- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Германские миноносцы периода второй мировой войны
Продолжение серии статей (начало см. "Бриз" №№ 11 и 12 за 1996 г.; №№ 3, 4 и 6 за 1997 г., № 5 за 1998 г.
Проект «Flottentorpedoboot/40» разрабатывался вне Германии, и поэтому не походил на германские проекты эсминцев и миноносцев. Он появился благодаря тому, что в руки немцев попали иностранные верфи, которые надо было загрузить постройкой кораблей.
В Голландии на верфях концерна «Rotterdam Droogdok uhd К.М. de Schelde» строились эсминцы «Tjerk Hiddes», «Gerard Callenburgh» и «Philips van Almonde». Четвертый эсминец этой серии «Isaac Sweers» успел войти в строй нидерландского флота. Строившиеся эсминцы были затоплены экипажами при оккупации их страны немцами, но «Gerard Callenburgh» был позже поднят и включен в состав германского флота под литерным наименованием «ZH.1». Два других, находившиеся в меньшей готовности и более поврежденных, были брошены. Однако сохранившиеся в целости турбины навели немцев на мысль спроектировать под них корабли. Всего имелось четыре турбины и неизвестное число (вероятно, немного) запасных установок. В целом их могло хватить на три-четыре корабля, но немцы одновременно заказали на голландских заводах еще восемь турбин. Несколько позже заказ увеличили до восемнадцати агрегатов.
По размерам, внешнему виду и вооружению новый проект больше походил на эсминец, но, тем не менее, был назван «Flottentorpedoboot/40», хотя при первом рассмотрении назывался «Zerstorer/40». Внешне проект предусматривал типичный корпус эсминца с возвышенным полубаком, блочной структурой мостика, похожей на мостик эсминцев проекта «Z/34», возвышенные орудия в носу и корме. Корпус был всего на 4 метра короче проекта «Z/34» и имел такую же ширину. Полное водоизмещение по состоянию проекта на 15 апреля 1943 года равнялось 2632,33 тоннам. Для сравнения можно указать водоизмещение проекта «Z/34» на 7 июня 1944 года, равное 3206 тонн. То есть, новые корабли были гораздо больше миноносцев проекта «Т/39», строившихся тогда в Эльбинге.
Однако по внутреннему устройству они различались - главным образом, из-за того, что механизмы были голладского производства. Каждый корабль имел по три котла конструкции фирмы «Werkspoor» (рабочие параметры пара 28 ат.; 380 градусов С') с расходом топлива 70 тонн в час (?). Котлы располагались в трех котельных отсеках, но дымоходы были изобретательно сведены в одну большую трубу. За котлами находились два машинных отделения, в каждом из которых размещалось по одному турбозубчатому агрегату Parsons, конструкции фирмы «Werkspoor» по 24.750 л.с. Передний агрегат работал на правый вал. Вся установка весила 682,53 тонны (включая топливо и воду); удельный вес составлял 13,79 кг/л.с. Максимальная проектная скорость равнялась 35 узлам. Электроэнергетическую установку составляли один турбогенератор мощностью 160 кВт производства фирмы «Stork of Henglo» и два дизель-генератора по 80 кВт производства фирмы «Werkspoor».
Вооружение состояло из четырех одиночных 127-мм орудий германского производства типа «SKC/34» в обычном для эсминцев линейно-возвышенном расположении. Система управления огнем включала 3-метровый дальномер и артиллерийский директор на верхнем мостике, а также 4-метровый дальномер в кормовой части навесной палубы, перед третьим орудием. Зенитное вооружение состояло из двух спаренных 37-мм автоматов типа «SKC/ЗО», размещенных побортно позади дымовой трубы, а также четырех счетверенных 20-мм автоматов, из которых два были установлены на крыльях мостика и еще два между торпедными аппаратами в средней части корабля.
Восемь торпед типа «G.7a» помещались в двух четырехтрубных торпедных аппаратах, имевших собственный гидропривод. Запасных торпед не предусматривалось. Посты управления торпедной стрельбой включали прицелы-директоры и трансмитерную станцию (передачи данных о стрельбе и сигналов на открытие огня) с довольно хорошим оборудованием.
