- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки
Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A"
В 1934 году, после окончания работ над проектом "Z/34" германский морской штаб рассматривал проекты эсминцев меньшего типа, которые должны были использоваться в первую очередь как торпедные корабли. Это предложение не получило развития, так как было решено использовать имевшийся в распоряжении морского командования тоннаж только на истинные эсминцы. Исходя из этого было сформулировано новое предложение - строить корабли, равные стандартному британскому эсминцу, водоизмещением 1300/1500 тонн, вооруженные четырьмя 127-мм.орудиями и со скоростью 40 узлов. При этом рассматривалось и альтернативное вооружение - три 127 мм. орудия и одна строенная 105- мм. зенитная установка. В каждом из вариантов предусматривались два четырехтрубных торпедных аппарата и восемь запасных торпед. Дальность плавания предполагалась до 5000-6000 миль.
Несколько позже, в 1937 году, возникла идея создания проекта океанского эсминца, получившего наименование "Z/37", с радиусом действия и мореходностью, пригодными для использования в условиях Северной Атлантики. Можно напомнить, что проекты "Z/34" и "Z/36" не предполагали подобных решений. Получившийся достаточно крупный корабль не являлся лидером эсминцев, а стал бы в итоге "атлантическим" эсминцем, имея соответствующие задачи - рейдерство без поддержки тяжелыми кораблями, разведка и торпедные атаки при использовании в завесе больших кораблей. Вооружение должно было позволять иметь дело с вражескими эсминцами, но не с французскими лидерами, для противодействия которым, по оценкам немецкого командования, требовалось два эсминца типа "Z/37" или легкий крейсер. Некоторым препятствием оказалось очень осторожное обращение с облегченными 150-мм. установками для эсминцев. После опытов с такими орудиями на эсминце типа "Z/34" переход на крейсерский калибр не был санкционирован из-за боязни получить корабли, непригодные для Атлантики. Усиление вооружения допускалось только при условии сохранения заданных радиуса действия и мореходности. Следовало избегать сомнительных гибридов типа "крейсер-эсминец". Эскизные проработки показывали наиболее удобный вариант вооружения из трех спаренных 127-мм. установок с простой и эффективный системой управления огнем и дальностью плавания 6000 миль.
К 1938 году утвердилось решение, чтобы новые эсминцы могли выполнять рейдерские задачи, а также сопровождать большие корабли в океане, поэтому их вооружение не должно было уступать вооружению французских лидеров. При этом к проекту предъявлялись очень высокие требования по скорости и дальности плавания - настолько высокие, что выходили за рамки возможностей техники того времени. Всего рассматривались четыре варианта вооружения:
- три спаренных 150-мм. орудия в башнях;
- четыре спаренных 127-мм. установки;
- пять одноствольных 150-мм. установки;
семь одноствольных 127-мм. установки (дополнительные два орудия размещали между трубами с ограниченными углами обстрела, одной прислугой и одним боезапасом на оба орудия).
Согласно официальным данным 150-мм. спаренные башни были лучше открытых спаренных установок, которые сохранив все недостатки башен не получили их достоинств. Решающим фактором при этом стал вес. Три двухорудийных башенных установки были почти на 100 тонн тяжелее пяти одноствольных установок этого же калибра или семи 127-мм.орудий. По оценкам специалистов вес двухорудийной 150- мм. башни равнялся 52,1-56,6 тонн - в зависимости от толщины брони, которая, однако, не давала возможность защитить коммуникации подачи боезапаса от осколков. Без одной такой башни вес главной артиллерии был бы всего на 10 % больше, чем у пяти одноствольных 150-мм. орудий, но мощь была бы ниже. Из-за весовых проблем и отсутствия готового проекта подобной башни идея такого корабля была отброшена, чтобы не сдерживать постройку эсминцев. По этим же причинам отказались и от других вариантов вооружения. Три спаренных 127-мм. установки вообще не подверглись обсуждению, а для четырех спаренных установок требовался силовой привод горизонтального наведения, из-за чего их скорострельность оказалась бы меньше, чем у соответствующего числа одинарных установок. К тому же на силовые приводы неблагоприятно действовали погодные условия. В окончательном виде остановились на 150- мм. орудиях, гораздо более мощных, чем 127- мм., но зато обладавших почти такой же практической скорострельностью.
