- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Жемчужная гаваньТревожное воскресенье
Часть третья Атака на Военно-Морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
Атака на район верфи ВМС
Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
Эсминец DD-372 «Cassin», 1500-тонный корабль типа «Mahan», был построен на военно-морской верфи в Филадельфии и принят фпотом в августе 1936 года. До 1938 года эсминец нес службу в Атлантике и в Карибском море, совершил поход в Бразилию. В начале 1938 года «Cassin» перешел на Тихий океан, продолжив там свою службу. Незадолго до войны эсминец совершил поход в Австралию.
В момент японского нападения на Пирл Харбор «Cassin» находился в сухом доке №1 военно-морской верфи. Как и его систершип «Downes», эсминец получил сильные повреждения корпуса от взрывов бомб и вспыхнувших пожаров. При затоплении дока эсминец подвсплыл, сильно накренился и навалился на стоящий рядом «Downes», получив дополнительные повреждения. В течение двух месяцев на эсминце проводились спасательные работы. Корпус эсминца был признан неподлежащим ремонту, но механизмы, вооружение и различное оборудование были демонтированы, отправлены на верфь «Маге Island Navy Yard» в Калифорнию и там смонтированы в новом, построенном там же, корпусе. На старом корпусе работы проводились только с целью его разворота в вертикальное состояние и вывода из дока для разборки. Временами работы прерывались из-за необходимости затапливать док для ввода или вывода других кораблей. 5 февраля корпус был развернут в вертикальное положение и 18- го выведен из дока для разборки. Полная разборка завершилась к октябрю 1942 года.
Новый «Cassin», получивший тот же номер DD-372, был принят флотом в феврале 1944 года и до лета использовался на эскортной службе в центральной части Тихого океана. Затем, в начале октября, он принял участие в бомбардировке островов Маркуса. В том же месяце эсминец принял участие в сражении в заливе Лейте, находясь в составе эскорта авианосцев оперативной группы TF-38. В дальнейшем эсминец принимал участие в операциях против Марианских островов, в бомбардировке Иводзимы в ноябре 1944 года и январе 1945 года, и затем в захвате острова в феврале-марте 1945 года. В июне эсминец успешно прошел серьезное испытание тайфуном. А в августе 1945 года вновь оказался в районе Иводзимы. В конце 1945 года «Cassin» перешел на Атлантику, выведен в резерв и в декабре поставлен на консервацию в Норфолке. В ноябре 1947 года эсминец был исключен из списков флота и продан на слом.
Эскадренный миноносец "Cassin", Пирл-Харбор, 13 декабря 1941 года (Pearl Harbor, December 13, 1941).
От: Командир корабля (Commanding Officer)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет ... Ссылки ... Вложения ....
1. В воскресенье 7 декабря 1941 года, приблизительно в 07.50 утра, когда я вышел из своей каюты, чтобы идти завтракать, меня встретил помощник главного артиллериста Джеймс (Chief Gunner's Mate, E.L. James), спустившийся в проход, и сказал: «Капитан, они здесь, бомбят взлетное поле Hickam».
2. Я направился к корме и через проем двери правого борта увидел самолет с большими красными кругами на нижних плоскостях крыльев. Расстояние до него я полагаю приблизительно 100 футов от правой стороны сухого дока №1, и высоту приблизительно 100 футов. Я приказал Джеймсу включить оповещение общего сбора по боевой тревоге, и затем прибыть на мостик. Однако из-за отсутствия эпектропита- ния на приборах тревожной сигнализации оповещение пришлось проводить голосом.
3. На «Cassin» 5-дюймовые 38-калиберные орудия не были готовы к действию я, так как из-за проводимых на них изменений часть необходимых блоков были сняты и отправлены на береговой склад. В связи с этим были немедленно посланы необходимые команды для доставки на корабль снятых блоков, и для приведения орудий в действие. 50-калиберные автоматы были готовы к открытию огня немедленно.
4. Приблизительно в 08.00 я увидел, что самолет противника резко снизился по высоте, примерно до 75 футов. Затем он резко изменил курс, с параллельного стенкам сухого дока №1, на поперечный течению канала и сбросил торпеду, явно нацеленную на линкор «California», с расстояния примерно 200 ярдов от него. После этого самолет не меняя курса, исчез из вида.
5. Вскоре после этого я заметил, что с крейсера «Helena» был открыт зенитный огонь. И тут же загрохотали орудия линкора «Pennsylvania», сопровождаемые 50-калиберны- ми автоматами «Cassin» и «Downes».
