- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Артиллерийское вооружение Германских эскадренных миноносцев
Главная артиллерия
Эскадренные миноносцы проектов "Z/34" и "Z/34.A" имели одинаковое вооружение и обеспечивающее его оборудование. Не было различий и в боевых средствах противовоздушной и противолодочной обороны, хотя главной задачей эсминцев был надводный бой с использованием артиллерии и торпед. Германское командование желало противопоставить количественному превосходству британских и французских миноносных сил индивидуальное превосходство своих кораблей этого класса. В то время все британские эсминцы, без исключения, вооружались 120-мм. орудиями, а французские - 130-мм., хотя их лидеры и несли 138-мм. артустановки.
В конце Первой мировой войны немцы начали устанавливать на своих эсминцах орудия калибром 150 мм. Из предполагавшихся кораблей достроены были только "S.113" и "V.116", не считавшиеся удачными кораблями, так как большие весовые нагрузки выше ватерлинии (тяжелое вооружение) ухудшили их мореходность и остойчивость. Вполне возможно, что именно по этой причине немцы не остановили свой выбор на подобных орудиях для первых послевоенных эсминцев. Но и имевшиеся 105-мм. орудия миноносцев считались слишком слабыми. Командование решило остановиться на калибре 127 мм. и установить на новых кораблях по пять таких орудий. Это позволило бы превысить существующие стандартные британские эсминцы и по калибру, и по числу орудий, а французские - по числу орудий.
Новое 127-мм. орудие было спроектировано в 1930 году, а выпуск их был налажен на оружейных заводах "Rheinmetall-Borsig" в Дюсельдорфе. Уже в 1932 году стало возможным шесть таких орудий установить вместо 105-мм. орудий на борту миноносцев "Leopard" и "Luchs" для проведения морских испытаний. Результаты были довольно удачные, поэтому в 1934 году орудие приняли на вооружение и запустили в серийный выпуск для установки их на эсминцах проекта "Z/34".
Орудие получило обозначение "12,7-ст SKC/34" и фактически имело калибр 128 мм. при длине ствола 45 калибров. Конструктивно орудие выполнялось однослойным со свободной внутренней трубой (лейнер). Гидравлический откатник и два пружинных накатника. За
твор вертикальный скользящий, ручного действия. Заряжание раздельное. Сначала вручную подавался снаряд весом 28 кг. и досылался ручным прибойником. Затем также вручную подавалась гильза весом 16 кг. с зарядом кордита. Фугасные снаряды имели головной взрыватель постоянный (типа "С/27") или временной (типа "S/60"). Орудие обеспечивало дальность стрельбы 17.400 метров (110 каб.).
Устанавливалось орудие на поворотном штыревом (centre pivot) лафете"LС/34". Общий вес орудийной установки "С/34" составлял 10,22 тонны. Орудийная прислуга состояла из десяти человек. Установка прикрывалась коробчатым щитом из 8-мм. брони "Wsh", открытым сзади и обеспечивающим защиту больше и непогоды, чем от осколков. В лобовой части щита имелось два больших выреза для прицелов вертикальной и горизонтальной наводки. Для вращение установки в горизонтальной плоскости и вертикальной наводки ствола имелись силовые приводы, но заряжание и досылание снаряда производилось вручную, так же как и поднос снарядов к орудию с перегрузочного поста.
Теоретическая скорострельность была около 18-20 выстрелов в минуту, но практически даже хорошо тренированная прислуга могла достигнуть только 15-18 выстрелов в идеальных условиях. С такой скорострельностью 120-снарядного запаса могло хватить только на 7 минут боя, а при скорострельности 10 выстрелов в минуту - на 12 минут. (Для сравнения можно привести тот факт, что по оценкам британского Адмиралтейства двух сотен снарядов 4,7-дюймового орудия могло хватить на 35 минут боя, что, по мнению британских адмиралов, было недостаточно, поэтому на последующих британских эсминцах запас снарядов увеличили до двухсот пятидесяти на каждое орудие.) В боевых условиях скорострельность падала еще больше, особенно в Арктике. Скверная погода, лед, тяжелые волны и плохая видимость часто мешали артиллеристам. Тем не менее, во многих случаях немецкие эсминцы в быстрых, скоротечных схватках выпускали свыше двух третей боезапаса.
