- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Английские линкоры "Нельсон" и "Родней"
Доклад в институте корабельных инженеров на 70-й сессии в Лондоне 20-го марта 1929 года.
Тrans.Inst.Naw.Arch., 1929, London, рр.1-21.Перевод доклада Берри, помещенный в сборнике Иностранное военное кораблестроение. Линкоры. Сборник переводов из инопериодики. под редакцией контр-адмирала К.И. Самойлова и инженера Н.Н. Волкова. Издание ОНТБ, Ленинград, 1941.
После ратификации Вашингтонского соглашения Англия сразу же приступила к постройке двух линейных кораблей Нельсон (Nelson) и Родней (Rodney).
Прежде чем приступить к рассмотрению характеристик этих кораблей, интересно привести краткий обзор проектирования и строительства английского линейного флота в период между постройкой линейного крейсера Худ (Hood) и закладкой линкоров Нельсон и Родней.
За этот период адмиралтейству были представлены предложения комитета, занимавшегося вопросами послевоенного строительства, и целый ряд проектов кораблей с учетом опыта войны. В результате этого в октябре 1921 года фирмам Джон Браун (John Brown), Файрфилд (Fairfield), Сван Хантер (Swan Hanter) и Бредмур (Breadmore) были даны заказы на постройку четырех линейных крейсеров.
Проектное водоизмещение этих крейсеров равнялось 48 000 тонн, а соответствующее стандартное 47 540 тонн.
Главные размеры кораблей ограничивались габаритами, допускающими прохождение их через Панамский и Суэцкий каналы, а также размерами доков в Розайте и Портсмуте.
Каждый из этих кораблей имел вооружение, состоявшее из девяти 406 мм орудий, установленных в трех 3-хорудийных башнях и шестнадцати 152 мм орудий в восьми 2-хорудийных башнях.
Мощность машинной установки предполагалась 160 000 лс, а скорость хода 32 узла.
После линейных крейсеров рассматривался проект линкоров с водоизмещением большим на 500 тонн и вооружением из девяти 457 мм и шестнадцати 152 мм орудий, при скорости хода 23,5 узла.
Однако, вскоре после выдачи заказов на постройку вышеуказанных четырех линейных крейсеров, и в то время, когда проект более мощного линейного корабля еще не был утвержден, было подписано вашингтонское соглашение. В связи с этим постройка линейных крейсеров в ноябре 1921 года была приостановлена до фактического начала работ, а подряды на постройку окончательно аннулированы в феврале 1922 года.
Условия Вашингтонского соглашения, предусматривавшие для линкоров стандартное водоизмещение 35 000 тонн и предельный калибр главной артиллерии 406 мм, значительно повлияли на дальнейшее проектирование кораблей. Требовалось строго соблюдать установленные лимиты и в то же время важно было полностью их использовать, обеспечивая при этом максимально высокие тактические элементы корабля. Поэтому оказывалось необходимым изыскивать и принимать всевозможные меры для экономии веса и, вместе с тем, вести расчет нагрузки при проектировании с большой точностью и тщательностью.
Статья вторая Вашингтонского соглашения разрешала Англии сразу же приступить к постройке двух линкоров. В течение 1922 года был выработан проект кораблей и были изготовлены необходимые чертежи и спецификации. В окончательно утвержденном проекте были приняты следующие элементы:
Водоизмещение стандартное - 35 000 т
Длина:
наибольшая - 216,40 м
между перпендикулярами - 182,90 м
Ширина - 32,30 м
Осадка при Dст - 9,15 м
Высота борта:
в носу - 8,84 м
на миделе - 7,77 м
в корме - 8,23 м
Мощность главных механизмов - 45 000 лс
Число валов - 2
Скорость хода - 23 уз
Число оборотов винтов в минуту - 160
Вместимость нефтяных цистерн - 4000 т
Экипаж (при использовании в качестве флагманского корабля) - 1400 чел
Вооружение:
3*(3*406 мм/45)
6*(2*152 мм/50)
6*120 мм/40 зенитных орудий
8*40 мм зенитных автоматов
2*609 мм ПТА
Бронирование, мм:
Главный пояс - 356
Барбеты - 381
Башни (лоб) - 406
Палуба - 160
Заказы на постройку линкора Нельсон были переданы в начале декабря 1922 года фирме Армстронг-Уитворт и Ко (Armstrong Whitwort & Co) в Тайне, а на постройку линкора Родней фирме Кэммел Лэйрд и Ко (Cammell Laird & Со) в Биркенхеде. Закладка обоих кораблей была произведена 28 декабря того же года.
