- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Наступательные средства.
Под наступательными средствами в данной статье подразумеваются карликовые подводные лодки. "Kaiten-ы" (человеко-торпеды), торпедные катера и катера со взрывчаткой. Рассмотрим их по отдельности.
Две первые подводные лодки-'карлики" с экипажем из двух человек, полностью электрифицированные и с большой подводной скоростью (24 узла), были построены в 1934 году в качестве опытных лодок. Они должны были приниматься на борт авианосца "Chitose" и в случае необходимости они принимали участие в боевых действиях, проводимых эскадрой в открытом море. После первых испытаний эти маленькие лодки были снабжены боевой рубкой. В 1936 году на воду были спущены еще две такие же подводные лодки, получившие номера 1 и 2. Строительство лодок проводилось в глубокой тайне. Официально они были известны под названием "A-Hyoteki" - корабль-цель типа "А", выбранным для маскировки истинного наименования этой лодки.
После проведенных опытов по спуску на воду, проведенных на "Chitose", было решено приступить к строительству таких лодок в большом количестве на верфях со специальным оборудованием в Уразаки, в районе Куре. Авианосец "Chiyoda", однотипный "Chitose", был оборудован таким образом, чтобы он мог брать на борт двенадцать карликовых лодок. Испытания показали, что лодка при спокойном море и опытном экипаже спускалась на воду за 17 минут. Именно лодки этой конструкции были привезены пятью подводными лодками I-16. I-18. I-20. I-22 и I-24 к Пирл-Харбору перед внезапным нападением на эту базу.
Весной 1942 года уже было построено сорок карликовых лодок, которые предполагались для береговой обороны. Однако их недостаточный радиус действия и невозможность перезарядки аккумуляторных батарей без портового оборудования говорили о том, что они не очень подходили для выполнения такой задачи, где требуется длительное пребывание в море. Было решено приступить к строительству более совершенной подводной лодки N-53, которая так и осталась в единственном числе, но послужила прототипом для двух других серий карликовых подводных лодок улучшенного образца. Лодка N-53 водоизмещением более 40 тонн имела дизель- электрическую установку мощностью 40 лс / 25 кВт. дающую возможность перезаряжать батарею за 18 часов. Радиус действия в надводном положении равнялся 350 милям при скорости хода 6.5 узлов. Экипаж состоял из 3 человек, в том числе один механик.
Последним типом карликовых подводных лодок японского флота стали лодки типа "D" под названием "Koryu", первая такая лодка была заложена в июне 1944 года и была готова в январе следующего года. Лодка считалась очень совершенной обладала большой маневренностью, могла перезаряжать батарею за 8 часов, погружалась на 100 метров, держась на этой глубине до 40 минут. Скорость хода в подводном положении могла достигать 16 узлов, а при скорости 2.5 узла лодка могла идти под водой в течение 50 часов. В надводном положении радиус действия достигал 1000 морских миль. Планом было предусмотрено к сентябрю 1945 года построить 540 таких лодок, а затем строить ежемесячно по 180 штук. Американские воздушные бомбардировки в значительной мере замедлили темп строительства лодок. К моменту капитуляции Япония располагала только 115 такими полностью готовыми лодками, еще 496 находились в различных стадиях постройки на одиннадцати верфях Японии.
Все карликовые подводные лодки японского флота имели одинаковое вооружение два аппарата для 457- мм торпед. Их максимальная скорость в подводном положении все время возрастала, а затем резко упала с 24 узлов до 19, а потом до 16 узлов. Это произошло вследствие различных дополнений и применения защитных устройств, которыми лодки оснащались.
В 1944-45 годах японцы строили также новый тип морского оружия "Kairyu", представляющий собой нечто среднее между карликовой подводной лодкой и человеко-торпедой. Более мелкие по сравнению с "Koryu" (19 тонн вместо 59), они походили на большую торпеду с боевой рубкой и имеющую у каждого борта в районе рубки лопасть стабилизатора. С наружной стороны, под корпусом, у них имелись две торпедные трубы (иной вариант вооружения - боевой заряд в носовом отсеке, чем они напоминали торпеду). В конце войны было закончено строительство 250 лодок типа "Kairyu" из запланированных 760 штук. Еще около 200 штук находились в различных стадиях постройки.
