- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Первые программы броненосного флота. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance"
Одновременно с двумя большими фрегатами типа "Warrior" предполагалось начать строительство еще двух броненосных фрегатов по другому проекту. Еще в процессе проектирования "Warrior" адмиралтейство предполагало, что придется столкнуться с громадными расходами, что подтвердилось уже в самом начале их строительства. Поэтому, заложенные через два месяца после "Black Prince" новые фрегаты были задуманы меньших размеров и, соответственно, более дешевые. Основное требование, предъявляемое к ним -сохранение такой же скорости и калибра артиллерии, но с уменьшением числа пушек в соответствии с водоизмещением.
Оба корабля строились частными заводами, контракты с которыми адмиралтейство заключило 14 декабря 1859 года. Фирма "Westwood, Baillie & Со" обязалась осуществить спуск своего фрегата ровно через год, еще через три месяца братья Палмер обещали спуск своего корабля. Готовность обоих фрегатов при этом должна быть наибольшей, какая возможна без установленной машины. Но, как и в случае с "Warrior" оба контракта были просрочены и фирмы получили извещения о штрафе в 40.000 фунтов стерлингов каждая.
Оба новых фрегата начали сооружать в конце 1859 года. "Defence" был заложен 14 декабря на верфи "Palmer's Shipbuilding & Engineering Со" в Джерроу (близ Ньюкасла), а через неделю, 21 декабря, на верфи "Westwood, Baillie & Со" в Попларе (близ Лондона) началось строительство "Resistance". Строились корабли достаточно быстро, причем фирма Вествуда и Бейли подготовили свой фрегат к спуску несколько раньше. 11 апреля 1861 года "Resistance" сошел на воду. Через полмесяца, 24 апреля, в воды реки Тайн окунулся фрегат "Defence". Его спуск прошел не совсем удачно, фрегат приткнулся к мели северного берега реки, но повреждений не получил и был легко стащен буксирами на чистую воду.
В связи с желанием адмиралтейства в кратчайшие сроки создать броненосную эскадру достройка фрегатов проходила без задержек. Уже в конце 1861 года на "Defence" в Чатаме был установлен рангоут, а 4 декабря 1861 года фрегат был полностью укомплектован и принят флотом для проведения испытаний, которые начались весной 1862 года. Однако уже 15 января 1862 года "Defence" совершил первые выходы в море для предварительных испытаний. Рангоут для "Resistance" доставили в Чатам только 17 января 1862 года, а установка его началась в марте. 21 августа 1862 года он также был принят флотом и осенью приступил к испытаниям. Несмотря на спешную постройку кораблей, сделаны они были добротно и отличались хорошим качеством. Так, например, "Defence" во время плавания по Балтике три раза касался грунта без каких-либо серьезных повреждений, причем отмечалось, что деревянный корабль в подобных условиях непременно бы затонул.
Броненосцы имели железный корпус, собранный по поперечной системе. Конструкция набора была абсолютно одинаковая с корпусом "Warrior". Внутреннее пространство делилось на 15 отсеков, размеры которых в оконечностях были меньше, чем в средней части корпуса. Внутри судна были установлены специальные железные пиллерсы связывающие кильсоны с палубами.
Как и "Warrior" новые фрегаты не имели наружного киля. Его заменяла толстая железная полоса шириной 32 мм. и высотой 1 метр. К этой полосе, выполнявшей роль внутреннего киля, прикреплялись массивные шпангоуты из полосового железа толщиной 18 мм. Шпация равнялась 0,559 метра, но в районе орудийных портов соответственно изменялась. Внутри шпангоуты связывались пятью продольными связями, непрерывными от носа до кормы.
Жилая палуба была деревянная, а батарейная и верхняя - железные, но покрытые поверх железных листов деревянной настилкой. Бимсы делались из железа способом проката и состояли из цельной полосы и четырех уголков. Этот способ изготовления бимсов предложила фирма "Battersey & Company Works" предполагая придать хорошую поперечную прочность. Однако вскоре от этого способа отказались и стали делать бимсы составными, что было гораздо дешевле.
