- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Развитие крейсеров класса "А" Японского Императорского флота. Часть 2 Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
Примечания
Юцуру Хирага (1878-1943) был зачислен на службу в японский военный флот корабельным инженером после окончания в 1901 году Токийского Императорского Университета. В годы Первой мировой войны в звании капитан-лейтенанта (Lieutenant-Commander - Santo kay sa) он возглавил "Отделение технического проектирования" (Basic Design Section - Kihon Keikaku), был назначен ответственным инженером по проекту "Nagato" (см. прим.6). Далее, произведенный в капитана 3-го ранга (Commander - Nitto kay sa), он проектировал корабли "Tosa" и "Amagi", а также последующие тяжелые корабли программы "8+8". Уже капитаном 2-го ранга (Captain - Itto kay sa) он проектировал крейсер "Yubari", а также большие крейсера типов "Furutaka", "Aoba" и "Myoko". В 1924 году он был командирован на учебу за границу (одновременно вел сбор разведывательной информации), а на посту начальника "Отделения технического проектирования" его заменил его бывший помощник капитан 3-го ранга Кикуо Фудзимото. По возвращению в Японию Хирага производится в контрадмиралы (Rear-Admiral - Kay se ho) и назначается начальником кораблестроительной секции НИИ ВМФ (отделение Технического департамента ВМФ - Shipbuilding Section of the Navy Technical Research Institute - Kaigun Gijutsu Kenkyusho) и продолжает работы по проектированию новых типов кораблей.
Это повышение оказалось для морского генерального штаба предлогом устранить Хирага, получившего среди своих коллег прозвище "строптивый Юцуру" ("Fuyuzuru") и заменить его на посту его бывшим помощником Фудзимото. Несгибаемый адмирал и в своей новой должности вошел в конфликт с руководством главного морского штаба, после чего, в 1931 году, в звании вице-адмирала (Vice-Admiral - Kay se) был уволен в отставку и занял место профессора Токийского Императорского университета, а в 1938 году Хирага возглавил университет.
Инцидент с "Tomozuru" ("Tomozuru" incident - Tomozuru Jiken) - официальное название аварии, произошедшей с новейшим миноносцем "Tomozuru" 12 марта 1934 года. Во время маневров в районе Сасебо с крейсером "Tatsuta" и однотипным миноносцем "Chidori", "Tomozuru" был накрыт внезапно налетевшим шквалом. 3-4-метровые волны и сильный ветер (18-20 м/сек.) с SSE создали размахи качки до 40-45 градусов. В 04.12 в 7 милях южнее Дай-Тацусимо (Dai-Tatsushima) в точке <<33,55'N;129,30'Ost>> на 14-узловом ходу "Tomozuru" опрокинулся и остался плавать вверх днищем.
В 14.05 миноносец был обнаружен с "Tatsuta" дрейфующим вверх килем к SW от Хирадзима (Hiradojima). Крейсер взял его на буксир и кормой вперед 13 марта в 7.25 привел в Сасебо. 14 марта в 00.30, после того, как была срезана треногая фок-мачта, корабль перевернули и поставили в док. Во внутренних помещениях корабля обнаружили тела 6 офицеров и 94 рядовых чинов. 13 членов экипажа оказались еще живы и были спасены.
Был организован Комитет по расследованию происшествия, который возглавил адмирал Кичисобуро Намура (Admiral Nomura Kichisaburo). 2 апреля 1934 года подробности инцидента были доложены морскому министру Минео Осу- ми (Navy Minister Admiral Osumi Mineo). Аварию объяснили штормовым волнением и недостатком динамической остойчивости "Tomozuru", угол заката остойчивости которого оказался всего 50 градусов вместо требуемых при его водоизмещении 90 градусов. После этого была организована специальная комиссия по изучению причин недостаточной остойчивости, которую возглавил начальник морского генерального штаба адмирал Кендзи Като (Chief of the Naval General Staff Admiral Kato Kanji). Комиссия работала с 5 апреля по 14 июня 1934 года. Были подробно изучены причины, приведшие к аварии, а также проведены расчеты остойчивости для всех новых кораблей. В результате комиссия выдвинула ряд мер по улучшению качеств новых кораблей.