Механизмы для первого корабля изготовлялись формой Уоллсенд слипвэй энд инджиниринг и Ко (Wallsend Slipwau and Engineering & Co), а для второго строившей его фирмой. Фирма Армстронг... выполнила также лафеты 406 мм орудий для обоих кораблей и лафеты 152 мм орудий для линкора Нельсон. Лафеты 152 мм орудий линкора Родней изготовила фирма Виккерс Лтд (Vickers Ltd).
Нельсон был спущен на воду 3 сентября 1925 года, достройка его закончилась 10 сентября 1927 года; Родней сошел на воду 17 декабря 1925 года и окончен постройкой 10 ноября 1927 года.
Особенности проекта
+ Размещение артиллерии главного калибра.Установленный Вашингтонским соглашением лимит 406 мм для калибра главной артиллерии заставил ввести в английском флоте не применявшиеся ранее орудийные установки. Уменьшение веса этих установок было достигнуто тем, что вместо двухорудийных были приняты трехорудийные башни. Следует отметить, что трехорудийные башни впервые были предложены в английском флоте при разработке вышеупомянутых кораблей промежуточного периода до Вашингтонского соглашения; фактически же осуществлены они были только на линейных кораблях типа Нельсон. Требуемое стандартное водоизмещение удавалось получить при группировке трех таких башен в носу (причем средняя башня была приподнята). Такое же расположение главной артиллерии было предположено и для линейных крейсеров, постройка которых была приостановлена в силу Вашингтонского соглашения: оно давало возможность достигнуть наименьшей длины бронированной цитадели, что, в свою очередь, позволяло применить броню максимальной толщины и в то же время обеспечить хорошую защиту погребов. Считалось. что полученные таким путем преимущества с избытком компенсируют отсутствие кормовых углов обстрела.
Такая группировка башен в носу потребовала смещения мостика на середину длины корабля, что придало кораблям этого типа весьма своеобразный вид. В целях устранения влияния дыма на посты управления, котельные отделения пришлось расположить позади машин. Это дало возможность поместить дымовую трубу на достаточном расстоянии от мостика.]
Проблема уменьшения веса разрешалась в двух направлениях. Во-первых, общая конструкция корабля была разработана таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность брони и вооружения при наименьших размерах цитадели. Во-вторых, самое серьезное внимание было обращено на детали корпуса, механизмов и арматуры с целью устранения всего несущественного и применения соответствующих своему назначению наиболее легких материалов. Для максимального уменьшения веса корабля аналогичные требования были предъявлены фирмам, поставлявшим механизмы, арматуру и материалы для постройки корабля. Это сотрудничество выразилось в тщательном обсуждении всех деталей, включая переделку многих стандартных образцов адмиралтейства и усиленном контроле за изготовлением контрагентских поставок.
Одним из наиболее эффективных средств экономии веса явилось применение стали типа D вместо стали типа HT применявшейся ранее для главных элементов набора тяжелых кораблей. Сталь D имеет временное сопротивление от 58 до 68 кг/кв.мм при минимальном пределе упругости 27 кг/кв.мм. Для изготовления корпуса каждого корабля было израсходовано около 6500 тонн этой стали, и так как ее применение допускает более высокие напряжения, оказалось возможным пойти на уменьшение размеров профилей и толщины листов.
Допуски, установленные для проката, также были изменены для обеспечения полного соответствия веса выполняемых листов с весом, предусмотренным в заказах. При изготовлении мелких деталей и таких предметов, как лари и инструментальные ящики, шкафы для продуктов, полки в столовых и т.п., широко использовался алюминий и его сплавы, причем часть этих сплавов изготовлялась по предложениям фирм, а часть по спецификациям адмиралтейства. При дальнейшем усовершенствовании конструкций и самих материалов эти сплавы должны были получить широкое применение для деталей, не подвергающихся воздействию атмосферных осадков или тяжелым нагрузкам при работе. Результаты использования этих материалов для наружной арматуры и деталей, подверженных влияниям морского воздуха и брызг, оказались неудачными, а потому необходима была дальнейшая работа для получения действительно надежного легкого сплава для таких целей.
Верхние палубы Нельсон и Родней были покрыты сосной вместо обычного тика, причем ради уменьшения веса пришлось пожертвовать прочностью и внешним видом палубного настила. Небольшие переборки и разделительные выгородки были выполнены из фанеры. Тяжелые стандартные предметы мебелировки были переделаны и значительно облегчены, причем также была широко применена фанера. Все дерево было подвергнуто огнестойкой пропиткой процессом "Оксилен".
