- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Архангельские винтовые клиперы
(По материалам РГА ВМФ)
Устройство и техническое описание клиперов
Вызванные к жизни военными обстоятельствами, клипера не имели прототипа ни в русском, ни в иностранном военных флотах, что усложняло задачу, стоящую перед их разработчиками. Из скромного опыта строительства в России винтовых судов, наиболее близок и полон был опыт постройки в 1854-1855 годах в Санкт-Петербурге винтовых канонерских лодок и их механизмов. Теперь этот опыт, с учетом условий иного театра, и был использован. Конечно, поспешность, с которой, как мы видим, велось проектирование и строительство клиперов (как и всех судов экстренной постройки) ни могло не сказаться на качестве работ; не все принятые решения были верны, но можно с уверенностью утверждать, что первый блин не получился комом, чему доказательством плавания и вся служба архангельских клиперов.
Внешний облик этих небольших парусно-паровых судов был необычен. Необремененные высоким рангоутом и парусностью, с наклоненными назад мачтами они создавали ощущение стремительности, чему способствовала седловатость линии планширя, изящно изогнутый форштевень, легкая форма кормы.
Как уже отмечалось выше, автору не удалось найти в архиве проектные чертежи, разработанные А. А. Иващенко. Однако в делах о постройке имеется ряд документов, содержащих ценные сведения об устройстве клиперов. Среди них, направленная конторой над Архангельским портом в Кораблестроительный департамент в октябре 1856 года "Ведомость об изменениях и улучшениях, сделанных на построенных в Архангельске винтовых клиперах ...", уже упоминавшиеся дельная книга и ведомости изменений в дельной книге и другие документы.
Большой интерес представляют хранящиеся в коллекции некоторые построечные чертежи клиперов, изготовленные в 1856 году в Архангельске и подписанные В. П. Василевским. Благодаря этим документам и чертежам, а также ряду других материалов удалось составить достаточно полное представление о конструкции корпуса, общем устройстве и вооружении клиперов, на основании чего автором выполнены приведенные в настоящем очерке чертежи.
Деревянный корпус клипера был "... строен вообще по методе Саймондса...", в соответствии с чем в конструкции его, для обеспечения продольной прочности, предусматривались диагональные связи железные ридерсы и деревянные раскосины. Строительство велось по принятым в казенных адмиралтействах правилам, которыми регламентировались как размеры деталей корпуса, так и способы соединения их между собой. Закладные и наборные члены корпуса (киль, резенкиль, кильсон, штевни, дейдвуды, шпангоуты и пр.), бархоуты, привальные брусья и клямсы, ватервейсы, сперке-тингсы. связные поясья, раскосины, планшири, четыре бимса около мачт, крамболы и третья часть наружной обшивки были изготовлены из лиственницы.
Две трети наружной обшивки, бимсы, настил палубы и внутренняя обшивка в трюме между раскосинами и связными поясьями были из сосны. Передний ахтерштевень, красписы (полуфлортимберсы), две штуки кормового дейдвуда, через которые проходил гребной вал, степсы мачт и шпиля, комингсы люков, подушки колодца гребного винта и три бимса под степс бизань-мачты были из лесов дубовых. Крепление корпуса в надводной части - железное, а в подводной - медное. Кроме ридерсов в трюме в машинном отделении были поставлены четыре железных бимса. Для защиты от древоточцев и обрастания подводная часть до бархоута была обшита медными листами, положенными на просмоленную бумагу. Медью клипера обшивались на стапеле.
По предложению А.А. Попова в первоначальный проект клиперов были внесены некоторые изменения (см. выше). Так для облегчения надводного борта набор был срезан под планширь, положенный поверх сперкетингсового пояса. Для фальшборта оставлено по одному топ-тимберсу у двух рядов наборных деревьев, кроме мест крепления вант-путенсов и набора в корме. Железные кницы поставлены только на бимсах, ограничивающих мачты, в местах установки орудий и против шлюпбалок. Два пояса палубной обшивки, прилежащие к ватервейсу, нарезаны на бимсы (см. чертеж).
