- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Развитие крейсеров класса "А" Японского Императорского флота. Часть 2 Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
4. Вооружение
При завершении постройки вооружение кораблей состояло из шести 200-мм.орудий в одноорудийных полубашнях, четырех 80-мм.зенитных орудий в одно- орудийных установках, двух 7,7-мм.пулеметов "Lewis" и двенадцати 610-мм.торпедных аппаратов в шести спаренных поворотных установках.
4.1. Главный калибр.
+ Характеристики орудияОрудие было разработано инженером С.Хада (Engineer C.Hada). Работы велись конструкторским бюро в Куре (Kure Kaigun Kosho) с 1916 года. Испытано орудие было в 1921 году и принято на вооружение в 1924 году как "20-см.орудие в 50 калибров" (50-cal. 3 Nendo Shiki 20-cm.Gun"). С 1931 года известно как "20-см. орудие в 50 калибров марки 1" (50-cal. 3 Nendo Shiki 1 Go 20-cm. Gun").
Корабли с 200-мм.орудиями "50-cal. 3 Nendo Shiki 1 Go 20-cm.Gun" (см.прим.31):
"Furutaka" - "Kako" - одноорудийные установки типа "A"; "Aoba" - "Kinugasa" - спаренные установки типа "С"; типа "Myoko" - спаренные установки типа "D"; авианосцы "Када" и "Akagi" - одинарные установки "А.1" и спаренные "В".
Характеристики орудия "3 NENDO SHIKI 1 GO 20-см
Калибр ствола 200-мм (= 7,9")
Конструкция полуобморочная (Mk.l)
Казенная часть качавшаяся винтовая
Длина (наибольшая) 10,0 м. (= 50 калибров)
Число нарезов 48
Вес (с казенкой частью) 17,90 тонн
Скорость снаряда у дульного среза 870 к/сек.
Давление в канале ствола (максимальное) 30 кг/кв.мм.
Живучесть ствола около 300 выстрелов
Скорострельность (по проекту) 5 выстрелов в мин.
Вес снаряда 110,00 кг.
Вес заряда в шелковом картузе (Common - общий) 32,63 кг.
Наибольшая дальность стрельбы / угол возвышения
одинарные установки типа "А" 20 км. при 25 град.
спаренные установки типа "В" 28 км. при 45 град.
спаренные установки тисов "С" в "D" 26,7 км, при 40 град.
Максимальный угол снижения -5 град.
Одноорудийные установки модели "A" ("A-Model" - "A" Gata) располагались в так называемых полубашнях (semi-turrets - Jun-hoko) достаточно простой конструкции, полностью аналогичной 140-мм. спаренным установкам крейсера "Yubari". Каждая полубашня весила 57.5 тонн и имела защиту из тонких листов высокопрочной стали "НТ":
25-мм. листы - для скругленных лобовых частей;
19-мм. листы - крыша;
6.4-мм. листы - задняя стенка.
Использование шести одноорудийных полубашен общим весом 345 тонн вместо находившихся в разработке спаренных башен весом по 150 тонн (общий вес трех башен 450 тонн) позволило сэкономить около 100 тонн. Кроме того, их пирамидальное расположение в носу и в корме позволило разместить все установки в диаметральной плоскости, а значит сохранялся и 6-орудийный бортовой залп. Благоприятным было и распределение секторов действия орудийных газов при стрельбе.
Внутренний диаметр кольца роликовых опор - 3,2 метра. Разворот установки осуществлялся электромотором мощностью 14 лс. Другой электромотор мощностью 8 лс использовался для подъема и снижения орудия. Орудийный станок весом 8,2 тонны оборудовали откатниками с масляной гидравликой, а возврат ствола после отката осуществлялся пневмоприводом (см. прим.32). Загрузка и подъем снаряда с двумя зарядами в пеналах производились вручную (система свободного заряжения), при этом орудие приводилось в положение угла заряжения (возвышение ствола от 5 до 9 градусов),
Механизмы подачи боезапаса японцы спроектировали, ориентируясь прежде всего на экономию веса, но, несмотря на это, в итоге получилась громоздкая система, резко снизившая возможности установки, особенно в отношении темпов стрельбы. Вместо теоретической скорострельности пять выстрелов в минуту орудийная установка могла делать не больше двух. В большей степени это объяснялось использованием ручной силы в системе подачи снарядов и зарядов. В боевых условиях поддерживать необходимый темп стрельбы было невообразимо трудно и практически невозможно. Орудийная прислуга и персонал подбашенных помещений, образно говоря, физически выматывались до предела.
