- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Судьбы кораблей
Август-сентябрь 1915 дредноут присоединился к французскому военному флоту, с базированием на Аргостоль. Корабль стал флагманом I линейной эскадры, в которую входили также четыре дредноута типа Courbet.
В 1916 году линкор оставался флагманом эскадры. Начиная с июля, каждая из трех эскадр поочередно на месяц ходила к Корфу для проведения упражнений и боевой подготовки. Боевых действий как таковых не было, поэтому часть экипажей кораблей эскадр передавалась для комплектации патрульных судов. К концу года на I эскадре некомплект личного состава насчитывал 7%, при этом нужно отметить, что она состояла из лучших французских кораблей.
В 1917 году Bretagne по-прежнему флагман I эскадры. На кораблях был восполнен некомплект экипажей за счет новобранцев и линкоры занялись подготовкой специалистов. Одновременно проводились практические испытания улучшенных снарядов, а также отрабатывались новые методы стрельбы; изучался опыт Ютландского боя. В то же время стала ощущаться нехватка топлива. Патрульные суда главные пожиратели угля сильно сократили его запасы, восполнять которые не успевали. К тому же немецкие лодки потопили три из пяти угольщиков эскадры. Еще в январе недогрузка угля на линкорах составляла 6000 тонн. А в конце года, в ноябре-декабре, ни один из линкоров не смог выполнить огневые упражнения.
В 1918 году продолжались трудности с нехваткой угля.
В июле 1918 года Bretagne зачислен в I дивизию I линейной эскадры. Вместе с ним туда входили Lorraine и France.
После окончания войны линкор продолжал находиться в составе Средиземноморской эскадры.
В 1919-1920 годах фок-мачту линкора сделали треногой, установив на ней посты управления огнем.
В мае 1921 года Bretagne прибыл в Ла-Сейн для модернизации (в числе прочих работ увеличены углы возвышения ГК с 18° до 23°, переделана носовая надстройка и увеличена высота дымовых труб). После вступления в строй линкор стал флагманом Средиземноморской эскадры.
Летом 1921 года Bretagne совместно с Provence, France и другими кораблями эскадры совершил переход из Тулона в Лориэн, с заходом в Оран и Лиссабон. 25 июля Bretagne в Гавре участвовал в морском параде. Парад посетил президент Франции Миллеран. Затем эскадра ходила в порты Дюнкерк, Кале и Булонь. Это был первый после 1913 года визит Средиземноморской эскадры в эти порты. При посещении Бреста кораблю вручили "золотую книгу", содержащую сведения о всех кораблях, носивших имя Bretagne начиная с ХVI века. В сентябре эскадра вернулась в Тулон.
В 1922 Bretagne продолжал нести флаг командующего эскадрой. Кроме него в эскадру входили линкоры France, Paris и Jean Bart.
Весной 1922 года Bretagne участвовал в международном морском параде в Алжире (участвовали корабли Англии, США и Италии).
Летом 1922 года Bretagne, France и Paris в сопровождении Metz, Strasbourg, Amiral Senes, Bisson, Capitane Mehl, Casque, Commandante Bory, Mangini и Protet совершили поход в Атлантику и Ла-Манш. 26 августа произошла катастрофа с France в Куибероне. В сентябре эскадра вернулась в Тулон.
В 1923 году состоялась инспекция эскадры министром Роберти. При этом флаг адмирала был перенесен на Provence. Совместно с эскадрой Bretagne участвовал в учениях и походах.
В 1924 году Bretagne, Provence и Lorraine вместе со средиземноморской эскадрой участвовали в совместных учениях и походах по Средиземному морю. Эскадру инспектировал министр Дюмейни.
В 1925 году линкор прошел модернизацию и ремонт с докованием. Корабль был переведен на нефтяное отопление. Были сняты четыре 138 мм орудия и добавлены четыре 75 мм зенитных пушки. Установлены новые приборы управления огнем, переделан артиллерийский марс. В октябре корабль вернулся в строй, вновь став флагманом Средиземноморской эскадры.
В 1926 году линкор участвовал в походах и учениях у побережья Туниса. Проводилась инспекция министром Боре.
В 1927 году Bretagne участвовал в походах к марокканским берегам. В октябре адмирал перенес флаг на Provence.
До июня 1928 года линкор прошел длительное докование. Затем он совершил поход в Атлантику. К этому времени в строю действующего флота из соображений экономии оставались только три линкора типа Bretagne.
3 июля 1928 года линкор Bretagne участвовал в морском параде в Гавре. Парад принимал Президент Думерже.
В начале 1929 года линкор принял участие в маневрах флота, на которых присутствовал генерал Вейган.
18-28 мая корабль посетил Барселону, а 16-17 июля, вместе с Provence и Duguau-Trouin, участвовал в торжествах в Сен-Тропез, посвященных двухсотлетию со дня рождения Сюффрена.
В начале 1930 года Bretagne вместе с Lorraine перечислены во II линейную дивизию.
10 мая 1930 года в Алжире линкор участвовал в морском параде, посвященном столетию Алжира. На параде присутствовал президент Думерже.
В 1931/34 годах Bretagne прошел модернизацию. Были сняты торпедные аппараты, четыре 138 мм орудия (их осталось только 14). Число 75 мм зениток (60-калиберных) увеличено до восьми. Увеличена высота передней дымовой трубы. Интересно отметить, что Bretagne был единственным линкором, не имевшим грот-мачты.
