- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Жемчужная гаваньТревожное воскресенье
Часть третья Атака на Военно-Морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
Атака на район верфи ВМС
Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
Минный заградитель СМ-4 «Oglala» был построен в Филадельфии в 1907 году как прибрежный пассажирский пароход (coastal passenger steamer). Первоначально он назывался «Massachusetts». В 1917 году судно было приобретено военным флотом с целью переоборудования в минный заградитель. В декабре 1917 года готовый 3746-тонный мин- заг был принят флотом. В январе 1918 года корабль был переименован в «Shawmut» с присвоением литерного обозначения ID #1255. В июне 1918 года минзаг перешел в Англию и до конца войны использовался для обслуживания противолодочного барража в Северном море.
В декабре 1918 года «Shawmut» вернулся в США. В 1920 году ему было присвоено новое обозначение СМ-4. В дальнейшем он использовался в качестве минного заградителя и тендера гидросамолетов (aircraft tender). В январе 1928 года корабль получил новое имя «Oglala». Это было сделано из-за созвучия прежнего имени с названием корабля АР- 5 «Chaumont», что нередко создавало путаницу. Примерно в это же время корабль прошел модернизацию, на нем установили новые котлы и сделали другие изменения. Изменился внешний вид - вместо двух дымовых труб появилась одна. Вплоть до начала Второй мировой войны корабль использовался в военном флоте, несмотря на множество недостатков, присущих ему как бывшему гражданскому судну.
К началу Второй мировой войны «Oglala» являлся флагманским кораблем минно-заградитель- ных сил Тихоокеанского флота (flagship of the Pacific Fleet Mine Force). Во время нападения японской авиации на Пирл-Харбор минзаг был ошвартован левым бортом у наружного, правого борта легкого крейсера «Helena» у стенки пирса 1010 военно- морской верфи. Расстояние между кораблями составляло чуть больше трех метров. Единственная торпеда, поразившая крейсер, прошла прямо под килем минзага и взорвалась у борта крейсера, который был тяжело поврежден. От этого же взрыва также и в борту «Oglala» образовалась большая пробоина в средней части. Трюм стал затапливаться. Дополнительные повреждения корабль получил от взрыва упавшей рядом авиабомбы. Когда стало ясно, что удержать корабль на плаву не удастся, также как и выровнять крен, было решено передвинуть минзаг, чтобы при опрокидывании он не заблокировал крейсер «Helena» у стенки пирса. Через два часа, отведенный за корму крейсера, «Oglala» опрокинулся через певый борт и лег на дно гавани прямо у пирса.
В 1942 году «Oglala» был поднят, прошел временный ремонт в Пирл Харборе, и в конце года перешел к западному побережью США для капитального ремонта. В 1943-44 годах корабль восстанавливался, а в мае 1943 года был переоборудован в судно ремонта двигателей внутреннего сгорания (internal combustion engine repair ship), получив обозначение ARG-1. В конце февраля 1944 года судно было принято флотом и в апреле прибыло в залив Milne Bay в Новой Гвинее. Использовалось как ремонтное судно и тендер для патрульных, минных и десантных кораблей. В июле судно перебазировалось в бухту Hollandia в Новой Гвинее, а в декабре - на остров Лейте. В начале 1946 года «Oglala» вернулся к западному побережью США, и в июпе был выведен из состава флота на долговременное хранение (Maritime Commission custody). До сентября 1965 года корабль числился в Резервном флоте, затем был продан на слом.
Минный заградитель "Oglala", Пирл-Харбор, 11 декабря 1941 года (Pearl Harbor, December 11, 1941).
От: Старший офицер (The Chief of the Bureau of Ships - начальник службы управления).
Для: Командир корабля (Commanding Officer). 1. В соответствии с рекомендацией командующего (а) представлено следующее описание событий 7 декабря 1941 года:
а. Обстановка. Во время нападения корабль был ошвартован левым бортом к крейсеру «Helena» на месте штатной стоянки В-2 у причала 1010 военно-морской верфи (Berth В-2, Ten Ten Dock, Navy Yard), с расстоянием между корпусами приблизительно восемь футов. Погода была ясная с хорошей видимостью.