Путь следования снарядов и зарядов в пеналах из погребов к орудиям можно изобразить следующим образом (буквенные обозначения относятся к схеме):
Из погреба (хранилища снарядов и пеналов зарядов располагались на одном уровне под палубой кладовых) боеприпасы вручную перемещались к нижней части механизма подачи [позиция А] и также вручную загружались в него. Транспортер [А], приводящийся в движение от электромотора мощностью 8 лс, горизонтальным подъемником подавал одновременно и снаряды, и заряды. И те, и другие поднимались в горизонтальном положении до перегрузочной палубы (соответствует уровню ватерлинии для возвышенных орудийных установок, и уровню средней палубы для остальных), затем выгружались из подъемника [В] и вручную, через люки в фундаменте орудийной установки, передавались в перегрузочные подбашенные помещения [С]. Здесь пути следования боеприпасов разделялись.
Снаряды загружались в верхний снарядный подъемник [D], также горизонтального типа, и перемещались на палубу выше - внутрь полубашни к казенной части орудия для ручного заряжания и досылания [Е]. Этот подъемник [D] приводился в движение гидравлической системой (рабочая жидкость - масло) с приводом от электромотора мощностью 8 лс.
Зарядные пеналы на руках (транспортировки верхним подающим подъемником не было) передавались вверх заряжающим в полубашню, где также вручную заряжались и досылались [Е].
(см. прим.22,23,33)
Для 200-мм. орудия "3 Nendo Shiki 1 Go" предусматривалось пять типов снарядов. Все они имели длину 0,762 метра и вес 110 кг. Эти снаряды оставались на вооружении крейсеров класса "А" до 1938 года (до модернизации "Aoba" и "Kinugasa"), а на авианосцах "Када" и "Akagi" - до их гибели в 1942 году.
.Бронебойный снаряд с наконечником марки 5 ("Capped АР Shell 5 Go" - "Hibo Tetsukodan 5 Go"), принятый на вооружение в 1924 году (см.прим.34). Снаряды имели донный взрыватель типа "13 Shlki 2 Go". Маркировка - белый цвет с красной полосой посередине.
.Практический снаряд (Exercise Shell - Enshudan), принятый на вооружение в 1924 году. Маркировка - черный цвет с желтой головкой.
.Бронебойный снаряд с наконечником марки 6 ("Capped АР Shell 6 Go" - "Hibo Tetsukodan 6 Go"), принятый на вооружение 17 ноября 1928 года и 6 апреля 1931 года переаттестованный в бронебойный снаряд "88 Shiki" ("88 Shiki АР Shell" - "88 Shiki Tetsukodan") (см. прим.34). Маркировка - белый цвет с красной полосой посередине и цифрой 88 на головке. Заполнитель - 2,836 кг. ВВ (пикрат свинца - Picric Acid). В 1932 году снаряд снабжен донным взрывателем "13 Shiki 4 Go" (см.прим.35).
.Снаряд общего назначения марки 4 (Common Shell 4 Go - Tsujodan 4 Go) повышенного взрывного действия (HE-Shell), принятый на вооружение в 1929 году. Маркировка - коричневый цвет с белой головкой и желтой полосой посередине. Заполнитель - 7,3 кг. ВВ (пикрат свинца - Picric Acid). Снабжен временным головным взрывателем типа "89 Shiki". С 6 июля 1932 года переаттестован в "Общий снаряд", без добавления марки 4. (Common Shell - Tsujodan) и снабжен временным головным взрывателем типа "91 Shiki".