6. Старший офицер (Executive Officer), старший артиллерист (Gunnery Officer) и офицер связи (Communication Officer), числившиеся в увольнении, еще не прибыли на борт. Я голосом передал к орудию №2, что бы они ускорили прибытие команд с берега, посланных за снятыми с орудий замками и затворами. Одновременно приказал всем, кто не занят по боевому расписанию и не может вести стрельбу, укрыться от огня противника. Однако, многие все-таки не стали уходить в укрытия, продолжая наблюдать за происходящим. Некоторые помогали аварийным партиям растягивать противопожарные шланги и готовились к борьбе за корабль.
7. Приблизительно в 08.10 подбитый японский самолет, летя параллельно корпусам «Pennsylvania» и «Downes» и оставляя за собой огненный шлейф длиной около 50 футов, рухнул среди деревьев в районе госпиталя.
8. Через несколько минут пять высотных бомбардировщиков (примерно на 12 тысяч футов) прошли в стороне за кормой и затем сбросили крупнокалиберные бомбы.
9. Вскоре я увидел капитана 2-го ранга Свэна (Captain C.D. Swain) и капитана- лейтенанта Мэнсо (Lieutenant Commander В.Е. Manseau), спускающихся в сухой док. Я отправился навстречу им и предложил им принять все меры для ограничения поступления воды внутрь эсминцев в случае затопления сухого дока. При этом учитывал, что на «Cassin» было примерно 30 незакрытых отверстий и проемов в носовой части ниже главной палубы, а также (как и на «Downes») снята часть листов обшивки в носу, которые предполагалось заменить на более толстые листы.
10. Все свободные люди, кроме прислуги у зенитных автоматов, были отправлены для герметизации всех отверстий и проемов внутри корпуса. Работу выполняли, начиная от нижних уровней, что позже облегчило спасение людей во время затопления эсминца, так как большую часть отверстий удалось закрыть, и люди сосредоточились в основном на верхних уровнях - главной палубе и форкастпе. Одновременно разъединялись все силовые кабели между отсеками, а также герметизировались проемы и отверстия всех вентиляционных отверстий и шахт.
11. После возвращения на мостик я увидел другую группы высотных бомбардировщиков из пяти самолетов, летящих по такому же курсу, как и указанные выше в пункте 8.
12. Приблизительно в 08.30 с линкора «Pennsylvania» семафором было передано «Сообщение для старших по званию офицеров на бортах эсминцев». Однако само сообщение было прервано так как самолеты противника атаковали корабли в доке и сигнальщикам пришлось укрыться. Правда, они попытались вновь передать сообщение.
13. Примерно в это же время младший лейтенант Паркер (Lieutenant (jg) J.D. Parker), принявший командование на эсминце «Downes», предупредил, что собирается открыть огонь из одного 5-дюймового 38-калиберного орудия. Я немедленно, сообщил, что уведомление принято. Орудие №3 этого эсминца было собрано и подготовлено к стрельбе, и успело сделать два выстрела, прежде чем эсминец был поражен.
14. На эсминце герметизация отсеков проводилась превосходно. 50-калиберные автоматы стреляли бесперебойно. Я спустился с мостика, чтобы выяснить суть сообщения, передаваемого с «Pennsylvania», о чем сообщил энсину Кьюлпипперу (Ensign F.M. Culpepper). Когда я почти приблизился к носу линкора «Pennsylvania» (стоял за кормой эсминца), «Downes» был поражен небольшой бомбой в палубу кормовой надстройки. Поднялся столб дыма и пыли, я в это время бежал по доку к линкору.
15. 50-калиберные 3-дюймовки на квартердеке «Pennsylvania» стреляли быстро, спокойно и эффективно.
16. Среди грохочущих выстрелов скорострельных орудий линкора я поднялся на борт «Pennsylvania», прошел в боевую рубку и представился капитану 2-го ранга Куку (Captain С.М. Cooke). Он спросил меня о готовности к затоплению дока, заявив, что собирается его затопить даже без установленных на линкоре винтов. Я сказал ему «Да» и отбыл. Очевидно, Свэн и Мэнсо не имели разговора с командиром «Pennsylvania» по поводу затопления.
17. В период между прибытием на борт «Pennsylvania» и уходом с него, «Downes», очевидно в 08.50, был вновь поражен авиабомбой. Над ним появились высокие языки пламени почти на всем протяжении корпуса, которые охватывали также и правый борт «Cassin». Громадное отверстие в доке в корму от траверза «Cassin» сильно дымилось.
