- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
"Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.B"
Вскоре после вступления в строй эсминцев с 150-мм. орудиями их недостатки стали настолько очевидны, что пришлось думать об изменении проекта. Для уменьшения веса артиллерии было решено вернуться к надежному, хорошо испытанному 127-мм. орудию. Однако сторонники крейсерского калибра предлагали вариант с заменой двух носовых 127-мм. орудий на два одиночных щитовых 150-мм. орудия, считая, что усиление огневой мощи настолько важным, что можно было поступиться появившимися в этом случае недостатками смешанного главного калибра и утяжелением носовой части.
В техническом отношении окончательный проект "Z/36.B" мало отличался от проекта "Z/36.A". Размеры корпуса были такими же, орудия размещались в одиночных установках за щитами - как на предвоенных эсминцах, от которых внешне их было трудно отличить. Основным отличием по механической части было увеличение температуры перегрева пара в энергетической установке до 426 градусов.
Укомплектованные в конце войны, эти эсминцы получили более сильное зенитное вооружение. В дополнение к кормовому счетверенному 20-мм. автомату, который к тому времени имели все эсминцы "Z", на них установили еще два счетверенных 20-мм. автомата на спонсонах верхнего мостика. Кроме того, на платформе вокруг дымовой трубы разместили два спаренных 20-мм. автомата, в то время как на других эсминцах здесь стояли одноствольные автоматы. Таким образом, на "Z/36.B" количество 20-мм. зенитных стволов достигло шестнадцати.
Уменьшение веса вооружения позволило также увеличить количество принимаемых на борт мин заграждения до 76 штук. (Эти сведения не подтверждаются справочником Тренера).
Облегчение носовой части в совокупности с увеличенным корпусом, без сомнения, улучшило мореходность эсминцев, но фактических подтверждений этого получить не удалось, так как к сентябрю 1943 года, когда "Z.35" - головной эсминец проекта "Z/36.B" - вошел в
строй, операционный театр германского флота был сильно ограничен. Эсминцы этого типа практически не покидали Балтики, поэтому их мореходные качества в условиях Арктики или Бискайского залива узнать не удалось.
Концерн "Deschimag" заложил на стапелях семь кораблей проекта "Z/36.B", но достроены были только три - "Z.35", "Z.36" и "Z.43", причем MZ.43M вступил в строй только в мае 1944 года. Эти три эсминца несли службу в составе 6-й флотилии на Балтике. "Z.35" и "Z.36" погибли на собственном минном поле в конце 1944 года ("Z.36" находился в строю флота всего 10 месяцев). Третий эсминец "Z.43" довоевал почти до конца войны и был затоплен экипажем в поврежденном состоянии.
Заказанные 17 февраля 1941 года однотипные "Z.44" и "Z.45" были сильно задержаны постройкой. "Z.44" был спущен на воду только в январе 1944 года, a "Z.45" - в конце 1944 года. 29 июля 1944 года во время большого налета авиации союзников на Бремен "Z.44" получил попадания бомб и быстро осел на дно, так что над водой остались только надстройки, спасательные работы начались немедленно, но вскоре их цель изменилась - было решено использовать "Z.44", а равно и "Z.45", на запчасти поврежденного несколькими днями раньше "Z.39". Поэтому дату достройки "Z.44" и "Z.45" уже не устанавливали. В начале сентября 1944 года от "Z.44" отделили корму, после чего о восстановлении эсминца не могло быть и речи. С корабля сняли все, что могло быть использовано для ремонта других эсминцев. В ноябре 1944 года строительство "Z.44" и "Z.45" было официально прекращено. "Z.45" оставался недостроенным до конца войны и был окончательно затоплен 20 июля 1946 года.
Эсминцы "Z.46" и "Z.47" были перезаказаны по другому проекту.
Эсминцы проекта "Z/36.B" стали последними германскими эсминцами, вошедшими в строй в ходе войны. В настоящее время считается, что если бы немцы отдали предпочтение этому проекту вместо "Z/36.A", их эсминцы принесли бы больше пользы при наличии достаточных запасов топлива.
Проект разработан проектным бюро морского ведомства на базе "Z/Зб.А". Появление проекта вызвано тем, что у вступивших в строй эсминцев с носовой двухорудийной башней оказалось такое множество недостатков, что морякам пришлось подумать о возвращении к калибру 127 мм. Это и явилось основным отличием от прототипа. Тем не менее, было предложение заменить два носовых орудия на две одноствольные 152-мм. орудийные установки.
Всего было заказаны семь эсминцев, получивших обозначение MZ.35", "Z.36", "Z.43" - "Z.47", из которых два первых первоначально заказывались по проекту "Z/36.A (Mob)". Однако позже эсминцы "Z.46" и " Z . 4 7 " перезаказали по другому проекту. Все эсминцы строились по военной программе, поэтому в названии проекта присутствует индекс Mob.(Mobilisierung). Эсминцы имели только литерно-цифровые обозначения. Собственные наименования им не присваивались.
Все эсминцы строились фирмой "Deschimag" в Бремене.