Проектные работы продвигались быстро и 19 ноября 1940 года были выданы заказы на восемь миноносцев «Т.61» - «Т.68». Еще четыре миноносца, «Т.69» - «Т.72», заказали 3 мая 1941 года, а 27 августа того же года - еще двенадцать миноносцев «Т.73» - «Т84», причем последние были распределены между
несколькими строителями-верфями в Голландии: «Wilton Fijenoord» («Т.73» - «Т.75»), «Rotterdam Droogdok» («Т.76» - «Т.78»), «K.M.de Schelde» («Т.79» - «Т.81») и «Nederlandse Dok» («Т.82» - «Т.84^>). Несмотря на ранние заказы, ни один из этих кораблей в строй не вошел - причиной этого стали саботаж голладских рабочих, нехватка сырья, загруженность верфей заказами на большое число эскадренных тральщиков для германского флота (60 единиц типов «М.40» и «М.131»),
К апрелю 1942 года для первых двенадцати миноносцев были собраны или изготавливались многие металлические конструкции и механизмы. Тем не менее, заложены были только два корабля, а достроен вообще один. Постройку остальных остановили из-за нехватки бронзы, меди и алюминия. По известным в настоящее время сведениям к концу 1942 года было заложено всего восемь из двенадцати миноносцев, однако к осени 1944 года достроечные работы велись только на четырех из них. В октябре предполагалась готовность «Т.65», в ноябре «Т.61», в декабре «Т.63» и «Т.67». Еще четыре миноносца, «Т.62», «Т.64», «Т.66» и «Т.70», должны быть достроены в 1945 году, а четыре других, «Т.68», «Т.69», «Т.71» и «Т.72», - в 1946 году. Работы по миноносцам «Т.73» - «Т.84» вообще прекратили.
Фактически, известно о спуске на воду только «Т.61», «Т.63» и «Т.65». Можно допустить, что был спущен на воду и «Т.67», так его достройка считалась вероятной в декабре 1944 года. Однако к этому времени продвижение войск союзников во Франции сделало положение немецких войск в Голландии опасным, поэтому было решено достроить три наиболее готовых миноносца в Германии. «Т.63» и «Т.65» были успешно отбуксированы на немецкие верфи, но «Т.61» получил повреждение и был брошен на переходе. В конце концов, его потопили самолеты «Бофайтер» из состава 134-й эскадрильи британских королевских ВВС у Западных Фризских островов.
«Т.63» и «Т.65» были приведены в Эльбинг для достройки фирмой «Schihau», однако работы на них, как и на многих других кораблях, были остановлены вновь - на этот раз из-за быстрого продвижения советских войск. Было решено перевести большую часть недостроенных корпусов в Данциг через Пиллау. К 21 января 1945 года они были подготовлены к буксировке и должны были выходить на следующий день. Из миноносцев первым был отведен «Т.65», затем «Т.63». Оба корабля предполагалось достроить в Бремене на верфи «Deschimag» в рамках экстренной программы, однако после их прибытия в Везермюнде никаких работ не проводилось. Оба корабля были захвачены союзниками после капитуляции Германии и позже затоплены на входе в пролив Скагеррак. Интересно отметить, что «Т.63» был затоплен в последний день 1946 года.
Уже после выдачи заказов на миноносцы проекта «Т/41» для германского морского командования стало ясно, что ни один из миноносцев последующих проектов достроен не будет. В конце 1942 года в Берлине предполагалось провести обсуждение нового проекта «Torpedoboot/42». Однако к удивлению технических служб на этом совещании не оказалось ни одного представителя морского командования. Видимо, в этом высказалось пренебрежительное отношение к надводному флоту, все более проявляющееся в середине войны, а также сомнение военно-морского командования в возможности быстрой постройки кораблей.
