- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки
Судьбы кораблей
назван в честь контр-адмирала Мааса, командовавшего соединением разведывательных сил в бою у Гельголанда 28 августа 1914 года и погибшего на крейсере "Koln".
Вступил в строй флота 14 января 1937 года и до июня 1939 года являлся флагманом флотилий эсминцев. Участвовал в боевых действиях против Польши в сентябре 1939 года, после чего до декабря находился в ремонте. В начале 1940 года участвовал в операциях против торгового судоходства в Скагерраке. Вечером 22 февраля 1940 года во время выхода флотилии на операцию сев-зап. острова Боркум был ошибочно атакован немецким самолетом "Luftwaffe", поврежден авиабомбами и затонул либо от потери плавучести, либо от подрыва на британской мине (в момент атаки находился в зоне минных заграждений). С кораблем погибли 282 человека.
назван в честь старшего офицера 7-й полуфлотилии корветтен-капитана Тиля, погибшего на борту миноносца "S.119" 17 октября 1914 года в бою четырех немецких миноносцев с британским соединением крейсеров и эсминцев.
Эсминец вступил в строй 27 февраля 1937 года. Участвовал в польской кампании, затем в операциях против судоходства. С января по апрель 1940 года находился в ремонте, после которого принял участие в оккупации Норвегии. Во время боев у Нарвика сильно поврежден британскими эсминцами, на корабле погибли 27 человек. Затоплен экипажем 13 апреля 1934 года в Ромбакс-фьорде.
назван в честь старшего офицера 6-й флотилии миноносцев корветтен-капитана Шульца, погибшего на борту эсминца "V.69" в бою с британскими крейсерами в устье реки Маас 23 января 1917 года.
Эсминец вступил в строй флота 8 апреля 1937 года. В августе 1939 года имел столкновение с немецким миноносцем "Tiger" и до октября 1939 года находился в ремонте. Участвовал в боевых действиях в Северном море. После нового ремонта в декабре-январе эсминец во время выхода на боевую операцию вечером 22 февраля погиб у острова Боркум (вместе с "Z.1"). С кораблем погибли 308 человек.
назван в честь старшего офицера 14-й флотилии миноносцев капитан-лейтенанта Бейтцена, погибшего 30 марта 1918 года в Северном море на борту миноносца "G.87", который пытался оказать помощь экипажам подорвавшихся на минах миноносцев "G.93" и "G.94". Но "G.87" тоже подорвался на мине и погиб.
"Z.4" вступил в строй 13 мая 1937 года. В сентябре 1939 года участвовал в Польской кампании, а затем в боевых действиях против судоходства в Северном море. С осени 1940 года базировался на Францию, а летом 1941 года перешел в Северную Норвегию. В феврале участвовал в операции "Cerberus" (переход тяжелых кораблей из Северной Франции в метрополию), затем по-прежнему оставался в Арктике. В 1943 году вернулся в Германию и до конца войны участвовал в боевых операциях в Северном море и у Скагеррака. После капитуляции Германии передан Британии и использовался как мишень. В 1948 году продан на слом разделочной компании "C.W.Dorkin" и 10 января 1949 года прибыл в Гейтхед (Gateshead) для разборки.
назван в честь старшего офицера 8-й полуфлотилии корветтен-капитана Якоби, погибшего на борту миноносца "V.25", эскортировавшего тральщики и погибшего после подрыва на мине 12 февраля 1915 года в районе банки Амрум.
Эсминец "Z.5" вступил в строй 29 июня 1937 года. К началу войны находился в ремонте. Участвовал в боевых операциях в Северном море осенью и зимой 1939/1940 года. Весной и летом 1940 года базировался в Норвегии, затем перешел в Северную Францию. В 1941 году вернулся в Германию (Балтика и Южная Норвегия). После участия в операции "Cerberus" перешел в Северную Норвегию, где воевал до 1944 года. Затем вернулся в метрополию на Балтику. После капитуляции Германии в 15 января 1946 года передан Франции. В феврале получил наименование "Desaix". 17 февраля 1954 года исключен из списков действующего флота и предназначен для разборки на лом. С 1958 года числился как судно для разборки "Q.02". Разобран только в 1958 году.