Как оказалось, сокращение диапазона положительной остойчивости и диаграммы статистической остойчивости на большинстве крейсеров и более мелких кораблях было вызвано уменьшением метацентрической высоты при одновременном относительном повышении положения центра тяжести кораблей. Причинами этого явления назвали неудачное распределение нагрузок, уменьшение веса корпуса и механизмов, утяжеление вооружения и других высокорасположенных грузов. Кроме этого считали, что на уменьшение метацентрической высоты оказало влияние нарастающее несоответствие между проектным и фактическим водоизмещением (на только что построенных кораблях перегруз достигал более 20 %). В связи с этим японцы срочно пересмотрели программы постройки новых кораблей, внесли необходимые коррективы в конструкции недавно спущенных на воду и отозвали на верфи все находящиеся в строю корабли для проведения работ по снижению центра тяжести. Достигалось это устранением высокорасположенных и не имеющих важного значения верхних грузов, сокращением и(или) понижением мест установки вооружения, укладкой балласта и другими мерами. Кроме этого, повышение метацентра обеспечивали установкой наружных бортовых наделок.
Несмотря на все предпринятые меры начальник Отделения технического проектирования (Basic Design Section - Kihon Keikaku) контрадмирал Кикуо Фудзимото, назначенный ответственным за проектирование крейсеров типа "Такао", эскадренных миноносцев типа "Fubuki", а также кораблей "Программы 1931 года" (крейсера типа "Mogami", эсминцы типа "Hatsuhari" и миноносцы типа "Chidori"), обнаруживших большой недобор остойчивости, подвергся резкой критике и был заменен на своем посту капитаном 2-го ранга Кейни Фукуда (Captain Fukuda Keini), который оставался на должности начальника Отделения технического проектирования до 1941 года.
В 11.10 дня 13 мая 1904 года в походе к Порт-Артуру броненосец "Yashima" подорвался на якорной мине, поставленной днем раньше русским минным заградителем "Амур". Взрыв произошел в средней части получил крен в 9 градусов на правый борт. Контрзатопление помещений левого борта оказалось малоэффективным. Прежде чем броненосец взяли на буксир, он сильно осел в воду. В 17.35 крен превысил 16 градусов и в 17.41 "Yashima" был оставлен экипажем. В 20.30 он затонул в 5 милях северо-восточнее Энкаунтер-Рок (Encounter Rock) в точке <<38,36'N;121,43Е». Гибель броненосца была обусловлена потерей водонепроницаемости люков и проходов между бункерами, а также наличием продольной переборки в отсеках котельных отделений, препятствующей растеканию воды по всей ширине корабля и послужившей причиной большого крена.
Ряд моделей 200-мм. орудийных установок и башен был разработан в 1924-1934 годах. Одноствольные установки с максимальным углом возвышения 25 градусов ставились на "Furutaka" и "Како" (полубашни модели "А"), "Када" и "Akagi" (казематная модель установки "А. Г).
Все остальные установки исполнялись спаренными, с броневой защитой башен в 25 мм. Модель "В" с углом возвышения орудий в 70 градусов устанавливались на "Када" и "Akagi". Модель "С" (угол возвышения орудий 40 градусов) - на "Aoba" и "Kinugasa". Модель "D" (также 40 градусов) - на крейсерах типа "Myoko". Модель "Е" (угол возвышения орудий 70 градусов) - на крейсерах "Takao", "Atago" и "Chokai". Четвертый крейсер этой серии "Maya" получил установки модели "Е.1" (55 градусов). Крейсера "Furutaka" и "Како" во время модернизации получили установки модели "Е.2" (угол возвышения орудий 55 градусов). Установки модели "Е.З" (также 55 градусов) получили крейсера "Топе" и "Chikuma". На крейсерах типа "Mogami" во время реконструкции в 1939 году установили специально разработанные башни с 203- мм.орудиями, получившие наименование модель "Mogami".
