- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Линейные корабли типа "Lyon"
Между тем, пока решались все эти технические вопросы, своим чередом подготовка к строительству новых кораблей. Готовились к закладке кораблей построечные места.
3 декабря 1913 года приказом морского министра были присвоены наименования линкорам 1915 финансового года. Последний корабль типа Normandie (I-11) получил имя Bearn. Четыре других корабля были отнесены к новому типу, обозначенному как Lyon. Как и предыдущие дредноуты корабли получили наименования в честь французских провинций.
1 января 1915 года планировалось заложить два корабля на казенных верфях. Lyon (бывший I-12) на верфи Ateliers & Chantiers de la Loire & Penhoet в Сен-Назере, а Lille (бывший I-13) на верфи Forges & Chantiers de la Mediterranee в Ла-Сейне близ Тулона (или на верфи той же фирмы в Сен-Назере).
Через три месяца, 1 апреля 1915 года, должно было начаться строительство двух следующих дредноутов на казенных верфях. Duquesne (бывший А-14) должен был строиться на верфи Arsenale de Brest в Бресте, а Tourville (бывший А-15) на верфи Arsenale de Lorient в Лориэне.
Начавшаяся Первая мировая война приостановила работу над проектом, выдача заказов не производилась, и строительство кораблей так и не было начато, хотя подготовка на верфях проводилась. Уже в конце 1914 года незавершенные конструкторские работы были полностью прекращены и больше не возобновлялись.
В заключение статьи можно сказать о достаточно известной статье, на которой за рубежом продолжительное время (до 60-х годов) основывались сведения о линкорах типа Lyon и которые, как установлено, не являются верными. К сожалению, большинство российских читателей узнают об этом гораздо позже.
Начало Первой мировой войны прервало все работы по разработке проекта Lyon. Сведений о нем больше не появлялось до 1917 года, когда в журнале Les Flottes de Combat появилась публикация, посвященная этим кораблям. Публикация не носила официального характера и не совсем соответствовала истине. Автор публикации капитан 1-го ранга Де Балинкорт (De Balincourt) использовал чертеж линкора из американского издания United States Naval Institute Proceding, в котором корабль был представлен как новая конструкция, желательная с точки зрения опыта войны. Он был изображен с четырьмя 4-орудийными башнями, расположенными линейно-возвышенно, то есть попарно в носу и корме. Площадь бронирования была явно больше, чем предусмотренная проектом Технического отдела кораблестроительного департамента. Комбинированная главная энергетическая установка мощностью 44 000 лс включала поршневые машины и паровые турбины и по расчетам могла обеспечить кораблю скорость в 23 узла. Дымовые трубы располагались гораздо ближе друг к другу, а между ними находилась грот-мачта. Имелись расхождения и в калибре противоминных орудий. На эскизе в Les Flottes de Combat были показаны 138,6 мм орудия, в то время как в тексте говорилось о 164,7 мм орудиях.
В отношении размещения артиллерии следует сказать, что документов подтверждающих приведенное в Les Flottes de Combat расположение башен во французских военно-морских архивах пока не найдено. Более того, необходимо напомнить, что в докладной записке начальника Технического отдела, главного конструктора флота Дойера, датированной 19 сентября 1913 года, говорится, что предложенное им расположение четырех орудийных башен (к записке прилагался эскиз) предпочтительно по причине удифферентовки корабля. В ином случае возникала опасность перегрузки какой-либо оконечности корабля, в частности носовой, а это могло привести к фиксированному неустранимому дифференту на нос.
Руководимый любопытством, автор статьи о линкорах типа Lyon в журнале La Revue Maritime (1963 год) Анри Ле Массон просмотрел указанный выпуск Procedings (июль-август 1915 года) и нашел эскиз, на котором основывалась публикация Де Балинкорта. Выяснилось, что чертеж в Procedings был выполнен Морисом Прендергастом и что этот чертеж недостоверен. Ле Массон хорошо знал Прендергаста, более того, они были друзьями. По мнению Ле Массона Прендергаст имел большой талант чертить эскизы военных кораблей. Делал это он очень тщательно и правдоподобно, но иногда эти эскизы были основаны на неверных или неполных сведениях. В частности, чертеж французского дредноута в Procedings, как и сама статья, основывались на появившейся в Англии несколькими месяцами ранее публикации, в которой указывалась длина проекта линкоров Lyon и обсуждались варианты размещения артиллерии, возможные при этих размерах.
В отношении калибра противоминной артиллерии можно предположить, что это всего лишь описка Де Балинкорта. Из всех известных многочисленных обсуждений проектов линкоров типов Normandie и Lyon совершенно ясно, что на вспомогательную артиллерию отводилась строго ограниченная весовая нагрузка, которая не могла быть увеличена (а это было бы неизбежно при таком резком увеличении калибра). К тому же, в тот момент во французском флоте не существовало реальной альтернативы 138,6 мм орудию, способному вести скорострельный огонь и требовавшему для этого ограниченный вес снаряда (35 кг), позволявший производить ручную подачу и заряжание. Это было бы невозможно при весе снаряда 52 кг (а именно столько весил 164,7 мм снаряд), так как в этом случае требовались зарядные механизмы. Таким образом статью в Les Flottes de Combat, равно как и публикацию в Procedings, можно считать досадной ошибкой, основанной на неверных предпосылках.
Henri Le Masson Les guirasses qui auraient pu etre... (La Revue Maritime, #204/1963)
Warships International, #1/1985
La Nouvelle Revue Maritime #400 (1986)
Siegfrid Breyer Schlachtschiffe und Schlachtkreuzervon 1905 bis 1970 Munchen, 1970