Тем не менее, совещание состоялось. Обсуждаемый проект представлял собой корабль водоизмещением около 2500 тонн и с размерами эскадренного миноносца. Энергетическая установка состояла из дизельных моторов. Критика этого проекта со стороны флота, высказанная ранее, сводилась к следующим основным пунктам:
a) недостаточная скорость;
b) ослабление вооружения - на одно орудие и на две торпедные трубы - в сравнении с эсминцами проекта «Z/34»;
c) незначительный радиус действия (6000 миль) применительно к дизельной установке.
Эти замечания были отклонены техническими службами, как не имеющие существенного значения, на что «неприсутствующие представители флота» возражать не стали. Тем не менее, уменьшение вооружения привело к тому, что в мае 1943 года проекту присвоили техническое обозначение «Flottentorpedoboot/42», перечислив его, таким образом, в класс миноносцев.
Параллельно с «Т/42» в разработке находился другой проект миноносца, имеющий техническое обозначение «Flottentorpedoboot/43». По этому проекту корабль представлял собой мореходный миноносец (немцы называли его миноносец открытого моря) водоизмещением 1600 тонн.
Оба проекта обсуждались на совещании морского командования 1 мая 1943 года в Берлине. На этот раз присутствовали представители морского командования, включая самого адмирала Деница. Результатом обсуждения стало то, что работа над обоими проектами была прекращена - скорее всего, по причине невозможности осуществления их в ближайшее время. В имеющихся в настоящее время документах «Т/42» и «Т/43» больше не упоминались, хотя первый из них, судя по размерам и некоторым иным данным, мог стать основой для разработки проекта эсминца «Zerstorer/42».
К концу 1943 года была продолжена программа разработки проектов миноносцев. Примерно в это время появился проект «Т/41.А» - модификация проекта «Т/41». Основные требования, предъявляемые к «Т/41.А» со стороны командования миноносными силами, и в частности контр-адмирала Бея (командующий миноносными силами), сводились к увеличению скорости и дальности плавания, а также улучшению мореходности. Командование легкими силами флота, по опыту войны, от себя выдвигало требование усиления артиллерийского вооружения, как главного фактора эффективного и успешного использования в боевых условиях. В ряде вс,треч, в ноябре-декабре 1943 года, конструкторы пытались определить компромиссное решение между этими требованиями, так как эскизный проект, составленный по заданиям командования легкими силами, с шестью 105-мм орудиями «КМ/44» в трех башенных установках, добавлял 61,7 тонн веса (в том числе: корпус - 12 тонн; орудия - 42 тонны; вспомогательные механизмы - 2 тонны; экипаж и снабжение - 4,4 тонны; прочее - 1,2 тонны). Главная проблема заключалась в том, чем компенсировать этот дополнительный вес - уменьшением запасов топлива или экономией веса всей конструкции. В качестве уступки за это требование командование легкими силами допускало снижение скорости на 0,5 узла.
Однако контр-адмирал Бей предлагал вести работы в ином направлении. В его представлении корабль имел водоизмещение как у миноносцев «Т/39», энергетическую установку «ILLies» в 52.000 л.с., которая по его данным находилась в 90-процентной готовности на заводе «Schihau». Причем увеличение мощности достигалось без увеличения веса и занимаемого пространства. По его мнению, в новом проекте предпочтение следовало отдать увеличению скорости до 38-39 узлов. Его требование вскоре подтвердилось боем в Бискайском заливе, когда германские миноносцы не смогли уйти от британских крейсеров. При этом считалось достаточным вооружение из двух спаренных орудийных башен - по одной в носу и корме. На совещании это предложение было отвергнуто на том основании, что предпочтение механизмов мощностью 52.000 л.с. нарушило бы программу выпуска механизмов в 40.000 л.с., что не хватает людей и материалов, что рассчитывать на новую еще не испытанную установку рискованно. В конце концов было решено остановиться на 42.000-сильной установке и вооружении из трех спаренных установок с орудиями 105-мм калибра. Головному кораблю присвоили обозначение «Т.52», но дальше этого работы в то время почти не продвинулись.