До конца Первой мировой войны в японском Императорском флоте на орудиях калибром 200 мм. и выше применялась гидравлика в системах восприятия энергии отдачи (тормозные цилиндры) и для наката ствола в положение выстрела (накатники). Затем, используя немецкие чертежи, японцы стали применять пневматические накатники (kuki suishinho), которые впервые испытали на установленных на береговых фортах 300-мм. орудиях старого броненосца "Kashima". Пневмо-цилиндры частично использовали адиабатическое сжатие воздуха (во время отката) и расширение (при накате). Пневмонакатники были приняты и для 200-мм.орудий (одноствольных и спаренных), а позже они сменили гидронакатники и на 356-мм. и 406-мм. орудиях линейных кораблей, причем угол возвышения был увеличен сначала до 35 градусов, а затем до 43 градусов.
"Общий" (или "полный") заряд ("Common" ("full") charge - Jo Soyaku) - это нормальный заряд (4/4), соответствующий штатному заряду ("service" charge) во флоте США.
"Уменьшенный" заряд ("Reduced" charge - Jaku Soyaku) составлял 3/4 от "общего" заряда и соответствовал так называемому "разогревающему" заряду ("warming" charge) в США.
"Легкий" заряд (иначе "полузаряд") ("Light" ("Half") charge - Gen Soyaku) содержал только 2/4 от "общего" заряда.
Существовал также "усиленный" (или "тяжелый") заряд ("Strong" ("Heavy") charge - Kyo Soyaku), применявшийся при испытании орудий и который был на 10-20 % мощнее "общего" заряда.
До середины 20-х годов японцы использовали 400-мм. и 360-мм. бронебойные снаряды с наконечником (Capped АР (Armorpiercing) Shell - Hibo Tetsukodan) типа "3 Nendo Shiki" образца 1914 года. Снаряды были разработаны в 1914 году в Куре ("Kure Kaigun Kosho"), на основе привезенных для "Kongo" в 1913 году 360-мм. снарядов. Учитывая опыт Первой мировой войны в 1924 году бронебойные снаряды закупили в Шеффилде у компании "Hadfields Ltd.". На основе этих снарядов в Арсенале Куре были созданы новые бронебойные снаряды калибром 400 мм., 360 мм. и 200 мм. Они были приняты на вооружение 15 июня 1925 года как "бронебойные снаряды 5 Go" ("5 Go АР Shell" - "Tetsukodan 5 Go").
В июне 1924 года бронебойный 400-мм. снаряд с колпачком, выстреленный с дистанции 20.000 метров по корпусу линейного корабля "Tosa", стоящему на якоре в Хиросимской бухте, упал в воду в 25 метрах от борта под углом 17 градусов, нырнул и пробил противоторпедную переборку толщиной 76 мм. в районе машинного отделения. В результате образовалась сквозная пробоина, корпус недостроенного линкора принял 5000 тонн воды.
7 сентября 1924 года линейные корабли "Nagato" и "Mutsu" 400-мм. бронебойными болванками потопили в Токийской бухте старый линкор "Aki", добившись 22 попаданий (12 %) с дистанции 18.000 метров. Один из снарядов проник в машинное отделение, сделав пробоину ниже ватерлинии. Затопление этого помещения и повлекло гибель корабля.
Эти опыты в итоге привели к созданию капитаном 3-го ранга Гито Кавасэ (Commander Kawase Gicho) так называемого "ныряющего бронебойного снаряда" (Diving АР Shell - Suichu Dan), который иначе называли "подводный снаряд" (Underwater Shell), предназначенного сохранять почти неизменной траекторию движения при погружении снаряда на конечном этапе полета под воду. Это позволяло поразить корабль противника ниже ватерлинии, и даже - ниже броневого пояса.
