- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Развитие крейсеров класса "А" Японского Императорского флота. Часть 3 Крейсера класса "А" типа "Аова"
Судостроительной программы 1923 года
23 июля 1922 года морской министр Томособуро Като (Navy Minister Kato Tomosaburo) представил на рассмотрение премьеру новую программу строительства флота, известную как "Программа ограничений военно-морских вооружений" ("Naval Armament Limitation Program" - "Kaigun Gunbi Seigen Keikaku"). В соответствии с ней предусматривалось построить 59 новых кораблей, включая два крейсера водоизмещением по 7100 тонн и четыре крейсера водоизмещением по 10.000 тонн, - в дополнение к уже санкционированным к постройке в феврале-марте 1922 года восемнадцати крейсерам (см.прим.49). Два крейсера водоизмещением 7100 тонн должны были стать однотипными с двумя крейсерами (No.1 и No.2 Ko-kyu Cruisers), постройка которых была утверждена в марте 1922 года, а заказ верфям состоялся в июне 1922 года (см. часть 2). Все четыре корабля должны были составить однородное тактическое соединение (Sentai. см.прим.48).
Четыре "десятитысячника" по своим характеристикам подходили под ограничения "Вашингтонского соглашения". уже подписанного, но еще ожидавшего ратификации. также предполагалось объединить в тактическое соединение из четырех крейсеров.
Постройка этих шести крейсеров была разрешена в марте 1923 года на 46-й постоянной сессии парламента (проходившей с 27 декабря 1922 года до 27 марта 1923-го). В соответствии с этим решением они вошли в "Программу нового кораблестроения 1923 года в соответствии с Вашингтонским договором" ("1923 New Replenishment Shipbuilding Programm in accordance with the Washington Treaty" - "1923 Kantei Seizo Shinhoju Keikaku"). Эти два крейсера по 7100 тонн были обозначены как крейсера среднего класса (Medium Туре No.1 и No.2), тогда как крейсера-"десятитысячники" обозначались крейсерами большого типа (Large Туре No.1 - No.4"). Средства на их строительство были выделены на той же самой сессии парламента под параграфом "Вспомогательные расходы на постройку военных судов" из раздела "Затраты на постройку военных судов". Финансирование начиналось с "финансового года 12" (1923/24), (см. прим.25). 7100-тонные крейсера были оценены примерно в 15 миллионов йен, а 10.000-тонные - в 21,9 миллионов йен за единицу.
"Kinugasa" | "Aoba" | |
Предложение к постройке | 3 июля 1922 г. | 3 июля 1922 г. |
"Средний крейсер" No.1 | "Средний крейсер" No.2 | |
Утверждение финансирования | март 1923 г. | март 1923 г. |
Обозначение в программе | No.3 Ko-kyu Junyokan | No.4 Ko-kyu Junyokan |
Заказ на верфи | июнь 1923 г. | июнь 19 23 г. |
Верфь-строитель | "Kawasaki Dockyard Со Kobe works" в Кобе | "Mitsubishi Shipbuilding and Engineering Co. Nagasaki works" в Нагасаки |
Строительный номер | No.541 | No.400 |
Присвоение наименования | 11 августа 1922 г. | 18 сентября 19 23 г. |
Закладка на стапеле | 23 января 1924 г. | 4 февраля 19 24 г. |
Спуск на воду | 24 октября 1926 г. | 25 сентября 1926 г. |
Подписан акт о приемке | 30 сентября 1927 г. | 20 сентября 1927 г. |
Как крейсера 1-го класса оба они были названы в честь гор, в соответствии с действующим в то время решением (см.часть 2, п. 1.5). Крейсер "No.3 Kokyu J- unyokan" 11 августа 1922 года был назван "Kinugasa". по названию горы Kinugasasan в префектуре Киото. Второй крейсер "No.4 Kokyu Junyokan" 18 сентября 1923 года получил наименование "Aoba" в честь горы Аobasan в префектуре Мияги. Оба названия использовались в японском военном флоте впервые, хотя они и рассматривались как вероятные для крейсеров-"8000- тысячетонников" для "Программы пополнения флота
8-8" ("8-8 Fleet Completion Program" - "8-8 Kantai Kan- sei Keikaku) 1920 года.
