- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Английские линкоры "Нельсон" и "Родней"
Дискуссия
D'Euncourt указывает, что проект линкора Нельсон своеобразен во многих отношениях. Прежде всего, он должен был удовлетворять условиям и лимитам, установленным Вашингтонским соглашением. Насколько известно, ни один из прежних проектов, разработанных адмиралтейством, не приходилось приноравливать к столь жестоким ограничительным условиям. Эти условия устанавливали максимальное водоизмещение, которое нельзя было превысить, а также наибольший калибр главной артиллерии. С другой стороны, адмиралтейство требовало, чтобы этот корабль воплощал в себе все, что является необходимым по данным опыта войны большую скорость хода при экономичном потреблении топлива, при большом радиусе действия мощное вооружение, а также возможно лучшее бронирование для защиты от авиабомб и от навесного огня артиллерии максимального калибра (406 мм), а также хорошо развитую противоторпедную защиту. Все специальные отделы адмиралтейства артиллерийский, торпедный, радиотехнический и другие предписывали наилучшее, новейшее и наиболее полное оборудование по своей специальности. Эти требования приходилось учитывать, но они не могли быть полностью осуществлены, так как иначе корабль, отвечающий всем этим требованиям, имел бы водоизмещение порядка 50 000 тонн.
Предложенная задача была очень трудной.
В качестве примера трудностей, которые приходилось преодолевать, можно указать на защиту от авиабомб и от попаданий снарядов под большим углом. Насколько известно, до сих пор ни один корабль не имел палубной брони толщиной 152 мм, и если учесть, что на корабле шириной 32 метра это обуславливает вес одной только брони палубы около 40 тонн на 1 метр длины, то общий вес ее действительно будет очень большим.
Путем сосредоточения вооружения была достигнута наибольшая эффективность защиты при минимальном весе. Благодаря установке девяти орудий в трех 3-хорудийных башнях вместо восьми орудий в четырех 2-хорудийных башнях, установленных в оконечностях, была достигнута экономия в весе артвооружения. Указывалось, что установка всех орудий главного калибра в носу образует в корме мертвый угол; однако этот мертвый угол невелик и часто перекрывается при маневрировании зигзагами. Кроме того, насколько известно, во время войны никогда не требовалось вести огонь главным калибром прямо по корме. Вооружение сосредоточено указанным образом также с целью получения наибольшей защиты при данном весе броневой палубы и главного бортового пояса. Сверх того, пожертвовав большей частью тонкой вертикальной брони, применявшейся до этого для бронирования оконечностей корабля, удалось увеличить высоту борта, не увеличивая общего веса корпуса. Это увеличение высоты борта дало экономию в весе набора, так как толщину листов корпуса можно было уменьшить благодаря более высокому соотношению между высотой и длиной корабля.
Однако веса, которые должен был нести корабль, все же оставались очень большими; например вес вращающейся части каждой трехорудийной установки ГК составлял почти 2000 тонн, в дополнение к весу неподвижной брони барбетов и подкреплений. Сосредоточение этого огромного веса на сравнительно небольшой длине требовало выполнения самых тщательных расчетов. Кроме того, различные приборы управления и большое количество электроаппаратуры также значительно увеличивали вес. В виде примера можно указать, что на корабле имеется 300 миль электрического кабеля. Эта цифра в 2000 раз превышает длину корабля. В одном только ПУАО, примыкающем к мостику, сосредоточено 10 тонн кабеля.
В связи с особенностями этих кораблей и необходимостью уменьшения веса пришлось затратить чрезвычайно много труда на разработку всех деталей, тем более, что многие из них были совершенно новыми.
Испытания кораблей дали весьма хорошие результаты: расход топлива оказался удовлетворительным, показав низкие цифры для весьма широкого диапазона скоростей. Достигнут также хороший пропульсивный коэффициент.
Нельсон является первым двухвинтовым линкором после Дредноута до него все линкоры имели четырехвальные установки.