В январе 1944 года дискуссии вновь возобновились. На совещании 22 января 1944 года рассматривались сравнительные эскизные проекты с механизмами в 40.000 и 52.000 л.с. Но требование пожертвовать одной спаренной орудийной установкой в пользу увеличения скорости вновь отклонили. На совещании представитель флота корветтен-капитан Коппенгаген сообщил, что он информирован директором фирмы «Schihau» о подготовке нового проекту малого миноносца с четырьмя орудиями, дальностью хода как у проекта «Т/39» и скоростью 38 узлов. Однако председательствующий адмирал Махенс потребовал более подробной разработки и уточнения требований к новому миноносцу. При этом, по его мнению, сам проект и конструкция должны были быть предельно упрощенными для облегчения и ускорения строительства.
a) максимальная скорость 38 узлов при водоизмещении 75 % от полного;
b) спаренная орудийная башенная установка в носу и два обычных одноствольных лафета в корме (расчеты показывали, что для установки в корме орудийной башни не хватало места);
c) шесть спаренных зенитных автоматов калибром 30 мм;
d) установка в носовой надстройке радара для управления огнем и в корме тактического радара;
e) артиллерийский директор в носовой части;
f) отсутствие высокого рангоута;
g) четыре бомбосбрасывателя для глубинных бомб;
h) параваны.
На следующем совещании 9 февраля 1944 года обсуждение проекта продолжили. Как оказалось, при мощности механизмов и сравнительно небольшом корпусе можно было достичь скорости 36 узлов. Более высокую, в частности 38-узловую, скорость можно было получить только при очень облегченном и ослабленном корпусе, недостатки которого были очевидны. С другой стороны, оказалось, что новые установки мощностью в 52.000 л.с. разместить на кораблях проекта «Т/41.А» не удавалось. Необходимо было продолжить проектные разработки и исследовать возможность установки 52.000-сильных механизмов «ILLies» в измененный корпус, усиленный за счет снижения скорости на 0,25 - 0,5 узла. Как и раньше, определенного решения достигнуто не было, а проект «Т/41 .А» вскоре заменили проектом меньшего корабля, разработка которого приписывается корветтен-капитану Коппенгагену.
В конце концов, в результате долгого периода обсуждений и выработки технических заданий, появился сравнительно быстро разработанный проект «Т/44» с механической установкой «ILLies» в 52.000 лс. Корпус по размерам был близок к проекту «Т/39». Предполагавшиеся к постройке корабли этого проекта позже получили обозначение «Т.52» - «Т.57».
Применение новой установки давало определенные преимущества:
a) все вспомогательные механизмы имели электропривод (простые 3-фазные электромоторы) и, таким образом, не зависели от наличия пара;
b) большой к.п.д. турбинных установок, особенно на малых ходах (рабочее давление пара 19 ат. на скорости 25 узлов);
c) упрощенный ремонт и обслуживание вспомогательных механизмов.
Всего было подготовлено два эскизных проекта «А» и «В». При равном водоизмещении 1821 тонны и одинаковом вооружении, первый из них имел длину на 2 метра больше и был несколько шире. Вооружение составляли четыре 105-мм орудия типа «SKC/32», восемь 30-мм зенитных автоматов типа «Flak/44» и шесть торпедных труб. В варианте «В» имелось только шесть зенитных автоматов. И, кроме этого, проекты отличались расположением 105-мм артиллерии. Вариант «А» предусматривал спаренную башенную установку в носовой части и два одноствольных орудия в корме. Вариант «В» имел две спаренные орудийных башни в носу и корме. Основным назначением артиллерии был зенитный вариант, поэтому имелся только зенитный артиллерийский директор, размещенный на верхнем мостике. Предполагаемая скорость корабля проекта «А» равнялась 37,5 узлов, второго варианта - на 0,25 узла меньше.