назван в честь старшего офицера 6-й полуфлотилии миноносцев корветтен-капитана Риделя, погибшего в Ютландском сражении, как предполагается, на борту миноносца "S.54".
"Z.6" вступил в строй 2 июля 1937 года. С началом боевых действий участвовал в боевых операциях в Северном море. Весной 1940 года участвовал в захвате Норвегии, а осенью - в захвате Франции. Практически весь 1941 год и часть 1942 года провел в постоянных ремонтах, а затем перешел в Северную Норвегию. В 1943 году вернулся в метрополию и воевал в Северном море и у Скагеррака. После капитуляции Германии 28 января 1946 года передан Франции и в феврале переименован в "Kleber". 21 апреля 1957 года выведен из состава действующего флота и предназначен на слом как судно "Q.86". Разобран в 1958 году.
назван в честь старшего офицера Фландрской флотилии миноносцев капитан-лейтенанта Шемана, убитого 1 мая 1915 года на борту миноносца "А.2", который был потоплен британским эсминцем "Laforey" при нападении немцев на Дуврский патруль.
"Z.7" вступил в строй 9 сентября 1937 года. С началом войны участвовал в боевых действиях против судоходства в Северном море. С весны 1940 года до лета 1941-го по большей части провел время в ремонтах. Затем перешел в Северную Норвегию. Возвращался в Германию для участия в операции "Cerberus", а затем вновь вернулся в Арктику. Во время нападения на "Северные конвои" 2 мая 1942 года сильно поврежден в бою с британским крейсером "Edinburgh" и эсминцами и после потери хода был затоплен экипажем. В последнем бою на эсминце погибли 8 человек.
назван в честь офицера дредноута "Konig" капитан-лейтенанта Хейнемана, убитого матросами 5 ноября 1918 года во время восстания.
Эсминец "Z.8" вступил в строй 8 января 1938 года. В сентябре 1939 года принял участие в польской кампании. Затем до весны 1940 года воевал в Северном море. В апреле участвовал в захвате Тронхейма (Норвегия). После возвращения в Германию в том же апреле был поставлен в ремонт и практически весь следующий год провел у заводских стенок. Только в апреле 1941 года эсминец перешел во Францию для боевых действий, но и там осенью был поставлен в ремонт. Был привлечен к операции "Cerberus", но во время перехода в Брест к месту концентрации 25 января 1942 года подорвался на мине севернее Дюнкерка. От полученных повреждений миноносец затонул. С кораблем погибли 93 человека.
был назван в честь офицера дредноута "Konig" лейтенанта цур зее Зенкера, убитого матросами 5 ноября 1918 года во время восстания.
"Z.9" вступил в строй 2 июля 1938 года. В сентябре 1939 года участвовал в польской кампании, затем, до весны 1940 года, в боевых операциях в Северном море. В апреле участвовал в захвате Нарвика, а также и в обоих боях у Нарвика. Повреждений практически не имел, но после израсходования боеприпасов и топлива затоплен экипажем 13 апреля в Ромбакс-фьорде.
назван в честь офицера резерва оберлейтенанта цур зее Поди, арестованного англичанами в Ирландии в 1914 году по обвинению в шпионаже и расстрелянного в Лондонском Тауэре 6 ноября 1914 года.
"Z.10" вступил в строй 13 сентября 1938 года. В сентябре 1939 года участвовал в польской кампании, а затем в боевых операциях в Северном море. После ремонта весной 1940 года в течение лета базировался в Норвегии. Осенью принял участие в захвате Франции. В 1941 году вернулся в Германию и летом участвовал в боевых операциях в Арктике против СССР. Возвращался во Францию для участия в операции "Cerberus", после чего вновь ушел в Арктику. Только в 1945 году эсминец вернулся в Германию и воевал на Балтике. После капитуляции Германии 6 января 1946 года передан Британии. В состав боевого флота не включался, носил только литерные бортовые обозначения - первоначально "R.38", затем "Н.40". В 1949 году продан на слом разделочной компании "B.I.S.Co". 17 июля 1949 года прибыл в Сундерленд для разборки.