.Практический снаряд с временной установкой (Timed Exercise Shell - Jigen Enshudan). принятый на вооружение в 1932 году. Маркировка - черный с белой головкой. Снабжен временным головным взрывателем типа "91 Shiki".
На крейсерах использовались заряды трех типов - все в шелковых картузах (см.прим.33):
."Общий" заряд (Common charge) весом 32,63 кг. с порохами 60.DC: 53.DC; 70.С.2 или 80.С.2.
."Уменьшенный" заряд (Reduced charge) весом 24,5 кг. с порохами 37.DC (этот порох позже снят с использования) или 50.С.2.
."Легкий" заряд (Lifht charge) весом 16,3 кг. с порохом 35.С.2.
На крейсерах нового типа устанавливались по четыре 80-мм. 40-калиберных орудия "40-cal. 3 Nendo Shiki 8-cm." с большим углом возвышения в одноствольных палубных установках с ручным наведением. Орудия располагались на верхней палубе по бортам от дымовых труб. Элементы этих орудий приведены в описании крейсера "Vubari" (см.часть 1, п.5).
Японцы считали, что эти орудия наиболее эффективны против низколетящих самолетов на средних дистанциях. Опытные стрельбы подобными орудиями были проведены в 1926 году линейными кораблями соединений "Sentai-1" ("Nagato", "Fuso", "Ise", "Yamashiro") и "Sentai-2" ("Kirishima" и "Hiei"), имевшими на вооружении 80-мм. пушки дали следующие результаты: стрельба, управляемая дальномером с темпом 11,2 выстрела в минуту на дистанции 3000 метров, достигла 4,57 % попаданий в конус длиной 10 метров, буксируемый гидросамолетом со скоростью 60 узлов (110 км. в час) при ходе линейных кораблей 15 узлов.
С момента вступления крейсеров в строй на них применялись семь типов зенитных 80-мм. снарядов - до тех пор, пока 80-миллиметровки на "Furutaka" и "Како" не заменили в 1932-1933 годах на 120-мм. зенитные орудия с "большим углом возвышения". Все снаряды имели длину 28,5 см. и вес 5,99 кг.
1).Два типа общих снарядов (Common Shell - Tsujodan) повышенного взрывного действия (HE-Shell). Заполнитель - 0,454 кг.ВВ (пикрат свинца - Picric Acid). Маркировка - коричневый (Brown-Maroon) цвет. Различались они типом взрывателя: снаряд общего назначения "3 Go" образца 1918 года ("Common shell 3 Go" - "Tsujodan 3 Go") с головным взрывателем "5 Nendo Shiki" и снаряд общего назначения "4 Go" образца 1929 года ("Common shell 4 Go" - "Tsujodan 4 Go") с 30-секундным взрывателем двойного действия.
2).Два типа практических снарядов (Exercise Shell - Enshudan), также различающихся по типу взрывателя. Маркировка черный цвет. Первый из них, снаряд "3 Go" образца 1918 года ("Exercise shell 3 Go" - "Enshudan 3 Go") с желтой головкой и временной снаряд образца 1924 года с 30-секундным взрывателем двойного действия, с белой головкой.
3).Шрапнельный снаряд (Shrapnel shell - R- yusendan). принятый на вооружение в 1918 году. Маркировка - серый цвет. Имел временной 30-секундный взрыватель двойного действия.
4).Трассирующий снаряд (Tracer shell - Eiendan), принятый на вооружение 1920 году. Маркировка - красный цвет.
5).Пристрелочный снаряд (Marker shell - Mokuhyodan). отмечающий место разрыва, принятый на вооружение в 1924 году. Маркировка - зеленый цвет. Имел временной 30-секундный взрыватель двойного действия.
