- 25 - 2002 / сп - флот Италии
- 26 - 1999 / 02
- "Первые программы броненосного флота.
Броненосные фрегаты типа "Minotaur" - "Броненосец "PELAYO" военного флота Испании"
- "Война в Испании. Организация и боевые действия республиканского морского флота на севере Испании 14 мая - 11 октября 1937 года"
- "Испания. 1936-1939 годы. Гражданская война на море. Потери кораблей и судов воюющих сторон и нейтральных государств"
- "Германские миноносцы периода Второй мировой войны"
- "Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время Второй мировой войны"
Часть вторая - "Тайна Скапа-Флоу. Гибель "Royal Oak"
(глава из книги "Тайны британской секретной службы". 1948)
- "Первые программы броненосного флота.
- 27 - 2006 / сп
- 28 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 29 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- 30 - 2006 / сп - Звезда и смерть адмирала Шпее
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- Часть 4. "Гибель эскадры Шпее у Фолклендских островов"
- 31 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть первая
- «Пирл Харбор. Шаг в историю»
- «Пирл Харбор накануне войны» «Япония готовится к нападению»
- «Офицеры морского командования»
- Япония готовится к нападению
- «Американский флот в Пирл Харборе накануне нападения»
- «Японский флот готов к атаке»
- «Американские авианосцы. Где же они были?»
- «Сверхмалые японские лодки в атаке на Пирл Харбор»
- «Пилоты готовы атаковать»
- «Атака на стоянку линейных кораблей»
- тревожное воскресенье часть первая
- 32 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть вторая атака на линейные корабли
- 33 - 2004 / сп - Жемчужная гавань
- тревожное воскресенье часть третья
- Атака на военно-морскую верфь и корабли в средней бухте гавани
- Атака на район верфи вмс
- Минный заградитель СМ-4 «Oglala»
- Легкий крейсер CL-50 «Helena»
- Легкий крейсер CL-48 «Honolulu»
- Линейный корабль ВВ-38 «Pennsylvania» и эскадренные миноносцы DD-375 «Downes» и DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-375 «Downes»
- Эскадренный миноносец DD-372 «Cassin»
- Эскадренный миноносец DD-373 «Shaw»
- Атака на территорию военно-морской верфи
Звезда и смерть Адмирала Шпее
Часть третья
Корабли
В рамках выполнения «Закона о флоте» 1900 года («Flottengesetzes») морское ведомство (Reichsmarineamt) 8 июня 1904 года предоставлял строительный подряд на строительство двух больших крейсеров (Grosser Kreuzer).
Киль крейсера под бюджетным именем «С» был заложен на стапеле "A.G. Weser-Werft" в Бремене 28 декабря 1904 года. Спуск на воду с одновременным присвоением имени состоялись 14 июня 1906 года в присутствии начальника генерального штаба генерал-полковника графа фон Шлиффена (Graf von Schlieffen, Generaloberst, der Chef des Generalstabes).
Строительство корабля было задержано забастовкой рабочих на верфи, отчего его принятие флотом задержалось. 6 марта 1908 года крейсер был предъявлен к ходовым испытаниям, которые проводились с 26 марта до июля 1908 года, и после окончания которых, 12 июля был зачислен в состав разведывательных сил Флота Открытого моря (der Hochseefiotte).
Общие затраты на строительство крейсера составили 19,2 млн. золотых марок.
После вступления в строй «Gneisenau» был зачислен в 1-ю группу разведывательных сил флота (1. Gruppe der Aufklarungsschiffe). С марта по сентябрь 1908 года крейсером командовал Хиппер, тогда еще в звании капитана 1-го ранга - будущий знаменитый командующий германскими разведывательными силами.
В феврале - марте 1909 года в составе соединения совершил выход в Атлантику. В июле - августе того же года новый поход - в Испанию. А в июле 1910 года крейсер вместе с другими кораблями ходил к берегам Норвегии.
10 ноября 1911 года крейсер ушел в Восточную Азию и 14 марта 1912 года прибыл в Циндао, посетив по пути порты Мапагу, Порт-Саид, Коломбо, Сингапур, Гонконг и Амой. Уже весной этого же года крейсер совершил поход к островам северной Японии и к русским берегам. Затем, еще до лета крейсер провел ремонт с докованием в Циндао.
В июле-августе крейсер ходил в Японию, а в конце года и до весны следующего стоял в Шанхае как стационер.