назван в честь командира миноносца "G.42" капитан-лейтенанта фон Арнима, погибшего со своим миноносцем во время выхода 3-й полуфлотилии для обстрела Кале и Дувра 21 апреля 1917 года. Миноносец был потоплен таранным ударом британского лидера "Broke".
Эсминец "Z.11" вступил в строй 6 декабря 1938 года. В сентябре 1939 года участвовал в польской кампании, затем в боевых операциях в Северном море. После ремонта зимой 1939/1940 года в апреле принял участие в операции по захвату Нарвика. Участвуя в обоих боях эсминец получил незначительные повреждения, но, не имея топлива и боеприпасов был затоплен 13 апреля в Ромбакс-фьорде. В сражении на корабле погиб 1 человек. В 1962 году корабль разобран на металл.
назван в честь командира миноносца "S.20" капитан-лейтенанта Гизе, погибшего со своим миноносцем в Английском канале в бою с британским крейсером "Centaur" 5 июня 1917 года.
"Z.12" вступил в строй 4 марта 1939 года. С началом войны участвовал в боевых операциях в Северном море. После зимнего ремонта 1939/1940 года принял участие в захвате Нарвика. Потоплен британскими миноносцами 13 апреля в гавани Нарвика. На корабле погибли 83 человека.
назван в честь старшего офицера 8-й флотилии тральщиков капитан-лейтенанта Кельнера, погибшего 20 апреля 1918 года к северу от Тершеллинга на тральщике "М.64", который пытался оказать помощь экипажу гибнувшего "М.95", но сам подорвался на мине и затонул.
"Z.13" вступил в строй 28 августа 1939 года. С началом войны эсминец находился на Балтике, занимаясь боевой подготовкой. В начале 1940 года участвовал в боевых операциях в Северном море. В апреле принял участие в операции по захвату Нарвика. Сильно поврежден британскими кораблями в бою 10 апреля. Во втором бою 13 апреля, не имея хода, эсминец использовался как батарея и был уничтожен британскими кораблями в районе Дьюпвика. За время сражения на корабле погибли 31 человек. В 1963 году эсминец поднят и разобран.
назван в честь командира миноносца "S.35" капитан-лейтенанта Ина, погибшего во время Ютландского боя 31 мая 1916 года.
Эсминец "Z.14" вступил в строй 6 апреля 1938 года. Участвовал в польской кампании в сентябре 1939 года, а затем в боевых операциях в Северном море. После ремонта весной 1940 года некоторое время базировался в Норвегии, а затем в Западной Франции. После участия в операции "Cerberus" эсминец ушел в Северную Норвегию. В 1944 году вернулся в Германию и воевал в Северном море. После капитуляции Германии 5 февраля 1946 года передан СССР. В советском флоте числился под названием "Поспешный". Исключен из списков флота в 1961 году.
назван в честь командира миноносца "V.29" капитан-лейтенанта Штейнбринка, погибшего со своим кораблем в Ютландском сражении 31 мая 1916 года.
"Z.15" вступил в строй 31 мая 1938 года. В сентябре 1939 года участвовал в польской кампании, затем в боевых операциях в Северном море. Во 1940 году некоторое время базировался в Норвегии, а осенью участвовал в оккупации Франции. Конец 1941-го и почти весь 1942 год провел в ремонтах и занятиях боевой подготовкой. В 1943-1944 годах воевал в Арктике, затем вернулся в метрополию и участвовал в боевых операциях в Скагерраке. С конца 1944 года до конца войны находился в ремонте. Был захвачен британскими силами и до конца 1945 года находился в британском флоте, имея обозначение "R.92". 2 января 1946 года передан СССР и наименованием "Пылкий" находился в составе советского флота до 1961 года.
назван в честь командира миноносца "V.48" капитан-лейтенанта Экхольда, погибшего со своим кораблем в Ютландском сражении 31 мая 1916 года.
