- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Жемчужная гаваньТревожное воскресенье
Часть третья Атака на Военно-Морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
Атака на район верфи ВМС
Легким крейсер CL-50 «Helena»
Легкий крейсер «Helena» - 10.000-тонный крейсер типа «Saint Louis» был построен на военно- морской верфи в Нью-Йорке (New York Navy Yard) и принят флотом в сентябре 1939 года. После непродолжительной службы в Атлантике в 1939-40 годах, «Helena» был переведен на Тихий океан и базировался на Пирл Харбор.
Во время нападения японской авиации на Пирл Харбор крейсер был ошвартован на стоянке В-2 у причала 1010 военно-морской верфи (Berth-2, Ten Теп Dock, Navy Yard). Он был поражен единственной торпедой, в результате взрыва которой было затоплено машинное и котельное отделения. Ремонт, совмещенный с модернизационными работами, проводился первоначально на верфи в Пирл Харборе, и затем был завершен на военно-морской верфи в Маре Исланд (Mare Island Navy Yards).
В июне 1942 года работы были завершены и тем же летом крейсер ушел в южную часть Тихого океана, приняв активное участие в кампании у Гуа- далканала. Крейсер отличился при спасении экипажа авианосца «Wasp», потопленного 15 сентября 1942 года японской подводной лодкой. Осенью, 11- 12 октября крейсер принял участие в бою у мыса Эсперанс, а 13 ноября 1942 того же года - в бою у Гуадалканала. Крейсер участвовал в ночных акциях американского флота, препятствовавших японским бомбардировкам единственного американского аэродрома Гендерсон на острове Гуадалканал. В январе 1943 года при завершении этой «островной» кампании, крейсер дважды обстреливал японские базы на островах Новой Джорджии и Коломбангара.
После короткой модернизации в Сиднее, «Helena» вернулся в зону боевых действий в марте 1943 года. Во время вторжения на Новую Джорджию и Rendova крейсер обстреливал японские береговые позиции. Во время боя в заливе Кула ранним утром 6 июля 1943 года крейсер был поражен тремя торпедами с японских эсминцев. Взрывами корабль был разорван на три части и быстро затонул. Погибли почти 170 человек из экипажа.
Легкий крейсер "Helena", Пирл-Харбор, 14 декабря 1941 года (Pearl Harbor, December 14, 1941).
От: Командир корабля (Commanding Officer).
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет ... Ссылки... Вложения ....
[Приведены отдельные выдержки из рапорта].
... 2. Описание событий и предпринятых мер.
а. Самолеты были обнаружены над островом Форд приблизительно в 07.57. На высоте приблизительно 4000 футов они были идентифицированы как японские. Матрос 1-й статьи Флуд (С.А. Flood, S.M. 1с), совсем недавно служивший в Азиатском флоте (Asiatic Station) и хорошо знавший японские самолеты, безошибочно узнал их и немедленно отправился на сигнальный мостик для доклада вахтенному офицеру. Энсин Джонс (Ensign IV. W. Jones), исполнявший обязанности вахтенного офицера (Officer of the Deck) без промедления включил сигналы общего сбора (general alarm) и объявил по громкой связи: «Японские самолеты бомбят остров Форд. Всем занять боевые посты. Вскрыть боксы подготовленного боезапаса».
... Орудия «Helena» были готовы к открытию огня приблизительно в 08.01.
...4. Собственные потери и повреждения.
a. Прямое попадание. Одна торпеда, по наблюдениям команды сброшенная самолетом, летящим от южной оконечности острова Форд, с расстояния примерно 500 ярдов. Сброс торпеды произошел приблизительно через минуту после объявления общей тревоги и приблизительно через полторы минуты после обнаружения японских самолетов над островом Форд. В это время экипаж по тревоге разбегался по своим боевым постам. Этим объясняется большое число обожженных и контуженных в коридорах во время взрыва. Орудия и автоматы еще не стреляли, поэтому противодействия самолету не было.
Торпеда ударила с очень сильным взрывом в правый борт примерно в район 75-го шпангоута приблизительно на 18 футов ниже ватерлинии.
b. Близкие разрывы бомб. Отмечено приблизительно четыре близких взрыва бомб, которые вызвали гибель нескольких человек и ранения у многих других.
c. Имела место одна штурмовка самолетом, в результате чего ранены несколько человек. Это произошло в самом начале японского нападения, еще до попадания торпеды, вероятно одновременно с боем боевой тревоги (07.57). Отмечено, что этот обстрел помешал прислуге на верхних площадках занять вовремя свои места по расписанию
d. Полученные повреждения и предпринятые меры для предотвращения крена и затопления:
Артиллерийский дивизион (GUNNERYDEPARTMENT).