2 марта 1913 года крейсер ушел в Индонезию, в июне посетил Рабаул, а в октябре - Порт-Артур.
С января по 18 марта 1914 года крейсер участвовал в плаваньи в южную часть немецких территорий в Тихом океане.
После начала войны совершил поход через южную часть Тихого океана в составе эскадры адмирала Шпее. Участвовал в сражении при Коронеле 1 ноября 1914 года. Погиб в бою у Фолклендских островов 8 декабря 1914 года. Место гибели корабля: 52°42"S; 56"05"W (по другим данным: 52°46"S; 56°04"W). С крейсером погибли 598 человек. Только 187 человек пережили бой. Из спасенных старшим по чину был первый помощник командира Ганс Похаммер (KKpt Hans Pochhammer, erste Offizier), автор будущей книги "Последний поход адмирала Шпее" ("Graf Spees letzte Fahrt", 1924, "Koehler Verlag" Leipzig).
Строительство большого крейсера под бюджетным именем "D" началось 3 января 1905 года на верфи "Blohm und Voss" в Гамбурге. 22 марта 1906 года корабль сошел на воду со стапеля. На церемонии присутствовал генерал-фельдмаршал фон Геселер (Graf von Haeseler, Generalfeldmarschall). Так как однотипный «Gneisenau», хоть и заложенный чуть раньше, сошел на воду только в июне, то «Scharnhorst» стал головным кораблем серии.
Общие затраты на строительство крейсера составили 20,3 млн. золотых марок.
24 октября 1907 года «Scharnhorst» начал ходовые испытания. В ноябре испытания были временно прерваны, когда с 6 по 16 ноября крейсер был привлечен для сопровождения императорской яхты «Hohenzollern» во время путешествия кайзера.
14 января 1908 года «Scharnhorst» получил легкие повреждения корпуса при случайном касании грунта. Корпус получил течь и для ее устранения кораблю пришлось вернуться на верфь.
После окончания испытаний крейсер был зачислен в соединение разведывательных сил флота (der Aufklarungsschiffe) и 1 мая 1908 года заменил в качестве флагманского корабля крейсер "Yorck". В составе этого соединения «Scharnhorst» оставался до марта 1909 года.
1 апреля 1909 года «Scharnhorst» отправился на Дальний Восток для замены крейсера "Furst Bismarck" в качестве флагманского корабля контр-адмирала фон Ингеноля (KAdm von Ingenohl) в крейсерской восточноазиатской эскадре. "Furst Bismarck" в это время уже шел в Европу, и 29 апреля 1909 года в Коломбо оба крейсера встретились. Была произведена передача документов для выполнения функций штаба, а также обменена часть команды. С этого дня «Scharnhorst» стал флагманом крейсерской восточноазиатской эскадры, но флаг адмирала фон Ингеноля был поднят на крейсере только 18 мая.
После начала войны совершил поход через южную часть Тихого океана в качестве флагманского корабля эскадры адмирала Шпее. Участвовал в сражении при Коронеле 1 ноября 1914 года. Погиб в бою у Фолклендских островов 8 декабря 1914 года. Место гибели корабля: 52°30"S; 56°10"W. С кораблем погибли все находившиеся на борту 860 человек.
Оба однотипных крейсера практически не отличались между собой.
На «Scharnhorst» на протяжении всей службы мирного времени борта были выкрашены белым цветом, что хорошо отличало его от «Gneisenau». Помимо этого, шлюпочные краны на нем были установлены незначительно дальше в корме.
В противоположность крейсеру «Scharnhorst», «Gneisenau» всегда окрашивался светло-серым цветом. Его шлюпочные краны были установлены немного ближе к носу, чем на его систершипе.
По существу, это были единственные различия между этими, весьма схожими крейсерами.
Малый крейсер типа "Konigsberg" с бюджетным именем "Ersatz Meteor" был заложен 29 августа 1906 года на стапеле казенной верфи в Киле и при спуске на воду был назван "Nurnberg". Крестным стал обер-бургомистр города Нюрнберга доктор фон Шух (Dr. von Schuh, Oberburgermeister Nurnbergs). 10 апреля
1908 года "Nurnberg" сделал первый выход в море для пробы машин, начав этим выходом программу испытаний. Они прерывались в апреле-мае, когда крейсер под флагом принца Людвига (Prinz Ludwig) привлекался к участию в маневрах флота. 3 июля крейсер завершил программу испытаний и был зачислен в состав флота, но некоторое время числился в резерве, занимаясь только учебной и боевой подготовкой.