Подводная часть обшивалась железными листами до 32 мм. толщиной, а в оконечностях - до 15-18 мм. Двойное дно, по конструкции не отличающееся от "Warrior", и продольные бортовые переборки, образующие характерные для железных кораблей той эпохи коридоры вдоль бортов, создавали конструктивную защиту при повреждениях подводной части. Ниже ватерлинии на скулах борта были установлены добавочные кили, высотой 0,38 метра.
Шпигаты открытой палубы выходили непосредственно за борт. Трубы от шпигатов закрытых палуб проходили между набором и наружной обшивкой, соединяясь в общую горизонтальную трубу, проходящую в корму и выводившуюся за борт.
Внешне корабли сильно отличались от первых британских броненосцев и, тем более, от деревянных линкоров. Важным достоинством этих фрегатов стал отказ проектантов от сохранения в конструкции корпуса обычных форм винтовых кораблей доброненосного флота. Прямые линии сеток без повышения к оконечностям, широкий плоский нос таранной формы, своеобразная конструкция форштевня, прямого в верхней части и переходящего над самой ватерлинией в небольшой шпирон, длиной чуть более метра, а также близко расположенные к штевню якоря - все это придавало кораблям настолько неуклюжий вид, что старые моряки-парусники, просоленные и обветренные в дальних морях, не могли не относиться к новым фрегатам скептически. Это впечатление еще более усиливалось рангоутом и парусной оснасткой, которые на на этих фрегатах, отличались от общепринятых норм для парусников конкретной величины.
Каждый из броненосцев получил штатное снабжение и среди прочего по восемь различных шлюпок, в число которых входили: один 42-футовый барказ, один 32-футовый полубарказ, два 30-футовых и один 23-футовый катера, две четверки в 30 и 25 футов длиной и одна двойка в 14 футов длиной. С боканцев шлюпки должны были спускаться на воду специальным устройством по системе Клиффорда.
Перед отплытием в Лиссабон на "Warrior" по предложению капитана Кокрэна и комодора Трайона были оборудованы всевозможными нововведениями. Так, например, машинное отделение получило связь с командным мостиком посредством машинного телеграфа, а крюйт-камеры, батарея и некоторые другие боевые посты - посредством переговорных труб и рупоров. По примеру "Warrior" это же было осуществлено и "Defence" и "Resistance". Интересно отметить, что одновременно Кокрэн и Трайон предлагали также установить механический рулевой привод (гидравлический или паровой), ввести газовое или электрическое освещение. Причем последнее было сделано на обоих новых броненосцах. Так, например, на "Resistance" во время стоянки в Портсмуте при подготовке к плаванию в Атлантику установили газовый аппарат Горнея для освещения машинного и котельного отделений и других помещений. Всего разместили 24 газовых рожка.
