- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки
Эскадренные миноносцы проектов "Z/34" и "Z/34.A"
Проект разработан проектным бюро морского ведомства на базе разработок "Z/32". Первые четыре эсминца строились по проекту "Z/34", остальные - по проекту "Z/34.A". Эсминцы строились в соответствии с англо-германским морским соглашением 1935 года, хотя работы по строительству начались еще до его подписания. Эсминцы имели собственные наименования, а также литерно-цифровые обозначения. До начала боевых действий имели бортовые тактические номера (см. также "Бриз-3").
Эсминцы в серии | Место постройки серии | Стоимость серии |
"Z.l" - "Z.4" | "Deutsche Werke Kiel A.G." (Киль) | 54.74 9 тыс. марок |
"Z.5" - "Z.8" | "Deschimag" (Бремен) | 50.749 тыс. марок |
"Z.9" - "Z.13" | "Fr.Krupp A.G. Germania Werft" (Киль) | 67.249 тыс. марок |
"Z.14" - "Z.16" | "Blohm und Voss" (Гамбург) | 42.249 тыс. марок |
Наименование | Заказан верфи | Заводск. номер | Заложен на стапеле | Спущен на воду | Готовность | |
Z .1 | "Leberect Maas" | 7. 7.1934 | - К.242 | - 10.10.1934 | - 18. 8.1935 | - 14.1.1937 |
Z. 2 | "Georg Tiele" | 7. 7.1934 | - К.243 | - 25.10.1934 | - 18. 8.1935 | - 27.2.1937 |
Z. 3 | "Max Schultz" | 7. 7.1934 | - К.244 | - 2. 1.1935 | - 30.11.1935 | - 8.4.1937 |
Z. 4 | "Richard Beitzen" | 7. 7.1934 | - К.245 | - 7. 1.1935 | - 30.11.1935 | - 13.5.1937 |
Z. 5 | "Paul Jacobi" | 9. 1.1935 | - W.899 | - 15. 7.1935 | - 24. 3.1936 | - 29.6.1937 |
Z.6 | "Theodore Riedel" | 9. 1.1935 | - W.900 | - 18. 7.1935 | - 22. 4.1936 | - 2.7.1937 |
Z.7 | "Hermann Schoemann" | 9. 1.1935 | - W.901 | - 7. 9.1935 | - 16. 7.1936 | - 9.9.1937 |
Z. 8 | "Bruno Heinemann" | 9. 1.1935 | - W.902 | - 14. 1.1936 | - 15. 9.1936 | - 8.1.1938 |
Z. 9 | "Wolfgang Zenker" | 4. 8.1934 | - G.535 | - 22. 3.1935 | - 27. 3.1936 | - 2.7.1938 |
Z .10 | "Hans Lody" | 4. 8.1934 | - G.536 | - 1. 4.1935 | - 14. 5.1936 | - 13.9.1938 |
Z.ll | "Bernd von Arnim" | 4. 8.1934 | - G.537 | - 26. 4.1935 | - 8. 7.1936 | - 6.12.1938 |
Z .12 | "Erich Giese" | 4. 8.1934 | - G.538 | - 3. 5.1935 | - 12. 3.1936 | - 4.3.1939 |
Z .13 | "Erich Koellner" | 10.11.1934 | - G.539 | - 12.10.1935 | - 18. 3.1937 | - 28.8.1939 |
Z.14 | "Friedrich Ihn" | 19. 1.1935 | - В.503 | - 30. 5.1935 | - 15.11.1936 | - 6.4.1938 |
Z. 15 | "Erich Steinbrinck" | 19. 1.1935 | - В.504 | - 30. 5.1935 | - 24. 9.1936 | - 31.5.1938 |
Z .16 | "Friedrich Eckoldt" | 19. 1.1935 | - В.505 | - 4.11.1935 | - 21. 3.1937 | - 28.7.1938 |
Водоизмещение стандартное,
объявленное официально 1625 ts
Водоизмещение стандартное
Эсминцы "Z.l" - "Z.4" 2223 ts
Эсминцы "Z. 5" - "Z.8" 2171 ts
Эсминцы "Z.9" - "Z.13" 2270 ts
Эсминцы "Z. 14" - nZ.16" 2239 ts
Водоизмещение нормальное
Эсминцы "Z.l" - "Z.4" 2619 тм
Эсминцы "Z . 5" - "Z . 8" 2574 тм
Эсминцы " Z . 14 " - "Z.16" 2619 тм
Водоизмещение полное
Эсминцы "Z.l" - " Z. 4" 3156 ts
Эсминцы " Z . 5" - " Z . 8" 3110 ts
Эсминцы "Z. 9" - "Z.13" 3190 ts
Эсминцы "Z. 14" - "Z.16" 3165 ts
Вместимость (для "Z.1") 1989 BRT / 652 NRT
Длина по ватерлинии (KBJ1) 114,0 м.
