Линейные корабли.

Еще до 1939 года было известно, что в программу военного кораблестроения на 1937 и 1939 годы Япония включила постройку двух линкоров. Таким образом Япония должна была построить четыре однотипных линкора типа "Yamato".

Их постройка была решена еще в октябре 1934 года, то есть сразу же после того, как Япония освободилась от Вашингтонского соглашения. Новые линкоры должны были иметь на вооружении 457-мм. орудия. За этот период, то есть с 1934 по 1936 годы было рассмотрено двадцать проектов кораблей данного типа. В конце концов был утвержден проект "A-140.F-4", который, впрочем, тоже был несколько изменен перед окончанием постройки головного "Yamato". Интересно отметить, что первый проект линкора предполагал постройку корабля больших размеров (длина 294 м., ширина 41,2 м.) и более быстроходного (31 узел = 200 000 л.с.), чем построенный "Yamato".

Четыре таких корабля были заложены в период с марта 1937 года по ноябрь 1940-го. "Yamato" строился в одном из сухих доков в Куре. Постройка второго корабля "Musashi" началась в июле 1937 года в Нагасаки на верфях фирмы "Mitsubishi". "Shinano",  переделанный во время постройки в авианосец, строился тоже в сухом доке (как и "Yamato") в Иокосука. Четвертый корабль был заложен в Куре 7 ноября 1940 года, но вскоре постройка его была приостановлена.

16 декабря 1941 года, через несколько дней после внезапного нападения на Пирл-Харбор, вступил в строй "Yamato", а в августе 1942-го - "Musashi".

Это были самые крупные из всех существующих до сих пор кораблей. Будучи не в силах построить такое же количество кораблей, какое строили США, Япония хотела компенсировать этот недостаток постройкой отдельных кораблей, более крупных размеров и более мощных, чем существующие корабли США.

Водоизмещение стандартное 62.315 т.
на испытаниях 69.100 т.
при полной нагрузке 72.809 т.
Длина наибольшая 263,0 м.
между перпендикулярами (Ш) 244,0 м.
Ширина 38,9 м.
Осадка при средней загрузке 10,86 м.

Необходимо отметить, что Второй отдел американского флота еще в 1944 году считал, что эти корабли имеют стандартное (допустимое договором 1938 года водоизмещение 45.000 тонн) и 406-мм. орудия.

Бросается в глаза большая разница в ширине этих кораблей при сравнении с шириной современных американских (32.9 м.). английских (31,4 м.) и французских (ширина "Richelieu" 33,1 м.) линкоров. Японские инженеры конструировали корабль с таким расчетом, чтобы он был короче и имел меньшую скорость хода, но зато все жизненные части корабля были сконцентрированы в одном месте и имели прочную броневую защиту. В опытовом бассейне были опробованы 48 различных форм корпуса корабля, в том числе одна из них с носовым рулем. В конечном счете остановились на корпусе с ярко выраженным подьемом форштевня и двумя рулями, установленными в корме по схеме "тандем" и работающими независимо один от другого, причем перо заднего руля имело площадь вдвое большую по сравнению с другим рулем (возможно, что "Bismarck" удалось бы прийти в Брест, если бы он имел подобное расположение рулей).

Были тщательно изучены различные варианты расположения боковых килей и другие нововведения. В результате проведенных испытаний был получен выигрыш в мощности около 16.000 лс. Япония, применяющая метод сварки с 1932 года, когда строился минный заградитель "Yaeyama", широко использовала этот метод при сборке многочисленных частей верхней надстройки "Yamato" (463.784 м.сварных швов, использовано 7.507.536 электродов только на одном "Yamato"). Самый крупный из сварных блоков, входящих в корабль, был 11м высоты и весил 80 тонн.

Эти линкоры обладали достаточной маневренностью. При скорости хода 26 узлов диаметр циркуляции достигал 640 м. при крене всего 9 градусов и при положении руля 35 градусов. Период бортовой качки равнялся 17,5 сек.

Вначале предполагалось на двух кораблях поставить передаточные валы с турбинами, а на двух других - легкие двухтактные дизели, подобные установленным на заправщике "Taigei", но эти двигатели как оказалось приносили сплошные огорчения и в ноябре 1936 года было решено ставить на всех только турбины. Рассчитывалось, что линкоры будут иметь скорость хода 30 узлов, но испытания показали, что скорость не превышает 27 узлов. Эта цифра в 1936 году японцам казалась вполне достаточной, так как американские линкоры типа "North Carolina" имели скорость всего 24-25 узлов.

12 паровых котлов размещались в 4 отсеках и являлись обычным в Японии стандартным типом (25 кг/ кв.см.), температура нагрева достигала 325 градусов.

Мощность должна была достигать 150.000 лс при скорости 27 узлов. Испытания показали, что мощность механизмов достигала 153.553 лс со скоростью при этом 27,46 узлов. Крейсерская скорость равнялась 16 узлам (25.000 лс).