"Defence" | "Resistance" | |||||
Водоизмещение | 6073 | ts | 6150 | ts | ||
Вместимость (полезный груз) | 3720 | ts | 3710 | ts | ||
Длина между перпендикулярами | 280'0" | 85,35 | м. | 280'0" | 85,35 | м. |
Длина по килю | 238'5,5" | 72,68 | м. | 238'6,1" | 72,70 | м. |
Длина наибольшая | 291'2,5" | 88,66 | м. | 291'2,5" | 88,66 | м. |
Ширина с броней | 54'2" | 16,51 | м. | 54'1" | 16,48 | м. |
Глубина интрюма | 19'0" | 5,79 | м. | 19'0" | 5,79 | м. |
Высота от киля до верхней палубы | 39'0" | 11,89 | м. | 39'0" | 11,89 | м. |
Осадка по чертежу: носом | 24'4" | 7,42 | м. | 23'6,5" | 7,01 | м. |
кормой | 25'б" | 7,77 | м. | 26'2" | 7,98 | м. |
Осадка на испытаниях: носом | 24'3" | 7,39 | м. | 23 '9м | 7,24 | м. |
кормой | 25'5" | 7,75 | м. | 26'0" | 7,92 | м. |
Площадь погруженной части мидель-шпангоута | 1096 кв.фут | 1088 кв.фут | ||||
101,82 | хв.м. | 101,08 | хв.м. |
Пустой корпус с отделкой, без брони | 57,2 | % | 3473,76 | т. |
Артиллерия с припасами | 4,8 | % | 291,51 | т. |
Вертикальная броня с подкладкой | 13,9 | % | 844,15 | т. |
Механизмы с водой в котлах | 6,1 | % | 370,45 | т. |
Машинные запасы и топливо | 7,3 | % | 443,33 | т. |
Различные запасы,рангоут,такелаж, паруса и иное | 10,7 | % | 649,81 | т. |
Всего: | 100 | % | 6073 | т. |
Как и первые фрегаты вооружение этих двух предполагалось из гладкоствольных 68-фунтовых пушек. В батарее под защитой брони предполагалось установить шестнадцать таких пушек и еще две на верхней палубе на поворотных платформах. Кроме них на верхней палубе должны быть установлены четыре 40-фунтовые пушки Армстронга. В ходе постройки были успешно испытаны новые 100-фунтовые бомбические пушки. В связи с этим штатное вооружение изменили - два такие орудия было решено установить вместо 68-фунтовых пушек на верхней палубе в оконечностях, на поворотных платформах.
Не заставили себя ждать и новые изменения в вооружении. Еще в 1855 году Армстронг начал изготавливать орудия с нарезным стволом, заряжавшееся с казенной части. Их устанавливали на английских судах, однако конструкция замка оказалась неудачной, и, поэтому, их постепенно заменили на дульнозарядные. В середине июня 1861 года в Шибуринессе были проведены новые испытания с такими пушками. Завод Армстронга предложил на пробу свою усовершенствованную нарезную 100-фунтовую пушку. Стреляя с близкого расстояния она тремя выстрелами 126-фун-товыми снарядами разрушила щит, включающий 10" железные плиты. И хотя сами плиты не во всех случаях были пробиты, а только сорваны с места мощными ударами снарядов, на адмиралтейство это произвело внушительное впечатление. Несколько позже были проведены другие испытания подтвердившие хорошую конструкцию этих пушек. Из экспериментального орудия было произведено 100 выстрелов коническими снарядами с полным зарядом (14 фунтов пороха). После каждых 10 выстрелов вес снаряда увеличивали на 10 фунтов, так что на 90-100 выстрелах он достиг 200 фунтов. Орудие прекрасно выдержало испытание.
В июле 1861 года вышел циркуляр адмиралтейства о перевооружении на 100-фунтовые (178 мм.) и 40-фунтовые нарезные казнозарядные пушки Армстронга всех новых крупных кораблей, включая недавно построенные (циркуляр о перевооружении небольших кораблей и портовых судов появился в начале 1862 года). Находящиеся в это время в Чатаме оба броненосца "Defence" и "Resistance" в соответствии с этим решением должны были получить штатное вооружение из 18 подобных орудий. На деле, однако, ограничились меньшим количеством. На "Defence" разместили восемь 178-мм. орудий, из которых 2 установили на верхней палубе в оконечностях, а также десять 68-фунтовых гладкоствольных пушек. Кроме того, на верхней палубе расположили четыре 40-фунтовые (127 мм.) нарезные пушки Армстронга. "Resistance" получил шесть 178-мм. нарезных пушек, десять 68-фунтовых и две 32-фунтовых гладкоствольных пушки. Оба корабля имели также по две малокалиберные нарезных пушки Армстронга (20- и 12-фунтовые) для использования против минных шлюпок и абордажа, а также в качестве десантных, а также несколько 24- и 12-фунтовых медных гаубиц.