|
ед.изм. |
"А" |
"В" / "С" |
"D" Koryu |
"Kairyu" |
Всего заложено |
ед. |
62 |
16 |
115 |
212 |
Годы постройки |
- |
1934-1943 |
1942-1945 |
1944-1945 |
1944-1945 |
Водоизмещение: |
|
|
|
|
|
подводное |
т. |
46 |
49,8 |
59,68 |
19,26 |
Длина наибольшая |
м. |
23,90 |
24,90 |
26,15 |
17,28 |
Диаметр корпуса |
м. |
1,85 |
1,88 |
2,04 |
1,30 |
Скорость надв. |
узлов |
_ |
6,0 |
8,0 |
7,5 |
Скорость подв. |
узлов |
19,0 |
18,5 |
16,0 |
10,0 |
Мощность надв. |
л.с. |
- |
40 |
150 |
80 |
Мощность подв. |
л. с. |
- |
600 |
500 |
- |
Дальность надв. |
миль |
- |
350/5,5 |
1000/8 |
450/5 |
Дальность подв. |
миль |
- |
120/4 |
50/2,5 |
36/3 |
Торп. аппаратов |
шт. |
2 4 57-мм. |
2 457-мм. |
2 457-мм. |
2 457-мм. или заряд 550 кг. |
запас торпед |
шт. |
2 |
2 |
2 |
|
Экипаж |
чел. |
2 |
3 |
5 |
2 |
(Интересные описания нападений с помощью "Каiten'OB" можно найти в книге "Sunk" капитана 3 ранга Мошитсура Хасимото (Mochitsura Hashimoto), офицера японского ВМФ. Книга издана в Лондоне Cassel and Со и переведена в СССР - Хасимото "Потопленные")
Весной 1943 года молодые японские офицеры предложили проект одноместной торпеды, двигающейся с помощью установки обычной торпеды Mod.93. Проект был назван "Kaiten-1” ("дорога на небо"). Первоначально проект предусматривал устройство люка для спасения сидящего в ней человека, после того как он установит и укрепит руль в направлении цели. Но вскоре от такого устройства отказались и проект получил название человеко-торпеды. "Kaiten-1” было построено около 750 штук. Они перевозились на открытой палубе подводной лодки или на борту крейсера "Kitakami", специально переоборудованного для несения восьми человеко-торпед, которые могли спускаться на воду в течение восьми минут. Для этой же цели были переоборудованы два эсминца типа "Minekaze", они были снабжены наклонными сходнями, идущими с кормы, по которым скатывались "Kaiten'ы", расположенные на открытой ровной палубе одна за другой. Предусматривалась также их транспортировка с помощью новой серии эскортных миноносцев ПЛО, заложенных в 1944-45 годах.
В течение лета 1944 года был разработан новый тип человеко-торпеды больших размеров и более быстроходной, которая двигалась с помощью мотора, работающего на перекиси водорода и имеющая заряд взрывчатки почти в три раза больший (1500 кг вместо 500 кг), чем в первом варианте Испытания новой модели, существующей в двух вариантах "Kaiten-2" и "Kaiten-4", проводились весной 1945 года. Результаты были успешные, однако встретились трудности с производством двигателей. По этой причине бездействовало большое количество уже построенных корпусов этих моделей.
Нужно отметить также существование еще пятнадцати видов специального оружия ("Shinkais". "Kanamonos Mod.M Mod.U и Mod.S"). Все они опытные. Некоторые из них были с резервуаром и торпедным двигателем в корме. Они имели сигарообразную форму. Ни один из этих видов не был принят на вооружение и в боевых действиях не участвовал.
Япония, купившая в 1920-22 годах четыре сторожевых катера СМВ "Thornycroft" типа "55-ft"(55-футовые), затем долгое время (до 1939 года) не интересовалась торпедными катерами, ограничившись только проведением испытаний катера MAS типа "Baglietto", купленного в Италии и нескольких СМВ "Thornycroft" захваченных в Китае. Шесть катеров, запланированных к постройке по программе 1939 года и заложенных только весной 1941 года, фактически являлись копией опытного прототипа построенного в 1940 году по проекту, в свою очередь позаимствованному в Италии у фирмы Baglietto". Все они имели деревянный корпус. Серийные отличались от головного тем, что на каждом борту имели специальные зажимы удерживающие торпеду, в то время как прототип имел систему выстреливания торпед с кормы, как это было принято на СМВ. Большая часть из 238 торпедных катеров (Outsu-Gata), построенных в ходе войны (и из которых 48 были потоплены), являлись повторением первой серии катеров, известных под названием Т-1. Тактико-технические данные их мало отличались - в основном отличия появились из-за разнотипности применявшихся двигателей Скорость хода большей части катеров не превышала 20-22 узлов.