В 1934/35 годах линкор входил в состав II линейной дивизии Атлантической эскадры (с базированием на Брест). Участвовал в маневрах, совершил плавание на Азоры и в Марокко.
В 1937 году вспыхнул испанский мятеж. После начала боевых действий Bretagne временно участвовал в интернациональном контроле испанских вод, а затем, вместе с Lorraine, в эвакуации гражданского населения из Бильбао.
В 1938 году корабль занимался боевой подготовкой, совершил походы в Ла-Манш, а затем в Марокко и на Мадейру.
Кампания 1939 года началась для линкора походом на Антильские острова. Затем корабль перешел в Средиземное море, в Тулон с заходом в Касабланку, Танжер и Оран. В сентябре Bretagne и Provence вошли в состав II линейной дивизии Сил Открытого моря (с базированием на Тулон).
2 декабря в Тулоне линкор стал в док и вышел оттуда только 3 марта 1940 года. Ему предстоял очень важный поход война захлестнула Францию и стало необходимо вывезти большое количество золота. 7 марта на Bretagne погрузили 1820 ящиков, еще 1179 ящиков золота принял Algerie. 11 марта корабли (Bretagne, крейсера Algerie и Primauguet, эсминцы Aigle, Lynx, Maille-Breze и Vauban) вышли из Тулона в Мерс-эль-Кебир, а затем отправились в Галифакс. Перед заходом в Касабланку от отряда отделились Primauguet и Lynx, но зато присоединился вспомогательный крейсер Victor Schoelcher. 15 марта на широте Мадейры эсминцы отделились от отряда и вернулись в Марокко. Отряд соединился с крейсером Colbert и 22 марта прибыл в Галифакс уже под эскортом канадских эсминцев. Золото было быстро выгружено, и уже 29 марта корабли покинули Галифакс, эскортируя транспорты Louis L.D. и Wisconsin с 82 американскими самолетами. 5 апреля на широте Мадейры корабли соединились с эсминцами Aigle, Albatros, Valmy, Vautour и Verdun, тогда как крейсер Colbert повернул в Дакар. На следующий день эскорт был усилен I дивизионом эсминцев (Palme, Mars и Railleuse). Перед Касабланкой 8 апреля Bretagne, Algerie и эсминцы отделились от пароходов и направились в Тулон. Уже на подходе к нему все эсминцы за исключением Aigle, вернувшегося в Оран, отделились от линкора и крейсера, которые на следующий день прибыли в Тулон.
29 апреля линейная дивизия (Bretagne, Provence и Lorraine) включена в состав "Соединения Х".
В мае 1940 года корабли отправились в Александрию, соединившись на широте Туниса с английскими линкорами Barham и Malaya.
15 мая "Соединение Х" и английские корабли вышли на учения.
В середине июня Bretagne и Provence с ЭМ Lynx и Tigre совершили поход в Бизерту, а оттуда перешли в Мерс-эль-Кебир. Там дивизия соединилась с линейными крейсерами Dunkerque и Strasbourg. Все вместе корабли стояли в гавани до памятного 3 июля.
В этот день утром Bretagne стоял ошвартованый кормой к большому молу между Strasbourg и гидроавианосцем Commandant Teste. Из всех линкоров он был крайним от форта. В 7.00 появилось английское "Соединение Н" Hood, Resolution, Valiant и авианосец Arc Royal. Дальнейшие события развивались в таком порядке:
7.50 - сыграна боевая тревога
8.00 - вызов личного состава на боевые посты ПВО
8.20 - подготовлены по 4 снаряда на орудие в башне #4
8.55 - приказано ввести в действие котлы
9.20 - вызов на посты наблюдения и управления огнем, а также на посты подачи боезапаса
9.30 - отданы швартовы
10.15 - личный состав ознакомлен с содержанием английского ультиматума
11.15 - запущены машины и к 12.00 линкор подготовлен к бою
12.30 - пять английских самолетов сбросили мины в фарватер
13.30 - английские линкоры выстроились в боевую линию
16.25 - конец переговоров на борту Dunkerque
16.56 - прозвучал первый английский залп. Одновременно поднят сигнал к общей съемке с якоря. Корабли двинулись вперед. По Bretagne стреляли английские линкоры Hood и Resolution
16.59 - 381 мм снаряд пробил броню правого борта в корме. Воспламенились кормовые боевые погреба и взрывом корпус корабля был разорван. Второй снаряд разорвался в отсеке кормовых машин. Кормовая часть оказалась охваченной пламенем. Третий снаряд взорвался в районе средней башни и вызвал взрыв боеприпасов в 138 мм батарее. В это время внутрь корабля проникло очень много воды, появился большой крен на правый борт. Поступил приказ покинуть посты. Четвертый снаряд взорвался у основания треногой мачты. К этому времени линкор полностью потерял боеспособность. В 17.09 Bretagne перевернулся и затонул.
На корабле убиты и пропали без вести 38 офицеров, 155 старшин и 784 матросов. Оставшиеся в живых 145 человек были спасены в основном шлюпками с Commandant Teste под огнем противника. Как факт интересно отметить, что Commandant Teste назван в честь капитан-лейтенанта, который в 1921 году сбросил учебную бомбу в 20 метрах от форштевня Bretagne. Израсходовавший горючее самолет упал в воду и утонул, но пилота успели выловить.
В 1942 году адмирал Дарлан установил на дамбе напротив обломков корабля мемориальную доску в память о его гибели.
Сам корабль, вернее то что от него осталось, был разобран на металл после войны в 1952 году.
1915 год - впервые вступил в кампанию.