Испытывавшиеся в 1925 году "подводные снаряды" для 400-мм., 360-мм. и 200-мм. орудий приняли на вооружение 17 ноября 1928 года как "бронебойные снаряды 6 Go" ("АР Shell 6 Go" - "Tetsukodan 6 Go"). 6 апреля 1931 года они были переаттестованы в бронебойные снаряды образца 1928 года" ("88 Shiki АР Shell" - "88 Shiki Tetsukodan"). Рассчеты показывали, что головной взрыватель должен иметь время в 0,4 секунды, необходимое после взведения ударом о воду для прохождения в воде и пробития борта корабля. Данный взрыватель, получивший обозначение "13 Shiki 4 Go", появился в 1932 году (прим.22).
Тем временем капитан-лейтенант Кавасе разработал усовершенствованный "подводный снаряд". Его разновидности калибром 400 мм., 360 мм. и 200 мм. были приняты на вооружение 6 апреля 1931 года под обозначением "бронебойный снаряд 91 Shiki" ("91 Shiki АР Shell" - "91 Shiki Tetsukodan").
В качестве наполнителя "общего" (повышенной взрывной мощности) и бронебойного снарядов, а также боеголовок торпед, японский Императорский флот 26 января 1893 года принял на вооружение взрывчатку "Шимоза" (Shimose powder - Shimose kayaku), созданную корабельным инженером Масачике Симосе (Naval Engineer Shimose Masachika) (1859- 1911), менее известную также под наименованием "пикрат свинца" (Picric Asid Explosive - PA Bakuyaku). Пикрат свинца нитровали производными фенола. Этим же способом англичане получили "лиддит" ("lyditte"), французы - "мелинит" ("melinite"), американцы - "имменсит" ("emmensite") и т.д.
23 июля 1931 года новое взрывчатое вещество приняли на вооружение под названием тринитроанизол (THA) (Trinitroanisol - TNА) - нитрованое и метилованное производное бензина. Оно получило обозначение "взрывчатое вещество образца 1931 года" ("1931 type е- xplosive - 91 Shiki Bakuyaku"). Эта взрывчатка достаточно быстро и прогрессирующими темпами стала вытеснять пикрат свинца при заливке бронебойных и фугасных снарядов калибра 200 мм. и ниже, а также боевых отделений торпед. Накануне Второй мировой войны ее стали использовать также как заполнитель фугасных 127-мм. и зенитных 120-мм. снарядов.
Система управления огнем, или иначе говоря "организация командных средств для артиллерийского боя" ("gunbattle command i- nstallations" - "Hosen Shiki Sochi") линейных кораблей, линейных крейсеров, крейсеров и эсминцев была утверждена 24 апреля 1923 года в специальном акте N.18 (Internal Order Ordnance No.18) и пересмотрена 9 марта 1932 года в акте N13 (Internal Order Ordnance No.13) Для крейсеров класса "А" они должны были состоять из следующих постов и установок:
а) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ПОСТ (ЦАП) (Fire Command Rooms - Shageki Shiki Sho), состоящий из:
1. Главный пост управления артогнем (ПУАО) (Main Gun Fire Command Room), расположенный в верхней части носовой надстройки на высоте не менее 22 метров (в 1932 году - 23 метров) над ватерлинией. Штатная площадь поста 7,5 кв. метров (в 1932 году - 12 кв. метров). Пост имел собственный артиллерийский директор (прим.24).
Запасной пост управления огнем (Main Gun Auxiliary (Yobi = reserve) Fire Command Room) - , расположенный в корме, площадью 7,2 кв. метров (в 1932 году - 12 кв. метров). Был оборудован артиллерийским директором, таким же как в главном посту.
