Корабли Японского военного флота.

самоизоляции единственным портом, связывающим Японию с внешним миром стал Нагасаки. причем все контакты ограничивались торговлей с Китаем и Нидерландами.

Однако принятая политика оказалась не очень удачной,- главным образом, потому, что по мере роста населения страны ухудшались условия существования До людей доходили различные известия о жизни в другом мире, становилось известно, что даже в Китае, после его "открытия", жизнь улучшалась. И нет ничего удивительного в том. что в Японии образовалась небольшая партия сторонников установления нормальных взаимоотношений с заграницей. "Масла в огонь" подлило посещение Японии американской эскадрой Перри, способствовавшее установлению связей с Америкой. Уже в 1854-1859 годах для иностранных судов были открыты Иокогама и Хакодате, а в 1855 году правительство организовало первую эмиграцию на Гавайские острова - 944 японца оставили свои дома и отправились 8 новый мир. Уезжали люди также в Америку. Корею и Китай.

В 1867 году император Муцухито принял отставку принца Токугава и стал правителем Японской империи, завершив таким образом длившуюся два с половиной столетия (1603-1867 годы) эпоху Эдо. Революция Мейдзи Исии и гражданская война в Японии 1868-1869 годов (а. no-существу,- междуусобная война между кланами за передел трона) закончились реставрацией Муцухито и. в итоге, лишь укрепили его положение. С этого времени начинает свой отсчет современная Япония.

По воле нового императора была полностью изменена структура государственных служб, усилилась дипломатическая деятельность, стала развиваться промышленность и экономика, усиливались армия и флот.

Военный флот, создаваемый на основе современных технологий, зародился в 1855 году, когда голландский король Уиллем III подарил японскому императору Токугава колесный корвет "Kanko". ставший первым паровым военным судном Японии. Реальные преимущества кораблей европейской постройки были настолько очевидны, что с этого времени флот сегуната стала более или менее непрерывно пополняться подобными судами. Первые корабли были заказаны в Голландии и Англии, затем добавились Америка и Франция. С 1861 года Япония попробовала строить корабли европейского типа самостоятельно. заложив в Токио канонерскую лодку "Chiyoda". С 1867 года Япония имеет броненосные корабли.

Первые корабли, образовавшие флот Сегуна (с 1867 года - правительственный флот а с 1869 - японский императорский флот) участием в гражданской войне показали необходимость для Японии военного флота Вскоре в метрополии и за границей началось расширенное строительство новых кораблей, включая и броненосные. Политические демонстрации военного флота у Формозы, а позже у берегов Кореи, показали, что с помощью флота можно решать не только военные, но и политические задачи. Активное усиление флота способствовало становлению Японии как островного государства, основанного на морской мощи.

К концу XIX века Япония заимела определенный политический вес на Дальнем Востоке. И правительство, и сам император Муцухито прекрасно понимали, что это произошло во многом благодаря военному флоту, не остававшемуся все время без внимания. К этому времени большая часть кораблей строилась под американские кредиты на английских верфях. К 1900 году в Англии строилось и было построено более 81 % кораблей японского флота. Победы в войнах 1894-1895 годов против Китая и 1904-1905 годов против России еще более укрепили авторитет флота. С начала XX века Япония, имея уже достаточно развитую производственную базу, отказалась от строительства кораблей за границей. После "Kongo" все крупные суда и абсолютное большинство более мелких кораблей строились на собственных верфях.

После Первой мировой войны и заключения Вашингтонского договора Япония становится третьей морской державой мира и ее военно-политические амбиции резко возрастают. И хотя в это время Япония не стремится к господству в Тихом океане, но Китай. Корея и район "южных морей" она считает зоной своих "жизненных интересов". Всякие посягательства других стран в эти области она считает вмешательством в ее внутренние дела. В конце концов такая политика приводит к войне в Тихом океане и полному краху Японской империи, мощь которой, основанная на морской силе, оказалась сломленной именно военным флотом.

К сказанному в отношении флота можно добавить, что Япония никогда не заказывала корабли, чьи боевые характеристики были бы хуже предыдущих по боевым качествам, хотя это и требовало значительных затрат. Каждый военный корабль японского флота был развитием предыдущего и в то же время являлся вполне самостоятельной конструкцией. Согласно основной доктрине Японии, каждая составная единица флота должна была превосходить любой из существующих в мире кораблей подобного класса и. как правило, даже корабли, которые могли бы быть построены в ближайшее время.

На этом можно закончить краткий обзор истории Императорского флота. Флота, который совершил феноменальный прыжок от полного отсутствия боевых кораблей до мощной, организованной силы, начавшей войну и в течении четырех лет Второй мировой войны противостоящей нескольким мировым державам, включая самый большой флот мира - американский.