17.7.1915 вышел из Тулона с министром Оганье на борту.
18.7.1915 прибыл в Бизерту.
Вскоре после этого соединился с эскадрой в Аргостоли, где поднял до конца войны флаг вице-адмирала командира соединения. В составе эскадры участвовал в боевых действиях соединения.
28.8.1916 прибыл в Мило, где собралась так называемая эскадра А, в состав которой входили корабли разных стран, в том числе французские (6 линкоров, 3 крейсера, 12 миноносцев, 1 минзаг, 2 канонерские лодки), английские (1 линкор, 2 авианосных корабля, 3 монитора, 2 крейсера, 1 минзаг, 6 миноносцев, 1 канонерская лодка), русские (1 линкор), итальянские (1 крейсер). 02.09.1916 корабли эскадры А появились у входа в бухту Саламин, где были арестованы 13 коммерческих германских и австрийских пароходов.
11.10.1916 арестован греческий флот (2 эскадренных броненосца, 1 броненосный крейсер, 1 легкий крейсер, 19 миноносцев, 2 подводные лодки, около 10 вспомогательных судов).
17.10.1916 Provence высадил свою пехоту в поддержку высадившихся ранее десантов с Democratie. Этот десант захватил Запейон.
7.11.1916 французский флаг поднят на всех арестованных греческих кораблях, которые тут же были включены в состав французского военного флота. В конце декабря 1916 года прибыло подкрепление (2 батальона французской колониальной пехоты и десантные команды с линкоров второй эскадры, отправленные из Корфу), которое высадилось на берег.
01.12.1916 инцидент в Афинах, десант с Provence усилил 2-ой батальон военного флота (партии десанта с Verite, Justice и Republique) на пути из Афин в Пирей, где с 11.00 до 12.30 состоялось генеральное сражение. К 17.45 греки прекратили огонь, В ходе сражения один из 4 снарядов с Mirabeau случайно упал вблизи королевского дворца. Уже к 23.00 часов недоразумения закончились и десант собрался в Пирее.
Январь 1917 года - Provence возвратился в Корфу для учебных занятий, первых с момента вступления в строй.
28.04 - 01.05.1917 на борту корабля проходила конференция союзников по вопросам улучшения организации противолодочной обороны (присутствовали представители (адмиралы) от Франции, Англии, Италии и Японии).
Весь 1918 год корабль базировался на Корфу.
В 1919 году линкор участвовал в интервенции против Советской России, базируясь на черноморские порты. В 1920 году он перешел в Константинополь, а позже был отправлен в Брест для модернизации.
В январе 1921 года линкор возвратился в Тулон. При этом он доставил на берег уцелевших после катастрофы на Bar de Duk, затонувшего 13 декабря 1920 года в проливе Доро.
В 1922 на Provence проведена модернизация артиллерии. Работы велись в арсенале Тулон. Объем работ примерно соответствовал произведенному на Bretagne.
С 1923 Provence становится флагманом Средиземноморской эскадры.
В 1924 году линкор вместе с другими кораблями участвовал в Виллефранше в празднествах в честь Победы. Затем линкор занимался боевой подготовкой, совершил совместные плавания с эскадрой, в том числе в Северную Африку с Президентом Эррио и министром Дюмейни.
В 1925 году наряду с обычными учениями совершил несколько плаваний в Италию, в Атлантику (посетил порт Руайан) и северную Африку.
В 1926 году линкор ходил с визитом (на борту корабля находился министр Боре на Мальту и в Тунис.
В 1927 году линкор доковался в Тулоне. При этом на корабле произвели ряд усовершенствований по артиллерийской части, корабль переведен на нефтяное отопление.
В начале 1928 года Provence присутствовал на церемонии торжественного открытия памятника погибшим за Победу. После этого он доставил маршала Петена из Монако в Марсель.
В апреле того года линкор ходил в Атлантику и Ла-Манш.
2 июля в Гавре на рейде на борту корабля состоялась торжественное вручение Ордена Почетного Легиона Вирджинии Эррио, а на следующий день состоялся морской парад, который принимал Президент Думерже. После этого линкор вернулся в Тулон с заходом в Тунис и на Корсику.
В 1929 году с 18 по 28 мая Provence посетил Барселону. 24 мая на борту корабля состоялся торжественный завтрак короля Испании Альфонсо XIII и его семьи. В память об этом король преподнес в дар экипажу корабля почетную алебарду, изготовленную в Толедо.
16-17 июля Provence, Bretagne и Duguau-Trouin участвовали в праздновании 200-летия Сюффрена в Сен-Тропез.
10 мая 1930 корабль участвовал в морском параде в честь 100-летия Алжира. Парад проходил на рейде гавани. Присутствовал Президент Думерже.
В декабре того же года Provence, вместе с другими кораблями Средиземноморского Флота, посетил Мальту.
В 1931 году линкор был выведен в резерв в связи с предстоящими переделками. В 1932/33 он находился на заводе. На линкоре была проведена кардинальная модернизация.
В 1934 году Provence вступил в строй, став флагманом II линейной эскадры Атлантического флота. Эскадра базировалась на Брест.
27 июня 1935 года линкор участвовал в морском параде в Дюарненезе, после которого на корабле побывал министр Пьетри, Этим же летом корабль ходил в Марокко, и на его борт поднимался султан.