Все снаряды выполнялись в виде унитарного патрона. Заряд в гильзах мог быть двух видов: "общий" (common) с порохом 20.С.2 или "легкий" (light) с порохом 10.С.2. Исключение составлял пристрелочный снаряд, имевший в гильзах только легкий заряд.
Противовоздушную оборону ближнего действия осуществляли два 7,7-мм. зенитных пулемета "Льюис" (7,7- mm. Machine-gun "Lewis"), установленные на мостике. Эти пулеметы были приняты на вооружение в японском флоте в 1925 году и импортировались из Англии. В самое ближайшее время они заслужили недобрую славу ненадежного и весьма неудобного в обслуживании оружия. Основные характеристики пулемета:
Длина 1,283 м.
Вес (пустого) 11,8 кг.
Скорострельность 550 выстр./мин.
Начальная скорость пули 745 м/сек.
Максимальная эффективная дальность стрельбы около 1000 м.
200-мм. орудия имели центральную систему наводки ("follow the pointer" system), в которой угол возвышения и поворота по горизонту для всех орудийных башен устанавливался по указателю. Центральный пост управления огнем (ЦАП), включающий артиллерийский директор "14 Shiki", размещался в верхней части мостика, а запасной пост, с таким же директором, - на крыше самолетного ангара (см. прим.24). Артиллерийский директор (пост центральной наводки - Central Fire Director) типа "14" ("14 Shiki Hoiban") мог выдавать данные для управления огнем как для малых, так и для больших углов возвышения орудий. Практически, прицелы по углу и азимуту допускали возвышение до 90 градусов. 6,4-см. телескопы этих директоров, известные как модель "6-cm.Han "L" gata Baenkyo" ("6-cm. Half "L" model telescope) и переаттестованные 23 июля 1927 года в телескопы с большим углом возвышения "6-cm. Han Kokaku Baenkyo" ("6-cm. Half High-Angle Telescope") имели силу кратности, равную величине от 6 до 7 единиц.
"14 Shiki Hoiban" был расположен в центральном артиллерийском посту (Main Fire Command Room - Shageki Shiki Sho), на высоте 22 метра над ватерлинией (см. прим.36). Уровнем ниже, в отдельном помещении, размещался вычислительный пост, определяющий дистанцию и скорость цели (range and speed calculator - Sokuteklban) типа "13 Shiki Sokutekiban" (см. прим.37).
Принимая во внимание высокое расположение над ватерлинией управляющих артиллерийских приборов, японские конструкторы предприняли определенные усилия для сокращения, насколько это возможно, вибрации, появляющейся в результате стрельбы орудий. Например, на линкоре "Nagato" классическая треногая мачта-надстройка была признана неэффективной и заменена семиногой фок-мачтой, несущей в числе прочих постов и центральный артиллерийский пост. Но и эта конструкция не оправдала возлагаемых на нее надежд. Поэтому в 1923 году, при проектировании крейсеров типа "Myoko" капитан-лейтенант Кикуо Фудзимото (Lieutenant Commander Fujimoto Kikuo), помощник капитана 2-го ранга Хираги, предложил устроить мачту-пагоду ("pagoda" type mast), заимствованную в какой-то мере от американской "ажурной" мачты ("cage" mast), но в отличие от нее целиком закрытой по поверхности металлическими листами. После специальных испытаний на вибростойкость подобные мачты применили в проектах крейсеров типов "Myoko" и "Aoba", а также на уже строящихся "Furutaka" и "Како", внеся соответствующие изменения в проект.
Для оценки дистанции до цели на кораблях установили по четыре дальномера: по два с правого и левого бортов, из них носовые - на уровне компасного мостика и кормовые - рядом с запасным артиллерийским постом. Эти 3,5-метровые дальномеры бинокулярной системы (binocular coincidence system) типа "14 Shiki" использовались для определения данных стрельбы на малых и больших углах возвышения (см. прим.38).