Предполагалось, что оба новых крейсера будут принадлежать к типу "Furutaka" ("Furutaka"-class), однако в проект внесли множество изменений, поэтому официально корабли известны как крейсера типа "Aoba".
Параллелзно с крейсерами типа "Furutaka" главный конструктор флота Юцуру Хирага (Naval Constructor Hiraga Yuzuru) вел проектирование крейсеров типа "Myoko". Закончив основные работы по конструкции Хирага (в звании контр-адмирала) был послан за границу. На посту Главного конструктора флота его сменил капитан 2-го ранга Кикуо Фудзимото (Captain Fuji- moto Kikuo). Во время отсутствия Хирага Главный Морской Штаб стал настаивать на изменении проекта. Основное его требование заключалось в замене на всех четырех 7100-тонных крейсерах типа "Furutaka" одно- орудийных башен на двухорудийные. Фудзимото согласился изменить проект, но для двух головных крейсеров перестройка уже была невозможна.
На двух других крейсерах изменения были возможно. Фудзимото предложил параллельно с заменой башен установить на крейсерах еще и катапульту, Все это требовало кардинальной переделки проекта, особенно кормовой части надстроек. Дополнительные переделки потребовались когда было принято решение о размещении на кораблях новых зенитных установок "10 Nendo Shiki" с 120-мм.45-калиберными орудиями, принятых на вооружение в 1926 году. Они должны были заменить первоначально предполагавшиеся 80-мм. 40-калиберные зенитки "3 Nendo Shiki". Новые изменения внесли в проект после окончания постройки "Furutaka" и "Како" в 1926 году - увеличили высоту труб и частично изменили конструкцию носовой надстройки.
Все основные изменения проекта были сделаны без одобрения Хирага, что просто-напросто привело его в ярость.
Технические характеристики крейсера "Furutaka" (см, часть 2) вполне приложими и к крейсерам типа "Aoba", но некоторые важные отличия все-таки существовали:
1. Предполагалось, что изменения, сделанные по требованию Главного Штаба ВМФ, увеличат водоизмещение на испытаниях - так называемое "2/3" (на борт принимается 2/3 запасов от общей нагрузки) на 320 тонн (с 8586 до 8910 тонн). Конструкторы считали, что это вполне допустимо без изменения конструкции корпуса и без риска ухудшения остойчивости. К этому времени (1925 год) факт перегрузки крейсеров еще не был известен, и, в конце концов, данное водоизмещение увеличилось до 9820 тонн (для "Aoba") и 9930 тонн (для "Kinugasa"). Эта перегрузка увеличила среднюю осадку с проектной величины 4,496 метров до 5,71 метров (для "Aoba") и 5,72 метра (для "Kinugasa"). Соответственно уменьшилась высота надводного борта и надводной части броневого пояса. Сказалось это также на скорости кораблей и их дальности плаванья. Более чувствительным оказалось небольшое на первый взгляд, но на самом деле весьма заметное, снижение остойчивости. Метацентрическая высота MG оказалась меньше, чем у крейсеров типа "Furutaka" - частично из-за понижения метацентра М (вследствие увеличения осадки), но, главным образом, из-за повышения центра тяжести CG (появление дополнительных высокорасположенных грузов - двухорудийные башни, катапульта, новые зенитные установки, кормовая надстройка).
В некоторой степени изменились также размерения и коэффициенты полноты. При водоизмещение "2/ 3" на ходовых испытаниях (на "Aoba" оно равнялось 9820 тонн) длина по ватерлинии составляла 183,58 метра, максимальная ширина корпуса по ватерлинии 15.83 метра, а средняя осадка 5,71 метра.
Коэффициент общей полноты / Сb 0,579
Коэффициент призматический /Ср 0,665
Коэффициент полноты погруженной части миделя / Со 0,875
Коэффициент полноты площади
ватерлинии / Cw 0,746
Максимальная погруженная
площадь миделя около 79 кв.м.
Максимальная площадь
ватерлинии около 2170 кв.м.