1936 год стал для Provence годом торжеств (хотя, как можно заметить, он и так не страдал их отсутствием). Сперва линкор побывал в Дакаре, где кардинал Бердье открывал новый собор. Затем Provence, вместе с Emile Bertin, Jaguar и Terrible, побывал в Шербуре на открытие новой морской набережной в Нормандии. И наконец 30 мая - 1 июня линкор был в Бресте Президент Лебрэн открывал новое морское училище.
Во второй половине 1936 года и в 1937 году Provence с другими кораблями участвовал в миссии контроля у побережья Испании, охваченной огнем гражданской войны. Затем эскадра совершила учения и поход от побережья Африки до Северного моря.
В 1938 году II линейная эскадра (Provence был флагманом) проводила учения в Ла-Манше, а затем линкор побывал в Марокко и на Мадейре.
Первую половину 1939 года (20 января - 1 июня) корабль провел в доке в Бресте, а уже 14 июня прибыл в Тулон, доставив туда из Касабланки генерала Ногэ. После этого линкор базировался на Тулон, будучи флагманом Сил Открытого моря.
Состав сил открытого моря (Forces de Haute Mer) до 1941-1942
Флагман (вне соединений): линкор Provence
II эскадра:
II дивизия линкоров - Bretagne, Lorraine
I эскадра легких сил:
1-й дивизион - Palme, Mars, Tempete
3-й дивизион - Fortune, Simoun, Railleuse
7-й дивизион - Tramontane, Typhon, Tornade
III эскадра:
I эскадра крейсеров:
1-я дивизия крейсеров - Algerie, Dupleix, Foch, Colbert
2-я дивизия крейсеров - Duquesne и Tourville
III эскадра легких сил:
5-й дивизион - Tartu, Vaukuelin, Chevalier Paul
7-й дивизион - Vautour, Albatros, Gerfaut
9-й дивизион - Maille-Breze, Kersaint, Cassard
31 августа 1939 года Provence вместе с 2-й и 3-й эскадрой покинул Тулон, идя в сопровождении конвоя R-3, перевозившего войска из Марселя в Аячио. В составе конвоя шли транспорты Cyrnos, El Djecair, General Bonaparte, Ile de Beaute, Pascal Paoli, Sampiero Corso и Ville d'Ajccio. После сопровождения конвоя Provence и 2-я эскадра перешли в Оран, куда прибыли 2 сентября. Оттуда Provence сразу же (в 18.00) ушел в Гибралтар, прибыв туда в 10.00 3 сентября.
18 сентября Provence, Bretagne и 3-я эскадра легких сил ушли из Гибралтара в Оран, а затем в Тулон. Туда корабли пришли 5 октября.
15 октября Provence стал флагманом II линейной дивизии.
21 октября линкор стал в док в Тулоне и вышел из него только 2 декабря. Вскоре линкор вышел из Тулона, имея на борту начальника Морских сил южной Атлантики, но из-за поломки механизмов ему пришлось вернуться от Гибралтара в Тулон, причем при возвращении линкор задержал и отправил в Марсель итальянский пакетбот Oceania.
23 января 1940 года Provence с Colbert и Duquesne ушел из Тулона в Оран, а оттуда в Дакар, где вместе с крейсером Emile Bertin вошел в состав "Соединения Y". Оно до 15 февраля в южной Атлантике прикрывало переход из Нью-Йорка в Касабланку конвоя с самолетами (Leopold L.D., Oregon и San Pedro), шедшего до этого в сопровождении крейсеров Colbert и Foch.
11-14 апреля Provence перешел из Дакара в Оран, и вместе с линкорами Bretagne и Lorraine, прибывшими из Тулона, составил "Соединение Х".
26 апреля все три линкора и Forbin вышли из Орана. 27-28 апреля они простояли в Алжире, где к ним присоединились Lynx и Tigre. 29 апреля все вместе они ушли из Алжира и 3 мая прибыли в Александрию для совместных действий с английским флотом. 15 мая "Соединение Х" участвовало в маневрах.
20 мая Provence, Bretagne, Lynx и Tigre ушли из Александрии во французскую Северную Африку и после захода в Бизерту 27 мая прибыли в Мерс-эль-Кебир, где и находились до 3 июля.
Утром этого дня Provence стоял ошвартованый кормой к большому молу, между Dunkerque и Strasbourg вторым по порядку, считая от форта. После появления английского "Соединения Н" до момента открытия огня на Provence выполнялись те же действия, что и на всех других кораблях (см. Bretagne). Первый залп английских кораблей прозвучал в 16.56. Provence, уже подготовленный к стрельбе, немедленно открыл ответный огонь, стреляя сперва между мачт Dunkerque по Hood. Одновременно Provence дал ход и медленно продвигался вперед. Первые залпы легли недолетом. После 10-го залпа (выпущено 22 снаряда) на линкоре вышел из строя пост управления огнем осколок английского снаряда срикошетировал от Dunkerque. Вскоре 381 мм снаряд заклинил башню #4, а другой вывел из строя одно орудие башни #3. Пожар подобрался к кормовым погребам и их пришлось затопить, избежав участи Bretagne. Несколько позже, пересекая рейд, линкор намеренно выбросился на отмель (глубина 10 метров) между Росвилле и Сент-Клоти. На корабле было двое убитых и несколько раненых.
6 июля, когда началась вторая атака англичан, Provence находился еще на отмели. В 5.30 шесть торпедоносцев Swordish с Arc Royal атаковали Dunkerque. Обнаружив самолеты, Provence первым открыл зенитный огонь. В 5.40 атака повторилась (три самолета с истребителями), затем еще одна (тоже три самолета).
