- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
После окончания Первой мировой войны, в 1922 году, французское правительство приняло решение о предстоящем обновлении корабельного состава флота, прошедшего суровые испытания за четыре года боевого использования.
Принятая программа предусматривала наряду с постройкой трех 8000-тонных крейсеров, позже получивших прозвище "картонных", и двенадцати подводных лодок, пополнение флота двенадцатью эскадренными миноносцами (torpilleurs d'escadre) в 1500 тонн и шестью контрминоносцами (contre-torpilleurs) в 2400 тонн. Последние являлись принципиально новыми кораблями и их появление во французском флоте требует некоторого объяснения.
Сами по себе корабли типа "Jaguar" - первые представители класса французских межвоенных контр-миноносцев - представляли собой корабли, созданные для возможного противоборства итальянским "разведчикам" ("exploratori"), английским лидерам флотилий миноносцев (появившимся в 1915 году) и немецким "супер-эсминцам" (испытания которых начались в 1918 году). Наряду с этим они одновременно являлись уменьшенными легкими крейсерами, созданными по типу подобных кораблей, хорошо зарекомендовавших себя в 1914-1918 годах в Северном море и Адриатике Французский Генеральный морской штаб (Etat-Major general. EMG) и Технический отдел (Service technique) не преминули воспользоваться опытом их использования. Конечно же, этот опыт изучался в той степени, в которой он мог быть использован во французском флоте.
Во Франции в это время не помышляли о возможности вооруженного конфликта с Британией или США. Не рассматривался как возможный противник и флот Германии - быстрое восстановление его было невозможно из- за версальских ограничений. На первый план выступала Италия, которая считала Средиземное море в большей его части своим и уже с трудом терпела традиционное британское превосходство на этом театре. Французское командование с тревогой и озабоченностью рассматривало технические данные и возможности трех итальянских "Leone" (1526/2200 ts: 33.5 уз ), которые считались воплощением идей итальянского адмиралтейства и всего боевого опыта в отношении легких кораблей этой средиземноморской державы. С другой стороны французы достаточно хорошо знали возможности британских лидеров флотилий эсминцев благодаря обстоятельным рапортам капитана 1 -го ранга Вандера (capitane de vaisseau Vandier) - наблюдателя и представителя французского флота на Гранд Флите адмирала Битти.
К этому времени французы уже имели небольшой опыт проектирования больших эсминцев (torpilleurs de escadre). разработка которых началась в 1913 году и была прекращена после начала войны. В 1917 году морской Генштаб (4-й отдел) в технической записке, датированной 24 сентября, предложил начать разработку двух типов эскадренных легких кораблей (batiments de flottille) - 33-узлового эскадренного миноносца в 1500 тонн при нормальной загрузке и другого корабля той же категории, но более крупного и мощного, с улучшенными характеристиками. Техническое задание на него предусматривало:
Скорость 35 узлов.
Радиус действия 3500 миль:
Вооружение ... четыре 140-мм.орудия и шесть торпедных труб. Интересно отметить схожесть этих технических заданий и заданий, предложенных позже для конструирования эсминца в 1500 тонн и контр-миноносца в 2400 тонн программы 1922 года.
Трудность разработки проекта контр-миноносца программы 1922 года заключалась в том, что французы имели только теоретическое знакомство с подобными кораблями. Прямого и практического опыта не имелось. Некоторую. но совсем небольшую помощь в этом оказали бывшие немецкие корабли, включенные в списки французского флота в 1920 года, в частности - бывший немецкий 2500-тонный эсминец "V-116", получивший во французском флоте наименование "Amiral Senes". Генштаб и Технический отдел проявили исключительный интерес к этому быстроходному (33 узла) и мощно вооруженному (4 150-мм.орудия облегченного типа) кораблю. Анализ и исследование его характеристик и оборудования, проведенный инженером Генштаба Паоли (M.Paoli), несомненно имели очень сильное влияние на разработку проекта "Jaguar". Работы по проектированию проводились коллективом под руководством М.Гаррета (М.Garret). Немецкий эсминец хорошо помог и в том плане, что позволил сформулировать требование Гаррета на крупные габариты корабля. Вполне возможно, что если бы не существовал немецкий эсминец эти требования могли бы выглядеть достаточно дерзко.