1. Основное повреждение по артиллерийской части заключается в выходе из строя постов управления главным калибром и батареями 5-дюймовых зенитных орудий. Это произошло из-за повреждения торпедным взрывом и последующего затопления отсеков, через которые проходили силовые и сигнальные кабельные линии. В действии остались только резервные посты управления, снабжавшиеся электричеством от аварийных генераторов.
... 2. Взрывом торпеды также выведен из строя действующий
турбогенератор, снабжавший электроэнергией артиллерийские посты. В течение одной-двух минут системы перешли на аварийное питание от дизель-генератора.
... Пост живучести и контроля повреждений (DAMAGE CONTROL).
4. Нелокализуемые повреждения: Жизненно-важные отсеки:
а. Из-за взрыва торпеды в районе 75-го шпангоута правого борта ниже броневого пояса затоплены:
Котельное отделение В-1-1;
Пост управления котлами В-2;
Котельное отделение В-3-1;
Котельное отделение В-4;
Коридор валопровода левого борта.
2. Топливные бункеры, затопленные в результате взрыва торпеды: [перечислены 13 нефтяных бункеров, цистерна дизельного топлива и два резервных бункера].
... Второстепенные отсеки:
а. Утечка нефтяного топлива и просачивание его в отсеки между 61 и 82 шпангоутами на уровне 3-й палубы. Создавалась угроза возгорания нефти и нефтяных паров.
... 3. Осадка корабля:
До боя: носом - 24 "8";
кормой - 24"6"; средняя - 24"7".
После боя: носом - 29"6";
кормой - 25"2"; средняя - 27"4".
...4. Разрушения в средней части корабля.
1. Ударной волной взрыва торпеды выпучена третья палуба в районе 75-го шпангоута.
При постановке в док обнаружилась стрелка прогиби киля в 1 фут в районе 75-го шпангоута.
5. Трубопрорводные системы носовой секции корабля (от носа до 61-го шпангоута), прерванные в носовом котельном отделении:
1. Гпавная противопожарна магистраль;
2. Магистраль воздуха высокого давления;
3. Гпавная осушительная магистраль;
4. Вентиляционные каналы.
6. Переборки:
По 61 шпангоуту - главный артиллерийский пост (Plotting Room) - просачивание воды и нефти через бронированные кабельные проемы.
По 61 шпангоуту - носовой распределительный щит - просачивание воды и нефти через бронированные кабельные проемы.
По 82 шпангоуту - котельное отделение В-5-1 - нижний угол переборки с правого борта - протечки через уплотнения валопровода №1 и фланцы первой трубы.
7. Многочисленные осколочные пробоины и прожоги в конструкциях выше ватерлинии на правом борту. Ударная волна и взрыв разрушили множество листовых стыков, легких переборок и палубных боксов и шкафчиков.
... 5. Другие моменты, достойные интереса.
а. Командир крейсера был на борту и прибыл на мостик в течение 2-3 минут после нападения японских самолетов. Большинство успешных попаданий в наши корабли были нанесены именно в первые минуты атаки и прежде, чем мог быть открыт ответный огонь.
Как только началось противодействие японским атакам, как было отмечено, самолеты стали отворачивать с курса или держались на большей высоте. Наблюдатели на крейсере отметили, что все последующие бомбы, сбрасываемые на корабль, были нацелены на нос или в кормовую часть, но никак не в среднюю часть, где 1,1-дюймовая батарея и 5-дюймовая батарея 38-калиберных орудий вели очень плотную стрельбу. Был отмечен момент, когда самолеты, нацеливавшиеся прямо на крейсер «Helena», благодаря его стрельбе, изменяли курс и атаковали «Downes», «Cassin» и «Shaw», заводившийся в сухой док. В другом случае японские самолеты, уклонявшиеся от стрельбы крейсера в беспорядке сбросили бомбы далеко от носа корабля с правого борта. Это было в той же атаке, когда японцы бомбили линкор «Nevada», проходящий мимо пирса 1010.