Дальность плавания при такой скорости 7200 миль (при запасе топлива 6300 тонн).

Первоначальное вооружение кораблей составляли девять орудий калибром 457 мм.(в трех башнях}, восемь орудий калибра 203 мм.(в двух башнях); двенадцать зенитных орудий калибром 127 мм.(в шести установках) и легкие 47-мм.зенитные установки.

Через некоторое время были сняты две бортовые башни калибром 203 мм. Оставлены были только две башни, установленные вдоль диаметрали - одна в носу, другая в корме, усиленные зенитными установками. Потом все же эти две башни были заменены двумя тре-хорудийными башнями с универсальными орудиями калибром 152 мм. (угол прицела можно было доводить до 70 градусов, как и у крейсера "Mogami", после его переоборудования из легкого крейсера в тяжелый. Зенитную артиллерию в конечном счете составили 54 47-мм.установки (6 строенных и 18 сдвоенных) и по крайней мере 30 25-мм.зенитных установок (15 спаренных).

При изготовлении 457-мм. пушек, весивших каждая 162 тонны, возникало много трудностей, хотя Япония имела большой опыт в изготовлении пушек калибра 40б мм., а в 1917 году пытались даже сделать 482.6-мм. пушку. Были разногласия в выборе длины ствола. Одни предлагали длину в 45 калибров, другие - 50 калибров. В конце концов остановились на первом варианте, то есть ствол орудия должен был равняться 45 калибрам. Эта длина ствола делала орудие более эффективным, хотя несколько и сокращалась дальность стрельбы, зато строить его было легче. Затем возникли разногласия относительно количества орудий на корабле и месте их расположения: ставить ли десять орудий - две трехору-дийных и две двухорудийных башни, по две на корме и на носу или установить три трехорудийные башни - две на носу и одну на корме. Остановились на втором варианте. Каждая башня весила 2744 тонны, то есть больше веса самого крупного эсминца! Вес одного снаряда равнялся 1458 кг. Начальная скорость 778 м/сек. Максимальная дальность стрельбы 42 км.

Общий вес брони корабля составлял 23.500 тонн. Все жизненные части корабля были защищены броней толщиной не менее 203 мм. Башни 457 мм. орудий одеты в броню толщиной 560 мм. (лобовая броня). 410 мм. (с боков), 300 мм. (крыша). Боевая рубка - 500 мм. (лобовая и боковая броня), 200 мм. (верхняя броня), 75 мм. (дно). Погреб боезапасов - 410 мм.(с боков), 203 мм.(сверху). Машинное отделение -410 мм. с боков, 203 мм.- сверху. Сервомотор - 203 мм. с поперечныит переборками в 350 мм. Поясная броня - 410 мм.с наклоном плит на 20 градусов. Снарядные ящики, расположенные на палубе, защищались броней 50-60 мм.

БрОнеплиты толщиной 410 мм, предназначенные для поясного бронирования, были размером 5,9x3,6 м. и весили 68,5 тонн. От бомб верхние палубы были защищены 85-мм.броней, главная палуба - 200-мм.броней, считающейся вполне достаточной для защиты от попадания бомб весом 250 кг. Башневидная мачта имела легкую броню, служащую защитой от пуль.

На корабле имелось большое количество водонепроницаемых отсеков - 1147 и только 82 из них находились выше бронированных палуб. Особое значение придавалось защите подводной части корабля.

Корабль имел хорошую остойчивость. Считали, что он выдержит разрушения 20 % носовой и кормовой части, а также верхней надстройки, находящейся выше бронированных палуб.- Были предусмотрены способы восстановления равновесного положения после крена корабля в 18 градусов.

"Yamato" и "Musashi" были потоплены ударами с воздуха (бомбами и торпедами). Первый из них - во время рейда на Окинаву 7 апреля 1945 года. Потребовалось 7 крупных бомб, не считая мелких 227-кг. бомб и 12 торпед, чтобы отправить его на дно. Сильные разрушения причинила 908-кг. бомба, попавшая в одну из трехорудийных башен 152 мм. орудий, которая была недостаточно хорошо защищена (76-мм. лобовая броня и 25-мм. боковая) и разорвавшаяся в погребе боезапасов. "Musashi" погиб во время боя за залив Лейте 26 октября 1944 года, получив во время трех налетов 17 попаданий бомб и 20 торпед (по японской версии), не считая многочисленных взрывов вблизи корабля.

Четыре корабля типа "Yamato" не были единственными линейными кораблями, строительство которых было запланировано Японией после 1934 года. В план 1942 года был включен пятый линейный корабль типа "Yamato" и два линкора еще больших размеров, водоизмещение которых неизвестно, но известно, что они должны были быть вооружены 500-мм. орудиями. В этот план было включено строительство двух "сверх-крейсеров класса "А", которые должны были стать настоящими боевыми крейсерами водоизмещением 33.000 тонн. Все эти корабли остались на бумаге, так как Япония решила сосредоточить все свои усилия на авианосцах.