Пост управления зенитным огнем (ПУЗО) (High-Angle Gu Command Room) первоначально предполагалось разместить вблизи от крупных зенитных орудий, но впоследствии размещен также на носовой надстройке. Штатная площадь 5 кв. метров (в 1932 году 12 кв. метров). В посту имелся директор зенитного огня (High-Angle Gun Director - Kosha Sochi). С 1932 года в посту два директора) (прим.45).
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПОСТ УПРАВЛЕНИЯ (ЦПУ) (Combat Rooms - Hatsurei Sho), расположенный ниже надстройки под броневой палубой и состоит из:
Главный командный пост (ГКП) Main Gun Combat Room). Штатная площадь 9 кв. метров (с 1932 года 15 кв. метров). Позже пост оборудован специальным прибором для расчета и вычисления данных для настильного огня (Low- Angle Gunfire Computer - Shagekiban).
Центральный телефонный пост (Telephone Central Room - Denwa Kokan Shitsu), расположенный вблизи от ГКП. Штатная площадь 3,5 кв. метра (с 1932 года 4 кв. метра).
ПОСТ СЛЕЖЕНИЯ ЗА ЦЕЛЬЮ (Target Speed and Course Follower Room - Sokuteki Sho), расположенный в верхней части носовой надстройки, рядом с ЦАП. Определялись ходовые данные цели, включая курс и скорость. Штатная площадь 6 кв.метров (с 1932 года 15 кв.метров). Пост был оборудован вычислительным прибором "Sokutekiban" (прим.37).
ПОСТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЖЕКТОРАМИ (Searchlight Command Room - Shosha Shiki Sho), расположенный в верхней части носовой надстройки.
ПОСТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВЫМ ОСВЕЩЕНИЕМ (Light Grouping Command Room - Togun Shiki Sho), расположенные в главном ПУАО и запасном ПУАО.
Прибор "Sokutekiban" (Soku = слежение; teki = цель; ban = вычислительное устройство) был основным прибором в японском флоте для расчета курса и скорости цели. Первый подобный прибор "12 Shiki Sokutekiban" образца 1923 года и другой, усовершенствованный прибор образца 1924 года были разработаны и изготовлены компанией "Aichi Clock & Electric Motors Су" В Нагое (Nagoya). Эта фирма производила также часы и электромоторы.
Оба прибора были созданы в результате исследований, впервые проведенных еще в начале Первой мировой войны. Первоначальное экспериментальное устройство (в 1915-1922 годах), на основе которого создавался "Sokutekiban" представляло собой "дистанционный циферблат" (range clocks), совмещенные с "решающим устройством по вычислению величины изменения дистанции" (change of range calculators - henkyo ritsuban).
До Первой мировой войны в японском флоте использовались только британские дальномеры фирмы "Barr & Stroud Ltd.", изготовлявшиеся в Глазго. Эти дальномеры имели бинокулярную систему определения расстояния (совмещение изображений) и в японском флоте обозначались как дальномеры "BU-Shiki" (или "MU-Shiki"). Из них первый, с базой 4 фута (1,2 метра), впервые был установлен на крейсере "Yoshino" в 1893 году. До 1913 года эта модель была основной в Императорском флоте.
Принципиально новые приборы появились в 1913 году, когда линейный крейсер "Kongo", построенный в Англии, был оснащен новыми 15- футовыми (4,5 метра) дальномерами, установленными поверх орудийных башен N.2 и N.3, а также одним 12-футовым (3,5 метра) дальномером "BU-Shiki" поверх боевой рубки крейсера.
В начале Первой мировой войны Оптическая секция Морского технического департамента (Optical Section of the Naval Technical Department) начала разработку собственного дальномера, конструкция которого основывалась на приборах "Барра и Струда". Работы были закончены в 1916 году, а в 1917-м был собран и установлен на линейном корабле "Yamashiro" 4,5-метровый дальномер японской разработки "5 Nendo Shiki" образца 1916 года.