Ремонт Provence в Оране продолжался до сентября. В ноябре линкор покинул Оран в сопровождении ЭМ Epee, Fleuret, Hardi, Lansquenet и Mameluk. На широте Балеарских островов к отряду присоединились Strasbourg, Foch, Dupleix, La Galissonniere и Marseillaise, шедшие в сопровождении ЭМ Albatros, Cassard, Indomptable, Vautour и Volta. 8 ноября все корабли прибыли в Тулон.
В начале 1941 года Provence был разоружен и причален в Тулоне к Англс Роберт. Временно линкор использовался для размещения демобилизованных моряков резерва, а также репатриантов из Германии. До ноября 1942 года линкор в море не выходил.
27 ноября 1942 года, во время самозатопления французского Флота, Provence, находясь на месте швартовки, по недоразумению запоздал с затоплением. Немецкие солдаты находились уже на борту корабля, когда командир смог передать команду на затопление. Немцы не успели воспрепятствовать, и линкор сел на грунт. На Provence были арестованы адмирал Зколь и командир линкора.
После захвата Тулона немцы и итальянцы пытались поднять часть затопленных французских кораблей. Работы по подъему Provence вели итальянцы. 11 июля линкор всплыл. Боевой ценности он не представлял и был разобран на металл. Два 340 мм орудия позднее были использованы немцами для замены поврежденных орудий в башенной береговой батарее "Cepet" в районе Тулона. Интересно отметить, что в 1944 году по этой батарее довольно успешно стрелял линкор Lorraine.
В 1944 году при оставлении немцами Тулона, корабль был затоплен немецким экипажем. После войны он был поднят (апрель 1949 года) и разобран на металл.
В 1915 году линкор прошел ходовые испытания и в декабре ушел из Сен-Назера в Брест, а оттуда в Тулон.
В 1916 году линкор вступил в строй флота, однако, как и на других линкорах, на Lorraine испытывался некомплект личного состава.
8 февраля 1917 года ушел из Тулона и 12-го прибыл на Корфу, войдя в состав I линейной эскадры. С 24 июля до 6 августа прошел докование в Тулоне. В сентябре-октябре линкор занимался боевой подготовкой, а 17 декабря вновь ушел из Тулона на Корфу, куда прибыл 20 декабря.
Весь 1918 год Lorraine базировался на Корфу. 22 ноября линкор ушел на Мальту, где 28 ноября был поставлен в док. 12 декабря он вышел из дока и 15-16 декабря вновь вернулся на Корфу.
2-3 января 1919 Lorraine перешел в Катарро и находился там до 9 мая, а 16 мая пришел в Смирну (с заходом 10-14 мая в Корфу). 29 мая - 2 июня он перешел в Тулон, где 3-29 июля прошел докование. После выхода из дока он оставался в Тулоне.
10-16 февраля 1920 года линкор перешел в Константинополь, заменив там Provence. В столице Турции Lorraine находился до 23 июля (19-28 апреля совершил выход с заходом в Смирну, Саламин и Пирей), когда его заменил Provence.
С 29 июля по 11 декабря Lorraine базировался на Тулон, а затем вновь отправился в Константинополь, куда пришел 20 декабря, встретив 16 декабря в Мудросе возвращающийся в Тулон Provence.
4 мая 1921 года линкор покинул Константинополь и зайдя в Бейрут (8-16 мая), Порт-Саид (17-21 мая) и вновь Бейрут (22 мая - 3 июня) прибыл 9 июня в Тулон.
В Тулоне линкор прошел краткое докование. Одновременно на нем увеличили угол возвышения башенных орудий и установили на мачте пост управления огнем. Сама мачта сделана треногой посредством установки подпор до половины ее высоты.
В 1922-1923 годах Lorraine входил в состав I дивизии линкоров эскадры Средиземного моря.
В мае-июне 1923 года линкор посетил Левант, зайдя по пути в Бейрут, Латакию, Александрию, Мессину, Руад, Триполи и Порт-Саид. 26 июня он возвратился в Тулон, 7-24 ноября совершил плавание в Тунис.
В 1924 году участвовал с эскадрой в совместных маневрах и походах по Средиземному морю. В этом же году линкор прошел докование. Были сделаны и которые переделки на треногой мачте было сделано специальное устройство из двух рельс, к которым крепился самолет. Старт самолет мог осуществлять на полных оборотах своего мотора. Однако, система не оправдала себя и от нее вскоре отказались, решившись на установку катапульты, впервые опробованной на крейсере Duguau-Trouin).
В 1925-1926 годах линкор находился в составе эскадры Средиземного моря.
В 1927 году он зачислен в I дивизию линкоров. С 28 мая до 30 июля Lorraine с другими кораблями занимался боевой подготовкой и совершил несколько плаваний, с заходом в Порт-Вендрес, Оран, Касабланку, Агадир, Сари, Танжер, Алжир, Буже, Бизерту и Порто-Вечио. В конце года вместе с эскадрой линкор совершил еще один поход с посещением Бизерты, Суше и Филиппвиля.
26 марта - 5 апреля 1928 года Lorraine участвовал в учениях у берегов Алжира, а 30 мая вышел из Тулона в летнее плавание. Посетив Касабланку, Руайан, Куиберон, Брест, Гавр (3 июля в Гавре участвовал в параде, который принимал Президент Думерже), Дюнкерк, Шербур, Брест, Сантандер и Оран 4 августа вернулся в Тулон.
В октябре того же года линкор участвовал в учениях у берегов Корсики и Туниса.