Вице-адмирал Чатфилд указывает, что в качестве первого варианта был представлен проект, воспроизводящий классические прототипы Куин Элизабет и Ройал Соверин, то есть вариант с симметричным размещением артиллерии, который представлялся правильным и удовлетворял пожеланиям моряков. Однако такой корабль не был достаточно хорошо уравновешен имелась мощная артиллерия, но защита была недостаточной. Усиление артиллерии за счет бронирования также невыгодно, как и усиление бронирования при недостаточной огневой мощи. D'Euncourt предложил расположить все три башни вместе в диаметральной плоскости корабля, а машины и дымовые трубы переместить к корме. Внешне это было некрасиво, но представляло некоторые преимущества. Адмиралтейство согласилось допустить эти эстетические дефекты, и в результате был создан проект линкора Нельсон. Главной трудностью, как уже было упомянуто выше, являлось ограничение водоизмещения корабля, что требовало чрезвычайно тщательной разработки всей конструкции корабля и его деталей. Вес корабля приходилось уменьшать, не считаясь с затратами, применяя сталь повышенного сопротивления и легкие сплавы. В результате чрезвычайно увеличилась стоимость корабля, составившая около 200 фунтов стерлингов на тонну водоизмещения.
Адмирал Кастанс не разделяет взглядов специалистов, участвовавших в проектировании данных кораблей, и считает, что никакая броня не может устоять против действительного орудийного огня. Поэтому наилучшей и единственной реальной защитой против орудийного огня служит лишь орудийный огонь. По сравнению с ним броня является лишь второстепенным средством защиты и отнюдь не должна быть доминирующим фактором при проектировании корабля. Могут возразить, что несколько английских кораблей было потоплено орудийным огнем. Но они погибли не столько вследствие недостаточного бронирования, сколько вследствие неприкрытия артиллерийским огнем на решающих дистанциях. Англичане обладали более мощной артиллерией, но она либо использовалась не полностью, либо применялась на дистанциях, превышавших дальность действительного огня.
Теория, на которой основывалась морская стратегия войны 1914-1918 годов, утверждала, что торпеда является очень эффективным оружием и, следовательно, необходимо держаться от противника дальше ее предельной дистанции. Вследствие этого орудийный огонь становился менее эффективным. Необоснованный страх перед торпедами привел к культу больших дистанций и к малой эффективности орудийного огня. Необоснованность опасения торпед вытекала из изучения данных маневров и результатов русско-японской войны. За эту войну только 5,5% торпед попали в цель. Эту же величину удалось обосновать путем теорисследования. Учтя увеличение скорости торпед и рост скорости хода корабля, можно было сделать заключение, что процент попаданий вероятно будет почти такой же и в следующую войну. В конце войны, адмиралтейство, подсчитав процентную цифру попаданий, получило почти такой же результат.
Профессор Байлс отмечает, что на линкорах типа Нельсон, в отличие от прежнего распределения огневой мощи 40% огня по корме и 60% по носу, вся главная артиллерия сосредоточена в носу. Это представляет определенное преимущество, давая некоторое уменьшение веса, весьма важное в условиях ограничения тоннажа. В ответ на возражения против отсутствия огня по корме, можно указать, что при маневрировании в бою поворачивать кормой к противнику при резком изменении курса не является обязательным, и для корабля рассматриваемого типа отнюдь не будет более рискованным повернуть навстречу ему.
В конструкции этих кораблей имеется много интересного. В частности, представляют интерес способы уменьшения веса. Задача в данном случае значительно облегчалась тем, что проектировщики и строители не были ограничены в денежных средствах. Большим преимуществом кораблей типа Нельсон является высота борта, значительно превышающая обычную. При длине 216 метров высота борта 17 метров дает отношение L/Н около 13, что соответствует стандартным условиям общей прочности лайнеров трансатлантиков.
Легогне указывает, что Нельсон и Родней являются единственными линкорами, построенными в соответствии с условиями Вашингтонского соглашения, а потому их детали представляют особый интерес.
Проблема проектирования линкора в фиксированных пределах водоизмещения являлась новой и, конечно, совершенно отличалась от проблем, которые приходилось решать кораблестроителям ранее: определить вес, когда заданы все главные характеристики скорость хода, вооружение и бронирование.