По первоначальному проекту клиперы должны были иметь механизмы "высокого давления в 120 сил". Однако после решения поставить на три клипера по три паровых котла, механизмы этих клиперов стали обозначать "в 200 сил", а остальных - с двумя котлами - "в 150 сил". Обе величины выражали "нарицательную (номинальную) силу" механизма.
Понятие "нарицательной силы" было введено Дж. Уаттом и являлось коммерческой характеристикой машины, определявшей ее размеры и стоимость. Ею пользовались при покупке или заказе машин, а также в качестве исходной величины для норм снабжения припасами по механической части. Вычисляемая по особой методике, главным образом применительно к тихоходным машинам низкого давления, "нарицательная сила" в описываемое время уже не давала никакого представления о работе (мощности) паровых машин (особенно машин винтовых, быстроходных и тем более высокого давления), которая выражалась "действительной" или "индикаторной силой", и определялась, как правило, опытным путем с помощью специального прибора, изобретенного тем же Уаттом - индикатора, посредством снятия так называемых индикаторных диаграмм.
Сведения о мощности клиперских механизмов, в просмотренных автором делах, отсутствуют. В то время измерению мощности машин не придавали должного значения, оно было скорее исключением, чем правилом. Косвенно, расчетным путем, с использованием данных измерения индикаторной мощности близкого к клиперским по типу и величине механизма высокого давления корвета "Медведь", она может быть определена величиною около 350 л.с. (250 кВт).
Паровые котлы клипера - цилиндрические, огнетрубные, пролетного типа, однотопочные. Наибольшее рабочее давление пара - 60 фунт на кв. дюйм (0,42 МПа), длина котла 20 фут (6,1 метра), а диаметр 5 фут 6 дюймов (около 1,7 метра). В каждом котле имелось 207 медных дымогарных трубок, длиной 9 фут 7 дюймов (около 2,9 метра) и наружным диаметром 2 и 1/8 дюйма (54 мм). При неработающей машине питание котлов осуществлялось с помощью паровой донки.
Паровая машина высокого давления, двухцилиндровая, горизонтальная, тронковая, простого расширения, без охлаждения, с выпуском мятого пара в атмосферу через форсун, установленный в дымовой трубе, то есть по типу и принципу действия аналогичная машинам локомотивов. Диаметр цилиндра 27 дюймов (686 мм), а ход поршня 21 дюйм (533 мм). Цилиндры машины располагались по диагонали относительно коленчатого вала: один цилиндр спереди на одном борту, другой - позади на другом.
Гребной винт - двухлопастной, подъемный.
Угля в угольных ящиках (по оценке Пароходного комитета) помещалось:
- На клиперах с двумя котлами - 5800 пуд (95 тонн). Из условия расхода по 720 пуд (около 12 тонн) в сутки его хватало на 8 суток хода со скоростью 9 узлов, то есть для плавания на расстояние 1728 миль, а при скорости 8,5 узла - на 1630 миль.
- На клиперах с тремя котлами - до 3500 пуд (57 тонн). При суточном расходе 1200 пуд его хватало на 2,9 суток хода со скоростью 10 узлов. Дальность плавания при этом составляла 696 миль. При работе двух котлов и скорости 9 узлов запас обеспечивал дальность плавания около 1050 миль. По механической части клипер снабжался всеми необходимыми для действия механизма запасами на шесть месяцев.