1 февраля 1910 года ставил "Nurnberg" был переведен в активный состав флота. В конце 1910 года крейсер отправился в Восточную Азию и 9 апреля 1911 года (по др. данным в мае) в Сингапуре встретился с возвращающимся в Германию крейсером "Arcona", которого он заменил в составе восточноазиатской эскадры. Уже в этом же году "Nurnberg" вместе с "Scharnhorst" и "Emden" посетил острова Самоа и гавань Фридриха-Вильгельма, где их ожидало немецкое гидрографическое судно (Vermessungsschiff) "Planet" с поврежденными механизмами. С 9 по 24 сентября "Nurnberg" буксировал его в Сингапур для ремонта.
10 января 1911 года "Nurnberg" встретился на Каролинах с крейсерами "Emden" и "Cormoran", и до конца февраля вместе с ними действовал против повстанцев на Понапе.
Во время китайской революции "Nurnberg" оставался в Циндао на случай внезапных действий, но необходимости не возникло. В конце 1913 года "Nurnberg" ушел к берегам Северной Америки, где зарождалась мексиканская революция, и предполагалось вмешательство военных сил для соблюдения интересов немецкого флага. Однако вмешательство не потребовалось, а вскоре его там сменил крейсер "Leipzig".
После начала войны крейсер по приказу адмирала Шпее соединился с броненосными крейсерами, совершил переход через Тихий океан, принял участие в бою у Коронеля и позже погиб в бою у Фолклендов. Место затопления: 53°30"S; 55°00"W (по другим данным: 53°28"S; 55°04"W). С кораблем погибли 327 человек, и только семеро матросов были спасены.
Строительство малого крейсера с бюджетный именем "Ersatz Comet" было начато в 6 апреля 1906 года на казенной верфи "Kaiserliche Werft" в Данциге. 26 мая 1908 года крейсер был спущен на воду, получив наименование "Emden". 10 июля 1909 года он сделал первый выход в море для проведения испытаний и был принят в казну. Испытания продолжались до 1 апреля 1910 года, после чего корабль стал готовиться к переходу на Тихий океан.
12 апреля 1910 года крейсер вышел из Киля и направился в Южную Атлантику. 12 мая 1910 года он прибыл в Монтевидео, где встретился с крейсером "Bremen". 17-30 мая посетил Буэнос-Айрес. Обогнув мыс Горн 24 июня, "Emden" 12 июля 1907 года прибыл на Таити, а через 10 дней в Апиа на островах Самоа встретился с крейсерами восточно-азиатской эскадры и был зачислен в ее состав. После ремонта в Циндао, с 27 октября до 19 ноября оставался станционером на реке Янцзы. Дальнейшая служба и плаванья проходила в составе эскадры.
Лето 1914 года крейсер встретил в Юго-Восточной Азии, затем прибыл в Циндао. 31 июля 1914 года, накануне начала войны ушел из Циндао, и 4 августа захватил русский пароход "Рязань", позже переоборудованный во вспомогательный крейсер "Cormoran". После присоединения к эскадре Шпее на Марианских островах, 12 августа крейсер отправипся в одиночное плаванье в Индийский океан. За время крейсерства до 9 ноября крейсер "Emden" захватил и уничтожил 23 судна, 22 сентября обстрелял гавань и нефтяные цистерны в Мадрасе, 29 октября в Пенанге уничтожил русский крейсер "Жемчуг" и французский миноносец "Mousquet". 9 ноября при попытке уничтожить телеграфную станцию на Кокосовых островах вступил в бой с австралийским крейсером "Sydney", был сильно поврежден и выброшен на отмель у острова, после чего взорван командой. В бою погибли 134 из 376 человек экипажа. В 1956 году останки корпуса крейсера были уничтожены тайфуном.
Закладка малого крейсера типа "Bremen" с бюджетным именем "N" состоялась 12 июля 1904 года на верфи "A. G. Weser-Werft" в Бремене. 21 марта 1905 года во время спуска на воду крейсеру было присвоено имя "Leipzig", крестным стал обер-бургомистр богатого и знаменитого на весь мир ярмарками города Лейпцига, доктор Трендлин (Dr. Trandlin, Oberbbrgermeister von Leipzig). После достройки и установки вооружения на кайзеровской верфи в Вилыельмсхафене 20 апреля 1906 года крейсер совершил первый выход в море. Ходовые испытания продолжались до середины июня.