В мае-июне 1929 года Lorraine совершил одиночное (без своей дивизии) плавание в Алжир и Марокко.
В 1930 году корабль поставлен на перестройку в Бресте, заключавшуюся в переводе корабля на нефтяное отопление. Пройдя испытания после завершения работ, 17 августа 1931 года вышел из Бреста и 24 августа прибыл в Тулон.
С 29 апреля до 24 июня 1932 года Lorraine с другими кораблями занимался боевой подготовкой, совершил поход в Левант с заходом в Бизерту, Суду, Александрию, Бейрут, Фалерн и Неаполь.
С 3 мая по 24 июня 1933 года линкор совершил плавание вдоль Северной Африки и в Атлантике, посетив Алжир, Оран, Танжер, Касабланку, Кадикс, Оран и Майорку.
В следующем году Lorraine тоже участвовал в летнем плавании (с 19 апреля по 29 июня) вдоль берегов Африки (Алжир, Тунис и Марокко). 6-12 августа линкор перешел из Тулона в Брест, где был поставлен на модернизацию. В числе прочих работ на линкоре убрали среднюю башню главного калибра, заменив ее катапультой. Под палубой был устроен ангар для четырех гидросамолетов. Одновременно уменьшено количество 138 мм орудий до четырнадцати, а четыре 75 мм зенитки заменили на такое же количество спаренных установок с 100 мм/60 орудиями. В январе 1936 года Lorraine вышел из дока и после испытаний зачислен во II дивизию линкоров Атлантической эскадры.
11 июня 1936 года в Английском канале линкор имел столкновение с эсминцем Foudroyant.
В январе-феврале 1937 года линкор участвовал в походе эскадры по Атлантике, с заходом на Мадейру, в Порто-Прайя, Дакар, Касабланку и Танжер. 26 февраля корабли вернулись в Брест.
В мае 1937 года Lorraine, вместе с Bretagne, довелось участвовать в эвакуации гражданского населения из Бильбао.
В 1938 году он участвовал в учениях в Ла-Манше, а затем ходил в Марокко, с заходом в Лиссабон (13-17 мая), Хорту (21-24 мая), Фуншал (28 мая - 2 июня). 14 июня корабль вернулся в Брест, зайдя в Касабланку и Танжер.
В первой половине 1939 года Lorraine и Bretagne ходили на Антильские острова.
С августа Lorraine стал флагманом II дивизии линкоров (Lorraine и Bretagne) Сил Открытого моря, базирующихся на Тулон.
3 августа Lorraine с другими кораблями ушел из Тулона для прикрытия конвоя R-3. 3 сентября прибыл в Гибралтар, а 5 октября вернулся в Тулон. В следующем месяце линкор проводил учения в районе Салинса.
В ноябре Французское правительство посчитало необходимым вывезти часть золота в США. 13 ноября на Lorraine погрузили около полутора тысяч ящиков, еще по 275 ящиков загрузили на Jean de Vienne и Marseillaise. Ночью корабли вышли из Тулона под эскортом Aigle, Fortune и Railleuse. 14 ноября у мыса Гата к ним присоединились Lion и Simon. Соединение ночью прибыло в Мерс-эль-Кебир для пополнения запасов топлива (расход топлива на Lorraine в то время составлял 265 тонн мазута в час при скорости 18 узлов). 17 ноября соединение вышло в море в том же составе. 18-19 ноября 3-й дивизион эсминцев (Fortune, Railleuse, Simon) отделился для заправки топливом в Касабланке. С утра до вечера 19 ноября эти эсминцы вновь сопровождали корабли, после чего вместе с Lion окончательно отделились и ушли в Касабланку. 20 ноября в Касабланку ушел и Aigle. Дальше линкор и крейсера пошли самостоятельно. 27 ноября они прибыли на Бермуды и после заправки 28-го ушли Галифакс, куда прибыли 1 декабря под эскортом канадских эсминцев. 2 декабря все золото было выгружено с кораблей,
14 декабря Lorraine, Jean de Vienne и Marseillaise покинули Галифакс, эскортируя транспорты City of Pretoria, Indochinois, Jean L.D. и Louis L.D. (их груз составляли 150 разобранных и упакованных в ящики самолетов). 15-17 декабря конвой выдержал сильный шторм, заставивший сильно сбавить ход. 22 декабря на широте Азорских островов к ним присоединились ЭМ Albatros, Bison, Kersaint, Maille-Breze и Vauban, а 23 декабря добавились Tempete, Tornade и Typhon. 24 декабря линкор перед Касабланкой отделился от конвоя и 27 декабря прибыл в Тулон.
В январе 1940 года линкор проводил учения в Салинсе, затем доковался. При этом 100 мм зенитки заменили на восемь одноствольных 75 мм зенитных пушек. Работы велись до апреля.
8-12 апреля линкор прошел испытания в Салинсе, а 15 апреля вместе с Bretagne покинул Тулон. 18-го корабли пришли в Оран и вместе с Provence составили "Соединение Х".
26 апреля вместе с Forbin линкоры вышли из Орана. 27-29 зашли в Алжир, где к ним присоединились Lynx и Tigre. Выйдя в море, на широте Туниса они встретились с английскими линкорами Barham и Malaya и 3 мая все вместе прибыли в Александрию. 4 мая туда же пришли Duquesne и Tourville.
В это время английская эскадра в Александрии включала Warspite, Ramillies, Royal Sovereign, авианосец Eagle, крейсеры Caledon, Calypso, Capetown, Glouchester, Neptune, Orion и Sydney, 18 эсминцев и подводные лодки Osiris, Oswald, Parthian и Phoenix.