Боевой запас (на "Defence") составлял 600 68-фунтовых и 160 100-фунтовых ядер Армстронга, 360 68-фунтовых и 270 (180 обыкновенных и 190 конических) 100-фунтовыхбомб Армстронга, 100 24-фунтовых, 100 20-фунтовых и 12-фунтовых ядер Армстронга. На "Defence" в машинном отделении была установлена специальная калительная печь для плавки металла в бомбы. Крюйт-камера размещалась в носовой части бронированного ящика (под камбузом), подволок помещения находился на уровне 150 мм. ниже ватерлинии. Два бомбовых погреба находились позади машинного отделения.
Как и на первых броненосцах пушки были установлены на усовершенствованных станках, позволивших уменьшить размеры орудийных портов. Вырезы портов были сделаны амбразурой и имели размеры в свету 1,07 метра и в ширину 0,61 метра. Позже, при установке в батарею 203-мм.(8") орудий порты для них были несколько расширены. Нижние косяки портов возвышались над ватерлинией на 2,12 метра. Ставни портов состояли из двух половинок с каучуковыми уплотнителями, предохранявшими от проникновения воды.
На этих кораблях сохранились основные недостатки по вооружению первых броненосцев, и в их числе -отсутствие защищенных погонных и ретирадных орудий, а также небольшие углы обстрела из портов батареи (всего 25 - 30 градусов от траверза порта).
Дополнительное средство нападения создавал шпирон длиной 1,3 метра, но его неглубокое от ватерлинии расположение и недостаточная для таранного удара скорость и маневренность корабля снижали эффективность его использования.
С появлением новых, более мощных пушек состав вооружения изменялся. В конце 60-х годов на флот стали поступать нарезные пушки больших калибров, однако опыт применения казнозарядных пушек на кораблях оказался вновь неудачным - конструкция замка оказалась еще не столь совершенной как ожидалось, и, несмотря на несомненные выгоды заряжания с казенной части, от него пришлось на время отказаться. Вместо них корабли стали вооружать крупнокалиберными орудиями с дульным заряжанием.
В 1867 году броненосцы "Defence" и "Resistance" прошли перевооружение, получив дульнозарядные пушки. На верхней палубе установили четыре 178-мм.(7") нарезных пушки весом по 6,5 тонн. В батарее еще десять таких же 178-мм. пушек и две 203-мм.(8")/15-калиберных пушки весом по 9 тонн. Кроме этих крупных орудий имелось несколько малокалиберных пушек для десанта и против минных шлюпок. Все орудия в батарее размещались под прикрытием брони. Общий вес бортового залпа орудий равнялся 494,88 кг., вес залпа орудий в нос - 249,48 кг., в корму - 124,74 кг.
Корабли имели бронепояс только в средней части корпуса, оставляя оконечности незащищенными. Брс-незащита борта опускалась на 1,52 метра (5 футов) ниже ватерлинии, а по высоте доходила до бимсов верхней палубы.
Длина брокепояса142' 43,28 м.
Толщина бронеплит пояса и траверзов 4,5" 114 мм.
Толщина подкладки под броню18" 457 мм.
Толщина обшивки под подкладкой 5/8" 15,9 мм.
Броневые листы укладывались на двухслойную тиковую подкладку, устроенную по примеру "Warrior". Подкладка крепилась на наружнюю обшивку. На этих броненосцах строители отказались от крепления бронеплит в "замок", уложив их горизонтально, впритык кромками и присоединив их к борту болтами. По краям бронепояса в носу и корме устроены бронетраверзы той же толщины, что и борт (4,5").
Верхняя и батарейная палуба железные, с деревянной настилкой. Листы, толщиной 5/8", уложены на железные бимсы. Поднимаясь к верхней палубе, бронепояс образовывал каземат, в котором были прорезаны по семь орудийных портов на каждом борту (первоначально предполагалось по восемь портов, но с увеличением калибра пушек и соответственно их габаритов расстояние между орудиями становилось недостаточным). В районе прорезей портов броня каземата укреплялась по типу первых броненосцев, что обеспечивало бронезащиту толщиной до 7" на расстоянии более полуметра от косяков выреза. Все бронеплиты изготовлены заводом "Bowling Iron Company". Общий вес брони составлял 610 тонн, вес подкладки - 260 тонн.