Летом 1906 года малый крейсер "Leipzig" сопровождал пароход "Hamburg", на котором кайзер совершал летнюю поездку. А 8 сентября крейсер вышел из Вилыельмсхафе- на в Восточную Азию. 6 января 1907 года крейсер прибыл в Гонконг и был зачислен в состав крейсерской восточноазиатской эскадры. Крейсер совершил несколько плаваний в китайских водах, а 17 ноября 1908 года принял участие в праздничном параде японского флота в Кобе.
В 1911 году, после начала Китайской революции, крейсер был послан в Hankau на реке Янцзы для поддержки находившихся там канонерок "Tiger" и "Vaterland". Старший офицер крейсера капитан-лейтенант Ребенсбург (KptLt Rebensburg) руководил эвакуацией немецких поселенцев из Hankau в Шанхай. В ноябре, когда в реке произошел сезонный спад воды, крейсер должен был уйти из Hankau.
В мае 1914 года крейсер был отправлен в Мексику для замены там крейсера "Nurnberg" и осуществления помощи и эвакуации немецких подданных в связи с началом мексиканской революции.
31 июля на "Leipzig" стало известно об обострении политической обстановки в Европе, а 5 августа - о начале войны. В соответствии с оперативным планом (на случай начала войны) командир крейсера предполагал объединиться с другими кораблями эскадры в Циндао, однако поступившие приказы от Шпее изменили решения командира, и крейсер ушел к острову Пасхи. 14 октября "Leipzig" прибыл на остров и соединился с эскадрой. Крейсер принял участие в Коронельском бою и позже погиб в сражении у Фолклендов. Место гибели крейсера: 53°55"S; 55°12"W. Из всего экипажа крейсера спаслись только 18 человек.
Малый крейсер под строительным именем "Ersatz Comet" был заложен на стапеле верфи "Blohm und Voss" в октябре 1906 года. 5 октября 1907 года корабль был спущен на воду и назван "Dresden", а 14 ноября 1908 года в Киле совершил первый выход в море и был принят в казну.
28 ноября во время испытательного выхода крейсер таранил и потопил шведское судно "Caclilie". Сам крейсер также получил сильные повреждения. После ремонта, 7 сентября 1909 года крейсер зачислен в строй флота, а уже 11 сентября отправился с визитом в США. С 24 сентября по 9 октября "Dresden" принял участие в военно-морском параде в Нью-Йорке. После возвращения в Германию 22 октября был зачислен в разведывательные силы.
16 февраля 1910 года новое столкновение - на этот раз с малым крейсером "Konigsberg". Повреждения незначительные. Дальнейшая служба связана с Флотом Открытого моря. После маневров 1913 года, 23 сентября крейсер ушел в восточное Средиземноморье и был зачислен в крейсерскую дивизию (Mediterranean Division).
27 декабря 1913 года крейсер ушел к берегам Мексики и 21 января 1914 года прибыл в Вера-Крус. Крейсер оставался у берегов Мексики, охваченной революцией. 20-24 июля "Dresden" переправил свергнутого президента Мексики Хуерту (President Huerta) к месту его изгнания на Ямайку.
31 июля 1914 года получен приказ приготовиться к крейсерской войне в Атлантике. В сентябре крейсер потопил 2 судна и еще 2 захватил. В это время крейсер ушел в Южную Атлантику, обогнул мыс Горн и в октябре на острове Пасхи встретился с эскадрой Шпее. Участвовал в бою у Коронеля, а позже стал единственным крейсером из эскадры, уцелевшим в бою у Фолклендских островов. Скрываясь от британских крейсеров "Dresden" вновь обогнул мыс Горн и с 9 декабря 1914 года по 14 февраля 1915 года крейсер скрывался в чилийских шхерах. Отсутствие топлива и износ машин не позволяли крейсеру действовать на коммуникациях. Отсутствие подробных карт чилийских шхер не позволило английским крейсерам обнаружить его. Но по требованию чилийцев он несколько раз менял место стоянки. 8 марта 1915 года он пришел в бухту Cumberland Bay на острове Mas-a-Fuerra. 14 марта "Dresden" был обнаружен британскими крейсерами "Kent", "Glasgow" и вспомогательным крейсером "Orama". Поврежденный в бою, после переговоров с англичанами, крейсер был взорван командой и затоплен. В бою погибли 7 человек. Оставшиеся в живых (среди них будущий шеф разведки в фашистской Германии адмирал Канарис) были интернированы в Чили. В 1965 году с крейсера были подняты флаг и компас, которые как реликвии хранятся в музее морской школы в Мюрвике.