Торпедное вооружение не должно было отличаться от эсминцев типа "Z/34" и включало два четырехтрубных аппарата.
Все возможное следовало бы сделать для увеличения дальности плавания и превысить 5000 миль на скорости 19 узлов. Мореходные качества кораблей должны были обеспечить возможность использования на любом театре военных действий, особое внимание уделялось плавучести носовой части. Из-за противоречивых требований по весу, скорости, дальности плавания и вооружению возникло много новых проблем, которые не удавалось решить.
В итоге всех этих действий, 8 апреля 1938 года адмирал Редер информировал морское командование, что строительство эсминцев по проекту "Z/37" отменяется, а вместо них будут строиться восемь эсминцев проекта "Z/36", но в несколько модифицированном виде - проект "Z/36.A". Главное отличие заключалось в переходе на 150-мм. орудия, причем два из них располагались в спаренной носовой башне. Кроме того, конструкторы, не решив проблемы кавитации, решились на снижение числа оборотов винтов, для чего приходилось перепроектировать механическую установку.
Начиная с этих восьми эсминцев, немцы вернулись к своей обычной практике не присваивать названия кораблям меньше легких крейсеров, поэтому новые эсминцы получили только литерно-цифровые обозначения от "Z.23" до "Z.30". Из-за более тяжелого вооружения полное водоизмещение увеличилось до 3600 тонн. Изменились и размеры корпуса, длина увеличилась до 121,9 метра, ширина до 12 метров. Обводы корпуса практически не отличались - изменилась лишь форма подводной части кормы для увеличения дейдвуда. Это, наряду с установкой двух рулей, должно было улучшить маневренные качества кораблей, оставлявшие желать много лучше на предыдущих сериях. Также, по сравнению с "Z/34" была усилена конструкция корпуса. Надводная часть корпуса по внешнему виду отличалась тем, что якоря вытаскивались на палубу полубака, а не оставались в клюзах как на проектах "Z/34". Вскоре эта особенность стала обычной практикой на немецких кораблях. Расположение орудий, торпедных аппаратов и надстроек было аналогично типу "Z/34", но использование носовой башни заставило убрать носовой шельтер-дек, оставив только небольшую надстройку между башней и мостиком.
Поскольку производство башен сильно задерживалось семь из восьми эсминцев, в конце концов, были достроены с одним 150-мм. орудием, прикрытым коробчатым щитом, установленным на позиции N.1. О проблеме с отставанием в выпуске башен стало известно еще в начале сентября 1938 года, о чем можно судить по приказу адмирала Редера (Roeder) достраивать первые эсминцы "Z.23", "Z.24" и "Z.25" без них.
Описание эскадренных миноносцев проекта "Z/36.A"
+ Описание эскадренных миноносцев проекта "Z/36.A"Корпус эсминцев делился на 15 водонепроницаемых отсеков, внутреннее устройство и насыщение которых было аналогично предшествующим эсминцам. Исключение составлял отсек XII, в котором размещались устройства подачи боезапаса и перегрузочные помещения орудий носовой башни.
Машинно-котельные отделения занимали 50 % длины корпуса (отсеки IV - X), причем только эти отсеки имели двойное дно, в отсеках которого хранилось топливо, однако большая его часть хранилось в бортовых цистернах вдоль всех отсеков машинно-котельной установки. Нефтяные насосы котельных отсеков могли откачивать топливо только из этих бортовых цистерн, в результате чего появилось требование о постоянном наполнении этих цистерн. По сравнению с эсминцами проекта "Z/36" на новых эсминцах емкость топливных цистерн предполагалось увеличить, причем благодаря их лучшему расположению уровень минимально допустимого запаса топлива был понижен. Из всей серии эсминцев только лидер флотилии "Z.28" при запасе топлива 769 тонн имел такую же дальность плавания как эсминцы предыдущей серии "Z/36". Эсминцы "Z.23 - Z.27" имели на 7-10 % большую эффективную дальность плавания, а эсминцы "Z.29" и "Z.30" (при запасе топлива 825 тонн) - на 11 %.