... 3. Взрыв торпеды произошел приблизительно через минуту после того, как прозвучали сигналы тревоги. В связи с этим команда не могла оказать противодействия. Многие еще не прибыли на посты, некоторые были убиты и некоторые были ранены. Котел №3 был под парами, носовое машинное отделение держалось в готовности. Генератор №2 также был под нагрузкой. Когда торпеда поразила отсек машинного отделения, на корабле полностью погас свет и пропали энергоресурсы. Команда пробиралась к постам в темноте. В течение минуты помощник машиниста и помощник электрика запустили резервный дизель №1 и дали с него нагрузку на распредщит.
... Персонал резервного дизеля №2 запустил свой агрегат в течение 2 следующих минут.
... Так как в затопленном отсеке произошел разрыв силовых линий, были сделаны переключения на распредщитах, и была восстановлена подача электроэнергии как в кормовую, так и в носовую секции корабля.
... Одновременно с этим в носовом котельном отделении персонал боролся с поступлением воды и самым срочным порядком гасил котел №3 и вспомогательные устройства котла (Boiler Operating Space machinery). Когда офицер В-дивизиона энсин Вестфаль (B-Division Officer, Ensign Westphal) и старший оператор Вестбрук (Chief wptertender Westbrook) убедились в полной защищенности котла от взрыва, они уже были по грудь в воде. Вестбрук отмечал, что они покинули отсек роено в 08.00. К этому времени вода и нефть во 2-й кочегарке уже поднялись до уровня 3-й палубы.
... Поскольку подача пара была полностью прекращена после взрыва торпеды, было необходимо поднять пары в кормовом котельном отделении и дать пар на наиболее важные для данного момента противопожарные и осушительные магистральные насосы. Трудность заключалась в том, что из-за взрыва сработали автоматические выключатели освещения в кочегарке, а при использовании ручных аварийных фонарей не удалось найти необходимые для запала детали наддува форсунок (sprayer plates). Тогда старший оператор Вестбрук (Chief watertender Westbrook) пробрался через затопленные на 2 фута нефтью и сильно задымленные после взрыва и непроветриваемые помещения третьей палубы к станциям чистки котла (Boiler Cleaning Station) и охлаждения котлов (Ice Machine room) для обеспечения запала топок. Используя естественную вентиляцию, он смог запалить котел №6.
... Тем временем офицер М-дивизиона (M-Division Officer) открыл все запоры на магистрали между котлом №6 и кормовым машинным отделением. Когда давление в котле поднялось до 50 PSI, пар был подан на противопожарный и осушительный насосы. Через некоторое время 3-е котельное отделение удалось осушить противопожарными и трюмными насосами до уровня котлов, благодаря чему были подняты пары в котлах №5, 7 и 8.
... Примерно в 08.30 в кормовой кочегарке удалось подключить принудительный наддув котлов (forced draft blowers), и, поскольку давление пара достигло 500 PSI, корабль уже мог дать ход. Гэне- ратор №3 был прогрет, и после подани на него нагрузки, включен в линию. Поскольку из цистерн B-954-W и 955-W (котельная питательная вода) вода слилась, их заполнили по шлангам с причала. Машинный отсек был осмотрен, турбины №2 и 3 были провернуты по 6 оборотов в каждую сторону. После этого инженер-меха- ник отправился на мостик доложить, что крейсер может дать ход до 10 узлов, но не более, чем на 5 часов, в течение которых была бы израсходована питательная вода. В связи с этим он рекомендовал не давать ход.
4. Большинство ранений отмечено из-за ожогов от взрыва, в основном в помещениях B-305-2L, B-306L, B-203-2L и B-204-1L. Остальные ранения отмечены в носовом котельном отсеке: на местах операторов, в котельном отделении №1 и №2, а также в носовой машине, в отсеки которых ударила торпеда. Шесть человек ранены во время самолетной штурмовки и осколками бомб, из них двое умерли. Всего погибло 26 человек, и еще пятеро умерли позже. 50 раненых переданы в госпиталь, 21 легкораненный остались в корабельном лазарете.
... 6. Крейсер «Helena» был ошвартована у пирса 1010 на стоянке №2 левым бортом, носом по пеленгу 210 градусов истинный. У правого борта стоял минный заградитель «Oglala», который приблизительно в 08.50 был переведен на свободное место за кормой.
Подписано: R. Н. ENGLISH.