Впоследствии И.А. Шестакова часто обвиняли "... в упорстве в ошибочной идее…", имея в виду установку им на морские суда механизмов высокого давления, котлы которых часто текли, выходили из строя и вообще "...были неблагонадежны...". В свое оправдание он приводил довод, что "…англичане и французы шли тем же путем..." и был прав и в том, и другом. Механизмы высокого давления по массо-габаритным характеристикам, простоте устройства и изготовления были куда предпочтительнее традиционных - низкого давления, к тому же безукоризненно работали на железнодорожном транспорте и мелких речных судах. Однако котлы морских судов, в отличии от паровозных, питались морской, то есть соленой водой. Высокое же давление, а, следовательно, и температура котельной воды способствовали интенсивному выпадению из нее солей. Чтобы держать соленость воды в котле на допустимом уровне их часто продували. И при этом большая часть теплоты бесполезно выбрасывалась за борт, что уменьшало экономичность установки и повышало расход угля. При малейших упущениях со стороны обслуживающего персонала, образовывалась накипь и местный перегрев, что вело к неизбежной течи и повреждениям котла. Вопрос мог быть решен переходом на питание котлов пресной водой, что прекрасно понимал И.А. Шестаков, и для чего требовалось иметь в составе установки поверхностный холодильник. Но это усложнило и утяжелило бы установку; да и сами поверхностные холодильники в то время находились в эмбриональной стадии развития. Вопрос применения пара высокого давления на морских судах был решен введением машин двойного расширения с охлаждением пара в 60-70 годах прошлого столетия.
По первоначальному (проектному) чертежу парусности 1855 года клипер был вооружен трех-мачтовою шкуною, то есть нес на всех мачтах косые паруса с топселями и на фок-мачте - прямой парус-брифок (см. черт. За). Большие трисели и бизань имели по три рифа, штормовые - по два. Брифок имел один риф снизу. Галс брифока проходил в блок, на конце переносного выстрела, закладывавшегося в бугель на фок мачте. Мачты без марсов с салингами. Эзельгофты мачт и бушприта, мартин-гик и шпор грот-мачты - железные. Юферсы чугунные, системы вице-адмирала И. И. фон Шанца. Развитие парусного вооружения клиперов представлено на схемах.
Об артиллерийском вооружении клиперов говорилось выше. Добавим, что после прихода четырех из них в Кронштадт, было решено 24-х фунтовые американские пушки заменить 30-ти фунтовыми (168 мм) пушками №4 (короткокаморные, длиной около 10 калибров). Однако 14 января генерал-адмирал Константин, будучи в Кронштадте, распорядился, вместо этих орудий поставить на клипера 24-х фунтовые (152 мм) пушко-карронады в том же числе, что и американские пушки, то есть по две на судно.
Станок 60-ти фунтовой пушки помещался на поворотной платформе. По-походному орудие со станком и платформой крепилось в диаметральной плоскости судна. Для действия из орудия платформа, по специальным металлическим полосам, прикрепленным к палубе – погонам, переводилась на один, либо другой борт, для чего на каждом из них было устроено по одному орудийному порту и боевому штыру. 24-х фунтовые пушко-карронады устанавливались на обыкновенных бортовых четырехколесных станках по одной на борт и действовали каждая через свой порт. При необходимости пушка одного борта могла перекатываться на другой: в этом случае в качестве порта использовался входной трап, который имел обухи для брюков как штатный орудийный порт.
На каждом клипере имелся следующий штатный боезапас:
А) Для 60-ти фунтовой пушки:
- зарядов в 16 фунт (6,5 кг) пороха - 80 шт.
- зарядов в 11 фунт (4,5 кг) пороха - 60 шт.
- зарядов в 9 фунт (3,7 кг) пороха - 60 шт.
- бомб снаряженных и неснаряженных - 150 шт.
- ядер сплошных - 150 шт.
- древгагелов с 9 ядрами - 10 шт.
- ящиков для хранения снаряженных бомб - 25 шт.
Б) Для 24-х фунтовых пушко-карронад
- зарядов в 8 фунт (3,3 кг) пороха - 75 шт.
- зарядов в 6 фунт (2,5 кг) пороха - 75 шт.
- гранат снаряженных и неснаряженных - 300 шт.
- ядер сплошных - 300 шт.
- картечи в железном корпусе - 40 шт.
- ящиков для хранения снаряженных гранат - 50 шт.
- ящиков для хранения зарядов 60-ти фунтовых и 24-х фунтовых орудий - 42 шт.