была заложена в сентябре 1897 года на верфи "F. Schihau" в Данциге под бюджетным именем "Ersatz Нуапе". Спуск на воду состоялся 19 сентября 1898 года, а 4 апреля 1899 года канонерка была принята в казну. После завершения испытаний и полной укомплектации, 25 мая того же года "Jaguar" ушла на Дальний Восток.
Еще на переходе командир получил приказ идти в Южные моря. Связано это было с тем, что Испания, после поражения в войне с США, согласилась продать Германии некоторые территории и острова в Тихом океане. Необходимо было поднятием немецкого флага закрепить их за Рейхом. 13 сентября 1899 года канонерка участвовала в официальном подъеме немецкого флага в немецкой Новой Гвинее. Ровно через месяц, 13 октября моряки "Jaguar" подняли немецкий флаг на Понапе (Каролинские острова). 3 ноября флаг был поднят на острове Яп (острова Палау), 17 ноября на Сайпане (Марианские острова). После этого канонерка ушла для производства ремонта в Шанхай, куда прибыла 30 ноября. Только 4 января 1900 года "Jaguar" прибыл в Циндао и начинал службу станционера в китайских портах.
С июня 1900 года, в связи с восстанием ихэтуаней, канонерка обеспечивала охрану немецкого населения в китайских портах. 23 октября вернулась в Циндао. В дальнейшем служба проходила без существенных событий.
15 октября 1908 года "Jaguar" вместе с "Leipzig" и "Arcona" отправились для подавлении восстания местного населения на Понапе. Однако к моменту прихода их на Каролины, необходимость в этом отпала. Дальнейшее плаванье проходило по островам. 28 марта 1909 года эти же корабли прибыли на Самоа, где уже приняли участие в подавлении восстания. Причем предводитель восстания был на "Jaguar" переправлен в ссылку на остров Джалуит (Jaluit).
В 1910 году "Jaguar" вместе с британской речной канонеркой "Thistle" участвовала в подавлении китайского восстания в Hankau. 21 декабря с канонерки был высажен десант. Совместные с китайскими и международными войсками действия продолжались до февраля 1911 года. Часть экипажа "Jaguar" принимала участие в охране немецкого консульства в Фучау (Futschau). 28 апреля канонерка вернулась в Циндао.
В феврале 1914 года корабль получил повреждение при касании грунта на реке Jangtsekiang. Требовался доковый ремонт и канонерка ушла в Шанхай. Из-за угрозы начала войны, ночью 31 июля "Jaguar" незаметно для английских кораблей ушел из гавани Шанхая. 4 августа канонерка прибыла в Циндао, оказавшись практически единственным кораблем полностью готовым к боевым действиям. Неоднократно "Jaguar" и австрийский крейсер "Kaiserin Elisabeth" обстреливали японские позиции на берегу. Попадали под обстрел и сами. 4 октября "Jaguar" получил серьезную пробоину в носовой части.
Ночью 6/7 ноября, когда на обоих кораблях закончились боеприпасы, они были затоплены командами во внутренней гавани Циндао. Экипажи вместе с гарнизоном Циндао попали в японский плен на пять лет.
Канонерская лодка "Luchs" была заложена в 1898 году на казенной верфи "Kaiserliche Werft" в Данциге под бюджетным именем "Ersatz Habicht". 18 октября 1899 года корабль был спущен на воду. Первоначально канонерка имела название "Lux", а в начале 1900 года переименована в "Luchs" ("Рысь"). 15 мая 1900 года корабль был принят в казну.
30 июня на корабле был получен приказ о предстоящем походе в Восточную Азию. 7 июля "Luchs" вышел в море. 29 августа по приходу в Сингапур, где начиналась зона действия немецкой восточно-азиатской эскадры, канонерка была зачислена в эскадру. По прибытии в Циндао она успела принять участие в походах по китайским портам, связанным с подавлением восстания ихэтуаней. Во время дальнейшей службы канонерка совершила ряд плаваний у китайского побережья и по рекам, ходила в Индонезию. Некоторое время использовалась в качестве стационера в китайских портах.