Отношение L / В 11,59
Отношение В / Т 2,773
Отношение Т / L 0,0311
(ко времени окончания постройки)
"Како" | "Aoba" | |
Конструкции корпуса | 3147 т. = 33,1 % | 3131 т. = 31,9 % |
Бронирование | 1150 т. = 12,1 % | 1197 т. = 12,2 % |
Системы и устройства (fittings) | 433 т. = 4,6 % | 448 т. = 4,6 % |
Снабжение (equipment) | 535 т. = 5,6 % | 481 т. = 4,9 % |
Энергетическая установка | 2071 т. = 21,8 % | 2174 т. = 22,1 % |
Вооружение | 980 т. = 10,3 % | 1086 т. = 11,0 % |
Топливо (уголь и нефть); 2/3 от общего запаса | 1053 т. = 11,1 % | 1200 т. = 12,2 % |
Котельная вода; 2/3 от общего запаса | 61 т. | 61 т. |
Смазочное масло; 2/3 от общего запаса | 30 т. | 30 т. |
Водоизмещение на испытанниях; "2/3" от общей нагрузки | 9502 т. = 100 % | 9820 т. = 100 % |
* - Вооружение: вес артиллерии 575 тонн, торпедного вооружения - 225 тонн, электрооборудования - 175 тонн, авиационного и навигационного оборудования - 5 тонн;
** - Снабжение складывается из постоянного (fi.xed) и расходуемого (not fixed), причем последнее определено приблизительно;
После завершения постройки крейсера имели на вооружении шесть 200-мм. 50-калиберных орудий типа "50-са1. 3 Nendo Shiki 20-cm.Gun". Орудия размещались в трех башенных установках модели "С", спроектированных инженером С.Хада (Engineer C.Hada) и принятых на вооружение в 1926 году. Установки позволяли устанавливать орудие под углом к горизонту до 40 градусов, обеспечивая при этом максимальную дальность стрельбы до 26,7 км. Лафет орудия был оборудован гидравлическими откатными цилиндрами (recoil cylinders) и пневматическими поршнями (run out rams) для возврата орудий в положение "для стрельбы". Расстояние между стволами составляло 1.9 метра.
Вращающаяся часть башенной установки разделялась на два отделения: собственно сама орудийная башня (gunhouse) и подбашенное помещение (power room - помещение приводов), представлявшее собой погруженную внутрь корпуса и доходящую до двойного дна шахту, вращающуюся вместе с башней.
Наружный диаметр роликового погона вращения (t- urret roller path) равнялся 5,029 метра. Общий вес вращающейся части установки вместе с орудиями составлял около 157 тонн.
Орудийная башня защищалась 25-мм.броневыми листами из высокоупругой стали ИТ (high-tensile steel). Броня навешивалась на лобовой части башни, по бокам. сзади и на крыше.
Технические характеристики башенной установки модели "С" почти не отличались от таковых установки модели "D", которые применялись на крейсерах типа "Myoko" (описание будет помещено в следующей части). Если не считать небольшие различия в конструкции самой башни, наиболее важное отличие состояло в том, что снарядные отделения и зарядные погреба размещались на одном уровне, ниже баталерной палубы (storedeck).
Применение двухорудийной башни модели "С" вместо одноорудийной полубашни модели "А" позволило увеличить дальность стрельбы и скорострельность (теоретически до 5 выстрелов в минуту, но практически при максимальном возвышении только 2/3 выстрела в минуту). Улучшились условия обслуживания установки, от прислуги теперь требовалось гораздо меньше грубой физической силы. С другой стороны замена увеличила водоизмещение корабля почти на 126 тонн, что для крейсера оказалось весьма ощутимо. К тому же, после стрельбовых испытаний выяснилось, что корпус и палуба в районе кормовой артустановки необходимо усилить.
Основу зенитного вооружения крейсеров составляли четыре одноствольных установки зенитного огня модели "В Gata 12-cm.HA" с 45 калиберными 120- мм. зенитными орудиями "10 Nendo Shiki". Установка была разработана инженером С.Хада и принята на вооружение в 1926 году. Конструкция самого орудия и установки были рассмотрены при описании крейсеров типа "Furutaka". Орудия не имели броневой защиты, Прислуга прикрывалась от непогоды тонким стальным щитом. Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости равнялась 10 градусам в секунду, скорость вертикального наведения - 6,5 градусов в секунду. Заряжание на всех углах возвышения и установка разрывной трубки (взрыватель - fuze) перед заряжанием производились вручную. Вес полностью снаряженной установки без боекомплекта равнялся 7,8 тонн.