127-мм. орудие использовалось в основном по надводным целям, так как предельный угол возвышения составлял только 30 градусов. Однако немцы не исключали возможности использования их по воздушным целям для
создания дальней завесы, при этом использовались специальные взрыватели.
На эсминцах проектов "2734" и "Z/34.A" имелось четыре главных погреба - по два в носу и корме. Носовые орудия получали боезапас из погребов N-1 и N-2. Снарядные подъемники с электроприводом подавали боевой запас на перегрузочные посты, находящиеся под шельтердеком (орудие N-1) и на палубе шельтердека (орудие N-2). В погребе N-3 хранился боезапас для орудий N-3 и N-4. Подъемник этих орудий проходил через камбуз и буфет на орудийную палубу. Кормовой погреб N-4 обслуживал орудие N-5. Его перегрузочный пост находился в коридоре кормового шельтердека.
В каждом подъемнике имелось по одному главному и одному вспомогательному подъемнику (в погребе N-3 - по два). Погреба не имели естественной вентиляции (только принудительная), снаряды и заряды хранились на специальных стелажах, которые образовывались разборными щитками и вертикальными стальными гирдерсами. По боевому расписанию, в качестве защитной мере, по боевой тревоге все вентиляторы выключались, задвижки и клапаны закрывались. Однако палубный офицер (officer of quarters) во время длительного боя, если возникала необходимость, мог направить аварийную партию для включения вентиляционной системы.
Калибр 128 мм.
Длина ствола 5,76 м. (45 кал.)
Длина лейнера 5,43 м.(42,5 кал.)
Вес ствола с затвором 3645 кг.
Нарезки кубич. парабола 35/30 кал.
Количество нарезов 40
Длина нарезки 4536 мм.
Живучеств ствола 1650 выстрелов
Сила отдачи (а=0 град.) 38,0 т.
Вес фугасного снаряда 28,0 кг.
Вес ВВ (Fp.02) в снаряде 8,5 кг.
Вес гилвзы с зарядом 16,0 кг.
Взрывчатка заряда RPC/32
Длина снаряда 564,7 мм.
Длина гилвзы 732 мм.
Началвная скорость снаряда 830 м/сек.
Вес установки 10.220 кг.
вес люльки 1320 кг.
вес базы 1290 кг.
вес фундамента 2605 кг.
вес прицела 530 кг.
вес электропривода 260 кг.
вес щита (броня "Wsh") 1870 кг.
Наведение эл. привод или ручное
Углы возвышения +30 / -10 град.
Углы гориз. вращения 720 град.
Один оборот штурвала перемещал орудие: вертикальная наводка ... 2,95 град, горизонтальная наводка ..3,08 град.
Скорострельность до 12 выстр./мин.
Дальность стрельбы 17,5 км.
Броня щита (лоб,верх, бока ) 8 мм.
После постройки двадцати двух эсминцев с 127-мм. артиллерией было принято решение на последующих эсминцах увеличить калибр орудий до 150 мм. В результате различных перипитий немцы пришли к необходимости строить новые корабли по проекту "Z/36.A", на которых и были установлены новые орудия крейсерского калибра.
Новое орудие получило обозначение "15-cm.ТВК.С/36" и было разработано тем же оружейным концерном "Rheinmetall-Borsig" в Дюсельдорфе. Выпуск его был налажен на заводах концерна в конце 30-х годов.
Как и предыдущее орудие, новое конструктивно выполнялось однослойным со свободной внутренней трубой (лейнер). Затвор клиновой, ручного действия. Как и на 127-мм. орудии заряжание и досылание оставалось ручным, что при весе снаряда 45 кг. было довольно трудоемким делом. Точно так же и заряд кордита хранился в латунной гильзе. Один конец гильзы был куполообразный и покрыт латунной фольгой, что предохраняло его от повреждения при досылании. Одноорудийная установка весила 16,1 тонны, что в пересчете для четырех орудий (например, эсминец "Z.23") давало 13 тонн дополнительного верхнего веса из-за увеличения калибра и плюс еще 7 тонн дополнительно боезапаса, который, правда, размещался внизу. Весовая обстановка с орудийной башней была еще более удручающая, об этом будет сказано ниже.
Фугасные снаряды имели головной временной взрыватель типа "S/30". Полубронебойные снаряды оснащались только постоянным взрывателем типа "С/27". Орудие обеспечивало дальность стрельбы 21.950 метров (118 каб.).