На совещании 28 марта 1944 года, с участием командующего немецким флотом адмирала Деница, были окончательно решены все вопросы по проекту, которому официально присвоили обозначение «Т/44». В результате обсуждения Дениц приказал как можно быстрее построить по принятому проекту шесть миноносцев, заказ на которые в тот же день получила фирма «Schihau». Срок готовности первого из них «Т.52» был определен на 15 сентября 1946 года, последнего «Т.57» - 1 мая 1947 года. Но война, уже не в первый раз, внесла свои коррективы - ни один из этих кораблей не был даже заложен. Но и в случае начала строительства довести до готовности эти корабли шансов не имелось.
Миноносцы проекта «FT/40» (Flottentorpedoboote - эскадренные эскортные миноносцы) предназначались для использования в составе соединений крупных кораблей, а также для конвоирования транспортов.
Проект разрабатывался в проектном бюро морского ведомства в 1940 году и первоначально имел обозначение "Z/40" (как эсминец). Заказ на проектирование был выдан после обнаружения в захваченной Голландии готовых паротурбинных установок для строящихся эсминцев "Tjerk Hiddes" и "Philips van Almonde". В связи с этим проектирование велось при некотором участии голландских конструкторов. Строительство миноносцев велось в соответствии с военными программами. Всего предполагалось построить двадцать четыре корабля этого типа, но достроены они не были.
Миноносцы | Место постройки | Выдан заказ | Стр. номера | Закладка и спуск на воду | ||
"Т.61" | "Wilton-Fijenoord" (Роттердам) | 19.11.1940 | 691 | 1942 | июнь 1944 | |
"Т.62" | "Wilton-Fijenoord" (Роттердам) | 19.11.1940 | 692 | 1942 | 28.10.1944 | |
"Т.63" | "Rotterdamsche Droogdokmijenoord" | (Роттердам) | 19.11.1940 | 243 | 1942 | |
"Т.64" | "Rotterdamsche Droogdokmijenoord" | (Роттердам) | 19.11.1940 | 244 | 1942 | 8.07.1944 |
"Т.65" | "К.М. de Schelde" (Влиссинген) | 19.11.1940 | 224 | 1942 | ||
"Т.66" | "К.М. de Schelde" (Влиссинген) | 19.11.1940 | 225 | 1942 | 1944 | |
"Т.67" * | "Nederlandse Dok" | 19.11.1940 | 305 | 1942 | ||
"Т.68" * | "Nederlandse Dok" | 19.11.1940 | 306 | ? | ||
"Т.69" | "Wilton-Fijenoord" (Роттердам) | 3.05.1941 | 693 | ? | ||
"Т.70" | "Rotterdamsche Droogdokmijenoord' | (Роттердам) | 3.05.1941 | 245 | 1942 | |
"Т.71" | "K.M. de Schelde" (Влиссинген) | 3.05.1941 | 226 | ? | ||
"Т.72" * | "Nederlandse Dok" | 3.05.1941 | 309 | ? | ||
"Т.73" -"Т.75" | "Wilton-Fijenoord" (Роттердам) | 27.08.1941 | ||||
"Т.76"-"Т.78" | "Rotterdamsche Droogdokmijenoord' | (Роттердам) | 27.08.1941 | |||
"Т.79"-"Т.81" | "K.M. de Schelde" (Влиссинген) | 27.08.1941 | ||||
"Т.82"-"Т.84" | "Nederlandse Dok" | 27.08.1941 |
* С сентября 1943 года достройка этих эсминцев производилась в соответствии с принятой программой перевооружения "Barbara" на других верфях - "Т.67" - на "К.М. de Schelde" (стр. номер - 257), "Т.68" - на "Wilton-Fijenoord", "Т.72" - на "Rotterdamsche Droogdokmijenoord".
Водоизмещение стандартное 1931 ts
Водоизмещение нормальное 2249 тм
Водоизмещение полное 2566 ts
Длина по ватерлинии (КВЛ) 110,0 м
Длина наибольшая 114,5 м
Ширина наибольшая по КВЛ 11,3 м
Осадка по КВЛ при норм, водоизмещении 3,24 м
Осадка по КВЛ при полном водоизмещении 3,81 м
Высота борта 6,55 м
Продольно-поперечная система набора, конструкции корпуса собирались из судостроительной стали N-52. При изготовлении надстроек и корабельных устройств широко применялись легкие сплавы и электросварка.