В 1918 году эта же секция совместно с фирмой "Nippon Optical Manufacture Су" из Нагойи (Nagoya) был разработан усовершенствованный 10-метровый дальномер, обозначенный "7 Nendo Shiki". Он был впервые установлен в апреле 1921 года на линейном корабле "Nagato". Еще один 10-метровый дальномер "13 Shiki" был испытан в ноябре 1923 года, и в августе 1926 года установлен на линейном крейсере "Haruna".
В следующем, 1927 году были приняты на вооружение дальномеры "14 Shiki" с базой 1,5 метра, 2 метра, 3,5 метра и 6 метров. Развитием этих приборов стали дальномеры "89 Shiki", "90 Shiki" и "93 Shiki" с базой 2 метра, 3 метра, 3,5 метра и 4,5 метра, а также дальномер "94 Shiki" с базой 10 метров. Одновременно разрабатывались дальномеры для средних углов возвышения с базой 2 метра и 4 метра, позволяющие определять дистанции до самолетов. Все названные дальномеры основывались в своем использовании на бинокулярной системе определения расстояния - принцип совмещения изображений.
После окончания Первой мировой войны японский флот закупил в Германии несколько образцов дальномеров фирмы "Zeiss", в основу работы которых был положен принцип стереоскопии. Из них зенитные дальномеры с базой 3 метра и 6 метров были установлены на линкоре "Nagato" в мае 1921 года (3-метровый) и в 1923 году (6-метровый).
В Японии стереоскопические дальномеры разрабатывались фирмой "Nippon Optical Manufacture Су" из Нагойи (Nagoya)", правда с помощью той же "Zeiss". В 1933 году был изготовлен опытный стереоскопический зенитный дальномер с базой 4,5 метра. Он был принят на вооружение как модель "94 Shiki" (образца 1934 года) и использовался совместно с прицельным устройством (система управления зенитным огнем образца 1934 года) "Hoiban" (1934 Type High-Angle Firing Installation - 94 Shiki Kosha Sochi) (см. прим.45).
Взлетные площадки, принятые на вооружение в британском Королевском флоте в ходе Первой мировой войны и известные как "раздвижные платформы" (Gliding Platform - Kassodai), были опробованы в Японии в 1922 году - на линейном корабле "Yamashiro" и легком крейсере "Kiso". На линейном корабле эта площадка представляла собой 19-метровую платформу, смонтированную на крыше и стволах башни главного калибра N.2. На "Kiso", уже в ходе достройки корабля, в мае 1921 года, была установлена укороченная платформа. Ее смонтировали на четырех опорах вокруг 140-мм. орудия N.2. Платформа имела угол поворота более 90 градусов. В начале 1922 года с этих платформ было произведено несколько стартов колесных самолетов типов Gloucester (Gloster) "Sparrowhawk" (одноместный самолет с мотором в 230 лс), Parnall Panther" (двухместный разведчик с мотором в 230 лс) и Mitsubishi "10 Nendo Shiki" (одноместный палубный истребитель с мотором 300 лс). Однако эксперименты оказались не совсем удачны и весной 1922 года платформы демонтировали.
Несколько позже японцы на шести крейсерах типа "Nagara" и трех типа "Sendai" (все по 5500 тонн), законченных постройкой в 1922- 1925 годах, установили неподвижные 10-метровые платформы. Они также монтировались над 140-мм. орудием N.2, на протяжении от надстройки (которая служила ангаром для самолета) в нос. Интересной особенностью было то, что условия обитания как пилотов, так и экипажа корабля во внимание не принимались. Предназначенные для взлета колесных самолетов наземного базирования эти платформы никогда по своему назначению не использовались. Только "Yura" и "Abukuma" в 1926-1927 годах непродолжительное время несли гидросамолеты "Kaigun 14 Shiki", хранившиеся на платформе, но спускавшиеся на воду и поднимавшиеся на борт грузовой стрелой, установленной справа от надстройки. Остальные крейсера никаких самолетов никогда не несли до тех пор пока на них не установили катапульты.