Первые образцы орудий были установлены для испытаний на эскадренном миноносце "Bruno Heinemann" незадолго до начала войны. Предполагалось разместить по пять таких орудий на каждом корабле, из которых два в носовой орудийной башне облегченного типа, однако из-за неготовности башен новые эсминцы первоначально получали только по четыре орудия - все в коробчатых щитах на установках (centre-pivot) типа "LC/36". Учитывая, что башни все-таки будут установлены носовое орудие монтировали перед мостиком на невысоком банкете (bandstand), на котором позже устанавливали и орудийные башни.
150-мм. орудие значительно увеличило наступательную мощь эскадренных миноносцев, дальность стрельбы по сравнению с 127- мм. орудиями возросла на 30%. Углы возвышения орудий, равнявшиеся +30 -10 градусов, позволяли использовать орудие в качестве противовоздушного средства только для создания дальней завесы. К сожалению для немцев, тяжелый снаряд и отсутствие механического заряжания снижали скорострельность. Даже в идеальных условиях требовались сверхчеловеческие усилия части прислуги. В условиях же Арктики и в открытом море скорость стрельбы снижалась еще больше и зависела от быстроты подачи боезапаса и выносливости заряжающих и подающих.
Каждое орудие обслуживалось одним главным и одним вспомогательным подъемником. Главные подъемники цепного типа могли обеспечивать 7-8 раздельных выстрелов в минуту. Каждая люлька подъемника вмещала один снаряд или один заряд, которые первоначально ставили на попа на специальном помосте, а затем впихивали в подъемник в вертикальном положении. Подъемники подавали боезапас в перегрузочные посты, находящиеся рядом с орудиями, откуда снаряды и заряды вручную подавались через специальные порты на полукруглые лотки, охватывавшие орудие полукругом на 90 градусов на оба борта. Нижний портик предназначался для снарядов, верхний для зарядов. Оба имели снаружи подпружиненные заслонки.
Вращающаяся структура орудийной башни опиралась на второй палубе над погребом. Боезапас внутрь башни подавался двумя подъемниками черпакового типа.
Как в перегрузочных помещениях для одиноствольных установок, так и в орудийных башнях постоянно находились по десять готовых выстрелов для каждого орудия. Заряды содержались в индивидуальных легких футлярах из алюминиевого сплава и размещались в открытых ящиках из стальных щитов.
Несмотря на то, что 150-мм. орудия испытывались еще до войны в корабельных условиях, их установка на эсминцах принесла массу хлопот, от которых частично так и не удалось избавиться. Наибольшие неприятности доставила установка носовой двухорудийной башни. Считалось, что эта мера позволит сэкономить вес по сравнению с двумя одноствольными орудиями, стоящими возвышенно одно над другим, но на деле все вышло совсем по другому. Эта башня, спроектированная как "облегченная" "С/38", весила 60,4 тонны, что почти в два раза больше, чем две одноствольных установки. Такое "облегчение" еще более ухудшило мореходность.
В целом новая башня представляла собой облегченный вариант двухорудийной 150-мм. башни, которая ранее устанавливалась на крупных немецких кораблях. Башни "LC/34", установленные на линкорах типа "Scharnhorst" весили по 120 тонн, а башни линкора "Bismarck" весили 108 - 116,25 тонн (в зависимости от высоты барбета и типа дальномера). Снижение веса башни для эсминцев было достигнуто в основном за счет уменьшения бронирования - на крупных кораблях эти башни имели лобовые плиты толщиной 100-140 мм. и боковые плиты 60 мм.
Башня "LC/38" оказалась достаточно вместительной и в то же время массивной палубной установкой с электроприводным горизонтальным наведением и гидравлическим вертикальным наведением. Дистанционное силовое управление установки (RPC) установлено не было. Орудия размещались в единой люльке (обеспечивалась только совместная вертикальная наводка), имели горизонтальные скользящие затворы и ручное досылание, однако подающих лотков перед затвором не было. Выстрел производился электромагнитным способом. Вертикальная и горизонтальная наводка осуществлялась по указателям, как и в британском флоте. Наводчики имели отдельные позиции для стрельбы по четвертям, которые имели свои указатели дистанции и отклонения (упреждения). Механизма с показанием установки взрывателей не было.
Под башней находилось перегрузочное отделение, в которое боезапас поступал с кормовой стороны, а затем вручную переносился во второй подъемник, расположенный уже в барбете башни.
