- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Жемчужная гаваньТревожное воскресенье
Часть третья Атака на Военно-Морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
Атака на корабли у западного берега острова Форд
Плавбаза гидросамолетов AV-4 «Curtis»
Плавбаза гидросамолетов "Curtiss", головное судно типа 8671 -тонных в серии из двух кораблей, было построено в Камдене (Camden). В ноябре 1940 года судно было принято флотом и до мая 1941 года служило в Атлантике, а потом перешло на Тихий океан. В течение следующих нескольких месяцев "Curtiss" обеспечивал действия гидросамолета из гавани Пирл-Харбор, сделал один рейс с целью усиления гарнизона на острове Wake.
Утром 7 декабря 1941 года, плавбаза гидросамолетов был ошвартована у буя в гирле Средней бухты Пирл-Харбора (Pearl Harbor's Middle Loch). Подобно всем другим кораблям в базе, команда судна по первым сигналам тревоги немедленно заняла места по расписанию. До 8 утра оставалось еще несколько минут, когда японские самолеты начали атаку на первоочередные цели - аэродромы и линейные корабли. Приблизительно через 40 минут по плавбазе была выпущена торпеда, которая в судно не попала. Атаку поизвела японская сверхмалая подводная лодка. Прошло немного меньше, чем полчаса, и на "Curtiss" упал японский самолет, поврежденный зенитным артиллерийским огнем. Он ударился в один из больших подъемных кранов на надстройке. Это помогло судну, так как взрыв самолета не причинил серьезных повреждений. Затем на судно было произведено еще несколько атак пикирующих бомбардировщиков. Несколько небольших бомб упали на некотором удалении от бортов, обсыпав осколками кормовую часть. Одна бомба попала в надстройку в средней части, она пробила переднюю часть самолетного ангара, пробила главную палубу и взорвалась на второй палубе. Осколки бомбы пробили также и вторую палубу, проникли в машинный отсек, нанеся там значительные повреждения. Взрывом также были поражены несколько кладовых и самолетных мастерских в районе ангара, появилось несколько очагов интенсивных пожаров. Но, несмотря на их обширность, огонь был довольно быстро потушен. На корабле погибли около двадцати человек
Повреждения на "Curtiss" быпи устранены в срок немногим бопее месяца, но затем судно прошло еще капитальный ремонт на западном побережье. В феврале 1942 года "Curtiss" вернулся в Пирл-Харбор и базировался там до середины года. Затем плавбаза использовалась как флагманское судно и одновременно судно обеспечения и ремонта для самолетов и кораблей, участвовавших в кампании против Гвадалканала и Соломоновых островов. Местами базирования попеременно были Нумеа (Noumea), Новая Каледония (New Caledonia) и Эспириту-Санто на Новых Гебридах (Espiritu Santo, New Hebrides). В ноябре 1943 года плавбаза перешла в центральную часть Тихого океана и использовалась в нескольких передовых базах, постепенно, вслед за флотом, перемещаясь в сторону Японии. После окончания войны "Curtiss" оставался на Дальнем Востоке до марта 1947 года.
В конце 40-х годов и в 50-е годы судно использовалось для проведения разных научных экспериментов и опытных действий амфибийных сил. В Корейскую войну совершило один поход на театр военных действий для обеспечения патрульных самолетов в японских водах. В 1951-56 годах привлекалось для опытов с ядерным и термоядерным оружием в центральной части Тихого океана. С начала 1957 года до осени участвовало в акции «Deepfreeze» ("Холодильник")-долгосрочном проекте по изучению Антарктики. В сентябре 1957 года выведен из активного состава флота и в июле 1963 года исключено из списков флота и передано в консервацию (Maritime Administration). В феврале 1972 года сдано на слом.
Плавбаза гидросамолетов "Curtiss", Пирл-Харбор, 16декабря 1941 года (Pearl Harbor, December 16, 1941).
От: Командир корабля (Commanding Officer)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет ... Ссылки ... Вложения ....
1. В воскресенье утром «Curtiss» был ошвартован к причальной стоянки Хгау-22 в Пирл Харбо- ре. Судно обслуживалось от постов причала Хгау, а также держало под парами котел №3.
2. По состоянию на 07.30 утра на судне 9 офицеров и 55 матросов числились в увольнении на берег. Из старших офицеров на борту находились старший офицер (Executive Officer), начальник авиа крыла (Air Officer), первый лейтенант (First Lieutenant), второй штурман (Assistant Navigator) и второй артиллерийский офицер (Assistant Gunnery Officer). В 07.50 обнаружены торпедоносцы и бомбардировщики, атаковавшие военно-морской аэродром и корабли в гавани.