Проект предусматривал шесть котлов системы "Wagner" в трех котельных отделениях - по два котла в каждом. Расход топлива при работе четырех котлов составлял 54,6 тонн в час, при работе двух котлов носового отделения 47,8 тонн в час. Два турбо-зубчатых агрегата общей мощностью 70.000 SHP вращали два винта из нержавеющей стали диаметром 3,35 метра.
Расчетная скорость по проекту предполагалась 37,5 узлов. Вместо обычного "белого металла" в подшипниках гребных валов, который вызывал сильный износ механизма, а также был причиной вибрации, на эсминцах применили синтетический пластик "Dytron" с водяной смазкой. В состав электро-энергетической сети входили турбо-генератор "A.E.G." мощностью 200 кВт в носовом машинном отделении и четыре дизель-генератора по 80 кВт в отдельном помещении на палубе платформы. Таким образом общая мощность электрической сети была уменьшена до 520 кВт.
По стандартам союзников машинно- котельные помещения эсминцев были тесными, но, тем не менее, отмечалось что они были оборудованы отличными системами отображения информации и к тому же хорошо вентилировались - свежий воздух подавался на палубу платформы, а горячий воздух отводился вверх. В сентябре 1946 года эсминец "Z.38", уже находясь в британском флоте, испытывало я на ходу на полной мощности, и средняя температура, отмеченная на постах управления главных турбин, составляла 86 градусов по Фаренгейту. На британском эсминце "Магnе" в декабре на ходовых испытаниях была отмечена температура 89- 103 градуса по Фаренгейту.
Корабли имели хорошо продуманные противопожарную и спасательную системы. Нельзя также не отметить, что немецкий флот достиг громадных успехов в деле контроля и локализации повреждений. Главная пожарная магистраль питалась от двух электронасосов. В котельных и машинных отсеках, отделениях вспомогательного котла и генераторных помещениях имелись системы парового тушения (steam drenching). Кроме того, все эти отсеки были снабжены газовой противопожарной системой (газ "СВ" подавался сжатым воздухом).
Водоотливная система включала необыкновенно мощные для того времени водоотливные средства - три электронасоса производительностью по 300 тонн в час главной водоотливной магистрали плюс главные питательные донки (suctious), дававшие еще 80 тонн в час. Без сомнения эти водоотливные средства помогли спасти "Z.34", который был торпедирован на Балтике в 1945 коду с полным разрушением одного машинного отделения. Нехватка сырья в Германии в результате британской блокады принуждала изготавливать большинство трубопроводов и клапанов из стали, из-за чего уже к концу войны они были сильно корродированы.
Экипаж насчитывал 11 офицеров и порядка 320 других чинов. Офицеры, старшины и около 70 человек рядового состава располагались в корме, остальные в носовой части на верхней палубе и твиндеке. Имелись трехярусные койки, но их хватало только для половины людей, остальные спали в гамаках.
Установка башни сильно стеснила внутреннее пространство в отсеке XII - в этом отсеке на верхней палубе имелось три небольших кубрика для унтер-офицеров и кочегаров. На каждой баталерной палубе имелся слив воды, а также холодная и горячая вода - большое преимущество по сравнению с британскими кораблями. Были созданы хорошие условия для мытья и умывания, с холодной и горячей водой и др. На большой баталерной палубе в корме имелись отдельные места для мытья, а также туалеты.
В корму от машинного отделения N.1 на твиндеке имелось 10 одноместных и двухместных офицерских кают, а в следующем отсеке в корму аналогично размещались бытовые помещения. Каюта и рабочее помещение командира находились под кормовым шельтер-деком, там же размещались офицерские ванные и кают-компания. При этом нужно добавить, что немецкая кают-компания не являлась таковой в британском понимании, так как обставлена была чисто в "спартанском" стиле и в основном служила только для принятия пищи.