В сентябре 1927 года, при вступлении крейсеров в строй флота, на них предусматривалось использование трех типов снарядов с латунной гильзой. Применявшийся взрыватель двойного действия мог быть установлен на 30 или 50 сек. - Снаряд из катаной стали (HE-steel) (???? - Rolled Steel Shell) (высоковзрывчатый) с заполнителем из пикрата свинца (пикриновая кислота - Picric Acid). Принят на вооружение в 1926 году. Снаряд окрашивался в желтый цвет. Заряд общего типа (Common charge - Jo Soyaku) в латунной гильзе состоял из пороха 35.С2 (кордит - cordite) и весил 5,06 кг. - Снаряд, обозначающий место взрыва (маркерный или учебный) (Marker or Target shell - Mokuhyodan), принятый на вооружение в 1926 году с взрывателем двойного действия на 50 и 30 секунд, а с 1929 года - со взрывателем двойного действия на 30 секунд. С 1932 года применялся временной взрыватель на 30 секунд. Снаряд окрашивался зеленым цветом. Легкий заряд (Light charge - Gen Soyaku) в латунной гильзе состоял из пороха 20.С2. - Практический снаряд с временным взрывателем (Timed Exercise Shell - Jigen Enshudan), принятый на вооружение в 1926 году, с установкой взрывателя на 50 и 30 секунд. С 1929 года на этих снарядах применялись взрыватели либо временные (на 30 секунд), либо двойного действия. С 1932 года использовался взрыватель "91 Shiki". Снаряд окрашивался черным цветом с белым наконечником. Уменьшенный заряд (Reduced charge - Jaku Soyaku) в латунной гильзе состоял из пороха 35.С2.
В 1929 году снаряд из катаной стали (Rolled Steel Shell) и взрыватель двойного действия с 50-секундной установкой были сняты с вооружения. Вместо них на вооружение поступили снаряды других типов: - Общий снаряд (Tsujodan - Common Shell) (высоковзрывчатый) с заполнителем из 1,7 кг пикрата свинца. Принят на вооружение в 1929 году как "общий снаряд марки "4" ("Common Shell (НЕ) 4 Go" - "Tsujodan 4 Go") с головным взрывателем "88 Shiki". 6 июля 1932 года переаттестован в "общий снаряд" (без маркировки) ("Tsujodan" - "Common Shell") и снабжен временным взрывателем "91 Shiki". Головная часть снаряда окрашивалась белым цветом. - Осветительный снаряд кратковременного освещения (без парашюта), (Star Shell - Seidan, иначе Hoseidan), принятый на вооружение в 1929 году. Снабжался временным взрывателем на 30 секунд. С 30 марта 1938 года обозначался как "осветительный снаряд А" ("ILLuminating Shell А" - "Shomeidan А"). Окрашивался серо-голубым цветом.
Кстати будет упомянуть, что 120-мм.осветительный снаряд (Star Shell) испытывался в 1928 году на крейсере "Aoba" во время ночных учений флота. После их успешного завершения снаряд приняли на вооружение.
В это же время, в 1929 году, все снаряды (за исключением маркерного) были снабжены тремя типами зарядов (см.часть 2, п.8).
В 1932 году крейсера получили на вооружение еще один тип снаряда - Практический снаряд (Exercise Shell - Enshudan), принятый на вооружение в 1932 году, без взрывателя. Окрашивался черным цветом с желтым наконечником.
По сравнению с "Furutaka" новая пара крейсеров имела некоторые отличия в схеме управления стрельбой:
- Резервный пост управления огнем главного калибра и кормовые дальномеры "14 Shiki 3,5 м." были размещены кормовее тренгой грот-мачты.
- Кормовые прожектора такой же модели, как на "Furutaka" (90-см. типа "SU") при установке были разнесены дальше друг от друга. Прожектор левого борта был установлен между дымовыми трубами, а прожектор правого борта - впереди фок мачты. По мнению японцев такое положение уменьшало взаимопомехи.