По контракту фирма должна была обеспечить скорость не меньшую, чем у "Warrior". Однако, известно, что конструкторы всерьез обсуждали возможность достижения этими кораблями 18- и даже 20-узловой скорости (I?). Это предположение основывалось на результатах пробного выхода "Defence" 15 января 1862 года. Совершив переход между Чатамом -и Фалс-Пой-нтом фрегат достиг скорости 13 узлов, имея под парами только два котла. Достоверность этих сведений (или правильность замеров) уже тогда подвергались сомнениям, однако считалось, что в принципе это возможно при условии, что фрегат не имел артиллерии, запасов и большей части топлива. Последующие испытания показали, что расчеты конструкторов не оправдались.
Механизмы обоих броненосцев были изготовлены заводом "John Penn & Sons" в Гринвиче. Каждый фрегат имел паровую машину горизонтального типа, двухцилиндровую, тронковую, с прямой передачей на вал. Перегрев пара не предусматривался. Холодильника-дистиллятора не было.
Номинальная мощность 600 NHP
Индикаторная мощность 2540 IHP
Диаметр цилиндров 70 и 3/4" 1,797 м.
Ход поршня 42" 1,067 м.
Котельная установка включала четыре 4-5-топочных котла пролетного типа. Позже их заменили на более производительные. Котельные помещения отделялись от машинных угольными ямами. Между котлами были проложены рельсовые пути для специальной вагранки, на которой подвозили уголь от бункеров. В котельном отделении была установлена вспомогательная паровая машина высокого давления мощностью 16 лс, приводившая в действие вентилятор. Помимо обычного назначения, этот вентилятор во время боя мог по специальным трубам подавать воздух в батарею, очищая ее от пороховых газов и дымов.
Площадь нагр. поверхности 11.405 кв.фут (1059,56 кв.м.)
Площадь колосников 380 кв.фут (35,30 кв.м.)
Рабочее давление пара 20 фунтов на кв.дюйм
Один двухлопастный винт Гриффита диаметром 5,49 метра (18 футов) мог подниматься на палубу через специально устроенный в корме колодец. Шаг винта равнялся 6,40 метра (21 фут).
Вместимость угольных ям составляла 460 тонн. Проведенные замеры расхода топлива во время испытаний показали, что расход угля на полном ходу составлял 2,02 кг./лс в час. Исходя из этого расчетная автономность по запасам топлива получилась 90 часов, а дальность хода 1020 миль. На экономической скорости 9-9,5 узлов топлива хватало на шесть суток хода (1670 миль).
На официальные испытания "Defence" вышел в марте 1862 года. На мерной миле по результатам шести пробегов он показал усредненную скорость 11,62 узла при мощности машин 2537 IHP. При этом винт делал 68,75 оборотов в минуту. На пробе среднего хода скорость оказалась 9,5 узлов. Остановка машины с полного хода производилась за 6 секунд, обратное действие, со стопа на полный ход - за 7 секунд. Реверс установки, с полного переднего хода на полный задний производился за 13 секунд.
Осенью этого же года на испытания вышел второй броненосец. 24 сентября на мерной миле в Сток-Бее "Resistance" развил несколько большую скорость 11,832 узла (усредненная по результатам шести пробегов) при 68 оборотах винта. Индикаторная мощность машин оказалась 2428IHP. Скорость среднего хода тоже оказалась больше - 10,37 узла.
Проведенные позже испытания под парами показали, что они оба уступают большинству броненосцев, даже тем, которые не считаются хорошими ходоками.