Из схем линкоров видно, что корабли вместо обычного удлиненного полубака имеют ровную верхнюю палубу при увеличенной высоте кормового надводного борта. Благодаря этому, пространство, отведенное для помещений команды корабля, оказывается больше.
Более половины длины верхней палубы занято главной артиллерией, помещенной в трех башнях, из которых вторая башня стреляет поверх первой. Углы обстрела башен составляют 298° для носовой башни, 330° для средней и 250° для кормовой башни.
Снарядные и зарядные погреба ГК расположены непосредственно у вращающейся части башен, а в прилегающих к ним помещениях находятся гидравлические приводы для башенных механизмов подачи и заряжания, а также рефрижераторные установки для охлаждения погребов.
Противоминная артиллерия, состоящая из двенадцати 152 мм орудий, размещена в башнях на верхней палубе. По тем же соображениям, что и в отношении главного калибра, эти орудия расположены в группах из трех двухорудийных башен по каждому борту, причем средняя башня приподнята, чтобы иметь возможность вести стрельбу поверх обеих крайних башен. Таким образом, восемь орудий из двенадцати могут стрелять прямо по носу или по корме. Зарядные и снарядные погреба скомбинированы в одном помещении и расположены впереди машинных отделений. Боеприпасы подаются прямо в башни посредством электрических подъемников. Если не говорить о весе, размещение артиллерии среднего калибра в башнях представляет большие преимущества по сравнению с казематным расположением, ограничивающим углы возвышения и обстрела, или расположением орудий под прикрытием щитов на открытой палубе.
Боевая рубка с бронированным вращающимся постом УАО помещена непосредственно позади башен ГК. За боевой рубкой находится мостик. Пришлось преодолеть много трудностей, чтобы обеспечить командно-дальномерным постам надлежащую защиту и максимально возможные углы обзора. Для этого мостик и фок-мачта соединены в очень высокую и массивную надстройку (башню), имеющую мало сходства с прежними конструкциями мостиков. В этой надстройке расположены приборы центральной наводки 406 мм, 152 мм и зенитного калибров, адмиральский мостик, пост управления торпедной стрельбой и командирский мостик с сигнальным и наблюдательным постами и навигационными мостиками; внизу находятся различные корабельные рубки и отделения.
На мостиках и постах управления приняты специальные меры для защиты персонала и приборов от газов при стрельбе задних башен на кормовых углах.
На верхней надстройке, и районе башнеподобной мачты, дымовой трубы и грот-мачты, установлены зенитные орудия и пулеметы. Средняя часть этой надстройки занята дымовой трубой, вентиляционными шахтами котельных отделений и кузнечной, механической и котельной мастерскими.
На корабле имеется четыре 914 мм прожектора, по одному с каждой стороны дымовой трубы и два на площадке грот-мачты.
Шлюпки помещены посередине корабля, между грот-мачтой и дымовой трубой; спуск их и подъем производится кранами с электрогидравлическими приводами.
Цитадель защищена толстым броневым поясом, идущим от первой башни ГК до последней башни 152 мм калибра. Над этой же площадью находится броневая палуба для защиты от навесного огня и авиабомб. Конструкция этой палубы была разработана весьма тщательно, с учетом возможного повышения эффективности воздушных атак (в связи с дальнейшим усовершенствованием авиации), в виду чего число и размеры отверстий вентиляционных труб и т.п. на этой палубе уменьшены до минимума. Для обеспечения возможности выхода в броневой палубе прорезаны люки особого типа, причем механизм для приведения в действие каждой крышки люков помещается снизу под защитой брони.
Подводная часть корпуса снабжена наиболее эффективной системой защиты, разработанной на основе многочисленных испытаний.
При постройке корпуса линкоров Нельсон и Родней производились специальные исследования прочности обшивки и шпангоутов двойного дна, с целью уменьшения веса их до минимума. Не менее тщательно были обследованы напряжения, возникающие при постановке корабля в док, ввиду больших сосредоточенных нагрузок, которыми являются главное вооружение и броня.
Система набора главных палуб продольная, с расположенными через большие промежутки рамными бимсами в комбинации с рамными шпангоутами, что дает возможность обеспечить устойчивость палубы при восприятии продольных нагрузок и при уменьшенной толщине палубного настила. Благодаря этому получена большая экономия веса.