Тип |
Кол-во |
Бюджет |
Готовность |
Водоизмещение |
Пр.скорость |
"Jaguar" |
6 |
1922 |
1926-1927 |
2.126 |
35,5 |
"Guepard" |
3 |
1925 |
1930-1931 |
2.436 |
35,5 |
"Valmy" |
3 |
1926 |
до 1931 |
2.436 |
35,5 |
"Aigle" |
6 |
1927 |
1932-1934 |
2.441 |
36,0 |
"Vauquelin" |
6 |
1928/29. |
до 1934 |
2.441 |
36,0 |
"Le Malin" |
6 |
1930 |
1935 |
2.569 |
37,0 |
"Mogador" |
1 |
1932 |
до 1938 |
2.930 |
39,0 |
"Mogador" |
1 |
1934 |
до 1938 |
2.930 |
39,0 |
"Mogador"* |
4 |
1938 |
|
2.930 |
39,0 |
*Четыре корабля типа "Mogador", санкционированные в 1938 году, были заказаны за несколько недель до войны Их постройка была остановлена в связи с началом военных действий.
Гораздо более крупный, чем любой современный эсминец или лидер, французский контр-миноносец периода 1922-1940 годов, появился как корабль с характеристиками новыми и более лучшими, чем это могли представить французские инженеры в 1917 году.
Испытания "JaguaroB" показали очень хорошие результаты (особенно нужно отметить "Tigre"). Этот успех, а также впечатляющие технические и боевые характеристики. побудили флот предложить постройку в течение ряда лет тридцати контр-миноносцев, которые и были включены в проект морского закона 1924 года. Эта кораблестроительная программа предусматривала тридцать кораблей со временем постройки в 1922 - 1938 годах.
За исключением контр-миноносцев типа "Mogador", все эти корабли имели следующие особенности, заложенные в их конструкцию при проектировании и проявившиеся в результате эксплуатации и боевого использования кораблей.
Сравнительно одинаковое водоизмещение, достаточно большое по величине, но не позволяющее дать кораблю характеристики легкого крейсера, функции которых они зачастую должны были исполнять.
Энергетическая установка большой мощности с высокой надежностью эксплуатации.
Сравнительно высокая скорость в условиях, пригодных для боя
Хорошая маневренность и управляемость.
Мощное артиллерийское вооружение, преобладающее над торпедным.
Вполне удовлетворительная обитаемость.
Отсутствие какой-либо броневой защиты, если таковой не считать маневренность и скорость.
Ограниченная дальность плавания.
Корабли этого класса создавались для действий прежде всего на ограниченных морских театрах, в первую очередь - на Средиземном море, учитывая, что наиболее вероятным противником для Франции являлась в то время Италия. Как очень хорошо написал адмирал Кастэ (Castex) в своем труде "Стратегические теории" ("Theories strategiques". Vol.Ill): "...Известно, что легкие и быстроходные единицы, на умеренных, преодолимых дальностях действия (a distance franchissable moderee) могут быть использованы лучше там (речь шла о Средиземном море), чем в других регионах, принимая во внимание малые расстояния и близость многочисленных баз это и есть место использования флотилий кораблей..."
В предыдущей таблице ясно показано, что все контрминоносцы. по крайней мере до типа "Mogador", по своим основным характеристикам очень близки - как с точки зрения водоизмещения и скорости, так и вооружения пять 130-мм. орудий на шести первых кораблях и пять 138-мм. орудий - на остальных. К ним - шесть или девять торпедных труб. Каждая серия отличалась от предшествующей только усовершенствованиями с области энергетики и артиллерии. Эти изменения делались на основе испытаний и службы предшественников, и, разумеется, технического прогресса.
Следует подчеркнуть, что начиная с этих контр-миноносцев, так же как и 1500-тонных миноносцев программы 1922 года и следующих за ними, французский флот впредь заказывал строительство серий кораблей, разработанных в одном техническом отделе вплоть до деталей, не считая нужным обращаться за проектами к конструкторам частных заводов. В процессе проектирования конструкторы все больше и больше склонялись к мнению, хорошо обоснованному и весьма справедливо выраженному на эту тему в 1913 году членами постоянной Комиссией испытаний флота.