Результаты опытов на поворотливость оказались гораздо лучше, если сравнивать их с фрегатами типа "Warrior". Этому способствовала уменьшенная длина корабля, а также увеличенная площадь руля - при меньшей величине новых кораблей площадь погруженной части их рулей была даже немного больше и равнялась 12,82 кв. метра (138 кв. фут против 130 фут на "Warrior" до переделки руля). Время полной циркуляции на пробе оказалось меньше 7 минут: 6 мин. 48 сек. при диаметре циркуляции 600 метров для "Defence" и 6 мин. 35 сек. при диаметре 550 метров для "Resistance". При этом следует учитывать, что указанное время поворота отсчитывалось, начиная с момента когда корабль начинал сваливаться с курса, а не после отдачи приказания о повороте, то есть через 40-50 секунд, необходимые для перекладки руля. Сравнительно большое время между отдачей приказа и началом поворота объяснялось большой площадью руля, что требовало больших усилий. Однако, отмечалось, что начав поворот броненосец хорошо слушался руля и легко выравнивал курс.
По оценкам специалистов того времени поворотливость этих кораблей считалась достаточно хорошей для броненосца, но для совершения маневра для нанесения таранного удара была явно недостаточна, тем более, что скорость броненосцев этого типа также оказалась не на высоте.
Наряду с механической установкой фрегаты сохранили парусное вооружение. Они были оснащены по типу барка (бизань - сухая, то есть без прямых парусов), хотя предлагались и обсуждались и другие варианты, в частности рассматривалась оснастка 4-мач-тового барка без бушприта или с выдвижным бушпритом. В конечном виде корабли получили три железные мачты и короткий бушприт с небольшим утлегарем. Предлагавшийся первоначально выдвижной бушприт был заменен на постоянный укороченного типа, изготовленный как и мачты из железа. Ванты проволочные, на фок- и грот-мачтах по 9 вант, на бизань-мачте 6 вант. Марсы треугольной формы (американские).
Парусов, по мнению адмиралов-парусников, было недостаточно. Барковская оснастка броненосцев включала нижние паруса, двойные фор- и грот-марсели, брамсели, бизань, бизань-топсель, кливер, стаксели и триселя.
Площадь парусности | 2240,17 кв.м. (24.113 кв.фут) |
Клотик фок-мачты от ватерлинии | 41,00 и. |
Клотик грот-мачты от ватерлинии | 42,37 N. |
Клотик бизань-мачты от ватерлинии | 38,56 н. |
При всех этих усовершенствованиях рангоут получил несколько неестественный для тех времен вид. Так, например, на мачтах топы были гораздо длиннее обычного, а короткие фор- и грот-стеньги вообще не имели брам-стеньг, марса-реи были сделаны двойными. Впечатление дополнялось необычным расположением парусов - так называемая система Конингема - небольшие марсели и огромные брамсели. Такая оснастка вместе с упомянутыми ранее особенностями корпуса создавала внешнюю, но, как оказалось обманчивую, неуклюжесть.
Следует отметить, что железный рангоут, полый внутри, на этих кораблях был впервые применен целенаправленно, а не в виде эксперимента, как это делалось раньше. Весь металлический рангоут был изготовлен Темзенской компанией ("Thames Iron Company"). Вес мачт составлял 15-17 тонн, бушприта - 5 тонн.
После вступления в строй оба корабля участвовали во всех кампаниях, почти не находясь в паровом резерве. Это позволило хорошо их проверить и всесторонне оценить. Оба корабля показали себя прекрасными парусниками, по отзывам адмиралов Смарта и Дакресса в этом отношении они имели громадное преимущество перед более крупными броненосными фрегатами. В 1864 году адмирал Дакресс отмечал, что "Defence" так "удобен в поворотах, как только можно желать".
Оба фрегата легко поворачивали оверштаг и через фордевинд и хорошо держались на высокой волне. С поднятыми на палубу винтами броненосцы выдерживали любую погоду, имели спокойную качку - как бортовую, так и килевую. На сравнительных испытаниях броненосцев под парусами в Английском канале в 1868 году "Defence" дважды оказывался третьим. Все эти сравнения делаются только в отношении броненосцев - небронированным винтовым линкорам и "Defence", и "Resistance" явно уступали, особенно если винт не был поднят на палубу. О сравнении же с парусниками говорить вообще не приходится.
