- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Немецкие линейные корабли типа "Н"
- Полное водоизмещение увеличено до 77.752 тонн (79.000 ts);
- Размеры по ВЛ увеличились до 282 метров длины и 40,5 метров ширины;
- Осадка при полном водоизмещении увеличилась до 12 метров;
- Толщина нижней бронепалубы увеличена со 120 до 150 мм.;
- Толщина верхней бронепалубы увеличена с 50 до 80 мм.;
- Глубина двойного дна увеличена с 2 до 3 метров;
- Высота надводного борта при полной нагрузке увеличена до 6 метров;
- Положение нижней бронепалубы при полной нагрузке поднято с 0,25 метра под ватерлинией до 0,5 метра над ватерлинией;
- Противоторпедная переборка отодвинута от обшивки на 6,65 метра вместо 5,5 метра и добавлена еще одна продольная бортовая переборка;
- Высота между средней и батарейной палубами и между батарейной и верхней палубами увеличена на 26 мм.
В систему подводной защиты внесли много изменений. К 10 сентября 1941 года фирма "Blohm und Voss" подготовила чертежи системы защиты, которая подразделялась на три зоны продольными переборками. Эта система базировалась на принципе, позаимствованном у проекта французского "Richelieu", но была модифицирована под германские требования. Тройное дно имело непрерывную структуру, простираясь через противоторпедную переборку до скоса бронепалубы. Две зоны системы подводной защиты, так называемые "рабочие" должны были оставаться пустыми, давая пространство для расширения газов при взрыве, а центральная зона должна была быть заполнена топливом и обеспечивать гидравлическое сопротивление, если газы прорывали внешнюю переборку топливного бункера. Пластические деформации двух внешних продольных переборок должны были поглощать большую часть энергии взрыва. Противоторпедная переборка выполнялась из 45-мм. нецементированной брони, а две внешних переборки из специальной стали имели суммарную толщину 30 мм. Объединение внутреннего дна с бортовой системой конструктивной подводной зашиты было очень интересным решением, обеспечивающим дополнительную жесткость корпусу и защиту от подводных взрывов под днищем корабля.
После одобрения изменений адмиралом Редером окончательные чертежи системы ПТЗ представили военно-морскому командованию в ноябре 1941 года. Эта система была похожа на системы ПТЗ типов "Scharnhorst" и "Bismarck", но с тремя зонами вне 45-мм. противоторпедной переборки, которая отстояла на 6,6 метра от внешней обшивки. По расчетам эта подводная защита выдерживала бы взрыв 500 кг. тринитротолуола (ТНТ) и давала хорошую защиту от мин. Внутреннее дно уже не было частью системы подводной защиты, но под ним находилась "рабочая" зона. Нижнее дно было очень прочным и состояло из двух слоев стали высокого напряжения общей толщиной 45 мм. Германские конструкторы были убеждены, что неконтактному подводному взрыву можно противопоставить увеличенную толщину обшивки и усиление структуры, а также отнесение противоторпедной переборки подальше от внешней обшивки.
После ноября 1941 года проектные работы продвигались медленно, почти все усилия прилагались к тому, чтобы наилучшим образом использовать оставшиеся 980 тонн запаса водоизмещения. 19 августа 1942 года адмирал Редер решил, что его надо использовать на усиление горизонтальной защиты: нижнюю бронепалубу утолщили до 175 мм., а палубу над рулевыми устройствами - до 135 мм. Об этих изменениях поставили в известность фирму "Blohm und Voss" и все модифицированные расчеты и чертежи были выполнены с наивозможной быстротой. Таким образом, спустя 6-7 месяцев после демобилизации верфи "Blohm und Voss" в Гамбурге и "Deutsche Werke" в Киле могли заложить кили линкоров "Н" по модифицированному проекту. Строительство третьего линкора можно было начать через 20 месяцев, когда на верфи "Blohm und Voss" будет готов новый сухой док. Недостаточная глубина акватории в Бремене не позволяла вести там строительство таких больших кораблей. Из-за увеличившихся размеров кораблей время их постройки уже оценивалось не в четыре года, а в пять лет.