В июле 1914 года предполагался доковый ремонт в Шанхае, но из- за обострения обстановки на корабле был получен приказ вернуться в Циндао. После начала войны орудия с канлодки были использованы для вооружения вспомогательного крейсера "Prinz Eitel Friedrich". Поскольку экипаж также был переведен на крейсер, "Luchs" была исключена из состава флота. Ночью 28/29 сентября 1914 года канонерка была выведена во внутреннюю гавань Циндао и затоплена экипажем.
была заложена в ноябре 1898 года на казенной верфи "Kaiserliche Werft" в Данциге под бюджетным именем "Ersatz Wolf. 15 августа 1899 года корабль был спущен на воду после крещения его главным директором верфи капитаном 1-го ранга фон Притвицем (Oberwerftdirektor KzS von Prittwitz). 3 апреля 1900 года канонерка сделала первый выход в море и была принята в казну. До 31 мая "Tiger" проводила испытания, а 2-6 июня был укомплектован в Киле для дальнего плаванья.
16 июня Император Вильгельм II провел смотр экипажу, а 17 июня канлодка отправилась в заграничное плаванье в Восточную
Азию. В Порт-Сайде канонерка встретилась с также идущим на Восток крейсером "Furst Bismarck". Проходя мимо французской территории Сомапи "Tiger" 21 июня села на мельу острова Перим. Но, хотя сняться ей удалось только через два дня с помощью буксиров, повреждения оказались не сильными и были устранены только в Гонконге во время ремонта с 30 августа до 12 сентября.
22 октября канонерка прибыла в Циндао. Она успела сходить в ряд портов Желтого моря, участвуя в подавлении восстания ихэтуаней. В декабре 1901 года посетила Нагасаки, а в январе 1902 года Бангкок.
После начала русско-японской войны канонерка находилась в Чемульпо, обеспечивая возможность эвакуации немцев в случае опасности. Такую же задачу выполняла с 19 декабря 1905 года до 30 января 1906 года в Шанхае из-за возникших там беспорядков.
В начапе 1907 года совершила плаванье в Индонезию, затем с марта по май ремонтировалась в Шанхае. Интенсивная служба продолжалась вплоть до 1914 года. К началу войны механизмы были сильно изношены, корабль требовал ремонта и практически не представлял боевой ценности. В связи с этим было решено передать орудия для вооружения вспомогательного крейсера "Prinz Eitel Friedrich". Так как экипаж также был переведен на крейсер, "Tiger" была исключена из состава флота. 29 октября, незадолго до капитуляции Циндао, корабль был отбуксирован во внутреннюю гавань и затоплен недалеко от мастерских на глубине 60 метров.
Строительство канонерки было вызвано высказанным в печати призывом после трагической гибели 23 июня 1896 года канонерки "ILtis" построить новую канонерскую лодку с таким же именем.
Канонерская лодка под бюджетным именем "Ersatz ILtis" была заложена в сентябре 1897 года на верфи "F. Schihau" в Данциге. Спуск на воду нового корабля состоялся 4 августа 1898 года, а 1 декабря 1898 года канонерка была принята в казну, а уже 8 декабря зачислена в состав действующего флота. После завершения испытаний 6 февраля 1899 года "ILtis" ушеп из Киля для службы в Восточную Азию. Первым командиром стал капитан 3-го ранга Ланс (Korvettenkapitan Lans).
После захода в Фалмут канонерка при прохождении Бискайского залива оказала помощь британскому пароходу "Port Darwin", который из-за поломки вала потерял ход. Канонерка отбуксировала его в испанский порт Коруна. После захода в Гибралтар и Порт-Саид, канонерка прошла Суэцким каналом, и далее посетила Аден, Коломбо, Пенанг. В Сингапуре произошла неожиданная встреча с казенным пароходом "Prinz Heinrich", на котором возвращалась из Китая в Германию принцесса Хейнрих (Prinzessin Heinrich) после встречи со своим братом, командовавшим восточно-азиатской эскадрой. 16 мая 1899 года "ILtis", зайдя еще в Шанхай, прибыл в Циндао. В июне канонерка вернулась в Шанхай для докования. В следующем году совершила длительное плаванье с заходом в китайские и японские порты и во Владивосток. После этого несла стационер- ную службу на реке Янцзы. В 1900 году канонерка посетила Гонконг, Кантон и Макао, затем зашла в японские порты и вернупась в Циндао. Оттуда 29 мая 1900 года, в связи восстанием в Китае, по приказу начальника эскадры ушла на рейд Таку для выполнения задачи по охране германского посольства и немецкой миссии. Принимала участие в штурме фортов Таку в составе международной эскадры. В бою погибли 8 человек и еще 11 были ранены.