В носовой надстройке размещалась радиорубка (передатчики на длинных волнах, передатчики ближнего действия на длинных волнах, а также передатчики на коротких и ультра-коротких волнах), рядом - шифровальный пост. На верхнем мостике (платформа командного поста) со стороны кормы был оборудован радарный пост, а перед ним дальномерный пост со стереоскопическим 3- метровым дальномером. На этих эсминцах фок-мачта была установлена дальше от мостика, обеспечивая свободное круговое вращение антенне радара "матрасного" типа.
Надстройка вокруг второй трубы была увеличена по сравнению с предыдущими эсминцами. В ней размещались вспомогательная ходовая рубка, сушилка и кладовые. На зенитной платформе, симметрично по бокам от трубы, стояли два стандартных спаренных 37-мм. зенитных автомата SKC/30. По бокам от прожекторов, подобно "Z/36", были установлены два одноствольных 20-мм. автомата SKC/30. С кормовой стороны палубы размещался стереоскопический 4-метровый дальномер, обслуживающий кормовую группу орудий.
Расположение орудий на кормовом шельтер-деке было как на предыдущих эсминцах. Кроме них и 37-мм. автоматов имелось еще пять 20-мм. зенитных автоматов, из которых один находился перед мостиком, два были установлены в средней части рядом с прожекторами, еще один - на кормовом шельтер-деке под столом орудия N.3, а последний размещался или на шканцах или на полубаке.
Эсминец "Z.28" был оборудован флагманом и по внешнему виду сильно отличался от остальных, хотя имел те же размеры. На этом корабле орудие N.3 на кормовом шельтер-деке было снято, и за счет этого расширили надстройку, удлинив ее до 12 метров и расширив до ширины шельтер-дека. Само орудие было перенесено на расширенную надстройку перед мостиком на возвышенную позицию над орудием N.1 - как на эсминцах с 127-мм. орудиями. Поэтому башню здесь установить уже никак не удавалось. На надстройке (на месте орудия N.3) и перед орудием N.2 установили дополнительные 20- мм. автоматы. "Z.28M был закончен постройкой в августе 1941 года. Большую часть службы он провел в Арктике, затем был отозван на Балтику, где и погиб во время воздушного налета 6 марта 1945 года.
Заказы на постройку этих эсминцев были выданы концерну "Deshimag" в Бремене 23 апреля 1938 года. Головной корабль "Z.23" был заложен 15 ноября этого же года. После спуска на воду тяжелого крейсера "Seydlitz", а также миноносцев "Т.11" и "Т.12", и освобождения стапелей с интервалом в шесть недель (до апреля 1939 года) последовали следующие эскадренные миноносцы "Z.24", "Z.25" и "Z.26". 15 декабря был спущен на воду "Z.23", а две недели спустя на его месте заложили "Z.28". В это же время заложили на стапеле "Z.27". Два последних эсминца серии были заложены в марте и апреле 1940 года на местах спущенных на воду и отбуксированных на достройку "Z.24", "Z.25" и "Z.26".
После начала войны достройка эсминцев ускорилась. Если у первых четырех эсминцев стапельный период составлял в среднем 13 месяцев, то у следующих четырех только 8,25 месяца. "Z.23" был укомплектован в Бремене 15 сентября 1940 года, то есть период постройки составил 22 месяца. Примерно такая же ситуация сложилась и тремя следующими эсминцами. Однако для постройки следующих четырех понадобилось в среднем по 18 месяцев, исключая "Z.28", который достраивался по измененному проекту и поэтому несколько медленнее. В целом темпы строительства были достаточно высоки, но они могли бы сильно замедлиться, если бы пришлось ожидать готовности башен, установка которых была осуществлена гораздо позже.