Первыми кораблями, строительство которых началось в соответствии с новыми концепциями, стали шесть контр-миноносцев типа "Jaguar" Некоторые сведения о них приведены ниже в таблице.
|
Место постройки кораблей |
"Jaguar" |
"Arsenale de Lorient" в Лориане |
"Panthere" |
"Arsenale de Lorient" в Лориане |
"Leopard" |
"Ateliers S Chantiers de la Loire" (St.-Nazaire) в Сен-Назере |
"Lynx" |
"Ateliers & Chantiers de la Loire" (St.-Nazaire) в Сен-Назере |
"Chacal" |
"Ateliers & Chantiers de la Loire & Penhoet" (St.-Nazaire) в Сен-Назере |
"Tigre" |
"Ateliers & chantiers de la Bretagne"(Nantes) в Нанте |
|
заложен |
спущен |
испытания |
вступил в строй |
"Jaguar" |
авг.1922 |
17.11.1923 |
июнь 1925 |
июнь 1926 |
"Panthere" |
дек.1922 |
27.10.1924 |
нояб.1925 |
нояб.1926 |
"Leopard" |
1923 |
29.09.1924 |
окт. 1925 |
окт. 1927 |
"Lynx" |
1923 |
24.02.1924 |
февр.1927 |
авг. 1927 |
"Chacal" |
1923 |
27.09.1924 |
нояб.1927 |
июнь 1926 |
"Tigre" |
1923 |
02.08.1924 |
июнь 1925 |
дек. 1925 |
Водоизмещение в нормальном грузу 2126 / 2400-2500 тонн
Водоизмещение в полном грузу 2950 / 3050 тонн
Длина наибольшая 126,78 м.
Длина между перпендикулярами ... 119,70 м.
Ширина по ватерлинии 11,08 м.
Ширина наибольшая 11,32 м.
Высота корпуса 7,02 м.
Осадка (при 2400 тонн) носом 3,20 м.
Осадка (при 2400 тонн) кормой .... 4,10 м.
2 ПТЗА систем "Rateau" и "Breguet"
5 котлов "Du Temple"
Мощность установки 50.000 SHP
Емкость топливных цистерн 530 тонн (577 куб.м.)
Вооружение:
130-мм.орудия (в одинарных установках)
макс. угол возвышения +36 град.
запас снарядов на орудие 130
2 75-мм.зенитных орудия
запас снарядов на орудие 300
запас осветительных снарядов .... 120
550-ым.торпедных труб для торпед типа "19.D" с зарядом 237,5 кг. ВВ
2 бомбосбрасывателя
запас бомб весом по 240/200 кг.... 16
4 бомбомета типа "Thornycroft"
запас бомб весом по 125/100 кг.... 30
Экипаж 195 чел.(в том числе!
8 офицеров, 22 младших офицера (officier-mariniers), 66 унтер-офицеров, 99 матросов)
Корпус первых контр-миноносцев в конечном итоге оказался слишком легким. Уже вскоре после вступления в строй были высказаны опасения, что шпация слишком велика и есть вероятность деформации корпуса на крутой волне. Кроме того, отмечалось, что корабль не имел двойного дна, даже в пределах пяти машинно-котельных отсеков. Последующая служба показала, что опасения проектантов оказались напрасными - "Jaguar'bf оказались достаточно крепкими судами, хотя некоторые недостатки были выявлены.
Их поведение в море было превосходным, но отмечался высокий и слишком заметный силуэт кораблей. Форштевень возвышался над водой на 6 метров, а верхний мостик - на 12 метров. Высокий борт создавал большую парусность корабля, отчего даже от действия ветра мог появится крен, хотя и незначительный. Кроме того, сравнительно небольшая метацентрическая высота обусловила плавную и спокойную качку, однако иногда качка достигала большой амплитуды.
Орудия и торпедные аппараты не отличались от таковых на первой серии эсминцев "полутора-тысячетонников". 130-мм.пушки модели 1919 года считались достаточно современными орудиями, однако, как оказалось они давали превосходство скорее теоретическое, чем реальное. Снаряд был мощным: 32 кг. против 22.5 кг. у английских 120-мм.пушек и 13.75-24.9 кг. у итальянских 100-120-мм.пушек. Дальнобойность этих орудий впечатляла еще больше - 18.500 метров. Однако нужно отметить, что это достигалось ценой увеличения высоты прикрытия орудия для достижения угла возвышения орудия 36 градусов. Это резко уменьшало темп стрельбы - всего 4-5 выстрелов в минуту в наиболее благоприятных условиях и с натренированной прислугой против 10-12 у английских 120-мм.пушек и 6-10 у итальянских пушек. Без сомнения, можно было пойти на уменьшение дальности стрельбы, тем более, что управление стрельбой на дальних расстояниях сильно ухудшалось. Данная скорострельность считалась явно недостаточной для корабля, рассчитанного на внезапное нападение, во время которого было важно произвести как можно больше выстрелов в течение коротко промежутка времени. Отмечалось также, что несмотря на большое водоизмещение (на 1100-1200 тонн больше, чем у эсминцев той же программы), контр-миноносцы имели всего на одно 130-мм. и одно 75-мм. орудие больше, чем у тех же эсминцев. Соглашались, что их дальность плавания была увеличена и они легко делали на 4 узла больше, но в общем считали, что за эти преимущества слишком дорого заплачено.