Количество отсеков 13
Протяженность двойного дна 90 %
Первоначальный проект предусматривал 3-ногую, слегка наклоненную к корме фок-мачту, оборудованную специальной площадкой с v-образной двойной антенной радара. На дымовых трубах предусматривались высокие козырьки.
Энергетическая установка 2 ТЗА Parsons завода "N.V.Werkspoor" (Амстердам)
МО (ЛБ) - МО (ПБ) - КО - КО - КО
2 трехлопастных винта диаметром 3,15 м
3 водотрубных котла "Yarrow-Werkspoor"
рабочее давление 28,1 ат.
температура пара (перегрев) 350 град.
Мощность максимальная расчетная 45.000 SHP
Мощность ожидаемая 49.500 SHP
Скорость проектная 34,8 узла при 475 обор, винта в мин.
Скорость ожидаемая 35,0 узлов
Запас жидкого топлива при нормальном и максимальном
водоизмещении 240 / 561 т
Дальность плавания 19-узл. ходом 2100 миль
Электроэнергетическая установка:
1 турбогенератор в 160 кВт;
2 дизель-генератора по 80 кВт (включая 1 резервный).
Рулевое устройство: 2 параллельных балансирных руля.
Штатный состав вооружения:
4 127-мм / 45-калиберных орудия образца "SKC/34" на одноствольных лафетах с защитными щитами; +30 -10 градусов = 17,4 км. Запас снарядов - 600 штук.
4 37-мм зенитных автомата "SKC/30" на двух спаренных лафетах; Запас патронов - 8000 штук.
16 20-мм зенитных автоматов на четырех счетверенных лафетах; Запас патронов - 16000 штук.
8 533-мм торпедных труб (для торпед "G/7a") в двух 4-трубных аппаратах, запасных торпед нет.
50 мин заграждения на съемных палубных рельсах.
4 бомбомета (до 32 глубинных бомб на 6 стеллажах).
Штатный состав вооружения:
1 мотобот (моторный катер или моторный ял);
1 шлюпка-кутер;
1 шлюпка-двойка (тузик).
Экипаж штатный (в военное время): 8 офицеров и 223 унтер-офицера и матроса.
Миноносцы проектов «FT/42» (Flottentorpedoboote - эскадренные эскортные миноносцы), разрабатывались в проектном бюро морского ведомства в 1942 году. Строительство этих миноносцев велось в соответствии с военными программами. Всего предполагалось построить шесть кораблей этого типа.
Миноносцы в серии | Место постройки серии | Выдан заказ | . Заводские номера |
"Т.43" - "Т.48" | «Deschimag» (Бремен) | 21 . 11 . 1942 г. | W.1109 - W.1114 |
Водоизмещение стандартное 2075 ts
Водоизмещение нормальное 2315 тм
Водоизмещение полное 2675 ts
Длина по ватерлинии (КВЛ) 108,0 м
Ширина наибольшая по КВЛ 11,0 м
Осадка по КВЛ 3,20 м
Продольно-поперечная система набора, конструкции корпуса собирались из судостроительной стали N-52. При изготовлении надстроек и корабельных устройств широко применялись легкие сплавы и электросварка.
Экипаж штатный 220 человек
Штатный состав вооружения:
4 127-мм орудие образца "LC/34" на одноствольных лафетах с защитными щитами;
8 37-мм зенитных автомата "SKC/ЗО''на 4спаренных установках;
12 20-мм зенитных автоматов;
6 533-мм торпедных труб (торпеды "G/7a") в 3-трубных аппаратах.
Строительство миноносцев не начиналось, так как через год после выдачи заказа, 25 ноября 1943 года, корабли были перезаказаны по другим проектам: миноносец «Т.43» (W.1109) - как эсминец «Z/51» проекта «Z/42», а миноносцы «Т.44» - «Т/48» (W.1110 - W.1114) - как эсминцы «Z.52» - «Z.56» проекта «Z/42.A».