Эсминцы этого проекта мало отличались от предыдущего "Z/36.A". Силуэтом они напоминали довоенные эсминцы, но усиление зенитного вооружения вызвало некоторые изменения в конфигурации надстроек. Некоторые отличия были и в планировке помещений. Уменьшение веса вооружения, в особенности облегчение носовой части, хорошо повлияло на мореходные качества кораблей и их остойчивость.
Заказан верфи | Заводск. номер | Заложен на стапеле | Спущен на воду | Готовность | |
Z.35" | 17.2.1941 | - W.1005 - | 6. 6.1941 | - 2.10.1942 | - 22. 9.1943 |
Z.36" | 17.2.1941 | - W.1006 - | 15. 9.1941 | - 15. 5.1943 | - 19. 2.1944 |
Z.43" | 17.2.1941 | - W.1029 - | 1. 5.1942 | сент.194 3 | - 31. 5.1944 |
Z.44" | 17.2.1941 | - W.1030 - | 1. 8.1942 | - 20. 1.1944 | — — |
Z.45" | 17.2.1941 | - W.1031 - | 1. 9.1943 | .1944 | — |
Водоизмещение стандартное 2519 ts
Водоизмещение нормальное 2954 тм
Водоизмещение полное 3542 ts
Длина по ватерлинии (КВЛ) 121,9 м.
Длина наибольшая 127,0 м.
Ширина наибольшая по KBJ1 12,0 м.
Осадка по КВЛ при D стандартном 3,5 4 м.
Осадка по КВЛ при D нормальном 3,83 м.
Осадка наибольшая при D полном.... 4,32 м.
Высота борта 6,60 м.
Количество отсеков 15
Протяженность двойного дна 50 % L корпуса по КВЛ. (на протяжении МКО)
Продольная система набора, детали набора изготовлены из стали "N.52", надстройки из легких сплавов.
Метацентрическая высота:
с полной нагрузкой 0,83 м.
Восстанавливающий момент:
наибольший при крене 45 град.
нулевой при крене более 90 град.
Турбозубчатые агрегаты и паровые котлы МО (ЛБ) - МО (ПБ) - КО - КО - КО
2 усовершенствованных турбозубчатых агрегата "Wagner-Deschimag"
2 трехлопастных винта диаметром 3,35 м.
6 водотрубных двойных котлов "Wagner" с повышенными параметрами пара 70 ат. (рабочее), 425 град. С (перегрев);
Мощность механизмов проектная.. 70.000 ВЛС
Запас жидкого топлива при D нормальном:
Эсминцы "Z.35" - "Z.36" 341 т.
Эсминцы "Z.43" - "Z.45" 318 т.
Дальность плаванья при скорости 19 узлов:
Эсминцы "Z.35" - "Z.36" 2600 миль
Эсминцы "Z.43" - "Z.45" 2950 миль
Электроэнергетическая установка:
2 эл./станции (520 кВт, 220 Вольт) ТГ (1x200 кВт) и ДГ (4x80 и 1x40 кВт)
2 балансирных руля параллельно.
Скорость по проекту 36,0 уз.
при 390 оборотов винта в минуту. Скорость на испытаниях:
Эсминцы "Z.35" - "Z.36" до 36,5 уз. при мощности 71.510 ВЛС и 390 об/мин.
Запас жидкого топлива полный:
Эсминцы "Z.35" - vZ. 36" 835 т.
Эсминцы "Z . 43" - " Z. 45" 825 т.
2 мотобота (1 катер и 1 моторный ял);
2 шлюпки (вельбот и двойка).
штатный в военное время:
320-335 человек, из них 11-15 офицеров.
5 127-мм/45-кал. орудий "SKC/34" на одинарных установках "С/34" +30 -10 град. = 17,4 км.; 600 снарядов
4 37-мм. автоматов "МКС/42" на двух двухствольных установках "LM/42" +90 -10 град. = по высоте 4,8 км.; 8000 снарядов
14-16 20-мм. автоматов "С/38"
- на счетверенных установках "L/38";
- на одинарных лафетах "L/30";
- на двухствольных лафетах "LM/4 4"; Общий запас 14.000 - 16.000 патронов.
8 533-мм. торпедных труб в двух четырехтрубных аппаратах 8-12 торпед "G.7a" длиной 6,84 м.;
32-36 мин типов "ЕМС" и "EMF";
2 комплекта параванов-охранителей.
2 бомбосбрасывателя и 4 бомбомета;
до 36 глуб.бомб типов "WBF" и "WBG" .
2 прожектора (боевой 900 .мм. и сигнальный 600 мм.)
Эсминцы проекта "Z/36.B (Mob)" вступили в строй в конце войны, поэтому еще при постройке на них смогли учесть весь накопленный опыт боевых действий. Они получили достаточно сильное зенитное вооружение, но в соответствии с программой усиления зенитного вооружения "Barbara" должны были перевооружаться наряду с другими эсминцами. Касалось это только UZ.43" , a. также строящихся "Z.44" и "Z.45", так как "Z.35" и "Z.36" погибли в декабре 1944 года.