18. Я обогнул это отверстие и приблизился к пожарам. Было ясно, что в данной ситуации взять под контроль такое мощное пламя не представляется возможным. К тому же позже выяснилось, что в магистралях вообще не имелось никакой воды для борьбы с огнем. 50-калиберный автомат №3 уже находился в зоне сильного жара, а для охлаждения воды не имелось. Водо- и энергоснабжение от заводских пунктов было полностью прервано. Все это мне стало ясно очень быстро, и как только я обогнул отверстие, стал призывать людей покинуть корабль. Мой приказ был сразу передан по всему кораблю. Люди сходили с эсминца по сходням с носа и кормы. Я продолжал кричать людям, чтобы они поторапливались («step out»), так как пламя и жар на корме «Cassin» сильно увеличиваются, и я опасался взрыва погреба. Я приблизился к сходням в тот момент, когда сошла последняя группа людей, но думаю, что в течение последующих пяти минут с корабля могли сойти и еще кто-то. Энсин Кьюлпиппер был последним, кого я видел сходящим с корабля. Позже я обнаружил отверстие в сходнях. Я думаю, что оно появилось из-за пробития малокалиберной бомбой, которая упала буквально в нескольких футах перед ногами энсина Калликота (Ensign М. Е. Callicott). Эта бомба не взорвалась. Я предполагаю также еще одно попадание бомбы в коридоре камбуза, но неуверен.
19. Через несколько минут от верфи был подтянут первый брандспойт с напором воды, а за ним и другие. Первые шесть или восемь брандспойтов я отправил к левому борту «Cassin» так как ветер сносил огонь с «Downes». Я рассчитывал концентрацией струй брандспойтов охладить глубинные бомбы «Cassin» и торпедные трубы, и предохранить их jm взрыва. Сейчас уже установлено, что из двенадцати боеголовок торпед в девяти выплавилось взрывчатое вещество.
20. Несколько раз приходилось отходить из дока, так как мешал очень сильный жар и пламя, а также несколько небольших взрывов, следовавших друг за другом с короткими интервалами.
21. Приблизительно в 09.15 на «Downes» произошел сильный взрыв, форс пламени поднялся приблизительно на 60 футов вверх, разлетелась туча осколков. Взрывная волна вырвала многие брандспойты из рук людей аварийных партий, состоявших из членов команд «Cassin», «Downes» и рабочих верфи. Люди отступили от дока до самого проезда. Были ранены осколками младший лейтенант Паркер, стоявший справа от меня в нескольких футах, и Тальберт (Taibert, C.L.. F1c) с «Cassin», стоявший слева от меня. Я увидел невдалеке небольшой грузовичок и приказал им идти в госпиталь для перевязки, но они вскоре вернулись (с перевязками) и присоединились к аварийной партии.
22. Пожар на «Cassin» был взят под контроль приблизительно в 10.45. Артиллерийский офицер прибыл вскоре после того, как пришлось покинуть корабль. Он и лейтенант Спир (Lieutenant Speer, navy yard) из персонала верфи, помогали в борьбе с огнем и превосходно выполняли эту работу.
23. Капитан 3-го ранга Лоуветт (CommanderLP. Lovette, Commander Destroyer Division Five), начальник 5-го дивизиона эсминцев и старший офицер (Executive Officer) «Cassin» прибыли к кораблю в самый разгар пожаров. Оценив обстановку, начальник 5-го дивизиона приказал мне взять управление на «Cassin» и «Downes» на себя, так как он сам в соответствии с приказом должен был отправиться на «Reid» или «Conyngham» и выйти из гавани. Этот приказ был передан еще до повреждений «Downes» и «Cassin». Примерно через 10 минут Лоуветт вернулся с «Cummings» и сообщил, что тот готов к отходу, но нужны человек 25 с «Cassin» для дополнения команды. Приблизительно 60 человек ушли на «Cummings», но 40 вскоре были возвращены.
24. Расход боеприпасов 50-калиберных автоматов и состояние оставшегося пока не выяснено.
25. Поведение экипажа было превосходно, особенно можно отметить действия помощника главного боцмана Стрэттгона (Chief Boatswain Mate, J. Т. Stratton), поведение которого при борьбе с огнем было превосходным. Вся команда также вела себя в соответствии с лучшими традициями службы.
Подписано: D.F.J. SHEA.