Общий сбор по тревоге был объявлен приблизительно в 07.55 в самом начале японской атаки. Во время занятия боевых постов командой был обнаружен торпедоносец, приближающийся к кораблю и близко от борта, примерно на траверзе правого борта, сбросивший торпеду. Приблизительно в 07.57 сильный взрыв встряхнул корабль. Им были сорваны паелы трюма в кормовой кочегарке и разорван корпус на днище с левого борта. Котельное помещение стало быстро затапливаться. Персонал погасил топки котла, закрыл водонепроницаемые двери и люки и покинул кочегарку. В это же время, (07.57), несколько самолетов обстреляли судно из пулеметов. Приблизительно в 08.00 между «Oglala» и «Helena» упала бомба, сброшенная пикирующим бомбардировщиком. Она взорвалась у кормового котельного отсека или, возможно, немного впереди него. Силой взрыва бомбы, вероятно, был увеличен ущерб, предварительно нанесенный торпедным попаданием.
Приблизительно в 08.30 было сообщено о сильном поступлении воды в машинное отделение (engineroom), и корабль накренился на 5 градусов на левый борт. Обследование показало, что носовая кочегарка сухая, но кормовая очень быстро затапливается. Энергоснабжения никакого не было, механизмы не действовали, в том числе насосы и помпы. Откачивать воду было нечем, поэтому становилось очевидным, что корабль долго на плаву не продержится.
Так как при затоплении минзага создавалась угроза заблокирования крейсера «Helena» у причальной стенки, было решено отбуксировать корабль от борта крейсера приткнув его к причалу в пустом месте. Два небольших буксира, находившиеся недалеко вместе с землечерпалкой, были призваны выполнить перемещение и помогли отбуксировать корабль. Приблизительно в 09.00 минзаг был приткнут к причалу 1010 за кормой крейсера «Helena».
На причал были вытянуты все возможные швартовы и канаты для укрепления корпуса. Но несмотря на это затопление минзага продолжалось, и крен на левый борт продолжал расти. Приблизительно в 09.30, когда крен достиг примерно 20 градусов и ведение стрельбы с корабля стало невозможным, также как и выполнение других действий на борту, был отдан приказ: «Покинуть корабль» («Abandon Ship»).
Незадолго до 10.00, «Oglala» перевернулся и лег на грунт на левый борт. Над водой осталось примерно 6 футов правого борта. Надстройка, мостик и грот-мачта были снесены при наваливании корпуса на причал 1010. Определить подробные повреждения корпуса не представляется возможным.
2. В корабль не было никаких прямых попаданий торпед и бомб, кроме малокалиберных пуль автоматического самолетного оружия (во время штурмовки корабля).
3. Подводные взрывы.
1. Торпеда, выпущенная в корабль в 07.57 прошла под корпусом от правого борта к левому и взорвалась под днищем со стороны левого борта, вероятно, после удара о скулу правого борта крейсера «Helena». Так как «Helena» имеет почти та
кую же осадку, что и «Oglala», можно предполагать, что торпеда, пройдя под «Oglala», взорвалась под самым днищем крейсера. Но, возможно также, что это была торпеда с магнитным взрывателем и подрыв произошел под днищами обоих кораблей без контакта торпеды с ними. Однако, большое повреждение у «Helena» и несомненно меньшее на «Oglala», заставляет отдать предпочтение первому предположению.
Этот взрыв торпеды произошел в районе кочегарного отделения, поднял листы второго дна и паелы, пробил отверстие в днище минзага ближе к левому борту. Это обусловило большое поступление воды, отчего персонал немедленно погасил топки, закрыл водонепроницаемые двери и люки и покинул отсек. Звук взрыва был очень громким и встряска от взрыва была настолько сильной, что остановилось вращение рабочего генератора левого борта. Левобортный осушительный насос (flushing pump) в машинном помещении был сорван с фундамента. Спящие люди были сброшены со своих коек. Не было замечено никакой вспышки, пламени или дыма. Все отметили сильную встряску во время взрыва. Отсек носовой машины с левого борта также стал затапливаться водой.
2. Бомба, упавшая в 08.00 между «Helena» и «Oglala», стала причиной второго сильного взрыва и подняла большой всплеск нефти и воды, упавший на палубу. Взрыв произошел у левого борта, приблизительно у котельного отсека или немного впереди него. По всей вероятности, этот взрыв не создал новой пробоины, но явно увеличил интенсивность затопления через торпедную пробоину как в котельный отсек, так и в машину. Звук взрыва также был очень громким, а встряска сильной. Никакой вспышки, пламени или дыма отмечено не было, но при взрыве почувствовалась вибрация корпуса.