Для ночного боя имелось на каждом корабле по три 90-см.боевых прожектора "SU"-Shiki", из которых один разместили в диаметрали корабля, над компасным мостиком, а два других - между дымовыми трубами, причем прожектор левого борта был ближе к носовой трубе, а прожектор правого борта - ближе к кормовой трубе. Оба - на одном уровне по высоте, Устанавливались прожектора нового типа "SU"-Shiki" ("Superii Shiki"), принятые на вооружение в 1918 году и впервые установленные на линейном крейсере "Kongo" и легком крейсере "Tatsuta". Позже эти прожектора устанавливались на других кораблях вместо менее мощных системы "Siemans", дававших изохроматический свет. 90-см. прожекторы светили бело-голубым светом с интенсивностью в 9000 свечей на 1 кв. метр при силе тока 150 Ампер и напряжении 75 Вольт. Получался эффективный луч на дальность в среднем 3500-4000 метров. Угол возвышения прожекторов составлял от - 30 до +100 градусов. Их использование координировалось из специального поста управления прожекторами (Searchlight Command Room), расположенного поверх мостика. Еще два поста управления на каждую из двух групп прожекторов находились в центральном и запасном артиллерийских постах (см. прим.36).
Установка тяжелого торпедного вооружения на крейсерах класса "А" проводилась по инициативе и под нажимом морского генерального штаба. После подписания Вашингтонского договора, по которому Япония получила право на меньшее количество линейных сил, чем Англия и США, японское морское командование выработало концепцию использования флота, в которой попыталось компенсировать слабость линейного флота специальной тактикой, одной из важных составляющих которой были ночные бои и массированные торпедные атаки. В соответствии с этой доктриной торпедными аппаратами вооружались почти все крупные корабли, а также создавались специальные эсминцы проекта "Special Туре" - тип "Fubuki".
Первоначально на новых крейсерах предполагалось установить на верхней палубе поворотные торпедные аппараты, в диаметральной плоскости - как на "Yubari", или побортно - как на 5500-тонных крейсерах. Однако более высокий надводный борт (5,5 метров по проекту против 4,0 метров на 5500-тонниках) создавал слишком большой угол удара торпеды при входе в воду. Было решено разместить торпедные аппараты уровнем ниже - на средней палубе, сделать их неповоротными, а также защитить их листами высокопрочной стали "HT-steel" толщиной 19-25,4 мм. (3/4"-1" - 30-40 lbs).
Капитан 2-го ранга Хирага категорически возражал против подобного размещения торпедных аппаратов из-за близости их к машинным отделениям и боевым погребам (он возражал также и против установки торпедных аппаратов вообще). По его мнению случайно попавший снаряд мог вызвать детонацию боеголовок торпед и создавал бы чрезвычайно тяжелые последствия для корабля. Мнение Хираги подтвердилось во время взрывов-опытов с корпусом недостроенного линейного корабля "Tosa" 16 июня 1924 года. Во время испытания несколько боеголовок торпед "8 Nendo Shiki" (300-346 кг. взрывчатого вещества типа "Shimose") сдетонировали в носовом торпедном отделении, расположенном ниже верхней палубы, обусловив серьезные разрушения над ватерлинией.
Однако морской генеральный штаб по тактическим соображениям (которые доминировали над целесообразностью) не принял возражений Хирага и неповоротные (фиксированные) торпедные аппараты установили внутри корпуса. Аппараты были парными типа "12 Nendo Shiki" образца 1923 года. Четыре пары размещались над машинными отделениями и две пары между башней главного калибра N.3 и надстройкой.
Количество принимаемых торпед соответствовало числу торпедных труб (в военное время на борт брали 12 запасных торпед). Торпеды "8 Nendo Shiki 2 Go" имели калибр 610-мм, вес 2362 кг. и боеголовку с 346 Kr."Shimose" (см.прим.35). Движетель торпеды - 4-х цилиндровая радиальная пневмо-машина. Длина торпеды - 8,415 метров, дальность хода - 20.000 метров (скорость при этом - 27 узлов). На расстоянии 15.000 метров скорость торпеды равнялась 32 узла, а на расстоянии 10.000 метров - 38 узлов.