Восемнадцать торпедных катеров совершенно иной конструкции были предусмотрены программой 1941 года. Девять из них вступили в строй только в ноябре 1943 года и известны как тип "Ako-Gata". Их силуэт и технические данные во многом напоминали известные немецкие "Schnellboote", за исключением катера Nr 10, имеющего четыре бензиновых мотора, разделенные на две группы и работающие на два вала через редукторы типа "Vulkan" (по одному на каждую группу). Другие катера имели по четыре бензиновых мотора мощностью в 900 лс. вращавшие четыре вала. Такая установка считалась менее целесообразной по сравнению с германским вариантом, где применялся легкий дизель.
Японцы построили также 105 моторных артиллерийских катеров под названием "Hayabusa-Tef, из которых 17 были потоплены. Они переоборудовали опытный катер, купленный в 1939 году у фирмы "Baglietto", а также использовали корпус торпедного катера, построенного из дерева и стали, с четырьмя пулеметами (калибра 20 мм и 7.7 мм) и тремя 25-мм орудиями иногда находящимися в легкой башне-турели. Вооружение дополнялось несколькими (обычно четыре) глубинными бомбами.
Катерные подразделения обычно состояли из отрядов каждый из которых включал двенадцать торпедных и шесть моторных артиллерийских катеров. На обязанности последних лежала задача эскортирования имея впереди всегда катер типа "А". В последние месяцы войны многие моторные артиллерийские катера были переоборудованы в торпедные.
Непохожими на предыдущие серии были два типа сторожевых катеров: 25-тонники и 15-тонники, построенные в количестве 80 и 38 единиц соответственно, начиная с 1938 года. Катера предназначались для действий в устьях рек и бухтах китайского побережья. Винты на них были устроены под специальным изгибом корпуса, наподобие обычных канонерских лодок рек Китая.
|
ед.изм. |
Kaiten-1 |
Kaiten-4 |
Всего заложено |
ед. |
ок.400 |
? |
Годы постройки |
- |
1944-1945 |
1944-1945 |
Водоизмещение: подводное |
т. |
8,3 |
18,37 |
Длина наибольшая |
м. |
14,75 |
16,50 |
Диаметр корпуса |
м. |
1,00 |
1,35 |
Скорость |
узлов |
30 |
40 |
Дальность хода (в скобках - скорость) |
км. |
78 (12) 43 (20) 23 (30) |
62 (20) 38 (30) 27 (40) |
Вес заряда |
кг. |
550 |
550 |
К моменту капитуляции Япония имела 6200 взрывных катеров типа "Shinyo". Их строительство началось в 1944 году и ежемесячно их изготавливалось по 400-600 штук. Это небольшие деревянные катера очень простой конструкции, похожие на итальянские типа МТМ. Строились они в нескольких вариантах - в зависимости от выбранного для этого предприятия. Обычно это были небольшие судоверфи, автомобильные заводы и др. Как в Японии, так и в Шанхае. Сингапуре, а также в Индонезии.
Катера передвигались с помощью одного-двух авиамоторов мощностью по 62 и 67 лс. В зависимости от длины (5,1 - 6,5 метров) и двигателя скорость хода колебалась от 18 до 28 узлов. Радиус действия во всех случаях был порядка 100-120 миль при скорости 18-20 узлов. Носовая часть была начинена взрывчаткой общим весом 250 кг. Катер управлялся одним человеком, сидящим на краю кормы. Нацелив катер на намеченное направление, человек спрыгивал в воду. Более крупные катера типа Nr.5 (6.5 метров, два мотора по 67 лс. 28 узлов) были сконструированы для командиров отрядов. Часто вооружение катера состояло из двух 120-мм ракет и 13-мм пулеметов. Эти небольшие катера использовались в боях за Филиппинские острова, у Иводзимы и Окинавы. Опыт первых боев показал, что для прорыва охранения противника они должны были иметь сопровождение.