Длина по KBJI после переделки .... 119,4 м.
Длина наибольшая:
Эсминцы "Z.l" - " Z. 4" 119,0 м.
Эсминцы "Z.5" - "Z.16" 119,0 м.
Длина наибольшая после переделки:
Эсминцы "Z.l" - "Z.4" 119,3 м.
Эсминцы "Z.5" - "Z.16" 120,0 м.
Ширина наибольшая по KBЛ 11,3 м.
Осадка по КВЛ при D норм 3,82 м.
Осадка наибольшая при D полн 4,23 м.
Высота борта 6,40 м.
Количество отсеков 16
Протяженность двойного дна 47 %
L корпуса по КВЛ. (на протяжении МКО)
Продольная система набора, детали набора изготовлены из стали "N.52", надстройки из легких сплавов.
Метацентрическая высота:
с полной нагрузкой 0,79 м.
с 50 % -ной нагрузкой 0,60 м.
Остойчивость считалась недостаточной. Вследствие добавочных высокорасположенных весов уменьшился надводный борт. Помимо этого, во избежание ухудшения мореходных качеств, приходилось сохранять на борту до 30 % топлива.
Увальчивы на корму. Отличались недостаточной поворотливостью, довольно умеренной маневренностью и сильной рыскливостью на курсе. После переделки кормы результаты практически не улучшились. Более того, при выполнении крутых поворотов и при сильном волнении у эсминцев стал появляться дифферент на нос. Первоначально имелись активные успокоители качки, но позже их сняли, установив на некоторых эсминцах скуловые кили.
Турбозубчатые агрегаты и паровые котлы
Удельный вес 13,8 кг./ВЛС
МО (ЛБ) - МО (ПБ) - КО - КО - КО 2 турбозубчатых агрегата "Wagner" 2 трехлопастных винта диаметром 3,25 м. 6 водотрубных котлов с повышенными параметрами пара:
Эсминцы "Z.1"-"Z.8" - б котлов системы "Wagner" с параметрами пара 70 ат.(рабочее) , 460-450 град.С (перегрев);
Эсминцы "Z.9"-"Z.16" - 6 котлов типа "Benson" с параметрами пара 110 ат.(рабочее), 510 град.С (перегрев).
Производительность пара 35-46 т.
Мощность механизмов проектная 70.000 ВЛС
Скорость по проекту 36,0 узлов
при 427 оборотов винта в минуту.
Реальная скорость 36-38 узлов
Запас жидкого топлива полный 715 т.
(На "Z.9"-"Z.16" несколько меньше) Запас жидкого топлива при D нор. .. 299 т.
Дальность плаванья 1825 миль
при скорости 19 узлов Электроэнергетическая установка: 3 эл./станции (550 кВт, 220 Вольт)
На эсминцах "Z.l" -"Z.8" - ТГ (2x200 кВт) и ДГ (2x60 и 1x30 кВт)
На эсминцах "Z.9" -"Z.16" - ТГ (2x200 кВт) и ДГ (3x50 кВт) 1 балансирный руль в диаметрали
5 127-мм/45-калиб.орудий "SKC/34" на одинарных установках "С/34" +30 -10 град. = 17,4 км.; 600 снарядов
4 37-мм.автоматов "SKC/30" на двух двухствольных установках "С/30" +85 -9 град. = по высоте 6,8 км.; 8000 снарядов
4 или 6 20-мм.автоматов "С/30" на одинарных лафетах "L/30" +85 - 11 град. = по высоте 3,7 км.; 8000-12000 патронов
8 533-мм. торпедных труб в двух четырехтрубных аппаратах 16 торпед "G.7a" длиной 6,84 м.;
60 мин типов "ЕМС" и "EMF";
2 комплекта параванов-охранителей.
2 бомбосбрасывателя и 4 бомбомета;
до 36 глуб.бомб типов "WBF" и "WBG".
2 прожектора
(боевой 900 мм. и сигнальный 6 00 мм.)
2 мотобота (моторные катера); 1 шлюпка (вельбот или полубарказ).
штатный в военное время:
10 офицеров и 315 матросов и унтер-оф. Как флагман соединения добавлялись: 4 офицера и 19 нижних чинов.