Несмотря на всю критику, идея двух-орудийной закрытой башни была вполне прогрессивной и оправданной. Другое дело, что она предназначалась для кораблей, которые не были для нее приспособлены. К достоинствам
башенного вооружения следует отнести хорошую защищенность личного состава башни от непогоды, что особенно важно на таких сравнительно небольших кораблях, как эсминцы, тем более, что большая часть этих эсминцев служила в Арктике. По сравнению с одноорудийными установками башенные орудия имели больший угол возвышения (65 градусов) и потому больше подходили для стрельбы по воздушным целям. Однако этому сильно мешали отсутствие хорошего оборудования управления зенитным огнем и низкая скорострельность.
Проблемы с 150-мм. орудиями были настолько значительными, что построив 15 таких эсминцев немцы вновь вернулись к 127-мм. орудиям "SKC/34" в одноорудийных установках на эсминцах проекта "Z/36.B".
Были спроектированы также и эсминцы с истинным универсальным вооружением - орудиями "12,8-cm.SKC/41" в спаренных установках "Drh.LC/41", но ни одно из этих орудий на эсминцах установлено не было.
Калибр 149,1 мм.
Длина ствола 7,165 м.(48 кал.)
Длина лейнера 6,815 м.(45,7 кал.)
Вес ствола с затвором 856 4 кг.
Тип нарезки: кубич. парабола 45/30 кал.
Количество нарезов 44
Длина нарезки 5587 мм.
Давление газов 3000 ат.
Живучесть ствола 1100 выстрелов
Сила отдачи (а=0 град.) 58,0 т.
Вес снаряда 45,3 кг.
Вес ВВ (Fp.02):
в полубронебойном снаряде.. 3,89 кг.
в фугасном снаряде 6,0 кг.
Вес гильзы с зарядом:
полубронебойный снаряд 24,0 кг.
фугасный снаряд 23,5 кг.
Взрывчатка заряда RPC/32
Длина:
полубронебойный снаряд 678,9 мм.
фугасного снаряда 700,0 мм.
Длина гильзы 865,0 мм.
Начальная скорость 835 м/сек.
Вес установки 16.100 кг.
вес люльки 1730 кг.
вес базы 2400 кг.
вес фундамента 3885 кг.
вес прицела 650 кг.
вес электропривода 450 кг.
вес щита (броня "Wsh") 3185 кг.
Наведение эл.привод или ручное
Углы гориз. вращения 720 град.
Углы возвышения +30 / -10 град.
Один оборот штурвала перемещал орудие:
вертикальная наводка 1'52'
горизонтальная наводка 3 град.
Скорострельность до 12 выстр./мин.
Дальность стрельбы 21,95 км.
Лобовая броня щита 10 мм.
Броня крыши и боковая броня 6 мм.
Xарактеристики башенной установки "LC/38"
Вес установки 60.400 кг.
вес люльки 4 .300 кг.
вес фундамента 22.250 кг.
вес прицела 650 кг.
вес электропривода 2.400 кг.
вес брони 13. 750 кг.
Углы возвышения +65 / -10 град.
Углы гориз. вращения 290 град.
Один оборот штурвала перемещал орудие:
вертикальная наводка 1'30' град,
гориз. наводка при 45' 4'30'; 3'
Дальность стрельбы 21,95 км.
Лобовая броня башни 30 мм.
Броня крыши и боковая броня 20 мм.
Броня задней стенки башни 15 мм.
Зенитное вооружение
+ Зенитное вооружениеКак и все германские корабли того периода и в отличие от большинства иностранных проектов германские эсминцы получили довольно сильное зенитное вооружение: две спаренных 37-мм. зенитных установки с хорошими углами обстрела, установленные позади второй дымовой трубы в спонсонных площадках над верхней палубой. Их дополняли 20-мм. зенитные автоматы.
37-мм. автоматы "SKC/30" эсминцев монтировались на лафетных поворотных установках "LC/30". Полный вес каждой установки равнялся 3670 кг. Эту артиллерийскую систему разработала и выпускала оружейная фирма "Rheinmetall-Borsig" в Дюсельдорфе. Это полуавтоматическое орудие имело ствол типа моноблок с вертикальным скользящим затвором. Отдача ствола гасилась гидравлическим откатником, а пружинные накатники возвращали ствол в положение выстрела. Применялись унитарные патроны (фугасные или трассирующие) в обоймах по восемь снарядов. Фугасные снаряды снабжались головными постоянными взрывателями типа "С/30" и "С/34". Трассирующие снаряды имели взрыватели типа "St.С/34". Полный вес выстрела равнялся 2,1 кг. Скорострельность установки достигала 160 выстрелов в минуту, но фактически реальная скорость стрельбы была в два раза меньше.