- Благодаря большей дальности стрельбы два дополнительных дальномера типа "14 Shiki 6 m." (система бинокулярного совмещения - binocular coincidence: иначе "система 38" - "system 38") были установлены на воэышенной носовой и кормовой башнях главного калибра. Эти дальномеры могли использоваться на максимальном расстоянии до 35 км., то есть, гораздо дальше, чем могли стрелять башенные орудия. На расстоянии максимальной дальности стрельбы - примерно 25 км. - ошибка в определении дистанции определялась в 235 метров: при дальности 20 км. - 191 метр: а для расстояния 10 км. погрешность уменьшалась всего лишь до 48 метров.
"Kinugasa" и "Aoba" были приняты в строй флота в сентябре 1927 года, когда катапульты для запуска самолетов на них еще не были установлены. Тем не менее. место для катапульт резервировалось по техническому заданию на переделку кораблей в 1925 году. Отсутствие катапульты объяснялось тем. что с ней еще не были завершены корабельные испытания.
Эти испытания продолжались до мая 1928 года в заливе Хиросима. Катапульта типа "Kure" (см. прим.46) была установлена на шкафуте старого броненосца "А- sahi", ветерана русско-японской войны. Проводились опыты по запуску корабельного гдросамолета "15 Shiki".
В конце мая этого же года катапульта "Kure Shiki 1 Go" была смонтирована на крейсере "Kinugasa", который, таким образом, стал первым кораблем в японском императорском флоте с катапультой подобного типа. Через полгода, в январе 1939-го. подобную же катапульту установили и на "Aoba".
В 1929 года оба крейсера приняли на борт корабельные гидропланы типа "15 Shiki". Они оставались на вооружении крейсеров до конца 1931 года. С конца же 1932 года корабли получили новые самолеты "90
Shiki 2 Go". Они являлись штатными бортовыми самолетами до конца 1936 года (см. прим.47).
Крейсера отличались между собой турбинными установками. На "Kinugasa" были установлены турбинные агрегаты типа "Kawasaki-Curtis" - подобно крейсеру "Како". На "Aoba" установили турбины типа "Mitsubishi-Parsons" - как на "Furutaka".
На ходовых испытаниях крейсера достаточно хорошо показали себя. "Kinugasa" достиг максимальной скорости в 34,5 узла при мощности на валу 106.000 SHP. При этом водоизмещение составляло чуть меньше 9000 тонн. О результатах испытаний "Aoba" точных данных нет, но известно, что крейсер также успешно прошел все испытания.
По сравнению с предыдущими крейсерами, на "Kinugasa" и "Aoba" увеличили мощность электро-энергетической установки - с 315 кВт на "Како" до 450 кВт на "Aoba". В состав ЭЭУ входили два генератора по 90 кВт и два по 135 кВт. Такое увеличение было вызвано тем, что новые крейсера получили большее количество электроприводных вспомогательных механизмов, некоторые из которых, к тому же, были увеличены по мощности.
По запасам топлива крейсера не отличались от проекта. Суммарный максимальный запас составлял 400 тонн угля и 1400 тонн нефти. По расчетам этого должно было хватить крейсеру на 7000 миль при экономической 14-узловой скорости.
Система рулевого управления новых крейсеров принципиально отличалась от "Furutaka". Вместо пароприводных рулевых машин, "Kinugasa" и "Aoba" получили электро-гидравлические. с использованием масло (oil) в качестве наполнителя системы.
Давление масла в ползунах (the rams) передавалось посредством электроприводных гидравлических насосов типа "William Janney" на "Aoba" или "Helle-Shaw" на "Kinugasa". Передача движения штурвала с ходового мостика на гидравлические помпы осуществлялась посредством телемотора (дистанционно управляемый).
По штату (первоначальный проект) экипаж крейсеров включал 45 офицеров и 577 человек рядового состава - то есть всего 622 человека. Почти до самой войны штат практически не изменялся, лишь ненамного увеличившись. Перед 1938 годом экипаж крейсеров в среднем составлял 643 человека, варьируясь между 632 и 647 человека сообразно обстоятельствам, основным из которых было увеличение личного состава в случае, если крейсер становился флагманом соединения "Sentai".