В дальнейшем служба проходила без существенных событий, но достаточно интенсивно. Канонерка совершила ряд плаваний вдоль китайского побережья, в Японию и на острова, а также несла стационерную службу. К началу войны канонерка числилась в капитальном ремонте.
28 октября 1914 года, во время многодневного обстрела Циндао, была сильно повреждена и ночью 28/29 октября затоплена командой во внутренней гавани Циндао.
("Вперед") была построена в 1899 году шанхайской верфью "Farnham, Boyd & Со" в качестве речного пассажирского парохода по заказу гонконгской компании "Canton & Macao- Steamboat Co. Ltd". Судно имело название "Wu Chou". В следующем году судно было выкуплено германским правительством, вооружено двумя 50- мм пушками и 2 пулеметами, и 19 марта 1901 года было зачислено в состав морских сил в Восточной Азии в качестве канонерской лодки. Служба заключалась в исполнении обязанностей ста- ционерного корабля на реке Jangtsekiang и представлении германских интересов в Китае. Уже 18 июня 1910 года, после замены более современными кораблями, канонерка была исключена из списков военного флота и в 1911 году продана частной шанхайской фирме за 50 тысяч марок.
("Выдра") быпа заложена под бюджетным именем "С" в 1909 году на верфи "Joh. С. Tecklenborg" в Geestemunde. Корпус представлял собой 9 стальных отсеков-понтонов, стянутых болтами. Лодка была вооружена двумя 52-мм орудиями и двумя пулеметами. С марта 1914 года экипаж составляли 3 офицера, включая командира капитан-лейтенанта Зеферта (Kapitflnleutnant Seuffert), 44 матроса-немца и 7 китайцев.
15 июля 1909 года корабль был спущен на воду. В конце года в разобраном виде отправлена морем в Шанхай, где собрана и 1 апреля 1910 года зачислена в состав морских сил Восточной Азии.
До начала войны "Otter" использовалась на реке Jangtsekiang. Начало войны застало канлодку в Нанкине. 18 августа 1914 года после исключения из военного флота, как и "Vaterland", корабль был продан подставной фирме, переименован в "Munchen". После вступления в войну Китая, 20 марта 1917 года канлодка была конфискована китайскими властями и зачислена в китайский флот под именем "Li-Tschieh". В конце сентября 1921 года через Амур переведена на Сунгари. 11 октября 1929 года на реке Сунгари под Лахосусу потоплена на отмели советским монитором "Свердлов" (по др. данным потоплена 16 октября советской авиацией). В 1930-1931 годах поднята, но не ремонтировалась. В 1932 году захвачена японцами и передана Манчжоу-Го. Предполагался ремонт в Харбине на верфи "Kawasaki", но вскоре от ремонта отказались и в 1935-1936 годах судно разобрано на металл.
("Циндао") была заложена в середине 1902 года под бюджетным именем "А" на верфи "F.Schihu" в Эльбинге. Спуск на воду состоялся 18 апреля 1903 года. 15 мая того же года корабль был принят в казну. После готовности, в сентябре 1903 года канонерка была разобрана и морем перевезена в Гонконг. Там корабль был собран, спущен на воду и 3 февраля 1904 года зачислен в состав колониальных сил в Восточной Азии.
С декабря 1912 года в состав экипажа входили 3 офицера, включая командира ст. лейтенанта фон Меллера (Oberleutnant zur See / Kapitanleutnant Erwin von Moeller), 44 матроса-немца и 11 китайцев.
Вплоть до начала войны канонерка использовалась как стационер на реке Hsikiang и на реках провинции Kanton, а также в прибрежной зоне у Гонконга и Макао. Начало войны застало "Tsingtau" в Кантоне. После 2 августа там же канонерка была интернирована и разоружена. После вступления в войну Китая, 21 марта 1917 года канонерка была затоплена экипажем.