Для адмиралтейства постройка этих двух фрегатов обошлась гораздо дешевле, чем "Warrior" и "Black Prince". Это не было сюрпризом, так как именно это и было одной из основных задач при их создании и главным ограничением при проектировании.
|
"Defence" |
"Resistance" |
Корпус с броней Механизмы и отделка Рангут, такелаж, паруса и запасы ВСЕГО: С 12 % накладных расходов |
203.229 фт.ст. 34.357 фт.ст. 15.636 фт.ст. 253.422 фт.ст. 257.109 фт.ст. |
208.571 фт.ст. 33.765 фт.ст. 15.784 фт.ст. 258.120 фт.ст. 262.427 фт.ст. |
По штатному расписанию экипаж насчитывал 460 человек. Условия обитания были обычными для британского флота. Каюты находились в оконечностях корабля, команда размещалась на батарейной палубе и частью на жилой палубе. Камбуз находился на батарейной палубе, в носовой части бронированного ящика.
В общем целом эти корабли с учетом небольших размеров оказались довольно удачными. И хотя на них конструкторы попытались отойти от укоренившихся схем строительства линкоров. Сделано это было нерешительно, и поэтому не случайно, что они оказались несравненно лучше в парусном, а не в паровом отношении. Скорее они оказались переходным типом от форм корпусов деревянных кораблей к более совершенным и приспособленным для несения брони и крупной артиллерии.
"Defence" после испытаний был зачислен в состав эскадры Английского канала. В 1867 году фрегат был перевооружен, получив дульнозарядную артиллерию. С 1869 года служил на станции в Северной Америке (в Вест-Индии), а в 1870 году перешел на Средиземное море, где в 1871 году имел аварию, выскочив на отмель у побережья острова Пантелерия. В 1872-1874 годах капитально отремонтирован. С 1878 года вновь на Средиземном море. 20 июля 1884 года поврежден при столкновении с броненосцем "Valiant" у Lough S-willy. Отремонтирован. С 1890 года используется как плавучая мастерская в Девонпорте. В 1898 году корабль переименован в "Indus". До 30-х годов использовался в прежнем качестве. В 1935 году продан на слом и разобран в Плимуте.
"Resistance" сразу после испытаний, в 1864 году, перешел на Средиземное море, став первым британским броненосцем в этом регионе. В 1867 году вернулся в Англию, где в 1867-1869 годах был перестроен и одновременно перевооружен на дульнозарядную артиллерию. В июле 1874 года в Портленде столкнулся с броненосцем "Devastation". В 1880 году исключен из списков действующего флота. С 1885 года используется как судно-цель. В 1898 году продан на слом. 4 марта 1899 года затонул от потери плавучести (иначе говоря от ветхости) при буксировке в Holyhead.
(по книге Д.Мертваго "Таблицы броненосных кораблей всего мира")
"Defence" | "Resistance" | |||
Водоизмещение | 6070 ts | 6070 ts | ||
Длина между перпендикулярами | 280'0" | 85,35 м. | 280'0" | 85,35 м. |
Ширина с броней | 54'2" | 16,51 м. | 54'1" | 16,48 м. |
Осадка фактическая! носом | 24'25" | м. | 23'75" | м. |
кормой | 25'5" | 7,75 м. | 26' | 0" 7,92 м. |
Броневая защита борта | 4,5" | 4,5" | ||
Вооружение | 2 8" и 14 7" пушек | 2 8" и 16 7" пушек | ||
Возвышение орудий над ВЛ | 7,0 фут | 7,0 фут | ||
Скорость полного хода | 11,8 узла | 11,8 узла | ||
Мощность машин | 2537 IHP | 2478 IHP | ||
Давление пара в котлах | 20 фунтов | 20 фунтов | ||
Площадь парусности (барк) | 24.113 кв.м. | |||
Оборотов винта на полном ходу | 68 в минуту | |||
Площадь руля | 145,3 кв.ф. | 145,3 кв.ф. | ||
Полная циркуляция: время | 7 мин. 06 сек. | 6 мин. 35 сек. | ||
диаметр | 1985 м. | 1800 м. |