По мере готовности эсминцев они зачислялись во вновь создаваемые флотилии. Первая из них - 8-я флотилия - была сформирована в декабре 1940 года. "Z.23" до этого времени на Балтике проходил боевую подготовку по обычной программе, поэтому мореходные качества новых эсминцев серьезной проверке не подвергались, однако все-таки появились основания полагать о весьма сомнительной мореходности, так как вес вооружения, в сравнении с "Z/36" возрос, а размеры корпуса почти не увеличились. В этот период на "Z.23" изменили форму носовой части. Полную программу испытаний эсминца до наступления сложной ледовой обстановки выполнить не удалось, поэтому точные ходовые характеристики новых эсминцев еще были неясны.
Только в марте 1940 года, во время подготовки к операции в Норвегии, "Z.23" и "Z.24" встретили в шторм в открытом море. Двухдневный переход штормовым морем из Гельголадской бухты к Кристиансану показал серьезные недостатки проекта в отношении мореходности и заставил о многом задуматься. Особенно вызвал нарекания небольшой запас плавучести в носовой части, при этом учитывалось, что оба эсминца еще не имели башен, вместо которых стояло только одно одноствольное 150-мм. орудие, то есть нагрузка на нос была меньше проектной на 45 тонн. Рапорты командиров кораблей, командира флотилии и адмирала Карлса (Admiral Karls) содержали нелестные отзывы о проекте, и появилось опасение, что эсминцы этого типа не будут удовлетворительными без коренной модернизации носовой части корпуса ниже ватерлинии. Известно, что некоторые попытки переделки корпуса были предприняты, но особого успеха они не принесли.
Первая двухорудийная башня была готова только в 1942 году, и ее установили на "Z.23" во время большого ремонта, начавшегося в феврале. Только в июне "Z.23" покинул верфь и после коротких испытаний на Балтике вернулся в Арктику. Плохой погоды ему долго
не попадалось. Только в сентябре, в ходе выполнения операции "Zarin" в Баренцовом море, эсминец попал в шторм. Опасения экипажа, равно как и проектантов, оправдались в полной мере. Из-за дополнительного веса в носу корабль настолько глубоко входил в воду, что волна перехлестывала через мостик, а вокруг башни появлялись водовороты, как вокруг полузатопленной скалы. Стало ясно, что использование этих эсминцев в открытом океане (Арктика, Бискайский залив и др.) связано с большими проблемами. Критические рапорты поступали со всех соединений, особенно этим озаботился вице-адмирал Бей (Vize admiral Bey). По его мнению проект был совершенно неприспособлен под двухорудийную башню. Бей настаивал, чтобы решение о ее установке на "Z.27", "Z.29" и "Z.30" было отменено, а строящиеся "Z.33" и "Z.38" башнями не укомплектовывались. Его возражения не коснулись остальных эсминцев серии, так как "Z.24" и "Z.25" уже проходили эту модернизацию, а "Z.26" к этому времени погиб. В результате его требований "Z.30" башню не получил, на "Z.29" ее установили только в 1945 году, a "Z.27" погиб еще до начала работ. Два других названных Беем эсминца "Z.33" и "Z.38" получили полное штатное вооружение, включая башни. Это было сделано даже несмотря на выявившуюся ненадежность первых башенных установок. В результате ее поломок иногда эсминцы оказывались безооружными перед противником с носовых курсовых углов. Вызывалось это в основном водопроницаемостью башен - вода вызывала короткие замыкания электроприводов и обливала экипаж.
На эсминцах типа "Z/36.A" по опыту эксплуатации кораблей были произведены некоторые изменения от первоначального проекта - над постом управления торпедной стрельбой установили от непогоды плексиглассовые щиты; в корме установили один счетверенный 20- мм. зенитный автомат, а позднее для усиления противовоздушной обороны с носовых углов заменили одноствольный 20-мм. автомат на счетверенный такого же калибра. Три эсминца этой серии несколько позже, в ходе ремонта, получили усиленное зенитное вооружение.
Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A"
+ Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A" (Даты)Проект разработан проектным бюро морского ведомства на базе предыдущего "Z/36".
Эсминцы строились по предвоенным программам, но с учетом скорого начала военных действий. Эсминцы имели только литерно-цифровые обозначения. Собственные наименования им не присваивались. Позже предлагался альтернативный проект "Z/36.D", который отличался только заменой башни на две одноорудийные установки.