Кроме платформ для решения проблемы запуска самолетов с кораблей японцы дополнительно испытали рельсовую взлетную площадку немецкой фирмы "Heinkel", которая могла выпускать в воздух гидросамолет. Еще во время постройки "Furutaka" и "Како", во второй половине 1925 года - начале 1926 года, подобную платформу длиной 18 метров временно смонтировали поверх орудийной башни N.2 линейного корабля "Nagato". Первые взлеты с нее произвели на гидросамолете "Yokosho Ro-Go Model.A" (Yokosho = Yokosuka Kosho) весом 1700 кг. Последующие взлеты (но после проведения наземных предварительных испытаний с платформами) выполнялись на только что закупленных у фирмы "Heinkel" самолетах "Heinkel ND.25" и "ND.26" (прим.40).
В конце 1925 года часовая и электромоторная компания "Aichi Clock & Electric Motor Су" (Нагойя) закупила в Германии образцы трех гидросамолетов - двухместного "Heinkel ND.25", одноместного "Heinkel ND.26" и трехместного "Heinkel ND.28". Первые два из них предназначались для запуска с рельсовых платформ Хейнкеля, установленных на линкорах и крейсерах.
Одноместный гидросамолет "ND.26" весил 1520-1526 кг. и представлял собой двухпоплавковый биплан с мотором в 300 лс. Изготовленные по образцу этого гидроплана самолеты фирмы "Aichi" имели мотор мощностью 420 лс. Самолеты имели наибольшую скорость 184-210 км. в час. Время полета составляло около 5 часов на скорости 80-90 км. в час. На вооружении самолетов имелся 7,7-мм. пулемет.
Двухместный гидросамолет "ND.25" весил 2350 кг. и, также как и "ND.26", имел два поплавка и компоновку биплана. Мотор мощностью 450 лс обеспечивал наибольшую скорость 200 км. в час. На экономической скорости немногим более 100 км. в час самолет мог пролететь 495 км. Топлива хватало на 4,5 часа полета. На вооружении имелся такой же 7,7- мм. пулемет. С 1926 до 1928 года фирма "Aichi" изготовила 15 подобных машин, 30 марта 1928 года получивших обозначение "двухместный разведывательный гидросамолет типа "2" (Navy Туре 2 Twin-seat Reconnaissance Seaplane).
В 1907 году, в период перехода кораблей японского Императорского флота на турбинную силовую установку, японцы столкнулись с теми же трудностями, что и во флотах других стран. Наиболее важная из них - несоответствие эффективности турбин и винтов. К.п.д. турбинных установок повышался с увеличением числа оборотов, в то время как прямая передача такой высокой скорости вращения на гребные валы уменьшала к п д. винтов. Другой трудностью оставалась низкая эффективность турбин на малых и крейсерских ходах.
В то время японцы использовали два типа турбин: "Parsons" и "Curtis" - собственного производства, но по лицензии фирм. Использовались также и импортные механизмы.
Первую из вышеназванных проблем до появления турбозубчатых агрегатов во время Первой мировой войны, можно было решить только уменьшением числа оборотов роторов турбин громадного диаметра, имеющих прямую передачу вращения на валы. Однако уменьшение числа оборотов турбин снижало величину к.п.д. и увеличивало расход топлива, делая установку неэкономичной. В целом же этот путь решения проблемы был явно неперспективным, и поэтому требовалось кардинально новое решение, которым и стало появление турбозубчатых агрегатов.
Тем не менее вплоть до начала Первой мировой войны в японском флоте зубчатые агрегаты конструкторы применяли довольно ограниченно. Это коснулось даже дредноутов "Hyuga" и "Ise", на которых каждый из двух турбоагрегатов состоял из двух главных турбин высокого и низкого давления, установленных последовательно на одном валу, а также из двух крейсерских турбин высокого и низкого давления, установленных на другом валу параллельно (через зубчатую передачу) позади турбины низкого давления. На четырех эсминцах типа "Isokaze", четырех типа "Momo" и шести типа "Nara" также применялись крейсерские турбины с зубчатой передачей, с тем или иным вариантом расположения относительно главных турбин, напрямую вращавших гребной винт.