Эсминец "Z.16" вступил в строй 28 июля 1938 года. С началом войны участвовал в польской кампании, затем в боевых операциях в Северном море. В апреле 1940 года принял участие в захвате Тронхейма (Норвегия). Осенью участвовал в оккупации Франции, а летом 1941 года ушел в Арктику. Днем 31 декабря 1942 года во время операции против "Северных конвоев" был сильно поврежден артиллерией британских крейсеров "Sheffield" и "Jamaika" и затем затоплен.
назван в честь старшего офицера 13-й полуфлотилии миноносцев капитан-лейтенанта фон Редера, погибшего 11 июля 1918 года на миноносце "S.66", который пытался оказать помощь экипажу погибшего на мине миноносца "S.62", но сам подорвался на мине и затонул.
Эсминец "Z.17" вступил в строй 29 августа 1938 года. С началом войны до весны 1940 года участвовал в боевых операциях в Северном море. В апреле принял участие в захвате Нарвика. 10 апреля, во время первого боя, был сильно поврежден британскими эсминцами, а 13 апреля окончательно потоплен. На корабле погибли 16 человек.
назван в честь инженер-механика миноносца "S.148" Людемана, благодаря которому удалось спастись большинству из машинной команды во время аварии миноносца 14 мая 1913 года.
Эсминец "Z.18" вступил в строй 8 октября 1938 года. С началом войны до весны 1940 года участвовал в боевых операциях в Северном море. В апреле принял участие в захвате Нарвика. В боях в гавани Нарвика эсминец получил некоторые повреждения (погибли 2 человека), но оставался боеспособным. Тем не менее, из-за отсутствия боеприпасов и невозможности уйти в Германию, корабль пришлось затопить в Ромбакс-фьорде.
назван в честь торпедиста миноносца "S.53" Кюнне, отличившегося и погибшего во время нападения англичан на Зеебрюгге 23 апреля 1918 года.
"Z.19" вступил в строй 12 января 1939 года. С началом войны до весны 1940 года участвовал в боевых операциях в Северном море. В апреле принял участие в захвате Нарвика. В боях в гавани Нарвика эсминец практически не получил повреждений, не имел он потерь и в личном составе. Тем не менее, из-за отсутствия боеприпасов и невозможности уйти в Германию, корабль был выброшен на отмель в Херьянгс-фьорде и взорван. Еще в 1941 году корабль был разобран на металл компанией "Eisen und Metall".
назван в честь командира миноносца "S.22" капитан-лейтенанта Гальстера, погибшего со своим кораблем от подрыва на мине в 35 милях западнее маяка Боркум.
Эсминец "Z.20" вступил в строй 21 марта 1939 года. С началом войны до весны 1940 года участвовал в боевых операциях в Северном море. После весеннего ремонта летом 1940 года базировался в Норвегии, а осенью принял участие в оккупации Франции. Летом 1941 года перешел в Северную Норвегию. Воевал в Арктике до 1944 года, затем вернулся в метрополию. В 1945 году воевал на Балтике. В феврале 1946 года передан СССР. Под названием "Прочный" находился в составе советского флота до 1961 года.
назван в честь унтер-офицера линейного крейсера "Seydiitz" Хейдкампа, который во время боя у Доггер-банки при попадании британского снаряда в башню открыл раскаленные клапана затопления погребов и тем спас корабль от вероятной гибели.
"Z.21" вступил в строй 20 июня 1939 года. С началом войны до весны 1940 года участвовал в боевых операциях в Северном море. В апреле принял участие в захвате Нарвика. На рассвете 10 апреля эсминец получил торпедное попадание с британских эсминцев. Спасти корабль не удалось, и утром 11 апреля он затонул. Всего на корабле погибли 83 человека.
был назван в честь унтер-офицера Шмитга, командира расчета орудия N-4 на крейсере "Frauenlob". По свидетельствам участников Ютландского боя это орудие продолжало вести огонь даже когда палуба шкафута скрылась под водой.
Эсминец "Z.22" вступил в строй 24 сентября 1939 года. До начала 1940 года корабль занимался боевой подготовкой, а в январе-феврале 1940 года участвовал в минно-заградительных операциях у британских берегов. В апреле принял участие в захвате Нарвика. На рассвете 10 апреля потоплен в гавани Нарвика двумя торпедами с британских эсминцев. На корабле погибли 52 человека.