Все корабли строились верфью "Deschimag A.G." в Бремене. Известна стоимость эсминцев "Z.25" - "Z.27" (по 13.175 тысяч марок), а также "Z.28" (13.106 тысяч марок). Можно предполагать, что стоимость остальных отличалась не сильно.
Заказан верфи | Заводск. номер | Заложен на стапеле | Спущен на воду | Готовность | |
"Z.23" | 23.4.1936 | - W.957 - | 15.11.1938 | - 15.12.1939 | - 14. 9.1940 |
"Z.24 " | 23.4.1936 | - W.958 - | 2. 1.1939 | - 7. 3.1940 | - 23.10.1940 |
"Z.25" | 23.4.1936 | - W.959 - | 15. 2.1939 | - 16. 3.1940 | - 30.11.1940 |
"Z.26" | 23.4.1936 | - W.960 - | 1. 4.1939 | - 2. 4.1940 | - 11. 1.1941 |
"Z.27" | 23.4.1936 | - W.961 - | 27.12.1939 | - 1. 8.1940 | - 26. 2.1941 |
"Z.28" | 23.4.1936 | - W.962 - | 30.11.1939 | - 20. 8.1940 | - 9. 8.1941 |
"Z.29" | 23.4.1940 | - W.963 - | 21. 3.1940 | - 15.10.1940 | - 9. 7.1941 |
"Z.30" | 23.4.1936 | - W.964 - | 15. 4.1940 | - 8.12.1940 | - 15.11.1941 |
Водоизмещение стандартное:
Эсминцы "Z.23" и "Z.24" 2603 ts
Эсминцы "Z.25" - "Z. 27" 2543 ts
Эсминец "Z.28" 2596 ts
Эсминцы "Z.29" и "Z.30" 2657 ts
Водоизмещение нормальное:
Эсминцы "Z.25" - "Z.27" 3079 тм
Эсминцы "Z.29" и UZ.30" 3083 тм
Водоизмещение полное:
Эсминцы "Z. 23" и "Z.24" 3605 ts
Эсминцы "Z.25" - "Z.27" 3543 ts
Эсминец " Z . 28" 3519 ts
Эсминцы "Z.29" и "Z.30" 3691 ts
Количество отсеков 15
Протяженность двойного дна 50 %
L корпуса по КВЛ. (на протяжении МКО)
Продольная система набора, детали набора изготовлены из стали "N.52", надстройки из легких сплавов.
Длина по ватерлинии (КВЛ) 121,9 м.
Длина наибольшая 127,0 м.
Ширина наибольшая по КВЛ 12,0 м.
Осадка по КВЛ при D стандартном:
Эсминцы "Z.23" и "Z.24" 3,92 м.
Эсминцы "Z. 25" - "Z.27" 3,91 м.
Эсминец "Z.28" 3,72 м.
Эсминцы u Z . 2 9 " и "Z.30" . .. 3,92 м.
Осадка наибольшая при D полном
Эсминцы " Z. 2 3 " и "Z.24" 4,65 м.
Эсминцы "Z.25" - "Z.27" 4,43 м.
Эсминец "Z.28" 4,38 м.
Эсминцы u Z . 2 9" и "Z.30" 4,62 м.
Высота борта 6,60 м.
Метацентрическая высота:
с полной нагрузкой 0,88 м.
Восстанавливающий момент:
наибольший при крене 45 град.
нулевой при крене более 90 град.