4. К тому времени, когда корабль был оставлен командой состояние его было следующим: затоплены топливные бункеры левого борта, окружающие котельное отделение, а также само котельное отделение; затоплено машинное отделение; частично затоплены и продолжали заполняться водой отсеки секции трюма №3. Некоторые помещения в корму от машинного отсека, такие как шахты валопроводов, отсеки секции трюма №4 и т.д., вероятно, затоплены, но обследованы не были из-за невозможности доступа или недостатка времени. Было очевидно, что корабль осаживался на корму, одновременно кренясь на левый борт. Два новых кубрика впереди машинного отсека при последнем обследовании были сухими, также как и другие помещения ближе к носу. Однако, вероятно, что все они были затоплены позже через открытую систему вентиляции. Погреба не затоплялись. Никакого самозатопления любых отсеков и помещений по приказу не производилось, контрзатопления не выполнялось. Никаких разрывов переборок под действием давления воды отмечено не было.
5. Перед началом боя, еще с вечера накануне, корабль находился в состоянии «Baker», с открытыми портами и люками для улучшения вентиляции. После объявления общего сбора по тревоге были приняты меры по приведению корабля в состояние «Afirm», но, вероятно, сделано было не все. Например, несколько иллюминаторов в корме на правом борту были оставлены открытыми.
6. Последний раз корабль бункеровался 5 декабря 1941 года, и к моменту гибели имел на борту 232.600 галлонов нефтяного топлива. Высота напора топлива (head of oil) была небольшой для цистерн С1-С2 двойного дна под машинным отсеком и для цистерны А103, смежной с форпиком и цепным ящиком.
7. Все резервуары пресной воды были полными, их полная емкость составляет приблизительно 45.000 галлонов. Все расходные цистерны также были заполнены почти полностью. Полная емкость пресной воды в использовании составляла приблизительно 52.000 галлона.
8. Не предполагается, что корабль имеет обширные повреждения корпуса. Тем не менее, полный ущерб не может быть определен точно, пока корабль не будет спасен.
Очень быстрый вывод из действия всех насосных средств, недостаточное оснащение ими отсеков, а также малое количество водонепроницаемых переборок сделали невозможным взять под контроль поступление воды и сделали неизбежным затопление судна.
Подписано: R.E. KRAUSE.
Минный заградитель "Oglala", Пирл-Харбор, 11 декабря 1941 года (Pearl Harbor, December 11,1941).
От: Командир корабля (Commanding Officer)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет ... Ссылки ... Вложения ....
1. В соответствии с рекомендацией (а) представлен следующий рапорт:
a. Предпринятые действия.
Общий сбор по тревоге объявлен по громкой связи приблизительно в 07.55 в самом начале японской атаки. Прислуга 3-дюймового 50-калиберного орудия и трех 30-калиберных автоматов немедленно заняли свои посты и открыли огонь по самолетам противника. Стрельба не прекращалась вплоть до оставления корабля экипажем. Прислуга автоматов докладывала об уверенных попаданиях по крайней мере в один вражеский самолет. Сведения о расходе боеприпасов составить не представляется возможным.
b. Собственные потери и повреждения.
1. Немедленно после объявления общего сбора наблюдался торпедоносец, который сбросил торпеду с небольшой высоты с близкого расстояния от борта приблизительно в 07.57. ...
... Примерно в это же время (07.57) несколько самолетов обстреляли корабль пулеметным огнем. Один человек в носовой кладовой ранен от попадания в лицо. [Далее текст пропущен так как его содержание полостью совпадает с рапортом старшего офицера.]
... Приблизительно в 10.00 или немного раньше, «Oglala» стал переворачивать через левый борт. Надстройка, мостик и грот-мачта были снесены при наваливании корпуса на причал 1010. Определить подробные повреждения корпуса не представляется возможным.
2. Потерь в экипаже нет. Три человека ранены.
с. Поведение экипажа.
Все офицеры и матросы проявили себя в духе самых лучших традиций флота. Следует особенно выделить следующих:
Джонсон, кочегар 2-й статьи (Johnson, J.К., F2c, USN) - погасил котел и загерметизировал котельный отсек, таким образом предотвратив вероятность взрыва котла и локализовав распространение воды.
Зито (Zito, А., СЕМ, USN) - очень быстро приготовил к стрельбе 3-дюймовое орудие и организовал из него зенитный огонь в течение всего боя. После оставления корабля Зито вместе с двумя матросами снарядил моторный барказ и помогал спасать людей с линкоров и бороться с пожарами. Не прекращал действий до самого утра 8 декабря.
Во время боя командир корабля, капитан 3-го ранга Спайт (commanding officer, commander Е. P. Speight, USN) был в увольнении и во время боя на борту не находился. Командовал экипажем старший офицер капитан 3-го ранга Краузе (executive officer, commander R.E. Krause). Командир прибыл на причал уже после гибели минзага.
Подписано: Е.Р SPEIGHT.