Что касается линкора в 35 000 тонн, то следует отметить, во-первых, большой вес корпуса и брони, составляющий в общей сложности до 75% водоизмещения корабля. Легко понять, что при таких условиях (то есть при заданном водоизмещении) весьма выгодно уменьшить длину и, следовательно, увеличить погруженную площадь миделя. Поступая таким образом, необходимо увеличивать мощность механизмов корабля и вес машинной установки, тогда как вес корпуса и брони, в значительной мере зависящей от длины корабля и относительно мало от его ширины, будет уменьшаться в гораздо большей пропорции.
Отношение длины к ширине линкора Нельсон составляет около 6,5, тогда как для Ривендж то же отношение составляет только 6,0. При применении для Нельсон и Родней такого же или даже меньшего коэффициента, можно было бы получить более эффективный линкор, преодолев, конечно, некоторые технические трудности.
В перечне кораблей военного флота водоизмещение Нельсон и Родней указано соответственно 33 500 и 33 900 тонн интересно знать, каким образом на Нельсон было достигнуто уменьшение водоизмещения на 400 тонн по сравнению с Родней.
На линкоре Нельсон применено большое количество специальной стали типа D. Не является ли этот металл более хрупким, чем обыкновенная углеродистая сталь, и может ли он применяться для листов, которые должны обрабатываться под прессом или молотом?
Алюминиевые сплавы, по-видимому, не применялись для легких переборок, как это имело место на новых французских военных кораблях; возникает вопрос, покрывались ли специальной краской или лаком детали из алюминиевых сплавов, подверженные коррозии под действием морского воздуха и брызг, а также является ли примененный сплав каким-либо видом дюралюминия, или это сплав алюминия с кремнием.
Вентиляция машинного отделения является всегда трудноразрешимой проблемой. Так как вытяжной вентилятор на Нельсон мощнее нагнетательного, то машинное отделение, очевидно, находится под небольшим избыточным давлением. Интересно знать, какие температуры были зарегистрированы в машинных отделениях Нельсон во время скоростных испытаний.
Офицерские помещения, по-видимому, обогреваются электрическими грелками, тогда как в помещениях команды установлены термотанки. Непонятно, почему эта последняя система, применяемая на большинстве крупных лайнеров, не была использована здесь для офицерских помещений.
Расход пара при ходовых испытаниях на Нельсон, по сообщению докладчика, составлял 0,357 кг/лс при полной мощности, что свидетельствует о высокой экономичности механизмов.
Необходимо выяснить, является ли вполне точной указанная в некоторых журнальных статьях цифра расхода топлива 2,7 тонны в час при крейсерской скорости хода, и какова наиболее экономичная крейсерская скорость данных кораблей.
Разность между скоростями хода, зарегистрированными на мерной миле при стандартном водоизмещении и при наибольшей осадке, составляет лишь 0,5 узла. Трудно понять, чем объясняется столь малая разница, если разность водоизмещений, соответствующая вместимости топливных цистерн, составляет около 4000 тонн.
Нарбетт считает, что линкор Нельсон нельзя назвать красивым кораблем. Само по себе это обстоятельство несущественно, но, однако, оно связано с большим недостатком, заключающимся в своеобразии силуэта, дающем возможность легкого его опознания.
Переходя от общего вида корабля к деталям конструкции, Нарбетт отмечает следующее.
Корабль имеет высокий надводный борт, две трехорудийные башни расположены весьма высоко, вследствие чего линкор обладает хорошими мореходными качествами. Большим достоинством этого типа являются трехорудийные башни углы обстрела каждой из них очень большие, а мертвый угол в корме сравнительно невелик.
Наличие торпедного вооружения вызывает недоумение. Трудно представить, каким образом данный корабль оставаясь боеспособным может успешно применить эти два торпедных аппарата против неприятеля. Они не оправдывают больших трудностей, сопряженных с монтажом системы управления торпедной стрельбой, дальномеров и постов.
Заслуживает также внимания и вопрос о самолетах для корректирования артиллерийской стрельбы. На данном корабле, по-видимому, нет катапульты и вообще нет летной части. Это доказывает, что адмиралтейство вполне полагается на авианосцы, как на базы разведывательных самолетов и самолетов для корректирования огня тяжелых орудий.