В ходе Первой мировой войны японцы стали применять турбозубчатые агрегаты и для главных турбин. Впервые подобное решение проблемы эффективности энергетической установки использовали на четырех кораблях "Программы 1916 года" (см. прим.5). Зубчатые передачи позволили уменьшить общие габариты агрегатов и, в то же время, увеличить частоту вращения турбин низкого давления до 2000 оборотов в минуту, а турбин высокого давления до 3000 в в минуту.
Вторую из названных проблем в турбинных агрегатах "Parsons'a" решали с помощью турбины крейсерского хода, размещенной, как уже говорилось, последовательно с главной турбины высокого или низкого давления. На больших режимах хода крейсерская турбина отключалась байпасным клапаном (как, например, на "Mogami", "Vahagi", "Yamakaze", "Umikaze" и др.). Другим вариантом решения проблемы_ ("Kongo", "Hiei", "Kirishi- ma" и др.) было добавление специальной малоскороостной крейсерской ступени на выходе главной турбины высокого давления. При необходимости ступень также перекрывалась байпасом. В турбинах "Curtis'a" крейсерские турбины не использовались, так как мощность агрегата регулировалась изменением числа групп сопел, открытых для прохода пара на первой ступени турбины. Этот принцип использовался на "Ibuki", "Aki", "Kawachi", "Settsu", "Hirado", "Chikuma", "Haruna", "Fuso", "Yamashiro".
Следующим шагом повышения экономичности установок в японском флоте стало уже упоминавшееся применение зубчатых передач для крейсерских турбин.
На турбозубчатых агрегатах проблему эффективности крейсерских режимов вплоть до разработки проекта 7500-тонных крейсеров японцы решали двумя способами: крейсерская ступень ("Cruising Stage") и ответвление ("Branched").
Крейсерская ступень ("Cruising Stage" - Junko Da- nraku Shiki), по существу, представляла собой развитие ранее используемой системы Parsons'a. Каждый агрегат состоял из параллельно установленных турбин высокого и низкого давления подключенных на один вал через зубчатую передачу, причем в передней части турбины высокого давления имелись одна или две ступени крейсерского хода. На экономической скорости корабля свежий пар последовательно проходил через крейсерские ступени, а затем поступал в турбину низкого давления. На высоких скоростях крейсерские ступени отключались байпасом.
Турбины с одной крейсерской ступенью (ichi dan) устанавливались на "Tenryu", "Tatsuta", "Tanikaze", "Kawakaze", кораблях типа "Minekaze" (15 единиц), типа "Momi" (21 ед.) и типа "Wakatake" (8 ед.). Турбины с дзумя крейсерскими ступенями (ni dan) установлены на типах "Kaga", "Yubari", "Kinu", "Jintsu", "Kamikaze" (9 ед.) и "Mutsuki" (12 ед.).
Вариант с "ответвлением" ("Branched" type - Bunryu Shiki) разработан в 1916-1917 годах фирмой "Gijutsu Honbu" (отсюда название "тип Gihon") как чисто японский проект ("home-made") турбины для установки на новых линкорах и 5500-тонных крейсерах . Турбоагрегаты (в каждом по одной турбине высокого и низкого давления, с передачей на один вал, без крейсерской турбины), скомпонованные по принципу "Three branched" ("три направления"), установлены на "Mutsu" и "Nagato". После прохождения через одну ступень турбины высокого давления пар мог посредством внутриступенчатого клапана идти по трем направлениям к разным ступеням турбин высокого и низкого давления. На малом ходу второе и третье направления перекрывали так, что пар мог достичь турбины низкого давления, пройдя, соответственно, все ступени турбины высокого давления (так называемое последовательное питание паром). На больших ходах пар принудительно разделялся на три направления (параллельное питание).