Контр-миноносцы имели паро-турбинную установку с зубчатой передачей обычного типа системы "Rateau" (на "Leopard" и "Lynx") или системы "Breguet" (на остальных кораблях).
Общее расположение машинно-котельной установки и конструкция котлов разработаны (и изготовлены) мастерскими и верфями "Chantiers et Ateliers de la Gironde" в Бордо, которые выкупили известные мастерские "du Temple" в Шербуре. В это время уже проводились разработки и некоторые испытания котлов с высоким давлением пара, обещавшие большие перспективы, но проектанты не хотели рисковать, и контр-миноносцы получили по пять котлов с обычным для того времени рабочим давлением 18 кг./кв.см. Площадь поверхности нагрева котлов равнялась 1000 кв. метров, объем топок 36.41 куб. метров.
Последующее использование кораблей показало, что котлы и турбины "Jaguar-oв" оказались хорошо исполненными и надежными в эксплуатации. В мирное время, в годы "молодости", при фактическом водоизмещении 3500 тонн корабли легко держали скорость 34 узла. Этот результат был намного лучше современных иностранных эсминцев - в тех же условиях они недолго давали больше 31 узла.
Для проведения ходовых испытаний этих кораблей была составлена специальная программа, которая по замыслу должна была обеспечить надежную проверку. Это было сделано потому, что французский флот давно не проводил проверок высокоскоростных кораблей, и уже был несколько забыт подобный опыт. После проведения испытаний пятнадцатилетней давности - эскадренных миноносцев "700-тонников" "Bouclier" и "Casque" - никакой французский миноносец не превышал 34 узла (мощность не была более 20.000 SHP), пока в 1925 году не начались испытания "Jaguar". Тем не менее программа испытаний обеспечила получение весьма удовлетворительных результатов, а более, чем отличные, данные на пробах "Tigre" даже сделали сенсацию.
3 октября 1925 года при среднем водоизмещении 2380 тонн (при отплытии 2540 тонн) "Tigre" достиг 35.93 узла, показав в течении восьми часов среднюю мощность 55.200 SHP. При этом его винты вращались со скоростью 355.20 оборотов в минуту. В течение девятого часа он делал 36.7 узла при водоизмещении 2237 тонн и мощности 57 200 SHP. Расход мазута на милю был только 758 кг.
Другие корабли типа "Jaguar" не смогли развить скорость выше 35,7 узла (на форсированной тяге). Число оборотов винта в минуту на полном ходу было примерно одинаково от 350.29 на "Lynx" до 355.78 ("Chacal"), мощность механизмов различалась также не очень сильно - от 52.192 SHP на "Chacal" до 56.000 SHP на "Panthere". По расходу топлива лучшие показатели оказались у контр-миноносца "Tiger" - в среднем по 27.6 тонн в час в течение восьмичасового испытания.
В сентябре 1939 года контр-миноносцы типа "Jaguar" были достаточно стары. Фактическая перегрузка составляла примерно 150-200 тонн, но они были вполне способны держать ход около 29 узлов, а при некотором напряжении механизмов и форсированной тяге даже 30 и 31 узел.
На кораблях только что закончили перевооружение в ходе которого орудие N.3 заменили на две 75-мм. зенитки. Дополнительно на каждом корабле были установлены по четыре спаренных установки с 13-мм пулеметами. Две из них были установлены на крыльях мостика, две другие - на платформе прежнего орудия N.3. Эти пулеметы оказались очень неудовлетворительным оружием против атак высоколетящих и бомбардировщиков и пикировщиков ("stukas"). Особенно это проявилось во время Дюнкеркской операции к участию в которой привлекалась 2-я дивизия контр-миноносцев ("Jaguar", "Chacal" и "Leopard"). В ходе этой же операции выявился и другой недостаток этих кораблей - неудовлетворительная маневренность. Большой диаметр циркуляции, особенно на высоких ходах, не позволял эффективно маневрировать в стесненных водах Дюнкерка и Булони.