Рассматривая вопрос о применении новых материалов, в связи с упоминанием о применении стали типа D, Нарбетт указывает, что в течении последних 15 лет металлургическая промышленность стремилась улучшить свою продукцию, и результаты этой работы весьма полезны для крупного судостроения.
Применение сплавов легких металлов также представляет большой интерес. В этом случае был использован опыт авиации при постройке морских летающих лодок.
Коррозия довольно успешно предотвращалась анодированием погружением листов и полос дюраля (после чистовой обработки) в ванну из хромистой кислоты, через которую пропускался ток постепенно возрастающей силы пока на всей поверхности погруженных изделий не образовывалась очень твердая корка, не поддающаяся коррозии. Это позволило министерству авиации разрешить постройку летающих лодок из дюралюминия вместо дерева. В деревянные корпуса вода впитывалась в таком большом количестве, что они быстро приходили в негодность, иногда же возникали большие трудности вследствие просачивания воды. При металлическом корпусе летающая лодка оказалась более пригодной для океанской службы.
Касаясь вопроса применения дерева, Нарбетт отмечает, что на военных кораблях, предназначенных служить в различных климатических условиях, деревянная мебель удобнее и гигиеничнее металлической.
Новый способ пропитки древесины и фанеры огнестойким составом дал хорошие результаты. Пропитка с успехом применена для огнестойкой обшивки коридоров, дверей в стальных переборках и для разделительных переборок, применяемых взамен стальных, а также и для мебели. С помощью нового процесса дерево приобретает следующие свойства: поверхность материала после пропитки и надлежащей сушки становится гладкой и изящной, материал не вызывает коррозии, а также не впитывает влагу. Однако он имеет один недостаток во влажном состоянии такой материал неудобен для обработки. Поэтому он должен быть тщательно высушен перед применением на корабле, на что требуется время.
Спаннер, отмечая, что в предстоящую войну противник будет действовать с воздуха, указывает на две особенности в проектах линкоров.
Во-первых, гребные винты, руль и частично гребные валы этих кораблей совершенно не защищены от повреждений при воздушной атаке. Чтобы устранить эту опасность, движители и рули линейных кораблей должны быть радикально изменены. Эта проблема пока неразрешима, и все линкоры остаются сильно уязвимыми в кормовой части.
Во-вторых, несмотря на утверждение, что корпус имеет "подводную защиту наиболее эффективного типа, разработанную на основании продолжительных испытаний", остается бесспорным, что днище корабля является незащищенным, и даже мелкое повреждение его не может быть исправлено без постановки корабля в сухой док.
Конструкция подводной части корпуса, выдерживающая мощные подводные взрывы, представляет огромное значение. Но пока такая конструкция ограничивается бортом и не разрешает проблемы повреждений днища. Например, если непосредственно под днищем взорвать небольшой заряд, около 2,4 кг взрывчатого вещества, то для устранения нанесенного таким путем повреждения и восстановления водонепроницаемости наружной обшивки необходимо ввести корабль в сухой док.
Берри в заключительном слове указывает, что D'Euncourt отчасти пояснил причины, в силу которых было решено применить данное расположение артиллерии главного калибра. Это расположение дает экономию веса и большую огневую мощь при всех вероятных углах обстрела. При углах кормового обстрела, указанных в докладе, достаточно отклонения корабля на несколько градусов от прямого курса, чтобы орудия кормовых башен были направлены на противника. Весь опыт минувшей войны доказал, что этим вполне можно удовлетвориться.
В ответ на вопросы, поставленные Спаннером, Берри указывает, что гребные винты, валопроводы и руль расположены на сравнительно небольшой части длины корабля и покрыты кормой значительно больше, чем на других военных кораблях, а потому почти полностью защищены от непосредственных попаданий авиабомб. Эти части наиболее уязвимы для торпед, вследствие отсутствия защиты от последних. Однако, опыт торпедных атак, произведенных в мировую войну, не убедил адмиралтейство в необходимости иного расположения этих частей корабля.