Назначение 8 ноября 1942 года Альберта Шпеера рейхсминистром по вооружению и снабжению, а также перевод некоторых конструкторов и инженеров, занятых проектированием линкоров, на другие срочные работы, включая создание новых подводных лодок, привели к ослаблению влияния Кораблестроительного отдела ОКМ. В качестве промежуточного звена между Шпеером и флотом поставили Комиссию по проектам новых кораблей, которую возглавил адмирал Карл Топп. Его группа имела задачей координацию требований флота с материальными и производственными возможностями Рейха, которыми ведал теперь Шпеер. Именно эта группа и разработала последние германские проекты линкоров "Н-42", "Н-43" и "Н-44".
Кораблестроительный отдел не участвовал в этих проектах, его работа закончилась в августе 1942 года на проекте "Н-41". Вскоре после этого Гитлер потребовал, чтобы военно-морское командование рассмотрело возможность постройки очень больших линкоров. Не имея ограничений по калибру орудий и водоизмещению, оказалось возможным выполнить следующие требования:
- скорость приблизительно 30 узлов;
- горизонтальная защита, достаточная против снарядов и бомб;
- защита днища, достаточная против мин, особенно под механизмами и котлами;
- орудия главного калибра в правильном балансе с другими характеристиками проекта.
Комиссия по проектам новых кораблей в 1942-44 годах подготовила несколько проектов линкоров с учетом боевого опыта. Их характеристики не обсуждались ни с адмиралом Редером, ни с его преемником адмиралом Карлом Деницем, ни с теми офицерами, которые отвечали за определение боевых характеристик проектируемых кораблей. Эти люди решали более насущные проблемы, и у них не было времени на эфимерную программу строительства линкоров, которая требовала на выполнение по меньшей мере пять лет. Постройка всех надводных кораблей была прекращена или отложена в пользу строительства подводных лодок.
Проект | "Н-42" | "Н-43" | "Н-44" |
Водоизмещение проектное | 90.000 тонн | 111.000 тонн | 131.000 тонн |
Водоизмещение полное | 98.000 тонн | 120.000 тонн | 141.500 тонн |
Длина по ватерлинии | 305,00 м. | 330,00 м. | 345,00 м. |
Ширина по ватерлинии | 42,80 м. | 48,00 м. | 51,50 м. |
Высота корпуса | 19,15 м. | 20,00 м. | 21,00 м. |
Осадка проектная | 11,80 м. | 12,00 м. | 12,65 м. |
Осадка полная | 12,70 м. | 12,80 м. | 13,50 м. |
Вооружение | 8 420-мм. | 8 508-мм. | 8 508-мм. |
12 150-мм. | 12 150-мм. | 12 150-мм. | |
16 105-мм. | 16 105-мм. | 16 105-мм. | |
16 37-мм. | 16 37-мм. | 16 37-мм. | |
24 20-мм. | 40 20-мм. | 40 20-мм. | |
6 533-мм. ТТ | 6 533-мм. ТТ | 6 533-мм. ТТ | |
6 гидросамол. | 6 гидросамол. | б гидросамол. | |
Защита:палуба (суммарно) | 330 мм. | 330 мм. | 330 мм. |
главный пояс | 320 мм. | 380 мм. | 380 мм. |
толщина ПТП | 45 мм. | 45 мм. | 45 мм. |
ее растояние от обшивки | 7,65 м. | 9,5 м. | 11 м. |
Мощность механизмов нормальная | 270.000 метр.лс | 270.000 метр.лс | 270.000 метр.лс |
Скорость при этом | 31,9 узла | 30,9 узла | 29,8 узла |
Мощность механизмов полная | 300.000 метр.лс | 300.000 метр.лс | метр.лс |
Скорость при этом | 32,2 узла | 31,0 узел | 30,1 узла |
Дальность на 19 узлах | 20.000 миль | 20.000 миль | 20.000 миль |
Тип силовой установки | 4-хвальная | 4-хвальная | 4-хвальная |
Скорость на дизелях | 24 узла | 23 узла | 22,5 узла |
(*) На всех проектах: на внешние валы работали по 4 дизеля "MZ65/95", на внутренние валы - по 1 ТЗА с возможностью форсирования.