Автоматы "3,7-cm.SКС/30" монтировались на поворотных установках "LC/30", которая обеспечивала снижение ствола ниже горизонтали -9 градусов, возвышение ствола +85 градусов, при этом досягаемость снаряда по высоте составляла 6800 метров. Боевой запас для двух установок составляли 8000 патронов, хранился он в погребах N-7 и N-8.
Важным для того времени новшеством была гиростабилизация орудия и люльки, обеспечивавшая лучшие условия стрельбы независимо от килевой и бортовой качки. Однако, как всякое новшество, эта система была несовершенна и в бою доставляла много хлопот. Обнаружилось это уже вскоре после начала войны; когда в сентябре 1939 года "Paul Jacobi" и "Bruno Heinemann" были атакованы у Гельголанда британской авиацией обнаружилось, что гироскопическая систему довольно слаба и плохо выдерживает качку и резкие повороты установки. Поэтому "Paul Jacobi", выпустив безрезультатно только 28 снарядов, прекратил стрельбу.
Позже на вооружение кораблей немецкого флота стали поступать новые более совершенные зенитные установки этого калибра.
"3,7-cm.SKC/30n
Калибр 37 мм.
Общая длина ствола 3,074 м.(83 кал.)
Длина высверленного канала
ствола 2,960 м.(80 кал.)
Вес ствола с затвором 24 3 кг.
Тип нарезки: кубич. парабола 50/35 кал.
Количество нарезов 16
Длина нарезки 2554 мм.
Давление газов в стволе 3450 ат.
Живучесть ствола 7500 выстрелов
Сила отдачи (а=0 град.) 1000 кг.
Начальная скорость снаряда 1000 м/сек.
Дульная энергия 38 тм
Заряжание обоймы
Снарядов в обойме 8
Вес снаряда 0, 742 кг.
Вес заряда (Fp.02) 0,36 5 кг.
Вес гильзы 0,97 кг.
Общий вес унитарного патрона 2,1 кг.
Длина снаряда 162 мм.
Длина гильзы 381 мм.
Общая длина патрона 516,5 мм.
Метательная взрывчатка RPC/32
Длительность свечения трассера 12 сек.
Вес установки 3.670 кг.
вес качающейся массы 24 3,0 кг.
вес люльки 152,5 кг.
вес прицела 87,0 кг.
вес фундамента 71 кг.
вес пьедестала 2.16 4 кг.
вес электропривода 6 30,0 кг.
Углы возвышения +85 / -10 град.
Углы гориз. вращения 720 град.
Скорострельность 80 выстр./мин.
Дальность стрельбы 8,5 км.
Досягаемость по высоте до 6,8 км.
трассирующим снарядом 4,8 км.
Один оборот штурвала перемещал орудие:
вертикальная наводка 3 град.
горизонтальная наводка 4 град.
Легкое зенитное вооружение по проекту состояло из шести одноствольных 20-мм. автоматов, размещенных неодинаково. На эсминцах проектов "Z/34" и "2734.А" они были размещены парами на кормовой надстройке, у орудия N-2 и побортно от шлюпочных кранов. На эсминцах проектов "Z/36", "Z/36.A" и "Z/36.B" - на платформе 37-мм. орудий. Нет достоверных сведений о том, что все эсминцы получили штатный состав 20-мм. автоматов. Так, например, на фотографиях эсминцев зачастую отсутствует пара автоматов у шлюпочных кранов. Однако следует учитывать, что сами орудия и затворы можно было без труда снять с лафетной тумбы, и поэтому их могло быть и не видно.
20-мм./65-калиберное орудие "2-cm.С/30" изготовлялось все той же оружейной фирмой "Rheinmetall-Borsig" в Дюсельдорфе. Оно было разработано на основе более раннего проекта Soloturn "ST-5". На эсминцах 20-мм. автоматы устанавливались на лафетных тумбах конической формы с телескопической центральной колонной, которая выдвигалась и опускалась при вращении маховика для изменения высоты расположения автомата в зависимости от высоты полета цели. В отличие от автоматов "Oeriicon", которые использовались союзниками, имевших свободную подвеску, горизонтальная и вертикальная наводка немецких автоматов осуществлялась вращением штурвальчиков. С правой стороны от орудия размещалась сетка для улавливания стреляных гильз.