Что касается второго вопроса, то все последствия, которые будут иметь для корпуса корабля взрывы больших и малых бомб, происходящие вблизи днища, были подробно исследованы адмиралтейством еще до закладки кораблей. Были проведены испытания в гораздо более тяжелых условиях, чем предложенные Спаннером, в результате которых пришли к выводу, что корпус обоих кораблей хорошо выдержит любое попадание авиабомб при воздушных атаках, мыслимых в ближайшем будущем. Для новых линкоров повреждения днища, которые могут быть нанесены взрывчатым веществом в 2,5 кг, не окажут также заметного влияния на боевые или мореходные качества, и такие повреждения линкоров Нельсон и Родней не вызовут необходимости быстрого ввода их в док для ремонта.
Как отметил адмирал Четфилд, существование лимита водоизмещения заставило проявить изобретательность для получения возможно большей эффективности при наименьшем весе, и это было сопряжено с некоторым увеличением расходов, однако линкоры Нельсон и Родней обошлись относительно дешево. Стоимость Нельсон составила 7504 тысяч фунтов стерлингов, а Родней 7618 тысяч фунтов стерлингов.
В Германии на линейный корабль, водоизмещением 10 000 тонн с 280 мм орудиями и с дизельной двигательной установкой, ассигновано 4 миллиона фунтов стерлингов, то есть около 400 фунтов на тонну. Между тем, крейсеры типа Лондон стоят каждый около 2 миллионов фунтов стерлингов и отсюда следует, что немцы прилагают все усилия, чтобы достигнуть большей эффективности, не считаясь с затратами.
Адмирал Кастанс затронул весьма важный вопрос, на который скорее может ответить морской генеральный штаб, чем начальник кораблестроительного отдела адмиралтейства. Однако, надо отметить, что в настоящее время приходится считаться не с поражением бортов, а с действием навесного огня и учитывать поражение палубы при стрельбе орудий с очень большими углами возвышения с дистанции примерно 22 км.
Указания адмирала Кастанса относительно эффективной торпедной стрельбы вполне правильны. Торпеда является сравнительно медленно движущимся снарядом. Орудийный снаряд движется с начальной скоростью около 850 м/сек, тогда как скорость торпеды исчисляется в узлах, она имеет такую же скорость хода, как эсминец. В то время как эсминец выпускает торпеду с расстояния, которое он считает безопасным для себя или подходящим для боя, линкор движется.
Это обстоятельство имеет большое значение также и при учете возможного эффекта авиабомб. Бомба, сбрасываемая с воздуха, является медленно движущимся снарядом, и самолет должен набрать определенную высоту для того, чтобы бомба приобретала скорость, необходимую для пробивания палубы, а на этой высоте зенитные орудия могут обстрелять самолет. В то время, как бомба падает с высоты 2500 метров, линкор, являющийся мишенью, переместится на 300 метров в каком-нибудь направлении, которое выбирает командир корабля, а не летчик, сбрасывающий бомбу. До сих пор при всех попытках бомбометания с самолетов в линкоры число попаданий не превышало 2-4% но и это достигалось только в тех случаях, когда линкор был ошвартован вблизи авиабазы, причем производилась предварительная тренировка летчиков, корабль не был под парами и самолеты не обстреливались из зенитных орудий. Надо ждать совершенно иных результатов, когда корабль находится в движении и производится стрельба из зенитных орудий.
Профессор Байлс отметил отношение длины к высоте борта линкора Родней. Это соотношение 13:1 вполне соответствует наиболее экономичному весу корпуса конструкции больших крейсеров, а также линкоров.
Легогне затронул много вопросов. Что касается стали сорта D, то она обрабатывается почти так же легко, как и мягкая сталь. Недостатком является лишь необходимость осторожного обращения в случае применения горячей обработки. В этом отношении мягкая сталь удобнее, но этот недостаток характерен для всех сортов стали повышенного сопротивления.
Говоря о деталях из алюминиевых сплавов в открытых местах, можно отметить, что сплавы эти употреблялись только для конструкций неответственного значения, из них были изготовлены разные кожухи, коробки электрических приборов и т.п. Они предохранялись до известной степени против коррозии защитной окраской. Однако, опыт показал, что это дает не вполне удовлетворительные результаты.
Нарбетт поднял вопрос о силуэте данных кораблей, позволяющем опознать их при появлении на горизонте. Это не имеет большого значения, так как в настоящее время каждая серия кораблей обладает своим характерным силуэтом.