15 мая англичане и французы провели совместные учения в море.
20 мая Bretagne, Provence, Lynx и Tigre ушли в Бизерту. А 24 мая в Александрию пришел крейсер Duguau-Trouin.
После ухода своих линкоров Lorraine временно включили в состав созданной II боевой эскадры (в нее вошли также Ramillies и Royal Sovereign). 13-14 июня Lorraine с английскими кораблями прикрывал патрулирование в Додеканезе кораблей &qipt;Соединения Х", а 20-21 июня в составе английской эскадры участвовал в обстреле Бардии (Lorraine выпустил 53 крупных снаряда, разрушив маяк и ангар и вызвав пожар казармы). Одновременно средним калибром линкор подавил огонь береговой батареи выпущено 37 138 мм снарядов. Корабли были атакованы пятью итальянскими самолетами. Lorraine стрелял по ним из зениток, выпустив около 30 75 мм снарядов. 21 июня в 22.00 корабли вернулись в Александрию.
Ночью 22 июня корабли стали сниматься с якоря для участия в операции против Триполи, но вскоре ее отменили по приказу из Лондона.
4 июля на корабли поступили сведения о событиях в Мерс-эль-Кебире. Lorraine в это время находился среди английских линкоров в 250 метрах на траверзе левого борта стоял Royal Sovereign, в 350 метрах с левого борта Ramillies и в 800 метрах с левого борта Malaya. Перед рассветом английские линкоры навели свои орудия на Lorraine. На французских кораблях экипажи сильно возмущались поступком англичан, но не предполагали начинать стрельбу. Видя это английские корабли вернули свои орудия в походное положение. В 8.00 состоялся налет итальянской авиации на Александрию. Из французских кораблей по самолетам стрелял только Tourville. Днем состоялись переговоры между английским и французским командующими. Был достигнут компромисс, позволивший избежать сражения в гавани. Было решено, что французские корабли будут разоружены.
В августе на кораблях сократили численность личного состава, а обтюраторы затворов были переданы во французское консульство. Корабли стояли на сохранении с неполными экипажами.
В октябре 1941 года шлюпки Lorraine участвовали в спасении личного состава английской плавмастерской Churucca, случайно затонувшей в порту.
7 ноября 1942 Lorraine был поставлен в большой док для кратковременного докования. В течении тревожных дней 8-10 ноября (высадка англо-американских войск в Северной Африке) линкор находился в доке без боеприпасов. Лишь 28 ноября Lorraine получил возможность и разрешение от своего адмирала стрелять по вражеским самолетам.
17 мая 1943 года Lorraine в соответствии с достигнутыми договоренностями включен в состав "Соединения Х" военно-морских сил Франции в Северной Африке. В мае-июне в Александрию прибыли французские отряды для укомплектования экипажей. В первую очередь пополнили личный состав в 3-м дивизионе эсминцев (Fortune, Forbin, Basque) и на подводной лодке Protee. Сразу после этого эти корабли ушли в Алжир.
Lorraine с крейсерами только 22 июня перешел через Суэцкий канал в Красное море, где 1 июля проводил огневые упражнения в составе "Соединения Х", после чего вернулся в Суэц. 3 июля Lorraine, Duquesne и Tourville ушли из Суэца и на 20 узлах перешли в Аден. 7 июля крейсера ушли дальше, а Lorraine остался для замены трубок в котлах, ожидая следующую группу крейсеров. Уйдя из Адена с крейсерами Suffren и Duguau-Trouin линкор вновь встретился с Duquesne и Tourville в Момбассе. Здесь корабли взяли на борт несколько сотен французов, находившихся в английских лагерях в Джибути и на Мадагаскаре. 15 июля все вместе корабли снялись с якоря, но вскоре разделились. Lorraine, Suffren и Duguau-Trouin отправились в Дурбан, где линкору пришлось задержаться на некоторое время из-за износа упорных подшипников на валах. Пришлось доковаться. Заодно произвели ремонт наружней обшивки. Далее Lorraine шел в составе английского конвоя. Зайдя в Кейптаун (15-25 сентября), Пуэнт-Нуар (3-4 октября) и Фритаун (9-10 октября) конвой прибыл в Дакар 12 октября. К этому времени "Соединение Х" уже было расформировано. 7-11 ноября Lorraine вновь в составе английского конвоя перешел в Касабланку, а 30 ноября - 2 декабря прибыл в Мерс-эль-Кебир.
2 марта 1944 года, находясь в Кебире Lorraine, не снимаясь с якоря, провел стрельбы из 138 мм орудий, выпустив 25 снарядов. В мае на корабль пришло пополнение. Это позволило укомплектовать половину штата артиллерии и начать подготовку специалистов. Одновременно на корабле велись некоторые работы, в частности, были установлены четырнадцать 40 мм и двадцать шесть 20 мм зенитных автоматов, снята катапульта и гидросамолеты.
В июне линкор провел учебные стрельбы по воздушным и береговым целям в районе Орана, а затем у Алжира. В июле участвовал в маневрах у побережья, между Алжиром и Ораном, вместе с Marocain и Tunisien.