Все работы, проведенные на крейсерах до их кардинальной модернизации в 1938 году и приведшие к тому или иному изменению внешнего вида или технических характеристик, можно обеденить в следующие:
(A) - В 1930 году катапульта пневматического действия была заменена аналогичной моделью, но порохового типа - предположительно "Kure Shiki 2 Go 1 Gata", принятой на вооружение в японском флоте в 1 мая 1930 года (см.прим.46). Катапульты порохового типа оказались более надежными и легкими в работе.
- Вместо орудийных установок "В Gata 12-cm.HA" практически в тех же местах были установлены гидроэлектроприводные орудийные установки "В.2 Gata i2-cm.HA" с щитовым прикрытием (см.прим.44 и часть 2,п.8). Для их более удобного обслуживания пришлось устроить небольшие спонсоны.
(B) - В 1932 году были устроены спонсоны с левого и правого бортов на носовой надстройке для размещения двух четырехствольных зенитных установок с пулеметами "Hochkiss" калибра 13,2 мм. Эти пулеметы импортировались из Франции и с 4 февраля 1933 года состояли на вооружении японского флота по шифром "Но Shiki 13-mm.quadruple mount machine guns". Пулеметы управлялись вручную и весили 1163 кг. Их технические характеристики уже рассматривались (см. часть 2.П.8).
(C) - В 1936 году была изменена элеваторная система подачи боезапаса. Ранее применявшиеся элеваторы типа "толкатель" (pusher) заменили на ковшовые (bucket). Особенностью этой системы был и специальные боксы ("ковши"), соединенные с бесконечным (кольцевым) стальным тросом. Тросы приводились в движение от гидравлических цилиндров (hydraulic pistons) посредством рейковых зубчатых передач (racks) и тросовых лебедок. Такой подъемник мог передать боепри- пас из ерегрузочного отделения в башню менее, чем за 4 секунды. Причины замены подъемников будут рассмотрены позже, при описании крейсеров типа "Myoko". на которых было сделано то же самое.
В день приемки флотом, оба крейсера в сентябре 1927 года, крейсер "Aoba" был приписан к военно-морскому округу Иокосука (Yokosuka Chinjufu - The Yo- kosuka Naval District), а крейсер "Kinugasa" - к военно- морскому округу Сасебо (Sasebo Chinjufu). В 1932 году оба крейсера приписаны к военно-морскому округу Куре (Kure Chinjufu), за которым и были закреплены до вывода из действующего состава флота (15 декабря 1942 года - "Kinugasa" и 20 ноября 1945 года - "Aoba").
1 декабря 1927 года оба крейсера включили в состав соединения "Sentai-5" (см. прим. 48), причем "К- inugasa" стал флагманом, получив одну узкую белую полосу на второй дымовой трубе), a "Aoba" стал вторым кораблем эскадры, получив две полосы на трубу. Периоды активной службы чередуются с нахождением в резерве. 30 ноября 1929 года флагманом становится "Aoba". a "Kinugasa" - вторым кораблем соединения.
В апреле 1933 года "Aoba", "Kinugasa" и "Како" выполняли учебные артиллерийские стрельбы, ведя огонь по исключеному из флота крейсеру "Топе" (см.часть 2.п.9). Во время этих стрельб испытывались новые взрыватели для 200-мм.снарядов общего назначения (Common Shell - Tsujodan)
19 мая 1933 года "Aoba" и "Kinugasa" были перечислены в соединение "Sentai-6".. а 15 ноября 1935 года - в соединение "Sentai-7".
Во время крупномасштабных флотских маневров весной 1936 года крейсера провели ряд стрельб, в том числе на дальние дистанции. При стрельбе на 19,8 км. рассеивание залпов составляло лишь 180-230 метров. Для сравнения можно указать, что рассеивание залпов крейсера "Myoko" при стрельбе на дистанциях 20- 22 км. составляло 280-330 метров.
1 декабря 1936 года "Aoba" и "Kinugasa" выведены в резерв и зачислены в эскадру охраны военно-морского района Куре (Kure Keibi Sentai - Kure Guard Squadron). Дальнейших изменений в судьбе крейсеров не происходило вплоть до постановки на модернизацию. На "Kinugasa" модернизационные работы начались в октябре 1938 года. В ноябре того же года на модернизацию был поставлен и "Aoba". Все работы на обоих крейсерах проводились на военно-морской верфи "Sasebo Kaigun Kosho" в Сасебо.