Немецкое 20-мм. орудие, полностью автоматическое, по своим характеристикам превосходило большинство подобных артиллерийских систем союзников. Французские и британские 0,5-дюймовые (12,5-мм. и 13-мм.) пулеметы были слишком слабы для эффективной обороны от авиации. Не превосходил немцев и американский 28-мм. автомат. Британская артсистема "Pom-Pom" с двухфунтовыми пушками являлась хорошим орудием завесы, но не отличалось точностью и дальностью стрельбы, только голландцы со своими гиро-стабилизированными 40-мм. автоматами "Haasemeer" опережали в этом отношении немцев.
Основным недостатком немецких 20-мм. автоматов была их низкая скорострельность, которая принципиально могла достигать 280 выстрелов в минуту, но на практике не превышала 120. Неудачной была и конструкция затворного механизма, который довольно часто заклинивал. Другим фактором, замедляющим стрельбу была несовершенная обойменная система заряжания; обоймы вмещали по 20 патронов и поэтому требовалась их частая перезарядка во время боя. К счастью для немцев, атаки английской авиации в начале войны не были особенно успешными, когда же их эффективность возросла к немцам на вооружение поступила более совершенная артиллерийская система с автоматами "2-ст.С/38".
Калибр 20 мм.
Общая длина ствола 1,300 м.(65 кал.)
Длина высверленного канала ствола 1,300 м.(65 кал.)
Вес ствола с затвором 6 4 кг. .
Длина нарезки 720 мм.
Давление газов в стволе 2800 ат.
Живучесть ствола 22.000 выстрелов
Сила отдачи (а=0 град.) 250 кг.
Начальная скорость снаряда 835 м/сек.
Заряжание магазин на 20 патронов
Вес снаряда 0,1340 кг.
Вес заряда (Fp.02) 0,0395 кг.
Общий вес унитарного патрона 0,32 кг.
Длина снаряда 78,5 мм.
Общая длина патрона 203,0 мм.
Вес установки 420 кг.
Вес установки (без прицела) 282 кг.
вес качающейся массы 4 3,0 кг.
Углы возвышения +85 / -11 град.
Скорострельность 120 выстр./мин.
Дальность стрельбы 4,9 км.
Досягаемость по высоте до 3,7 км.
Системы управления артиллерийским огнем
+ Системы управления артиллерийским огнемСистема управления артиллерийским огнем 127-мм. орудий включала центральный пост, расположенный под палубой и два артиллерийских поста на носовой и средней надстройках. Каждый пост имел 4-метровый оптический стерео-дальномер и специальное решающее устройство (Artillerierechenstelle) - аналог британской системы TS (Transmitting station), включающее в себя вычислительный прибор типа "C.34/Z". Для стрельбы по надводным целям циферблатами-корректорами вводились необходимые данные скорость и курс своего корабля и цели, сила и направление ветра и т.д. Другие циферблаты выдавали поправки на погружение корабля на качке, конвергенцию, дрейф и т.д. Имелась отдельная панель для нанесения дистанции и пеленга, причем график дистанции строился по данным обоих дальномеров, а кривая пеленга - по данным артиллерийского директора. Аналогично определялась скорость сближения (ВИР - величина изменения расстояния). Все эти данные учитывались в решающем устройстве, а непосредственно на орудия выдавались данные прицела и целика. Система позволяла управлять огнем непосредственно с артиллерийских постов, минуя центральный пост, на который тем не менее поступали все данные.
Специальной системы управления зенитным огнем для 127-мм. орудий на кораблях не было. Моряки ограничились так называемым "барабаном", в котором по данным дистанции, полученным от дальномера, производилась установка взрывателя для любой дистанции или угла прицеливания. С таким управлением главная артиллерия эсминцев могла вести только заградительный огонь по самолетам.
Легкое зенитное вооружение обслуживалось 1,25-метровым дальномером для 37-мм. автоматов и переносными портативными 0,7-метровыми дальномерами для 20-мм. автоматов. Дело несколько улучшилось с получением для малокалиберных зениток специальных прицелов "Flakvisier.33".