В конце мая 1940 года два корабля этого типа были потоплены. Ночью 23 мая "Jaguar" был торпедирован немецкими катерами "S-21" и "S-23", а на следующий день бомбами "Luftwafle" был уничтожен "Chacal". В последующие годы войны погибли еще три корабля 27 ноября французы сами затопили в Тулоне "Panthere" и "Lynx". Первый из них был поднят итальянцами и 23 марта 1943 года включен в состав их флота под литерным обозначением "FP-22". Однако окончательно отремонтирован он так и не был, и в сентябре 1943 года перед капитуляцией Италии он был вторично затоплен итальянским экипажем в Специи. "Lynx" был поднят только 27 января 1944 года, но к восстановлению его признали непригодным и сдали на разборку. 27 мая 1943 года французы потеряли еще один корабль этого типа Leopard".
В момент франко-германского перемирия 1940 года "Leopard" нашел прибежище в Портсмуте. В июле 1940 года он был интернирован англичанами но не разооружался, а 31 августа 1940 года передан морским Силам Свободной Франции ("Forces Francaises Libres"). Для усиления ПВО на месте прежнего орудия N.3 установили одно 102-мм зенитное орудие английского производства, добавили одноствольный 37-мм зенитный автомат "Pom- Pom" и десять тяжелых 12.7-мм пулеметов "Hotchkiss" и 13.2-мм. пулеметов "Browning". Увеличили также число глубинных бомб до 52 штук. Для компенсации добавочного верхнего веса убрали грот-мачту. Несмотря на это метацентрическая высота не превысила 0.34 метра
В ходе скоростных испытаний 20 ноября 1940 года "Leopard" достиг скорости 31 узел, причем механизмы работали без форсирования (80 % от полной мощности).
С началом боевой деятельности "Leopard" базировался на Клайд Он регулярно использовался в эскортировании конвоев в водах севернее Британии. Однако этот корабль изначально не предусматривалось использовать для подобной службы, поэтому он имел незначительную дальность плавания, всего 2400 миль при скорости 13 узлов. Ему приходилось временно покидать конвой и идти на бункеровку, чаще всего для итого он ходил на конвойную базу в Хваль-фьорде в Исландии.
В июне 1941 года плохое состояние изношенных котлов вынудило поставить корабль в док. Одновременно с основными работами на корабле сделали серьезную переделку - полностью ликвидировали котельное отделение N-1 и переднюю дымовую трубу. Полученное пространство использовали для устройства дополнительного бункера на 200 тонн мазута. Кроме того уменьшение числа котлов позволило переделать в цистерны для топлива две емкости котельной воды. Таким образом, общий запас топлива увеличился до 780 тонн, что обеспечивало на 13- узловой скорости дальность плавания 4200 миль. Верхняя часть бывшей первой кочегарки использована для устройства жилых помещений младших офицеров (officiers-mariniers) и команды. Это было тем более необходимо что первоначальный экипаж 240 человек увеличился к этому времени до 324 человек. Увеличение численности экипажа обуславливалось постоянными перестройками и модернизациями корабля - появилось новое оборудование радиолокатор, шумопеленгатор, гидролокатор типа "ASDIC", добавились четыре новых бомбомета "Thornycroft", усилено ПВО (несмотря на то. что 102-мм зенитку сняли общая эффективность ПВО корабля увеличилась - так в марте 1942 года на момент перевооружения корабля его зенитное вооружение составляли пять 2-ствольных 37-мм зенитных автомата "Pom-Pom", семь 20- мм автомата "Oerlicon", 2 тяжелых 1-ствольных 13.2-мм. пулемета и четыре 1-ствольных 8-мм пулемета с переносными лафетами).
Использование "Leopard" в океанских конвоях обусловило необходимость хорошей остойчивости, а для компенсации добавочных весов снятие дымовой трубы оказалось недостаточным. Поэтому пришлось уложить вдоль киля корабля 100 тонн балласта (gueuses) для повышения метацентра. После этого метацентрическая высота достигла вполне нормальной величины 0,78 м.
Устранение кочегарки не сильно повлияло на скорость корабля. На испытаниях в районе Клайда при полностью форсированной тяге "Leopard" достиг 31.5 узла. Известно также, что до самой своей гибели корабль вполне мог развивать 30-узловую скорость. Это неоднократно подтверждалось во время эскортных операций, а также в ходе боевых действий против Реюньона. Бывший командир "Leopard", вице-адмирал Эвени (R Evenau), сообщил автору, что этот контр-миноносец до конца своей службы отличался надежностью котло-турбинной установки, однако вспомогательные механизмы вызывали много хлопот, в особенности топливные помпы и вентиляторы наддува топок.
