. аппарата (10 торпед)
2 7,7-мм.зенитных пулемета
34 якорных мины на палубу
Вооружение в 1943 году:
4 140-MM./50 кап. орудия
2 127-мм./40-кал. зенитных орудия
12 25-мм. зенитных автомата
8 13-мм. зенитных автомата
4 610-мм. торпедных аппарата
Экипаж 328 чел.
Судьба корабля
Крейсер "Yubari" был потоплен 27 апреля 1944 года у островов Палау торпедами американской подводной лодки "Bluegill".
Поскольку оба корабля были отнесены по классификации к крейсерам 1-го класса, они, согласно решению морского министра Гонохио Ямамото от 3 июня 1905 года, должны были получить наименования гор Японии (= San). В соответствии с этим крейсер "No.2- Ko-kyu Junyokan" назвали "Furutaka" - в честь горной вершины Фурутака-сан, находящейся на острове Итадзима (Etajima) в префектуре Хиросима (Hiroshima Prefecture).
С названием же крейсера "No.1.Ko-kyu Junyokan" Получилось иначе и несколько сложнее. 9 октября 1922 года он получил имя "Како" - по имени морского течения Какогава (Kakogawa) в префектуре Хиого (Нуодо Prefecture). Первоначально, 19 марта 1921 года, это наименование было присвоено одному из четырех 5500-тонных крейсеров, строившихся по бюджету 1921/ 22 года и отнесенному к крейсерам 2-го класса (менее 7000 тонн водоизмещения). Согласно принятому в 1913 году морским министром Минору Сайто решению эти крейсера получили имена морских течений (= Gawa) (см.прим.15). 5500-тонный крейсер "Како" заказали 26 ноября 1921 года и заложили в Сасебо (Sa- sebo Kaigun Kosho) 15 февраля 1922 года. Однако в соответствии с Вашингтонским договором его строительство было отменено 17 марта того же года. По неизвестной автору причине название этого аннулированного крейсера было передано 7500-тонному крейсеру. Оба эти названия - "Како" и "Furutaka" - присваивались кораблям японского Императорского флота впервые. "Furutaka", как первый вступивший в строй крейсер, стал головным кораблем серии.