(**) Для увеличения дальности плавания до 25.000 миль дополнительное топливо увеличивало бы полную осадку на 0,5 метра и снижало скорость на 0,15 узла. Проектное водоизмещние дано с 40 %-м запасом топлива.
В этих проектах бросается в глаза тенденция непрерывного роста размеров и водоизмещения из-за увеличения калибра, броневой защиты и расширения системы подводной защиты. Увеличение калибра главных орудий и рост угрозы с воздуха заставили применить три бронепалубы (60+140+130 мм.) вместо двух на "Н-41" (200 мм.). Предполагалось (а затем и подтвердилось экспериментами), что оптимальной толщиной закаленной брони являются 380 мм., а большая толщина (по принципу "равной защиты", принятому тогда при проектировании линкоров, толщина его брони должна защищать от таких же орудий, как на нем самом) не желательна из-за низкой вероятности попадания в борт на большой дистанции (а дистанция боя растет с ростом калибра орудий). Особенностью этих проектов было то, что углубление пояса под ватерлинией было большим, чем на предыдущих. Это сделали против ныряющих снарядов (при недолетах), которые нанесли "Bismarck" в его бою с "Hood" и "Prince of Wales" значительные повреждения. Германские конструкторы знали об этих повреждениях из донесений с "Bismarck", полученных после этого боя. Максимальная толщина горизонтальной брони (палубы 140 и 130 мм.) проходила между противоторпедными переборками, а от них до бортовой обшивки горизонтальная защита складывалась из 60-мм.верхней палубы и 150-мм.скосов нижней бронепалубы. Но к концу 1944 года германские конструкторы уже поняли, что никакая защита не спасет корабль от многотонных "землетрясных" бомб, которые англичане применили по "Tirpitz".
Наиболее заметной особенностью этих кораблей была их система противоторпедной защиты. Немцы правильно считали торпеду самой большой опасностью для линкоров. Еще больше они уверовали в необходимость надежной системы защиты против них, получив чертежи французских линкоров типа "Richelieu". Мощная защита требовала и большого по размерам (особенно по ширине) корпуса, что поднимало водоизмещение корабля. Устойчивый рост глубины подводной защиты на германских линкорах виден из таблицы.
Корабль | Ширина корпуса | Глубина ПТЗ (оба борта) | Глубина ПТЗ к ширине | Полное водоизмещение |
"Scharnhorst" | 30 м. | 9,0 м. | 30,3 % | 38.713 т. |
"Bismarck" | 36 м. | 11,0 м. | 30,7 % | 49.924 т. |
"Н-39" | 37 м. | 11,0 м. | 29,3 % | 63.596 т. |
"Н-41" | 39 м. | 13,3 м. | 32,8 % | 76.000 т. |
-Н-42" | 42,8 _м. | 15,73 м. | 35,6 % | 98.000 т. |
"Н-43" | 48 м. | 19,0 м. | 39,5 % | 120.000 т. |
"Н-44" | 51,5 м. | 22,0 м. | 42,3 % | 141.500 т. |
Проект "Н-42" отличался многопереборочной подводной защитой с двойным дном и скосами бронепалубы, к которым крепились верхние кромки противоторпедных переборок. Жидкое топливо размещалось в трех раздельных вытянутых по вертикали цистернах. На проекте "Н-43" глубину подводной защиты увеличили; структурно она походила на предыдущую, но с дополнительной 30-мм. переборкой. Следующим шагом усилили защиту с сохранением тех же орудий главного калибра.