Проект представлял собой несколько улучшенный "Z/36" , приспособленный для несения 152-мм. орудий облегченной конструкции, причем два носовых предполагалось установить в одной башне. Наличие башни потребовало также усиления прочности набора, особенно в носовой части. В конструкции корпуса сохранились основные черты проекта "Z/36", но по опыту предыдущих кораблей были сделаны некоторые улучшения, что повысило мореходность и управляемость кораблей. В частности, в подводной части форштевня появилось явно выраженное бульбовидное утолщение. Новые эсминцы отличались вполне приемлемой, по сравнению с предыдущими, маневренностью, что объясняется наличием двух рулей, расположенных в струе винтов. Удлинение кормового дейдвуда улучшило устойчивость на курсе. По-прежнему имела место строительная перегрузка, однако углубление водяных отсеков, более рациональное размещение топливных цистерн и увеличение остойчивости позволило снять 30 %-ное ограничение в расходе топлива, присущее прежним эсминцам. На кораблях были устроены скуловые кили. На малых режимах хода сохранилась увальчивость на корму.
Первые эсминцы вступали в строй без орудийной башни, однако ее последующая установка свела на нет большинство улучшений. Эсминцы зарывались носом в воду даже при вполне умеренном волнении, резко ухудшилась мореходность и маневренность, появилась большая рыскливость на курсе. Это привело к тому, что позже немцы вернулись к 127-мм. калибру.
"Z.28" изначально строился по измененному проекту как флагманский корабль и имел на кормовом шельтердеке специальное помещение, оборудованное для работы штаба.
Турбозубчатые агрегаты и паровые котлы,
аналогичные принятым в проекте "Z/36". МО (ЛБ) - МО (ПБ) - КО - КО – КО
2 турбозубчатых агрегата "Wagner"
2 трехлопастных винта диаметром:
На "Z.23" 3,22 м.
На u Z . 2 4" 3,20 м.
Остальные эсминцы 3,35 м.
6 водотрубных двойных котлов wWagner" с повышенными параметрами пара 70 ат.(рабочее), 450 град.С (перегрев);
Мощность механизмов проектная.. 70.000 ВЛС
Скорость по проекту 36,0 уз.
при 390 оборотов винта в минуту.
Скорость на испытаниях:
Эсминцы "Z.29" и "Z.30" 36,1 уз.
при мощности 71.915 ВЛС и 388 об/мин.
Эсминцы "Z.23" и "Z.24" 37,5 уз.
Реальная скорость в морских условиях у эсминцев с установленной орудийной башней при полной нагрузке .. не более 32,8 уз.
Реальная скорость в море 35-36 уз.
Запас жидкого топлива полный:
Эсминцы "Z.23" - " Z. 2 7" 791 т.
Эсминец "Z.28" 804 т.
Эсминцы "Z.29" и "Z.30" 825 т.
Запас жидкого топлива при D нормальном:
Эсминцы "Z.23" - "Z.27" 308 т.
Эсминец uZ - 28" 321 т.
Эсминцы "Z.29" и "Z.30" 318 т.
Дальность плаванья при скорости 19 узлов:
Эсминцы "Z.23" - "Z.27" 2500 миль
Эсминец "Z.28" 2900 миль
Эсминцы "Z.29" и "Z.30" 2950 миль
Электроэнергетическая установка:
2 эл./станции (520 кВт, 220 Вольт) ТГ (1x200 кВт) и ДГ (4x80 и 1x40 кВт)
2 балансирных руля параллельно.
(фактическое артиллерийское вооружение отличалось; см. ниже изменения в вооружении)
5- 152-мм/48-кал. орудий "ТВК.С/36", из них 3 - на одинарных установках "LC/36"
+30 -10 град. = 21,95 км.; 2 - в оруд. башне "LC/38" +65 -10 град. = 21,95 км. Общий запас 600 снарядов
4- 37-мм .автоматов "SKC/30" на двух двухствольных установках иС/30" +85 -9 град. = по высоте 6,8 км.; 8000 снарядов
5- 20-мм. автоматов МС/30" на одинарных лафетах "L/30" +85 - 11 град. = по высоте 3,7 км.; 10.000 патронов
8- 533-мм. торпедных труб в двух четырехтрубных аппаратах 8-12 торпед "G.7a" длиной 6,84 м.;
60 мин типов "EMC" и "EMF";
2 комплекта параванов-охранителей.
2 бомбосбрасывателя и 4 бомбомета;
до 36 глуб.бомб типов "WBF" и "WBG".