28 июля линкор, эскортируемый Simoun и Tempete, покинул Алжир и 2 августа прибыл на Мальту, проведя на переходе учения. С Мальты отряд в том же составе 6-7 августа перешел в Неаполь, где присоединился к специальной группе для участия в операции "Анвил Драгун" (высадка союзников в Provenceе). 13 августа линкор вышел из Неаполя в составе американского конвоя SF-1.B (флаг командующего операцией контр-адмирала Хьюи на Catoctin). 14 августа конвой прошел пролив Бонифаччо, а 15 августа прибыл к участку высадки "Альфа" (местность Камара). В первой фазе высадки Lorraine огня не открывал, находясь на якорной стоянке в Проприано. После этого линкор почти ежедневно участвовал в обстреле побережья.
18 августа Lorraine снялся с якоря для бомбардировки укреплений на побережье между Репентанс и Поркьеролес а также батареи "Medes". Линкор выпустил 37 крупных снарядов.
19 августа Lorraine, вместе с Nevada и Augusta, обстреливал батарею "Cepet", сделав 59 выстрелов. Как уже говорилось, на этой батарее немцы установили два 340 мм орудия с линкора Provence.
20 августа вновь обстреливал берег, выпустив 76 снарядов по форту Сен-Эльм, батарее "Cepet" и двум другим батареям (был подавлен огонь 164 мм батареи).
21 августа Lorraine обстреливал тот же район, выпустив 52 снаряда. Сам линкор был накрыт ответным залпом (три близких всплеска).
22 августа линкор сделал 24 выстрела по Поркьеролес и батарее "Cepet".
23 августа он выпустил 57 снарядов по форту Сен-Маргарит, в районе Гиен.
25 августа вновь стрелял по берегу, сделав 106 выстрелов крупной артиллерией (выпустил также 7 138 мм и 24 75 мм снарядов) по полуострову Сен-Мандрис. В перестрелке линкор был накрыт четырьмя большими снарядами.
26 августа линкор вновь стрелял по полуострову (30 выстрелов), а также по батарее "Cepet" (21 выстрел). Одновременно средним калибром линкор обстреливал Сен-Эльм (165 выстрелов), вызвав взрыв боеприпасов в форте. По различным целям линкор выпустил еще 196 75 мм снарядов.
27 августа линкор стоял на якоре в Кавалере, заправляясь топливом.
28 августа Lorraine под флагом французского командующего с эскадрой перешел в Сен-Тропез и находился там до сентября.
11 сентября линкор, выйдя из Сен-Тропез, занял позицию у Ментона и открыл огонь по фортам Соспель и Кастильо, выпустив 150 крупных снарядов. Отстрелявшись линкор вернулся в Сен-Тропез.
Всего за август-сентябрь Lorraine выпустил 612 340 мм, 172 138 мм и 220 75 мм снарядов.
13 сентября линкор ушел из Сен-Тропез для участия в торжественном прибытии эскадры в Тулон. Вместе с ним в порт зашли Georges Leygues, Gloire, Montcalm, Duguau-Trouin, Emile Bertin и Malin, а также американский Catoctin и английский Sirius.
17 сентября Lorraine покинул Тулон с Fortune и Forbin. 19 сентября корабли прибыли в Мерс-эль-Кебир для заправки и снабжения боезапасом. 12-13 октября линкор с Alcyon и Algerien перешел в Алжир, а оттуда 17-19 октября в Гибралтар. 26 октября вместе с Terrible линкор вернулся в Тулон.
20 ноября - 5 декабря Lorraine перешел в Плимут (с заходом в Гибралтар). Там он стал флагманом французского соединения FN-TF (French Naval Tasck Force). В него вошли Lorraine, Duquesne, Basque, Hova, Simoun и Somali. Соединение должно было содействовать наступлению союзников на укрепления "Атлантического вала". 2 декабря соединение прибыло в Шербур.
В январе 1945 года линкор прошел краткое докование в Портсмуте. За это время произошли некоторые изменения в составе FN-TF. 23 февраля Lorraine вернулся в Шербур, где находился до апреля.
13 апреля линкор вышел из Шербура для участия в операции "Венерэйбл" содействия сухопутному наступлению в районе Руайана-Жиронды. К этой операции привлекались также Duquesne, Basque, Alcyon, Fortune, Hova, Aventure, Decouverte, Surprise, Amiral Mouches, Aigrette, Mastodonte и тральщики D.13, D.37, D.58, D.63, D.211, D.212, D.226 и D.273.
15 апреля Lorraine и Duquesne обстреливали батареи Пуэн-де-Граве. Линкор выпустил 178 340 мм, 106 138 мм, и 137 75 мм снарядов по береговым целям.
16 апреля Lorraine стрелял по укрепленным позициям, сделав 78 выстрелов главным калибром, а также 86 138 мм и 191 75 мм выстрелов. В полдень этого дня фронт отодвинулся на недосягаемое для корабельной артиллерии расстояние, поэтому миссия соединения закончилась.
17 апреля корабли прибыли в Брест, где их и застало перемирие 8 мая.
26 мая соединение FN-TF было расформировано.
В июне Lorraine ушел из Бреста в Тулон, где стал использоваться как учебное судно для артиллеристов.
В 1947 году большая часть экипажа корабля была отправлена в США для укомплектования купленных там кораблей. Линкор, ошвартованый к Англ Роберт, стал плавказармой для различных флотских учебных станций в Тулоне.
17 февраля 1953 года Lorraine исключен из списков флота. 27 ноября он был передан на разборку. В январе 1954 переведен в Пергайлон (район Тулона), где и был разобран.
Линкору исполнился 41 год, из которых 29 лет он провел в строю действующего флота. В ходе Второй мировой войны Lorraine выпустил по вражеским объектам 921 340 мм, 401 138 мм и около 790 75 мм снарядов.