12 июня 1943 года фирма «F.Schichau» (Эльбинг) получила заказ на новые миноносцы «Т.43» - «Т.48» проекта «FT/41».
Миноносцы проектов «FT/44» (Flottentorpedoboote - эскадренные эскортные миноносцы) предназначались для использования в составе соединений крупных кораблей - в основном для боевого охранения и проведения торпедных атак.
Строительство этих миноносцев велось в соответствии с военными программами. Проект разработан в проектном бюро морского ведомства на базе модифицированного проекта «FT/41.A». Всего предполагалось построить шесть кораблей этого типа.
Миноносцы в серии | Место постройки серии | Выдан заказ | Заводские номера |
"Т.52" - "Т.57" | «F.Schichau» (Эльбинг) | 28 . 03 . 1944 г. | S.1720 - S.1725 |
"Т.58" - "Т.60" | «F.Schichau» (Эльбинг) | 28 . 03 . 1944 г. | S.1447 - S.1449 |
Водоизмещение стандартное 1418 ts
Водоизмещение нормальное 1604 тм
Водоизмещение полное 1794 ts
Длина по ватерлинии (КВЛ) 98,0 м
Длина наибольшая 103,0 м
Ширина наибольшая по КВЛ 10,1 м
Осадка по КВЛ при D нормальном 2,91 м
Осадка по КВЛ при D полном 3,70 м
Высота борта 6,52 м
Продольно-поперечная система набора, конструкции корпуса собирались из судостроительной стали N-52. При изготовлении надстроек и корабельных устройств широко применялись легкие сплавы и электросварка.
Количество отсеков 12
Протяженность двойного дна 70 % КВЛ
Штатный состав вооружения:
4 105-мм/52-калиберных орудия на спаренных лафетах с облегченными защитными щитами (1600 снарядов);
10 37-мм зенитных автомата "SKC/30" на пяти спаренных установках (20.000 патронов);
6 533-мм торпедных труб (для торпед "G/7a") в двух 3-трубных аппаратах;
30 мин заграждения, принимаемых на верхнюю палубу.
Штатный состав спасательных средств:
1 мотобот (моторный катер);
1 шлюпка (моторный ял);
1 шлюпка-тузик.
Экипаж 8 офицеров и 214 унтер-офицеров и матросов
Главная энергетическая установка практически не отличалась от проекта «FT/41», но, по опыту боевых действий, были внесены некоторые усовершенствования, предложенные военным инженером Иллисом (ILLies). Изготовлением ее занималась фирма «Schihau», и установка получила обозначение «IS» (ILLies- Schihau). Основные отличия заключались в следующем:
- Практически все вспомогательные механизмы и устройства имели электроприводы, которые работали на трехфазном токе с регулируемой частотой. Все трехфазные моторы имели центральные станции управления.
- Для подогрева котельной питательной воды использовался пар отбора от главных турбин.
- Работа с изменяемым давлением (а это означало перемену мощности главных турбин) осуществлялась изменением количества подаваемого в котел топлива и, соответственно, изменением рабочего давления пара. Это делало ненужным маневренный клапан подачи пара и позволяло уменьшить расход пара, так как теперь не требовалось держать постоянное давление для работы вспомогательных механизмов.
Для отработки новых технических решений из дерева была построена полномасштабная модель котельных и турбинных отсеков. Готовая котельная установка (отдельные детали были заимствованы из предназначавшихся для миноносцев проекта «FT/ 39»), изготовленная заводом «Schihau», была испытана под наблюдением Иллиса. Но изготовление установки не было доведено до конца, и часть деталей была использована для кораблей проекта «FT/41».
Использование электроприводов для вспомогательных устройств позволило создать действительно экономичную установку, которая работала на низком давлении (до 19 ат.) при скоростях корабля до 25 узлов. При более высоких режимах хода давление пара повышалось.
Строительство миноносцев этого проекта даже не начиналось. Были сделаны только частичные заготовки металла и некоторого оборудования. Заказы были аннулированы еще до окончания войны.