2 прожектора (боевой 900 мм. и сигнальный 600 мм.)
2 мотобота (1 катер и 1 моторный ял);
2 шлюпки (вельбот и двойка).
штатный в военное время:
320-335 человек, из них 11-15 офицеров;
На "Z.28" 12+315 чел. и 12 чел.штаб.
За время службы корабли подвергались в основном переделкам в отношении вооружения. Конструкционных переделок было мало. Часть эсминцев (включая "Z.25" и "Z.28") получили носовой шпирон для паравана; на "Z.25" была изменена подводная часть форштевня; на торпедных аппаратах установлены защитные плексиглассовые щиты; на части эсминцев изменялся состав шлюпок и местоположение прожекторов. На эсминце "Z.30" до 1943 года над торпедными аппаратами имелись специальные переходные мостики, соединявшие палубы надстроек корабля, в 1943 году их удалили. Штабной эсминец "Z.28" имел отличия от серийных кораблей, связанные с его предназначением; они были заложены еще в проекте.
Помимо этого, установка новых радиолокационных антенн и размещение дополнительных зенитных установок потребовали некоторого видоизменения надстроек, но для каждого эсминца они были различны;
Эсминцы вступали в строй, уже оборудованные размагничивающим устройством "MES" и радиолокационной станцией uFuMo-21" с антенной поверх ходовой рубки. Часть эсминцев имела гидролокационные станции "S-Gerat", на остальных ее установили позже. В 1944 году на уцелевших к тому времени "Z.25", "Z.28", "Z.29" и "Z.30" антенны "FuMo-21" заменили на новые 6-метровые "FuMo-24/25". В 1944-1945 годах на этих же эсминцах установили радиолокационные станции "FuMo-6 3 Hohentweil.К", антенны которых разместили вместо прожекторов позади второй дымовой трубы.
Так как первые корабли серии были построены еще того как появились готовые и испытанные образцы орудийных башен, то новые эсминцы вступили в строй, имея только одно носовое орудие в обычном коробчатом щите. На эсминцах UZ.23", "Z.24", "Z.25" и "Z.29" башни установили уже в ходе службы, "Z.26" и "Z.27" погибли еще до их установки, остальные их так и не получили до капитуляции Германии.
В течение войны на эсминцах производилось последовательное усиление зенитного вооружения, причем на "Z.25" и UZ.29" для этого снималось одно из 152-мм. орудий. Делалось это в соответствии с программой перевооружения "Barbara", но объем производившихся работ не соответствовал предполагавшемуся по проекту. Из двух других уцелевших к этому времени эсминцев штабной "Z.28" должен был перевооружаться по индивидуальному проекту, а на "Z. 30" работы начать не успели из-за окончания боевых действий.
Ниже в таблице приведены данные о вооружении эсминцев на некоторые периоды их боевой службы. Таблицу нельзя считать полной, так как можно с большой вероятностью допустить, что существовали и промежуточные варианты.
дата | 152-мм. | 55-мм. | 37-мм. | 20-мм. | |
"Z.23" - "Z-27" | готовн. | 4 | — | 4 | 5 |
"Z.28" | готовн. | 4 | — | 4 | 6 |
"Z.29" | готовн. | 4 | — | 4 | 7 |
"Z.30" | готовн. | 4 | — | 4 | 5 |
"Z.23" и "Z . 24" | с 1942 | 5 | — | 4 | 12 |
"Z.25" - "Z.27" | с 1942 | 4 | — | 4 | 8 |
"Z.28" | с 1942 | 4 | — | 4 | 10 |
"Z.29" | с 1942 | 5 | — | 4 | 8 |
"Z.24" | с 1943 | 5 | — | 4 | 16 |
"Z.25" | с 1943 | 5 | — | 4 | 12 |
"Z.25" | 1944-45 | 4 | — | 10 | 17 |
"Z.28" | 1944-45 | 4 | — | 10 | 10 |
"Z.29" | 1944-45 | 4 | 2 (-) | 9 (11) | 21 |
"Z.30" | 1944-45 | 4 | — | 7 | 14 |