280-тонные канонерки строилась на средства, собранные по инициативе военно-морской лиги специально для усиления морских сил заграничных колоний. Конструкция корпуса включала 9 сборных отсеков-понтонов. Вооружение составляли одно 88-мм скорострельное орудие и пять 50-мм пушек, а также
2-3 пулемета.
("Земля отцов", "Отчизна") была заложена в начале 1903 года под бюджетным именем "В" на верфи "F.Schihu" в Эльбинге. Спуск на воду состоялся 26 августа 1903 года. После готовности, в феврале 1904 года канонерка была разобрана и морем перевезена в Шанхай. Там корабль был собран, спущен на воду и 28 мая 1904 года зачислен в состав колониальных сил в Восточной Азии. В июне 1913 года в состав экипажа входили 3 офицера, включая командира ст. лейтенанта Дресслера (Oberleutnant zur See Dressier), 44 матроса-немца и 11 китайцев.
Вплоть до начала войны канонерка использовалась как стационер на реке Yangtsekiang и в прибрежной зоне у Шанхая. В июле 1914 года "Vaterland" была отправлена в Hankau для замены находившейся там канонерки "Jaguar". Начало войны застало ее в Нанкине (Nanking). Поскольку создавалась угроза потери корабля, для его спасения были предприняты меры. В Китае была зарегистрирована подставная фирма, которой канонерка, после исключения из состава флота 18 августа, и была продана. Переименована в "Landesvater". 20 марта 1917 года канонерка была конфискована китайскими властями и зачислена в состав флота под именем "Li-Sui". В конце сентября 1921 года переведена через Амур на Сунгари. 11 октября 1929 года в Лахасусу сильно повреждена советским монитором "Свердлов" и 19 октября затоплена экипажем в районе Фугдина для закрытия фарватера. В 1930-31 годах поднята китайцами, и в 1932 году захвачена японцами, передана в состав флотилии Манчжоу-Го. В 1933 году отремонтирована на верфи "Kawasaki" в Харбине и вступила встрой под именем "Risui". С 1941 года использовалась как учебная. 16 августа 1945 года захвачена Красной Армией в Харбине и вскоре передана морякам советской Амурской флотилии, в состав которой была зачислена как учебное судно "Пекин".
один из серии из четырех миноносцев построенных по заказу китайского правительства, был начат постройкой в 1897 году на верфи "F. Schichau" в Эльбинге. Спуск на воду состоялся в марте 1898 года, а в июде миноносец был передан китайской команде и зачислен в строй под именем "Hai-Jing".
Во время китайского национального восстаний ихэтуаней миноносец был захвачен 17 июня 1900 года в гавани Таку в ходе штурма фортов. В соответствии с международным соглашением передан Германии. 6 декабря 1900 года зачислен в состав немецкой восточно-азиатской крейсерской эскадры под именем "Taku". После проведенного ремонта 14 июля 1902 года миноносец в ступил в строй эскадры.
В декабре 1913 года миноносец был серьезно поврежден при касании грунта в районе Циндао. 30 декабря 1913 года он был выведен из активной службы, а 13 июня 1914 года исключен из списков флота. 28 сентября, в период обороны Циндао Kiautschou, миноносец был затоплен экипажем в заливе Kiautschou (в точке 36°03N 120°160st).
был начат постройкой в 1898 году на верфи "F.Schichau" в Эльбинге. Это был головной в большой серии из 45 кораблей совершенно нового для германского флота и более крупного по величине типа миноносцев, что отразилось в классификации - Grosse Torpedoboot (также называли: Hochsee Torpedoboot).
26 июля 1899 года миноносец был спущен на воду, а 24 октября того же года принят флотом. 4 июля 1900 года вместе с крейсером "Hela" ушел в Восточную Азию и остался там для постоянной службы.
После начала войны в период обороны Циндао миноносец под командованием капитан-лейтенанта Брюнера (KptLt. Brunner) прорван блокаду и потопил в торпедной атаке японский крейсер "Takatschio". Так как миноносец не имен возможности вернуться в порт, командир принял решение выбросить его на отмель в 35 милях юго-западнее Циндао (35°32N;119°360st). Экипаж перебрался на берег, был интернирован и до конца войны содержался в Нанкине.
Печуконис Н.И.