Корабли приспособлены для постановки в док на три ряда кильблоков, причем доковые кили проходят от передней переборки носового машинного отделения.
Устройство броневой палубы требовало установки крупных механизмов и котлов до спуска корабля. Вследствие этого нагрузка на стапель от корабля, несущего бортовую и палубную броню при наличии машинных установок, значительно превысила нагрузку, получающуюся в обычных условиях. Поэтому было решено произвести спуск линкоров на четырех полозьях вместо обычных двух. Описание спускового устройства и полученные при спуске значения нагрузки и напряжений приведены в докладе автора в институте корабельных инженеров в 1926 году (Trans.Inst.Naw.Arch. 1926 p.13. Опубликован в сборнике "Спуск кораблей большого тоннажа" издания ОНТБ).
Энергетическая установка
+ Главные механизмыМашинная установка линкоров Нельсон и Родней общей мощностью 45 000 лс состоит из двух агрегатов турбин Браун-Кертисс (Brown-Curtis), работающих на два гребных вала через одинарные редукторные передачи. Эта установка размещена в четырех машинных отделениях по два рядом, разделенных продольной переборкой в диаметральной плоскости. В каждом носовом машинном отделении находится турбины высокого давления переднего хода и турбины низкого давления переднего и заднего хода, а также холодильник, главные циркуляционные насосы и главные парораспределительные клапаны; в кормовых отделениях помещаются редукторные передачи и упорные подшипники. Таким образом, каждый машинный агрегат, работающий на один вал, совершенно изолирован от агрегатов другого вала. Турбины высокого давления снабжены маневренными ступенями, применяемыми при малых мощностях. В бортовых кормовых отделениях установлены вспомогательные механизмы, испарительная и опреснительная установки, вспомогательный холодильник и другое оборудование.
Пар подается восемью водотрубными котлами с пароперегревателями и форсированным дутьем, расположенными по два в четырех котельных отделениях, причем топки котлов обращены к диаметральной плоскости. Шесть котлов обеспечивают механизмам пар для развития каждый по 5800 лс, а два котла по 5100 лс. Котельные отделения, подобно машинным, расположены по два рядом и разделены продольной переборкой в диаметральной плоскости, причем могут быть объединены как самостоятельные установки каждого борта. Рабочее давление пара в котлах 17,6 атм. Пар подводится к турбинам под давлением 14,1 атм при температуре перегрева 66°C.
Каждый корабль имеет шесть электрогенераторов общей мощностью 1800 кВт и напряжением 220 в. Два дизель-генератора установлены с каждого борта в районе котельных отделений и четыре турбогенератора в отдельных помещениях в нос от машинных отделений. Благодаря такой системе в случае любого местного повреждения выводится из строя лишь минимальная часть системы электропитания, дающей ток в кольцевые магистрали.
Рефрижераторная углекислотная установка с электроприводом состоит из семи компрессоров, производительностью по 15 120 кал/час. Два компрессора обслуживают рефрижераторные камеры, а также служат для приготовления льда. Остальные пять предназначены для охлаждения зарядных погребов.
Имеется три гидравлических установки для привода механизмов наводки и заряжания ГК, каждая производительностью 4,2 куб.м. в минуту при давлении 88 атм с приводом от паровых машин "Компаунд", помещающихся в отдельных водонепроницаемых отсеках, защищенных броней.
Палубные вспомогательные механизмы, системы и устройства
+ Якорное устройствоНа корабле имеется три бесштоковых становых якоря типа Бейера, весом каждый 17,5 тонн, с якорными цепями длиной 915 метров. Предусмотрены два шпиля для подъема станового и запасного якорей. Первый, с шпилевым барабаном в диаметральной плоскости, приводится от электрогидравлической установки с регулировкой числа оборотов, причем эта установка состоит из трех отдельных силовых агрегатов, которые могут быть использованы независимо или в комбинации. Преимущество этого устройства заключается в устранении длинных трубопроводов свежего и отработанного пара, которые потребовались бы при обычном паровом приводе. Тем самым предотвращается нагрев помещений, через которые прокладываются эти трубопроводы. Имеется специальный счетчик, показывающий в каждой данный момент длину вытравленной якорной цепи.
Кормовой шпиль обслуживается электрогидравлическим приводом типа Хилл-Шоу.