Гребные суда клиперов были построены при шлюпочном мастерстве Архангельского порта. Каждый клипер имел 10-ти весельный барказ, длиной 28 фут (8,55 метра), 8-ми весельный катер, длиной 23 фута (7,0 метров), два 6-ти весельных вельбота длиной 28 фут (8,55 метра) и туз-двойку длиной 12 фут (3,66 метра). Все гребные суда строились по чертежам вице-адмирала И. И. фон Шанца, которые А. А. Попов привез с собою в Архангельск в декабре 1855 года. По общему мнению, самой лучшей шлюпкой на клипере был барказ. Он был вооружен четверть-пудовым (122 мм, длина 5,5 кал.) медным единорогом, для которого на клипере предусматривался десантный лафет. Катер сильно уступал в качествах барказу, зато вельботы считались очень хорошими судами.
По-походному барказ помещался над машинным люком, почти закрывая его собою и препятствуя проникновению света и воздуха в машинное отделение. Катер устанавливался в барказ, а вельботы поднимались на поворотных железных шлюпбалках, которые для удобства и безопасности подъема гребных судов могли отклоняться от борта. Для туза на клипере не было штатного места, его хранили, где могли; где вверх килем поперек палубы перед грот-мачтой, где на катере тоже вверх килем, где под барказом на палубе.
Каждый клипер имел три становых двурогих якоря с железными штоками (адмиралтейского типа): плехт (правый) весом 55 пуд (0,9 тонны), дагликс (левый) в 44 пуда (0,72 тонны) и запасной; три верпа: 20-ти пудовый (0,32 тонны), 15-ти пудовый (0,24 тонны) и 10 пудовый (0,16 тонны), а также два цепных каната по 150 сажень (275 метров) каждый, калибром цепи 1 и 1/8 дюйма (28 мм). Кроме обыкновенных подпалубных цепных стопоров предусматривались чугунные стопора особого устройства перед самыми клюзами. Около фок-мачты были устроены канатные битенги с чугунными колпаками, в которых битенг-болты проходили горизонтально по длине судна. Якорные машинки для отдачи пертулиня и рустова - винтовые. Для подъема якоря и других работ служил съемный шпиль.
Водоотливные средства клипера состояли из помпы Массея и двух шпуль-помп (переносные помпы Даутона). Отливная труба помпы Массея имела вывод на палубу, для подачи воды в случае пожара.
Для приготовления пищи служил железный камбуз на 120 порций со встроенным опреснительным аппаратом. Для освещения арсенала, шкиперских кают и коридоров имелось четыре фонаря, пятый – крюйт-камерный - предназначался для освещения крюйт-камеры - помещения для хранения пороха и зарядов. Рулевое устройство включало центральный деревянный руль (то есть ось баллера совпадала с осями рулевых петель) с железным двурогим румпелем, штурвал с двумя колесами и кожаный 2 и 1/2 дюймовый штуртрос (64 мм в охвате и около 20 мм в диаметре) с медными шкивами и роульсами. Рядом со штурвалом размещались два нактоуза с двумя медными нактоузными же фонарями каждый.
Экипаж клипера состоял из 9 офицеров и 92 нижних чинов - унтер-офицеров, матросов, нестроевых.
Мокрой провизии - соленого мяса, масла, квашенной капусты и т.д. - помещалось на 6 месяцев, сухой - сухарей, круп, гороха, сахара, чаю и т.д. - на 4 месяца.
Запас пресной воды в цистернах водяного трюма составлял около 1000 ведер (около 12 кубометров) чего хватило бы на 2 недели, однако суточная потребность в воде (около 70 ведер) полностью обеспечивалась работой опреснительного аппарата.
По шкиперской части (запасные парусные принадлежности, краски, олифа, масло для фонарей и т.п.) клипер имел почти годовой запас.
Чугунного балласта в балластинах по 2 и 4 пуда - 1000 пудов (16,4 тонны).