Из вступивших в строй трех эсминцев "Z.43" отличался внешне от двух первых конфигурацией фок-мачты, а также расположением обмотки "MES". Кроме того, этот эсминец сразу получил спаренные 20-мм. зенитки на платформе позади дымовой трубы, в то время как два первых имели одноствольные автоматы. Вполне вероятно, что они оба погибли именно с ними.
Эсминцы вступали в строй, уже оборудованные размагничивающим устройством типа "MES" гидролокационной станцией "S-Gerat" и радиолокационной станцией uFuMo-24/25" с 6-метровой антенной поверх ходовой рубки. Радиолокационные станции uFuMo-63 Hohentweil.К" на них не устанавливались.
Судьбы построенных кораблей этого проекта помещены вместе с эсминцами проекта "Z/36.A (Mob)"
Судьбы кораблей
+ Эскадренный миноносец "Z.31"вступил в строй 11 апреля 1942 года. После испытаний и проведения боевой подготовки в 1943 году ушел в норвежские базы. В 1945 году вернулся в Германию. После капитуляции Германии 20 декабря 1945 года передан британскому флоту, но уже в феврале 1946-го зачислен в строй французского флота под наименованием "Marceau". 2 января 1958 года эсминец исключен из состава действующего флота и перечислен в судно для разборки "Q.103". В том же году он был порезан на металл.
вступил в строй 15 сентября 1942 года. После испытаний и проведения боевой подготовки эсминец в 1943 году перешел в базы Западной Франции. 9 июня 1944 года эсминец получил большие повреждения в ночном бою с британскими кораблями сев-зап. Иль де Баз (ILe de Batz) и выбросился на отмель. Позже корабль был уничтожен союзной авиацией. С кораблем погибли 26 человек.
вступил в строй 6 февраля 1943 года. После испытаний и проведения боевой подготовки в конце 1943 года эсминец перешел в норвежские базы. В 1945 году он вернулся в Германию и воевал на Балтике. После капитуляции Германии в феврале 1946 года передан СССР и до 1964 года числился в советском флоте под наименованием "Проворный".
вступил в строй 5 июня 1943 года. После испытаний и проведения боевой подготовки вместе с "Z.33" перешел в Норвежские базы. В 1945 году вернулся на Балтику. После капитуляции Германии в 1945 году передан США. 26 марта 1946 года затоплен в Скагерраке с грузом запрещенных отравляющих веществ.
вступили в строй соответственно 22 сентября 1943 года и 19 февраля 1944-го. Испытания и боевую подготовку они проходили на Балтике. Там же остались и воевать в составе 6-й флотилии. Ночью 11/12 декабря 1944 года оба эсминца, проходя свое же минное заграждение "Nashorn", подорвались на минах и затонули.
вступил в строй 16 июля 1942 года. После испытаний и проведения боевой подготовки в 1943 году эсминец перешел в базы Западной Франции. 30 января 1944 года корабль получил большие повреждения при столкновении с эсминцем "Z.32". Ремонт корабля закончен не был, и при отступлении немцев из Бордо он был разукомплектован и 24 августа 1944 года взорван в сухом доке фирмы "Forges et Chantiers de la Gironde". В 1949 году обломки корабля были порезаны на металл.
вступил в строй 20 марта 1943 года. После испытаний и проведения боевой подготовки эсминец в конце 1943 года перешел в базы Норвегии. В 1945 году он вернулся на Балтику. После капитуляции Германии 22 сентября 1945 года эсминец передан британскому флоту. В 1946 году он был переименован в "Nonsuch". В 1949 году исключен из списков флота и 8 ноября продан разделочной фирме "Arnott Young Ltd". В мае 1950 года прибыл в Далмуир для разделки на металл.
вступил в строй 21 августа 1943 года. В конце 1943 года эсминец принял участие в операциях против судоходства в Скагерраке. В 1944-1945 году он воевал на Балтике. В июле 1945 года эсминец передан американскому флоту и в 1946 году ему присвоили обозначение "DD.939". корабль использовался для опытовых целей и испытаний. 10 ноября 1947 года эсминец в Аннаполисе передан французскому флоту. Он был переименован в "Leopard", однако из-за неудовлетворительного состояния в строй действующего флота не вводился. В 1953 году выведен в резерв, а в 1954 году перечислен во вспомогательное судно "Q.128". С 1958 года использовался в качестве несамоходного тендера и понтона. В феврале 1964 года исключен из списков флота и вскоре разобран на металл.
вступил в строй 31 мая 1944 года. Его боевая служба проходила также на Балтике. Эсминец имел повреждения от мин и авиационных бомб и окончание войны встретил практически в небоевом состоянии. 3 мая 1945 года он был затоплен экипажем в бухте Гелтингер (Geltinger). В 1953 году корабль был поднят и разобран на металл.
был спущен на воду в январе 1944 года. Но в строй флота вступить он так и не успел. 29 июля 1944 года готовившийся к передаче флоту эсминец, еще находившийся на верфи в Бремене, был потоплен авиацией на мелководье. В апреле 1948 года началась его разборка на металл и к февралю 1949 года от него ничего не осталось.
немцы успели спустить на воду, но к моменту капитуляции Германии до готовности эсминца было далеко. В 1946 году неготовый эсминец был разобран на металл.