В ходе службы "Leopard" 11 июня 1942 года имел шанс уничтожить подводную лодку "U-136", которую он атаковал совместно с английскими сторожевиками "Spey" и "Pelican". Этот факт официально был признан британским Адмиралтейством После этого он был послан в Индийский океан, где его действия по захвату Руюньона (La Reunion) 28 ноября 1942 года способствовали присоединению этого острова Франции. Через некоторое время после проводки ряда конвоев. "Leopard" перешел в Средиземное море. Однако здесь его карьера, к несчастью закончилась посадкой на камни вблизи Тулона 27 мая 1943 года.
"Tigre" единственный из всей этой серии пережил войну, однако его службу нельзя назвать легкой. Разооруженный в Тулоне в сентябре 1940 года, простояв там до конца 1942 года, он практически невредимым был захвачен немцами в ходе самозатопления флота 27 ноября 1942 года. Очень немногочисленные охранные экипажи, оставленные на "Panthere", "Lynx" и "Tigre", успели затопить только два первых корабля, прежде чем на "Tigre" ворвались немцы. Отданный немцами итальянцам этот корабль был включен в их флот под наименованием "FR-23" и должен был использоваться в качестве быстроходного войскового транспорта. При этом с него были сняты крейсерские турбины и большое количество иного оборудования.
После капитуляции Италии "Tigre" вернулся во Францию 28 октября 1943 года. Снаряженный в спешном порядке, он успел принять участие в некоторых операциях на Средиземном море, но из-за сильного износа механизмов, в конце 1944 года его пришлось поставить в док. В ходе ремонта на нем были проделаны работы, примерно одинаковые с проведенными на "Leopard" в конце 1941 года, точно также устранили котельное отделение N-1, устроив там мазутную цистерну; убрали дымовую трубу. Емкость мазутных цистерн достигла 745 тонн (вместо 530 тонн).
Существенно изменилось вооружение корабля. Четыре 130-мм орудия были сохранены, но две строенные торпедные установки были сняты. Сняли также плохо показавшие себя зенитные пулеметы. Зенитное вооружение в новом виде включало два 40-мм автомата "Bofors" и десять 20-мм. автомата "Oerlicon".
Экипаж корабля, уже значительно увеличившийся в начале 1939 года, теперь насчитывал 273 человека (в том числе 14 офицеров).
После окончания работ, в марте 1945 года, были проведены 8-часовые испытания "Tigre", на которых он при водоизмещении 3500 тонн развил среднюю скорость 28.45 узлов при 270 оборотах в минуту винта и почасовым расходом топлива 19.53 тонны. На 1-часовых испытаниях при форсировании мощности (tous feux pousses) "Tigre" достиг 29.25 узла при 279.2 оборотов винта и расходе топлива 22.8 тонн в час.
Фактическая дальность плавания увеличилась до 1000 миль при максимальной скорости, 1200 миль на 26 узлах и 4000 миль на 13 узлах.
После окончания боевых действий "Tigre" служил во французском флоте до 1954 года, после чего был исключен из списков флота и разобран на металл. Этим кораблем и закончилась история первой серии французских контр-миноносцев.
В конце нашего рассказа о кораблях типа "Jaguar" можно сказать только то, что сейчас уже нельзя отрицать, что этот и последующие типы контр-миноносцев были конкретным воплощением желания флота иметь легкие корабли с высокой скоростью и мощным вооружением - качествами, достойными легких крейсеров небольшого водоизмещения. В этом отношении можно сослаться на авторитет адмирала Лемони (Lemonnier), бывшего начальника морского Генштаба французского флота. В статье за его подписью "Восхваление контр-миноносцев" в "La Revue Maritime" в 1938 году он отметил.
"Французский флот оригинальничал с выбором типового водоизмещения от 2200 до 2500 тонн и, особенно, неподражаемым постоянством в программе до такой степени, что в течение десяти лет можно было задаться вопросом, не идем ли мы ложным путем? Наш флот рисковал: риск был вознагражден успехом, сегодня бесспорным. Он мог с гордостью отстаивать первенство и напомнить, что в течение десяти лет с полным основанием можно было говорить: "Современный контр-миноносец, французского производства. "