В 1937 году на "Z.1"-"Z.4", а чуть позже и на остальных эсминцах под кормой установлен так называемый Staukeil - клинообразная короткая наделка, увеличившая подпор воды на корму для улучшения поворотливости.
В 1937-1938 годах на "Z.2" вдоль бортов в носовой части установлены брызгоотражате— ли в виде узких стальных полос, но вскоре сняты, так как не оправдали себя.
В 1938-1939 годах на всех эсминцах изменена конфигурация носовой надстройки - расширен ходовой мостик и рубка.
Одновременно увеличен наклон форштевня (увеличилась наибольшая длина кораблей и высота штевня над ватерлинией), а также усилена конструкция набора в носовой части корпуса и добавлены продольные связи на уровнях днища и палуб. Во время переделки форштевня установлен выдвижной шпирон для постановки параванов-охранителей.
В 1938-1939 годах на "Z.7" и части других эсминцев для улучшения поворотливости в кормовой части удлинен дейдвуд, но ощутимых результатов это не дало.
В первые годы боевых действий эсминцы значительно усилили свои боевые возможности. В 1939-1941 годах поверх закрытой ходовой рубки установлены радиолокационные устройства типа "FuMo-21", позже частично замененные на "FuMo-24/25". При этом обычно убиралась прожекторная площадка с фок-мачты. Одновременно устанавливалось гидролокационное оборудование для поиска подводных целей "S-Gerat". В 1939-1941 годах эсминцы оборудованы размагничивающим устройством типа "MES", петли которого были уложены ниже ширстрека верхней палубы и палубы полубака.
С середины 1940 года на всех уцелевших эсминцах начали устанавливать треногие фок- мачты. Одновременно на эсминцах "Z.4","Z.5", "Z.6", "Z.10", "Z.14" и "Z.15" укоротили носовую дымовую трубу на 0,7 метра и козырек трубы на 1,2 метра, а козырек кормовой трубы - на 0,7 метра.
Осенью 1941 года на всех эсминцах место командира расчета торпедных аппаратах было оборудовано плексигласовыми защитными козырьками.
В 1944 году на эсминцах "Z.5", "Z.10", "Z.15" была переделана основная опора фок-мачты, мешавшая круговому вращению радиолокационной антенны. Опору мачты развели на две, создав своеобразные "ворота".
В 1944 году на эсминцах "Z.4", "Z.5", "Z.15" переделали форштевень, придав ему "атлантическую" форму без палубных клюзов. Одновременно на "Z.5", "Z.15" демонтировали 127-мм. орудие N-3, устроив специальные платформы для спаренных 37-мм.автоматов. Такие же платформы сделали и на носовой надстройке.
В 1944 году на эсминцах "Z.5", "Z.6", "Z.10" вместо кормовой прожекторной платформы позади дымовой трубы установили радиолокационную станцию типа "FuMo-63 Hohentweil", а на носовой надстройке "FuMo-24/25". Помимо этого, в ходе всей войны на части эсминцев производились изменения в размещении прожекторов, шлюпок и катеров, а также шлюпочных кранов. Ввиду малой надежности энергетической установки в ходе текущих и аварийных ремонтов производились очень частые переделки и улучшения в механизмах, в большинстве случаев носивших индивидуальный характер и не касавшихся остальных однотипных кораблей.
В 1939 году на "Z.8" 127-мм. орудийные установки заменены на четыре 150-мм.орудия "ТВК.С/36" в одинарных установках "С/36". После проведения опытов эсминцу вернули штатное вооружение.
Весной 1941 года на "Z.8" и "Z.14" добавлены три одноствольных 20-мм. зенитных автомата нового образца, а с середины 1942 года количество одинарных 20-мм. зенитных автоматов на большинстве эсминцев увеличено до восьми (16 тысяч патронов) за счет установки новых образцов.
С конца 1941 года эсминцы начали вооружаться счетверенной зенитной. 20-мм. установкой на кормовой надстройке вместо двух одноствольных автоматов.
Весной 1944 года на эсминцах началась установка новых 37-мм. автоматов "МК/42".
Летом этого же года эсминцы стали получать на вооружение зенитное неуправляемое ракетное оружие.
В конце 1944 года начались работы по специальной программе усилению зенитного вооружения, получившей название "Barbara" и предполагавшей кардинальную замену практически всех образцов зенитного вооружения на более совершенные. Из-за нехватки времени работы производились с отступлением от проекта, и поэтому эсминцы получили различное вооружение (см. текст).
На протяжении войны не изменялось торпедное оружие и средства противолодочной обороны (если не считать установку радиотехнического оборудования, а также некоторого увеличения запаса глубинных бомб). Не коснулись изменения и минного оборудования.