На проекте "Н-44" защита от подводных взрывов имела существенное отличие: внешняя противоторпедная переборка отстояла от борта на 11 метров, а перед ней в качестве первичной защиты от торпедных взрывов от киля до скосов главной (нижней броневой) палубы проходили две переборки из нецементированной брони. Внешняя противоторпедная переборка имела толщину 45 мм. под скосами и 25 мм. над ними, а внутренняя - 30 мм. под нижней бронепалубой, 80 мм. между ней и средней бронепалубой и 25 мм. между средней броневой и верхней палубой. Дополнительные продольные переборки улучшали разделение на отсеки и увеличивали жесткость корпуса. Усилена и расширена была противоосколочная защита над верхней палубой, что явилось результатом анализа повреждений "Tirpitz", которые он получил 1 апреля 1944 года. "Bismarck" и "Tirpitz" имели отличные разделение на отсеки и остойчивость в поврежденном состоянии, но эти последние германские линкоры, имея большую ширину и лучшую подводную защиту, могли бы выдерживать и более значительные повреждения. Немцы справедливо считали, что с постоянным ростом заряда торпед будут расти и масштабы наносимых ими повреждений. А рост размеров водонепроницаемых отсеков надо компенсировать лучшим разделением и повышенной остойчивостью. Конечно, еще большее возрастание заряда боеголовок торпед союзников в ходе строительства этих линкоров, отчасти компенсировалось преимуществами их новой защиты, но, без сомнения, торпеды были бы очень эффективным оружием против кораблей таких больших размеров. Хотя только массированная торпедная атака, подобная предпринятым no "Yamato" и "Musashi", могла бы принести желаемый результат.
Возрастающая важность защиты от взрывов мин и неконтактных подводных взрывов авиабомб потребовала более глубокого внутреннего дна. Германские конструкторы полагали, что с ростом воздушной угрозы надо гарантировать отсутствие затоплений помещений погребов и главных механизмов через конструкцию внутреннего дна. Неконтактные взрывы бомб, сброшенных на "Tirpitz", вызвали серьезные структурные повреждения корпуса, поэтому в последнем проекте немцы предусмотрели тройное дно, особенности конструкции которого даны в таблице.
Проект |
Глубина внутреннего дна |
Толщина верхней стенки топливных цистерн |
"Н-42" "Н-43" "Н-44" |
3,7 м. 4,1 м. 4,7 м. |
30 мм.- нецементированная броня 30 мм.- нецементированная броня 30 мм.- нецементированная броня |
Интересно и развитие энергетической установки в этих проектах. Как и в проекте "Н-41", все имели смешанную установку - дизели и турбозубчатые агрегаты с котлами высокого давления. Хотя дизели были мощнее, чем в проекте "Н-39", паровые турбины имели меньшую мощность на валу. Ограничения по передаче мощности на гребной вал и по мощности дизелей привели к тому, что мощность установки на всех трех проектах осталась одинаковой. Поэтому с ростом размеров кораблей их скорость падала.
Все проекты имели четыре вала и четыре руля, которые для увеличения эффективности их работы стояли каждый в струе своего винта. Увеличение числа рулей опять-таки вытекало из опыта "Bismarck".
На момент прекращения постройки в сентябре 1939 года успели заказать 14.055 тонн материалов, из которых получили 5800 тонн и еще 3425 тонн изготовили. Но реально на стапель установили всего 766 тонн.
16 ноября 1939 года главное морское командование провело ревизию всех контрактов, по которым уже велись работы. Предпочтение отдавалось тем кораблям, завершение строительства которых было близким. 15 апреля 1940 года после окончания начальных стадий всех контрактов и заказа материалов для линкора "Н" наблюдающих за постройкой представителей морского штаба на верфях Гамбурга и Киля отозвали. 25 ноября 1941 года, почти два года спустя после приостановления работ, ОКМ приказало разобрать корпуса линкоров "Н" и "J", а сталь использовать для более насущных нужд. Контракты по обоим линкорам аннулировали 29 и 31 августа 1942 года.
Киль линкора "J" заложили 1 сентября 1939 года на верфи концерна "Deschimag" в Бремене.
Верфь успела получить только 3531 тонн материалов, из которых на стапеле установили всего 40 тонн.
Линкор "К" должен был строиться на верфи "Deutsche Wercke" в Киле, его закладка планировалась на 15 сентября 1939 года. Но с началом войны постройку приостановили.
Из заказанных 12.921 тонн материалов получили 2980 тонн и произвели еще 1503 тонн. Завезенную на верфь сталь потом использовали для строительства подводных лодок.
Последние три линкора так и остались в виде проектов.
Линкор "L" должны были строить на верфи флота в Вилыельмсхафене, а "М" и "N" следовало заложить на освободившихся стапелях фирмы "Blohm und Voss" и концерна "Deschimag".