Далее приведены события боя в хронологической последовательности:
07.50. Объявлен общий сбор по боевой тревоге. Корабль обстрелян истребителями противника. На военно-морском аэродроме (Naval Air Station) и аэродроме Hickam Field видны попадания авиабомб. «Utah», «Raleigh» и «Richmond» атакованы торпедами. «Utah» опрокинулся.
08.03. «Curtiss» открыл огонь из 50-калиберных автоматов.
08.05. Открыт огонь 5-дюймовой зенитной батареей с управлением стрельбой с местных постов от орудий. Прислуге приказано самостоятельно открывать огонь по любой обнаруженной в воздухе цели. Все 5-дюймовки и 50-калиберные автоматы вели огонь практически без перерывов. Разводятся пары в котлах №№1, 2 и 4.
08.08. В машину передан приказ «Приготовиться дать ход в чрезвычайных обстоятельствах» («Underway emergency»).
08.25. «Curtiss» атакован бомбардировщиками. Самолеты взяты в плотный огонь зениток.
08.27. Снята нагрузка с котлов №№1, 2, и 4.
08.35. Проверенны главные машины. Электромеханическая БЧ (Engineering Department) доложила о готовности дать ход.
08.36. Обнаружен перископ субмарины с правого борта в кормовой четверти на расстоянии 700 ярдов. 5- дюймовым орудиям передан приказ: «Стрелять в субмарину». Орудие №3 сделало один выстрел и следом еще два очень близко к перископу. Орудие №2 также открыло стрельбу по перископу.
08.40. Субмарина показала над водой рубку и часть носа. Было видно, что субмарина выпустила одну торпеду в сторону Северного канала по эсминцу. Было видно два попадания в боевую рубку 5-дюймовыми снарядами орудия №3.
08.42. Приказ к орудиям: «Прекратить огонь по субмарине».
08.43. DD-354 «Monaghan» сбросил две глубинные бомбы на субмарину. Появились воздушные пузыри и масляная пленка.
09.05. Один из трех самолетов, выходящих из пике над островом Форд был поражен огнем с «Curtiss», загорелся и рухнул на корабль в район подъемного крана №1 с правого борта. Самолет разрушился, у него взорвался бензобак и он сгорел на шлюпочной палубе. Прислуга орудия №3 была вынуждена временно прекратить стрельбу и отойти от орудия.
09.12. Группа самолетов, несмотря на плотный огонь, атаковала «Curtiss». Во время нападения одна бомба попала в кормовую причальную тумбу, другая упала невдалеке и еще одна рядом с ней. Тогда же одна бомба попала корабль, в шлюпочную палубу с правого борта. Она пробила настил, пронзила плотницкую кладовую, радиоремонтную мастерскую, проникла в ангар и взорвалась на уровне Гпавной палубы (Main deck Level). Были разрушены переборки, палуба, оборудование и крепления в пределах 30 футов от взрыва. Возникли многочисленные очаги пожаров. В результате выгорели многие участки ангара, верхнее перегрузочное помещение 4-дюймового боезапаса, орудийная кладовая, кинобудка [для экипажа фильмы демонстрировались в ангаре - прим. перев.] и передающий пост радиорубки. Весь ущерб был нанесен взрывом бомбы и возникшими в результате пожарами. В этом поединке был сбит один самолет, упавший примерно в 1000 ярдов влево от носа. Еще один самолет развалился в воздухе при попадании снаряда в 500 ярдах по траверзу с левого борта. Третий самолет, подбитый на траверзе левого борта, полого упал в воду недалеко от причала гидросамолетов «Pan American». Этот самолет позже был найден. Помимо этого наблюдалось падение самолета в тростниковых зарослях у берега за кормой, и еще одного - впереди судна.
09.27. Кормовая машина выведена из действия. Персонал покинул отсек из-за поступления пара из разбитых паропроводов и из-за заливания водой из поврежденных трубопроводов.
09.28. Носовые зенитки открыли огонь по самолетам, пролетающим высоко в направлении от носа к корме.
09.36. Первый лейтенант сообщил о пожаре в посту управления.
3. Ущерб и потери в экипаже:
a. Погибших - 20 (2 неопознанны).
b. Ранены и переданы на «Solace» и в береговой госпиталь - 33.
c. Ранены и остались на борту судна - 25.
d. Пропал без вести -1.
4. Выдающееся поведение экипажа. [Этот пункт пропущен из-за недостатка места. В нем перечислены случаи героического поведения экипажа, и названы наиболее отличившиеся офицеры и матросы.]
5. Поведение офицеров и команды соответствовало лучшим традиция флота. По меньшей мере три вражеских самолета были сбиты орудийным огнем «Curtiss». Также вражеская субмарина была серьезно повреждена, если не совсем потоплена, снарядами «Curtiss».
Подписано: Н. S. KENDALL.