Для подъема параванов, погрузки торпед, боезапаса и предметов снабжения, а также для других надобностей предусмотрены палубные лебедки. Шесть таких лебедок работают от электрогидравлического привода Хилл-Шоу, а четыре имеют непосредственный электропривод. Шлюпочные лебедки приводятся электрогидравлическими приводами с регулируемыми моторами.
Руль линкора балансирный. Рулевой привод гидравлический, состоящий из четырех цилиндров с плунжерами простого действия, расположенными попарно с каждой стороны крейцкопфа на голове баллера руля. Плунжеры приводятся в действие маслом под давлением, которое подается тремя насосами переменной производительности, работающими от электромоторов. Каждый насос со своим электромотором помещен в особое водонепроницаемое отделение. Обычно работают два насоса одновременно, а третий, являющийся резервным, может быть быстро пущен в ход, в случае повреждения одного из этих насосов или их обоих, чем обеспечивается непрерывность подвода энергии к рулевому приводу. На случай полного перерыва подачи электроэнергии, в кормовом машинном отделении установлен запасной насос переменной производительности, работающий от паровой машины. Для быстрого переключения, в случае повреждения главных рулевых силовых установок, предусмотрены специальные соединительные маслопроводы.
При работе двух главных насосов рулевая передача может на полном ходу корабля перекладывать рули из положения "лево на борт" в положение "право на борт" и наоборот в течение 30 секунд. Привод такого типа был первым, сконструированным на английских военных кораблях, и оказался вполне удачным.
Общую вентиляцию корабля обслуживают примерно двести электровентиляторов различных размеров. Кроме того, имеются специальные воздухоохладители с рассольным охлаждением для погребов боезапасов. Распределение вентиляции произведено весьма тщательно и дало хорошие результаты.
Вентиляция машинных отделений производится посредством четырех 760 мм вытяжных и четырех 635 мм нагнетательных вентиляторов, установка которых сопровождалась некоторыми затруднениями вследствие расположения машинных отделений под мостиком.
Эти устройства многочисленны и предназначены для быстрого приведения в действие в случае повреждения корпуса, а также для выравнивания крена и дифферента.
Для обслуживания непроницаемых отсеков, за исключением отделений главных механизмов, имеется одиннадцать электрических центробежных насосов, каждый производительностью 350 тонн в час (насосы с автоматической заливкой специального типа, работающие под водой).
Для откачивания воды из соответствующих машинных отделений и из прилегающих к ним бортовых отсеков приспособлены главные и вспомогательные циркуляционные насосы. Кроме того, в заднем кормовом отсеке установлен турбонасос с приводом от паровой турбины.
Для подачи забортной воды и для откачивания трюмной воды установлено девять 50-тонных электрических насосов в отсеках, расположенных с бортов у машинных отделений, тогда как теже функции в машинных отделениях выполняют общекорабельные пожарные и трюмные паровые насосы.
Значительная площадь отведена для помещений офицеров и команды. Междупалубное пространство обладает достаточно большой высотой. Все жилые помещения пользуются естественным освещением и хорошей вентиляцией. В помещениях команды паровое отопление, соединенное с вентиляционной системой. Помещения офицеров обогреваются электрическими грелками.
На корабле имеются: читальный зал, комната отдыха, уборные, бани, сушилки, помещения для хранения верхней одежды и т.п.
Камбузы находятся в главной надстройке на верхней палубе. Все плиты отапливаются нефтью; хлебопекарные печи электрические. Около камбузов и хлебопекарни помещается главная провизионная кладовая, склады овощей, картофеля и другие подобные кладовые, а также помещение для остывания печеного хлеба и т.п.
Ходовые испытания
+ Ходовые испытанияПосле обычных ходовых испытаний главных механизмов и пробного плавания были проведены две серии испытаний: при стандартном водоизмещении корабля и при наибольшей осадке. Затем были проведены испытания на мерной миле в West Lode Cornwall при мощностях, соответствующих указанным выше испытаниям. Во время испытаний при стандартном водоизмещении производились непрерывные записи расхода топлива и воды.
Скорость линкора Нельсон при полной мощности и стандартном водоизмещении составляла 23,55 узла при 46 000 лс. При этом расход топлива равнялся 0,357 кг/лс, а при наибольшей осадке скорость достигла 23,05 узла при 45 800 лс.
Максимальная скорость линкора Родней в тех же условиях составляла 23,8 узла.
Кроме скоростных испытаний, были проведены обычные испытания для определения радиуса циркуляции и инерции корабля, а также реверса и заднего хода. Диаметр циркуляции на полном ходу составлял 613 метров, то есть меньше трех длин корабля.